Риск ориентированного подхода

Риск-ориентированный подход и области его применения

О. Е. Орлова

Журнал «» № 10/2017

Риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности набирает все большую популярность. Он предполагает концентрацию ограниченных ресурсов государства в зонах максимального риска и одновременно снижение административной нагрузки на добросовестных хозяйствующих субъектов.

Риск-ориентированный подход (далее — РОП) в контрольно-надзорной деятельности набирает все большую популярность. Ярким примером служит программа реформирования работы федеральных министерств и ведомств, распространяющая РОП на все виды надзора. Данный подход предполагает концентрацию ограниченных ресурсов государства в зонах максимального риска для предотвращения вреда охраняемым законом ценностям и одновременно снижение административной нагрузки на добросовестных хозяйствующих субъектов. О том, как возник РОП, какова его сущность, методы, приемы, а также о возможных областях его применения – далее в статье.

История возникновения РОП.

Своим рождением система управления рисками обязана финансовому сектору, который (в отличие от прочих областей хозяйства) регулярно принимает на себя риски с целью получения вознаграждения за их несение. Подобная специфика деятельности побуждает банки, страховщиков, управляющие компании инвестиционных фондов не избегать рисков, минимизировать их, а управлять ими и измерять для установления адекватных цен на свои финансовые услуги (что влияет на ставки по кредитам, стоимость ценных бумаг, размер страховых премий). Профессиональной оценкой рисков в финансовых компаниях занимаются специализированные подразделения, чьей задачей является исключительно риск-менеджмент.

Схожесть работы отделов по управлению рисками и служб внутреннего аудита (внутреннего контроля) привела к тому, что постепенно РОП проник в традиционный аудит, а оттуда и в прочие виды контроля и надзора, включая государственный. Параллельно (поскольку в сфере контроля (надзора) точные методы измерения оказались явно избыточными) произошло упрощение методов оценки рисков, переориентация с экономико-математических моделей на другие (например, экспертные), доступные большинству специалистов. Так, если точность оценки риска профессиональными финансистами доходит до десятых, сотых долей процента, в обычном контроле (надзоре) достаточно проранжировать риски по группам (например, высокая, средняя или низкая степень риска). В некотором смысле произошла «десакрализация» знаний о рисках, что позволило им проникнуть во все сферы контроля.

Сущность РОП.

Основная задача риск-ориентированного подхода вне зависимости от области его применения состоит в достижении поставленных целей за счет снижения рисков. Высокую популярность РОП (по сравнению с традиционным контролем) обеспечивает его сосредоточенность на зонах повышенного риска, что позволяет вовремя принять превентивные меры, выявить и устранить слабые места и тем самым избежать негативных последствий реализации риска. РОП опирается на несколько принципов.

Принцип РОП

Характер проявления

Распределение ресурсов

Ресурсы распределяются не равномерно, а с учетом размера риска (это касается как частоты, так и глубины проверки)

Соразмерность

Принимаемые контролером меры адекватны рассчитанному риску

Гибкость

Регулярная переоценка риска исходя из новых факторов и угроз

Законность

Действие (бездействие) контролера основано на документально зафиксированной системе оценки рисков

Открытость

Критерии оценки и классы риска открыты для подконтрольных лиц

Базой РОП является оценка рисков, призванная обеспечить понимание контролером уязвимости к риску проверяемого объекта. Как отмечалось выше, оценить риски не обязательно сложно (с применением электронных систем), но в любом случае оценка должна быть адекватной характеру и объему деятельности проверяемой организации (подразделения, участка работы). Например, РОП в государственном контроле проявится в том, что в отношении небольшого по размеру автономного учреждения надзорный орган при проверке может ограничиться самой простой процедурой оценки рисков. И напротив: к многофилиальному АУ будет применена более сложная, комплексная процедура оценки рисков.

Ниже в табличном виде дана примерная характеристика усиленной (ослабленной) проверки в зависимости от уровня риска.

Оценка рисков

Уровень риска

Повышенный

Пониженный

Характер мониторинга

Ежедневный мониторинг, мониторинг «вручную», частый анализ информации, выявление настораживающих признаков, доведение результатов мониторинга до руководства

Установление пороговых значений, меньшая частота мониторинга, использование автоматизированных систем

Характер проверки

Получение и изучение дополнительной информации, использование ее для оценки риска

Получение меньшего объема информации и (или) проведение менее глубокой проверки, более поздняя по времени проверка

РОП в государственной контрольно-надзорной деятельности.

Применение РОП при организации государственного контроля (надзора) закреплено ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). Основная цель РОП – оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижение издержек контролируемых лиц и повышение результативности деятельности органов государственного контроля (надзора).

РОП представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением объекта к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, а также установлен перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением РОП.

Для реализации РОП в госконтроле (надзоре) применяются следующие категории риска или классы опасности:

Категории риска

Классы (категории) опасности

Особенности осуществления мероприятий по контролю

Чрезвычайно высокий

Плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)

Высокий

Значительный

Средний

Плановая проверка проводится не чаще одного раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)

Умеренный

Низкий

Плановые проверки не проводятся

Перечень категорий риска или классов опасности и критерии отнесения к ним объектов государственного контроля (надзора) основываются на необходимости минимизировать причинение вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органа государственного контроля (надзора), позволяющем соблюдать установленную периодичность плановых проверок.

Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска учитывают тяжесть и вероятность потенциальных негативных последствий невыполнения обязательных требований. Оценка тяжести таких последствий проводится с учетом:

  • возможной степени тяжести потенциальных случаев причинения вреда;

  • возможной частоты возникновения и масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках подобных случаев;

  • трудности преодоления возникших негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований.

При оценке вероятности негативных последствий несоблюдения лицом обязательных требований анализируется имеющаяся в распоряжении органов государственного контроля (надзора) информация о результатах ранее проведенных проверок этого лица и назначенных административных наказаниях за нарушение обязательных требований.

При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3-му классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте. Так проявляется принцип открытости РОП, призванный исключить случаи проверок с «заказным» характером.

В качестве иллюстрации внедрения РОП в государственном надзоре рассмотрим специфику контроля соблюдения трудового и налогового законодательства.

РОП в надзоре за соблюдением трудового законодательства.

Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 № 197 установлены критерии разделения работодателей по группам риска. В зависимости от присвоенной категории риска плановые проверки в отношении работодателей проводятся со следующей периодичностью:

  • для категории высокого риска – раз в два года;

  • для категории значительного риска – раз в три года;

  • для категории среднего риска – не чаще чем один раз в пять лет;

  • для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в шесть лет.

В отношении работодателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Применяемая методика оценки потенциального риска оперирует таким понятием, как коэффициент устойчивости добросовестного поведения работодателя. При определении коэффициента учитываются численность работников, погибших и пострадавших в результате несчастных случаев (в расчете на 1 000 работающих в отрасли), сведения о задолженности по зарплате за предшествующий год, назначенные административные наказания и прочие факторы.

РОП в налоговом контроле.

Пальму первенства в использовании РОП в нефинансовом секторе по праву можно отдать ФНС. Точкой отсчета здесь стало принятие Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (см. Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). С утверждением данной концепции критерии оценки рисков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок, стали открытыми, что позволило налогоплательщикам снижать частоту этих проверок, демонстрируя ответственное поведение.

При использовании риск-ориентированного подхода периодичность и объем проверок зависят исключительно от масштабов рисков. Для потенциальных нарушителей это оборачивается повышенным контролем, а для добросовестных лиц – пониженным вниманием контролеров (вплоть до его отсутствия).

Наиболее ярко РОП проявляется в контроле НДС. Особенность НДС заключается в том, что это возмещаемый налог. При определенных условиях налогоплательщик может рассчитывать на получение средств из бюджета, что создает соблазн для незаконного обогащения. Уклонение от уплаты НДС с помощью фирм-«однодневок» лидирует среди прочих налоговых схем по размеру ущерба, наносимого бюджету. Неудивительно, что налоговики применили РОП в борьбе именно с этим видом нарушений.

Для выявления незаконных операций по возмещению НДС из бюджета ФНС разработала системы управления рисками – «Автоматизированную систему контроля НДС» (СУР АСК НДС) и «Автоматизированную систему контроля НДС-2» (СУР АСК НДС-2). С помощью второй системы в автоматическом режиме идет распределение налогоплательщиков – юридических лиц, представивших декларации по НДС, на три группы налогового риска: высокий, средний, низкий (Письмо ФНС РФ от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@). Результаты оценки СУР АСК НДС-2 призваны исключить возмещение НДС недобросовестными налогоплательщиками, установить очередность и перечень мероприятий налогового контроля, а также выявить выгодоприобретателей по налоговым схемам.

Развивая риск-ориентированный подход, налоговая служба разработала Порядок определения объема документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций (см. Письмо ФНС РФ от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@). В нем разъяснены особенности истребования документов при камеральной проверке деклараций по НДС. Например, если налогоплательщик заявит льготу по НДС в части образовательных услуг, камеральная проверка декларации по НДС будет проведена следующим образом:

Уровень налогового риска

Характеристика налогоплательщика

Условия определения объема документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций

Высокий

Налогоплательщик имеет признаки организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, не имеет достаточных ресурсов (активов) для ведения соответствующей деятельности, не исполняет свои налоговые обязательства или исполняет их в минимальном размере

Обязательное истребование 40% документов во всех случаях

Средний

Налогоплательщик, не отнесенный в группу с высоким или низким налоговым риском

Истребуется 40% документов, если льгота заявлена впервые или предыдущая камеральная проверка выявила нарушения.

Истребуется до 10% общего объема документов при отсутствии нарушений при предыдущей проверке.

Истребуется до 5% документов при представлении формы типовых договоров и отсутствии нарушений при предыдущих проверках.

Документы могут не истребоваться, если заявлена одна и та же льгота в течение четырех налоговых периодов подряд и нарушений при этом не выявлено

Низкий

Налогоплательщик ведет реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняет свои налоговые обязательства перед бюджетом, обладает соответствующими ресурсами (активами), его деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем

Истребуется 40% документов, если предыдущая камеральная проверка выявила нарушения.

Истребуется до 10% общего объема документов, если льгота заявлена впервые.

Истребуется до 5% документов, если льгота заявлена впервые и при этом предоставлены формы типовых договоров.

Документы могут не истребоваться, если заявлена одна и та же льгота в течение трех налоговых периодов подряд без нарушений

РОП во внутреннем контроле автономных учреждений.

В силу ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» автономные учреждения, как и иные экономические субъекты, обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. При этом АУ могут проводить внутренний контроль, используя модель РОП, что повысит эффективность работы службы внутреннего контроля за счет более правильного отбора объектов контроля. Опуская повторное перечисление достоинств РОП, заострим внимание на двух факторах, которые усиливают значимость РОП во внутреннем контроле автономного учреждения.

Во-первых, с учетом заявленной государственной политики в области надзора РОП выглядит более предпочтительным вариантом по сравнению с традиционной моделью контроля. Надзорные органы, применяя РОП, включают в критерии оценки рисков качество внутреннего контроля проверяемой организации. Если модели контроля совпадают, контролирующему органу проще убедиться в том, что перед ним добросовестный хозяйствующий субъект. В свою очередь, формирование мнения со стороны надзорных органов об АУ как добросовестном лице принесет учреждению снижение административной нагрузки.

Во-вторых, РОП оправдан для крупных многопрофильных автономных учреждений и (или) тех, которые обладают разветвленной филиальной сетью. Традиционный подход предполагает, что подразделения и филиалы будут проверены друг за другом в порядке очередности. Нерегулярность проверок трудно обосновать в рамках обычной модели контроля, в результате повышенный контроль применяется уже по факту происшествия (например, авария, кража, санкция от надзорного органа). РОП позволяет сформировать критерии частоты и глубины проверки, обнародовать их для своих структурных единиц и осуществить контроль преимущественно по отношению к неблагополучным филиалам, одновременно снижая внимание к образцовым подразделениям и не вызывая при этом обвинений в предвзятости.

При составлении плана проверки филиалов (подразделений) на основе РОП может быть использована «тепловая» карта рисков. Это наглядный, формируемый в виде матрицы инструмент для выявления зон повышенных (пониженных) рисков. Низкие риски отражаются в «холодной» зоне (обычно показывается зеленым цветом), средние риски – в «теплой» желтой зоне, высокие риски – в «горячей» красной зоне.

Для примера построим карту рисков, взяв за основу два показателя: уровень потенциальных угроз и качество предупредительных мер. На первом этапе специалист службы внутреннего контроля выявляет угрозы и ранжирует их в зависимости от степени опасности (одним из критериев может служить размер потенциального ущерба в рублях). Далее оценивается качество предупредительных мер, на что, в частности, влияют профессионализм персонала, техника безопасности, наличие страховки. Затем заполняется тепловая карта риска. Если у учреждения есть крупный филиал с низким качеством менеджмента, он будет занесен в зону 3D (особый контроль), маленький благополучный филиал, соответственно, поместится в зоне 1A (отсутствие контроля).

Примечание. При оформлении тепловой карты рисков выбрана иная цветовая шкала, однако градацию, соответствующую холодной, теплой и горячей зонам, карта тоже имеет.

Как видим, на тепловой карте выделены следующие зоны:

  • высокого риска – 3D, 3C, 2D;

  • среднего риска – 3A, 3B, 2B, 2C, 1C, 1D;

  • низкого риска – 1A, 2A, 1B.

Режимы контроля деятельности филиалов на основании тепловой карты рисков варьируются в диапазоне от незначительного вмешательства (зоны 3A, 3B, 2B, 2C, 1C, 1D) до срочного вмешательства, когда используются все возможные меры для снижения риска (зоны 3D, 3C, 2D). Филиалы, входящие в категории с пониженным риском (зоны 1A, 2A, 1B), проверяются либо по мере наступления соответствующих обстоятельств, либо в случаях, когда включены в выборочный тематический анализ.

* * *

Кратко обобщим методологический инструментарий риск-ориентированного подхода при проверках. РОП во внутреннем контроле (аудите, надзоре) определяет виды рисков, классифицирует, оценивает их, а также устанавливает их влияние на конечные цели (учреждения, министерства, ведомства и т. д.). Основные усилия контролеров смещаются с выявления уже причиненного вреда и наказания виновных на предотвращение причинения вреда, обеспечение информированности и компетентности подконтрольных субъектов. При этом меняется характер проверок: их периодичность и объем зависят исключительно от масштабов рисков, что оборачивается повышенным контролем по отношению к потенциальным нарушителям и пониженным контролем (вплоть до его отсутствия) деятельности добросовестных лиц.

Данная статья введена Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ.

Хотя Закон № 294-ФЗ не распространяется на налоговый контроль, ФНС использует РОП на основании собственных нормативных актов.

Подробнее об этом – в статье О. Е. Орловой «Новое в практике выявления необоснованной налоговой выгоды», № 7, 2017.

Поиск ответа

Всего найдено: 129

Вопрос № 305773

«Это краткосрочная, ориентированная на процесс(?) цель.» Нужна ли запятая и почему?

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не требуется, поскольку причастный оборот стоит перед определяемым словом.

Вопрос № 303318

Как написать «инвестиционно(ориентированная) отрасль» — слитно/через дефис?

Ответ справочной службы русского языка

Пишется раздельно: инвестиционно ориентированная деятельность.

Вопрос № 302321

Добрый вечер! Скажите, пожалуйста, экономическиориентированный — это правильное написание? Благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: экономически ориентированный.

Вопрос № 302151

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как верно: знаниево-ориентированное образование или знаниево ориентированное (по аналогии с личностно ориентированным)?

Ответ справочной службы русского языка

Строго говоря, оба варианта неверны, поскольку не существует прилагательного «знаниевый» или наречия «знаниево».

Вопрос № 301438

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как пишется слово «семейно(?)ориентированный», с дефисом или через пробел?

Ответ справочной службы русского языка

Верно раздельное написание.

Вопрос № 301133

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно пишется слово «Практикоориентированность»?

Ответ справочной службы русского языка

Вы написали это слово верно.

Вопрос № 300200

Здравствуйте! Подскажите, «практикоориентированнный» или «практико-ориентированный»? И какое правило тут действует?

Ответ справочной службы русского языка

Следует руководствоваться словарной рекомендацией. Верно дефисное написание.

Вопрос № 299875

Добрый день! Ответьте, пожалуйста, почему «социально преобразующий» пишется раздельно, а «социально-преобразовательный» – через дефис? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

О написании части социально подробно написано в информационно поисковой системе «Орфографическое комментирование русского словаря»:

социа́льно слитно/дефисно/раздельно: 1) пишется через дефискак первая часть сложных прилагательных с суфф., несмотря на подчинительное отношение основ, в сочетании со второй частью – относительным прилагательным, напр.: социально-гуманитарный, социально-культурный, социально-политический, социально-правовой, социально-утопический, социально-экономический § 51; 2) пишется раздельно в сочетании со второй частью – качественным прилагательным, напр.: социальноактивный, социально значимый, социально нетипичный, социальнооднородный, социально полезный, социально опасный, социальноразнородный, социально успешный, социально чуждый § 51; 3) пишется раздельно с прилагательным-причастием, напр.: социальнозакрепленный, социальнонезащищенный, социальнообусловленный, социальноокрашенный, социально осознанный, социально ориентированный § 51

Вопрос № 299159

Уважаемые профессионалы! Подскажите, пожалуйста, как пишется слово «командно-ориентированный» — через дефис, слитно, раздельно? Словарной фиксации я не нашла. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Рекомендуем писать раздельно по аналогии с похожими случаями, зафиксированными в словарях: командно ориентированный.

Вопрос № 299120

Добрый день! Подскажите правильное написание словосочетания: «медиаориентированный подход» или » медиа-ориентированный подход». Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: медиаориентированный подход.

Вопрос № 299094

ДОБРЫЙ ВЕЧЕР, ГРАМОТА. Как пишется нравственно ориентированный? Раздельно, я полагаю? по аналогии с коммуникативно ориентированный, объектно ориентированный, личностно ориентированный? Или я ошибаюсь?

Ответ справочной службы русского языка

Вы правы, следует писать раздельно: нравственно ориентированный.

Вопрос № 297031

Добрый день, подскажите, пожалуйста как пишется слово клиентоориентированность

Ответ справочной службы русского языка

Вы написали это слово без ошибок.

Вопрос № 295018

Добрый день! Как правильно пишется слово инновационно ориентированный: раздельно, через дефис или слитно? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

См. словарную фиксацию.

Вопрос № 294151

Здравствуйте! Корректно ли выражение «взрослая книга» (ориентированная на взрослую аудиторию)? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Да, это выражение корректно.

Вопрос № 287885

Здравствуйте! Меня интересует написание сочетания «личностно ориентированный». Почему это сочетание пишут через дефис? На мой взгляд, дефис здесь не нужен. Спасибо за ответ! С уважением, Виолетта.

Ответ справочной службы русского языка

Правильным является раздельное написание, без дефиса.

Вход для клиентов

Что такое риск-ориентированный подход? Как определяется категория риска? Как будут проходить проверки в медицинских учреждениях? Ответы на эти вопросы – в статье.

В целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством РФ, должны будут применять риск-ориентированный подход (ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ) . Постановлением Правительства РФ от 05.07.2017 № 801 «О внесении изменений в Положение о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности» (далее – Постановление № 801) на Росздравнадзор возложена обязанность применять риск-ориентированный подход при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. О том, что понимается под таким подходом, мы и поговорим в статье.

ЧТО ТАКОЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД?

Мировая практика свидетельствует об активном использовании системы управления рисками в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности с одновременным повышением уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности органов власти, то есть повышением уровня безопасности охраняемых законом ценностей.

Переход от всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному планированию проверок позволит увеличить охват потенциальных нарушителей обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям, и одновременно снизит нагрузку на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда таким ценностям. Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля должно привести, согласно мировому опыту, к снижению числа проверок в отношении добросовестных участников рынка, деятельность которых не несет значимой угрозы охраняемым законом ценностям.

При этом должно быть обеспечено сохранение или даже повышение уровня защиты охраняемых законом ценностей в сфере государственного управления.

Под риск-ориентированным подходом понимается метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Законом № 294-ФЗ случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска – также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

Внедрение риск-ориентированного подхода (системы управления рисками) основывается на следующих принципах:

  • открытость и прозрачность критериев риска и категорий риска, а также результатов распределения по ним подконтрольных субъектов, что не исключает отнесения в отдельных сферах общественных отношений указанной информации к охраняемой законом тайне, если это необходимо для достижения публично значимых целей;
  • нацеленность категорий и критериев риска, мер по оценке и управлению риском на задачи минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям как при установлении категорий и критериев риска, так и в процессе их применения, что, в частности, означает преимущественную их ориентацию на деятельность хозяйствующих субъектов, работающих в представляющих опасность для охраняемых законом ценностей сферах государственного регулирования, нарушающих требования законодательства;
  • построение системы управления рисками, принятие мер по оценке и анализу риска на основании объективных и достоверных данных;
  • периодическая переоценка рисков, основанная на изменении источников и факторов риска для охраняемых законом ценностей;
  • соответствие уровня зрелости ведомственных систем управления риском уровню развития управленческих и информационных процессов в ведомстве, так как зрелая система управления рисками невозможна без соответствующего уровня зрелости информационных решений по сбору, обобщению и анализу данных, а также внутриведомственных управленческих процессов.

КАК ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАТЕГОРИЯ РИСКА?

Согласно ч. 3 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска – также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.В случае, если критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска предусматривают проведение органом государственного контроля (надзора) расчета значений показателей, используемых для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, оценки вероятности их несоблюдения, методики такого расчета утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.

Правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности установлены в Постановлении Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 806). Согласно внесенным Постановлением № 801 изменениям в целях применения Росздравнадзором риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, подлежит отнесению к определенной категории риска в соответствии с Правилами № 806. В рамках государственного контроля отнесение деятельности учреждений, осуществляющих медицинскую деятельность, к определенной категории риска производится в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований в соответствии с разд. II приложения к Постановлению № 801 и с учетом критериев возможного несоблюдения обязательных требований в соответствии с раз. III приложения к Постановлению № 801.

Отнесение учреждений, осуществляющих медицинскую деятельность, к определенной категории риска производится с учетом информации, содержащейся в едином реестре лицензий на осуществление медицинской деятельности, ведение которого возложено на Росздравнадзор.

Отметим, что отнесение объектов государственного контроля к определенной категории риска осуществляется решением руководителя (заместителя руководителя) Росздравнадзора об отнесении объектов государственного контроля к определенной категории риска на основании критериев, установленных приложением к Постановлению № 801.

Критерии тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований. Согласно п. 6 Правил № 806 критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, и вероятность несоблюдения учреждением обязательных требований.

Для справки :

Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к классам опасности должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований. Оценка тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований проводится с учетом возможной степени тяжести потенциальных случаев причинения вреда и (или) возможной частоты возникновения и масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках подобных случаев причинения вреда и (или) с учетом трудности преодоления возникших в результате их негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований. Постановлением № 801 предусмотрено, что объекты государственного контроля с учетом тяжести потенциальных негативных последствий и вероятности несоблюдения ими обязательных требований, выраженных в показателе риска К, подлежат отнесению к следующим категориям риска:

  • чрезвычайно высокий риск – если показатель риска К составляет свыше 453 900;
  • высокий риск – если показатель риска К составляет от 280 901 до 453 900;
  • значительный риск – если показатель риска К составляет от 172 301 до 280 900;
  • средний риск – если показатель риска К составляет от 89 101 до 172 300;
  • умеренный риск – если показатель риска К составляет от 21 300 до 89 100;
  • низкий риск – если показатель риска К составляет менее 21 300.

Показатель риска К для объекта государственного контроля определяется путем суммирования значения показателей риска, присвоенных выполняемым объектом государственного контроля работам (услугам), составляющим медицинскую деятельность, с учетом видов медицинской помощи и условий ее оказания. Такие показатели риска, приведены в приложении к Постановлению № 801. Критерии возможного несоблюдения обязательных требований. При оценке вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований анализируется имеющаяся в распоряжении органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), информация о результатах ранее проведенных проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя и назначенных административных наказаниях за нарушение обязательных требований. Согласно внесенным изменениям объекты государственного контроля, подлежащие отнесению в соответствии с разд. II приложения к Постановлению № 801 к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого рисков, подлежат отнесению к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего и умеренного рисков соответственно при наличии вступившего в законную силу в течение двух лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта государственного контроля к определенной категории риска, постановления о привлечении к административной ответственности с назначением административного наказания в виде административного штрафа юридическому лицу, его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 21 ст. 19.5 КоАП РФ. В свою очередь, объекты государственного контроля, отнесенные к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего и умеренного рисков, подлежат отнесению к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого рисков соответственно при отсутствии в течение двух лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта государственного контроля к определенной категории риска, постановлений о привлечении к административной ответственности с назначением административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 21 ст. 19.5 КоАП РФ. При наличии критериев, позволяющих отнести объект государственного контроля (надзора) к различным категориям риска или классам опасности, подлежат применению критерии, относящие объект государственного контроля (надзора) к более высоким категориям риска или классам опасности. Объекты государственного контроля (надзора), которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшим, установленным для соответствующего вида государственного контроля (надзора) категории риска или классу опасности. Росздравнадзор будет обязан вести перечень объектов государственного контроля, которые отнесены к определенной категории риска. Включение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в перечень осуществляется на основании решения об отнесении объектов государственного контроля к определенной категории риска. Указанный перечень будет содержать следующую информацию:

  • полное наименование государственного (муниципального) учреждения здравоохранения;
  • ОГРН и ИНН государственного (муниципального) учреждения здравоохранения;
  • место нахождения и место осуществления деятельности государственного (муниципального) учреждения здравоохранения;
  • реквизиты решения о присвоении государственному (муниципальному) учреждению здравоохранения категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых было принято решение об отнесении объекта государственного контроля к определенной категории риска.

На официальном сайте Росздравнадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.roszdravnadzor.ru/) будет размещаться и поддерживаться в актуальном состоянии следующая содержащаяся в перечне информация об объектах государственного контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного рисков:

  • полное наименование государственного (муниципального) учреждения здравоохранения;
  • ОГРН и ИНН государственного (муниципального) учреждения здравоохранения;
  • место осуществления деятельности государственного (муниципального) учреждения здравоохранения;
  • категория риска и дата принятия решения об отнесении государственного (муниципального) учреждения здравоохранения к определенной категории риска.

Обратите внимание: Согласно п. 13 Правил № 806 по запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя Росздравнадзор в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, направляет им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности. В соответствии с п. 17 Правил № 806 учреждение вправе подать в Росздравнадзор заявление об изменении присвоенных ранее его деятельности и (или) используемым им производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора). Указанное заявление должно содержать следующие сведения:

  • полное наименование учреждения;
  • ОГРН и ИНН учреждения;
  • место нахождения используемого учреждением производственного объекта (при присвоении категории риска или класса опасности производственному объекту);
  • информацию о присвоенных ранее деятельности учреждения и (или) используемым им производственным объектам категории риска или классе опасности;
  • адрес учреждения, телефон и адрес электронной почты (при наличии).

Для справки: К заявлению должны быть приложены документы о соответствии деятельности учреждения и (или) используемых им производственных объектов критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель. Росздравнадзор рассматривает заявление, оценивает представленные юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документы и по итогам их рассмотрения в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления, принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворение заявления и изменение категории риска или класса опасности объекта государственного контроля (надзора);
  • отказ в удовлетворении заявления.

В течение трех рабочих дней со дня принятия одного из указанных решений Росздравнадзор обязан проинформировать о нем учреждение путем направления соответствующего уведомления по почтовому адресу, указанному в заявлении, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица Росздравнадзора, по адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо был ранее представлен ими в орган государственного контроля (надзора). При принятии решения об отказе в удовлетворении заявления учреждение должно быть проинформировано о причинах отказа.

КАК БУДУТ ПРОХОДИТЬ ПРОВЕРКИ?

Постановлением № 801 предусмотрено, что проведение плановых проверок в отношении объектов государственного контроля (в зависимости от определенной категории риска) осуществляется со следующей периодичностью:

  • один раз в календарном году – для категории чрезвычайно высокого риска;
  • один раз в два года – для категории высокого риска;
  • один раз в три года – для категории значительного риска;
  • не чаще чем один раз в пять лет – для категории среднего риска;
  • не чаще чем один раз в шесть лет – для категории умеренного риска.

В отношении объектов государственного контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. Напомним, что включение в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверки в отношении объекта государственного контроля (надзора), отнесенного к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3-му классу опасности, осуществляется при истечении в году проведения плановой проверки установленного положением о виде государственного контроля (надзора) периода времени с даты (п. 14 Правил № 806):

  • окончания проведения последней плановой проверки объекта государственного контроля (надзора);
  • государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, если плановые проверки ранее не проводились, либо иного предусмотренного положением о виде государственного контроля (надзора) события.

* * *

В заключение отметим, что Постановлением № 801 на Росздравнадзор возложена обязанность применять риск-ориентированный подход при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. При этом указанные изменения вступили в силу 15.07.2017.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *