Решение о доначислении налогов

Редкая выездная налоговая проверка обходится без доначислений НДС. Помимо самого налога инспекторы, разумеется, начисляют соответствующие суммы пеней и штрафов. При этом у налогоплательщика есть возможность выбора, когда и в каком объеме исполнить решение, принятое по результатам налоговой проверки. Если налогоплательщик согласен с решением контролеров и в дальнейшем не намерен его оспаривать (в том числе в суде), он просто уплатит указанные суммы и отразит их в учете на дату вступления в силу решения по проверке. Но на практике налогоплательщики, как правило, не спешат соглашаться с контролерами и используют все законные способы снижения размера доначислений: сначала обращаются с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган, а затем (при необходимости) в арбитражный суд. В каком порядке отражаются в бухгалтерском учете доначисленные по результатам налоговой проверки суммы НДС (а также соответствующие пени и штрафы), поясним в рамках данного материала.

📌 Реклама Отключить

Принято решение по итогам налоговой проверки

В резолютивной части решения, которое инспекторы принимают по итогам налоговой проверки, налогоплательщику, как правило, предлагается:

  • уплатить выявленную недоимку по НДС, пени и штрафы. Напомним, штрафы начисляются только в решении о привлечении к ответственности;
  • внести соответствующие исправления в бухгалтерские и налоговые документы (что, в свою очередь, может повлечь необходимость исправления отчетности).

При этом налогоплательщик не обязан исполнять решение по итогам налоговой проверки, которое еще не вступило в силу (п. 1 ст. 101.3 НК РФ). В то же время он вправе добровольно исполнить решение до того, как оно вступило в силу (абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ).

Когда решение по проверке вступает в силу?

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ итоговое решение по налоговой проверке вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику (или его представителю). Отсчет этого срока начинается со следующего дня после вручения решения, а истекает в соответствующее дате вручения число следующего месяца. К примеру, если решение было вручено налогоплательщику 16 декабря 2015 года, то оно вступит в силу 17 января 2016 года. Но это в общем случае. 📌 Реклама Отключить

Если налогоплательщик намерен обжаловать в апелляционном порядке решение, принятое по результатам проверки, сроки вступления его в законную силу будут иными (п. 9 ст. 101, ст. 101.2 НК РФ). В части, в которой решение не отменено и не обжаловано, – со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе. Если апелляционная жалоба оставлена управлением без рассмотрения, решение по проверке вступает в силу со дня принятия управлением соответствующего решения, но не ранее истечения срока подачи указанной жалобы.

Таким образом, при подаче апелляционной жалобы решение по итогам проверки вступит в законную силу только со дня, когда оно было утверждено вышестоящим налоговым органом (или с даты принятия нового решения по проверке). Поэтому налогоплательщик вправе не исполнять решение нижестоящего налогового органа (ст. 101.2 НК РФ). И такая отсрочка может продлиться до трех месяцев. Она складывается из (п. 9 ст. 101, п. 6 ст. 140 НК РФ):

📌 Реклама Отключить

  • месяца, отведенного для подачи апелляционной жалобы. Подать жалобу в силу п. 8 ст. 6.1 НК РФ можно до 24 часов последнего дня срока (например, по каналам ТКС). К примеру, если решение было вручено налогоплательщику 16 декабря 2015 года, то жалоба может быть подана до 24 часов 16 января 2016 года;
  • месяца, в течение которого должно быть принято решение по апелляционной жалобе;
  • месяца, на который может быть продлен срок для принятия решения по жалобе.

Как видим, налогоплательщик на законном основании может отстрочить выполнение решения, принятого по итогам налоговой проверки. Но у этой выгоды есть обратная сторона.

Плюсы и минусы апелляционного обжалования

С одной стороны, подача апелляционной жалобы позволяет налогоплательщику отложить на несколько месяцев исполнение итогового решения по проверке. Ведь оно вступит в силу только со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе или со дня принятия решения об оставлении жалобы без рассмотрения (но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы). Кроме того, вышестоящий налоговый орган может и вовсе отменить решение нижестоящей инспекции и принять по делу новое решение, которое вступит в силу со дня его принятия (п. 2 ст. 101.2 НК РФ). Поэтому в случае частичной или полной отмены решения по проверке либо принятия нового решения в пользу налогоплательщика ему не придется возвращать из бюджета излишне взысканные суммы НДС (а также пеней, штрафов). 📌 Реклама Отключить

С другой стороны, пени будут начислены в любом случае за весь период, когда за налогоплательщиком числилась недоимка по данному налогу (п. 3 ст. 75 НК РФ). Поэтому отсрочка исполнения решения может обернуться для налогоплательщика дополнительными финансовыми потерями. Следовательно, чем раньше налогоплательщик исполнит решение по проверке (в том числе досрочно), тем меньшую сумму пени ему придется уплатить в бюджет.

Предварительные итоги

Исходя из сказанного выше, можно сделать такой вывод: у налогоплательщика есть возможность выбора, когда и в каком объеме исполнить решение, принятое по результатам налоговой проверки. При этом ему нужно учитывать следующие факторы.

Уплата доначисленного НДС (а также соответствующих пеней и штрафов) до принятия в силу итогового решения по проверке чревата отвлечением из оборота денежных сумм (размер которых зачастую бывает довольно внушительным). Возврат их (при благоприятном исходе – когда решение отменено вышестоящим налоговым органом или судом) займет некоторое время. Кстати, возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов, пеней и штрафов производится с процентами в порядке п. 5 ст. 79 НК РФ.

📌 Реклама Отключить

Вместе с тем отсрочка исполнения решения по проверке приведет к увеличению суммы пеней.

При этом необходимо учитывать, что отсрочку на срок от двух до трех месяцев для исполнения решения по проверке даст только апелляционное обжалование. В судебном порядке в любом случае будет рассматриваться уже вступившее в силу решение по проверке. А это значит, что доначисленные НДС, пени (и, возможно, штраф) все равно придется уплатить до окончания судебного разбирательства. В противном случае они будут взысканы налоговиками в принудительном порядке (п. 4 ст. 69, п. 3 ст. 101.3 НК РФ).

Таким образом, прежде чем обжаловать решение (полностью или в части), принятое по итогам налоговой проверки, в апелляционном или судебном порядке налогоплательщику необходимо тщательно проанализировать свои шансы на успех. В любом случае досрочное исполнение решения по проверке (даже в части, которая не обжалуется) позволит минимизировать сумму пени, которая начисляется за каждый календарный день просрочки уплаты налога. Досрочное исполнение решения (в том числе частичное) не является препятствием для апелляционного обжалования. Об этом прямо сказано в абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ.

📌 Реклама Отключить

Итак, сроки вступления в законную силу решения по проверке мы пояснили. Следующий вопрос: порядок отражения в бухгалтерском учете результатов проверки – доначисленных сумм НДС, пени и штрафов (вопросы, связанные с внесением изменений в налоговый учет и отчетность, в рамках данного материала не будут рассматриваться).

Отражение результатов проверки по НДС в бухгалтерском учете

Порядок отражения результатов налоговой проверки в бухгалтерском учете зависит от ряда факторов (один из них – причина доначисления НДС). Согласие или несогласие налогоплательщика с выводами налоговиков, отраженными в решении по проверке, также влияет на указанный порядок. Последнее обстоятельство, по мнению автора, играет важную (если не определяющую) роль, поэтому далее порядок отражения результатов проверки в бухгалтерском учете будет проанализирован исходя именно из этого обстоятельства. 📌 Реклама Отключить

Если налогоплательщик согласен с решением по проверке

В ситуации, когда налогоплательщик не намерен оспаривать решение по проверке, ее результаты он может отразить в учете сразу после его получения. Данный документ и будет служить основанием для внесения исправлений в учет (ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).

Доначисление налогов по результатам налоговой проверки в бухгалтерском учете отражается как исправление ошибок в порядке, установленном ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете».

Датой обнаружения ошибки следует считать дату вступления в силу решения по проверке. От данной даты, а также от того, насколько существенна допущенная ошибка, зависит период исправления ошибки. Напомним, согласно п. 3 ПБУ 22/2010 ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот период. Уровень существенности организация определяет самостоятельно и закрепляет в учетной политике критерии, по которым будет устанавливаться такой уровень (данный вопрос выходит за рамки статьи, поэтому вникать в его нюансы мы не будем).

📌 Реклама Отключить

Итак, порядок отражения в бухучете доначисленных сумм НДС зависит от причины ошибок и периода, в котором они были допущены.

Если недоимка возникла в результате занижения налоговой базы или неправильного применения налоговой ставки (например, вместо ставки 18% применена ставка 10%), то доначисленная сумма НДС, начисленная с реализации:

  • текущего года (года проведения проверки), включается в себестоимость реализованной продукции и отражается по дебету счета 90 «Продажи» (субсчет 90-3);
  • прошлых лет, учитывается в составе прочих расходов по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие расходы») (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

В свою очередь, последний вариант записи применяется в двух случаях:

  • если недоимка предыдущего года выявлена до утверждения годовой отчетности – запись в учете делается на 31 декабря предыдущего года;
  • если недоимка прошлых лет выявлена после утверждения годовой отчетности и признана несущественной.

Если же сумма недоимки прошлых лет, выявленная после утверждения годовой отчетности, является существенной, в учете делается другая запись: Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» Кредит 68‑НДС. 📌 Реклама Отключить

Пример 1

По результатам выездной налоговой проверки за период 2012 – 2014 годов ООО была доначислена сумма НДС за III квартал 2014 года в сумме 125 000 руб. Недоимка возникла в результате занижения облагаемой базы (не начислен НДС по облагаемой операции). Общество согласилось с суммой доначислений. Решение по результатам проверки вступило в законную силу 10 ноября 2015 года. Сумма недоимки НДС в соответствии с учетной политикой общества признается существенной.

Решение получено после утверждения годовой отчетности за 2014 год, поэтому все исправления, связанные с доначислением налога, будут отражены в бухгалтерской отчетности за 2015 год.

В учете сумму доначислений общество отразит следующей записью: Дебет 84 Кредит 68‑НДС – доначислен НДС в сумме 125 000 руб. за III квартал 2014 года.

Важно

Исправлять в учете нужно не только сумму налога, но и сумму неверно посчитанной ранее выручки. Как сказано в п. 4 ПБУ 22/2010, обязательному исправлению наравне с ошибками подлежат их последствия. Иными словами, в учете необходимо отразить не только сумму доначисленного налога, но и внести исправления в записи, формирующие финансовый результат (например, сделать исправительную запись – Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 84).

📌 Реклама Отключить

Если недоимка по НДС возникла в связи с неправомерным вычетом, то порядок отражения в учете доначисленного налога зависит от операции, к которой относятся начисленные суммы налога, и периода, за который выявлена эта недоимка. Здесь возможны такие ситуации.

«Входной» налог в силу п. 2 ст. 170 НК РФ подлежал включению в стоимость товаров (работ, услуг), но был заявлен налогоплательщиком к вычету.

Доначисленный НДС, относящийся к периоду, годовая отчетность за который еще не утверждена, включается в стоимость таких товаров (работ, услуг) или отражается в расходах на основании следующих записей:

Сторно Дебет 68‑НДС Кредит 19 – доначислен НДС по результатам проверки;

Дебет 01 (04, 10, 41) Кредит 19 – входной НДС включен в стоимость объекта (если его стоимость еще не списана в затраты)

или Дебет 20 (26, 44) Кредит 19 – входной НДС списан на затраты (в случае если стоимость объектов, по которым был заявлен вычет, уже списана в затраты).

📌 Реклама Отключить

Если доначисленный НДС относится к прошлым периодам (и сумма недоимки не является существенной), на дату вступления в силу решения по проверке в учете делаются такие записи:

Дебет 19 Кредит 68‑НДС – восстановлен «входной» НДС, ранее неправомерно принятый к вычету;

Дебет 91-2 Кредит 19 – входной налог включен в прочие расходы

или Дебет 01 (04, 10, 41) Кредит 19 – входной налог включен в стоимость объектов, которые еще не списаны в затраты.

В случае, когда сумма недоимки превышает порог существенности (закрепленный в «бухгалтерской» учетной политике), в учете сумма доначисления отражается записью – Дебет 84 Кредит68‑НДС.

Вычет заявлен по «дефектному» счету-фактуре.

Доначисленный налог, относящийся к периоду, годовая отчетность за который еще не утверждена, отражается Дебет 91-2 Кредит 68‑НДС. Такая же запись делается, если налог доначислен за прошлые периоды и сумма недоимки признана несущественной. Соответственно, если сумма доначисленного за прошлые периоды налога является существенной, в учете делается запись – Дебет 84 Кредит 68‑НДС.

📌 Реклама Отключить

Пример 2

В ходе налоговой проверки деятельности организации за 2014 и 2013 годы претензии налоговиков вызвали консультационные услуги стоимостью 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.). Вследствие чего было произведено доначисление НДС, который, по мнению инспекторов, организация неправомерно заявила к вычету. Организация не стала оспаривать решение по проверке и исправила ошибку, относящую к прошлым периодам, на дату вступления его в силу – 24 октября 2015 года.

В соответствии с учетной политикой организации обозначенная ошибка признана несущественной, поэтому в учете были сделаны следующие записи:

Дебет Кредит Сумма, руб.

На дату признания расходом стоимости консультационных услуг

Учтена стоимость консультационных услуг 26 60 200 000
Отражена сумма «входного» НДС 19 68‑НДС 36 000
Принят «входной» НДС к вычету 68‑НДС 19 36 000

На дату вступления в силу решения по проверке

Исправлена ошибка в учете в связи с признанием налоговиками нереальности сделки 60 84 236 000
Доначислен НДС в результате неправомерного вычета 84 68‑НДС 36 000

Если налогоплательщик не согласен с решением по проверке

Выше было отмечено, что даже в случае несогласия налогоплательщика с решением по проверке сумму доначисленного по результатам проверки НДС (вне зависимости от причин, приведших к этому) целесообразнее уплатить, а не дожидаться результатов обжалования решения налоговиков. Процессу обжалования (сначала апелляционному, а затем и судебному) уплата недоимки не помешает, зато позволит налогоплательщику сэкономить (зачастую значительную сумму) на пени. 📌 Реклама Отключить

Вместе с тем само по себе перечисление в бюджет суммы, отраженной в решении по проверке, не означает признания налогоплательщиком вменяемой ему задолженности по НДС перед бюджетом. Недоимка (в случае неблагоприятного исхода) признается только на дату вступления в силу соответствующего апелляционного или судебного решения. Так как именно на эту дату окончательно определены налоговые обязательства организации по данному налогу. До тех пор пока не закончится процедура апелляционного обжалования (занимает от двух до трех месяцев со дня вручения решения по проверке) или судебные разбирательства (по времени они могут занимать от нескольких месяцев до полутора – двух лет) доначисленный НДС по кредиту счета 68 отражать не следует. В противном случае сведения, отраженные в учете и отчетности, и фактические действия налогоплательщика будут противоречить друг другу. Иными словами, финансовая отчетность не будет отражать реальное положение экономического субъекта и результаты его деятельности, что по понятным причинам приведет к дезинформации ее пользователей.

📌 Реклама Отключить

В связи с тем, что неопределенность в расчетах с бюджетом может затянуться по времени (как отмечено ранее, от двух месяцев до полутора – двух лет), возникает закономерный вопрос: как это отра­зить в учете?

Полагаем, в данном случае организации нужно вспомнить о ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» и отразить в учете оценочное обязательство на сумму доначисленного налога. Напомним, таковым в силу п. 4 данного стандарта признается обязательство с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения. И возникнуть оно может в том числе из судебного решения (как раз наш случай).

Оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий (п. 5):

  • существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать. Когда возникают сомнения в наличии такой обязанности, организация признает оценочное обязательство, если в результате анализа всех обстоятельств и условий, включая мнения экспертов, более вероятно, чем нет, что обязанность существует;
  • уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;
  • величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.

Применительно к ситуации, когда организация оспаривает решение по проверке, все вышеперечисленные требования выполнены: вследствие прошлых событий хозяйственной жизни организации появилось обязательство по уплате недоимки, величина которой определена в решении, при этом отсутствует 100%-я уверенность в результате обжалования обозначенного решения. 📌 Реклама Отключить

Таким образом, в анализируемой ситуации организация имеет смыл отразить оценочное обязательство, равное величине доначисленного налога. В учете при этом будут сделана следующая запись: Дебет 91-2 Кредит 96″Резервы предстоящих расходов» – признано оценочное обязательство по уплате в бюджет суммы НДС. Соответственно, перечисление в бюджет доначисленного налога не признается расходом организации и отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции с кредитом счета 51 «Расчетные счета».

Дальнейшая судьба данного оценочного обязательства напрямую зависит от результатов оспаривания решения по проверке.

В случае положительного исхода (когда организация доказала неправомерность доначисленного налога) на дату вступления в силу судебного решения оно списывается на основании следующей записи в учете: Дебет 96Кредит 91-1 – списано оценочное обязательство по уплате в бюджет суммы НДС.

📌 Реклама Отключить

Если организация проиграла спор в арбитраже и судебным актом признано наличие у плательщика НДС недоимки по данному налогу, в учете (на дату вступления в силу решения суда) делается иная запись: Дебет 96Кредит 68‑НДС – доначислен НДС к уплате в бюджет.

Пример 3

Воспользуемся данными из примера 1.

Организация не согласилась с выводами, сделанными инспекцией в решении по проверке. Она намерена обжаловать данное решение в установленном порядке. Уплатив после получения решения указанную в нем недоимку по НДС, организация подала апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Однако вышестоящая инстанция согласилась с выводами инспекторов. Тогда налогоплательщик подал заявление в суд. Но и арбитры признали правоту инспекторов и наличие недоимки у организации.

В учете организации сделаны следующие записи:

📌 Реклама Отключить

Проверка прошла, что дальше?

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 1 апреля 2016 г.

Содержание журнала № 8 за 2016 г.Е.А. Шаронова, экономист

Отражение результатов налоговой проверки в учете

Самое неприятное, что по итогам проверки (как камеральной, так и выездной) иногда приходится платить доначисленные налоги, штрафы и пени. Результаты проверки организации должны отразить и в бухгалтерском, и в налоговом учете.

А предпринимателям немного проще, они должны учесть все доначисления только в налоговом учете, поскольку бухучет они не ведутч. 2 ст. 6 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Наводим порядок в бухучете

Даже если организация не согласна с решением ИФНС и собирается его оспаривать (в том числе в суде), лучше сначала уплатить все доначисленные налоги. Ведь если вам удастся отстоять доначисления (полностью или частично), вы потом вернете уплаченные в бюджет суммы или зачтете их в счет будущих платежей. А вот пени начисляются до тех пор, пока за вами числится недоимка по налогу (если только суд не отменит суммы доначислений полностью)п. 3 ст. 75 НК РФ. Так что чем раньше вы рассчитаетесь с бюджетом, тем меньшую сумму пеней вам придется уплатить.

Многие бухгалтеры задают вопрос, нужно ли отражать в бухучете доначисленные налоги по итогам камеральных и выездных налоговых проверок с применением ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», то есть в зависимости от даты утверждения бухотчетности и от существенности ошибки. Или же можно ПБУ 22/2010 не применять, а отражать все доначисления текущим периодом на дату вступления в силу решения по проверке, поскольку организация считает, что она все операции ранее отражала правильно.

Вот что по этому поводу думают аудиторы.

ОБМЕН ОПЫТОМ

ЕФРЕМОВА Анна Алексеевна Генеральный директор аудиторской фирмы ООО «Вектор развития»

“В силу п. 2 ПБУ 22/2010 ошибкой признается неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухучете и (или) бухотчетности организации. Это означает, что любое неправильное отражение операций на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» является бухгалтерской ошибкой.

Как указано в ПБУ, ошибка может быть обусловлена, в частности: неправильными классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности; неправильным использованием информации, имеющейся на дату подписания бухотчетности, и т. д.

То есть если происходит доначисление налога, значит, организация все же нарушила положения налогового законодательства (по крайней мере, либо она не оспаривала мнение налогового органа, либо суд ее не поддержал). Поэтому можно говорить о неправильных действиях бухгалтера при отражении налога в проверяемом периоде.

Можно, конечно, пытаться апеллировать к фразе «Не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности»п. 2 ПБУ 22/2010. Но это означает, что на момент проведения проверки и признания налогового нарушения существуют новые требования налогового законодательства, которые организация не применяла и не могла применить при формировании деклараций в проверяемых периодах, чего быть никак не может. Подчеркнем, что ошибкой является любое неправильное отражение операций в учете и отчетности, даже если бухгалтер (физическое лицо) чего-то не знал. Суть в том, что организация в целом имела (опять же по мнению налогового органа) всю информацию для правомерного формирования налоговых баз и сумм налогов.

Таким образом, ответ только один — бухгалтерские записи и действия должны выполняться строго по нормам ПБУ 22/2010, иначе это тоже станет бухгалтерской ошибкой”.

При отражении в бухучете доначислений по налоговой проверке датой обнаружения ошибки будет считаться дата вступления в силу решения по проверке, на которую и надо сделать все исправительные проводки. А кроме того, на порядок отражения записей по счетам также будет влиять такой критерий, как существенность ошибки.

Как правило, налоговые проверки проводятся за предыдущие годы и на дату вступления в силу решения по проверке бухгалтерская отчетность за эти годы уже утверждена.

Если ошибка несущественная и она затронула финансовый результат, тогда используется счет 91, субсчет 2 «Прочие расходы», и все исправительные проводки делаются на дату обнаружения ошибки без ретроспективного пересчетапп. 9, 14 ПБУ 22/2010.

Если ошибка существенная и она затронула финансовый результат, то в этом случае всегда затрагивается счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и делается ретроспективный пересчет ошибочных показателей бухотчетности за прошлые годып. 9 ПБУ 22/2010. Но это происходит только в том случае, если доначисления по проверкам очень большие.

Лишь малые предприятия, которые имеют право составлять упрощенную бухотчетность, могут исправлять существенные ошибки так же, как и несущественные, в периоде обнаружения и не делать ретроспективный пересчетп. 9 ПБУ 22/2010.

Далее мы рассмотрим порядок отражения доначислений по налоговой проверке, когда они не признаются существенной ошибкой. В этом случае все исправительные записи надо сделать в текущем периоде на дату вступления в силу решения по проверке. Причем отражение сумм в учете будет зависеть от вида доначислений и их причины.

Вид операции Дт Кт
Доначислены налоги, которые учитываются в расходах при налогообложении: налог на имущество, транспортный, земельный налоги 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы») 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет по соответствующему виду налога
Счет 91 используется, когда отчетность за год, в котором выявлены нарушения (не были начислены налоги), на дату вынесения решения уже подписана
Доначислены налог на прибыль/налог при УСН/ЕНВД 99 «Прибыли и убытки» 68, субсчет по соответствующему виду налога
Начислены штрафы и пени по налогам 99 «Прибыли и убытки» 68, субсчет по соответствующему виду налога
Доначислен НДФЛ, который можно удержать из доходов работника 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» 68, субсчет «Расчеты по НДФЛ»
Удержан НДФЛ из выплат работнику 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

Проводки по отражению в учете доначисленного НДС приведем в отдельной таблице.

Причина доначисления НДС Нарушение допущено в году, отчетность за который еще не подписана Нарушение допущено в году, отчетность за который уже подписана
Не начислен НДС при реализации/НДС начислен по заниженной ставке (10% вместо 18%) Доначислен НДС:

  • <или>Дт 90 «Продажи», субсчет 3 «НДС», – Кт 68, субсчет «Расчеты по НДС»;
  • <или>Дт 91, субсчет 2 «Прочие расходы», – Кт 68, субсчет «Расчеты по НДС» (если доход, с которого не был начислен НДС, учтен на счете 91)
Дт 91, субсчет 2 «Прочие расходы», – Кт 68, субсчет «Расчеты по НДС»
Не восстановлен НДСп. 3 ст. 170 НК РФ Доначислен НДС: Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям» – Кт 68, субсчет «Расчеты по НДС».
Восстановленный налог включен в расходы: Дт 91, субсчет 2 «Прочие расходы», – Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям»
Неправомерно принят к вычету входной НДС Доначислен НДС: СТОРНО Дт 68, субсчет «Расчеты по НДС», – Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям» Доначислен НДС: Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям» – Кт 68, субсчет «Расчеты по НДС»
Входной НДС списан на расходы: Дт 20 «Основное производство» (26 «Общехозяйственные расходы»; 44 «Расходы на продажу»; 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж»;
91, субсчет 2 «Прочие расходы») – Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям» (на тот же счет, на который была списана стоимость этого объекта)
Входной НДС списан на расходы: Дт 91, субсчет 2 «Прочие расходы», – Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям»
Входной НДС включен в стоимость объекта: Дт 01 «Основные средства» (04 «Нематериальные активы», 10 «Материалы», 41 «Товары») – Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям» (если стоимость объекта еще не списана на расходы)
Доначислена амортизация по ОС (НМА), стоимость которых увеличена на доначисленный НДС: Дт 20 «Основное производство» (26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу») – Кт 02 «Амортизация основных средств» (05 «Амортизация нематериальных активов») Доначислена амортизация за текущий год по ОС (НМА), стоимость которых увеличена на доначисленный НДС: Дт 20 «Основное производство» (26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу») – Кт 02 «Амортизация основных средств» (05 «Амортизация нематериальных активов»)
Доначислена амортизация за прошедшие годы по ОС (НМА), стоимость которых увеличена на доначисленный НДС: Дт 91, субсчет 2 «Прочие расходы», – Кт 02 «Амортизация основных средств» (05 «Амортизация нематериальных активов»)

Наводим порядок в налоговом учете

Теперь немного огорчим — нельзя учесть в расходах суммыпп. 2, 4 ст. 270, подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ:

  • доначисленного налога на прибыль/налога при УСН/ЕНВД/НДФЛ;
  • пеней и штрафов.

А вот доначисленные налоги, которые учитываются при налогообложении (налог на имущество, транспортный, земельный налоги, а также другие налоги, которые в принципе разрешено учитывать), включают в расходы:

  • организации на ОСН — на дату вступления в силу решения по проверкеподп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ; Письмо Минфина от 06.04.2015 № 03-03-06/1/19158. Если потом какие-либо суммы будут отбиты в суде, то их надо включить во внереализационные доходы на дату вступления в силу судебного решенияПисьмо Минфина от 06.04.2015 № 03-03-06/1/19158;
  • предприниматели на ОСН — на дату уплаты (взыскания налоговой инспекцией) налоговст. 221 НК РФ;
  • организации и предприниматели на УСН — на дату уплаты (взыскания инспекцией) налоговподп. 22 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17, ст. 221 НК РФ.

Что же касается доначисленных сумм НДС, то возможность их учета в «прибыльных» или «НДФЛьных» (для ИП) расходах зависит от причины доначисления. По мнению проверяющих, нельзя учесть в расходах:

  • НДС, который вы не начислили при реализации.

По мнению ВАС и арбитражных судов, НДС, доначисленный налоговиками с реализации, можно учесть в прочих расходахПостановления Президиума ВАС от 09.04.2013 № 15047/12; АС ВВО от 07.05.2015 № А11-4982/2014; ФАС СЗО от 02.04.2013 № А42-1576/2012. Ведь получается, что этот НДС:

  • покупателю не выставлялся/не предъявлялся, а значит, на него не распространяется ограничение п. 19 ст. 270 НК РФ;
  • исчислен в соответствии с законодательством, будет уплачен за счет собственных средств организации и, следовательно, экономически обоснован.

Имейте в виду, что включать сумму доначисленного с реализации НДС в расходы вы можете, если готовы отстаивать свою позицию в суде;

  • входной НДС, который вы неправомерно приняли к вычету:
  • <или>по дефектному счету-фактуре;
  • <или>по счету-фактуре от недобросовестного контрагента;
  • <или>из-за превышения норматива «прибыльных» расходов.

Напомним, к вычету можно принять только ту сумму входного НДС, которая относится к представительским расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль в пределах норматива — не более 4% от расходов на оплату труда за отчетный/налоговый периодп. 7 ст. 171, п. 2 ст. 264, п. 1 ст. 221 НК РФ; Письма Минфина от 02.06.2014 № 03-07-15/26407; УФНС по г. Москве от 19.08.2013 № 13-11/083321@; Постановление Президиума ВАС от 06.07.2010 № 2604/10. А поскольку представительские расходы сверх этого норматива в «прибыльные» расходы не включаются, то и сумму НДС, относящуюся к ним, к вычету заявить нельзя;

  • НДС, который вы не восстановили, хотя должны были это сделать в таких случаях:
  • <если>вы передали имущество в качестве вклада в уставный капиталподп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ;
  • <если>НДС принят к вычету с уплаченного аванса, а впоследствии вы приняли к вычету НДС и при оприходовании товаров (работ, услуг), полученных в счет этого авансаподп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Можно учесть в прочих расходах на дату вступления в силу решения по проверке:

  • восстановленный налоговиками НДС во всех случаях, кроме двух вышеуказанныхподп. 2, 4—6 п. 3 ст. 170 НК РФ;
  • принятый к вычету входной НДС, который надо было учесть в стоимости товаров, работ, услуг (кроме ОС и НМА), при условии, что сама стоимость уже учтена в расходахп. 2 ст. 170 НК РФ. Если же стоимость товаров (работ, услуг) еще не включена в расходы, тогда на НДС надо увеличить стоимость этих товаров (работ, услуг).

Если же вы приняли к вычету НДС, который нужно было учитывать в стоимости ОС/НМА, тогда вам нужно включить его в их первоначальную стоимостьп. 2 ст. 170 НК РФ. После этого надо доначислить амортизацию с даты введения ОС/НМА в эксплуатацию до даты вступления в силу решения по проверке. И эту сумму амортизации единовременно включить в прочие расходы.

***

Если организация не согласна с решением налоговиков по проверке и намерена его обжаловать в УФНС или в суде, тогда все доначисления в бухгалтерском и налоговом учете надо делать на дату вступления в силу решения по жалобе (в том числе апелляционной) или решения суда. Но поскольку процесс обжалования может затянуться на длительный период (особенно при оспаривании в суде), то сумму доначисленных налогов в бухучете можно отразить как оценочное обязательство: Дт 91, субсчет 2 «Прочие расходы», – Кт 96 «Резервы предстоящих расходов»п. 5 ПБУ 8/2010. При этом не забудьте в пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах в таблице 7 отразить информацию об оценочном обязательствеПриказ Минфина от 02.07.2010 № 66н.

Любая налоговая служба имеет право уточнить точность и правильность выставленной на сделке цены между двумя сторонами соглашения на основании подпункта 1 и пункта 2 статьи 40 Налогового кодекса России. Однако применять взыскательные штрафные меры налоговая имеет право в том случае, когда было доказано, что отмеченная стоимость, фигурирующая в сделке между сторонами, имела отклонения от рыночной больше, чем на двадцать процентов.

Стоит также отметить, что осуществлять ценовой контроль за товаром, цена которого имела значительные отклонения от предписанной, не считается грубым нарушением вышеотмеченной статьи законодательства. Налоговая инспекция должна будет привести веские доказательства относительно сделки, где стоимость имела заметные отклонения от рыночной на аналогичные товары, на что не раз обращали внимание арбитражные суды.

По итогам проведенной проверки сам налогоплательщик может понимать всю опасность положения, он осознает, что ему придется отплатить все доначисления. В данной ситуации лучшим решением станет факт того что он проведет доначисление и выплатит все налоги, которым облагается рыночная стоимость товара.

Действия налоговой и налогоплательщика при решении о доначислении

Данное решение наиболее оптимальный и рациональный вариант, экономящий денежные средства на пенях и штрафах. Отмеченная ранее статья НК России не отмечает, что налогоплательщик должен сам заниматься доначислением налогов. Обвинить его и наказать по всем правилам можно лишь в том случае, если виновный отказывается выплачивать положенную сумму.

Правонарушение в налоговой сфере будет признано случившимся противоправным действием в том случае, если лицо или налоговый агент нарушил правила статьи номер сорок и будет нести ответственность за это согласно статье номер сто шестьдесят того же кодекса России.

Осуществление перерасчета лишь право налоговой, а не личная обязанность. Это отмечено в третьем параграфе указанной статьи. Если налогоплательщик, совершивший сделку, которая была на контроле у налоговой инспекции, не занялся вопросом перерасчета налогов, ориентированных на рыночную стоимость, то государственный орган в праве самостоятельно заняться доначислением налогов и, помимо прочего, применить соответствующие штрафные меры.

Правомерность налоговых доначислений

Сам налогоплательщик не может исчислить налог и базу, исходя из основных положений сороковой статьи Налогового кодекса.

Главным отрицательным фактором по этому делу станет выплата пени с суммы, которую доначислила налоговая, и это будет сделано лишь в том случае, если раньше у налогоплательщика не случалось налоговой переплаты.

Судебная практика видела случаи, когда судебный орган принимал решение относительно налогоплательщика об отмене выплат доначислений, если он не применял в одностороннем порядке положения статьи сорок. Суд может признать правомерность заявленных налоговых доначислений, руководствуясь положениями статьи кодекса, сумм НДС и прочих важных налогов, касающихся прибыли, дорог, содержания жилого объекта и объектов из социальной области. И тут же суд отмечает, что действия налоговой были неправомерными в решении обременить налогоплательщика налоговой ответственностью согласно первому пункту статьи 122. Суд отмечает, что в кодексе России, касающегося налогов, не отмечено, что налогоплательщик должен сам заниматься расчетом налога, исходя из рыночной стоимость объекта, отмеченного в сделке.

Это в очередной раз доказывает, что налогоплательщик никоим образом не нарушил никаких пунктов статьи сорок, делая отчисления налогов по сумме, отмеченной в сделке.

Однако есть один очень важный и неукоснительный нюанс. Когда выносится вердикт налогового органа о том, что налогоплательщик должен уплатить доначисления, он всегда налагает на него штрафные санкции вне зависимости от типа налога. Если данное решение признается правоверным, то суд, чаще всего, полностью удовлетворяет требование государственного органа о получении штрафа от налогоплательщика, пренебрегшего положениями НК России.

Образец заявления

Данная форма заявления подается в суд с целью оспаривания требования налогового органа об уплате налога (сбора, пени или штрафа) и признания его недействительным.

_______________________________________
(Указать наименование арбитражного суда)

Заявитель: _____________________________

________________________________________
(Наименование и адерс организации)

_____________________________________
(Наименование органа, принявшего оспариваемый акт)

_____________________________________
(Адрес органа, принявшего оспариваемый акт)

Заявление о признании недействительным
требования налогового органа об уплате налога, сбора, пени, штрафа

Указанное Требование не соответствует нормам Налогового кодекса Российской (далее — НК РФ) Федерации и нарушает интересы Общества.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения Закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Из постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 5 от 28.02.2001 г. следует, что в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны быть указаны размер недоимки, дата с которой начисляются пени, ставка пеней, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пени.
В оспариваемом Требовании указано, что Заявителем не уплачен налог и пени по сроку уплаты на . В случае неуплаты недоимки по налогу в срок до налоговым органом будут приняты меры принудительного характера, предусмотренные НК РФ.

Требование не содержит указаний на установленный законодательством срок уплаты налога, в нем отсутствуют сведения об имеющейся недоимке по налогу, оно не содержит подробных данных об основаниях взимания налога, в нем также отсутствуют сведения о дате, с которой производится начисление пени, и приведен их расчет, в связи с чем невозможно проверить правильность и обоснованность начисления сумм пеней по предъявленному Требованию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 69, 137, 142 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прошу:

1. Требование налогового органа об уплате налога, сбора, пени, штрафа № _________ от «_____»_____________20____года признать недействительным.

Приложение:
1. Уведомление о вручении копии заявления налоговому органу.
2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
3. Копия Требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
4. Копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица.
5. Доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления.

__________________________
(Подпись представителя заявителя)

«____»___________________ 20_____ года

Смотрите так же:

  • юристы в Москве
  • порядок урегулирования споров
  • сроки защиты прав потребителей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *