Регистрация права хозяйственного ведения

Документы, необходимые для регистрации права хозяйственного ведения, предусмотрены ст. ст. 18 и 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”

Ситуации Документы Требования
Если недвижимое имущество унитарному предприятию передал собственник Акт собственника о закреплении имущества на праве хозведения (п. 1 ст. 299 ГК РФ) Копия
Акт приема-передачи, подписанный собственником и руководителем предприятия Подлинник и копия
Договор о праве хозяйственного ведения Не менее двух экземпляров подлинников, а если право возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ или договор удостоверен нотариально, подлинник и копия
Если недвижимость приобретена в результате сделки Договор купли-продажи (отступного, дарения) Не менее двух экземпляров подлинников, а если право возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ или договор зарегистрирован нотариально, подлинник и копия
Если имущество присуждено судом Решение суда с отметкой о вступлении в силу Копия
Если имущество переходит в результате реорганизации Передаточный акт Подлинник и копия
Если объект построен предприятием для себя Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если объект возведен на основании разрешения на строительство (чтобы регистрация была проведена в срок, рекомендуем представить, хотя направить разрешение регистратору обязан уполномоченный орган публичной власти (уполномоченная организация) в течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о разрешении на ввод в экспуатацию) Копия (подлинник и копия в случае, если разрешение выдано организацией, указанной в ч. 1 ст. 19 Закона о госрегистрации недвижимости)
Технический план в предусмотренных законом случаях Электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера
Если права предприятия на землю под построенным для себя объектом недвижимости не зарегистрированы Документ на земельный участок (ч. 10 ст. 40 Закона о госрегистрации недвижимости) Подлинник и копия

Если сделка по приобретению недвижимого имущества является для унитарного предприятия крупной, то представляется также документ, подтверждающий ее одобрение. При совершении сделки в порядке закупок для государственных нужд рекомендуется представить документы, оформляющие завершение процесса определения поставщика, например итоговый протокол аукциона.
В случае когда объект недвижимости построен по заключенному до 01.01.2011 договору на строительство или реконструкцию, который предусматривает привлечение внебюджетных источников финансирования и последующее распределение площади объекта между сторонами договора, следует представить также подлинник и копию документа, подтверждающего исполнение сторонами принятых обязательств (ч. 2 ст. 70 Закона о госрегистрации недвижимости).
Созданное недвижимое имущество должно быть поставлено на кадастровый учет одновременно с государственной регистрацией объекта. Исключение составляют случаи, когда кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Такое разрешение в регистрирующий орган представляет уполномоченный орган в порядке, предусмотренном ст. 19 Закона о госрегистрации недвижимости (п. 1 ч. 3 ст. 14 названного Закона).
Если документы на недвижимость не представлены или не содержат описания объектов недвижимости, достаточного для их идентификации, возможен отказ в регистрации.
Размер пошлины за регистрацию прав юридических лиц на отдельные объекты недвижимости и на предприятие как имущественный комплекс установлен в ст. 333.33 НК РФ. Независимо от того, кто подает документы, пошлина должна быть уплачена за счет лица, чье право регистрируется.
Документ о полномочиях представителя на подачу заявления
Если от имени унитарного предприятия действует руководитель, то необходимо предъявить документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени юридического лица.
Рекомендуем также представить устав либо его копию, удостоверенную нотариусом или заверенную самим руководителем. Вместе с тем требовать его регистратор не вправе.
Если действует представитель собственника или унитарного предприятия по доверенности, то нужно представить подлинник и копию доверенности.
Доверенность от унитарного предприятия должна быть удостоверена нотариально. Не потребуется нотариального удостоверения доверенности от органа, осуществляющего полномочия собственника (когда заявление подается от его имени), если она составлена на бланке и скреплена печатью и подписью руководителя.
В случае когда доверенность не представлена или в ней не указаны необходимые полномочия, в регистрации может быть отказано.
Лицо, подающее документы, должно также предъявить документ, удостоверяющий личность. Если документы направляются по почте, то прилагается его копия.
Документы юридического лица
Унитарное предприятие представляет документ, подтверждающий полномочия заявителя без доверенности действовать от имени данного юридического лица, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Кроме того, для полноты сведений о юридическом лице рекомендуем подать подлинники и копии следующих документов:
— свидетельства о госрегистрации юридического лица (для юрлиц, зарегистрированных с 1 января 2017 г., — листа записи ЕГРЮЛ);
— свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
— информационного письма об учете в Статрегистре Росстата;
— устава.

Государственная регистрация права хозяйственного ведения

Уважаемый Евгений!

Во-первых, производится она ГУЮ ГБР (Государственным учреждением юстиции «Городское бюро регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), которое находится по адресу: СПб, Галерный проезд, дом 3.

Во-вторых, для регистрации прав Вам необходимо будет представить в ГБР следующий пакет документов:

1. Обязательный комплект документов, предоставляемых при регистрации всех видов сделок и обременений.

2. Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества (для регистрации права собственности Российской Федерации на объекты недвижимости, перешедшие к государству или созданные им до 31.01.98).

Если объекты недвижимости финансировались за счет федерального бюджета после 31.01.98 в Бюро предоставляются документы, необходимые для регистрации прав на вновь создаваемые объекты.

3. Документ о нахождении объекта недвижимости в собственности Санкт-Петербурга, выданный органом, уполномоченным распоряжаться городским имуществом Санкт-Петербурга (для регистрации права собственности субъекта Российской Федерации — Санкт-Петербурга на объекты недвижимости, перешедшие в собственность Санкт-Петербурга или созданные им до 31.01.98).

Если объекты недвижимости финансировались за счет бюджета субъекта Российской Федерации — Санкт-Петербурга после 31.01.98 в Бюро предоставляются документы, необходимые для регистрации прав на вновь создаваемые объекты.

4. Документ о передаче объекта недвижимости на праве хозяйственного ведения или оперативного управления правообладателю, выданный органом, уполномоченным распоряжаться федеральным и городским имуществом Санкт-Петербурга.

5. Распорядительный акт о передаче государственного имущества (объекта недвижимости) на баланс государственного предприятия или государственного учреждения или акт приема-передачи, в случае передачи его на праве хозяйственного ведения или оперативного управления правообладателю до 01.01.95.

6. Иные документы, свидетельствующие о закреплении либо приобретении имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В обязательный комплект документов, предоставляемых при регистрации всех видов сделок и обременений, указанный в п.1 входит:

1.Заявление (я) установленной формы о регистрации права:

от правообладателя (лица, право собственности, иное вещное право которого возникает согласно закону, вне зависимости от государственной регистрации);

от лица, права которого возникают на основании акта государственного органа или акта местного самоуправления;

от лиц, в пользу которых обременяются (ограничиваются) права собственности, иное вещное право, либо от правообладателя — собственника недвижимого имущества;

от представителей вышеуказанных лиц.

2. Документ о плате за регистрацию права.

3. Документ, удостоверяющий личность (один из ниже приведенных), который после установления соответствия указанных в нем сведений со сведениями, указанными в заявлении, возвращает лицу, обратившемуся за регистрацией

Полномочия представителя юридического лица подтверждаются следующими документами:

подлинником (для предъявления инспектору ОПВД) и копией учредительных документов со всеми зарегистрированными изменениями и дополнениями;

подлинником (для предъявления) и копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенной нотариально;

подлинником (для предъявления) и копией свидетельства о постановке юридического лица на налоговый учет, заверенной нотариально;

подлинником и нотариально заверенной копией протокола об избрании или приказа о назначении на должность руководителя, имеющего право в силу закона, устава, положения действовать от имени юридического лица без доверенности;

от представителя, действующего на основании доверенности, кроме того, должны быть представлены подлинник, ксерокопия доверенности, подписанная руководителем и скрепленной печатью юридического лица. В доверенностях, выдаваемых от имени юридического лица, должна быть указана дата ее совершения, четко определены полномочия представителя. Доверенность, выданная на заключение сделки, подлежащей нотариальному удостоверению, должна быть нотариально удостоверена (п.2 ст.185 ГК РФ). Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена (п.3 ст.187 ГК РФ). Доверенность, удостоверенная нотариально на территории Санкт-Петербурга, должна быть выполнена на специальном защищенном бланке.

Полномочия представителя юридического лица, действующего по доверенности от имени правообладателя — физического либо юридического лица, подтверждаются:

подлинником доверенности и ксерокопией, выдаваемой юридическим лицом, для осуществления действий от имени и в интересах доверителей, которая должна быть нотариально удостоверена;

подлинником и ксерокопией основной доверенности, выдаваемой юридическому лицу;

нотариально удостоверенной копией учредительных документов юридического лица и документами, подтверждающими полномочия представителя;

(и) нотариально удостоверенной копией лицензии на осуществление риэлтерской деятельности, выданной или зарегистрированной уполномоченным органом Санкт-Петербурга.

4.Подлинник плана земельного участка, участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера, оформленного в соответствии с требованиями законодательства органами, осуществляющими технический (кадастровый) учет данных объектов, и его копия, заверенная органами, его выдавшими или нотариально.

5 Правоустанавливающий документ

должен быть представлен не менее чем в двух подлинных экземплярах, по форме и содержанию, соответствующим требованиям законодательства, либо в виде подлинника документа и его надлежащим образом заверенной копией. Копия правоустанавливающего документа должна быть нотариально заверена, либо заверена в государственном органе его выдавшем (оформившем, постановившем). Для регистрации сделок купли-продажи и прав на их основании предоставляется дополнительная ксерокопия договора купли-продажи, которая после осуществления регистрации подлежит направлению в налоговые органы.

Акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также акты судебных органов представляются в копиях. Копии актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, официально не опубликованных, а также копии актов судебных органов заверяются органами, их выдавшими (постановившими) в соответствии с порядком ведения делопроизводства в указанных органах. Одна из представленных копий данного документа может быть удостоверена нотариально.

Все документы, необходимые для регистрации прав, представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником (за исключением актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления и актов судебных органов). При регистрации прав и сделок на основании правоустанавливающих документов, составленных в простой письменной форме, предоставляется не менее 2-х подлинников правоустанавливающего документа.

Количество предоставляемых для регистрации копий правоустанавливающих документов (в отдельных случаях заменяющих их подлинники) не может быть менее количества объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат регистрации на основании представленного правоустанавливающего документа.

Документы, исполненные на иностранном языке, принимаются для регистрации вместе с их нотариально удостоверенным переводом, а также штампом (записью), свидетельствующей об их легализации, в случаях, установленных законом.

Если у Вас остались или влзникли какие-либо вопросы, посетите сайт ГБР: http://www.gbr.spb.ru

С наилучшими пожеланиями,

Ответить Спросить юриста

Решение от 15 июня 2016 г. по делу № А76-8867/2016

Арбитражный суд Челябинской области (АС Челябинской области) Суть спора: Споры о государственной регистрации АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А76-8867/2016
15 июня 2016 года
г. Челябинск
Резолютивная часть решения объявлена 7 июня 2016 года
Решение изготовлено в полном объеме 15 июня 2016 года
Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Наконечной О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Любой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
муниципального унитарного предприятия «Тепловые системы», г. Коркино (ОГРН 1077412000599)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, г.Челябинск (ОГРН 1047424555870)
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района
о признании недействительным отказа в государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения от 31.12.2015 №74/031/911/2015-210 и обязании совершить действия
при участии в заседании:
заявителя: Обуховой Н.Г. — представителя по доверенности от 24.10.2014, паспорт;
заинтересованного лица: Усольцевой О.С. — представителя по доверенности от 28.09.2015 № 247, паспорт;
третьего лица: Ильиной А.Н. – представителя по доверенности от 15.03.2016 № 37, паспорт,
УСТАНОВИЛ:

муниципальное унитарное предприятие «Тепловые системы» (далее – МУП «Тепловые системы») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее – Управление Росреестра по Челябинской области) в государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения от 31.12.2015 №74/031/911/2015-210 на нежилое помещение, площадью 273,6 кв.м, этаж 1, по адресу: 465550 г. Коркино Челябинской области, ул. Сакко и Ванцетти, д.24, помещение 2, КН/УН 74:31:0109036:87 и обязании зарегистрировать прекращение права хозяйственного ведения на указанный объект недвижимости.
МУП «Тепловые системы» считает оспариваемый отказ незаконным, нарушающим его права и законные интересы в экономической сфере.
Управление Росреестра по Челябинской области представило отзыв на заявление от 06.06.2016 №15542 (л.д. 72-74), в котором требования заявителя считает не подлежащими удовлетворению.
На основании статьи 51 АПК РФ определением суда от 31.05.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района (далее – Администрация).
Администрация представила отзыв на заявление от 01.06.2016 № 01/1453, в котором поддержала позицию заявителя (л.д. 76-79).
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали позиции, изложенные ими в заявлении и в отзывах на заявление соответственно.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, 31.12.2015 Управление Росреестра по Челябинской области (Коркинский отдел) на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ сообщило заявителю об отказе в государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения на объект:
наименование: Нежилое помещение, КН/УН: 74:31:0109036:87, расположенный по адресу: Россия, Челябинская обл., Коркинский р-н, г. Коркино, ул. Сакко и Ванцетти, д. 24, пом. 2 по причине:
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации права. Согласно пункту 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения не допускается в силу положений пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», поскольку в федеральном законе, в частности в статье 295 ГК РФ, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.
Таким образом, действующим законодательством собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, не предоставлено право изымать у последнего имущество (л.д. 8).
Не согласившись с настоящим отказом в государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения на спорный объект, полагая, что последний нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, МУП «Тепловые системы» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный статьей 17 указанного Федерального закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ).

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Федерального закона и, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ).
Основания отказа в государственной регистрации исчерпывающим образом перечислены в статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ.
Как указано в абзаце 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу статьи 209 ГК собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности являются: право хозяйственного ведения имуществом (статья 294 ГК РФ) и право оперативного управления имуществом (статья 296 ГК РФ).
На основании статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
На основании постановления главы Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района от 02.07.2007 № 72 создано МУП Коркинского городского поселения «Тепловые системы» (л.д. 18-20, 28-41, 43).
Пунктом 5 данного постановления отделу муниципальной собственности и градостроительства администрации Коркинского городского поселения (Ильина А.Н.) от имени учредителя наделить МУП «Тепловые системы» имуществом на праве хозяйственного ведения для формирования уставного фонда.
На основании постановления главы Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района от 02.07.2007 № 72 и акта приёма-передачи от 01.08.2007 МУП Коркинского городского поселения «Тепловые системы» передано на праве хозяйственного ведения нежилое здание котельной № 4, общей площадью 811,9 кв.м, по адресу: Челябинская область, г. Коркино, ул. Сакко и Ванцетти, 24 (л.д. 42).
Указанное нежилое здание котельной № 4 фактически состоит из двух самостоятельных объектов недвижимости: помещение № 1, общей площадью 538,3 кв.м, и помещение № 2, общей площадью 273,6 кв.м, расположенных по адресу: Челябинская область, г. Коркино, ул. Сакко и Ванцетти, 24, на которые зарегистрировано право собственности муниципального образования Коркинское городское поселение Коркинского муниципального района (л.д. 16-17).
На основании письма Администрации от 03.08.2015 № 02/1629 и заявления МУП «Тепловые системы» от 05.08.2015 № 01/871 Администрацией принято постановление от 31.08.2015 № 421 «О прекращении права хозяйственного ведения МУП «Тепловые системы» на часть муниципального имущества» согласно пункту 1 которого принято решение об исключении из хозяйственного ведения МУП «Тепловые системы» муниципального имущества – неиспользованная часть нежилого помещения котельной № 4, площадью 273,6 кв.м, инвентарный номер 0000000.7 (л.д. 13-15).
10.09.2015 между Администрацией и МУП «Тепловые системы» подписано дополнительное соглашение № 22 к договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Тепловые системы» от 01.08.2007 № 7 об исключении из договора хозяйственного ведения части муниципального имущества — нежилое помещение котельной № 4, инвентарный номер 0000000.7, и акт приёма-передачи указанного муниципального имущества (л.д. 53-54).
В соответствии с пунктом 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» при разрешении споров судам необходимо учитывать, что правомочия унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения по владению, пользованию и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, находящимся у него в хозяйственном ведении, определены статьями 294, 295 ГК РФ.

Согласно статье 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (пункт 1 статьи 299 ГК РФ).
Пунктом 3 статьи 299 ГК РФ предусмотрено, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Между тем, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2008 № 10984/08 определена правовая позиция, согласно которой собственник имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, не вправе изымать у него имущество.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 3 пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», поскольку в федеральном законе, в частности статье 295 ГК РФ, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с осуществлением унитарными предприятиями права хозяйственного ведения, следует учитывать установленные абзацем первым пункта 2 статьи 295 ГК РФ и статьей 18 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ограничения прав названных предприятий по распоряжению закрепленным за ними имуществом.

В силу абзаца второго пункта 4 статьи 18 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» уставом унитарного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия. При рассмотрении споров о признании недействительными указанных сделок судам следует руководствоваться статьей 174 ГК РФ.
Сделки унитарного предприятия, заключенные с нарушением абзаца первого пункта 2 статьи 295 ГК РФ, а также с нарушением положений Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», в частности пунктов 2, 4, 5 статьи 18, статей 22 — 24 этого федерального закона, являются оспоримыми, поскольку могут быть признаны недействительными по иску самого предприятия или собственника имущества, а не любого заинтересованного лица.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 3 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», поскольку статья 295 ГК РФ, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.
Таким образом, добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу пункта 3 статьи 18 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Аналогичным образом положения пункта 1 статьи 295 ГК РФ, статьи 20 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях не предоставляют собственнику имущества, переданного унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, права изымать у него указанное имущество.
Однако, суд при рассмотрении настоящего спора отмечает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой (пункт 1 статьи 168 ГК РФ).
Пунктом 2 статьи 168 ГК РФ установлено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Поскольку понятие «публичный интерес» законодательно не определено, вопросы о том, нарушаются ли сделкой публичные интересы и необходимо ли суду признать сделку недействительной и (или) применить последствия недействительности ничтожной сделки, разрешаются судом исходя из характера и последствий допущенных при совершении сделки нарушений с учетом всех обстоятельств дела (например, удовлетворение заявленных требований имеет своей целью прекращение длящегося основанного на сделке правонарушения, устраняются вступающие в противоречие с нормами права последствия совершения сделки).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
В пункте 75 указанного Постановления разъяснено, что применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
Поэтому нарушение прав конкретного юридического лица само по себе не может свидетельствовать о нарушении публичных интересов, в том числе интересов неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что принятие Администрацией постановления от 31.08.2015 № 421 «О прекращении права хозяйственного ведения МУП «Тепловые системы» на часть муниципального имущества», согласно пункту 1 которого принято решение об исключении из хозяйственного ведения МУП «Тепловые системы» муниципальное имущество – неиспользованная часть нежилого помещения котельной № 4, площадью 273,6 кв.м, инвентарный номер 0000000.7 и подписание между Администрацией и МУП «Тепловые системы» дополнительного соглашения от 10.09.2015 № 22 к договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Тепловые системы» от 01.08.2007 № 7 об исключении из договора хозяйственного ведения части муниципального имущества — нежилое помещение котельной № 4, инвентарный номер 0000000.7, и акта приёма-передачи указанного муниципального имущества, не нарушает публичных интересов.

Кроме того, согласно разъяснению, данному в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996, перечень прав собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 295 ГК РФ и иными законами. Собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что указанная сделка являются оспоримой.
Судом установлено, что сделка между Администрацией и МУП «Тепловые системы» об исключении из договора хозяйственного ведения части муниципального имущества — нежилое помещение котельной № 4, общей площадью 273,6 кв.м, по адресу: Челябинская область, г. Коркино, ул. Сакко и Ванцетти, 24 пом. №2, инвентарный номер 0000000.7, в судебном порядке не оспорена.
При названных обстоятельствах суд считает, что заявителем представлен полный пакет документов на регистрацию прекращения права хозяйственного ведения МУП «Тепловые системы» части муниципального имущества, соответствующий положениям Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ, а у Управления Росреестра по Челябинской области отсутствовали правовые основания для отказа в регистрации прекращения права хозяйственного ведения МУП «Тепловые системы» на указанный объект.
Ссылка Управления Росреестра по Челябинской области на судебную практику, указанную в отзыве (л.д. 72-74), судом отклоняется, так как в указанных делах имеют место другие обстоятельства дела (обжалуются непосредственно в суде сделки об отчуждении имущества из хозяйственного ведения унитарного предприятия, признанного банкротом), тогда как в данном деле непосредственно сделка по возврату муниципального имущества не оспаривалась.
Поэтому заявление МУП «Тепловые системы» является правомерным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В качестве способа восстановления нарушенного права МУП «Тепловые системы» суд считает необходимым обязать Управление Росреестра по Челябинской области зарегистрировать прекращение права хозяйственного ведения МУП «Тепловые системы» на нежилое помещение, площадью 273,6 кв.м., этаж:1, кадастровый номер 74:31:0109036:87, расположенное по адресу: Челябинская область, Коркинский район, г. Коркино, ул. Сакко и Ванцетти, дом 24, помещение 2.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины следует распределить между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области

РЕШИЛ:

Признать недействительным сообщение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области от 31.12.2015 № 74/031/911/2015-210 об отказе в государственной регистрации.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области зарегистрировать прекращение права хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия «Тепловые системы» на нежилое помещение КН/УН: 74:31:0109036:87, расположенное по адресу: Россия, Челябинская обл., Коркинский р-н, г. Коркино, ул. Сакко и Ванцетти, д.24, пом. 2.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в пользу муниципального унитарного предприятия «Тепловые системы» государственную пошлину в сумме 2 000 руб., уплаченную по платежному поручению от 30.03.2016 № 498 при обращении в арбитражный суд.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья О.Г. Наконечная

Суд:

АС Челябинской области

Истцы:

МУП «Тепловые системы»

Ответчики:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (ИНН: 7453140418 ОГРН: 1047424555870)

Судьи дела:

Наконечная О.Г. (судья)

Судебная практика по:

Злоупотребление правом
Судебная практика по применению нормы ст. 10 ГК РФ
Признание договора купли продажи недействительным
Судебная практика по применению норм ст. 454, 168, 170, 177, 179 ГК РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *