Согласие ФАС на сделку

Некоторые практические аспекты предварительного согласования сделок в Федеральной антимонопольной службе России

Относительно недавно мне пришлось столкнуться с подготовкой и подачей ходатайств о предварительном согласовании сделок в ФАС РФ.

В общем-то, дело это незамысловатое, то некоторые технико-практические знания все-таки полезны.

Здесь я хотела бы изложить некий checklist тех моментов, на которые стоит обратить внимание.

Надеюсь, они окажутся полезными для читателей.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предварительному согласованию с ФАС РФ подлежит ряд сделок, перечисленных в данной статье.

В моем случае предварительному согласованию подлежали сделки по приобретению 100 % долей общества с ограниченной ответственностью (объект экономической концентрации) на основании п. 2 ч. 1 Закона о защите конкуренции.

Процесс согласования сделки в ФАС начался с тщательного изучения нормативной базы, которая, так или иначе, охватывает вопросы подготовки ходатайства, а именно: Закон о защите конкуренции, приказ ФАС РФ от 20.11.2006 № 293, приказ ФАС РФ от 28.12.2007 № 457, приказ ФАС РФ от 17.04.2008 № 129, приказ ФАС РФ от 20.09.2007 № 294.

Для начала необходимо определить структурное подразделение ФАС, в которое подается ходатайство. С этой целью необходимо обратиться к Административному регламенту, утвержденному Приказом ФАС РФ от 20.09.2007 № 294 (пункты 3.5-3.12 Регламента).

Согласно п. 3.7 данного регламента мои ходатайства подлежали рассмотрению ФАС России. Документы подавались представителем по доверенности в канцелярию этого органа (Москва, ул. Садовая-Кудринская).

Теперь немного о самих документах.

Опись представленных документов

С нее начиналась вся моя кипа документов, аккуратно облеченных в твердую папку с кольцами.

Делается опись путем простого перечисления передаваемых в ФАС документов, начиная с ходатайства. На лист/первый лист каждого документа для удобства я приклеила стикеры с указанием номера приложения согласно описи.

Ходатайство

Какой-либо установленной либо рекомендуемой ФАС формы не существует. Поэтому в данном случае я использовала свой опыт подготовки всяких официальных запросов в государственные органы. В ходатайстве кратко раскрываем суть нашей просьбы со ссылкой на Федеральный закон о защите конкуренции, указываем лиц, под контролем которых находятся Заявитель и Объект экономической концентрации. Образец ходатайства можно найти во вложении.

Сразу хочу обратить ваше внимание, информация, передаваемая в ФАС в связи с согласованием сделки, размещается на официальном сайте антимонопольного органа.

Если перед вами стоит задача придать публичности как можно меньше сведений, на ходатайстве, приложении к ходатайству (по форме, утвержденной Приказом ФАС РФ от 17.04.2008), а также на перечнях лиц, составляемых в свободной форме (п.п. 12-15 ч. 5 ст. 32 Федерального закона о защите конкуренции), рекомендуется сделать пометку «Конфиденциально».

В силу п. 3.16 Регламента, утвержденного Приказом ФАС от 20.09.2007 № 294, заявитель должен указать исчерпывающий перечень документов и сведений, составляющих коммерческую тайну (за исключением документов и сведений, которые не могут являться коммерческой тайной в соответствии с законодательством Российской Федерации), служебную или иную охраняемую законом тайну.

Обратите внимание, что согласно п. 16 Приказа ФАС от 20.11.2006 № 293, пометка «Конфиденциально» не ставится на перечень лиц, входящих в одну группу, и схематическое изображение группы лиц. От себя хочу добавить, что это правило касается перечня и схемы, как в бумажной, так и в электронной форме (которые подаются в ФАС на лазерном диске).

При этом в документах, подаваемых в ФАС на диске, должны быть обезличены персональные данные физических лиц.

Таким образом, после вынесения ФАС решения, на официальном сайте будет размещен минимум информации о сделке. Так, по моему ходатайству были указаны достаточно общие сведения: наименование, основной вид деятельности и адрес заявителя, наименование и основной вид деятельности объекта экономической концентрации, указание характера сделки.

Документ, подтверждающий оплату госпошлины за рассмотрение ходатайства

Поставила на второе место после самого ходатайства, т.к. специалисты канцелярии ФАС очень трепетно относятся к наличию данного документа и в первую очередь требуют именно его.

Доверенность на представителя

Доверенность самая обычная с правом подписания всех необходимых документов, правом подачи документов, ведения переговоров и прочие общие фразы. Лучше сделать не меньше двух экземпляров. Одна подается вместе с ходатайством, вторую у меня забрали, когда забирала решения ФАС. Ну и третья осталась у меня, на всякий случай J

Приложения к ходатайству

Частью 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции установлен перечень документов, которые необходимо приложить к ходатайству.

Требования к оформлению и форме приложений можно найти в указанных приказах ФАС. При подготовке документов следует учесть, что их придется прошивать, соответственно размер левого поля желательно сделать не менее 20 мм.

С линейкой, конечно, каждый лист в ФАС не проверяют. Но чем меньше оснований придраться к вашим документам по техническим моментам, тем лучше.

Листы приложений к ходатайству должны быть пронумерованы. Делается это простым карандашом в правом верхнем углу каждого листа.

Если представляемый Вами документ, например то же ходатайство, состоит более чем из двух листов, он должен быть прошит, скреплен печатью и подписью уполномоченного лица.

Утвержденные ФАС формы документов, которые подаются вместе с ходатайством, лично у меня сложностей в заполнении не вызвали.

Отмечу лишь некоторые моменты.

Приказом ФАС РФ от 20.11.2006 N 293 утверждена форма представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц. Данной формой предусмотрено указание паспортных данных, а также ИНН физических лиц. Если возможности/желания раскрывать эти данные у вас нет, можно указать следующее: «согласие на обработку персональных данных не получено». Это не относится к лицам, указанным в качестве тех, под чьим контролем находится заявитель и объект экономической концентрации.

Приложения 1-5 к форме, утвержденной Приказом ФАС от 17.04.2006, я попросила подготовить бухгалтеров. Если деятельность тем или иным лицом группы не осуществляется (в частности, это касается приложений 4 и 5), в соответствующем приложении так и пишем «деятельность не осуществляется». В приложения вносятся сведения за два года, предшествующие дню представления ходатайства. Ходатайство подавалось мной в феврале этого года. Во избежание каких-либо приостановлений в связи с запросом дополнительных документов, у меня были приложения за 2013, 2014 и январь 2015.

Согласно подп. 7 ч. 5 ст. 31 Закона о защите конкуренции одновременно с ходатайством представляются бухгалтерский баланс заявителя по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства. При этом не уточняется, идет речь о годовой или промежуточной финансовой отчетности.

Кроме того, в силу подп. 8-9 ч. 5 ст. 31 Закона о защите конкуренции в ФАС должны быть представлены сведения о суммарной балансовой стоимости активов заявителя и его группы, а также объекта экономической концентрации и его группы. Данные сведения также подтверждаются бухгалтерскими балансами.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» отчетным периодом для годовой бухгалтерской отчетности является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно. Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.

На день подачи ходатайств годовые бухгалтерские балансы за 2014 еще не были готовы. Опять же во избежание каких-либо претензий мной подавались балансы за 2013 и за 9 месяцев 2014.

К ходатайству я также приложила заявления о выдаче решения ФАС на руки. В противном случае решение будет направлено Почтой России и ждать его, возможно, придется долго.

Ну вот наверное и все. Если возникнут какие-либо вопросы, готова ответить.

Ходатайство в ФАС. Уведомление ФАС

Современные рыночные отношения в России заставляют любую компанию учитывать при осуществлении своей профильной деятельности требования антимонопольного законодательства. Любая попытка его нарушения может повлечь не только административное, но и уголовное преследование. Государство признает исключительно легализованную форму борьбы за существование между субъектами рыночных отношений, поскольку это единственный действенный механизм регулирования и отбора в рыночной экономике.

К сожалению, конкуренция является слишком сложным и многогранным явлением, которое не способно к саморегулированию. Поэтому государством в целях обеспечения защиты всех хозяйствующих субъектов от недобросовестной конкуренции предусмотрен ряд экономических, административных и законодательных мер, направленных на недопущение монополизации рынка и других факторов, угрожающих нормальному функционированию рыночной экономики. Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов, имеющие целью получение преимуществ при ведении предпринимательской деятельности и противоречащие правовым нормам Российской Федерации, а также требованиям порядочности и справедливости.

Антимонопольное законодательство России в настоящее время базируется на Конституции РФ, Гражданском Кодексе и различных федеральных законах:

  • Конституция Российской Федерации согласно Статье 8, гарантирует единство экономического пространства страны, а также свободное перемещение товаров и услуг, поддержку свободы экономической деятельности и конкуренции. Согласно Статье 34, запрещена экономическая деятельность, направленная на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка. Статья 71 подчеркивает, что установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации. Таким образом устанавливается федеральная юрисдикция антимонопольного законодательства. И наконец, Статья 74 не допускает появления каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров и услуг в пределах страны (пошлины, сборы и так далее).
  • Гражданский Кодекс России провозглашает полное равенство всех участников рыночных отношений, а также гарантирует беспрепятственность осуществления и восстановления их прав. В частности, Статья 1 устанавливает запрет на любое ограничение гражданских прав, а также перемещение товаров, за исключением случаев, регулируемых федеральным законом. Статья 10 препятствует использованию гражданских прав для ограничения свободной конкуренции либо для злоупотреблений своим доминирующим рыночным положением.
  • Федеральными законами устанавливаются организационные и правовые основы антимонопольного законодательства, позволяющие определить конкретные рычаги для защиты конкурентного права. Так, Федеральный закон № 135-ФЗ от 26.06.06г. формулирует конкретные требования ко всем хозяйствующим субъектам при вступлении ими в гражданско-правовые отношения между собой. В то же время постановление Правительства РФ № 504 от 05.06.10г, признавая недопустимость соглашений между хозяйствующими субъектами, приводящих к ограничению конкуренции, допускает их при соблюдении определенных условий. В этом же постановлении перечислены случаи допустимости, в частности некоторые соглашения между страховщиками, работающими на одном товарном рынке.

Данный список правовых актов, принимаемых соответствующими уполномоченными органами, далеко не исчерпывающий, однако он подтверждает, что действующее антимонопольное законодательство является сложной многоступенчатой системой, включающей в себя множество документов, начиная от статей Конституции РФ и заканчивая постановлениями отдельных органов. Тем не менее, следует подчеркнуть, что все подзаконные акты нижестоящих органов могут лишь уточнять или дублировать суть вышестоящих. Иногда это приводит к сложностям в правоприменении антимонопольного законодательства, поэтому оно требует в настоящий момент значительного усовершенствования. Сегодня рассматриваются несколько концепций, включающих в себя наиболее проблемные вопросы и предполагающих внесение изменений в соответствующие правовые нормы.

Вас может заинтересовать: Подготовка и подача жалобы в ФАС на действия государственного заказчика.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Все субъекты, виновные в нарушении принципов и правил свободной конкуренции, несут юридическую ответственность. В зависимости от категории затронутых антимонопольных норм и тяжести нарушения предусматривается три типа ответственности:

Гражданско-правовая. Данная форма ответственности реализуется посредством взыскания убытков, которые были причинены противоправными действиями либо бездействием как отдельных хозяйствующих субъектов, так и органов исполнительной власти на местах или местного самоуправления и подотчетных им должностных лиц. Вся прибыль, полученная при таком нарушении антимонопольного законодательства, должна быть перечислена в федеральный бюджет России.

Административная. Антимонопольные административные меры устанавливаются КоАП РФ. В частности:

  • Статья 14.9 Кодекса устанавливает ответственность должностных органов, действия которых нарушают действующее антимонопольное законодательство и могут повлечь за собой ограничение либо устранение конкуренции, а также создают препятствия свободному перемещению товаров и услуг. Наказанием за такое правонарушение может стать наложение административного штрафа в размере до 30 тысяч рублей. При повторном нарушении – до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

  • Статья 14.31 препятствует совершению злоупотреблений хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке. Для должностных лиц подобное нарушение антимонопольного законодательства грозит штрафом до 50 тысяч рублей либо дисквалификацией сроком до трех лет. Юридическим лицам – штрафом до 15% от размера выручки за товар, реализованный с нарушением.

  • Статья 14.32 регламентирует ответственность за осуществление согласованных действий, ограничивающих конкуренцию на рынке. Так, за подписание соглашения, идущего вразрез с действующим антимонопольным законодательством, устанавливается для должностных лиц штраф до 50 тысяч рублей либо дисквалификация на срок до трех лет. Для юридических лиц – штраф до 15% от выручки за товар, реализованный с нарушением. Аналогичное наказание действует за координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимую с точки зрения действующего антимонопольного законодательства. Такой же штраф для должностных лиц накладывается в случае заключения недопустимого соглашения со стороны федерального органа или органа местного самоуправления либо осуществления других запрещенных согласованных действий, подрывающих принципы конкуренции.

  • Статья 14.33 регламентирует административную ответственность за недобросовестную конкуренцию, если подобные действия не носят состава уголовного преступления. Карается такая деятельность штрафом для должностных лиц в размере 20 тысяч рублей либо дисквалификацией сроком до трех лет. Для юридических лиц – штрафом до 15% от выручки за товар, реализованный с нарушением.
  • Статья 19.8 устанавливает административную ответственность за непредставление ходатайств, сведений, заявлений и другой подобной информации в антимонопольный орган либо же в орган регулирования естественных монополий. Размер штрафа варьируется в зависимости от тяжести нарушения.
  • Статья 19.5 устанавливает ответственность за невыполнение предписаний вышеназванных органов в установленный срок.

Уголовная. Меры уголовной антимонопольной ответственности регламентируются Статьей 178 УК РФ:

  • Ограничение, недопущение либо устранение конкуренции посредством заключения соглашений или других действий, а также неоднократное злоупотребление своим доминирующим положением на рынке, причинившие серьезный ущерб гражданам или государству, наказываются крупным штрафом (размер варьируется в зависимости от тяжести преступления) или заключением на срок до трех лет.
  • Те же действия, совершенные с использованием служебного положения и другими отягощающими обстоятельствами, наказываются заключением сроком до 6 лет со штрафом от одного миллиона рублей.
  • Те же действия, совершенные с применением насилия или угрозой такового, караются заключением до семи лет с лишением возможности занимать определенные должности сроком до трех лет.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС)

ФАС является главным федеральным органом, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением принципов свободной конкуренции на отечественном рынке. ФАС была создана указом Президента N 314 09.03.04г, а принципы ее деятельности заложены в Постановлении Правительства России от 29.06.04г. К ее основным задачам относится:

  • Содействие становлению и формированию рыночных отношений на базе свободной конкуренции.
  • Предупреждение и пресечение любой деятельности монополистического характера, а также случаев недобросовестной конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов.
  • Осуществление государственного контроля строгого соблюдения действующего антимонопольного законодательства при деятельности субъектов естественных монополий, в сфере рекламы, а также при размещении заказов на предоставление товаров, услуг и выполнение работ для федеральных нужд.
  • Контроль при привлечении иностранных инвестиций в те хозяйственные отрасли, которые имеют для России стратегическое значение для обеспечения безопасности государства.

Юридические услуги, связанные с антимонопольным законодательством

Как мы можем видеть, разобраться самостоятельно во всех хитросплетениях действующих правовых норм весьма проблематично. Компания «Прайм лигал» предлагает вам воспользоваться услугой юридического сопровождения проектов, которые попадают в сферу влияния антимонопольного законодательства Российской Федерации, а также иной правовой помощью. Наши услуги:

  • Юридическая оценка наличия доминирующего положения на рынке. Наши юристы осуществляют изучение правомерности применения антимонопольного законодательства соответствующими органами. Определяют обоснованность установления ими доминирующего положения хозяйствующего субъекта в конкретном секторе рынка. Также наша компания предлагает юридические консультации на предмет последствий такого применения. Специалисты компании изучают процедуру включения хозяйствующих субъектов, имеющих долю определенного товара свыше 35%, в соответствующий государственный Реестр. Предлагают рекомендации по возможным действиям для исключения из данного Реестра.
  • Применение антимонопольного законодательства для противодействия антиконкурентным действиям. Наша компания предлагает юридические услуги по анализу действий ваших конкурентов. В случае обнаружения нарушений мы подготавливаем пакет соответствующих документов и оформляем жалобу в антимонопольный орган по вопросам правомерности действий конкурирующего хозяйствующего субъекта. При этом мы обеспечиваем юридическое сопровождение поданной жалобы. В случае необходимости мы производим правовую оценку и соответствующее реагирование на действия антимонопольного органа.
  • Сопровождение коммерческой сделки. Мы предлагаем консультации относительно необходимости согласования с антимонопольным органом предстоящей сделки либо же уведомления о ней. Анализируем сделку на ее соответствие действующим правовым нормам. Наши юристы подготовят для антимонопольного органа необходимые документы для получения разрешения на осуществление конкретной сделки или действия. Мы проводим консультации по вопросам процедуры представления уведомлений о заключении сделок, подлежащих государственному контролю. Предоставляем информацию о последствиях нарушения антимонопольного законодательства.
  • Защита от привлечения к ответственности. Компания «Прайм лигал» обеспечит квалифицированную юридическую поддержку в случае привлечения к ответственности в сфере применения норм антимонопольного законодательства. Наши юристы тщательно проанализируют обстоятельства, послужившие причиной возбуждения дела. Проверят, насколько действия антимонопольного органа соответствовали действующему законодательству. Выработают необходимую стратегию защиты интересов заявителя. Если действия антимонопольного органа нарушали права нашего клиента, в соответствии с законодательством мы подадим необходимые жалобы и ходатайства. Осуществим юридическое представительство интересов клиента при рассмотрении его дела в суде. В случае необходимости мы оспорим вердикт суда по делу о нарушении антимонопольного законодательства или направим его в вышестоящие инстанции.
  • Неконкурентные торги. Юристы компании осуществят анализ процедуры проведения торгов и выяснят, нарушает ли она действующее антимонопольное законодательство. Определят факт создания для клиентов неконкурентных условий или ограничения их доступа к торгам. Мы незамедлительно отреагируем на такое нарушение антимонопольного законодательства. Наши юристы проведут юридическую оценку торгов при проведении конкурсного производства при банкротстве, исполнительного производства и так далее.

Юристы Прайм лигал оказывают услуги по сопровождению проектов, попадающих в сферу действия антимонопольного законодательства РФ. На основе тщательного анализа условий планируемой вами сделки наши специалисты определят, необходимо ли вашей организации обращаться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) для получения предварительного согласия ФАС или последующего уведомления ФАС.

На отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, распространяется Закон от 26 июля 2006 года № 135–ФЗ «О защите конкуренции», а также отдельные подзаконные акты. Указанный Закон направлен на совершенствование антимонопольного законодательства и заменяет ранее действовавшие Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948–I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117–ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Глава 7 Закона «О конкуренции» содержит перечень действий, которые могут совершаться с предварительного согласия ФАС или с последующим уведомлением ФАС.

С предварительного согласия ФАС осуществляются следующие действия:

  • Создание и реорганизация коммерческих организаций (в случаях, предусмотренных ст. 27 Закона «О конкуренции»)
  • Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций (в случаях, предусмотренных ст. 28 Закона «О конкуренции»)
  • Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций (в случаях, предусмотренных ст. 29 Закона «О конкуренции»)

Последующее уведомление ФАС осуществляется:

  • При заключении сделок или иных действиях, об осуществлении которых должен быть уведомлен антимонопольный орган (в случаях, предусмотренных ст. 30 Закона «О конкуренции»)
  • В случаях, предусмотренных ст. 31 Закона «О конкуренции»

Статья 27. Создание и реорганизация коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа

Требуется ли предварительное согласие антимонопольного органа в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 27 Закона о защите конкуренции на создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается имуществом другой коммерческой организации, составляющим менее 20 % балансовая стоимость основных производственных средств и нематериальных активов?
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 27 Закона о защите конкуренции с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляется создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом (за исключением денежных средств) другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации) или создаваемая коммерческая организация приобретает акции (доли) и (или) имущество другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации) на основании передаточного акта или разделительного баланса и в отношении данных акций (долей) и (или) имущества (за исключением денежных средств) приобретает права, предусмотренные статьей 28 Закона о защите конкуренции, и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу учредителей создаваемой коммерческой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество (за исключением денежных средств) которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, превышает семь миллиардов рублей, либо суммарная выручка учредителей создаваемой коммерческой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей, либо если организация, акции (доли) и (или) имущество (за исключением денежных средств) которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее — Реестр).
В том случае, если уставный капитал вновь создаваемой коммерческой организации оплачивается имуществом другой коммерческой организации, составляющим менее 20 % балансовая стоимость основных производственных средств и нематериальных активов, то на создание коммерческой организации предварительное согласие антимонопольного органа не требуется.
Распространяется ли требование статьи 27 Закона о защите конкуренции о получении предварительного согласия антимонопольного органа на реорганизацию юридического лица в форме его преобразования?
Законом о защите конкуренции не предусмотрено предварительное согласие или уведомление антимонопольного органа в случае реорганизации юридического лица в форме его преобразования из одного вида в юридическое лицо другого вида (изменения организационно-правовой формы).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *