Снос незаконной постройки без решения

Порядок сноса самовольных построек

Снос самовольной постройки является административной процедурой, выполняемой уполномоченными органами. 03.08.2018 Президент РФ подписал ряд законов, вносящих изменения в уже действующие порядки. Основное назначение этих нововведений – легализация незаконного строительства посредством введения процедуры его переоформления или приведение в соответствие с действующим законодательством.

Терминология

Ст. 222 ГК РФ относит к незаконно возведённым объектам те, на которые не были получены соответствующие разрешения, расположенные на участках, не предназначенных для этого и построены с нарушением норм права.

Ярким примером незаконной постройки является приобретение гражданами земель с/х назначения и строительство на них домов, предназначенных для ИЖС, не оформляя никаких разрешений или перевода земель. До определенного времени они живут в доме, не прописываясь в нем; но когда приходит проверка, факт самовольности вскрывается и, уполномоченный орган вправе принять решение о сносе объекта.

Важно! Нормы права, устанавливающие требования к участку, необходимым разрешениям на строительство и т. д., должны быть актуальны на момент признания постройки незаконной. Но если собственник сооружения не мог знать о наличии каких-либо требований, здание не может быть признано самовольно возведенным.

Законодатель не разрешает оформить право собственности в отношении сооружения, которое было признано в установленном порядке построенным незаконно. Исключение – признание судом (иными уполномоченными органами) права собственности за гражданином, который является собственником участка под зданием или владеет им на праве постоянного бессрочного пользования. Должны быть одновременно соблюдены следующие условия:

  1. Гражданин оформил надлежащим образом разрешительную документацию на строительство.
  2. На день подачи иска сооружение соответствует всем требованиям закона.
  3. Сохранение постройки в первоначальном виде не будет нарушать ничьи права и законные интересы.

Важно! После признания права собственности на застройку за владельцем участка, ему вменяется обязанность по возмещению всех расходов лицам, осуществившим строительство незаконного объекта.

Кто принимает решение о сносе?

Решение о сносе принимается либо судом, либо органом местного самоуправления (далее по тексту – орган МСУ), на территории которого находится стройка в административном порядке, при условии, что здание возведено без получения разрешительной документации на участке, не предопределённом для этих целей и находящемся в границах:

  • территории для общего пользования;
  • зоны с особыми условиями.

С 4 августа 2018 года законодатель сузил полномочия органов МСУ по принятию решения о дальнейшей судьбе незаконно возведенных объектов. Это касается случае, когда они могут принять акт о сносе без решения суда.

Такое нововведение требовалось еще с 2015 года, когда в суды попало большое количество жалоб на действия органом МСУ по признанию построек незаконными. Несмотря на все чаще появляющиеся разъяснения Верховного суда РФ, произвол на местах продолжался. Поэтому законодатель решил передать наиболее серьезные случаи в компетенцию судебной инстанции для рассмотрения вопроса по существу, исключая формальный подход.

Порядок сноса самовольной постройки

Общие положения, связанные со сносом объектов самовольной постройки закреплены в главе 6.4 Градостроительного кодекса РФ. Снос может быть осуществлен на основании:

  • судебного акта;
  • решения органа МСУ.

Ранее, до 03.08.2018 для сноса требовалось получить разрешение на строительство; в настоящее время достаточно оформления проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства.

Разработать проект может только ИП/юрлицо, которое имеет членство в СРО, в противном случае он не будет принят органом МСУ и ликвидацию здания не разрешат.

Подготовка проекта не требуется при сносе:

  • гаража на участке, выделенного физическому лицу для целей, не связанных с предпринимательством;
  • сооружения на садовом/дачном участках;
  • объектов ИЖС;
  • сооружений вспомогательного характера.

Для справки! Что касается содержания проекта, то требования должны быть определены Правительством РФ. По состоянию на 01.01.2019, подготовлен проект нормативного акта, который проходит согласование в установленном порядке, но официально не принят.

Кто может сносить постройку?

ИП/юрлица, которые состоят в СРО и заключили договор подряда с собственником или иными лицам, ответственными за здание. Исключение – если цена вопроса менее 1 млн. руб., членства в СРО может не требоваться, но договор подряда при этом заключается с третьими лицами, например, с органом МСУ.

Алгоритм действий по сносу:

  1. В орган МСУ направляется уведомление о готовящихся работах по сносу. Такая обязанность возлагается на застройщика или технического заказчика. Срок – не позже 7 рабочих дней до начала. Дополнительные документы: проект по организации работ и материалы обследования объекта.
  2. Орган проверяет все бумаги и размещает данные о работах в информационной системе, параллельно направляя уведомление об этом в орган технического надзора.
  3. Здание сносится.
  4. В течение 7 рабочих дней в орган МСУ подаются сведения о завершении работ, которые также включается в информационную систему и попадают в Ростехнадзор.

Как выявляется незаконная постройка?

Уполномоченный на проведение процедуры проверки объектов строительства для признания их соответствующими законодательству, не позже 20 рабочих дней со дня выявления незаконно возведенных зданий, формируют уведомление и направляют его в орган МСУ, на территории которого расположена стройка. Последний рассматривает все бумаги и принимает следующее решение:

  • о сносе или возврате объекта в первоначальное состояние;
  • о направлении документов в суд;
  • об отсутствии признаков самовольности в постройке.

Законодатель обязывает орган местного самоуправления уведомить владельца участка/здания о предстоящих действиях. Если владелец не находится, то сведения о факте сноса размещается в СМИ, сети Интернет, на границе незаконного строения.

Процедура сноса здания довольно трудоемкая, поэтому законодатель ограничивает временные рамки на ее проведение от 3 до 12 месяцев. Возвращение здания в первоначальный вид требует от 6 месяцев до 3 лет.

По общему правилу, снос объекта возлагается на лицо, его построившего. При отсутствии такового – на собственника участка. Самый последний вариант – работы организует и оплачивает орган местного самоуправления, на территории которого расположено здание, а после взыскивает все затраты с собственников.

Что будет с участком после сноса постройки?

Судьба незаконно построенного объекта решена, участок остался. Как будет развиваться ситуация?

  1. Если на нем есть помимо снесенного еще объекты, строительство которых не противоречит закону, права на него остаются у владельца (например, право аренды).
  2. Участок пустой, был в аренде или находился на праве постоянного бессрочного пользования – право прекращается либо посредством одностороннего отказа, либо изъятием по судебному решению.

После того, как все права на участок прекращены, он выставляется на публичные торги. Вырученные деньги будут переданы собственнику земельного надела (не арендатору или лицу, владеющего им на праве постоянного бессрочного пользования). Из выручки вычитаются суммы, потраченные на организацию торгов.

Гражданин/организация, которые приобрели участок с таким обременением в виде незаконной постройки, обязаны исполнить предписание органа местного самоуправления или суда о сносе здания или приведении его в первоначальное состояние за свой счет. Возмещение из бюджета они не получат.

Такое нововведение законодателя о продаже участков с новым типом обременения направлено на введение в гражданский оборот участков, которые долгое время были бесхозными из-за невозможности оформить права владения на них надлежащим образом.

Судебная практика

Суды рассматривают довольно много гражданских дел, связанных с незаконными постройками. При этом большой процент доходит до Верховного суда РФ, которому приходится быть арбитром между несовершенствами законодательного регулирования и желанием граждан защитить свои права от произвола органов местного самоуправления.

На какие ошибки судов первой и апелляционной инстанций обращает ВС РФ?

  1. Неправильное исследование фактических обстоятельств дела. При вынесении решения не были учтены интересы заинтересованных лиц – наследников совладельца незаконной постройки.
  2. Суды не изучают вопрос розыска граждан/организаций, имеющих права владения на участок помимо сторон дела.
  3. Характер нарушений при возведении незаконной постройки не всегда носит существенный характер и, зачастую, снос не является окончательным вариантом разрешения спора.

Возможность органов МСУ принимать решение о дальнейшей судьбе постройки привела к тому, что в крупных городах увеличилось количество жалоб, связанных с незаконностью действий уполномоченных лиц. Несмотря на то, что данный вид дел относится к административному судопроизводству и имеет иной порядок обжалования по сравнению с гражданским судопроизводством, данная категория дел также является подвидом споров о самовольных постройках.

Диспозитивность действующего законодательства не предполагает подачи ответчиком по делу о самовольной постройке встречного иска о признании права собственности на нее. Более того, суды кассационной инстанции подчеркивают это и не допускают формальный подход со стороны судов 1 инстанции к рассмотрению дела, возвращая его на новое рассмотрение. Речь, например, может идти о том, что основанием для признания объекта незаконно построенным может являться отсутствие разрешения на строительство, но, при этом у ответчика имеется право собственности на участок. Суд первой инстанции удовлетворяет требования истца о сносе объекта, поясняя свою позицию тем, что ответчик не попытался доказать свое право на собственность здания. Но у него нет такой обязанности! Решение было отменено.

Таким образом, «освежение» нормативной базы по оформлению незаконного строительства послужило, во-первых, сокращению числа заброшенных участков, зданий и сооружений и передачу их новым владельцам посредством проведения вполне законных процедур. Второй момент – урезались полномочия органов местного самоуправления по распоряжению судьбой самовольно возведенных объектов – перечень ситуаций, предназначенных для их рассмотрения сузился.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Как отстоять объект недвижимости в суде

Получив претензию от местных органов власти о сносе самовольной постройки, не спешите сразу выполнять требование. Для начала – изучите документы на здание. Если у вас оформлено право собственности, такое требование будет вовсе незаконным. Если в отношении здания запись в ЕГРН отсутствует, поднимите документы БТИ, договор купли-продажи, технический, ситуационный план. В них может оказаться информация, которая защитит от риска потерять недвижимое имущество. Кроме того, снос самостроя –расходы для владельца земельного участка, так как выполняется им самим или за его счет.

Департамент горимущества и правительство Москвы обратились в арбитражный суд столицы с иском к ООО «Фирма Икс». Ответчику на основании договора-купли продажи принадлежало здание, к которому он возвел пристрой. По мнению истцов, данный пристрой незаконный, нарушает технико-экономические параметры здания, и выдвинули следующие требования:

  • Признать пристрой в 500 кв.м. самовольным;
  • Обязать ответчика снести пристрой и благоустроить территорию;
  • Разрешить Департаменту горимущества снести пристрой самостоятельно в случае отказа ответчика.

Кроме того, заявители потребовали признать право собственности компании «Фирма Икс» на спорное здание незаконным.

История спора

В январе 2019 г. московская Госинспекция по контролю за использованием объектов недвижимости обследовала земельные участки. По ш. Энтузиастов было обнаружено нежилое здание, к которому незаконно был возведен пристрой. Объект принадлежит на праве собственности ООО «Фирма Икс» и имеет площадь 1 тыс. кв.м. В учетно-технических документах от 16.07.1995 по спорному адресу находилось здание площадью 500 кв.м. По словам заявителей, произошли следующие изменения:

  • Проведена незаконная реконструкция без разрешительной документации;
  • Площадь объекта увеличилась с 500 до 1 тыс. кв.м.;
  • Поменялись технико-экономические параметры объекта.

Кроме того, по словам истцов, земля была предоставлена в 2003 г. ООО «Фирма Икс» по договору аренды для размещения складов. Департамент горимущества в 2017 г. направил ответчику в целях досудебного урегулирования спора письмо с требованием снести незаконный пристрой. Требование выполнено не было, что послужило основанием для обращения в суд.

О порядке досудебного разрешения спора

Досудебный порядок разрешения спорного вопроса является обязательным. Он предусмотрен ст. 4 АПК, ст. 132 ГПК, ст. 4 КАС РФ. Если его не соблюсти, суд не примет заявление истца к рассмотрению. Досудебное урегулирование не требуется в следующих случаях:

  • Если устанавливаются юридически значимые факты;
  • Возмещается нарушение права на судебное рассмотрение дела либо права на исполнение решения суда;
  • Рассматривается дело о банкротстве, корпоративный спор;
  • Защищаются интересы группы лиц;
  • Рассматриваются заявления госорганов, органов местного самоуправления в защиту общественных интересов.

Если заявитель представляет в суд материалы без доказательства применения мер досудебного урегулирования, такое заявление суд возвращает или оставляет без рассмотрения.

Что такое самовольная постройка

По закону, самовольной постройкой считается объект недвижимости, который построен на земле, не предназначенной для целей строительства. Здание, возведенное без разрешения, также относится к этой категории. Однако, если собственник ЗУ не мог знать о таких ограничениях, то постройка не будет считаться самовольной.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ, гражданин или организация не могут оформить право собственности, совершать сделки с объектом самовольного строительства. При обращении в Росреестр или МФЦ зарегистрировать сделку можно получить только отказ. Более того, такое недвижимое имущество подлежит сносу. Другой вариант – его можно привести в соответствие с требованиями правил землепользования, градостроительного законодательства. Расходы в этом случае понесет собственник земли или лицо, во владении которого находится ЗУ. Одно условие – объект не должен представлять собой опасность.

Оформить право владения на самовольный объект строительства можно через суд. Этим правом может воспользоваться собственник участка, на котором стоит здание. Зарегистрировать право также может лицо, у которого земля находится в наследуемом владении или постоянном пользовании. При этом должны соблюдаться следующие условия:

  • В отношении ЗУ получено разрешение на возведение здания;
  • Построенный объект соответствует строительным нормам;
  • Постройка не создает опасные условия.

Для регистрации права собственности гражданин или юрлицо обязаны возместить расходы на строительство. Но регистрация возможна только в том случае, если объект приведен в соответствие со строительными, градостроительными нормами.

Когда местные органы власти могут потребовать снос

Администрации поселений, районов могут потребовать снести самовольную постройку в следующих случаях:

  • Объект стоит на земле, в отношении которой не получено право собственности;
  • Вид разрешенного использования земли не позволяет строить на нем здания;
  • Объект находится на территории с особыми условиями пользования;
  • На строительство здания не получено разрешение.

Срок сноса, в соответствии со ст. 222 ГК РФ, не может быть меньше 3 месяцев и не больше года. Для приведения здания в соответствие отводится не меньше полугода, но не больше 3 лет. Органы местного самоуправления не могут принимать решения о сносе зданий, которые не находятся в государственном либо муниципальном владении. Исключение составляют объекты, несущие угрозу безопасности граждан. Более того, администрации поселений, районов не могут вынуждать сносить самовольные постройки, если они внесены в ЕГРН и на них оформлено право собственности.

Разрешение на строительство: когда нужно

Чтобы выполнить реконструкцию здания, построить жилой или нежилой объект, необходимо получить разрешение. Документ выдает местный орган власти по месту нахождения ЗУ. Разрешение не нужно для строительства и реконструкции:

  • Гаража, если земля под ним не выделена для ведения предпринимательской деятельности;
  • Жилого либо садового дома, хозпостроек на дачном участке;
  • Объектов ИЖС;
  • Построек, которые не являются объектами капстроительства.

Также не требуется разрешение на реконструкцию зданий, если она не затрагивает несущих, ответственных элементов.

Суд на стороне ответчика

Обращение органа власти в суд не означает, что дело будет выиграно непременно им только потому что, это госорган. Нередко представленные материалы требуют углубленного изучения, привлечения сторонних специалистов и проведения экспертиз. В данном случае суд назначил экспертизу, чтобы узнать, угрожает или нет пристрой жизни и здоровью людей. В результате было установлено, что объект никому не мешает. Более того, на спорном участке не обнаружены следы реконструкции.

Истцы в заявлении настаивают, что пристрой нужно снести, так как участок не выделялся под строительство. Однако здание было выкуплено ответчиком в 1996 г. у АО «МЭЗ» по договору купли-продажи. К нему имеется приложение – ситуационный план. Из него видно, что объект имеет навес, который поставлен на фундамент. Его площадь не была учтена при инвентаризации и не включена в общую площадь объекта. ООО «Фирма Икс» со временем возвела стены на имевшемся фундаменте, соорудило кровлю. В 2014 г. при очередной инвентаризации БТИ площадь данного помещения включило в общую площадь объекта. Так как документы сторон содержат противоречивую информацию, суд назначил строительную экспертизу. В ходе нее специалистами были изучены строительно-технические документы по спорному зданию. Эксперты выезжали по адресу объекта для сверки документов с фактическими параметрами постройки. Было установлено следующее:

  • Несущие элементы пристроя существовали до возведения ограждающих конструкций. Навес закреплен к колоннам, которые установлены на фундамент. В последующем колонны соединены между собой наружными стенами и внутренними перегородками;
  • Фундамент, перекрытия были построены вместе с основным зданием. По документам, на момент строительства не было только наружных и внутренних стен. Их появление в ходе реконструкции не повлияло на характеристики несущих конструкций;
  • Площадь основания здания, его периметр не изменились. При строительстве фундамент здания занимал 1 тыс. кв.м.;
  • Имеющееся здание площадью 1 тыс. кв.м. не является новым, и его фактическая площадь не менялась. До инвентаризации БТИ в общую площадь объекта были включены только те помещения, которые имели несущие стены и внутренние перегородки;
  • Новые несущие элементы не возводились. Стены, появившиеся входе реконструкции, прикреплены к имевшимся колоннам навеса.

Суд пришел к выводу, что по факту никакой реконструкции здания ООО «Фирма Икс» не выполняла. Технико-экономические параметры объекта не изменились. Он не представляет собой опасности для людей, окружающей среды. Таким образом, истцам было отказано в удовлетворении их заявления.

От признания постройки или пристроя самовольными защитят правоустанавливающие, строительно-технические документы. Для законного возведения нового объекта необходимо получить разрешительную документацию на строительство и ввод. Если здание старое и не поставлено на учет в Росреестре, помогут получить право собственности документы от органов БТИ, кадастрового инженера, получение техпаспорта и регистрация в ЕГРН.

Крышу не снесло

Главная мысль, которую высказал Верховный суд, звучит так — отсутствие разрешения на строительство дома не может быть основанием для отказа в иске о признании права собственности.

Это дело началось с того, что местная администрация обратилась в районный суд с иском к некой гражданке. Дама была хозяйкой жилого дома, который, по мнению чиновников, был построен незаконно.

Во всяком случае, разрешения на строительство, как того требует Градостроительный кодекс, чиновники женщине не выдавали. А раз так, то дом не имеет права на существование.

Суд решил, что администрация права — строение незаконное и его надо снести за счет, естественно, самой хозяйки. Вышестоящая инстанция с мнением районного суда согласилась. Но хозяйку «приговоренного» дома это решение не устроило. Так дело дошло до Верховного суда РФ.

Он подтвердил, действительно, построенный женщиной дом — самовольная постройка. Но местный суд, разрешая спор, не учел, что такой самострой вполне можно сохранить. Ведь закон связывает признания судом права собственности на самовольную постройку с такими обстоятельствами: принадлежность земельного участка под домом, наличие угрозы жизни и здоровью окружающих людей и возможность нарушения прав граждан, которые живут рядом. Верховный суд напомнил — по этому поводу был специальный объединенный пленум Верховного и Высшего арбитражного судов.

Пленум занимался именно вопросами, которые появлялись у судей, когда они рассматривают дела о защите прав собственности. На пленуме было подчеркнуто — когда суды рассматривают право собственности на самовольную постройку, надо установить главные моменты. Было ли нарушены градостроительные нормы и опасно ли здание. Для ответа на эти вопросы суд может назначить экспертизу.

А отсутствие разрешения на строительство — это вовсе не основания для отказа в иске о признании права собственности на такой дом. Но обязательно суд должен проверить — пытался ли гражданин легализовать строение, просил ли об этом чиновников. И главное — суд обязан выяснить, а законно ли местная власть отказала гражданину? Но если все требования соблюдены, то суд обязан признать за гражданином право собственности на его незаконную постройку.

«Если единственным признаком самовольной постройки является отсутствие разрешения на строительство или отсутствие акта о вводе в эксплуатацию, к получению которых гражданин принимал меры», то суд не может отказать хозяину дома.

Вот важная мысль Верховного суда: законом, решение вопроса о сносе самовольной постройки связывается не с формальным соблюдением требований о получении разрешения на стройку, а с установлением обстоятельств, которые могут помешать использовать дом по назначению. То есть строение опасно само по себе и нарушает права соседей. В нашем случае суд решил, что самовольную постройку надо снести только потому, что не было разрешения на строительство.

Но тот же суд установил, что участок земли принадлежит хозяйке дома, целевое назначение земли разрешает возведение постройки, ничьих интересов дом не нарушает и никому не угрожает. Поэтому, сказал Верховный суд, с решением о сносе дома согласиться нельзя. Тем более что право собственности на дом гражданка зарегистрировала в законном порядке.

Не согласен Верховный суд и с другим выводом суда, что хозяйка дома должна обратиться в суд со встречным иском к чиновникам и попросить сохранить незаконную постройку и признать за ней право собственности.

Верховный суд напомнил — граждане, участвующие в гражданском процессе, сами выбирают способ защиты своих интересов и сами распоряжаются правами и обязанностями, которые им предоставляет закон. Так что идти в суд со встречным иском или нет, это право гражданина, но не обязанность.

Отсутствие разрешения на строительство — не повод для отказа в иске о признании права собственности

В нашем случае местный суд пришел к выводу, что женщина должна была сама предпринимать меры, чтобы сохранить незаконно построенный дом. Но подобный вопрос должен решать сам человек, вне зависимости от предписаний суда.

Особенно интересно то, что суд с самого начала знал — территориальный орган Росреестра право хозяйки на дом зарегистрировал.

В переводе на казенный язык это означает, что юридический факт признания и подтверждения государством дома состоялся. И право гражданки на жилье уже признано государством в установленном законом порядке и не нуждается в дополнительном признании еще и судом.

(Определение N 19-КГ14-6)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *