Разрешение споров

Стороны договорились решать все разногласия путем переговоров

Для правильного ответа на Ваш вопрос необходимо определить в каком суде должен рассматриваться Ваш иск: в арбитражном или в суде общей юрисдикции.

Если в арбитражном суде, то необходимо учитывать требования ст.ст. 4 п. 5 и 126 п. 7 Арбитражного Процессуального кодекса РФ, согласно которым определяются дела с обязательным соблюдением досудебного порядка разрешения спора (категория спора Вами не указана).

Также надо учитывать постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу № А-53-1691/2015 от 14.09.2015 г. в котором сделан вывод о том, что претензионный порядок урегулирования спора можно признать установленным только в случае, если в договоре определены конкретные требования к форме претензии, а также порядку и срокам ее предъявления и рассмотрения. Иной досудебный порядок можно признать установленным, если договор содержит четкую запись об установлении такого порядка. Указание на рассмотрение спора путем переговоров не может быть расценено как установление обязательного досудебного порядка урегулирования споров, поскольку условия, порядок и сроки проведения переговоров в договоре не определены.

Т.е. при несоблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования споров, иск будет оставлен без движения, а впоследствии возвращен без рассмотрения.

Если Ваш иск должен рассматриваться в суде общей юрисдикции то необходимо учитывать требования ст. 132 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которым определяются дела с обязательным соблюдением досудебного порядка разрешения спора (категория спора Вами не указана). При несоблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования споров, иск будет оставлен без движения, а впоследствии возвращен без рассмотрения.

С уважением Карасев С.А.

Спор – важный аспект человеческих отношений, позволяющий получить необходимое разъяснение по вызывающим разногласия вопросам. С юридической точки зрения спор – это разбирательство, происходящее в установленном законом порядке. Окончательно решение при этом принимают не сами спорщики, а уполномоченные органы (третья сторона). Порядок разрешения споров зависит от их вида и давности.

Виды споров и причины их возникновения

Спор – это всегда конфликт интересов. Причинами большинства споров становятся:

  • разные взгляды и подходы в области понимания права, как такового;
  • столкновение актов и норм внутри правой системы;
  • неправомерные действия одной из сторон спора;
  • расхождение между нормами иностранного и отечественного законодательства.

В зависимости от провоцирующих факторов, выделяют следующие виды споров:

  1. Конституционный. Спор связан с нарушением конституционных прав граждан.
  2. Гражданско-правовой. Возникает на почве отношений, регулируемых ГК РФ.
  3. Административный. Одной из сторон спора выступает административный орган. Вторая сторона – физическое или юридическое лицо.
  4. Трудовой. Возникает между работником (коллективом) и работодателем.
  5. Экономический. Спор возникает между предпринимателями или государственными органами, имеющими отношение к экономической деятельности.
  6. Земельный. Затрагивает интересы собственников земли. Возникает по поводу ее продажи, переоформления, приватизации, аренды, покупки.
  7. Наследственный. Спор связан с вопросами получения прав на имущество по завещанию или по закону.
  8. Налоговый. В спор по поводу уплаты налогов и налоговых сборов вступают физические или юридические лица.
  9. Семейный. В центре спора семейные отношения – брак, развод, раздел имущества, вопросы проживания детей.
  10. Экологический. Участие в споре принимают как физические, так и юридические лица, конфликтующие по поводу соблюдения экологических норм.

Разрешение отмеченных выше споров происходит в досудебном и судебном порядке. В последнем случае юрисдикция суда определяется разновидностью спора и составом участвующих в нем сторон.

Досудебное разрешение

Термин «досудебное урегулирование спора» в большинстве случаев применим к спорам, вытекающим из гражданских правоотношений. Им обозначается специальная процедура по выставлению пострадавшей стороной требований (претензий) к нарушителю. В претензии должны быть предложены основные шаги, которые следует предпринять нарушителю для компенсации нанесенного им ущерба. Основными преимуществами досудебного (претензионного) разрешения спора является:

  • отсутствие дополнительных трат (нет необходимости оплачивать государственную пошлину);
  • отсутствие морального напряжения между сторонами (спор протекает не в острой форме, стороны его в принципе могут договориться).

Досудебные споры подразделяются на обязательные (на претензионном порядке ведения спора настаивает закон, п. 5 ст. 4 АПК РФ), договорные (подписывающие договор стороны заблаговременно договариваются о досудебном решении любых споров) и добровольные (участники конфликта могут обратиться в суд или же выбрать претензионный порядок рассмотрения спора).

Досудебная претензия

Претензии — основа досудебного урегулирования спора. В ней содержится требование о принятии мер, могущих исправить ситуацию. Претензия стандартной формы не имеет, но в обязательном порядке содержит:

  • шапку (указывается наименование того, в адрес кого направлено требование, Ф.И.О. составившего его лица);
  • основу (содержит причины обращения, требования, предложения и последствия, которые могут наступить в случае невыполнения виновной стороной требований).
  • подпись и дату составления (подпись должна быть расшифрована).

В основной текст претензии включают требования финансового и нефинансового характера. Так, составитель такого документа может потребовать с виновной стороны компенсировать причиненный вред в определенном размере. В претензии должна быть указана итоговая сумма требований, желательно, чтобы был описан процесс ее расчета. Все выдвинутые потерпевшим лицом требования должны быть подкреплены ссылками на доказательства, свидетельствующие о правоте потерпевшего.

Так, в п. 5, ст. 4 АПК РФ отмечается, что разрешение договорных споров, возникших в процессе предпринимательской деятельности, требует соблюдения досудебного порядка их урегулирования. Отказ от соблюдения такого порядка делает обращение в суд за защитой бесполезной тратой времени. Оно будет отклонено (пп.5 п.1 ст. 129 АПК РФ).

Пример: ООО «Илюшино» заключило договор на поставку 100 кубов дров гражданину Сергееву А. П. в срок до 14 декабря 2017 года. Из-за неподходящих погодных условий поставка осуществлена не была, из-за чего заказчик понес моральные и материальные убытки. Соглашаясь с тем, что задержка произошла не по вине поставщика и, ссылаясь на заключенный договор, гражданин Сергеев А.П. истребовал в досудебном претензионном порядке компенсацию в виде поставки лишних 2 кубов дров. Данные требования были сочтены руководством ООО «Илюшино» правомерными, пострадавшему лицу была выплачена компенсация.

Настоять на мирном решении спорного вопроса и помочь прийти к общим договоренностям поможет опытный судебный юрист. В решении споров его роли придается немалое значение.

Рассмотрение проблемы в суде

Судебное решение является законным и единственным способом улаживания спора в случае, если к мирной договоренности стороны прийти не готовы. Спорный вопрос может быть передан в ведение суда сразу же, или же после проведения досудебной претензионной работы. Одно не исключает другое, а в ряде случаев досудебное разбирательство спора является обязательным.

Для рассмотрения спора в судебном порядке в выбранный с этой целью суд (мировой, районный, арбитражный, конституционный) направляется письменное заявление – иск. Этот документ содержит ту же информацию, что и претензия, но передается для рассмотрения не самому виновнику случившегося, а судье. Иск стандартизирован, должен содержать максимум информации об истце и ответчике, причинах спора и устраивающем истца решении. К иску прилагается доказательная база, если таковая имеется. После регистрации иска заинтересованные стороны получают уведомление с указанием дня проведения слушания по затрагивающему их интересы спору.

Продолжительность рассмотрения спора в суде зависит от его характера и количества участвующих сторон. Так, если спор возник по поводу выбора места проживания детей, то окончательное решение суд может принять в течение 1-3 месяцев. Принятие решения по спору о земле могут отложить на многие месяцы.

Порядок решения спора определяется на основании действующего законодательства и конкретных обстоятельств дела. Некоторые споры могут быть решены по обоюдному согласию во внесудебном порядке, для решения других же вмешательство суда является обязательным.

Разрешение споров между сторонами

В случае возникновения между сторонами спора первым шагом обычно является предъявление уведомления об этом другой стороне (часто в виде письменной претензии) и проведение переговоров по данному поводу. Это досудебный этап разрешения споров. Если стороны не смогли урегулировать спор путем переговоров, то он может решаться в судебном порядке.

Досудебное урегулирование споров

Обязательный и строго регламентированный по срокам досудебный претензионный порядок разрешения споров современным российским законодательством предусматривается редко. В отношении большинства видов требований, связанных с нарушением договоров, непредъявление претензии не препятствует предъявлению иска в арбитражный суд. Даже в тех случаях, когда закон содержит требование о предъявлении претензий, жесткие сроки для их предъявления в отношении большинства договоров не предусматриваются, а нарушение этого требования не лишает сторону права обратиться в суд.

Так, ст. 483 ГК в отношении договора купли-продажи предусматривает обязанность покупателя известить продавца о нарушении условий договора о количестве, ассортименте, качестве, комплектности, таре и упаковке в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором. Если в законодательстве или договоре срок не установлен, то извещение о нарушении должно быть направлено в разумный срок после того, как нарушение должно было быть обнаружено. Если же покупатель нарушил это требование, то продавец может отказаться от удовлетворения требования покупателя о передаче ему недостающего товара, замене товара, не соответствующего условиям о качестве, ассортименте или комплектности, об устранении недостатков товара, доукомплектовании товара, о затаривании и (или) упаковке товара либо о замене ненадлежащей тары и упаковки. Продавец может реализовать это право на отказ в удовлетворении перечисленных требований, если докажет, что невыполнение покупателем требования об извещении о нарушении договора повлекло невозможность удовлетворения его требования или влечет для продавца несоразмерные расходы.

Из положений ст. 483 ГК следует, что речь не идет об обязательном претензионном порядке досудебного урегулирования споров, несоблюдение которого лишало бы сторону права на предъявление иска в арбитражный суд или на удовлетворение ее иска только по этому формальному основанию.

Однако стороны в договоре могут урегулировать порядок предъявления претензий и последствия несоблюдения этого претензионного порядка. Нужно ли это делать — вопрос с неоднозначным ответом. С одной стороны, жесткая регламентация претензионного порядка урегулирования споров дисциплинирует стороны, ставя определенные временные рамки для направления претензий и ответов на них, с другой — такая регламентация лишает переговорный процесс гибкости. Возможно поэтому многие современные предпринимательские договоры устанавливают определенные сроки предъявления претензий лишь в отношении некоторых видов требований (обычно претензий о недостаче, некачественности или некомплектности товара и о нарушении условий об ассортименте). При этом относительно нечасто в договор включается условие о том, что несвоевременное предъявление претензии автоматически лишает покупателя права на предъявление иска в суд или на удовлетворение его требований, а несвоевременный ответ на претензию автоматически означает признание требования покупателя.

Если же стороны хотят жестко регламентировать претензионный порядок, то они должны предусмотреть:

  • • виды нарушений договора, которые требуют обязательного предъявления претензии;
  • • срок направления претензии;
  • • порядок исчисления этого срока;
  • • требования к форме претензии;
  • • документы, которые должны быть приложены к претензии;
  • • срок рассмотрения претензии другой стороной;
  • • виды связи, которая может быть использована для направления претензии и ответа на нее;
  • • последствия нарушения срока предъявления претензии;
  • • последствия нарушения срока для ответа на претензию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *