Счетной палаты

(глава 20 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 февраля 2005 года № 1462-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 6, ст. 435)

Статья 159
1. В соответствии со статьей 103 Конституции Российской Федерации и с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации») Председатель Счетной палаты Российской Федерации (далее — Председатель Счетной палаты) и половина состава ее аудиторов назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной Думой. Требования, предъявляемые к кандидатам на эти должности, установлены статьями 7 и 9 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971).

2. Председатель Счетной палаты и ее аудиторы назначаются на срок, установленный Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации».

(Статья 159 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 февраля 2005 года № 1462-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 6, ст. 435.)

Статья 1591
1. В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» кандидатуру для назначения на должность Председателя Счетной палаты представляет Президент Российской Федерации. Кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты вносятся Президенту Российской Федерации Советом Государственной Думы по предложениям фракций в Государственной Думе. Президенту Российской Федерации вносятся не менее трех кандидатур на должность Председателя Счетной палаты (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971).

2. Предложения о кандидатурах для назначения на должность Председателя Счетной палаты вместе с решением фракции направляются в Совет Государственной Думы в срок, установленный Советом Государственной Думы по предложению Комитета Государственной Думы контролю и Регламенту (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

3. Совет Государственной Думы направляет поступившие предложения о кандидатурах для назначения на должность Председателя Счетной палаты Президенту Российской Федерации. Если ни одна из внесенных кандидатур не будет поддержана Президентом Российской Федерации, он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее в Государственную Думу для назначения на должность Председателя Счетной палаты (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971).

4. (Часть четвертая утратила силу на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971.)

5. Представленная для назначения на должность Председателя Счетной палаты кандидатура предварительно рассматривается на заседании Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту, который вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты (в ред. Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767)

(Статья 1591 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 февраля 2005 года № 1462-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 6, ст. 435.)

Статья 160
1. Дата рассмотрения Государственной Думой вопроса о назначении на должность Председателя Счетной палаты устанавливается Советом Государственной Думы по предложению Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

2. Рассмотрение вопроса о назначении на должность Председателя Счетной палаты начинается с представления Президентом Российской Федерации либо по его поручению полномочным представителем Президента Российской Федерации в Государственной Думе кандидатуры на должность Председателя Счетной палаты и доклада представителя Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту о решении комитета по данному вопросу (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

3. Кандидат на должность Председателя Счетной палаты выступает перед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее. Преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций. Процедура рассмотрения вопроса о назначении на должность Председателя Счетной палаты устанавливается Советом Государственной Думы по предложению Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

4. По вопросу о назначении на должность Председателя Счетной палаты Государственная Дума принимает постановление.

(Статья 160 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 февраля 2005 года № 1462-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 6, ст. 435.)

Статья 161
(Статья 161 утратила силу на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971.)

Статья 162
1. В соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» кандидатуры на должности аудитора Счетной палаты Российской Федерации (далее — аудиторы Счетной палаты) представляет Президент Российской Федерации. Кандидатуры для назначения на должность аудиторов Счетной палаты вносятся Президенту Российской Федерации Советом Государственной Думы по предложениям фракций в Государственной Думе. Предложения о кандидатурах для назначения на должность аудиторов Счетной палаты вместе с решением фракции направляются в Совет Государственной Думы в срок, установленный Советом Государственной Думы по предложению Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

11. Совет Государственной Думы направляет поступившие предложения о кандидатурах для назначения на должность аудитора Счетной палаты Президенту Российской Федерации. Если какая‑либо из внесенных Советом Государственной Думы кандидатур не будет поддержана Президентом Российской Федерации, он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее в Государственную Думу для назначения на должность аудитора Счетной палаты (часть первая1 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719).

2. Представленные Президентом Российской Федерации для назначения на должность аудитора Счетной палаты кандидатуры предварительно рассматриваются на заседании Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту, который вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты. (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

3. Дата и процедура рассмотрения Государственной Думой вопроса о назначении на должность аудитора Счетной палаты устанавливаются Советом Государственной Думы по предложению Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

31. Рассмотрение вопроса о назначении на должность аудитора Счетной палаты начинается с представления Президентом Российской Федерации либо по его поручению полномочным представителем Президента Российской Федерации в Государственной Думе кандидатуры на должность аудитора Счетной палаты и доклада представителя Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту о решении комитета по данному вопросу (часть третья1 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 февраля 2015 года № 6185–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 9, ст. 1299; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

4. По вопросу о назначении на должность аудитора Счетной палаты Государственная Дума принимает постановление (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719).

5. При появлении вакантной должности аудитора Счетной палаты она должна быть замещена в течение двух месяцев (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971).

(Статья 162 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27 апреля 2007 года № 4513–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 19, ст. 2316.)

Статья 163
1. В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» вопрос о досрочном освобождении от должности Председателя Счетной палаты решается по представлению Президента Российской Федерации. Государственная Дума рассматривает вопрос об освобождении от должности Председателя Счетной палаты в двухнедельный срок со дня получения соответствующего представления (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971).

2. Представление Президента Российской Федерации об освобождении от должности Председателя Счетной палаты предварительно рассматривается на заседании Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту, который вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

3. По вопросу о досрочном освобождении от должности Председателя Счетной палаты Государственная Дума принимает постановление (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971).

4. Государственная Дума рассматривает вопрос о назначении на вакантную должность Председателя Счетной палаты в порядке и сроки, установленные частью пятой статьи 1591 и статьей 160 настоящего Регламента (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971).

(Статья 163 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 февраля 2005 года № 1462-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 6, ст. 435.)

Статья 164
1. В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» вопрос о досрочном освобождении от должности назначенных Государственной Думой аудиторов Счетной палаты решается по представлению Президента Российской Федерации.

2. Представление Президента Российской Федерации об освобождении от должности аудитора Счетной палаты предварительно рассматривается на заседании Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту, который вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

3. По вопросу о досрочном освобождении от должности аудитора Счетной палаты Государственная Дума принимает постановление.

4. Государственная Дума рассматривает вопрос о назначении на вакантную должность аудитора Счетной палаты в порядке и сроки, установленные статьей 162 настоящего Регламента.

(Статья 164 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971.)

Принципы федеративного устройства России

В основе федеративного устройства России заложена система принципов, которые обусловлены её демократической сущностью. Данные принципы выступают исходными началами в территориальном устройстве не только в целом государства, но и субъектов РФ.

Согласно статье 5 Конституции РФ к принципам федеративного устройства России относятся:

– принцип государственной целостности России;

– принцип единства системы государственной власти;

– принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ;

– принцип равноправия и самоопределения народов в России;

– принцип равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях со всеми федеральными органами госвласти.

1. Государственная целостность России. Данный принцип федеративного устройства предполагает, что РФ состоит из государственно-территориальных и государственно-национальных образований, которые сформированы для достижения общих целей при помощи федеральной власти. Данный принцип предполагает общее стремление всех субъектов РФ к государственному, политическому, экономическому и социальному единству, что находит выражение в государственной целостности России. Она обеспечивается:

– принципом целостности и неприкосновенности территории страны;

– единством экономического пространства, которое не разрешает устанавливать таможенные границы, вводить пошлины и сборы, создавать какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и денежных средств;

– принципом верховенства Конституции РФ и федеральных законов на территории всей России;

– единым гражданством Российской Федерации;

– лишением субъектов РФ права на выход из состава Федерации либо иного изменения собственного статуса без согласия Российской Федерации, так как одностороннее решение подобного рода вопросов создает угрозы для государственной целостности России и единства системы государственной власти.

2. Единство системы государственной власти. Этот принцип федеративного устройства выступает одной из гарантий государственной целостности России. Единство системы госвласти находит выражение в наличии единого органа либо системы органов, которые в своей совокупности составляют высшую госвласть.

Все юридические признаки единства системы государственной власти проявляются в том, что совокупность компетенций госорганов включает все полномочия, которые нужны для реализации функций государства. А определенные органы данной системы не вправе предписывать одним и тем же субъектам при одинаковых обстоятельствах взаимоисключающие правила для поведения.

В России государственная власть осуществляется системой, в которую включены следующие федеральные госорганы – Президент РФ, исполнительные, законодательные и судебные органы, а также все госорганы субъектов РФ.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между отдельными органами государственной власти РФ и субъектов РФ. Согласно данному принципу федеративного устройства России построение системы органов госвласти основывается на принципе разделения властей не только по горизонтали (между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти), но и по вертикали (разграничение предметов ведения и полномочий разных видов органов РФ и субъектов РФ). В Конституции установлены границы полномочий для каждого федерального органа и характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации. За пределы границ своих полномочий госорганы выходить не вправе.

4. Равноправие и самоопределение народов России. Данный принцип федеративного устройства предполагает, что все народы в Российской Федерации наделены одинаковыми правами. Равноправие народов предполагает равенство их прав и свобод во всех вопросах государственного устройства, в развитии своей культуры и т.д.

Народы России имеют равные права на определение формы своей государственности. В настоящее время в РФ имеется 85 субъекта: 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, одна автономная область и 4 автономных округа. Все они являются формой объединения многих народов.

Таким образом, все народы России наделены правом на самоопределение, но оно может реализовываться только в рамках РФ или в любой иной форме, но лишь с согласия РФ.

5. Равноправие субъектов России во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Этот принцип федеративного устройства предполагает, что все субъекты РФ имеют одинаковые права во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, а также что в составе Федерации не должно быть субъектов, которым в данных взаимоотношениях предоставлены какие-либо преимущества относительно правового статуса других её субъектов. В данном смысле все субъекты РФ характеризуются равноправностью.

Однако данное равноправие не означает, что все субъекты РФ обладают полностью одинаковыми правами. Так, республики в составе России имеют несколько больше самостоятельности в сравнении с областями в решении определенных вопросов. При этом равноправие характерно всем республикам в составе РФ, также равноправны все области и края, города федерального значения, автономные округа.

Все принципы государственного устройства России весьма тесно взаимосвязаны. Ключевой целью и практическим назначением принципов федеративного устройства выступает содействие эффективному государственному строительству в России. Важно подчеркнуть, что закрепление в Конституции федеративного устройства государства вовсе не означает, что формы и основы сложившейся федеративной организации страны полностью неизменны. Так может изменяться состав субъектов РФ, объем их полномочий и компетенций и т.д.

1. Президенту РФ.

Федеральному собранию.

Правительству.

Министерству финансов

Может ли Счетная палата РФ осуществлять финансовый контроль в коммерческих организациях?

Да.

Нет.

Да, в части использования средств федерального бюджета.

РАЗДЕЛ 2

Тема 2.1.Финансы предприятий

Часть 1

ВАРИАНТ 1

1. Назовите характерные признаки оборотных средств:

1. Потребительная стоимость, выраженная в производственной форме.

2. Авансированная в денежной форме стоимость.

3. Непосредственное участие в создании новой стоимости.

4. При совершении одного кругооборота переходят в сферу обращения.

2. Укажите внутренние факторы, определяющие структуру оборотных средств:

1. Вид деятельности предприятия.

2. Юридический статус предприятия.

3. Особенности технологического цикла.

4. Сфера деятельности.

5. Фактор инфляции.

6. Форма собственности предприятия.

3. Объективная необходимость формирования оборотных средств обусловлена:

1. Несовпадением времени поступления и производственного потребления материальных ресурсов на предприятии.

2. Разрывом во времени потребления материальных ресурсов и поступлением выручки от реализации продукции.

3. Особенностями формирования издержек предприятия (производства и обращения).

4. Потребностью предприятия в финансовом обеспечении воспроизводственного процесса.

4. Методы управления оборотными средствами:

1. Стимулирование.

2. Финансирование.

3. Планирование.

4. Анализ.

5. Регулирование.

5. Укажите причины замедления оборачиваемости оборотных средств:

1. Изменение в структуре активов.

2. Снижение удельного веса производственных запасов.

3. Нарушение покупателями сроков оплаты расчетных документов (рост неплатежей).

4. Снижение производительности труда.

5. Рост материалоемкости.

6. Увеличение длительности производственного цикла.

ВАРИАНТ 2

1. Перечислите характерные особенности категории «оборотные средства»:

1. Функционируют только в процессе производства.

2. Косвенно участвуют в создании новой стоимости.

3. Процесс кругооборота непрерывный.

4. Полностью потребляются (расходуются) в процессе производства.

2. Укажите факторы, определяющие соотношение между величиной основных и оборотных средств:

1. Отраслевая принадлежность предприятия.

2. Масштабы деятельности предприятия.

3. Соотношение между собственными и заемными источниками их формирования.

4. Организационно-правовая форма предприятия.

3. Назовите функции оборотных средств предприятия:

1. Регулирующая.

2. Расчетная.

3. Производственная.

4. Контрольная.

5. Распределительная.

4. Назовите внутренние факторы, определяющие длительность оборота оборотных средств:

1. Сфера деятельности.

2. Отраслевая принадлежность.

3. Технологически особенности процесса производства.

4. Структура текущих активов (оборотных средств).

5. Состояние расчетов с покупателями.

5. Перечислите показатели, которые используются при оценке платежеспособности предприятия:

1. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств.

2. Прибыль.

3. Удельный вес собственных оборотных средств в общей сумме текущих активов предприятия (коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами).

4. Рентабельность имущества.

5. Отношение текущих активов к краткосрочным обязанностям (коэффициент текущей ликвидности).

ВАРИАНТ 3

1. Укажите характерные особенности категории «оборотные фонды»:

1. Находятся во всех стадиях воспроизводственного процесса одновременно.

2. Функционируют только в стадии производства.

3. Непосредственно участвуют в создании новой стоимости.

4. При совершении одного кругооборота полностью возмещаются.

2. Назовите признаки, положенные в основу деления производственных фондов на основные и оборотные:

1. Сфера функционирования.

2. Характер их кругооборота.

3. Форма участия в создании готовой продукции.

4. Источник финансирования.

5. Их роль в общественном воспроизводстве.

3. Методы нормирования оборотных средств:

1. Линейный.

2. Балансовый.

3. Прямого счета.

4. Аналитический.

5. Коэффициентный.

6. Регрессивный.

4. Следствием уменьшения оборотных средств по сравнению с оптимальной потребностью (нормативом) является:

1. Перебои в производственном процессе.

2. Снижение ликвидности предприятия.

3. Рост прибыли.

4. Замедление оборачиваемости.

5. Назовите внутренние причины возникновения недостатка собственных оборотных средств на предприятии:

1. Не обеспечивается сохранность.

2. Снижение прибыли.

3. Рост объемов производства.

4. Ограничена возможность получения кредита.

5. Действие инфляции.

ВАРИАНТ 4

1. Методы начисления амортизации:

1. Метод коэффициентов.

2. Балансовый.

3. Линейный.

4. Регрессивный.

5. Способ уменьшаемого остатка.

6. Способ списания стоимости пропорционально объему производства.

2. Назовите источники формирования основных фондов:

1. Устойчивые пассивы.

2. Амортизация.

3. Выручка от реализации основных фондов.

4. Оборотные средства.

5. Чистая прибыль.

6. Уставный каптал.

3. Назовите показатели эффективности капитальных вложений:

1. Фондоотдача.

2. Рентабельность производственных фондов.

3. Срок окупаемости.

4. Рентабельность продукции.

5. Годовой экономический эффект.

6. Все перечисленные выше показатели.

4. К внутренним факторам, определяющим уровень себестоимости относятся:

1. Состояние производственных мощностей.

2. Уровень цен на потребляемое сырье, материалы.

3. Объемы производства (реализации) продукции.

4. Состояние рынков сбыта.

5. Нормативы отчислений на социальное, медицинское страхование.

5. Перечислите факторы, определяющие величину налогооблагаемой прибыли:

1. Ценовая политика предприятия.

2. Взаимоотношения с дебиторами.

3. Величина валовой прибыли.

4. Налоговая политика государства.

5. Компетентность руководства и менеджеров.

6. Уровень хозяйствования.

Часть 2

ВАРИАНТ 1

1. Собственными источниками формирования оборотных средств предприятия являются:

1. Уставный капитал.

2. Дебиторская задолженность.

3. Чистая прибыль.

4. Амортизационный фонд.

5. Выручка от реализации.

6. Краткосрочные кредиты банка.

2. Назовите финансовые показатели эффективного использования основных средств:

1. Коэффициент оборачиваемости.

2. Срок окупаемости.

3. Фондоемкость.

4. Амортизациоемкость.

5. Рентабельность вложений.

6. Рентабельность продукции.

3. Финансовые ресурсы предприятия, мобилизуемые на финансовом рынке:

1. Прибыль.

2. Амортизация.

3. Кредит банка.

4. Продажа ценных бумаг.

5. Страховое возмещение по наступившим рискам.

4. Укажите факторы, влияющие на величину амортизационных отчислений:

1. Нормы амортизации.

2. Методы начисления амортизации.

3. Стоимость оборотных средств.

4. Прибыль.

5. Стоимость производственных фондов.

5. Укажите внутренние факторы роста прибыли:

1. Ускорение оборачиваемости оборотных средств.

2. Рост фондоотдачи.

3. Рост фондоемкости.

4. Рост цен на сырье и материалы.

5. Влияние конкурентной среды.

ВАРИАНТ 2

1. К собственным финансовым ресурсам предприятия относятся:

1. Уставный капитал.

2. Амортизационный фонд.

3. Валовая прибыль.

4. Фонд заработной платы.

5. Кредиторская задолженность.

6. Все перечисленные выше пункты.

2. Назовите показатели эффективного использования оборотных средств:

1. Фондоотдача.

2. Коэффициент оборачиваемости.

3. Продолжительность оборота.

4. Рентабельность инвестиций.

5. Рентабельность продаж.

3. Назовите технико-организационные факторы (показатели), оказывающие влияние на показатели прибыльности предприятия (рентабельности):

1. Ставка налога на прибыль.

2. Экономическая политика государства.

3. Материалоемкость.

4. Фондоемкость.

5. Конкурентная среда.

4. Есть ли разница между налогооблагаемой и валовой прибылью:

1. Да.

2. Нет.

5. Факторы, обеспечивающие, рост фондоотдачи:

1. Экономия капитальных вложений.

2. Снижение себестоимости продукции.

3. Увеличение выпуска продукции.

4. Рост стоимости основных фондов.

5. Увеличение доли активной части основных фондов в общей их стоимости.

6. Снижение коэффициента сменности работы оборудования.

ВАРИАНТ 3

1. Назовите внешние источники финансирования воспроизводства основных фондов:

1. Амортизационный фонд.

2. Фонд накопления предприятия.

3. Банковский кредит.

4. Выпуск векселей.

5. Долевое участие в строительстве (вклад в уставный капитал других предприятий).

6. Валовая прибыль предприятия.

Как попасть на государственную службу

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

Андрей Гордеев / Ведомости

Статья была впервые опубликована в приложении к газете «Ведомости» – «Справочнике карьериста 2019/2020», вышедшем в сентябре 2019 г.

Государство остро нуждается в молодых кадрах, в один голос говорят представители министерств, ведомств, региональных и муниципальных администраций. Они набирают выпускников вузов с широким кругом специальностей: экономистов, юристов, инспекторов, IT-cпециалистов и т. д. В последние годы доля старшеклассников, студентов и выпускников, желающих работать в госсекторе, снизилась вдвое – с 38% в 2016 г. до 19% в 2019 г., по данным опроса HeadHunter. Тем не менее для молодежи госслужба может стать хорошей стартовой площадкой для карьеры. Треть выпускников, опрошенных HeadHunter в 2019 г., по-прежнему считают работу в государственных органах престижной, и больше половины считают ее преимуществом премии, льготы и хороший соцпакет, почти столько же респондентов – стабильность.

Но насколько реально выпускнику вуза попасть на государственную службу? «Ведомости» опросили более десятка федеральных и региональных органов власти, чтобы выяснить, каких молодых специалистов они ждут и какие условия им предлагают.

Федеральные органы исполнительной власти

Как устроиться в Минкомсвязи, Минпромторг, Федеральную налоговую службу и другие федеральные органы власти

Счетная палата

Счетная палата ежегодно нанимает около 100 новых сотрудников, в основном инспекторов, говорит начальник отдела развития управленческих компетенций и оценки результативности персонала Счетной палаты Мария Долголаптева. Но иногда ведомство набирает в штат IT-специалистов, специалистов по управлению персоналом, финансистов и бухгалтеров, продолжает она. Конкурс высокий – 40–80 кандидатов на неруководящую позицию.

Чтобы устроиться в Счетную палату, нужно иметь высшее образование не ниже бакалавриата, быть усидчивым и терпеливым. В первый год работы новому специалисту придется многому учиться, изучать законы и практику их применения, поясняет Долголаптева. Кандидаты без стажа, но с красным дипломом имеют преимущество, добавляет она.

Счетная палата публикует вакансии на собственном сайте, на портале gossluzhba.gov.ru и на ресурсах поиска работы. На линейные и руководящие позиции Счетная палата также приглашает участников и победителей конкурса «Лидеры России», добавляет Долголаптева.

Молодым специалистам проще всего попасть в Счетную палату после успешного прохождения производственной практики в ведомстве. На практику приглашают студентов 4–5-го курсов шести вузов: ВШЭ, МГУ, МГЮА, Российского экономического университета, Финансового университета и РАНХиГС. Ежегодно принимают около 50 студентов. Лучшим практикантам предлагают стартовую позицию в Счетной палате.

Текучесть молодых кадров до 30 лет в Счетной палате составляет около 10% в год, по словам Долголаптевой. Зарплаты в Счетной палате соответствуют рынку, уверяет она, но молодежь на госслужбе не устраивают ограничения. Например, необходимость отчитываться о доходах, предоставлять сведения об имуществе и банковских счетах, получать разрешение на выезд заграницу, а в отдельных случаях – и на перемещение по стране. Многие студенты и выпускники считают чиновничий труд скучным, но молодежь ошибается, уверена Долголаптева: госсектор меняется и перед чиновниками встают задачи не менее интересные и амбициозные, чем в коммерческих компаниях.

186 306 руб.

в среднем зарабатывают госслужащие в Счетной палате, по данным Росстата

Федеральная таможенная служба

Федеральная таможенная служба (ФТС) последние годы активно набирает IT-специалистов, говорит ее представитель. Служба проводит масштабную реформу системы, создаются электронные таможни и центры электронного декларирования, поэтому службе нужны квалифицированные кадры. Однако самыми востребованными остаются специалисты по таможенному делу. Конкурс составляет от двух до пяти человек на место, уточняет представитель.

48%

молодых соискателей, желающих попасть на госслужбу, хотят работать

На службу принимают граждан России 18–65 лет со средним профессиональным или высшим образованием. Кандидатам нужно собрать множество документов и справок, например о доходах и состоянии здоровья. Конкурс жесткий: соискатели проходят собеседования, тесты, пишут рефераты, а также участвуют в групповых дискуссиях, рассказывает представитель. Лучших берут в штат или зачисляют в кадровый резерв.

Многие молодые специалисты остаются работать в ФТС после прохождения практики, говорит представитель. На практику в центральный аппарат службы принимают студентов подведомственного вуза – Российской таможенной академии.

83 698 руб.

в месяц в среднем зарабатывают госслужащие центрального аппарата ФТС, по данным Росстата

Министерство промышленности и торговли

Минпромторг делает ставку на талантливую и перспективную молодежь, утверждает представитель министерства. В 2014 г. ведомство запустило программы стажировок для студентов и недавних выпускников ведущих вузов России: ВШЭ, МГУ, МГТУ им. Баумана, СПБГУ и проч. Стажеры работают в департаментах министерства, участвуют в деловых играх, слушают лекции экспертов и выезжают на экскурсии на промышленные предприятия страны.

32%

молодых специалистов заинтересованы в трудоустройстве в региональных органах власти

За пять лет через программу стажировок Минпромторга прошло более 400 студентов и выпускников. После стажировки министерство формирует рейтинг успешных стажеров. 10 лучших студентов и выпускников получают рекомендательные письма от руководства министерства, а также предложения о трудоустройстве в Минпромторг или подведомственные предприятия.

Помимо программы стажировок кандидаты могут подать в министерство резюме на общих основаниях. Резюме соискателей проверяют члены специальной комиссии, в которую входят представители структурных подразделений Минпромторга, а также независимые эксперты, ученые и члены общественного совета при Минпромторге. Конкурс, как правило, составляет 10–30 человек на место. Текучесть кадров в Минпромторге – 15–22 в год, говорит представитель министерства.

Пока молодых специалистов в Минпромторге немного, признается представитель министерства. Средний возраст работников Минпромторга – 37–40 лет.

100 971 руб.

в месяц зарабатывают госслужащие центрального аппарата Минпромторга, по данным Росстата

Федеральная налоговая служба

В 2018 г. Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные органы приняли более 25 500 новых сотрудников – в основном экономистов и юристов, говорит представитель службы. По его словам, конкурсы на замещение вакантных должностей происходят регулярно. Вакансии публикуются на сайте службы и на портале gossluzhba.gov.ru.

В ФНС нет стажировок для студентов и выпускников, поэтому молодые кадры должны подавать заявки и проходить конкурс на обычных основаниях. Текучесть молодых кадров до 30 лет в ФНС составляет 19%, говорит ее представитель. В основном специалисты уходят из-за низкой зарплаты и высокой нагрузки, уверен он.

Но многих привлекают социальные льготы и выплаты за стаж. Например, сотрудники ФНС со стажем 1–5 лет получают надбавку в 10% к окладу, а после 15 лет работы – в 30%. За особо важные и сложные задания служащие получают премии, а также надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, отмечает представитель ФНС.

144 775 руб.

в месяц зарабатывает служащий центрального аппарата ФНС, по данным Росстата

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ежегодно нанимает около 200 новых сотрудников – юристов, экономистов и маркетологов, по данным представителя ФАС. На одну вакансию поступает в среднем 2,5 резюме.

Служба публикует вакансии на сайте ФАС, портале gossluzhba.gov.ru, а также на Superjob.ru. ФАС также проводит дни открытых дверей для выпускников вузов, участвует в ярмарках вакансий в университетах, проводит конкурсы для студентов и проч.

49%

выпускников предпочли бы работать в органах исполнительной власти

Самый быстрый способ начать карьеру в ФАС – пройти практику или стажировку, считает представитель службы. У ФАС более 100 договоров с вузами о принятии студентов на практику, подготовку в службе уже прошло более 300 учащихся, продолжает он. Программы стажировок появились в антимонопольной службе в 2019 г. Кандидаты на стажировку должны предоставить в ФАС диплом или справку из вуза, а также пройти очное собеседование с будущим руководителем. С лучшими кандидатами заключается договор о стажировке.

Сейчас более половины сотрудников ФАС – молодые специалисты 23–35 лет. Ежегодно текучесть составляет более 7%, продолжает представитель ФАС. Основные причины увольнений – низкая зарплата, ненормированный рабочий день, большая загрузка и ограничения, связанные с работой на госслужбе.

84 093 руб.

в месяц зарабатывают госслужащие центрального аппарата ФАС, по данным Росстата

Минкомсявзи

В Минкомсвязи работает 366 человек, новые вакансии появляются нечасто, говорит представитель министерства. А желающих поступить на службу много. В мае – июне в министерстве проходили конкурсы на замещение вакантных должностей, конкурс составил 5–20 человек на место, продолжает он.

Молодые специалисты могут пройти в министерстве неоплачиваемую практику. Ведомство принимает студентов 2–3-го курсов и недавних выпускников вузов. Каждый год на практику приходит около 70 молодых специалистов. Жестких требований к кандидатам нет – на практику берут студентов разных вузов и специальностей. Запрос на практику может послать университет либо сам студент.

39%

молодежи, желающей попасть на госслужбу, хотели бы трудиться в органах законодательной власти

Трудоустраиваются единицы: ежегодно министерство берет в штат лишь 3–5 молодых специалистов без опыта работы, по словам представителя. Процедура найма прозрачна, утверждает он. Кандидат собирает пакет документов, проходит тестирование по основным нормативным актам, регулирующим государственную службу, и основным законам страны. А в финале его приглашают на собеседование.

Молодые специалисты, как правило, жалуются на низкую зарплату и напряженный график, говорит представитель ведомства. По его словам, специалисты министерства получают 40 000 руб., а у руководителей подразделений зарплаты доходят до 150 000 руб. До высоких зарплат и должности нужно дорасти, а молодежь желает быстрого продвижения по службе.

105 361 руб.

в месяц составляет средняя зарплата госслужащего

Москва и Московская область

Как устроиться на работу в госорганы самого богатого региона страны

В Москве больше всего желающих работать на госслужбе. В госорганы рвется практически каждый пятый молодой специалист Москвы (21%), по данным HeadHunter. Для сравнения: в регионах о госслужбе мечтают 18% респондентов, а в Санкт-Петербурге – 16%. Москва и Подмосковье – самые богатые регионы России, и молодежь надеется на быстрый карьерный рост и высокое вознаграждение.

Верный способ устроиться на работу в московское правительство – сначала пройти оплачиваемую стажировку. Московская мэрия набирает стажеров с 2011 г. За последние годы программа расширилась: если раньше в мэрии стажировалось по 20 человек в год, то теперь набор увеличен до 200 человек, говорит начальник управления госслужбы и кадров правительства Павел Малыхин. Подбором стажеров занимается Центр развития карьеры Московского городского университета управления (МГУУ) правительства Москвы.

Городу постоянно требуются IT-специалисты, экономисты, юристы и журналисты, рассказывает ректор МГУУ Василий Фивейский. Молодые специалисты стажируются в городских префектурах, управах, СМИ и департаментах мэрии. Стажеры участвуют в развитии метрополитена, парка «Зарядье», реконструкции ВДНХ, проектах цифровизации города, внедряют технологии искусственного интеллекта, видеонаблюдения и проч., продолжает Малыхин.

В последние годы конкурс – 90 человек на место стажера, говорит Малыхин. Например, в 2018 г. Центр развития карьеры МГУУ получил 5500 заявок от студентов и выпускников, из них было отобрано 200 специалистов. Вакансии для стажеров публикуются на работных сайтах и в соцсетях. Мэрия проводит молодежные мероприятия, сотрудничает с вузами и участвует в ярмарках вакансий. Высокопоставленные чиновники мэрии проводят встречи со студентами московских вузов. Весной 2019 г. они посетили 21 университет, рассказывает Фивейский.

В каком вузе учился кандидат, не имеет значения, говорит Фивейский. Комиссия отдает предпочтение активным студентам, которые уже имеют опыт работы, трудились волонтерами, организовывали молодежные мероприятия или входили в студенческий совет. Преимущество имеют кандидаты с аналитическими способностями и коммуникативными навыками, отмечает Фивейский.

691 800

госслужащих на региональном и муниципальном уровнях было в России в 2018 г., по данным Росстата

Стажировка в правительстве Москвы длится девять месяцев – за это время специалисты успевают поработать в трех органах исполнительной власти или бюджетных учреждениях города. Со стажерами заключается срочный трудовой договор. Студенты вузов выходят на стажировку в декабре и трудятся 20 часов в неделю по гибкому графику. Выпускники же приступают к обязанностям в сентябре и трудятся полный рабочий день. Студенты зарабатывают 23 000 руб. в месяц, а выпускники – 40 000 руб., говорит Малыхин. По его словам, лучших стажеров принимают на работу либо их включают в кадровый резерв правительства. Всего программы стажировок мэрии Москвы прошло 610 молодых специалистов, 70% из них было трудоустроено в мэрию Москвы.

Правительство Московской области тоже принимает студентов и недавних выпускников на практику и короткие программы стажировок. Каждый год практику в госорганах Подмосковья проходит более 500 студентов ведущих вузов России – МГУ, Высшей школы экономики, РАНХиГС и проч., говорит представитель регионального правительства.

Программа стажировок в правительстве Подмосковья была запущена в 2018 г. За это время уже прошло четыре набора студентов. Информация о стажировках публикуется на сайте правительства, во «В контакте» и Instagram. Со стажером заключается срочный договор на три месяца. За каждым студентом закрепляется наставник, под его руководством стажер получает опыт по своей специальности: юриспруденции, государственному и муниципальному управлению, журналистике, делопроизводству, экономике и проч.

За два года правительство Подмосковья получило 507 заявок на стажировку, было отобрано 54 студента. 16 человек (30%) после стажировки были трудоустроены в правительство, говорит представитель.

23 000 руб.

зарабатывает стажер в мэрии Москвы с гибким графиком и 20-часовой рабочей неделей

40 000 руб.

зарабатывает в мэрии Москвы стажер, который трудится на условиях 40-часовой рабочей недели

Органы муниципальной власти в регионах

Как устроиться в мэрию Екатеринбурга, Самары, Новосибирска и других крупных городов

Новосибирск

Ежегодно мэрия Новосибирска нанимает около 200 новых работников. Количество вакансий и кандидатов каждый год увеличивается примерно на 20%, продолжает он. Например, в 2018 г. в мэрии было открыто 113 вакансий, а поступило 232 резюме. У молодежи большой интерес к работе в мэрии Новосибирска, говорит ее представитель. Обычно около 17% нанятых сотрудников – молодые специалисты. В прошлом году в администрацию устроилось 33 молодых работника.

Чтобы устроиться в мэрию, нужно откликнуться на свободную вакансию на сайте мэрии или на портале gossluzhba.gov.ru. На работу принимают кандидатов с необходимым уровнем образования и стажем.

В мэрии Новосибирска нет программ стажировок, но с новыми сотрудниками и молодыми специалистами работают наставники. Наставники помогают быстрее вникнуть в процесс работы и адаптироваться в новом коллективе, поясняет представитель мэрии. По его словам, за последние два года более 300 наставников было закреплено за новыми кадрами. Для каждого новичка составляются индивидуальные планы адаптации.

Однако институт наставничества слабо помогает удерживать молодежь в мэрии. Текучесть молодых специалистов – около 60% в год, по данным мэрии. Основная причина уходов – низкий уровень зарплаты, считает представитель.

34 156 руб.

в месяц зарабатывают госслужащие органов местного самоуправления в Новосибирской области, по данным Росстата

Мэрия Екатеринбурга

Мэрия Екатеринбурга ежегодно нанимает около 50 новых сотрудников, говорит представитель. По его словам, мэрия особенно нуждается в специалистах в сфере земельных отношений, вопросах ЖКХ и благоустройства. Новые кадры приходят в мэрию из федеральных органов власти (ФНС, Росреестра и Федеральной службы судебных приставов) и органов местного самоуправления.

Молодых специалистов приглашают в мэрию на практику. Ежегодно в мэрии практикуется по 500 студентов. Только 2% из них берут в штат после практики, по словам представителя. Программы стажировок в мэрии пока не проводятся, потому что такие программы требуют значительных затрат, поясняет он.

43 600 руб.

в месяц в среднем зарабатывают чиновники в органах местного самоуправления Свердловской области, по данным Росстата

Текучесть молодых кадров в мэрии – около 5% в год. Молодые специалисты, набравшись опыта на госслужбе, находят новую работу с более высокой зарплатой, говорит представитель мэрии. По его словам, средняя зарплата в мэрии Екатеринбурга –составляет 35 000 руб. Сотрудникам положена премия в 30–40% при условии выполнения необходимых задач, а также при достижении социально-экономических показателей деятельности органа.

Казань

Мэрия Казани ищет молодых сотрудников в соцсетях. Администрация города публикует новые вакансии не только на сайте мэрии, но и во «В контакте», Facebook и Instagram. Например, только у страницы мэрии во «В контакте» более 100 000 подписчиков. Мэрия также сотрудничает с вузами – в университеты города и других городов администрация высылает информацию об открытых вакансиях.

Соискатель может отправить резюме через сайт мэрии. Если подходящих вакансий не найдется, специалиста добавят в кадровый резерв.

1728

вакансий было открыто в органах регионального и муниципального уровней на портале gossluzhba.gov.ru 26 августа 2019 г.

На одну вакансию, как правило, претендует от двух до пяти кандидатов, но на узкие специальности может претендовать и один соискатель. Количество претендентов возрастает осенью и снижается летом, отмечает представитель казанской мэрии.

Другой способ привлечения молодых кадров – практика в мэрии. Администрация приглашает на практику студентов вузов. Заявки приходят даже из других регионов России, утверждает представитель. Лучшие практиканты зачисляются в кадровый резерв мэрии.

Но некоторые молодые кадры увольняются со службы, не проработав и года, говорит представитель мэрии Казани. По его словам, их не устраивают низкая зарплата и ненормированный график. За последний год из органов самоуправления Казани уволилось около 5% сотрудников до 30 лет.

38 862 руб.

в месяц получают муниципальные служащие органов местного самоуправления Татарстана, по данным Росстата

Самара

Администрация Самары всегда нуждается в новых кадрах – требуются специалисты по внешнеэкономическим связям, инвестициям, экологии, ЖКХ, транспорту и муниципальному управлению. Кадровый резерв пополняется в течение всего года, заявление кандидата рассматривают за 30 дней. На должности более широкого профиля в кадровый резерв может быть зачислено 5–7 человек, а на узкие профильные – лишь 1–2 человека.

Ежегодно на практику в администрацию Самары принимают по 120 студентов. Лучшие практиканты после выпуска из университета также попадают в кадровый резерв.

38 073 руб.

в месяц зарабатывают чиновники органов местного самоуправления Самарской области, по данным Росстата

Весной 2019 г. в мэрии был запущен пилотный проект стажировок для молодых специалистов. На стажировку принимают студентов последнего курса бакалавриата и недавних выпускников. Кандидаты проходят тестирование на знание основ местного самоуправления, говорит представитель администрации. Преимущество у претендентов, которые участвовали в общественной и научной деятельности вуза и хотят строить карьеру на госслужбе. В самарской администрации надеются, что стажировки помогут увеличить долю квалифицированных и перспективных молодых кадров.

Представитель администрации Самары утверждает, что сотрудники до 30 лет редко увольняются из мэрии – текучесть молодых кадров находится на минимальном уровне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *