Реклама информационной продукции

О рекламе образовательных услуг

Министерство Российской Федерации
по антимонопольной политике и
поддержке предпринимательства
АРХАНГЕЛЬСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПИСЬМО
от 21 августа 2001 года N 02-08/1142
О рекламе образовательных услуг

Уважаемые главные редакторы средств массовой информации!

Архангельское территориальное управление МАП России сообщает, что в средствах массовой информации в 2001 году наблюдается значительное количество нарушений Федерального Закона «О рекламе» в части несоблюдения общих требований к рекламе, в том числе требований к рекламе образовательных услуг.
Напоминаем, что согласно статье 5 Федерального Закона «О рекламе», реклама товаров, реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение (лицензия) не получено, а также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации в соответствии с законодательством Российской Федерации, не допускается. Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию.
В соответствии со статьей 22 Федерального Закона «О рекламе», рекламопроизводитель и рекламораспространитель вправе требовать, а рекламодатель в этом случае обязан предоставлять документальные подтверждения достоверности рекламной информации. Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, то при рекламе соответствующего товара, а также при рекламе самого рекламодателя последний обязан предоставлять, а рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны требовать предъявления соответствующей лицензии либо ее надлежаще заверенной копии.
Лицензирование образовательной дельности предусмотрено Федеральным Законом «Об образовании». Статьей 8 Федерального Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 10.07.2000 N 92-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ) установлено. что филиалы высших учебных заведений проходят лицензирование и аттестацию самостоятельно.
В соответствии с п. 2 Положения «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 г. N 796, не подлежит лицензированию:
а) образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;

б) индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.
Часто рекламодатель — предприниматель, осуществляющий деятельность без образования юридического лица (в частности, индивидуальную трудовую педагогическую деятельность) — в своем рекламном объявлении употребляет слова:
«автошкола», «школа», «курсы» и т.п., юридическое лицо не указывает на разовый характер образовательной деятельности и на отсутствие итоговой аттестации. Если по контексту невозможно установить, идет ли речь об образовательной организации или о частном предпринимателе, о лицензируемом профессиональном или дополнительном образовании, либо о предоставлении разовых образовательных услуг, не подлежащих лицензированию, — такая информация может быть рассмотрена как реклама, распространенная с нарушением общих требований к рекламе (отсутствие сведений о лицензировании). Данное обстоятельство может повлечь административную ответственность не только рекламодателя, но и рекламораспространителя (рекламопроизводителя, в качестве которого часто выступает средство массовой информации). (См.: информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»).
Кроме того, в рассматриваемом случае антимонопольный орган вправе будет квалифицировать подобные объявления как ненадлежащую рекламу в форме недобросовестной рекламы (введение потребителей в заблуждение в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации), а также как недобросовестную конкуренцию на рынке образовательных услуг. Недобросовестная реклама запрещена статьей 6 Федерального Закона «О рекламе», недобросовестная конкуренция — статьей 10 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Информируем, что в соответствии со статьей 31 Федерального Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама, или отказ от контррекламы, или непредоставление в установленный срок сведений по требованию федерального антимонопольного органа (его территориального органа) влекут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом. Ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Убедительно просим Вас не допускать подобных фактов нарушения законодательства о рекламе, в том числе со стороны рекламодателей, в целях защиты прав и законных интересов потребителей.
Надеемся на сотрудничество!
С уважением,
И.о. руководителя управления О.В. Шальман.

Текст документа сверен по:
официальная рассылка.

информационно-рекламный

Смотреть что такое «информационно-рекламный» в других словарях:

  • информационно-рекламный — информационно рекламный … Орфографический словарь-справочник

  • информационно-рекламный — прил., кол во синонимов: 1 • рекламно информационный (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

  • информационно-рекламный — … Орфографический словарь русского языка

  • информационно-рекламный — информацио/нно рекла/мный … Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • информационно-рекламный — информ/аци/онн/о/ реклам/н/ый … Морфемно-орфографический словарь

  • Каталог туроператора — информационно рекламный проспект, содержащий описания эксклюзивных туров, гостиниц и пр., предлагаемых данным оператором … Лексикон туриста

  • ИРЦ — информационно рекламный центр … Словарь сокращений русского языка

  • Вологда — У этого термина существуют и другие значения, см. Вологда (значения). Город Вологда … Википедия

  • Алчевск — Координаты: 48°28′ с. ш. 38°48′ в. д. / 48.466667° с. ш. 38.8° в. д. … Википедия

  • Ворошиловск (Алчевск) — Координаты: 48°28′ с. ш. 38°48′ в. д. / 48.466667° с. ш. 38.8° в. д. … Википедия

Консультация «Виды информационной продукции»

Консультация

«Виды информационной продукции»

Согласно ГОСТу 7.0-99 Информационная продукция это – документы, информационные массивы, базы данных, информационные услуги, являющиеся результатом функционирования информационных систем.

Библиографическая продукция – это информационная продукция, содержащая библиографическую информацию.

Наиболее распространенным способом существования библиографической информации является библиографическое пособие.

Создание библиографической продукции относится к традиционным направлениям деятельности библиотек. Он подразумевает использование «готовой» библиографической продукции (текущих и ретроспективных указателей литературы, реферативных журналов, библиографических и ретроспективных баз данных, списков литературы к монографиям, диссертациям и т. д.) и создании «собственной». В качестве последней обычно выступают электронные каталоги, тематические справки, списки опубликованных и неопубликованных документов, библиографические указатели и проблемно-ориентированные базы данных.

В связи с развитием обслуживания (повышением требований к комфортности предоставляемых услуг) библиографические пособия все чаще превращаются в промежуточный, а не окончательный результат работы специалистов информационной сферы. Стремясь удовлетворить это требование, сотрудники библиотек в ходе библиографического поиска составляют тематические списки, картотеки, формируют библиографические базы данных. И уже на их базе создают тематические подборки, дайджесты, фактографические справки, аналитические обзоры, которые и предоставляют пользователям.

Библиографические пособия являются также промежуточным этапом подготовки выставок литературы, дней специалистов и других мероприятий.

Современные информационные технологии дают возможность в ходе библиографического поиска выявить литературу, ориентируясь на совокупные информационные ресурсы общества, а результаты библиографического поиска предоставлять пользователям в электронном виде.

А теперь обратимся к конкретным видам информационной продукции.

1. Фактографическая информационная продукция

Под фактом понимаются любые сведения, которые после извлечения их из контекста сохраняют самостоятельное значение, смысл. Именно такие сведения предоставляются пользователю в ответ на фактографические запросы. К фактографической продукции относятся: энциклопедии, словари, справочники в традиционном и электронном виде, фактографические базы данных.

Справочные издания

Наиболее распространенной формой «готовой» фактографической продукции являются традиционные и электронные справочные издания. Часто они параллельно выпускаются на бумажном носителе и в электронном виде (на CD-ROM, DVD и/или в сетевой версии).

Адресно-фирменные (товарно-фирменные) справочники и базы данных, ориентированны на предоставление информации о конкретных организациях и их продукции. Наиболее известные справочные издания: «Бизнес-карта», «КОМПАСС», «Желтые страницы» и др. Усиливается тенденция подготовки отраслевых или тематических справочников, например: «Товары для детей», «Маршруты такси», «Рестораны города» и др.

Биографические справочники и/или базы данных предоставляют информацию о людях, внесших значительный вклад в развитие того или иного региона или отрасли. Кроме «официальной» биографической информации, включаются сведения личного характера: семейное положение, хобби. Справочники типа «Кто есть кто в …», кроме справочной, реализуют еще и имиджевую функцию. Сегодня они охватывают все крупные регионы и многие виды деятельности.

Нормативные справочники, справочники стандартов, нормативных документов, норм времени, трудозатрат, квалификационные справочники, кодов банков, городов и др.

Хроники событий в хронологическом порядке характеризуются важнейшие события в жизни отрасли, страны, региона, предприятия, выдающихся лиц, например, пока единственная на оптическом диске «Хроника событий : Современная история России». Хроники включены как составная часть энциклопедий, сайтов предприятий и учреждений, персональных страниц.

Статистические справочники и базы данных подготавливаются, как правило, государственными органами и являются уникальной базой для подготовки различных видов информационной продукции справочного или аналитического характера. В электронной форме это: сервер Информационно-издательского центра «Статистика России» с доступом к электронным версиям опубликованных справочников, БД ГМЦ Росстата, БД «Регионы России», сайты муниципальных органов управления.

Профессионально-методические, производственные, специального назначения предназначены для освоения профессии, отдельных функций и должностных обязанностей. Ориентированы на узкую целевую и пользовательскую аудиторию, содержат сведения для определенного периода использования, регулярно обновляются. Например: «Справочник для поступающих в вузы, словари сокращений, справочники «Банковские коды», «Дорожные коды» и др.

Информационно-рекламные издания, ценовые справочники и бюллетени. Постоянно пополняющиеся БД или регулярные издания на оптических дисках с данными о реализуемых товарах (марка, цена, объем, комплектация, способ доставки). Например: «Товары и цены», «Компьютер-price». «Услуги и цены», «Авто-маркет» и др.

Электронные карты, атласы включают геоинформационные системы (ГИС) с возможностью поиска по географическим и административным названиям, координатам и др. Имеют функции масштабирования, снятия координат, прокладки маршрута, измерения расстояния между точками, встроенные справочники о населенных пунктах, предприятиях, памятниках культуры и др. Доступны в сетевом режиме и на оптических дисках. Например: «Атлас России», карты отдельных регионов и разного назначения.

Существует большое число универсальных по содержанию справочных web-сайтов и порталов, доступных в сети Интернет. Например, Рубикон (www. ), включающий сведения по истории, религии, страноведению, искусству, экономике, технике, медицине, сельскому хозяйству, календарь событий и новости, ссылки на другие справочные сайты.

В последнее время появляется все больше отраслевых и узкоотраслевых электронных справочных ресурсов, например:

City Radio (Гражданская радиосвязь. Любительское конструирование и ремонт радиоаппаратуры) http://cityradio. *****

Строительная техника (Производители строительной техники, запчастей; технические характеристики оборудования, сервис (ремонт, обслуживание) www. stroyteh, ru

Библиотеки и информационные службы заинтересованы в выявлении и накоплении сведений о справочных ресурсах Интернета, как следствие появляются специализированные справочники-путеводители, в которых в том числе отражаются адреса доступных в сети словарей, энциклопедий, справочников.

Бизнес-справки.

Бизнес-справка представляет собой структурированную информацию о фирме – потенциальном деловом партнере, инвесторе, клиенте, конкуренте и предназначена для проверки надежности фирмы.

Бизнес-справки подразделяют на краткие, стандартные, расширенные.

Краткая справка – это «визитная карточка», базовая информация о фирме, включающая следующие показатели:

· наименование и правовая форма предприятия;

· адресные данные (включая электронные), телефоны, факс;

· регистрация (перерегистрации);

· учредители;

· руководство (кратко);

· виды деятельности (по регистрационным документам и фактически).

Она может выполняться как обычная фактографическая справка на основе справочников «Бизнес-карта России», региональных и международных адресно-фирменных справочников.

Для подготовки стандартной и расширенной справки осуществляется поиск сведений об уставном капитале, филиалах предприятия, наименованиях продукции, объемах ее экспорта-импорта, количестве рабочих мест, годовом обороте, внешних связях предприятия – банках, поставщиках, клиентах и др. Такие справки потребуют доступа к БД государственной регистрации предприятий, уставу и годовым балансам предприятий, анализа предприятий, анализа публикаций о них.

Ситуационные справки

Обзорные справки о кризисных ситуациях в регионе, возможных мерах их предупреждения или преодоления. Основными пользователями могут быть органы муниципального управления, отдельные предприятия. Главное в методике – поиск материалов по аналогичным ситуациям, выявление в них фиксированных последствий и принятых мер по снижению или предотвращению рисков. Могут готовиться на основе СМИ, Интернет-ресурсов и любых полезных материалов, включая личный опыт внешних участников (в справке указываются имена и возможные каналы связи с ними).

Экспесс-справки региональной тематики

Оперативные обзорные справки о социальных, экономических и иных объектах региона, его памятниках культуры, известных деятелях. Экспресс-анализ осуществляется на основе накопленных массивов краеведческой информации. В тексте справки обозначаются основные факты и данные об объекте, фиксируются разночтения в них со ссылками на источник сведений. Дополнительно могут быть выделены ведущие авторы и основные издания по теме.

Пресс-клиппинг.

Пресс-клиппинг – тематическая подборка материалов, выявленных из периодических изданий.

Пресс-клиппинг или мониторинг прессы – деятельность, известная в практике информационного обслуживания, но получившая в последние годы новое название. Разновидностью такой продукции являются и персональные электронные газеты, содержащие информацию, отбираемую в реальном масштабе времени из множества источников по определенной теме и предоставляемую пользователю в электронном виде. Персональная газета является результатом поисковой деятельности, когда программный робот осуществляет автоматический поиск и доставку материалов на e-mail подписчика по заданным им ключевым словам. «Газета» позволяет пользователю всего один раз задать запрос поисковой системе и после этого получать по электронной почте периодическую выборку документов по данному запросу. Создавая «газету», подписчик самостоятельно определяет:

— состав информационных ресурсов, которые необходимо отслеживать;

— стратегию отбора (фильтрации) информации;

— время и периодичность доставки;

— перечень адресатов-получателей тематического мониторинга.

По этой же схеме создается и такая информационная продукция, как новостная лента или бегущая строка.

Вся перечисленная продукция относится к «готовой» фактографической продукции. Т. к. эта часть рынка наиболее быстро развивается, то предлагается разная по названиям, но близкая по потребительским свойствам продукция. Пресс-клипинг, мониторинг прессы, персональная электронная газета, иногда дайджест прессы по сути одно и тоже. Расширение ассортимента информационной продукции требует постоянного анализа предложений на рынке и умения оценить полезность справочников, баз данных и других материалов для конкретных условий обслуживания. Знание ассортимента необходимо как для его приобретения, так и для переадресования запросов пользователей.

Однако зачастую «готовой» фактографической продукции оказывается недостаточно. Она быстро устаревает, а нужные сведения рассредоточены по большому кругу источников. В этом случае создаются собственные фактографические картотеки или, БД, элементом которых является досье.

Досье – это формализованная, то есть составленная по определенному плану, развернутая характеристика объекта (отдельных личностей, организаций, товара или услуги и т. п.).

Досье создаются в результате аналитической переработки большого числа исходных документов и постоянно актуализируются, т. к. фактические сведения подвержены быстрым изменениям.

Работа по составлению досье начинается с составления плана-макета. Во многих случаях его оказывается возможным заимствовать из справочников, каталогов, путеводителей, фактографических БД и затем адаптировать к условиям деятельности библиотеки.

Если досье составляется на организацию, то фиксируется:

полное наименование организации;

год основания;

адресные данные;

юридическое лицо;

номер и дата выдачи лицензии;

сфера деятельности;

производимые товары (предоставляемые услуги);

условия продажи товаров или предоставления услуг;

деловые партнеры;

внешние отзывы о данной организации (включая дипломы выставок, награды, компрометирующие сообщения);

членство в международных и российских ассоциациях;

благотворительная деятельность;

источники выявленных сведений.

Если создается персональная БД (например, «Кто есть кто в нашем городе»), то в досье фиксируется:

фамилия, имя отчество;

звание, награды;

место работы, должность;

год рождения;

биографические сведения;

направления деятельности;

участие в реализации различных проектов (программ);

публикации, изобретения;

публикации о данном человеке;

членство в различных организациях, редакциях, советах;

источники выявленных сведений.

Досье могут составляться на долгосрочные социально-экономические, научно-технические и культурные программы (проекты), в которых участвует данный регион. В этом случае в досье включаются следующие позиции:

название программы (проекты);

подпрограммы;

категории (международная, общероссийская, региональная, отраслевая);

организации-участники (разработчики);

координатор (руководитель);

источники финансирования;

инвестор, спонсоры;

сроки и этапы разработки;

основное содержание (в целом и по этапам);

конечные результаты;

стадия реализации на текущий момент;

источники выявленных сведений.

Если собирается информация о памятниках архитектуры, то досье выглядит так:

название;

автор;

описание;

время и история создания;

место расположения;

владельцы и история владения;

реконструкция, реставрация;

современное состояние, использование;

отражение в художественной литературе;

отражение в произведениях изобразительного искусства;

отражение в кино-, теле — и видеофильмах;

основная литература о памятниках архитектуры.

Публичные библиотеки часто ведут картотеки образовательных услуг, предоставляемых в регионе. В этом случае в досье включаются следующие сведения, например

Вид услуг

Обучение английскому языку

Центр обучения

Обучающий центр «Коннесанс», Санкт-Петербург, Невский пр., 128,

Государственная аккредитация

Имеется

Контингент обучаемых

Дети с 10 лет, взрослые

Форма и период обучения

Интенсивные курсы (5 дн. в неделю по 3 ч.); обычные курсы (2 дн. в неделю по 3 ч.)

Время начала обучения

По мере комплектования групп

Уровень подготовленности обучаемых

Любой

Стоимость обучения

Скидки, льготы, особые условия

До 20% в июле августе, поэтапная

Выдаваемые удостоверения

Диплом Государственного образца

Особенности обучения

Общение с носителем языка

Содействие в трудоустройстве

Внешние отзывы от организаций

Источники выявлений

Газета «Смена».-2001.-№16.-С.7

Не все позиции досье удается заполнить на начальных этапах ведения фактографических поисковых систем, однако уже сам объем сведений, которые организация сообщает о себе или своем товаре, зачастую свидетельствует о ее надежности.

Библиографы не проверяют и не оценивают сведений. В их задачу входит лишь оперативное и полное выявление фактических данных в документальном потоке, а также своевременная их актуализация данных. Именно поэтому обязательны ссылки на источники, анализ которых способствовал составлению досье.

Тематические подборки дайджесты.

Тематические подборки составляются при одновременном действии двух условий: устойчивом читательском интересе к какой-либо проблеме и отсутствии обобщающих книжных публикаций по ней, рассредоточении информации по широкому кругу источников.

Основными этапами составления тематической подборки являются:

ознакомление с темой, составление рубрикатора;

выявление литературы по теме, составление библиографического списка;

копирование текстов микродокументов, отраженных в списке и имеющихся в распоряжении библиографа;

группировка текстов документов;

оформление оглавления тематической подборки и списка просмотренных источников, написание предисловия.

Структура тематических подборок имеет, как правило, следующий вид:

титульный лист, на котором помимо темы указываются хронологические границы отбора документов или год начала выявления информации, если тематическая подборка пополняется новыми материалами;

оглавление;

краткое предисловие (от составителя);

определенным образом сгруппированные копии текстов документов, а часто и иллюстрированный материал;

библиографический список, отражающий всю выявленную литературу (а не только включенную в подборку в виде копий);

список просмотренных источников.

Возможности информационных технологий – доступность электронных документов, сканирование текстов, навыки формирования БД в сочетании с накопленным опытом библиографирования позволяют перейти от составления библиографических подборок к созданию дайджестов по актуальной тематике.

Дайджесты – это фрагменты многих документов (цитаты, выдержки, конспекты, реже рефераты), подобранные по определенной теме, не обеспеченной обобщающими публикациями, в логике и сфере интересов реальных или потенциальных потребителей. Каждый фрагмент, извлеченный из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом: при подготовке дайджестов важно соблюдать Федеральный Закон «Об авторском праве и смежных правах»

Методика составления дайджестов аналогична приемам подготовки проблемно-тематических указателей. Здесь также важно составление на первом этапе рубрикатора, выступающего и как поисковое предписание, и как будущее оглавление, и как план-макет, используемый при анализе текстов и извлечении из них нужных фрагментов.

Отличие от проблемно-тематических указателей состоит в том, что единицей группировки при составлении указателей являются документы. А при составлении дайджеста – фрагменты текстов (иногда очень небольшие по объему).

Для дайджестов характерны:

узость тематики;

различие аспектов рассмотрения проблемы;

различие в терминологии, используемой специалистами разных отраслей;

возможная противоречивость сведений, несовпадение точек зрения разных авторов.

Структура дайджеста имеет следующий вид:

титульный лист;

оглавление;

предисловие (от составителя);

основной текст, обычно разделенный на параграфы;

список используемой литературы;

приложения (иллюстрированный материал – таблицы, графики, диаграммы, раскрывающие основной текст);

словарь основных терминов (в случае необходимости).

Дайджесты создаются в электронной форме, а читателям предоставляются в наиболее удобном виде. Так, дайджест, предоставляемый потребителю в печатном виде, содержит вспомогательные указатели (предметный, указатель фирм, имен, географических названий). В электронном варианте предусматриваются гиперссылки, облегчающие ориентацию в тексте.

Надо отметить, что фактографическую продукцию, создаваемую силами библиотек не целесообразно использовать только для внутреннего использования. То обстоятельство, что она разрабатывается лишь в случае отсутствия или сильного рассредоточения необходимых сведений в «готовых» справочниках или базах данных, свидетельствует об уникальности этого информационного продукта. Всегда значительные трудовые и финансовые затраты на создание делают привлекательным ее использование за пределами организации: продажу, взаимообмен, платные услуги. Именно поэтому, подготавливая «собственные» информационные продукты, важно обеспечивать их конвертируемость, соответствие принятым стандартам.

Таким образом, увеличение объема и усложнение фактографических запросов, повышение требований к результатам их выполнения является устойчивой тенденцией. Библиотеки, которые в ответ на фактографические запросы читателей предлагают им самим поискать ответ в справочниках, периодических изданиях или в Интернете, рискуют оказаться нежизнеспособными.

2.Библиографическая продукция

Указатели и БД актуальной тематики

Тематические библиографические пособия создаются либо по конкретному и достаточно узкому направлению в пределах отрасли, либо по сквозной межотраслевой теме, характеризующейся сильным рассредоточением информации. Преобладают межотраслевые проблемно-тематические пособия по актуальным направлениям. В случае, когда формируются подобные БД, их часто называют проблемно-ориентированными. Тем самым подчеркивается, что БД отражает сведения об объекте (явлении), полученные в ходе его наблюдения, исследования, создания, модернизации и использовании его специалистами различных отраслей.

Специфика подготовки проблемно-тематических пособий и формирования проблемно-ориентированных БД проявляется при установлении тематических границ отбора информации, привлечении широкого круга самых разнообразных источников, разработке такого способа группировки материала, который позволил бы охарактеризовать объект (явление, проблему) во всем богатстве его связей с различными отраслями.

Установление тематических границ будущего пособия начинается с выявления и анализа информационных потребностей читателей. Универсальные научные библиотеки обращаются к программным документам, определяющим направления и этапы развития региона и страны. Затем просматриваются обзорные материалы по проблеме. При наличии хотя бы единичных монографий, учебников или руководств анализируются их оглавление (как черновой макет будущего рубрикатора проблемы). Затем проводится нормализация собранных сведений. При этом устраняются синонимы, устанавливаются ассоциативные связи.

В современных условиях уточнению тематики способствует обращение к поисковым системам Интернет, а также базам данных, построенным по предметному принципу. Иногда требуется визуальный просмотр периодических изданий и тематических сборников.

Краеведческие указатели и БД.

Краеведческая библиография предназначена для подготовки и использованию библиографической информации, связанной по содержанию с определенной местностью в стране.

Параллельно с краеведческой развивается и региональная библиография (отражение документов, связанных с регионом по происхождению, содержанию и другим признакам).

Ее отличие от краеведческой библиографии в том, что она служит не столько познанию края, сколько развитию в регионе науки, промышленности, сельского хозяйства, медицины и т. п. Эти различия существенны и учитываются при составлении краеведческих и региональных пособий.

Ценность краеведческих пособий особенно возросла в последние годы. Являясь уникальными, краеведческие указатели и БД позволяют местным библиотекам предлагать на информационном рынке востребованную и конкурентоспособную продукцию, имеющую большую историко-культурную значимость.

В настоящее время развитие компьютерных технологий привело к созданию электронных краеведческих каталогов, баз данных по всем видам краеведческих документов, электронных картотек местных знаменательных и памятных дат, электронного каталога местных изданий и различных фактографических БД.

Существует две группы библиографических пособий:

1. указатели литературы о крае:

— научно-вспомогательные

· универсальные текущие;

· универсальные ретроспективные;

· ретроспективные отраслевые и тематические;

· биобиблиографические;

· указатели краеведческих библиографических пособий.

— рекомендательные указатели

· указатели литературы универсального характера (типа «Что читать о крае, районе, городе»);

· календари знаменательных и памятных дат;

· тематические пособия;

· биобиблиографические пособия;

· указатели типа «Лучшие книги местного издательства»

2. указатели местных изданий.

— указатели книг и других непериодических изданий;

— указатели периодических и продолжающихся изданий;

— указатели содержания периодических и продолжающихся изданий (газет, журналов, трудов вузов и НИИ).

Остановимся на самых популярных пособиях.

Календари знаменательных и памятных дат

Структура:

· введение (предисловие) – методическая характеристика и рекомендации по использованию;

· перечень всех памятных дат года с отсылкой к страницам, где отдельные события характеризуются более подробно;

· основная часть – текстовые справки о каждой памятной дате (по месяцам и числам), а также фактографические, статистические, библиографические и другие материалы. Чем меньше имеется опубликованных материалов о том или ином событии, тем обстоятельнее должна быть текстовая справка. Каждая «страничка» завершается рекомендательным списком литературы (5-10 наименований из числа новых и популярных);

· вспомогательные указатели – именной (персоналий), географический.

Очень важно правильно отбирать информацию из центральных и местных газет. Большое внимание уделять материалам по вопросам культурного строительства, истории населенных пунктов, предприятий, хозяйств, о направлениях деятельности современных учреждений и организаций, о работе местной администрации, правоохранительных органов, материалы, посвященные отдельным личностям.

Не включать статьи, отражающие политические события российского масштаба без краеведческого аспекта, хронику, «статьи-размышления», интервью на те или иные темы, объявления, рекламные тексты, «колонки редактора», не связанные напрямую с краем.

В условиях автоматизации стало возможным появление краеведческих БД:

o край (область) в центральных и местных изданиях;

o периодика края (области);

o законодательство края;

o календарь знаменательных и памятных дат края (области);

o учреждения и организации края (области);

o деятели края (области);

o учебные заведения края (области);

o хроника жизни края (области).

Для формирования краеведческих БД библиотеки создают специальные словари:

тематический рубрикатор (на основе «Схемы классификации краеведческой литературы»);

словарь персоналий, где сведения о каждой персоне отражаются по возможности с максимальной полнотой;

географический словарь, где отражаются все географические объекты, в том числе утраченные географические названия и объекты, принадлежность которых к конкретной территории определить сложно;

словарь предметных рубрик, который служит дополнением к тематическим рубрикам и не повторяет их названий. Предметные рубрики формируются с помощью справочных изданий – энциклопедий и словарей (в том числе АПУ ББК);

список периодических изданий, который служит основой для формирования поля БД «Источник информации» и др.

Биобиблиографические указатели и БД

Биобиблиографические пособия объединяют в себе библиографическую информацию о произведениях печати определенного лица, документы и биографические сведения о нем.

Большое внимание уделяется созданию биобиблиографических пособий о современных деятелях, т. к. о представителях прошлого информацию найти легче, чем о ныне живущих деятелях.

К биобиблиографии можно также отнести словари псевдонимов, сборники биографий и жизнеописаний, родословные книги, некрологи, словари портретов, каталоги персональных художественных выставок, электронные базы данных персоналий и персональные сайты в Интернете.

В электронную базу данных персоналий включаются два вида сведений:

· статические (дата рождения, пол, служебное и семейное положение)

· динамическое, т. е. меняющееся в течение жизни (данные о наградах, званиях, получении ученых степеней и т. д.)

Одной из разновидностей персоналий являются Авторитетные базы данных. В России такую базу ведет Российская книжная палата и содержит информацию об авторах художественных произведений, изданных в России. Ее печатная версия в сокращенном виде печатается в журнале «Библиография».

БД включает:

· заголовок авторитетной записи (имя автора, краткая биографическая справка, тематическая направленность работ, принадлежность автора к стране, язык текста оригинала произведений и т. д.);

· справочные данные (список работ автора).

До настоящего времени не создано универсальной методики создания БД персоналий, что связано со сложностью и новизной такой работы.

Традиционное биобиблиографическое пособие состоит:

· предисловие (краткий очерк жизни и деятельности);

· биографический очерк;

· основные даты жизни и деятельности; (устанавливаются путем изучения различным материалов, персональных сайтов, сайтов организаций, где работал человек, и располагаются в хронологическом порядке);

· списки трудов деятеля (располагаются в хронологическом порядке – по годам издания, а в пределах года – по видам документов: книги, статьи, депонированные рукописи, рецензии, переводы);

· литература о нем (по годам издания, а в пределах года – по алфавиту фамилий и заглавий работ).

· вспомогательные указатели (именной, алфавитный указатель заглавий трудов с отсылкой к номеру библиографической записи или к году их опубликования)

· список используемых источников, включающий в себя перечень каталогов и картотек, библиографических пособий и первичных документов, использованных при составлении пособия.

В заключение, хочу отметить, что все новые виды информационной продукции, берут свое начало в традиционных, видоизменяясь и модернизируясь. Таким образом, если вы хотите создавать качественные, профессиональные пособия и максимально полно удовлетворять запросы современных пользователей, вам просто необходимо ориентироваться в море информационной продукции. Надеюсь, что данная консультация поможет вам в этом.

Список используемой литературы

2.Справочник библиографа / Науч. Ред. , . – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Профессия, 2005. – 592 с. – (Серия «Библиотека»).

Составитель: зав. ИБО

Как уберечь детей от нежелательного контента, а себя – от штрафов: возрастная маркировка информации в сети

С 1 сентября 2012 года в России действует Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который установил достаточно жесткие требования к распространению информационной продукции любыми способами и по любым каналам, включая интернет. За нарушение этих правил придется заплатить рублем, причем размер штрафа может быть ощутимым и достигать нескольких сотен тысяч.

Не хотелось бы оказаться в такой ситуации? Еще бы! В этой статье TexTerra расскажет все самое важное, что нужно знать пользователям сети о возрастной маркировке интернет-ресурсов.

Информация будет полезна владельцам любых интернет-площадок, на которых размещается реклама, SMM-щикам, а также владельцам сетевых изданий.

Что такое информационная продукция и каких видов она бывает

Статья 2 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее по тексту – Закон о защите детей от информации) относит к информационной продукции любую информацию, которая распространяется в интернете.

В свою очередь статья 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» говорит о том, что информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Учитывая, что информацию можно представлять в виде изображений, текстов, чисел, звуков и видео, не будет преувеличением сказать, что абсолютно весь интернет-контент – это информационная продукция.

Пост или история в «Инстаграм», новостная лента на сайте, статья в онлайн-издании, блог компании, форум в группе во «ВКонтакте», видеоролик на «Ютубе» – все это примеры информационной продукции.

Закон о защите детей от информации делит всю информационную продукцию, способную причинить вред здоровью или развитию детей, на две большие группы:

  1. информация, запрещенная для распространения среди детей;
  2. информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

К первой группе относится информация, которая:

  • побуждает детей к причинению вреда своему или чужому здоровью либо к самоубийству;
  • провоцирует желание употребить наркотики и другие запрещенные вещества, табачные изделия, алкоголь, участвовать в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  • оправдывает насилие и жестокость либо побуждает к ним;
  • содержит изображение или описание сексуального насилия;
  • отрицает семейные ценности или пропагандирует нетрадиционные сексуальные отношения;
  • оправдывает противоправное поведение;
  • содержит нецензурную брань или информацию порнографического характера;
  • содержит любые сведения о несовершеннолетнем, пострадавшем от правонарушения, по которым можно установить его личность.

Вторая группа включает в себя информацию, которая:

  • изображает или описывает жестокость, насилие (за исключением сексуального), преступления или антиобщественное поведение;
  • вызывает страх, ужас или панику;
  • изображает или описывает половые отношения между мужчиной и женщиной;
  • содержит бранные слова и выражения (но не нецензурную брань).

Как классифицировать информационную продукцию

Любая информация, которая соответствует хотя бы одному из тех признаков, о которых говорили выше, – потенциальная угроза для здоровья и психики ребенка. В то же время очевидно, что не вся эта информация одинаково опасна. Чем ярче в ней выражены «вредные» для детей признаки, тем сильнее угроза, и наоборот.

Для того чтобы строгость ограничений на распространение информации соответствовала уровню опасности этой информации, закон предусмотрел классификацию информационной продукции на 5 категорий.

Категории информационной продукции. Выделяют информационную продукцию:

Кто осуществляет классификацию. Классификация информационной продукции – забота того, кто ее распространяет, то есть предоставляет доступ к ней всем желающим.

Например, классификацией информации на сайте в интернете будет заниматься его владелец, в сетевом издании – редакция этого онлайн-СМИ.

Если у распространителя возникают сложности в процессе классификации или сомнения, правильно ли он определил категорию информационной продукции, можно обратиться за помощью к эксперту. Этот эксперт или экспертная организация должны быть аккредитованы Роскомнадзором.

Актуальные реестры аккредитованных экспертов и экспертных организаций, которые имеют допуск к проведению экспертизы информационной продукции, можно найти на сайте Роскомнадзора.

По каким параметрам производить классификацию. Сразу оговоримся, что закон не дает универсальной формулы, при помощи которой можно было бы однозначно и безошибочно определить категорию конкретного информационного продукта.

Строгих правил нет. Есть только примерные описания каждой из категорий.

Признаки информации категории 18+ перечислены в части 2 статьи 5 Закона о защите детей от информации. Общее описание информационной продукции категорий 0+, 6+, 12+ и 16+ дано в статьях 7–10.

Дополнительно в помощь распространителям информационной продукции в законе есть характеристики информации, которые нужно оценивать при классификации. Это:

  • тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
  • особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенного возраста;
  • вероятность причинения этой информацией вреда здоровью или развитию детей.

В остальном определение категории информационной продукции отдано на откуп распространителю – он делает это по своему усмотрению, на основании своего субъективного мнения, под свою ответственность.

Как применять результаты классификации. По итогам классификации на информационную продукцию до начала ее распространения наносят соответствующие знаки – возрастную маркировку.

В каких случаях наносить возрастную маркировку на распространяемую в сети информацию обязательно, а в каких опционально, разберемся дальше.

Когда возрастная маркировка информационной продукции в интернете обязательна

Тот факт, что та или иная информация имеет признаки «вредности» для детей, не означает, что ее нельзя распространять в интернете. Можно, но с одним ограничением – при условии нанесения на информационный продукт возрастной маркировки.

Правда это требование действует в отношении далеко не любой информации, которая распространяется в сети.

Обязательное нанесение возрастной маркировки при распространении информации в интернете ограничивается следующими случаями:

  • информационная продукция сетевых изданий;
  • информационная продукция аудиовизуальных сервисов;
  • сторонняя реклама, которая размещается на любых интернет-площадках.

Во всех остальных случаях указывать знак информационной продукции не обязательно, но и не запрещено. Владелец интернет-площадки может сделать это добровольно по своему усмотрению.

Рассмотрим подробнее особенности и требования к нанесению возрастной маркировки в тех случаях, когда она обязательна.

Возрастная маркировка сетевых изданий

Наиболее подробно вопрос нанесения знаков информационной продукции – возрастной маркировки – урегулирован в отношении сетевых изданий.

Что такое сетевое издание. Сетевое издание – сайт в интернете, который зарегистрирован как СМИ в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации».

Примеры: «Газета.Ru», Meduza, Vc.ru, «Интерфакс», «РИА Новости».

Как правильно наносить возрастную маркировку. При маркировке онлайн-СМИ нужно соблюдать несколько правил:

  1. Знак информационной продукции указывать на главной странице.
  2. Информация в издании подпадает под разные возрастные категории – на главной странице указывать самую старшую категорию. Например, если в издании есть информация категорий 6+, 12+ и 18+, на главной странице должна стоять маркировка 18+.
  3. Знак информационной продукции указывать в верхней части главной страницы.
  4. Размер знака – не меньше 75% от заголовка второго уровня, или не меньше размеров шрифта основного текста + полужирное начертание, или не меньше 20% от основной информационной колонки.
  5. Цвет знака должен соответствовать или быть контрастным цвету заголовка издания.
  6. Способ маркировки – знак или текстовое предупреждение. Можно сочетать оба способа:
    • «0+»;
    • «6+» или «для детей старше 6 лет»;
    • «12+» или «для детей старше 12 лет»;
    • «16+» или «для детей старше 16 лет»;
    • «18+» или «запрещено для детей».

Когда возрастная маркировка не нужна. Некоторые части онлайн-СМИ в маркировке не нуждаются.

Во-первых, новостная лента на сайте. Если сетевое издание состоит только из новостной ленты, возрастная маркировка сайта вообще не нужна.

Во-вторых, не нужно маркировать комментарии и сообщения, которые размещают на сайте издания его читатели.

Возрастная маркировка аудиовизуальных сервисов

Понятие «аудиовизуальный сервис», как и требование о маркировке таких сервисов появилось относительно недавно – в июле 2017 года.

Что такое аудиовизуальный сервис. Чтобы понять, что вы имеете дело с аудиовизуальным сервисом, нужно проверить наличие у него нескольких признаков:

  • это сайт или страница сайта в интернете;
  • используется для распространения в интернете аудиовизуальных произведений (кинематографические произведения, теле- и видеофильмы и другие подобные произведения);
  • доступ к произведениям платный или при условии просмотра рекламы;
  • доступ за сутки – более 100 тысяч российских пользователей.

Все критерии соблюдены – перед вами аудиовизуальный сервис.

Примеры: онлайн-кинотеатры, видеохостинги (MEGOGO.RU, ivi.ru).

Как правильно наносить возрастную маркировку. При маркировке аудиовизуальных сервисов нужно соблюдать несколько правил:

  1. Сам сайт или страницу сайта маркировать не нужно (но не запрещено).
  2. Возрастную маркировку обязательно наносить только на сами аудиовизуальные произведения, которые размещены на сервисе. Например, на фильм или видеоклип.
  3. Способ маркировки – знак или текстовое предупреждение. Можно сочетать оба способа. Аналогично сетевым изданиям.

В отличие от онлайн-СМИ для аудиовизуальных сервисов нет требований по цвету, размеру или местоположению знака информационной продукции. Поэтому владельцы таких сервисов решают эти вопросы по своему усмотрению.

Когда возрастная маркировка не нужна. Если аудиовизуальные произведения размещаются на информационном ресурсе преимущественно пользователями интернета самостоятельно, а не владельцем этого ресурса, нанесение на них возрастной маркировки не требуется.

Пример: YouTube.

Возрастная маркировка рекламы

Нередко владельцы различных интернет-площадок, будь то сайт в интернете или страница в социальной сети, для получения дополнительного дохода размещают на своих площадках за плату стороннюю рекламу. Чаще всего в виде баннеров или видеорекламы.

Но не все знают о необходимости в определенных случаях маркировать эту рекламу. Итог: вместо желанного дохода получают постановление о наложении административного штрафа.

Что такое реклама. Согласно п. 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – это любая информация, которая соответствует одновременно нескольким признакам:

  • адресована неограниченному кругу лиц;
  • цель – привлечь внимание к объекту рекламирования, сформировать или поддерживать интерес к объекту, продвинуть его на рынке;
  • распространяется любым способом, в любой форме, при помощи любых средств.

Все признаки в наличии – перед вами реклама. Но не торопитесь наносить на нее возрастную маркировку. Для начала выясните, с каким объектом рекламирования имеете дело.

Это важно, потому что согласно части 10.1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» обязательной возрастной маркировке подлежит только реклама информационной продукции.

Пункт 5 статьи 2 Закона о защите детей от информации относит к информационной продукции:

  • продукцию СМИ;
  • печатную продукцию;
  • аудиовизуальную продукцию;
  • программы для ЭВМ и базы данных;
  • зрелищные мероприятия;
  • информацию, которая распространяется в интернете.

Собираетесь рекламировать что-то из этого списка – например, новую книгу или журнал, мобильное приложение, видеозапись обучающего семинара, музыкальный концерт, сетевое издание – позаботьтесь о том, чтобы на рекламе был указан знак информационной продукции.

Как правильно наносить возрастную маркировку. В отношении маркировки рекламы в законе конкретных требований (цвет, размер, способ нанесения и т. д.) нет.

Рекомендуем учитывать следующие правила:

  1. Маркировать саму интернет-площадку, на которой размещена реклама, не нужно. Разумеется, только если она не подлежит маркировке по другим основаниям. Например, если реклама размещена в сетевом издании – маркируем и сайт, и рекламу.
  2. Возрастную маркировку наносить на саму рекламу.
  3. Размер, цвет и шрифт маркировки должны делать ее заметной и читаемой.
  4. Способ маркировки – знак или текстовое предупреждение. Можно сочетать оба способа.

Когда возрастная маркировка не нужна. Не нуждается в маркировке реклама всего, что не относится к информационной продукции, – товары, работы, услуги. Например, вклад в банке, ресторан, автомобиль, диван или пачка чипсов.

Это распространяется и на те случаи, когда в рекламе указан сайт, на котором можно получить дополнительные сведения о рекламируемом товаре, работе или услуге.

Читайте также: «Как создавать рекламу для детей: особенности детского маркетинга».

Ответственность за нарушение требований о возрастной маркировке информации в интернете

Если по закону информация, размещенная в сети, должна иметь возрастную маркировку, а ее нет – придется нести административную ответственность.

Порядок привлечения к ответственности и размер наказания зависят от того, какое именно нарушение допущено. Для наглядности все это можно представить в виде таблицы.

На сайте онлайн-СМИ не указан знак информационной продукции

Контент аудиовизуального сервиса не имеет возрастной маркировки

На рекламе информационной продукции нет возрастной маркировки

Контролирующий орган

Роскомнадзор

Роскомнадзор

Федеральная антимонопольная служба

Норма КоАП РФ

часть 2 ст. 13.21 КоАП РФ

ст. 13.36

КоАП РФ

часть 1 ст. 14.3 КоАП РФ

Лицо, которое несет ответственность

Главный редактор и редакция (если она зарегистрирована как юридическое лицо) сетевого издания

Владелец аудиовизуального сервиса (сайта)

Владелец интернет-площадки, на которой размещена реклама

Размер административного штрафа

Должностное лицо (главный редактор) – от 5 до 20 тысяч рублей

Юридическое лицо (редакция) – от 20 до 200 тысяч рублей

Граждане – от 3 до 5 тысяч рублей

Должностные лица – от 30 до 50 тысяч рублей

Юридические лица – от 300 до 500 тысяч рублей

Граждане – от 2 до 2,5 тысяч рублей

Должностные лица – от 4 до 20 тысяч рублей

Юридические лица – от 100 до 500 тысяч рублей

Случаи привлечения к административной ответственности за нарушение требований о возрастной маркировке информации в интернете – не редкость. Чаще всего нарушения связаны с отсутствием знака информационной продукции на рекламе.

Например, Управление ФАС по г. Москве привлекло к административной ответственности владельца интернет-площадок – мобильного приложения и iPad-версии журнала MAXIM – ООО «Херст Шкулев Медиа» за то, что на этих площадках был размещен макет рекламы мобильного приложения Zinomax без возрастной маркировки. Нарушителю назначили штраф в размере 100 тысяч рублей.

Шпаргалка

  1. Весь интернет-контент – информационная продукция.
  2. Информационная продукция способна причинить вред здоровью или развитию детей – распространять ее в сети можно, но с ограничениями.
  3. «Вредная» информационная продукция делится на 5 категорий по степени потенциальной опасности для детей: 0+, 6+, 12+, 16+ и 18+.
  4. Классификация информационной продукции по категориям – обязанность распространителя. Сделать это нужно до начала размещения информации в сети.
  5. Нельзя распространять в сети без возрастной маркировки: информацию в онлайн-СМИ, контент на аудиовизуальных сервисах и рекламу информационной продукции на любых интернет-площадках.
  6. В остальных случаях наносить возрастную маркировку не обязательно, но не запрещено.
  7. Не можете определить категорию информации сами – обратитесь к аккредитованным экспертам, чтобы не допустить нарушения.
  8. Сомневаетесь, какую возрастную категорию установить, – выбирайте большую по возрасту.
  9. Убедитесь, что цвет, размер, шрифт и расположение возрастной маркировки делают ее заметной и разборчивой.
  10. Нарушили требования о маркировке – придется заплатить штраф.

Каждому сайту нужно оптимальное продвижение. Команда TexTerra продвигает бизнес в сети с 2007 года.

Возрастные ограничения к рекламе информационной продукции

В соответствии с новой частью 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции без указания категории этой информационной продукции.

К такой информационной продукции относятся:

  • Базы данных и программное обеспечение.
  • Фильмы, игры, музыка.
  • Концерты, выставки, фестивали, спектакли, шоу, спортивные матчи и другие зрелищные мероприятия (но не сами театры, концертные залы и другие места, если в их рекламе не упоминается конкретная информационная продукция).
  • Печатные издания — газеты, журналы, книги.
  • Конкретные программы и передачи на ТВ и радио (но не сами телеканалы и радиостанции, если в их рекламе не упоминается конкретная передача).

Перечень категорий приводится в п. 3 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»:

  1. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
  2. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
  3. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
  4. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
  5. Информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями самостоятельно, при этом оцениваются следующие параметры такой продукции:

  • ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
  • особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
  • вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

При размещении текстовых объявлений в сервисах «Яндекса» возрастные ограничения добавляются автоматически. По умолчанию для всех информационных товаров и услуг устанавливается ограничение «18+». Указать подходящую для своей продукции категорию можно в настройках рекламной кампании в интерфейсе «Директа». В графических объявлениях возрастные ограничения необходимо добавлять самостоятельно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *