Согласно конституции РФ судьей может стать

Тест по обществознанию по теме «Правоохранительные органы»

Вариант 1.
А1. Согласно Конституции РФ судьей может стать:
1) гражданин, достигший совершеннолетия
2) честный и принципиальный человек, поступивший на службу в правоохранительные органы
3) студент юридического факультета, практикующийся в адвокатуре
4) профессиональный юрист с пятилетним стажем работы
А2. Поддерживает в суде государственное обвинение:
1) адвокат 2) народный заседатель 3) мировой судья 4) прокурор
A3. Верно ли, что:
а) нотариус удостоверяет сделки, оформляет наследственные права;
б) нотариат участвует в расследовании и защищает права подозреваемых?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А4. Верно ли, что:
а) различают государственные и негосударственные правоохранительные органы;
б) правоохранительные органы обеспечивают безопасность граждан?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, характеризуют понятие «адвокатура».
Укажите термин, относящийся к другому понятию.
1)доверитель
2)ответчик
3)консультация
4)юридическая помощь
5)государство
С 1. Назовите государственные органы, которые называют правоохранительными.

Вариант 2.
А1. Последняя судебная инстанция по правам человека в РФ:
1) Европейский Суд по правам человека
2) Верховный Суд РФ
3) городской (районный) суд
4) областной суд
А2. За исполнением законов различными учреждениями, должностными лицами, гражданами следит:
1) нотариат 2) ФСБ России 3) адвокатура 4) прокуратура
A3. Верно ли, что:
а) присяжным заседателем может стать любой человек, достигший совершеннолетия;
б) суд присяжных рассматривает уголовные дела об особо тяжких преступлениях?
1) верно только а 2)верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А4. Верно ли, что:
а) адвокат может заключить договор с доверителем независимо от его места жительства;
б) адвокатура входит в систему органов местного самоуправления?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
В1. Заполните схему.
Судьи в РФ
Несменяемы Независимы _________________
С 1. Назовите участников судебного процесса.

Открытость, доступность, предсказуемость правосудия

Глава 7. Судебная власть и прокуратура

Статья 118

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Статья 119

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Статья 120

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Статья 121

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Статья 122

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Статья 123

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Статья 124

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Статья 125

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Статья 126

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 127

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).

Статья 128

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 129

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указатель

Судебная власть

Конституция РФ судебную власть поставила в один ряд с законодательной и исполнительной властью. Органы судебной власти наделены государственно-властными полномочиями. В соответствии с Конституцией России Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Судебная власть осуществляется по средствам конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

Сегодня судебная система представлена следующими судами:

· Конституционный суд России (конституционные (уставные) суды субъектов Федерации);

· система арбитражных судов;

· суды общей юрисдикции.

Полномочия Конституционного суда России установлены ст. 125 Конституции России и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (1994 г.). К ним относятся:

· разрешение дел о соответствии Конституции России федеральных законов, нормативных указов Президента России палат федерального собрания Российской Федерации, Правительства России, нормативных актов субъектов Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации; не вступивших в силу международных договоров;

· разрешение споров о компетенции между органами государственной власти;

· по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

· толкования Конституции России;

· заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента России в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления и др.

Система арбитражных судов России включает:

· Высший арбитражный суд;

· федеральные арбитражные суды округов (10);

· федеральные арбитражные суды апелляционной инстанции (20);

· арбитражные суды субъектов Федерации.

полномочия арбитражных судов установлены ст.127 Конституции России и Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (1995 г.). Арбитражные суды рассматривают экономические споры и иные дела между юридическими лицами, и гражданами-предпринимателями. Споры, подведомственные арбитражным судам, возникают в связи с признанием права собственности на имущество, с истребованием имущества, споры в сфере управления. Порядок производства в арбитражных судах определен Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (2002 г.).

Система судов общей юрисдикции включает:

· Верховный суд;

· Верховные суды республик в составе России, краевые, областные суды, суд автономной области, суды автономных округов, суды городов федерального значения;

· городские (районные) суды;

· мировых судей.

К судам общей юрисдикции относятся также военные суды, действующие в армии и на флоте.

Суды общей юрисдикции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела между гражданами, гражданами и юридическими лицами.

Порядок производства в судах общей юрисдикции определен Гражданским процессуальным кодексом РФ (2003 г.).

Конституция России устанавливает гарантии правосудия и независимости суда.

· судебная система устанавливается Конституцией Росси и федеральным конституционным законом;

· создание чрезвычайных судов не допускается;

· судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному суду;

· судьи несменяемы;

· судьи назначаются на должность в порядке, установленном законом;

· судьи неприкосновенны;

· разбирательство во всех судах открытое;

· состязательность и равноправие сторон в процессе;

· финансирование судов из федерального бюджета.

Верховный Суд РФ. Верховный Суд является высшим судебным органом по рассмотрению гражданских, уголовный, административных и некоторых иных дел. Он возглавляет систему судов общей юрисдикции и осуществляет надзор за их деятельностью; дает разъяснения по вопросам судебной практики, которым следует нижестоящие суды; рассматривает жалобы граждан на нарушение избирательных прав.

Верховный Суд выступает в основном как суд кассационной инстанции, хотя в качестве суда первой инстанции он может принять к своему рассмотрению уголовные дела особой сложности, любое гражданское дело.

Верховный суд обладает правом законодательной инициативой.

Структурно Суд состоит из 125 судей, Председателя и заместителей Председателя. В составе суда имеются коллегии: по гражданским делам, по уголовным делам, военная коллегия, кассационная коллегия, Президиум и Пленум Верховного Суда.

Судьи Верховного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Судьями могут быть граждане, достигшие 35 лет и имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Арбитражные суды. Арбитражные суды – это особая система судов, которые созданы специально для того, чтобы разрешить экономические споры.

Экономическими спорами называются споры между предприятиями и предпринимателями по поводу тех или иных сторон хозяйственной деятельности, а также споры предпринимателей с государством, государственными органами.

Так, например, два предприятия, не могу решить, кому из них принадлежит право собственности на какое-то здание. Или одно предприятие своей деятельностью (или неисполнением обязательства по договору) нанесло имущественный ущерб другому предприятию, и между ними возник спор сумме ущерба и порядок его возмещения. Или налоговые органы взыскали с предприятия штраф в сумме, которая предприятием оспаривается.

Все такого рода споры (дела) – предмет рассмотрения в арбитражных судах.

Третейские суды в России. Судопроизводство в государственных судах бывает очень длительным. Кроме того, открытость разбирательства порой иногда невыгодна отдельным предприятиям, не желающим раскрывать какие-то свои секреты и информацию. Наконец, в государственных судах решения принимают юристы, которые не всегда являются специалистами в вопросах, имеющих важное значение для спорящих сторон.

Все эти «минусы» устранены в негосударственных судах, называемых обобщенно третейскими судами. Третейскими судами называются негосударственные суды, в которые обращаются стороны по взаимному согласию для разрешения спора имущественного характера. Третейские суды бывают постоянно действующими или образованными для решения конкретного дела. В основном это постоянно действующие суды.

Правовой статус третейских судов в нашей стране определен Законом «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 года.

Постоянно действующие третейские суды в России могут образовываться торговыми палатами, биржами, общественными объединениями, организациями, ассоциациями, союзами.

Обращаться к третейскому суду могут, как правило, предприятия (юридические лица) и предприниматели (физические лица), осуществляющие деятельность без образования юридического лица.

Спор передается на разрешение третейского суда, если об этом имеется соглашение сторон, и разрешается на основе Конституции, нормативных актов, международных договоров.

В качестве третейских судей избираются (назначаются) физические лица, способные обеспечить беспристрастное разрешение спора и являющиеся независимыми от сторон.

Прокуратура Российской Федерации. В России существует государственные органы, которые не входят ни в одну ветвь государственной власти, — такие, например, как Счетная палата, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека и др.

Прокуратура Российской Федерации сегодня – это система органов, которые от имени России осуществляют надзор за соблюдением в стране Конституции и федеральных законов, а также преследование по уголовным делам. Прокуратура – система федеральная, централизованная: в ней нижестоящие прокуроры починяются вышестоящим и Генеральному прокурору.

В систему органов Прокуратуры входят: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов федерации, городские, районные прокуратуры, специализированные прокуратуры (например, военные).

Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента. Срок полномочий Генерального прокурора – 5 лет.

Прокуроры субъектов назначаются Генеральным прокурором по согласованию с органами государственной власти субъектов. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором.

Структуры Генеральной прокуратуры составляют отделы, управления и главные управления, в которых работают прокуроры, старшие прокуроры, прокуроры-криминалисты, следователи (старшие следователи) по особо важным делам, их помощники.

В органах прокуратуры рассматриваются жалобы и заявления, касающиеся нарушения законов. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами и при необходимости опротестовывают приговоры (решения) судов. В уголовном суде прокуроры выступают как государственные обвинители.

Прокуроры могут беспрепятственно входить в помещения органов, организаций, юридических лиц, требовать необходимые документы, вызывать должностных лиц и граждан, возбуждать уголовные и административные дела.

Новые суды и «процессуальная революция»: как прошла судебная реформа

Как свершилась «процессуальная революция»

В октябре 2017 года Пленум Верховного суда предложил так называемую процессуальную революцию – масштабный пакет поправок в процессуальные кодексы. Спустя несколько месяцев законопроект поступил на рассмотрение в Госдуму, где пробыл почти девять месяцев. За это время инициатива претерпела значительные изменения.

  • Октябрь 2017 года. Пленум ВС представляет проект процессуальной реформы. Среди новелл – отказ от мотивировочных частей решений по целому ряду дел, профессиональное представительство в судах и увеличение числа дел, рассматриваемых в упрощенном порядке.
  • Февраль 2018 года. Законопроект поступает на рассмотрение в Госдуму. Федеральная палата адвокатов и Совет по правам человека выступают с критикой: им не нравится норма об отказе от «мотивировок».
  • Апрель 2018 года. Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству дает законопроекту «зеленый свет». Председатель комитета Павел Крашенинников обращает внимание, что норма о «мотивировках» требует серьезного обсуждения. Критике подвергаются и другие положения реформы.
  • Май 2018 года. Верховный суд вносит в Госдуму поправки в «процессуальную революцию». Они расширили список решений, мотивы которых придется разъяснить. При этом председатель ВС Вячеслав Лебедев тогда заявил: этот перечень может быть пересмотрен в будущем.
  • Июнь 2018 года. Законопроект проходит первое чтение, но еще без поправок. Спустя неделю рабочая группа предлагает сразу несколько серьезных поправок в реформу. Эксперты сходятся во мнении, что норма об отказе от мотивировок для реформы не нужна. От новеллы о профпредставительстве в судах решено не отказываться, но и ее смягчают.
  • 20 сентября 2018 года. Рабочая группа предлагает новый пакет поправок: с новыми требованиями к правилам идентификации должников и старыми суммами для упрощенного производства.
  • Ноябрь 2018 года. Законопроект выходит на финишную прямую – 6 ноября его принимают во втором чтении, 20 ноября – в третьем. 23 ноября он получает одобрение Совета Федерации.
  • 28 ноября 2018 года. Путин подписывает «процессуальную революцию».

Подписанный президентом Путиным в конце ноября 219-страничный закон вобрал в себя изменения во все основные процессуальные кодексы. Но к тому моменту реформа претерпела значительные изменения. Так, в итоговую версию документа не вошли положения об отказе от мотивировочных частей решения: от них избавились в процессе рассмотрения документа в Госдуме. Кроме того, граждан решили не обязывать самостоятельно отслеживать движение дел в интернете.

Карточки Путин подписал «процессуальную революцию»

При том что из итоговой версии документа убрали основные спорые положения, в нем все равно содержится множество значимых изменений. Так, в российских судах впервые появилась «сплошная кассация». Сейчас вопрос о передаче дела на рассмотрение ставится на усмотрение судьи кассационного суда. Председатель ВС Вячеслав Лебедев, комментируя ход судебной реформы, отмечал: «Обеспечить качественную проверку кассационных жалоб можно только при сплошном кассационном производстве, а не выборочной кассации».

Изменились и правила судебного представительства. После вступления норм закона в силу представителями сторон в суде при рассмотрении гражданских и арбитражных дел смогут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности, но за исключением дел, которые рассматривают мировые судьи или районные суды.

Подробно о значимых изменениях, принесенных «процессуальной революцией», мы писали в день публикации закона, в материале «Путин подписал «процессуальную революцию».

Новые суды: кто, где, когда?

«Процессуальная революция» принималась во многом в увязке с другой инициативой Верховного суда, который еще летом 2017 года предложил создать в России новые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Законопроект принимали в течение года, и он тоже претерпел ряд изменений. В итоговой редакции депутаты утвердили пять апелляционных судов общей юрисдикции, девять кассационных и по одному кассационному и апелляционному военному суду.

Законодательство В России появились новые суды

Новые апелляционные суды будут пересматривать дела, которые по первой инстанции разрешают суды субъектов (Верховные суды республик, областные, краевые суды). В их же ведении окажутся споры по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Новые апелляционные суды будут вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории верховным судам республик, областным судам и прочим.

Кассационные суды общей юрисдикции по аналогии рассматривают дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он будет являться вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Апелляционные суды создали в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске. В Московской области (г. о. Власиха) заработает апелляционный военный суд. Для просмотра интерактивной карты нажмите на картинку.

Кассационные суды решили разместить в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове и Владивостоке, а военный – в Новосибирске. Для просмотра интерактивной карты нажмите на картинку.

В первоначальной версии законопроекта о судах фигурировали другие города. Так, первый кассационный суд общей юрисдикции предлагали разместить в Калуге (в итоге его переместили в Саратов), а шестой – в Казани, откуда он переехал в Самару. Калугу лишили апелляции и отдали ее Москве, потому что в столице лучшая материально-техническая и кадровая база и транспортная доступность.

Судьи Как в России решили кадровый вопрос новых судов

После того, как в конце июля закон был принят, начался процесс их кадрового наполнения. Начался он с поиска руководителей – к 15 октября, в установленный законом срок, все председатели были назначены. В основном ими стали председатели судов областного уровня, а подробнее обо всех руководителях можно прочитать в нашем материале «Путин назначил председателей новых судов».

После этого процесс формирования кадрового состава судов продолжился. В конце ноября ВККС одобрила кандидатуры 14 зампредов в новые суды, а в декабре – еще 16. Получили рекомендации судьи как в апелляции, так и в кассации.

Суд считается образованным, если в него набрано не менее половины судей от установленного числа. Подробнее о том, как комплектуются новые СОЮ, мы писали в материале «Как в России решили кадровый вопрос новых судов».

Завершение реформы

В конце февраля 2018 года председатель Совета судей Виктор Момотов принял участие в заседании СПЧ, посвященного совершенствованию процессуального законодательства. Тогда он рассказал о трёх основных стадиях судебной реформы.

  • Объединение Верховного суда и Высшего арбитражного суда (2014 год).
  • Создание новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.
  • Реформа процессуального законодательства.

Конечной целью реформы глава Совета судей назвал создание той модели судебной системы, «которая будет отвечать современным запросам гражданского общества, пользоваться доверием у этого общества и обеспечивать высочайший уровень правовой защищенности».

Таким образом, все три «больших» стадии судебной реформы уже приняты на законодательном уровне, но пока не вступили в силу. Это произойдет не позднее 1 октября 2019 года. Изменения в процессуальное законодательство вступят в силу в тот же день, в который начнут работать новые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Решение о конкретной дате примет Пленум Верховного суда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *