Сервитуты подлежат государственной регистрации

Определение частного и публичного сервитута

Точная формулировка термина «сервитут» дана в ст. 274 ГК России. В соответствии с ней, сервитут — это возможность ограниченно пользоваться соседским земельным наделом, но обязательно при наличии объективных причин.

На практике, сервитут — письменное соглашение, имеющее добровольный характер, которое подлежит государственной регистрации как и любое другое ограничение права. Т.е. предоставить сервитут можно только добровольно: этот тезис прописан как основное и неизменное условие регистрации права сервитута.

Это определение справедливо и для публичного сервитута с той лишь разницей, что соглашение о частном обременении устанавливается между гражданами в своих интересах, а о публичном — между муниципалитетом или органом госвласти для удовлетворения общественных или государственных нужд.

Соглашение об установлении частного сервитута земельного участка может устанавливаться как за уплату соразмерной суммы или без неё (зависит от решения соседа-землевладельца).

При установлении обременения на надел права его владельца не исчезают: он также может распорядиться им в соответствии со своими нуждами. К тому же, при перемене владельца надела обременение переходит к нему на прежних условиях.

Порядок государственной регистрации сервитута на земельный участок

Государственная регистрация сервитута осуществляется как госрегистрация иных прав. Для того, чтобы подать заявление на госрегистрацию обременения на земельный надел, нужно обратиться с собранными по установленному перечню документами самостоятельно или (передав своё право) через представителя в Росреестр.

Сделать это можно следующим образом:

  1. Воспользовавшись сервисом, предоставляемым Почтой. При выборе этого варианта потребуются некоторые финансовые затраты: отправление должно быть с описью вложения, заявление — распечатано, заполнено по правилам, удостоверено, а все отсылаемые копии документов — также соответствующим образом заверены;
  2. Придя на приём к специалисту в МФЦ. Уже на этом этапе некоторые заявители готовы оплатить недешёвые услуги поверенного из-за опасения длительных очередей и нехорошего отношения со стороны сотрудников учреждения. Эта позиция не оправданна: внутренний регламент говорит о правиле приёма заявителя в течении 15 мин. после регистрации его в электронной очереди (получения талона). А оценить уровень профессионализма обслуживающего специалиста можно воспользовавшись специальным сервисом, информация о котором размещена на столе каждого сотрудника.

Инициировать процедуру госрегистрации может любая сторона достигнутого соглашения. Стоимость процедуры госрегистрации для физлиц составляет 1 500 руб., для юрлиц — 6 000 руб.

Предельное время осуществления госрегистрации обременения — 7 раб. дней. При обращении в МФЦ срок увеличится ещё на 2-3 дня.

Государственная регистрация сервитута осуществляется как госрегистрация иных прав.

В этот срок специалистом Росреестра может быть утверждено одно из нескольких вариантов результата:

  • успешная регистрация;
  • отказ в дальнейшем проведении госрегистрации;
  • прекращение регпроцедуры.

Какие документы нужно предоставить?

Вместе с заявлением регистратору понадобятся следующие документы:

  • паспорта сторон соглашения об обременении надела;
  • квитанция об оплате полного размера госпошлины (не обязательна);
  • само добровольное соглашение об обременении;
  • документ судебного органа — если владелец надела не желает участвовать в заключении соглашения;
  • бумага о согласии иных заинтересованных граждан (например, супруга/супруги землевладельца);
  • техническая документация на надел (может понадобится регистратору);
  • доверенность (если участвует поверенный); и т.д.

Разграничение границ земельных участков проводится совместно с соседями-смежниками, но случается и так, что межевание соседи не подписывают, тогда инициаторам межевых работ придётся действовать иным путём.
Обязательно ли проводить межевание земельного участка . Это важный вопрос для землевладельцев.

Причины приостановления регистрации сервитута

Положения закона N 218-ФЗ «О госрегистрации недвижимости» включают в себя перечень обстоятельств, наличие которых ведёт к приостановлению госрегистрации:

  • лицо, записанное в заявлении как владелец надела, им не является либо его права ограничены;
  • подавшее заявление лицо — не сторона соглашения;
  • если новое обременение будет преградой реализации уже существующих прав;
  • если законодательством не предусмотрен такой вид обременения;
  • документы на регистрацию поданы не все;
  • поданные документы — подделки или очень старые;
  • документы содержат визу неправомочного специалиста;
  • ответ на межведомственный запрос специалиста не поступил к нужному сроку или оказался отрицательным;
  • если выяснится, что в Росреестр уже поданы документы для перехода прав на тот же надел, или установления над ним какого-либо ограничения;
  • если соглашение об обременении будет признано недействительным решением полномочного органа;
  • сделка является ничтожной;
  • если регистратор получит акт полномочного органа арест надела;
  • если информация из документов расходится с данными из ЕГРН;
  • если при уведомлении землевладельца о проведении госрегистрации обременения окажется, что соглашение он не подписывал.

Мнение юриста по поводу сервитута за пользование земельным участком:

Регистрация обременения — приобретение возможности пользоваться чужим наделом, соблюдая нормы права.

О порядке оспаривания кадастровой стоимости земельного участка читайте в этой нашей статье.

За дополнительной информацией по данному вопросу обращайтесь в рубрику «Земельный участок» по ссылке.

Бесплатная юридическая поддержка по телефонам:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-31-45 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-78-23

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

>На чем основывается и как осуществляется государственная регистрация сервитута на земельный участок?

Государственная регистрация сервитута

Сервитут считается сделкой между владельцем участка земли и стороной, которой нужно получить в пользование небольшую часть территории этого участка. Любая сделка должна быть зарегистрирована в Росреестре. Только при этом условии она будет считаться действительной.

Сервитуты подразделяются на два основных вида:

  1. Публичный.
  2. Частный.

Различаются они по целям, участникам, основаниям и порядке введения обременения. Публичное ограничение преследует интересы неограниченного круга людей. Его инициатором считается государство или муниципалитет. Основанием для госрегистрации является правовой акт. Согласия земельных собственников на обременение их участков не требуется.

Частное ограничение вводится только в интересах небольшого конкретного числа людей. В роли сервитуария может выступать как частное лицо (собственник соседнего участка), так и юридическое лицо (организация).

В такой ситуации следует заручиться согласием хозяина земли. Договор о введение сервитута (соглашение) с указанием зон ограничения пользования участком подписывается двумя сторонами. Этот договор будет также основным документом для регистрации.

Если хозяин территории, на которую вводится сервитут, не согласен, то сервитуарий подает исковое заявление в судебную инстанцию. При доказательстве обязательности ввода обременения именно на этом участке суд выдает разрешение, являющееся документом для госрегистрации.

Законодательные акты

Основные моменты, устанавливающие условия действия сервитута, расписаны в статьях Земельного и Гражданского кодексов. Из них становится ясно, подлежат ли государственной регистрации сервитуты.

  1. Постановка на учет по установлению ограничения земли в Единый государственный реестр прав является обязательной в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», что прописано в 23 статье ЗК РФ. Необходимо, чтобы одна из сторон сделки оформила заявку на регистрацию. Для публичного обременения дополнительно нужно разрешение муниципалитета или местной администрации.
  2. В этой же статье упоминается о том, что отсутствие прав владения на землю не является причиной отказа введения сервитута. При таких обстоятельствах необходимо будет оформить документацию права на собственность, и после этого зарегистрировать обременение участка.
  3. Необходимость внесения в список Росреестра сделки, связанной с введением обременения земельной территории, расписана также в статье 23 ЗК.

Таким образом, сервитут подлежит государственной регистрации как сделка, связанная с введением обременения. Регистрация сервитута это не просто формальность, это действие определенное законодательством РФ.

Инструкция по проведению

Мы выяснили, что сервитуты подлежат государственной регистрации. Для её прохождения нужно предварительно оформить и собрать ряд документов. Причем данный список будет различаться в зависимости от вида сервитута и сторон, которые участвуют в этой сделке. Для внесения документов в Росреестр достаточно присутствия одной стороны.

Если документы будет передавать в регистрационную службу третье лицо, то на него должна быть оформлена доверенность на представление интересов одной из сторон. Ее обязательно должен заверить нотариус. При подаче документации нужно предоставить эту доверенность и паспорт лица, на которого она оформлена.

Пошаговый алгоритм:

  1. Сбор документов и оплата госпошлины для частного обременения согласно статье 333.33 п. 31 НК.

    Государственная регистрация сервитута земельного участка требует предоставления следующих документов:

    • правовой акт – основной документ для установления сервитута;
    • учредительные документы: устав, учредительный договор;
    • выписка из ЕГРЮЛ;
    • доверенность на право представления организации, выданная уполномоченному лицу;
    • разрешение муниципалитета на установление ограничения;
    • документ, подтверждающий статус органа местного самоуправления, от которого исходит введение обременения;
    • постановление об общественных дебатах;
    • кадастровый паспорт с обозначением зон ограничения.

    Государственная регистрация сервитута осуществляется как физическим, так и юридическим лицом:

    Для физического лица предоставляется:

    • паспорт;
    • квитанция об оплате госпошлины за регистрацию сервитута в размере 1500 рублей.

    Для юридического лица:

    • учредительные документы: Устав, учредительный договора;
    • выписка из ЕГРЮЛ;
    • доверенность на право представления организации;
    • платежный документ по оплате госпошлины сервитута в размере 6000 рублей.

    Общие документы для всех видов лиц:

    • соглашение – основной документ для установления сервитута;
    • паспорт, выданный кадастровой палатой, с разметкой зон ограничения.

    При вынесении дела на рассмотрение в суд основным документом для проведения записи в Росреестре служит решение суда. Оно предоставляется в виде двух копий, заверенных гербовой печатью, с отметкой о вступлении решения в законную силу.

  2. Оформление заявления. Общим для всех участников должно быть заявление о госрегистрации сервитута, образец и бланк которого вы можете скачать ниже. В этом документе указывается от чьего имени устанавливается сервитут или записывается наименование юридического лица, а также контактные данные. Если оформление происходит по доверенности, то указывается ФИО представителя с информацией по нему.

    В заявление заносится запись о назначении ограничения, указывается на какой участок оно вводится: адрес, кадастровый номер, ФИО собственника. Обязательно вписывается срок ввода ограничения при заключении срочного обременения.

  3. Передача документации на оформление в Единый государственный реестр прав.
  4. Получение подтверждения о постановке на учет. В течение 7 рабочих дней происходит внесение записи регистрации сервитута согласно статье 16 ФЗ № 218. В законе сказано, что датой регистрации считается дата проведения записи в Едином реестре.

Для правильного составления документов можно привлечь специалиста юридической конторы. Но если необходимости в этом нет, это необязательно. Основной документ, являющийся причиной для введения обременения (соглашение), заверять в нотариальной конторе не нужно, если только нет требования какой-либо из сторон.

Регистрация отмены сервитута

При ситуациях, когда причина, по которой принимался сервитут, отпала, или после введения ограничения на участок землю стало нельзя использовать по целевому назначению (статья 276 ГК), необходимо провести процедуру по отмене действия сервитута одним из следующих способов:

  1. Заключение соглашения на добровольной основе с участием двух сторон.
  2. Наступление окончания срока действия ограничения.
  3. Передача процедуры об отмене на рассмотрение в судебную инстанцию в одностороннем порядке. При этом сторона, обращающаяся в суд должна предоставить:
  • подтверждение того, что основание для использования ограничения отпали;
  • иск о снятии обременения с участка;
  • соглашение о введении сервитута.

Инструкция по отмене сервитута в Росреестре:

  1. Происходит сбор требуемых для отмены документов.
  2. Составление заявления в Росреестр о снятии сервитута с земельного участка.
  3. Вместе с остальными документами заявление подается на рассмотрение.
  4. Через 7 дней стороны информируются о решении.

Датой фактического снятия с земли обременения считается дата внесения записи в Росреестр.

Обременение на участке земли вступает в силу с момента внесения на учет в Единую государственную службу реестра. Только при таких обстоятельствах сервитут считается введенным на землю.

Произвести регистрацию земельного сервитута можно, если есть на руках такие документы для совершения записи в реестре как договор, правовой акт или решение суда. Также при отпадении необходимости обременения земли можно произвести снятие сервитута также в Росреестре.

Надеемся, что данный материал был вам полезен и вы теперь знаете подлежит ли сервитут обязательной государственной регистрации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

На необходимость государственной регистрации сервитута на земельный участок указано в п. 3 ст. 274 ГК РФ, п. 17 ст. 23 ЗК РФ и ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ » О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).

Однако, можно не регистрировать частный сервитут, в случае если одновременно выполняются следующие условия (п. 4 ст. 39.25ЗК РФ):

  • он устанавливается в отношении части публичного земельного участка;
  • его срок составляет менее трех лет;
  • в соглашении об установлении сервитута стороны определили, что он устанавливается без проведения кадастрового учета части участка и госрегистрации права (ограничения, обременения) на него.

В этом случае границы действия сервитута устанавливаются согласно схеме, приложенной к соглашению (п. 4 ст. 39.25ЗК РФ).
За регистрацией сервитута может обратиться одно из следующих лиц:
1) лицо, приобретающее право ограниченного пользования земельным участком. В этом случае будет зарегистрировано вещное право такого лица, а также ограничение права и обременение участка;
2) собственник (лицо, права которого ограничиваются). При этом регистрируется ограничение, обременение права.
Если за регистрацией обратятся оба лица, сервитут будет зарегистрирован и как вещное право, и как ограничение, обременение.
Отметим, что государственная регистрация частного сервитута может проводиться:

  • без одновременного кадастрового учета, если в реестр уже включены сведения о земельном участке или его части, на которую устанавливается сервитут;
  • с одновременным кадастровым учетом, если сервитут устанавливается на часть земельного участка, не учтенную в реестре. В этом случае обращаются те же лица, что и при государственной регистрации сервитута без одновременного кадастрового учета.

Для государственной регистрации необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы:
— соглашение об установлении сервитута. Его нужно представить в следующем количестве экземпляров :
— не менее чем в двух подлинниках, если оно совершено в простой письменной форме;
— не менее одного подлинника и копии, если оно нотариально удостоверено.
Если комплект документов направляется на регистрацию почтой, то соглашение должно быть удостоверено нотариально. Если оно подписано представителем по доверенности, также нужно приложить нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую полномочия представителя на его подписание.
— решение суда, вступившее в законную силу. Его нужно представить в виде копии в одном экземпляре;
2) доверенность и иные документы, подтверждающие личность и полномочия представителя Их нужно представить в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинным;
3) иные документы. Они могут потребоваться в отдельных ситуациях. Например, если сервитут публичного участка допускается только с согласия органов государственной власти или местного самоуправления, такое согласие нужно приложить к заявлению. Акты органов власти представляются в виде одной надлежаще заверенной копии.
Если одновременно проводитсягосударственная регистрация сервитута и кадастровый учет части земельного участка, дополнительно нужно приложить межевой план. В этом случае в нем должны быть приведены сведения о части участка.
План не потребуется, если ранее часть объекта недвижимости уже ставилась на кадастровый учет, но была снята в связи с прекращением ограничения (обременения). В этом случае часть участка будет поставлена на учет по ранее представленному межевому плану, при условии, что не изменились ее границы.
При подаче документов учитывайте, что:

  • по своей инициативе вы можете представить и другие документы, необходимые для государственной регистрации прав;
  • существуют специальные требования при подаче документов в электронном виде.

Размер пошлины за государственную регистрацию сервитута составляет (пп. 31 п. 1 ст. 333.33 НК РФ):

  • 6 000 руб., если сервитут устанавливается в интересах организаций;
  • 1 500 руб., если сервитут устанавливается в интересах граждан.

Срок уплаты госпошлинызависит от способа подачи документов на государственную регистрацию (пп. 5.2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ):
1) до подачи документов — если они подаются лично или направляются по почте;
2) после их подачи, но до принятия документов к рассмотрению — если они подаются в электронной форме.
Если на момент приема документов госпошлину вы не уплатили, то вам выдадут (направят) уникальный идентификатор платежа (УИН) для ее уплаты с указанием даты, до которой необходимо уплатить государственную пошлину. Укажите этот УИН в платежном поручении, чтобы Росреестр мог идентифицировать вас и получить подтверждение оплаты в системе о государственных и муниципальных платежах.
Уплатить госпошлину должен тот, кто обращается за государственной регистрацией.
Обратите внимание, что если соглашение заключено с органом государственной власти или местного самоуправления, то обратиться за регистрацией должен именно этот орган. При этом они освобождены от уплаты госпошлины. Следовательно, в этом случае госпошлина уплачиваться не будет.
Если за регистрацией одновременно обращаются обе стороны соглашения, то госпошлина распределяется между ними. В данном случае размер госпошлины делится на количество участников. При наличии лиц, освобожденных от уплаты госпошлины, она распределяется на всех лиц, но названные лица ее не уплачивают.
Если соглашение заключено между организацией и гражданином (в том числе ИП), организация не будет уплачивать госпошлину, если обращаться за государственной регистрацией будет физическое лицо. Если же организация и гражданин обратятся за регистрацией сервитута одновременно, то размер госпошлины для организации будет меньше, чем если бы обращалась только она.
Документы для государственной регистрации сервитута подаются в общем порядке, предусмотренном для государственной регистрации прав на недвижимость.
Срок регистрации сервитута составляет (ч. 1 ст. 16 Закона о регистрации):

Ситуация Срок проведения регистрации, если документы представлены
в офисы и приемные Росреестра или Кадастровой палаты через МФЦ
Регистрация сервитута 7 рабочих дней 9 рабочих дней
Регистрация сервитута на основании нотариально удостоверенного соглашения 3 рабочих дня 5 рабочих дней
Регистрация на основании нотариально удостоверенного соглашения при его подаче в электронном виде В течение следующего рабочего дня
Одновременное проведение кадастрового учета части земельного участка и госрегистрации сервитута 10 рабочих дней 12 рабочих дней

>Субъекты сервитутных отношений: кто ими может быть, а также срок действия сервитута на земельный участок

Что такое сервитут на земельный надел?

Cервитут — это ограничение права пользования земельным участком, который принадлежит другому собственнику, сделанное на основании законного соглашения сторон сервитута. При этом сам участок остается в собственности владельца. Происходит только стеснение его прав в отношении использования земли.

Данный вид обременения устанавливается Гражданским кодексом (статья 274). Со стороны собственника юридически обоснованным действием является требование денежной компенсации за причиненные неудобства согласно статье 39.25 п.3 ЗК у стороны, вводящей сервитут.

В Земельном кодексе прописаны виды работ и мероприятий, при проведении которых возможен ввод обременения земли:

  • организация прохода или проезда на общественную территорию, например, к водоему;
  • необходимость прокладывания коммуникаций по владениям соседей;
  • осуществление мероприятий, связанных с дренажом территории;
  • прогон скота;
  • выпас сельскохозяйственных животных и организация сенокошения в определенный временной сезон;
  • использование территории для проведения охоты или рыболовства;
  • ведение изыскательских работ.

Ограничение на землю устанавливается нескольким способами: по соглашению, в судебном порядке или при издании нормативно-правовых актов. Последний способ применяется только для публичного обременения, когда ограничения проводятся в интересах большого круга людей от лица государственных органов. Другим видом обременения является частный сервитут, при котором круг заинтересованных лиц четко определен.

Больше подробностей о том, что такое сервитут на земельный участок, вы узнаете , а о его видах мы писали в другой статье.

Субъекты и объекты сервитута

С юридической точки зрения сервитут считается сделкой. В нем принимают участие как минимум две стороны.

Одной стороной является лицо, устанавливающее ограничения, другой – чьи права ограничивают. При этом должны выдвигаться убедительные аргументы для ущемления прав этой стороны. Данные стороны, участвующие в соглашении, являются субъектами сервитута. Субъектами сервитутных отношений могут быть как физические, так и юридические лица.

Объектами сервитута считается земля, на которую накладывается обременение. Под введение ограничения может попасть небольшой кусок земли, а может и весь участок, что будет в значительной мере мешать использованию его владельцем. В таком случае собственник земельного надела вправе поставить вопрос о компенсации за землю или о предоставлении нового надела. О том, какой объект может быть обременён сервитутом и существуют ли участки, на которые нельзя наложить ограничение, вы узнаете в этой статье.

О правах и обязанностях обладателей сервитута можно прочитать , а о том, кто такой собственник участка, обремененного сервитутом и что он вправе требовать, вы узнаете .

С какого момента вступает в силу сервитут?

Важно! Сервитуты вступают в силу только после регистрации его в Росреестре (ст. 23 п.9 ЗК). Перед этим необходимо для частного обременения подписать соглашение. Если оно подписано, то все траты на оформление и оплату госпошлины возлагаются на сторону, накладывающую обременение. В случае несогласия подается заявление в суд.

Для публичного сервитута издается акт о введение ограничений. Затем проводятся слушания заинтересованных лиц. Только после этого с оформленным кадастровым планом, включающим зоны обременения, документы предоставляются на регистрацию.

Что является основанием для установления сервитута, каков порядок данной процедуры? На все ваши вопросы мы подробно ответим в других статьях на нашем сайте. Читайте о том:

  • что это такое;
  • как определяется в гражданском праве, а также вещном, земельном и международном;
  • как правильно составить договор на ограничение;
  • когда прекращается его действие;
  • как рассчитывается плата за сервитут?

Суть сервитута в сделке, которая заключается между заинтересованными сторонами (субъектами), по поводу ограниченного использования земельного участка (объекта). В данной сделке происходит ущемление прав собственника земли. Они восстанавливаются через какой-то срок, если ограничения были временными, или устанавливаются пожизненно. Введение ограничений начинается с момента регистрации документов в Росреестре.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Установленный земельный сервитут должен быть зарегистрирован, так как является одним из вариантов вещных прав, означающих использование участка, находящегося в привилегированном положении, для улучшения положения других участков, находящихся по соседству.

Правила регистрации такого обременения рассматриваются в Гражданском и Земельном Кодексе Российской Федерации.

Законодательное регулирование

Вопрос установления и регулирования сервитута на законодательном уровне освещается двумя крупнейшими в этой сфере нормативными актами — Гражданским и Земельным Кодексами.

Земельный Кодекс допускает возможность установления обременения на земельный участок, если целью такого обременения становится обеспечение нормальных условий существования, а также полноценного функционирования других участков, чье положение хуже, но может улучшиться за счет установления режима использования в определённых целях соседнего участка.

Что же касается Гражданского Кодекса, то он в положениях, закрепленных в статьях 274-277, формулирует основные принципы действия сервитута как особого вещного права, формирующего обременение и режим особого использования для подчиненного надела.

Однако вопросов, касающихся правил регистрации сервитута как вида права, эти статьи не касаются.

Говоря о регистрации сервитута, следует подразумевать, что осуществление этой процедуры должно происходить также, как и регистрация любых других прав на недвижимость.

Подробно этот процесс рассматривается в статье 27 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Процедура регистрации сервитута

Процедура такой регистрации занимает достаточно продолжительный срок и состоит из четырех этапов.

Как уже говорилось выше, процедура регистрации сервитута носит обязательный характер и должна осуществляться также, как и регистрация других прав владения и использования недвижимости. Именно по этой причине, а также из-за особенностей сервитута как вещного права, необходимо уделить особое внимание всей процедура регистрации, а также необходимым для получения соответствующего свидетельства, документам.

Вся процедура состоит из четырех частей, каждая из которых оказывает существенное влияние на последующий этап:

  1. Приём документов. На этом этапе происходит не только приём документов под подпись, но и первичная проверка правильности их заполнения.
  2. Правовая экспертиза. Этот этап посвящён более детальному изучению всех представленных документов с целью установления законности совершенной сделки, а также исключения возможности оспаривания подписанного соглашения.
  3. Внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость. На этом этапе происходит внесение соответствующих изменений в данные, хранящиеся в Едином государственном реестре прав, а на правоустанавливающих документах по результатам таких изменений ставится соответствующая отметка.
  4. Выдача свидетельства о регистрации сервитута. Это финальный этап, который завершает весь процесс регистрации сервитута как права обременения на недвижимость. В случае возникновения спорных ситуаций полученное на этом этапе свидетельство можно рассматривать как одно из доказательств законности подписанного соглашения.

Необходимые документы

Для того чтобы сервитут прошел государственную регистрацию в полном объёме, весь необходимый пакет документов должен быть подготовлен в полном соответствии с установленными законом требованиями. К перечню необходимых документов будут относиться:

  • Сам договор об установлении сервитута (в трёх экземплярах, так как один из них остаётся в Росреестре);
  • Заявления сторон о регистрации возникшего права пользования;
  • Кадастровый паспорт земельного участка, на который наложено обременение;
  • Квитанция об оплате госпошлины за регистрацию права.
  • В том случае, если одной из сторон соглашения выступает юридическое лицо, такому участнику соглашения надо будет предоставить действительную выписку из ЕГРЮЛ, а также заверенные копии уставных документов, где будут зафиксированы полномочия представителя организации.

Размер госпошлины за регистрацию права и внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость составляет две тысячи рублей для физических лиц и двадцать две тысячи — для юридических.

Если регистрация осуществляется по доверенности

В том случае, если один или оба участника соглашения не могут лично подать документы о регистрации сервитута, это могут сделать их представители по доверенности. Для этого в пакет документов, подаваемых в Росреестр, должна быть включена нотариально заверенная доверенность, срок действия которой не истечет до момента завершения процедуры регистрации, а в тексте этого документа должны быть зафиксированы все те полномочия, которыми доверенное лицо наделено волей доверителя.

Никаких ограничений, если доверительный документ правильно оформлен, на осуществление своих действий доверенное лицо не имеет, а отказ в регистрации права таким путём можно будет обжаловать ввиду его недействительности.

Признание права собственности на долю в квартире может происходить в судебном порядке.
Покупка земли у администрации в большинстве случае более выгодная чем покупка у частного лица. Подробности вы найдете в этой статье.
При покупке земельного участка составление акта приема-передачи является обязательным. Как должна происходить данная процедура и как правильно составить этот документ, вы узнаете .

Каких проблем опасаться?

Государственная регистрация сервитута на земельный участок осуществляется в обычном порядке регистрации прав на недвижимость, если речь идёт об установлении какого-либо обременения или возникновения права пользования. Именно поэтому проблемы, возникающие при регистрации сервитута и вызывающие отказ во внесении соответствующих сведений, носят классический характер:

  • Неправильно или не полностью оформленные документы. В этом случае весь пакет направляется на повторное оформление;
  • Невозможность осуществления регистрации по причине того, что наложенное обременение может серьезно ухудшить имущественное или материальное положение владельца обремененного имущества. В этом случае происходит пересмотр условий договора;
  • Отказ в регистрации такого права из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы, которые не позволят полноценно использовать полученное право.

Сервитут представляет собой обременение недвижимого имущества, из которого появляется право пользования этим имуществом. И это право должно быть официально зарегистрировано.

Чтобы такая процедура прошла, сторонам, чьи интересы затрагиваются установлением сервитута, необходимо подготовить весь пакет документов, который потребуется для доказательства законности подписанного соглашения.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Эксперт Андрей Чернов Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *