Снять с кадастрового учета земельный участок

Снятие с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков

Федеральным законом № 218-ФЗ от 13.07.2015г. «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон), вступившим в силу с начала 2017 года, внесены значительные изменения в процедуры государственной регистрации прав на недвижимость и кадастрового учета.

Одним из таких изменений является возможность снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, в отношении которых не была осуществлена процедура государственной регистрации права.

Одним из таких изменений является возможность снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, в отношении которых не была осуществлена процедура государственной регистрации права.

В соответствии с ч. 4 ст. 69 Закона ранее учтенными земельными участками являются те, государственный учет которых был осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; а также объекты недвижимости, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на них зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены, и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122 -ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Процедура снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков регламентирована п. 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), утвержденного приказом Минэкономразвития от 16.12.2015г. № 943. В зависимости от сведений, содержащихся в кадастре недвижимости о ранее учтенном земельном участке, в отношении которого не осуществлялась регистрация прав, предусмотрено осуществление следующих действий:

– при наличии сведений в ЕГРН об исходном земельном участке и его правообладателе орган регистрации прав направляет последнему уведомление о необходимости предоставления документов для осуществления регистрации прав в отношении образованных земельных участков в 6-месячный срок, в противном случае – они будут сняты с учета;

– если в ЕГРН содержатся сведения о расположении объекта недвижимости на ранее учтенном земельном участке, в отношении которого не проведена процедура регистрации права, а также сведения о правообладателе этого объекта недвижимости, орган регистрации прав направляет последнему уведомление о необходимости проведения процедуры регистрации прав в отношении данного земельного участка в 6-месячный срок. Иначе, такой земельный участок будет снят с учета.

– при отсутствии в ЕГРН сведений о земельных участках, из которых образован ранее учтенный земельный участок; а также отсутствии сведений о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок и о наличии на земельном участке объектов недвижимости, в органы госвласти и местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками (в том числе до разграничения права собственности на землю), будут направляться запросы о наличии правоустанавливающих документов в отношении такого земельного участка и оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок. В случае поступления в орган регистрации прав уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок и правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, либо непоступления прав указанного уведомления в течение 3 месяцев со дня направления запроса, такой земельный участок будет сниматься с учета.

Рекомендуем всем правообладателям ранее учтенных земельных участков, в отношении которых не осуществлялась регистрация прав, не откладывать проведение данной процедуры.

Как снять с кадастрового учета земельный участок

Управление Росреестра по Тульской области информирует о порядке снятия с учета земельных участков.

Земельный участок может быть снят с кадастрового учета в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков. При этом государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков (п. 2 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ орган регистрации прав также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.

Порядок действий в отношении таких земельных участков установлен пунктом 181 Порядка ведения ЕГРН, установленного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943.

В случае наличия в ЕГРН сведений об исходных земельных участках или расположенных на них объектах недвижимости и наличия в ЕГРН сведений о правообладателях таких исходных земельных участков или расположенных на них объектах недвижимости, орган регистрации прав направляет правообладателю уведомление по почтовому адресу или адресу электронной почты. В случае не поступления в орган регистрации прав документов для осуществления регистрации прав на указанные образованные земельные участки в течение 6 месяцев со дня направления уведомления записи (записям) об образованном земельном участке присваивается статус «архивная».

Снятые с кадастрового учета земельные участки приобретают статус свободных (неразграниченных) земель, право распоряжения которыми переходит уполномоченному органу местного самоуправления.

В связи с этим Управление Росреестра по Тульской области рекомендует жителям региона убедится в наличии в ЕГРН сведений о правообладателе земельного участка, поставленного на кадастровый учет до 1 марта 2008 года. Для этого необходимо на сайте Росреестра в сервисе «Справочная информация об объектах недвижимости в режиме online» проверить сведения об интересующем земельном участке и убедиться, что в полученных результатах запроса в разделе «Права и обременения» имеется запись о регистрации права. Это означает, что данный участок не будет снят с учета. С запросом о предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости можно также обратиться в многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг «Мои документы».

Аннулирование земельного участка с кадастрового учета является распространенной процедурой. Почему возникают ситуации, когда объект недвижимости, например, участок земли, приобретает аннулированный статус? Вариантов может быть несколько.

Причины

Для начала необходимо разобраться, что имеется в виду под статусом объекта аннулирован. Прежде всего он означает снятие с государственного учета недвижимости, то есть аннулирование всех данных о земельном участке из службы кадастра. Также вся информация о земле будет с кадастровой карты аннулирована. Происходит это в нескольких случаях:

  • По законодательству, если участок земли ставился на учет в кадастровый орган более двух лет назад, но владелец так и не зарегистрировал официально за данный период времени право на собственность, то сведения о нем аннулируются и удаляются из государственного кадастра.
  • Если земельный участок ставился на учет после 01 марта 2008 г., то он имел временный статус, что определено настоящим законодательством. Если за двухлетний период с момента постановки на учет права не зарегистрированы, то объект принимает аннулированный статус.
  • Если изменился адрес земельного надела, а также описание его расположения.
  • Участок земли был объединен или разделен с соседними участками.

Данную процедуру проходят и части земельного надела. Информация о них может быть исключена из госкадастра спустя один год после их постановки на учет.

Аннуляция данных частей земельного участка не означает, что будут удалены все сведения и о самом участке земли. Они лишь приобретут актуальный статус, а его характеристики и площадь останутся неизменными.

После удаления записи из госреестра надел становится неучтенным, что препятствует оформлению прав владения на него. Ведь их регистрация на недвижимое имущество, которое не числится в госреестре, невозможна.

Срок действия всех данных, которые внесены в госреестр, может быть приостановлен только в том случае, если на земельный участок составлен судебный акт.

Что делать

После удаления кадастровой записи о недвижимом имуществе, возникает вопрос, можно ли поставить объект недвижимости заново на учет, и как восстановить кадастровый номер? В данном случае можно ставить участок земли на учет в госкадастр повторно.

ВНИМАНИЕ! Сведения о нем могут быть восстановлены в госреестре только в том случае, если их аннулирование не имело законных оснований. В данном случае происходит и восстановление номера в кадастре.

Порядок действий, необходимый для повторной постановки на учет земельного надела в госкадастр:

  1. Обратиться в орган, который уполномочен занимается оформлением государственного учета недвижимости.
  2. Составить заявление с просьбой о повторной постановке на учет участка земли.
  3. К заявлению прикладывается план межевания. Для его оформления необходимо обратиться к инженеру, который может решать кадастровые задачи и правильно использует данные, на основании которых земельный надел был зарегистрирован в первый раз. То есть повторное определение координат, а также границ земли не потребуется.

После новой постановки на учет в кадастровые органы объекта имущества, ему будет присвоен другой кадастровый номер, отличающийся от того, который был до процедуры аннулирования.

По инициативе владельца

Бывают ситуации, когда решение, касающееся снятия с учета в кадастре, принимается не только органами данной службы. Право на удаление информации о земельном наделе имеет и сам собственник имущества. Также таким правом обладает лицо, которое имеет нотариальную доверенность от имени владельца земельного участка.

Что касается собственников, которые хотят поделить имущество, то для снятия участка земли с кадастра потребуется согласие всех владельцев земли. При этом документ должен быть составлен письменно.

Процедура исключения данных о земельном участке из кадастра проводится в течение 18 календарных дней. Если данный срок продлевается без веских причин, то это считается незаконным.

ВНИМАНИЕ! Право на аннулирование данных объекта имущества имеют и лица, которые недавно вступили в наследство.

Пакет документов, необходимый для снятия с учета объекта недвижимости:

  • Данные паспорта заявителя.
  • Оригинал документа, в том числе и его копия, который подтверждает право на владение имуществом.
  • Кадастровый план.
  • Копия акта изучения участка земли.
  • Заявление.

Все документы, за исключением акта, должны быть в наличии у владельца участка. Акт необходимо будет получить.

Данный бланк засвидетельствует сведения, которые будут являться основанием для аннулирования данных о нем из госкадастра. Составляет его квалифицированный инженер.

На документе ставится подпись сотрудника БТИ, который должен иметь аттестат, в противном случае его подпись будет недействительной. Подписывать документ нужно в присутствии уполномоченного органа. Если все действия осуществляются на основании доверенности, то ее также необходимо приложить к пакету документов.

Как правило, заявителю ничего заполнять не приходится. В основном вся информация вносится сотрудником организации в специальную форму, которую заявитель должен внимательно проверить и поставить свою подпись.

Порядок действий

Пошаговая инструкция включает в себя следующие действия:

  1. Заполнение заявления, в котором содержится просьба об удалении сведений из госкадастра недвижимости, а также причина, по которой недвижимое имущество снимается с учета.
  2. Предоставление бланка заявления в органы МФЦ. Также необходимо приложить бумагу, которая подтверждает право на владение имуществом и кадастровый план.

Заявление должно быть зарегистрировано в день его подачи. На основании данных бумаг уполномоченным органом должна быть предоставлена расписка в том, что им получен перечень документов.

Решение о снятии земельного надела с госучета должно быть принято в течение 18 календарных дней. По завершению этого срока заявителю выдается ответ.

ВАЖНО! Если принято решение об отказе в услуге аннулирования сведений о земельном участке, то не позднее 19 дня уполномоченный орган должен уведомить о данном факте заявителя с обязательным указанием причины отказа.

Причины отказа в аннулировании

В услуге изъятия информации об объекте недвижимости может быть отказано по нескольким причинам:

  • Земельный надел не является объектом собственности.
  • Неправильно составлено заявление.
  • Форма предоставленных документов не отвечает требованиям федерального закона.
  • Недвижимый объект не относится к преобразуемым и поэтому на основании законодательства не может быть снят с учета.
  • Через 3 месяца после решения о приостановке государственного учета, причины, которые стали основанием для принятия данного решения, не были исключены.

Письменный отказ должен быть предоставлен с объяснением допущенного нарушения. В дальнейшем его можно оспорить через суд.

По судебному решению

Согласно ГК РФ, если кадастровая служба отказала в предоставлении услуги снятия с учета, заявитель может обратиться с иском в судебный орган. Также понадобится собрать необходимый перечень документов и оплатить госпошлину.

В течение 30 дней с того момента, когда был составлен и подан иск, суд должен ознакомиться с делом. Если оно принимается к рассмотрению, то назначается судебное разбирательство, где выносится решение в пользу той или иной стороны.

Чтобы не сталкиваться с ситуацией аннулирования земельного участка, необходимо не затягивать с регистрацией его в Росреестре, чтобы в дальнейшем не доводить дело до судебного разбирательства.

Как снять объект с кадастрового учета

Нередко встречаются ситуации, при которых гражданин или юридическое лицо владеет на праве собственности объектом недвижимости (например, здание, сооружение), который полностью или частично разрушен и эксплуатация его невозможна. Фактически объект прекратил свое существование. Однако, поскольку запись об объекте недвижимости и о праве собственности на него содержится в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), то собственник разрушенного объекта недвижимости, обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества и, в том числе уплачивать налоги на принадлежащее ему имущество. В этой ситуации необходимо разрешить вопрос о том, каким образом «избавиться» от прав на несуществующий в натуре объект недвижимости. Для решения данной проблемы следует снять объект недвижимости с государственного кадастрового учета и прекратить право собственности на него. С 1 января 2017 года Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлен ряд случаев, при которых государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав должны быть осуществлены одновременно. Так, при прекращении существования объекта недвижимости, право на который зарегистрировано в ЕГРН, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно. То есть собственник разрушенного объекта недвижимости должен обратиться в орган регистрации прав и заявить о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости и регистрации прекращения права собственности на такой объект. В данном случае оформляется одно заявление, форма которого утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 №920. Вместе с заявлением необходимо представить акт обследования, подготовленный кадастровым инженером. Добавим, что налогоплательщику не требуется дополнительно информировать налоговые органы о прекращении существования объекта недвижимости и прекращении прав на него. Орган регистрации прав, осуществивший государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, самостоятельно передает такие данные.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *