Рекламная конструкция

Предпринимателям об оформлении вывесок

Предпринимателям об оформлении вывесок

Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области отмечены частые случаи нарушения со стороны продавцов (изготовителей, исполнителей) прав потребителей. Потребителям предоставляется неполная информация о продавцах (изготовителях, исполнителях).

В связи с этим обращаем внимание предпринимателей на необходимость оформления вывесок надлежащим образом.

Согласно п. 1 ст. 9 Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей», продавец (изготовитель, исполнитель) обязан разместить на вывеске следующую информацию:

довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождение (адрес) и режим ее работы.

Режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, а также индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно (п. 2 ст. 11 Закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Режим работы продавца (исполнителя) доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному (п. 3 ст. 11 Закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Также, продавец (изготовитель, исполнитель) – индивидуальный предприниматель – на вывеске должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Невыполнение обязанностей по доведению такой информации до потребителя на вывеске организации продавцом (исполнителем) квалифицируется как нарушение прав потребителей по ст.ст. 14.5, 14.8 КоАП РФ и влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа.

Отличие Рекламы от Вывески.


Часто при рассмотрении административных дел встает вопрос это вывеска или реклама?
Как правило, административный орган утверждает, что ваша вывеска это реклама, юристы пытаются отстоять, что это вывеска.

Давайте разберемся в этом вопросе.

Федеральный закон “О рекламе” довольно широко трактует понятие рекламы, понимая под ней информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вывеска, как таковая не подпадает под действие закона о Рекламе, если не содержит сведений рекламного характера. Законодательно понятие “вывеска” не закреплено, отсюда и разночтения в понятиях.
Статьями 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей” установлена обязанность продавца доводить до сведения потребителей фирменное наименование своей организации, место нахождения, режим работы, а также необходимую и достоверную информацию о реализуемых товарах.
Цели у вывески и рекламы все же, разные.

Цель рекламы: формирование интереса к товару посредством выделения отличительных его свойств, что в дальнейшем побуждает покупателя определиться с выбором и совершить покупку.

Перечислю сведения, которые должны быть размещаемые на вывеске:

  1. фирменное наименование
  2. адрес (место нахождения)
  3. режим работы

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзац 5 п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 “О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона “О рекламе”, не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Какие они правильные вывески?

Это тоже вывески с указанием видов товаров и услуг реализуемых в месте нахождения торговой точки.


Практика: “таким образом, следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что размещенная непосредственно на территории АЗС конструкция в виде флаговой композиции, содержащей исключительно информацию – “ЛУКОЙЛ”, с учетом содержания и характера восприятия данной информации, специфики деятельности АЗС в настоящем случае рекламой не является, в связи с чем заявленное по делу требование удовлетворено правомерно. (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016 N 12АП-5924/2016 по делу N А12-10790/2016)”


Пример из судебной практики: «Бегущая строка с информацией о продаваемых товарах, оказываемых услугах: карнизы, картины, ткани, услуги дизайнера: расположена в месте нахождения магазина “Дизайн студия “Магия штор”, не содержит номер телефона организации, адрес сайта в сети Интернет, а также информацию о реализации данным магазином товара конкретной торговой марки.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции верно установлено, что размещение бегущей строки с информацией о продаваемых товарах, оказываемых услугах: карнизы, картины, ткани, услуги дизайнера в месте нахождения магазина Дизайн студия “Магия штор” с указанием информации об оказываемых услугах является обычаем делового оборота, предназначено для идентификации магазина для потребителей и не является рекламой.
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2016 N 12АП-3922/2016 по делу N А57-28227/2015″

В нутрии помещения могут быть таблички, указатели и это не будет являться рекламой, так как целью информационного обеспечения присуща и иным информационным объектам – табличкам, указателям, стендам, баннерам и прочим, находящимся внутри помещения организации например в зале обслуживания потребителей, официальном сайте производителя или продавца данных товаров. (письмо ФАС России от 2 мая 2012 г. N АК/13623).

Пример внутренних табличек.

Вывески могут быть исполнены в любой манере исполнения (цвет/размер шрифта, цвет фона, стрелка-указатель, декорирование абстрактными элементами, декорирование фигуративными элементами и прочее) и при размещении этой информации значения не имеет.
Это подтверждает позиция Президиума ВАС РФ в информационном письме от 25 декабря 1998 г. N 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» (п. 18) отметил: сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

Не все «коту» вывеска!

Нужно учитывать много факторов при изготовлении вывески, что бы её не признали рекламой. Учесть в каком месте она будет размещена, какая именно информация на ней будет и даже её размер.
Если Вы заказали «вывеску» 5 на 8 метра – это уже не вывеска, а рекламная конструкция подлежащая согласованию с жильцами и с Городской Управой. Даже если она содержит информацию которая обязана быть размещена в силу закона, она не соответствует требованиям предъявленными к размерам вывески, которые, закреплены в нормативных актах.

Вроде и название есть и адрес, догадайтесь, что здесь не так?

Вот, что говорит нам судебная практика:
«Как следует из материалов дела, ИП размещены на фасаде дома N 13 по ул. ___ баннер (угловой) с надписью, изображающей прописную букву “Д”, с размерами 1,1 метров на 1,1 метров (1,21 кв. метров) в количестве 2 шт.; баннер с надписью “TEXTIL Дивный Дом DECOR”, с размерами 8,6 метров на 0,5 метров (4,3 кв. метров) в количестве 1 шт.; баннер с изображением, содержащий надписи “постельное белье, ковры, пледы, покрывала, одеяла, скатерти, вазы, эксклюзивные подарки, декоративные подушки”, с размерами 1,7 метров на 2,0 метров (3,4 кв. метров) в количестве 1 шт.
Из представленных в дело фотоматериалов следует, что спорные конструкции, размещенные ответчиком, режимной вывеской не являются, так как не содержат сведения, которые предусмотрены Законом о защите прав потребителей, превышают обычно используемые для информационной вывески размеры. По своему содержанию указанная на этих вывесках информация не может расцениваться как служащая целям информирования населения в рамках Закона о защите прав потребителей. Более того, режимная вывеска в понимании Закона о защите прав потребителей размещена ответчиком отдельно в ином формате и в другом месте.
В связи с этим, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, по сути, размещение спорной конструкции направлено на более эффективное воздействие и привлечение неопределенного круга лиц, равно как и на поддержание и формирование интереса у неопределенного круга лиц к ответчику и его деятельности.
Установив, что наличие согласия собственников помещений в многоквартирном доме на размещение на фасаде данного дома рекламных конструкций ответчиком не доказано, суд первой инстанции правомерно возложил на общество обязанность демонтировать рекламную конструкцию.(Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016 N 08АП-12358/2016 по делу N А46-6999/2016)”
Бывают и такие “вывески”. Как Вам маштаб?

А у нас ….. в Калуге.. вот!

Согласно Постановлению Городского Головы от 4 августа 2006 г. No 204-П «Правил благоустройства и озеленения территории муниципального образования «Город Калуга»
Правила устанавливают единые порядок благоустройства, обеспечения чистоты и порядка санитарного содержания и озеленения города Калуги.
Глава 13 Правил регулирует: Порядок и содержание информационных конструкций на территории МО «Город Калуга»

Рекламная конструкция – это щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также на остановочных пунктах движения общественного транспорта.

Вводится понятие, Информационные конструкции: это
размещаемые на фасадах, крышах или иных внешних поверхностях (внешних ограждающих конструкциях) зданий, строений, сооружений, включая витрины, внешних поверхностях нестационарных торговых объектов в месте нахождения или осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя,
содержащие сведения о профиле деятельности организации, индивидуального предпринимателя
и (или) виде реализуемых ими товаров, оказываемых услуг
и(или) их наименование (фирменное наименование, коммерческое обозначение, изображение товарного знака, знака обслуживания)
в целях извещения неопределенного круга лиц о фактическом местоположении (месте осуществления деятельности) данной организации, индивидуального предпринимателя, не содержащие рекламную информацию.

То есть, вывески – это информационные конструкции, содержащие сведения, предусмотренные Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей”. (ст. 13.1.6 Правил)
Вывески, согласно п.13.3.4 Правил не требуют согласования и уведомления Городской Управы города Калуги.

Вот таки оригинальные вывески есть в Калуге. А бывает и такое.

Порядок размещения вывески в Калуге.

На доступном для обозрения месте плоских участков фасада,
свободных от архитектурных элементов,
непосредственно у входа (справа или слева) в здание, строение, сооружение или помещение или на входных дверях в помещение в котором фактически находится (осуществляет деятельность) организация, сведения о которой содержатся в данной вывеске.

Для одной организации, индивидуального предпринимателя на одном объекте может быть установлена вывеска около каждого входа в занимаемое ими помещение.

Расстояние от уровня земли (пола входной группы) до верхнего края вывески не должно превышать 2 м.
Вывеска размещается на единой горизонтальной оси с иными аналогичными информационными конструкциями в пределах плоскости фасада.
Вывеска состоит из информационного поля (текстовой части).
Допустимый размер вывески составляет:
– не более 0,60 м по длине;
– не более 0,40 м по высоте.
В случае невозможности соблюдения размеров вывески допустимый размер ее площади должен составлять не более 0,3 кв. м. (ст. 13.2.15 Правил).

Все остальные информационные конструкции, которые не подходят под параметры вывески или содержат рекламную информацию подлежат размещению на основе дизайн-проекта, согласованного с Городской Управой.

ВЫ ОБЯЗАНЫ не позднее, чем за 30 дней до размещения информационной конструкции, организация обязана направить Уведомление о размещении информационной конструкции в городскую Управу города Калуги.

Ответственность за нарушения «Правил благоустройства и озеленения территории муниципального образования «Город Калуга»

В рамках муниципального контроля за рекламными конструкциями будет применяться ответственность за нарушение Правил благоустройства регулируется Законом Калужской области «Об административных правонарушениях в Калужской области» от 17 февраля 2011 г. N 234.

Статья 1.1. Вышеуказанного закона, гласит:
Нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принятых в целях благоустройства территорий городских и сельских поселений, –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей,
на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей,
на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста десяти тысяч рублей
(абзац в редакции Закона Калужской области от 23 июня 2016 года N 106-ОЗ)

Если проводится проверка соблюдения законодательства о рекламе Федеральной Антимонопольной службой, например по заявлению граждан, то нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

И так, существует множество нюансов при определении вопроса вывеска это или все же рекламная конструкция, которая подлежит согласованию. В каждом конкретном случае нужно разбираться индивидуально.
Лучше всего задуматься об этом еще до изготовления вывески. Обратиться к специалистам, юристам и естественно к Городским властям. Так Вы определитесь, что именно из Вашей «задумки» можно будет реализовать в действительности и каких финансовых и временных затрат это потребует.
Это поможет Вам избежать штрафов и убытков, которые могут возникнуть при принудительном демонтаже Вашей «вывески-рекламы».

Руководитель юридического бюро Абраменко О.В.
При перепечатке ссылка на автора и сайт первоисточник обязательна.
Апрель 2017г. (с) abramenko.pro

ФАС разъяснила в чем разница между вывеской и рекламой

27.12.2017 в Письме № АК/92163/17 Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила разъяснения по вопросам, связанным с разграничением рекламных конструкций и конструкций, носящих информационный характер.

К числу наиболее важных положений данных разъяснений относятся следующие:

  1. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ № 38-ФЗ) реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

    Информация, не отвечающая признакам, содержащимся в указанном понятии рекламы, не может быть признана рекламой, на такую информацию, а также на порядок ее размещения, не распространяются положения ФЗ № 38-ФЗ.

  2. Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, к которому направлено внимание и формируется интерес, не признается рекламой.

    Согласно ст. 3 ФЗ № 38-ФЗ под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар — это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

    Системный анализ гражданского законодательства РФ свидетельствует о том, что объектом рекламирования может выступать тот товар, предназначенный для продажи или иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

    Рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке, в том числе в случае размещения такой информации на рекламных конструкциях.

    Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, в том числе наименования организации, названий товаров (работ, услуг), средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит объекта рекламирования.

    В случае размещения на фасаде торгового объекта или магазина фотографий каких-либо товаров или каких-либо изображений (например, бутылка вина, какая-либо техника, одежда и т.п.) без индивидуализирующих признаков, характеристики, цены указанных товаров, такие изображения не могут быть признаны рекламными, поскольку не преследуют цели продвижения товара на рынке.

    Согласно п. 5 ч. 2 ст. 2 ФЗ № 38-ФЗ указанный закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

    Так, информация, содержащая выражения «Добро пожаловать», «Въезд 24 часа» и т.п., размещенная на конструкции, в том числе установленной при въезде или выезде на территорию, занимаемую организацией, в случае если такая информация не содержит названия или характеристик товаров, товарных знаков, иных средств индивидуализации товаров, наименования юридических лиц, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит указания на объект рекламирования, соответственно, требования ФЗ № 38-ФЗ на такую информацию не распространяются.

    Также не подпадает под понятие рекламы информация, размещаемая на конструкциях-указателях вне места нахождения организации, содержащая сведения о профиле деятельности организации (аптека, ресторан) или ассортименте реализуемых товаров и услуг (хлеб, мебель) и направление движения и расстояние до такой организации, в случае если такая информация не содержит названия или характеристик товаров, товарных знаков, иных средств индивидуализации товаров, наименования юридических лиц.

  3. Информация, обязательная к размещению в силу закона или обычая делового оборота, не признается рекламой.

    В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 2 ФЗ № 38-ФЗ данный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.

    Кроме того, согласно п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 58 от 08.10.2012 не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

    При этом не является рекламой размещение наименования ( коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

    В соответствии с п. 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37, сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.

    Кроме того, размещение на конструкции на фасаде здания в месте нахождения организации сведений о наименовании общества, номере телефона и/или официальном сайте юридического лица в сети Интернет, если в этой информации не содержится конкретных сведений о товаре, об условиях его приобретения или использования, представляет собой размещение сведений о виде деятельности общества в целях доведения этой информации до потребителей. Такая информация не подпадает под понятие рекламы.

    Вместе с тем, законодательство, в т.ч. ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» не содержит указания на то, что информация о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках или лозунги, слоганы являются обязательными к размещению на вывесках.

    Следовательно, конструкции, содержащие информацию о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках, либо различные лозунги, слоганы, либо иную информацию об определенном лице или товаре, не обязательную к размещению, могут быть расценены как вывески, содержащие сведения рекламного характера, и на такие конструкции распространяются требования ФЗ № 38-ФЗ, в т.ч. в случае их размещения в месте нахождения организации.

    Конструкции, содержащие указание на наименование организации, названия товаров (работ, услуг), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, размещенные на территории, прилегающей к зданию, в котором осуществляет свою деятельность указанная организация, вне зависимости от права собственности на земельный участок, не относятся к размещенной в месте нахождения организации и являются рекламной конструкцией.

    К таким конструкциям относятся стелы, пилоны, флагштоки (флаги), стойки, содержащие, в том числе название торгового центра, названия расположенных в торговом центре магазинов и т.д., поскольку такие конструкции размещаются не в месте нахождения организации (не на здании торгового центра, автосалона).

  4. Информация, содержащая информационно-справочные сведения, не признается рекламой.

    Согласно п. 3 ч. 2 ст. 2 ФЗ № 38-ФЗ данный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

    Конструкция с изображением в виде креста, размещенная на здании, в котором осуществляет свою деятельность аптека, не может быть признана рекламой, поскольку размещается в качестве указания профиля деятельности организации и не содержит указания на конкретный товар или лицо, как объект рекламирования.

    Цель данного носителя информации заключается в обеспечении быстрого оперативного поиска потребителем этого места, но не в формировании интереса, привлечении внимания к конкретной организации и продаваемым ей товарам

    Соответственно, на указанные конструкции с изображением в виде креста, положения ФЗ № 38-ФЗ не распространяются.

  5. При оценке информации на предмет ее отнесения к вывеске или рекламе необходимо руководствоваться как содержанием такой информации, так и всеми обстоятельствами ее размещения.

    При решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей в силу закона или обычая делового оборота информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании.

    Если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте входа в организацию или месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. Обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке.

    Так, если организация занимает все многоэтажное здание, то размещение крышной установки с информацией о ее наименовании, а также иной обязательной в силу закона информации, не может рассматриваться как реклама данной организации, поскольку такая информация направлена на информирование о месте нахождения данного юридического лица. Однако если организация занимает лишь часть многоэтажного здания, то размещение крышной конструкции рассматривается как реклама данной организации.

    Конструкции с наименованиями организаций, размещенные на фасаде торгового центра или офисного здания, где указанные организации осуществляют хозяйственную деятельность, призваны информировать о месте нахождения таких организаций и признаются размещенными в месте нахождения организаций. Соответственно, такие конструкции рекламными не являются.

  6. Реклама, распространяющаяся не на технических средствах стабильного территориального размещения, не относится к распространяющейся на рекламных конструкциях.

    Согласно ч. 1 ст. 19 ФЗ № 38-ФЗ к рекламным конструкциям относятся щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта.

    Соответственно, ст. 19 ФЗ № 38-ФЗ определяет порядок размещения не любой наружной рекламы, а распространяемой с помощью рекламных конструкций, то есть с использованием технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта.

    В случае размещения рекламы на здании с помощью краски или наклейки плакатов, пленки в том числе на внутренних или внешних окнах, отсутствуют технические средства стабильного территориального размещения, соответственно, распространение такой рекламы не подпадает под регулирование ст. 19 ФЗ № 38-ФЗ.

    Кроме того, к техническим средствам стабильного территориального размещения не относятся выносные штендеры, поскольку они являются переносными конструкциями, устанавливаемыми чаще всего на часть дня на улице (тротуаре) рядом с определенной организацией. Такие штендеры не подпадают под понятие рекламной конструкции, закрепленное в ст. 19 ФЗ № 38-ФЗ и на их установку не распространяются требования указанной нормы, в частности положение о получении разрешения органа местного самоуправления на его размещение.

  7. Органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок размещения конструкций, не подпадающих под понятие рекламных конструкций.

    П. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131-ФЗ) к вопросам местного значения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

    При этом согласно ст. 2 данного закона благоустройство территории поселения (городского округа) — комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

    Таким образом, орган местного самоуправления в рамках полномочий, предоставленных ему ФЗ № 131-ФЗ, вправе определять порядок и возможность размещения конструкций, не подпадающих под понятие рекламных конструкций, указанное в ст. 19 ФЗ № 38-ФЗ, на фасадах зданий, строений, сооружений и вне их, исходя из их размеров, типов и видов конструкций, их количества, в соответствующем нормативном акте.

Для справки

Требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины установлены ст. 24 ФЗ № 38-ФЗ. Положения указанной статьи содержат как специальные требования к способам и формам распространения такой рекламы, так и к содержанию такой рекламы.

Напоминаем

Согласно ч. 5 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в настоящее время за нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа в следующих размерах:

  • на граждан — от 2 000 до 2 500 рублей;
  • на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 200 000 до 500 000 рублей.

ВЫВЕСКА ПРОТИВ РЕКЛАМЫ ИЛИ КАК ИЗБЕЖАТЬ ШТРАФА В РАЗМЕРЕ 500 000 РУБЛЕЙ?

Хотите разместить вывеску организации, так, чтобы информация, отраженная на ней не привлекала пристального внимания антимонопольных органов и не влекла за собой административную ответственность? Вы руководствуетесь мнением, что легче предупредить проблему, чем решать ее?

В настоящей статье содержатся проверенные практикой (в том числе и судебной) отличия вывески от рекламной конструкции и самые свежие идеи и веяния по данной теме.

Американский писатель и журналист Джеймс Кейн говорил: «Какова вывеска, таково и заведение». Не стоит говорить, что, несмотря на утрированность этого высказывания, оно достаточно актуально и по сей день. Не секрет, что очень многие представители бизнес сообщества хотят иметь как можно более внушительную (избыточную по размеру, информативности, цветовой гамме) вывеску, иногда пренебрегая при этом элементарным соблюдением требований российского законодательства.

Однако штрафы со стороны антимонопольных органов, минимальный размер, которых за самовольное размещение рекламы для организаций составляет пятьсот тысяч рублей, могут стать весомой причиной для уместной корректировки запросов предпринимателей.

Уже в начале работы над концепцией вывески нужно учитывать множество факторов, в том числе требования законодательства, разъяснения антимонопольного органа и судебную практику, сложившуюся в конкретном регионе.

Итак, в чем же заключается принципиальная разница между вывеской и рекламой?

Что понимается под рекламой с точки зрения закона.

Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 ФЗ «О рекламе»).

Объектами рекламирования являются товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари (далее по тексту товар), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Реклама размещается на рекламных конструкциях, под которыми согласно ч. 1 ст. 19 ФЗ «О рекламе», понимаются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары и иные технические средства стабильного размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства, является ненадлежащей.

Системный анализ гражданского законодательства РФ свидетельствует о том, что объектом рекламирования может быть только товар, предназначенный для продажи и иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров (п. 1,3 статьи 455, п. 1 ст. 467 Гражданского кодекса РФ). Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

Для размещения конструкции, содержащей рекламу, необходимо получить соответствующее разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (п. 9 ст. 19 ФЗ «О рекламе»).

В случае самовольного размещения рекламной конструкции на индивидуального предпринимателя могут наложить штраф от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридическое лицо в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей (ст. 14.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

При этом стоит обратить особое внимание на то, что требования ФЗ «О рекламе» о получении разрешения на установку и эксплуатацию не распространяются на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

В чем отличия рекламной конструкции от вывески.

Согласно п. 1 ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. В силу п. 2 ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» до сведения потребителя, в том числе должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию.

Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.

В отличие от рекламы, под которой как уже говорилось выше понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к предпринимателю, его товарам, идеям и начинаниям, вывеска, содержащая сведения, распространение которых является для бизнеса обязательным, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения.

Учитывая изложенное, сами по себе слова и выражения: «аптека», «парикмахерская», «продукты питания», «кафе» и т.д., размещенные в месте нахождения организации служат целям идентификации данной организации для потребителя и не могут рассматриваться как реклама.

Письмом ФАС России от 28.11.2013 № АК/47658/13 предусмотрено что, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (кондитерская, ресторан и т.д.) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки) может быть признано обычаем делового оборота, и на такие информационные конструкции нормы ФЗ «О рекламе» не распространяются.

Указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, коммерческого обозначения либо фирменного наименования, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака, также не рассматривается в качестве рекламы. Также не могут быть признаны рекламой, размещенные в месте нахождения организации конструкции, содержащие обобщенное наименование группы товаров не позволяющей выделить конкретный товар среди ряда однородных товаров и сформировать к нему интерес.

Высказанная выше точка зрения прямо поддерживается Федеральной антимонопольной службой РФ в письмах № АК/6745 от 15.03.2010г., № АК/47658/13 от 28.11.2013г.

При этом позиция Федеральной антимонопольной службы РФ полностью согласуется с позицией, высказываемой по данному вопросу Высшим арбитражным судом РФ.

Например, в соответствии с п. 1 Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает критериям, предъявляемым к рекламе, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

Ранее данная позиция была высказана в п.18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе».

Поэтому не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Это означает, что наружные вывески, обычно вывешиваемые над входом, независимо от способа их выполнения (обычные, световой короб, реклама, установленная на крыше и т.д.) не являются рекламными конструкциями, что означает, что на их размещение не нужно получать разрешение на установку и последующую эксплуатацию.

Еще раз дополнительно обращаем внимание читателя на то, что в случае если в месте нахождения организации будут размещаться конструкции с изображением единиц продукции конкретных видов товаров (с маркировкой, наименованием, товарным знаком или иными обозначениями, позволяющими индивидуализировать конкретного производителя и марку товара), такие изображения будут признаваться рекламой соответствующего товара, и к ним будут применяться, в том числе, требования Федерального закона «О рекламе» к рекламе отдельных видов товаров.

Вместе с тем, при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. Если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации и ее услугах, а также, в случае, если информация размещена на внешней стене здания, а сама реализация товара (оказание услуги) происходит в другом месте, то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. Обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке. Примерами неудачного оформления вывесок, являются: размещение вывески с противоположной магазину стороны здания на уровне 2 — 10 этажей, хотя сам магазин занимал только часть первого этажа (Определение ВАС РФ от 14.12.2011 N ВАС-12967/11 по делу N А33-12342/2010) или размещение одновременно с вывеской на крыше здания значительных по размеру дополнительных конструкций по обе стороны лестницы, ведущей в магазин с обозначением места входа в занимаемое обществом помещение, наименования магазина и режима его работы (Постановление ФАС Дальневосточного федерального органа от 15 ноября 2012 года по делу № Ф03-5076/2012) и т.д.

Революционные идеи ФАС России

Все уже привыкли, что отсутствие четких, законодательно установленных критериев делает весьма уязвимым размещение любой нестандартной вывески, например, значительной по размеру, либо содержащей графическое изображение или товарный знак

Нередкими являются случаи, когда такие конструкции признавались антимонопольным органом, арбитражными судами рекламными со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Однако в последнем Письме «О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных» от 28.11.2013 № АК/47658/13 ФАС России высказала несколько интересных и почти революционных идей.

Во-первых, ФАС России разъяснила, что в случае размещения на фасаде магазина фотографий каких-либо товаров или каких-либо изображений (например, бочка, кружка, какая-либо техника, одежда и т.п.) без индивидуализирующих признаков указанных товаров, такие изображения не могут быть признаны рекламными, поскольку не преследуют цели продвижения товара на рынке. Однако, по мнению ФАС России, фотографии и изображения товаров также не могут быть признаны вывеской, поскольку не содержат информации, обязательной к размещению согласно Закону РФ «О защите прав потребителей». Дополнительно ФАС России оговорилась о том, что порядок распространения такой информации может быть определен в акте органа местного самоуправления, в котором установлены правила благоустройства территории.

Во-вторых, ФАС России отметила, что в случае, если организация занимает все многоэтажное здание, то размещение крышной установки с информацией о ее наименовании не может рассматриваться как реклама данной организации, поскольку такая информация направлена на информирование о месте нахождения данного юридического лица.

Вопрос о том воспримут ли указанные выше позиции арбитражные суды, пока остается открытым. Однако уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что для региональных управлений антимонопольной службы – это разъяснение станет весомым.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *