Скан акта сверки юридическая сила

Акт сверки как доказательство отсутствия долгов

Подрядчик потребовал через суд взыскать со своего контрагента сумму задолженности по договору. Свои притязания он подкрепил актом КС-2, подписанным в одностороннем порядке. Акт был направлен заказчику по почте три года назад.

Но арбитры всех трех инстанций отказали в удовлетворении иска. Так, они указали, что:

  • в конце того же года, в котором заказчику был направлен акт КС-2, стороны подписали акт сверки расчетов по договору. Согласно акту у заказчика не было долгов;
  • подрядчик в ходе процесса не заявлял ходатайство о проведении экспертизы в отношении объема и стоимости выполненных работ;
  • других доказательств выполнения работ в деле нет.

Позиция ВС РФ

В свою очередь, Верховный суд РФ определением от 24 сентября 2019 года № 305-ЭС19-9109 не поддержал своих арбитражных коллег. Ведь:

  • в ходе судебного разбирательства было доказано, что заказчик получил акт выполненных работ;
  • заказчик устранился от приемки работ и рассмотрения поступивших документов, не заявил мотивированного отказа их подписывать, как того требует пункт 4 статьи 753 Гражданского кодекса;
  • акт сверки расчетов, на который ссылается заказчик, не является первичным учетным документом и сам по себе не подтверждает, что заказчик не должен оплачивать работы (Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Высокие судьи подтвердили, что не акт сверки, а акт КС-2 является первичным документом, поэтому имеет приоритет при рассмотрении иска. Следовательно, подписание акта сверки не доказывает факта невыполнения работ для заказчика.

Читайте в бераторе

Какой «первичкой» оформляют расчеты с дебиторами и кредиторами

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Подключить бератор

Акт сверки – это документ, который составляется ежегодно.Сверка нужна, чтобы понять, есть долги или нет. Такой документ составляется при согласии двух сторон. Это могут быть как два юридических лица, либо юридическое с физическим (в качестве индивидуального предпринимателя). Есть два понятия, и некоторые люди думают, что могут написать или сделать что-то неправильно. Затруднение вызывает вопрос, как правильно писать – акты сверки или акты сверок.

Как правильно

  1. Акт сверки – такая фраза используется тогда, когда сверка была одна. То есть один раз произвели и все, значит, записываем таким образом.
  2. Если было несколько сверок и большое количество актов, принято записывать и говорить – акты сверок.

Оба варианта правильны, но каждый применяется исходя из ситуации.

Зачем используют акт сверки

Для того, чтобы не было задолженности у одной компании перед другой, проводят сверку.

Обычно акт составляется каждый год, но если появились сомнения, можно сделать за конкретный период. Такая проверка используется для того, чтобы найти расхождения в денежных средствах. Когда такое расхождение обнаружено, оно фиксируется, и обе стороны договариваются о сроках погашения задолженности.

Если срок был нарушен, а на руках у компании есть акт, можно легко обращаться в суд.

Как его сделать

  • Акт составляется по соглашению двух сторон.
  • Документ составляет бухгалтер или ответственный человек, который отвечает за такую документацию.
  • Документ отправляют другой компании (контрагенту).
  • Перед отправкой его обязательно должны прочитать, изучить и подписать (руководитель или директор организации).

Акт должен содержать:

  • Дату создания, и порядковый номер.
  • Название организации.
  • Период проверки.
  • Сальдо (на начало периода, и конец).
  • Дебет и кредит.
  • Реквизиты документов.

Документ обязательно должен содержать два экземпляра. Две таблицы, одну из которых заполняет фирма отправитель. Вторая остаётся пустой, чтобы другой контрагент внёс свои данные.

Когда необходимо составлять акт, в каких ситуациях использовать

  • Ошибки, которая выявила бухгалтерия. Возможно, появилась недостача или наоборот.
  • Его проводят при длительном сотрудничестве с одной и той же компанией.
  • Если поставка предлагает товар, который слишком дорого стоит.
  • Ежегодная инвентаризация.

Процедуру сверки необходимо проводить регулярно. Таким образом, вы ничего не потеряете, а документ имеет юридическую силу.

Теперь вы знаете, как правильно писать – акты сверки или акты сверок.

Видео по теме

Подпишитесь на наши интересные статьи в соцетях! Или подпишитесь на рассылку Сохрани статью себе в соцсеть!

Юридическая значимость копии акта сверки с контрагентом

Здравствуйте.

Цитата (mow73):От заказчика поступила копия акта сверки. Мы подписали акт сверки, и выслали им копией.
В последствии пересмотрев обязательства, мы не согласились с сальдо по акту сверки.
И уже в оригинале, отказываемся подписывать его. Цитата (mow73):Подпись не ЭЦП. Здесь бы, вопросов не было.
У нас, другая ситуация. Просто скан. Статья 434. ГК Форма договора
1. Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась.
2. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Электронным документом, передаваемым по каналам связи, признается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту.
3. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 настоящего Кодекса.
4. В случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, договор в письменной форме может быть заключен только путем составления одного документа, подписанного сторонами договора.
п. 11.1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
11.1) электронный документ — документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах;
Арбитражный суд вправе не принять скан-копию документа без ЭЦП.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»
Общие положения
1. Для целей применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, используются следующие понятия:
обращение в суд — документ, созданный в соответствии с процессуальным законодательством, направленный в суд (например, исковое заявление, заявление, в том числе заявление о выдаче судебного приказа, административное исковое заявление, ходатайство, жалоба);
документ в электронном виде — электронный образ документа или электронный документ;
электронный образ документа (электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе) — переведенная в электронную форму с помощью средств сканирования копия документа, изготовленного на бумажном носителе, заверенная электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
электронный документ — документ, созданный в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе, подписанный электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Акт сверки взаимных расчетов — один из первичных документов бухгалтерского учета.

Суть такого документа в том, чтобы на определенный момент зафиксировать состояние взаимных расчетов между двумя контрагентами.

Так, акт сверки может быть подписан между покупателем и поставщиком, плательщиком и Пенсионным Фондом, между двумя предприятиями одного холдинга и даже между двумя структурными подразделениями одного предприятия.
К причинам подписания акта сверки можно отнести следующее:

  • долгосрочное сотрудничество между двумя контрагентами;
  • возможность отсрочки оплаты за товар;
  • когда предприятие работает с широким ассортиментом товаров;
  • когда товары обладают очень высокой стоимостью;
  • инвентаризация состояния взаиморасчетов с контрагентами;
  • потребность в подтверждении дебиторской или кредиторской задолженности перед контролирующими органами или высшим руководством и т.д.

Акт сверки взаиморасчетов может быть составлен за месяц, квартал, год или даже за весь период работы. Строгих требований, как к его оформлению, так и периодичности нет. Единственное, что необходимо соблюдать при составлении этого документа — это разделение данных по договорам.

К примеру, одна и та же организация выступает для вас покупателем по одним товарам, а поставщиком по другим товарам, то акта сверки лучше сделать два, по кредиторской задолженности (и соответствующему договору поставки) отдельно, по дебиторской — отдельно.

Оформление акта сверки взаимных расчетов

Законодательство не устанавливает единых правил составления и оформления акта сверки, однако есть базовые принципы, соблюдать которые просто необходимо. Как и любой первичный документ, акт сверки должен содержать такие обязательные реквизиты:

  • название документа, а также дата его составления;
  • название организации составителя и наименование контрагента, с которым подписывается акт;
  • указание должностных лиц, уполномоченных подписывать акты сверки их фамилии и инициалы, а также подписи.

Сам акт сверки обычно оформляют в виде реестра документов, упорядоченных по дате их создания. Иногда вместо документов указывают суть операции (продажа, покупка, оплата и т.п.).

Для того чтобы акт сверки был актуальным, лучше составлять его с начала сотрудничества или же с момента подписания последнего акта сверки. Кроме составителя на этом документе обязательно должен подписаться директор предприятия.

Юридическую силу имеет оригинал акта сверки, подписанный директорами предприятий-контрагентов и заверенный их мокрыми печатями.

Подписание акта сверки и его юридическая сила

Помните, что контрагент (особенно ваш должник) может отказаться подписать акт сверки взаимных расчетов, и законодательно вам не удастся повлиять на его решение. А потому стоит прописать обязательную сверку взаимных расчетов и периодическое подписание соответствующих актов в договоре, с указанием сроков и порядка проведения такой сверки. Также стоит предусмотреть ответственность за отказ или уклонение от сверки.

При разрешении споров судьи неоднократно высказывали мнение о том, что акт сверки не является однозначным доказательством существующей задолженности, однако он может стать хорошим подкреплением имеющихся первичных документов, подтверждающих ее наличие.

Также подписанный акт сверки позволяет «отодвинуть» срок исковой давности. Новая исковая давность отсчитывается от даты подписания акта, независимо от даты совершения самой спорной операции.

Образец заполнения акта сверки взаимных расчетов

Бланк акта сверки

Чистый бланк акта сверки взаимных расчетов для Excel вы можете скачать по ссылке

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *