Смежные авторские права

Понятие смежного права

Смежное право тесно связано с произведениями авторского права, которые в будущем используют, перерабатывают либо осуществляют с ними какие-то действия. Образующиеся отношения выступают смежными с авторскими, то есть напрямую связанными с объектами авторского права, которые были созданы ранее. Поэтому регистрировать объекты смежного права или соблюдать какие-либо другие формальности не нужно.

Если в процессе создания любого объекта авторского права у автора образуются как имущественные, так и личные неимущественные права, в таком случае для объектов смежных прав личные неимущественные права далеко не всегда характерны.

В Законодательстве Российской Федерации о смежных правах обязательное проставление знака охраны смежных прав на объектах авторского права не предусматривается. И все же правообладатель смежных прав имеет право на использование знака охраны смежных прав с целью оповещения 3-х лиц о собственных правах и предотвращения их нарушения.

Замечание 1

Если знак охраны отсутствует, то это не лишает обладателя смежного права возможности его защиты в соответствии с законодательством Российской Федерации. Но если юридический факт случается в стране, являющейся участником Женевской конвенции об охране интересов изготовителей фонограмм от противозаконного воспроизводства их фонограмм 1971-го г., тогда защита права в случае отсутствия знака охраны затрудняется. Ведь согласно этой Конвенции требуется исполнение конкретных формальностей, которые обеспечивают охрану интересов изготовителей фонограмм.

Вывод 1

Таким образом, все допустимые копии фонограммы, получившие распространение среди публики, либо их упаковки должны обладать всеми 3 элементами знака охраны. Если по копии или упаковке нельзя установить производителя, его правопреемника либо обладателя лицензии посредством упоминания его ФИО, марки либо иного соответствующего обозначения, тогда надпись должна содержать еще фамилию производителя, его правопреемника либо обладателя исключительного лицензионного разрешения (статья 5 Конвенции).

Вот почему знак охраны лучше поставить, особенно если объект планируется распространять не только на территории Российской Федерации. Ведь согласно международным соглашениям в государствах, в которых для появления прав существуют конкретные формальности типа депонирования экземпляров, регистрации и т.д., они признаются выполненными иностранными авторами (другими субъектами) в случае, если стоит знак охраны. По отношению к передачам вещательных организаций какого-то определенного знака охраны нет.

Объекты смежного права

В Гражданском кодексе определяются объекты смежных прав.

Базы данных

Замечание 2

Здесь подразумевается база данных в части их охраны от несанкционированного доступа и повторного применения составляющих их содержание материалов.

Имеется запрет на противоправное извлечение, а также применение материалов из базы данных с целью создания какой-то еще базы данных. Субъект, который на законных основаниях получил право использовать материалы базы данных, вправе создать такую базу, однако, ее структура и создание должны стать результатом личного творческого труда ее производителя. В соответствии со статьей 1334 Гражданского Кодекса Российской Федерации исключительное право изготовителя базы данных признается и действует вне зависимости от наличия и действия авторских и других исключительных прав, как самого творца базы данных, так и остальных лиц.

Производитель базы данных обладает следующими правами:

  • исключительным правом изготовителя базы данных;
  • правом на указание на экземплярах базы данных и (либо) их упаковках собственного имени либо названия (т.н. личное неимущественное право).

Обладание исключительным правом производителя базы данных предполагает возможность извлечения из базы данных материалов и осуществление их дальнейшего использования всяким способом и абсолютно в любой форме. Никто не имеет права брать из базы данных материалы и в дальнейшем их использовать без разрешения на то правообладателя.

Исключение из данного правила распространяется лишь на тех, кто правомерно использует базу данных, получив эти права на законных основаниях (к примеру, купив экземпляр базы данных либо получив базу данных в порядке наследства). Эти люди имеют право без разрешения правообладателя на извлечение из базы данных материалов и осуществление их последующего использования. Однако обратим внимание, что подобные действия должны производиться исключительно с личными, научными, образовательными и другими некоммерческими целями. Объем данного извлечения должен оправдываться вышеуказанными целями, и только в том размере, в котором эти действия не нарушают авторские права производителя базы данных и остальных лиц.

Замечание 3

Существует еще 1 правило: в случае если материалы, взятые из базы данных, используют способом, который предполагает получение к ним доступа неограниченного количества лиц, к примеру, по сети Интернет, то подобное использование сопровождается указанием на базу данных, из которой были взяты данные материалы.

Определение 1

Извлечение материалов представляет собой перенос целого содержания базы данных либо значительной части входящих в ее состав материалов на иной информационный носитель посредством любых технических средств и в разнообразной форме.

Замечание 4

В отличие от исключительного права на иные объекты смежных прав, исключительное право производителя базы данных актуально на протяжении 15 лет, начиная с 1 января года, который следует за годом ее создания.

База данных признается созданной со времени завершения ее разработки и получения коммерческой продукции, поставляемой на рынок.

Произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние

Определение 2

Публикатор является гражданином, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения, ранее необнародованное и перешедшее в общественное достояние согласно статье 1282 Гражданского Кодекса Российской Федерации либо находившееся в общественном достоянии в виду его не охраноспособности в соответствии с нормами авторского права.

Главное, чтоб произведения, которые обнародовал публикатор согласно статье 1259 Гражданского Кодекса Российской Федерации, могли признаваться охраноспособными.

Публикатор обладает следующими правами:

  1. исключительным правом на обнародованное им произведение;
  2. правом на указание собственного имени на экземплярах обнародованного произведения, а также других случаях его применения, в т.ч. в случае перевода либо другой переработки произведения.

Имя публикатора можно размещать на экземплярах обнародованных произведений. Право на указание собственного имени может реализовываться публикатором также в других случаях применения этого произведения, к примеру, при его переработке (переводе на иностранный язык).

Определение 3

Исключительным правом публикатора на обнародованное им произведение выступает право разрешения или осуществления использования произведения (к примеру, его перевод либо другая переработка).

В случае обнародования произведения после смерти автора публикатор должен принимать во внимание волю последнего, которая выражается им в письменной форме (завещание, письмо, дневник и т.п.).

Для того чтоб публикатор признал исключительное право на обнародованное произведение, не важен факт его обнародования в переводе либо в виде другой переработки. Главное – это сам факт опубликования. Если публикатор вдобавок к опубликованию также и перевел произведение, тогда авторские права признаются за автором перевода независимо от признания прав публикатора.

Замечание 5

Правообладатель обладает правом использования произведения на свое усмотрение любым не противозаконным способом.

Публикатор на протяжении срока действия собственного исключительного права на произведение имеет право вносить в произведение изменения, сокращения или дополнения при условии, что это не искажает замысел автора, не нарушает целостность восприятия произведения и не противоречит авторской воле, конкретно выраженной им в письменном виде.

Исключительное право публикатора распространяется на произведение:

  1. обнародованное на территории российского государства вне зависимости от гражданства публикатора;
  2. обнародованное за границей Российской Федерации ее гражданином;
  3. обнародованное за границей территории России иностранным гражданином либо лицом, не имеющим гражданство. Этот пункт выполняется, если законодательство иностранной страны, в которой обнародовано произведение, предоставляет охрану исключительному праву публикатора на ее территории, который является гражданином России. Данный принцип определяется в международном частном праве в качестве принципа взаимности;
  4. в других случаях, предусматриваемых международными соглашениями Российской Федерации.

Прекращается исключительное право публикатора на произведение в досрочном порядке в судебном органе после подачи иска заинтересованного лица, если при применении произведения правообладатель нарушил требования Гражданского Кодекса Российской Федерации по охране авторства, имени автора либо неприкосновенности произведения (статья 1342 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Исполнение

Под смежное право попадает исполнение музыкального произведения. При этом смежное право появляется у исполнителя. Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 1317 Гражданского Кодекса Российской Федерации исполнитель по общим правилам имеет право решать, будет ли изготовленная запись подлежать распространению, и если да, то кем, в какой форме, на протяжении какого срока и на территории какого государства.

Право исполнителя признается и действует вне зависимости от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение. Но в случае если исполнение проводилось без согласования с авторами музыкального произведения, тогда реализовать появившиеся у исполнителя интеллектуальные права он не сумеет.

Исполнитель обладает интеллектуальными правами:

  • исключительным правом на исполнение и личные неимущественные права;
  • правом авторства;
  • правом на имя;
  • правом на неприкосновенность исполнения.

Определение 4

Под исключительным правом на исполнение понимается право применения исполнения либо постановки во всякой форме, право реализовывать либо разрешать производить действия, предусматриваемые в пункте 2 статьи 1317 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также получать вознаграждение за каждый тип использования.

Замечание 6

Эти права можно передавать по договору иным лицам или по наследству.

Исключительное право на исполнение не подлежит распространению на воспроизведение, сообщение в эфир либо по кабелю, а также публичное воспроизведение записи исполнения в ситуациях, когда эта запись производилась по разрешению исполнителя, а ее воспроизведение, трансляция в эфире либо по кабелю или публичное исполнение осуществляется с теми же целями, для которых получено разрешение исполнителя на запись исполнения.

Если с исполнителем заключается договор по поводу создания аудиовизуального произведения, тогда разрешение исполнителя на применение исполнения в составе аудиовизуального произведения подразумевается. Разрешение исполнителя на отдельное применение звука либо изображения, зафиксированного в аудиовизуальном произведении, должно напрямую выражаться в соглашении.

Если исполнение используется лицом, которое не является его исполнителем, тогда реализовывать собственные права он обязан при соблюдении прав авторов исполняемых произведений.

Замечание 7

После истечения срока действия исключительного права на исполнение данное право становится общественным достоянием.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Фонограмма

Определение 5

Под фонограммой подразумевается запись звуков исполнения либо иных звуков или их изображений (статья 1322 Гражданского Кодекса Российской Федерации), кроме звуковой записи, входящей в аудиовизуальное произведение.

Если отсутствуют доказательства иного, то изготовителем фонограммы считается лицо, имя или название которого указано обыкновенным способом на экземпляре фонограммы и (либо) его упаковке.

Замечание 8

В данной ситуации смежное право состоит в том, что фонограмма выявляется в связи с записью появившегося до этого музыкального произведения.

Оригинальность не выступает условием охраноспособности фонограммы, и преобразование фонограммы также не обязательно должно быть результатом творчества, а может состоять во внесении просто технических изменений в изначальное звучание записи (удаление/снижение шумов, добавление специальных эффектов и т.д.).

Замечание 9

Лицо, правомерно переделавшее фонограмму становится обладателем смежного права на нее.

Фонограмма подлежит охране на территории Российской Федерации в случаях:

  1. если она не отошла к общественному достоянию в государстве происхождения;
  2. если она не отошла к общественному достоянию в России, при том что Россия и государство места происхождения принимают участие в международном договоре, который предусматривает взаимную охрану фонограмм (пункт 3 статьи 1304 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Производитель фонограммы реализует собственные права при соблюдении прав авторов произведений и прав исполнителей. Права производителя фонограммы признаны и действуют вне зависимости от наличия и действия авторских и исполнительских прав.

Неимущественные права производителя фонограммы указывать на экземплярах фонограммы и (либо) упаковке собственное имя либо название и права на защиту фонограммы от искажения распространяются и защищаются на протяжении жизни гражданина или до прекращения деятельности юр. лица, выступающего изготовителем фонограммы.

Замечание 10

Производитель фонограммы обладает правом на ее применение в любом виде, в том числе правом получать вознаграждение за каждый вид применения фонограммы.

Под исключительным правом на применение фонограммы понимается право осуществления или разрешения на реализацию следующих действий:

  1. Публичного исполнения, то есть всякое сообщение фонограммы при помощи технических средств в месте, открытом для свободного посещения либо в котором присутствует множество лиц, не входящих в обычный круг семьи, вне зависимости от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения либо ином месте параллельно с ее сообщением.

Замечание 11

Решая вопросы касаемо обычного круга семьи, следует учитывать связь субъектов через родственные и личные контакты, периоды общения, характер отношений и прочие существенные обстоятельства.

  1. Сообщения в эфир, то есть сообщения фонограммы для всеобщей информации путем передачи ее по радио либо телевидению (включая ретрансляцию), кроме сообщения по кабелю.

Определение 6

Сообщение подразумевает под собой любое действие, через которое фонограмма становится общедоступной для слухового восприятия вне зависимости от фактического восприятия слушателями.

Определение 7

В случае сообщения фонограммы в эфире посредством спутника под сообщением в эфир подразумевается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, через которые фонограмму можно довести до всеобщей информации вне зависимости от ее фактического приема людьми.

  1. Сообщения по кабелю, то есть сообщение фонограммы для всеобщей информации через ее передачу по радио либо телевидению при помощи кабеля, провода, оптического волокна либо аналоговых средств, включая ретрансляцию.
  2. Доведения до всеобщей информации, то есть доведения фонограммы таким способом, что люди могут получить доступ к фонограмме отовсюду и в любое время на свое усмотрение.
  3. Воспроизведения, то есть изготовления 1-го и более экземпляра фонограммы либо ее части.

Определение 8

Записью сообщения радио- либо телепередачи, фонограммы либо части фонограммы на электронном носителе, включая запись в память электронно вычислительной машины, называется воспроизведением, за исключением случая, когда эта запись временная и является неотъемлемой и существенной частью технологического процесса, который преследует единственную цель – правомерно использовать запись либо правомерно довести сообщение радио- либо телепередачи до всеобщей информации.

  1. Распространения фонограммы посредством продажи либо другого способа отчуждения оригинала либо экземпляров, которые являются копией фонограммы на всяком материальном носителе.
  2. Импорта оригинала либо экземпляров фонограммы с целью распространения, в том числе экземпляров, изготовленных с согласия правообладателя.
  3. Проката оригинала фонограммы и его экземпляров.

Правом на распространение экземпляров фонограммы посредством сдачи их в прокат наделен производитель фонограммы вне зависимости от права собственности на данные экземпляры.

  1. Переработки фонограммы.

Замечание 12

Следующее распространение экземпляров фонограммы без разрешения ее изготовителя и перечисления ему вознаграждения допустимо только в том случае, если экземпляры законно опубликованной фонограммы вошли в гражданский оборот путем их продажи (статья 1325 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

В практической жизни это значит, что единожды передав права на фонограммы или другие объекты, правообладатель больше не претендует на вознаграждение за каждый проданный компакт-диск (согласно принципу «исчерпания права»). Помимо этого, он не вправе давать разрешения на продажу каждого экземпляра фонограммы (в итоге это может привести музыкальный рынок к коллапсу). Однако принцип исчерпания прав не совсем не значит, что с музыкального компакт-диска пользователь вправе копировать дорожки («треки») и размещать их в локальной сети или Интернете.

Публичное исполнение фонограммы, которая опубликована в коммерческих целях, и ее сообщение в эфир либо по кабелю допустимо без согласия владельца исключительного права на фонограмму и владельца исключительного права на зафиксированное в данной фонограмме исполнение, однако, с выплатой им вознаграждения (статья 1326 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Замечание 13

Исключительные права изготовителя фонограммы вправе передаваться по соглашению иным лицам.

Наследникам и иным правопреемникам производителя фонограммы исключительное право на фонограмму передается в пределах оставшейся части срока, а именно 50 лет.

По окончанию срока действия исключительного права на фонограмму она становится общественным достоянием. Причем это произведение может свободно использовать любое лицо без чьего-либо разрешения либо согласия и без выплаты авторского вознаграждения. Также подлежит охране авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Замечание 14

Без разрешения правообладателя воспроизведение фонограммы в собственных целях допустимо в случае выплаты вознаграждения производителям носителя информации и записывающих устройств.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

  • § 1. Общие положения
  • Статья 1303. Основные положения
  • Статья 1304. Объекты смежных прав
  • Статья 1305. Знак правовой охраны смежных прав
  • Статья 1306. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения
  • Статья 1307. Договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав
  • Статья 1308. Лицензионный договор о предоставлении права использования объекта смежных прав
  • Статья 1308.1. Переход исключительных прав на объекты смежных прав по наследству
  • Статья 1309. Технические средства защиты смежных прав
  • Статья 1310. Информация о смежном праве
  • Статья 1311. Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав
  • Статья 1312. Обеспечение иска по делам о нарушении смежных прав
  • § 2. Права на исполнение
  • Статья 1313. Исполнитель
  • Статья 1314. Смежные права на совместное исполнение
  • Статья 1315. Права исполнителя
  • Статья 1316. Охрана авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя
  • Статья 1317. Исключительное право на исполнение
  • Статья 1318. Срок действия исключительного права на исполнение, переход этого права по наследству и переход исполнения в общественное достояние
  • Статья 1319. Обращение взыскания на исключительное право на исполнение и на право использования исполнения по лицензии
  • Статья 1320. Исполнение, созданное в порядке выполнения служебного задания
  • Статья 1321. Действие исключительного права на исполнение на территории Российской Федерации
  • § 3. Право на фонограмму
  • Статья 1322. Изготовитель фонограммы
  • Статья 1323. Права изготовителя фонограммы
  • Статья 1324. Исключительное право на фонограмму
  • Статья 1325. Распространение оригинала или экземпляров опубликованной фонограммы
  • Статья 1326. Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях
  • Статья 1327. Срок действия исключительного права на фонограмму, переход этого права к правопреемникам и переход фонограммы в общественное достояние
  • Статья 1328. Действие исключительного права на фонограмму на территории Российской Федерации
  • § 4. Право организаций эфирного и кабельного вещания
  • Статья 1329. Организация эфирного или кабельного вещания
  • Статья 1330. Исключительное право на сообщение радио- или телепередач
  • Статья 1331. Срок действия исключительного права на сообщение радио- или телепередачи, переход этого права к правопреемникам и переход сообщения радио- или телепередачи в общественное достояние
  • Статья 1332. Действие исключительного права на сообщение радио- или телепередачи на территории Российской Федерации
  • § 5. Право изготовителя базы данных
  • Статья 1333. Изготовитель базы данных
  • Статья 1334. Исключительное право изготовителя базы данных
  • Статья 1335. Срок действия исключительного права изготовителя базы данных
  • Статья 1335.1. Действия, не являющиеся нарушением исключительного права изготовителя базы данных
  • Статья 1336. Действие исключительного права изготовителя базы данных на территории Российской Федерации
  • § 6. Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства
  • Статья 1337. Публикатор
  • Статья 1338. Права публикатора
  • Статья 1339. Исключительное право публикатора на произведение
  • Статья 1340. Срок действия исключительного права публикатора на произведение
  • Статья 1341. Действие исключительного права публикатора на произведение на территории Российской Федерации
  • Статья 1342. Досрочное прекращение исключительного права публикатора на произведение
  • Статья 1343. Отчуждение оригинала произведения и исключительное право публикатора на произведение
  • Статья 1344. Распространение оригинала или экземпляров произведения, охраняемого исключительным правом публикатора

В соответствии с действующим законодательством защите подлежат не только авторские права, но и права, смежные с авторскими, кроме того, отношения, связанные со смежными правами, регулируются рядом специальных подзаконных нормативных актов, а также некоторыми международными соглашениями, в частности Женевской конвенцией 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, участником которой Россия является с 1995 г., и Римской конвенцией 1961 года об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций.

Смежными с авторскими правами (смежными правами) являются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), фонограммы, сообщение в эфир или по кабелю радио– и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Объектами смежных прав являются:

1. исполнения (включая постановки), фонограммы;

2. сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

3. произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Под исполнениями понимаются исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, выраженные в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств.

Фонограмма – это любая, но исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение.

Как и в случае авторских прав, для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей (ст. 1304 ГК).

Как предусматривает ст. 1306 ГК, использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (ст. 1273, 1274, 1277, 1278 и 1279 ГК), а также в иных случаях, предусмотренных гл. 71 данного Кодекса.

В отношении смежных прав применяются те же либо аналогичные тем, что регулируют соответствующие отношения по поводу авторских прав, положения, касающиеся договора об отчуждении исключительного права на объект таких прав, лицензионного договора о предоставлении права использования последнего, технических средствах защиты смежных прав, информации о них, ответственности за нарушение исключительного права на объект смежных прав, обеспечении иска по делам о нарушении этих прав (ст. 1307 – 1312 ГК).

Статья 1314 ГК устанавливает смежные права на совместное исполнение, которые практически не отличаются от ранее изложенных прав соавторов произведений науки, литературы и искусства.

Права исполнителя определены в ст. 1315 ГК, согласно п. 1 данной статьи, исполнителю принадлежат:

1. исключительное право на исполнение;

2. право авторства;

3. право на имя;

4. право на неприкосновенность исполнения.

В соответствии с п. 2 ст. 1317 ГК использованием исполнения считается:

1. сообщение в эфир;

2. сообщение по кабелю;

3. запись исполнения;

4. воспроизведение записи исполнения;

5. распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

6. действие, осуществляемое в отношении записи исполнения и предусмотренное в п. 1 и 2;

7. доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

8. публичное исполнение записи исполнения;

9. прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

В публичных интересах закон допускает ограничение исключительного права на исполнение. Так, данное право не распространяется на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения (п. 3 ст. 1317 ГК).

По общему правилу исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю. По истечении срока действия исключительного права на исполнение это право переходит в общественное достояние. К исполнению, перешедшему в общественное достояние, соответственно применяются правила ст. 1282 ГК.

Согласно норме ст. 1320 ГК к правам на исполнение, созданное исполнителем в порядке выполнения служебного задания, в том числе к правам на созданное в таком порядке совместное исполнение, применяются правила ст. 1295 указанного Кодекса.

Достаточно подробно в законе регламентированы также смежные права производителя фонограммы, организаций эфирного и кабельного вещания, изготовителя базы данных, публикатора (ст. 1322 – 1344 ГК), так, исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение 50 лет после осуществления записи.

В соответствии со ст. 1331 ГК исключительное право на сообщение радио– или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио– или телепередачи в эфир или по кабелю.

Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания.

Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования.

Указанные выше сроки возобновляются при каждом обновлении базы данных (ст. 1335 ГК).

Понятие и природа смежных прав

Цена искусства

Напишу-ка я картину И иродам за миллион, Олигарх, который купит, Поместит ее в салон.

За балет или за пьесу Много денег не дадут,

А цензура будет строгой,

И крамолу в них найдут. На премьере новой песни Будет только суета,

А поэт, что стих напишет, Не получит ни черта!

М. Львовский

Творческое постижение реальности лучше, чем что бы то ни было еще, заставляет человека чувствовать, что жизнь достойна того, чтобы жить.

Д. Винн икот

Смежными правами называют права, близкие к авторским или производные из них. Смежные права возникают в процессе творчества, исполнения, радио или телепостановки и т.п. Однако одного элемента творчества не достаточно для признания смежного права, необходима возможность его воспроизведения. Потребность в охране прав, смежных с авторскими, возникла с появлением и распространением различных видов вещания, новых способов изготовления записей выступлений и постановок и, как следствие, привела к снижению спроса на «живое» исполнение. Кроме того, бесконтрольная ретрансляция записей, постановок и прочих произведений творческого труда предполагает снижение прибыли у вещательных организаций и исполнителей, вложивших творческий труд в их создание.

Смежные нрава — это права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

С появлением Соглашения ТРИПС вместо общепринятого термина «neighboring lights» появился новый термин «related rights», который стал использоваться намного чаще и шире первого, однако эго не повлияло на русскоязычную терминологию.

Существо смежных прав можно раскрыть с помощью некоторых примеров. Так, понятие «исполнение» подразумевает как творческую деятельность артистов-иснолнителей, дирижеров, так и творческую деятельность режиссеров-постановщиков спектаклей, которые охраняются как объекты смежных прав при условии соблюдения «формы, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств» (подп. 1 п. 1 ст. 1304, ст. 1305 ГК РФ).

Выделение смежных прав в отдельную категорию обеспечивает охрану законных интересов лиц, вносящих свой вклад в доведение произведений, являющихся объектами авторских прав, до всеобщего сведения или создающих объекты, которые, хотя не могут быть признаны произведениями, т.е. объектами авторских прав, но предполагают достаточную долю творчества или технического и организационного умения для того, чтобы охраняться в качестве самостоятельных объектов.

Осуществление смежных прав не влияет на охрану авторских прав на соответствующее произведение.

По общему правилу, смежные права предоставляются исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного вещания.

В Российской Федерации список субъектов смежных прав более широкий и включает в себя также дирижеров, режиссеров-постановщиков спектаклей, организации кабельного вещания, а также модераторов баз данных (в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов) и публикаторов произведений науки, литературы и искусства, обнародованных после их перехода в общественное достояние (п. 1 ст. 1304 ГК РФ).

В ГК РФ встречаются два вида терминов — «смежные права» и «права, смежные с авторскими». Появление второго термина обусловлено включением в число объектов смежных прав баз данных, не представляющих собой результаты творческого труда, а также прав публикатора литературных произведений, которые перешли в общественное достояние. По сути, оба эти понятия можно использовать как синонимы.

Для того чтобы исполнить музыкальное, хореографическое, драматическое произведение как режиссеру-постановщику, так и исполнителю, актеру, дирижеру, музыканту необходимо внести свой творческий вклад в интерпретацию произведения, что обуславливает уникальность такой интерпретации, ее неповторимость и, как следствие, потребность в правовой охране.

Исполнение создается в процессе театрального или иного представления, а как объект смежных прав возникает с момента окончания представления. При этом каждое отдельно взятое исполнение, использующее одно и то же произведение, будет являться отдельным объектом смежных прав, подлежащим самостоятельной правовой охране.

В отличие от этого, при создании аудиовизуальных произведений (фильмов) результаты творческой деятельности режиссеров-постановщиков будут охраняться авторским правом, а сам режиссер-постановщик аудиовизуального произведения будет признаваться соавтором такого произведения.

При создании фонограмм также необходимы как творческие, так и финансовые и организационные ресурсы, обусловливающие их уникальность и необходимость соответствующей правовой охраны от незаконного копирования, распространения, передачи в эфир или иного незаконного использования, ущемляющих материальные интересы их производителей, влекущих риск искажений и, как следствие, утрату репутации законного создателя.

Необходимость контроля за трансляцией, ретрансляцией, записью и воспроизведением передач при доведении произведений до общего сведения вызывает необходимость признания и прав организаций эфирного или кабельного вещания.

При наличии и действии авторских прав на произведение смежные права осуществляются с их соблюдением, однако могут действовать также и при отсутствии авторских прав на произведение.

В качестве примера охраны прав исполнителя при отсутствии авторских прав на произведение можно привести исполнение произведения фольклора (народного творчества), передающего традиции и особенности отдельно взятого региона или целого народа.

Мировая глобализация и быстрое развитие информационно-телекоммуникационных сетей способствуют «переходу» исполнений, например музыки, из национального масштаба в международный. При отсутствии должной национальной правовой охраны это влечет утрату экономической выгоды как исполнителями, так и государством в целом. В рамках расширения мировой торговли охрана смежных прав способствует коммерциализации и освоению международных рынков, принося пользу правообладателю.

СМЕЖНЫЕ ПРАВА

Понятие и виды (п. 837-839)

  • 837. Назначение смежных прав и их определение. Институт смежных прав предназначен для юридического приурочения к определенным лицам (правообладателям) таких результатов творческой деятельности, как
  • (1) исполнения и постановки; (2) фонограммы; (3) радио- и телепередачи (программы); (4) базы данных и (5) публикации произведений, правомерно обнародованных после их перехода в общественное достояние, — посмертные публикации (п. 1 ст. 1303, н. 1 ст. 1304, ст. 1313, 1322, 1329, п. 1 ст. 1334, п. 1 ст. 1337 ГК). Все перечисленные объекты объединяет друг с другом их не вполне «чистое» творческое происхождение; в литературе можно даже встретить утверждение, согласно которому к результатам творческой (интеллектуальной) деятельности относятся только исполнения, а четыре оставшихся типа объектов смежных прав (фонограммы, программы, базы данных и посмертные публикации) — нет. Такой взгляд совершенно безосновательно отрицает творческий характер процессов записи фонограмм, создания радио- и телепередач, наполнения баз данных, осуществления и оформления посмертных публикаций. Творчество необязательно предполагает искусство — вполне возможно и творчество в сфере применения технических приемов и навыков. В соответствии со сказанным смежные права — это исключительные права на оригинальные результаты творческой деятельности, соединенной с применением технических навыков, или (иначе) исключительные права на исполнения, фонограммы, теле- и радиопередачи, базы данных и посмертные публикации произведений.
  • 837. Причины и условия постановки вопроса о смежных правах. Постановке вопроса о смежных правах человечество обязано австрийскому и итальянскому законам соответственно 1936 и 1941 гг. Таким образом, смежные права — один из самых молодых институтов не только для российской, но и общемировой юриспруденции. «Первой ласточкой» в этом смысле стали права исполнителей литературных, художественных и музыкальных произведений. Возникновение мысли об их охране было обусловлено (1) распространением в массе населения радио и (2) появлением доступных широким слоям механических и электронных устройств для воспроизведения звукозаписей (граммофонов, радиол, проигрывателей); ее практическое воплощение последовало с началом (3) телевизионного и (4) магнитофонного бума. Пока публичное исполнение не стано1

вится предметом записи или трансляции в эфир, наслаждаться им могут только тс, кто приобрел билет на соответствующее представление, т.е. заплатил исполнителю непосредственно или через его агента (антрепренера). В таких условиях интересы исполнителя «не работать бесплатно» вполне обеспечиваются и без всяких смежных прав. Все меняется, когда исполнение становится возможным записывать на материальные носители, фигурирующие в гражданском обороте наравне с обыкновенными вещами (грампластинки), а также передавать в эфир; она становится еще более угрожающей после того, как среди населения распространяется не только звуковоспроизводящая, но и звукозаписывающая аппаратура. Легко увидеть не просто сходство, но тождество социальных условий возникновения смежных прав с социальными условиями, которые в свое время привели к появлению прав авторских: распространение массовой культуры на новые сферы общественных отношений.

  • 838. Смежные права как предмет научной разработки и институт позитивного права. Вопросы о правовой охране «произведений исполнительского искусства», а также радио- и телепередач поднимаются в нашей литературе в 1950-х гг., но разрешаются в смысле признания таких произведений объектами авторских прав; так, ч. 4 ст. 486 ГК РСФСР 1964 г. признавала, что они принадлежат транслировавшим их вещательным организациям. Только в середине 1970-х гг. у нас появляются публикации, авторы которых подвергают сомнению основательность такой квалификации, первоначально лишь с точки зрения иностранного и международного нормативного материала (Ю. Г. Матвеев). Спустя еще 10 лет (в середине 1980-х гг.) печатается несколько статей, авторы которых (В. С. Мартемья- нов, Л. А. Севастьянова) убедительно доказывают необходимость присмотреться и прислушаться к зарубежному опыту максимально внимательно. Итогом становятся ст. 141 — 143 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., впервые отделившие «права исполнителей, создателей звуко- и видеозаписей, а также организаций эфирного вещания» в особую категорию субъективных гражданских прав; тогда же появляется сам термин смежные права. Спустя два года этот институт с некоторыми изменениями имплементируется Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах», откуда в 2006 г. и переходит в ч. IV ГК РФ.
  • 8381. «Смежность» смежных прав. Почему смежные права называются «смежными»? С кем или чем они «смежны»? С авторскими правами, причем, сразу по нескольким параметрам. Во-первых, по своей генетике, или происхождению, — вне всякого сомнения, смежные права «выросли» из исключительного авторского права по его образу и подобию. Во-вторых, смежные права весьма близки к авторскому праву по своему содержанию — весьма основательно мнение, что всякое смежное право есть право авторское, только обуженное, причем, тем сильнее, чем больше технических навыков, профессионализма и мастерства требуется для создания его объекта. В-третьих, смежные права обыкновенно предстают перед нами как субъективные права, возникающие применительно к объекту известного субъективного авторского исключительного права и осуществляемые их обладателями вовсе не исключительно по своему усмотрению, а лишь

с согласия (разрешения) автора исполненного, записанного или переданного произведения. Наконец, смежные права, подобно авторским правам и вместе с ними выстраиваются в своеобразную иерархическую «лесенку» в вопросах своего возникновения и осуществления: первой ступенькой являются права исполнителя (ограниченные только правами автора исполняемого произведения), второй — производителя фонограммы (ограничиваемые уже правами не только автора, но и исполнителя), третьей — права вещательной организации (которые стеснены возможностями и автора, и исполнителя, и производителя фонограммы).

  • 8382. Функциональная связь авторских и смежных прав. Еще одним аспектом внешнего проявления «смежности» смежных прав является функциональная направленность той деятельности, результатом осуществления которой становится создание их объектов. Это — создание условий, обеспечивающих максимально точное раскрытие авторского замысла, заложенного в созданное им произведение, и его донесение до публики. Мало создать произведение, нужно еще и достучаться с ним до ума, донести его до сердец (душ) слушателей и зрителей. Особенно остро эта задача стоит в отношении музыкальных произведений — нотной грамотой и умением исполнять музыку владеют единичные представители народонаселения, а значит, музыкальное произведение, существующее в форме одной только нотной записи, никогда не станет достоянием массовой культуры. Сделать его таковым могут только исполнители, звукозаписывающие студии и вещательные организации. Без гениальных исполнителей гениальность многих произведений вряд ли была бы обнаружена; без мастерски записанных фонограмм, деятельности вещательных организаций, составителей баз данных и публикаторов — произведения не могли бы получить массового рас п ространения.
  • 8383. Внешнее (практическое) единство авторских и смежных прав.

В практическом отношении авторские и смежные права обыкновенно объединяются еще и тремя следующими факторами: во-первых, исключительные права обоих типов возникают безотносительно к своей государственной регистрации, во-вторых, выступают предметом коллективного управления, сводящегося в случае как с авторскими, так и со смежными правами к заключению лицензионных договоров и сбору вознаграждения за использование объектов таких прав, а в-третьих, нередко нарушаются одними и теми же действиями (так, каждый случай незаконного (контрафактного) тиражирования или распространения фонограммы нарушает, во-первых, смежные права ее производителя, во-вторых, смежные права исполнителя записанного произведения, в-третьих, права автора такого произведения).

  • 839. Виды смежных прав. В отличие от прежде действовавшего законодательства об авторском праве и смежных правах, знавшего три вида смежных прав — права (1) исполнителей, (2) производителей фонограмм и (3) вещательных организаций, — действующий ГК добавляет к этому перечню еще два вида смежных прав — (4) изготовителей баз данных и (5) публикаторов посмертно обнародованных произведений. Итого — пять видов смежных прав, регулируемых нормами гл. 71 ГК, разбитой на шесть параграфов (общие положения (§ 1) и по одному параграфу (§ 2-6) (в перечисленной последовательности) на права каждого вида). Выделение этих видов смежных прав осуществляется, очевидно, по критерию их объектов. Исключительное смежное право на каждый из таких объектов обладает своим собственным содержанием, благодаря чему становится самостоятельным, уникальным. Сказанное вполне объясняет, почему мы говорим о «смежных правах» во множественном числе, в то время как об авторском праве — в единственном: исключительное авторское право содержательно одно и едино для всех своих объектов, в то время как понятие смежных прав является однородным, но не единым. Чем больше в том или ином объекте смежных прав техники и чем меньше собственно творчества — тем сильнее сужается их содержание.
  • 839. Перспективы развития. Чем объясняется признание (или непризнание) тех или иных результатов творческой и технической деятельности объектами смежных прав? Не следует ли ожидать в ближайшем будущем появления новых типов смежных прав, и если да — то в каких сферах (на какие объекты)? Вопрос о круге результатов человеческой деятельности, которые признаются или могут быть признаны в будущем объектами смежных прав, нужно решать исходя не только из свойств соответствующих объектов, источника их происхождения — творчества и (или) техники — и соотношения «долей» их присутствия в результате (из соображений возможности), но и принимая во внимание различного рода внешние факторы, главным из которых является вопрос о мере необходимости правового покровительства соответствующим отраслям бизнеса. Именно стремление к проведению государственной политики, направленной на правовую защиту отечественной звукозаписывающей индустрии, вещательных организаций, издателей, распространителей баз данных и публикаций, вполне предопределит положительный ответ на поставленный вопрос. Им же вполне предопределяется и вопрос о перспективах предоставления законодательной охраны иным результатам интеллектуальной деятельности в режиме смежных прав: ближайшими кандидатами на роль объектов смежных прав будут, очевидно, все ценности технико-творческого происхождения, производные от объектов авторских прав, которым «повезет» стать объектами массовой культуры и серьезных инвестиций.
  • Известно, к примеру, что Основы 1991 г. ввели охрану прав на (1) исполнения, (2) звуко-и (3) видеозаписи, а также (4) на передачи в эфир. Буквально через два года Закон об авторском праве исключил из этого перечня видеозаписи, признав таковые объектами авторскихправ, но включил в него передачи (программы) кабельного вещания. Ну а ГК дополнил этотперечень еще двумя позициями — базами данных и посмертными публикациями. Чем объяснить такое «непостоянство» во взглядах на круг объектов смежных прав?
  • Известно, к примеру, что Основы 1991 г. ввели охрану прав на (1) исполнения, (2) звуко-и (3) видеозаписи, а также (4) на передачи в эфир. Буквально через два года Закон об авторском праве исключил из этого перечня видеозаписи, признав таковые объектами авторскихправ, но включил в него передачи (программы) кабельного вещания. Ну а ГК дополнил этотперечень еще двумя позициями — базами данных и посмертными публикациями. Чем объяснить такое «непостоянство» во взглядах на круг объектов смежных прав?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *