Разрешение споров ВТО

Договоренность о правилах и процедурах регулирующих разрешение споров в ВТО – ДПРС

Understanding on Rules and Procedures Governing the Settlement of Disputes (URPGSD)

Договоренность о правилах и процедурах регулирующих разрешение споров в ВТО — была разработана в ходе Уругвайского раунда. Она создала объединенную систему разрешения споров для всех многосторонних соглашений, входящих в ВТО. Ее основа – Орган по разрешению споров, который получил право создавать специальные группы экспертов (третейские группы) для рассмотрения споров и подготовки рекомендаций; принимать доклады специальных групп; осуществлять наблюдение за выполнением их рекомендаций; разрешать приостановление уступок и других обязательств в отношении тех стран, которые нарушают условия соглашений, входящих в систему ВТО. По сравнению с ГАТТ система разрешения споров получила большую жесткость в направлении реализации принимаемых рекомендаций, вместе с тем во избежание тупиковых ситуаций она сохранила ряд балансирующих элементов. В этой связи целесообразно подчеркнуть, что главный принцип разрешения споров (перешедший из практики ГАТТ) заключается в том, что диспут переносится в Орган по разрешению споров правительством спорящей стороны только после того, как усилия найти решение в двусторонних консультациях потерпели неудачу.

Статья три ДПРС подчеркивает, что система урегулирования споров ВТО является центральным элементом, обеспечивающим безопасность и предсказуемость многосторонней торговой системы, а быстрое разрешение споров является необходимым для эффективного существования ВТО.

Система разрешения споров включает следующие главные элементы:

— учреждение Органа по разрешению споров для рассмотрения спорных вопросов. Эту функцию выполняет Генеральный совет ВТО, собираясь специально как Орган по разрешению споров;

— создание Органа по апелляциям в составе семи признанных экспертов для рассмотрения апелляций по решениям групп экспертов;

— предоставление Органу по разрешению споров прав по контролю за исполнением рекомендаций;

— автоматическое принятие Органом по разрешению споров доклада третейской группы (если только доклад не будет отвергнут путем консенсуса).

Конфликтующая сторона, претензии которой признаны справедливыми, может автоматически приостановить действие уступок, если другая сторона не выполнит рекомендации в течение установленного периода времени.

Департамент торговых переговоров осуществляет представление интересов Российской Федерации в процедурах разрешения споров в рамках Всемирной торговой организации и координирует работу федеральных органов исполнительной власти по формированию позиции Российской Федерации в таких спорах.

Система разрешения споров ВТО является центральным элементом, обеспечивающим предсказуемость функционирования всей многосторонней торговой системы. При этом решения Органа ВТО по разрешению споров (далее — ОРС) не могут изменять объем прав и обязательства сторон по Соглашениям ВТО.

Процедуры разрешения споров в рамках ВТО установлены Договоренностью ВТО о правилах и процедурах разрешения споров.

Механизмы, предусмотренные Договоренностью ВТО о правилах и процедурах разрешения споров, являются одним из наиболее эффективных международных инструментов урегулирования торговых споров между государствами и устранения торговых барьеров. Члены организации активно используют данный инструмент в случаях, когда иными «внесудебными» способами урегулировать разногласия и устранить потенциальное нарушение правил организации не удается.

Первым этапом урегулирования спора в рамках ВТО является проведение формальных консультаций между истцом и ответчиком. Для этого истец направляет ответчику запрос на проведение таких консультаций. С этого момента спор считается официально начатым. В случае, если в течение 60 дней спор не был урегулирован между сторонам, истец имеет право направить запрос об учреждении третейской группы. Задачей такой третейской группы является проведение объективной оценки всех фактов дела и установление, были ли нарушены ответчиком положения соглашений ВТО, на которые ссылается истец.

Решение третейской группы может быть оспорено любой из стороны спора в Апелляционном органе ВТО. Апелляционный орган ВТО является постоянно действующим и состоит из 7 членов, которые избираются на 4 – летний срок с возможностью продления полномочий на один 4-летний срок.

В случае неисполнения ответчиком решений Органа ВТО по разрешению споров истец может получить право на применение к ответчику ответных мер. Получение такого права должно быть санкционировано ОРС. Ответные меры могут быть только в форме приостановления уступок в объеме эквивалентном невыполнению ответчиком решения ОРС.

Т.е. истец фактически получает право не исполнять в отношении ответчика свои обязательства по Соглашениям ВТО. Ответные меры не могут быть в форме денежной компенсации или применяться ретроактивно.

С момента присоединения к ВТО Россия в качестве истца/ответчика выступала в следующих спорах.

В качестве истца – 8 споров

  • Европейский союз – Методологии корректировки стоимости и некоторые антидемпинговые меры против импорта из России (DS 474)
  • Европейский союз и его государства-члены – Некоторые меры, связанные с энергетическим сектором (DS 476)
  • Украина – антидемпинговые меры в отношении импорта нитрата аммония (DS 493)
  • Европейский союз – Методологии корректировки стоимости и некоторые антидемпинговые меры против импорта из России, второй иск (DS 494)
  • Европейский союз – Антидемпинговые меры в отношении российского импорта холоднокатаного листового проката (DS 521)
  • Украина – Меры, касающиеся торговли товарами и услугами (DS 525)
  • США – Защитные меры в отношении товаров из стали и алюминия (DS 554)
  • США – Антидемпинговые меры в отношении горячекатаной плоской углеродистой сталепродукции (DS 586)

В качестве ответчика – 9 споров

  • Российская Федерация – Утилизационный сбор на транспортные средства (DS 462)
  • Российская Федерация – Утилизационный сбор на транспортные средства (DS 463)
  • Российская Федерация – Меры, влияющие на импорт живых свиней, свинины и других продуктов из свинины (DS 475)
  • Российская Федерация – Антидемпинговые пошлины на легковые коммерческие автомобили из Германии и Италии (DS 479)
  • Российская Федерация – Расчет импортных пошлин на определенные сельскохозяйственные и промышленные товары (DS 485)
  • Российская Федерация – Меры, ограничивающие импорт железнодорожного оборудования и его частей (DS 499)
  • Российская Федерация – Меры, ограничивающие транзит (DS 512)
  • Российская Федерация – Меры, ограничивающие импорт и транзит определенных украинских товаров (DS 532)
  • Российская Федерация – Повышение импортных пошлин на ряд товаров, произведенных в США (DS 566)

В качестве третьей стороны – 79 спорах

Орган по разрешению споров – ОРС

Dispute Settlement Body (DSB)

Генеральный совет ВТО согласно статье IV Соглашения об учреждении ВТО может выполнять функции Органа по разрешению споров (ОРС), создание которого предусмотрено Договоренностью о разрешении споров ВТО. В этом случае такой Орган имеет своего председателя, свои правила и процедуры. ОРС имеет полномочия создавать третейские группы, принимать доклады этих групп и апелляционного органа, контролировать выполнение решений и рекомендаций, принятых ОРС и в необходимых случаях разрешать приостановление уступок. ОРС проводит свои заседания по мере того, как возникает необходимость в разрешении споров и конфликтных ситуаций. Предусматривается, что ОРС должен принимать решения на основе консенсуса. ОРС занимает важное место в системе разрешения споров в рамках ВТО. За время его деятельности, начиная с 1.1.1995 года, было рассмотрено большое число споров между странами-членами ВТО. Работа ОРС показала эффективность действия этого органа и всей системы разрешения споров в ВТО (см. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров в ВТО – ДПРС).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *