Размещение нто на частной территории

Содержание

Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми (с изменениями на 18 декабря 2018 года)

Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми

ПЕРМСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 29 января 2008 года N 4
Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 мая 2019 года на основании решения Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 18 декабря 2018 года)

На основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 41 Устава города Перми Пермская городская Дума решила:

1. Утвердить Правила благоустройства и содержания территории в городе Перми согласно приложению.

2. Рекомендовать администрации города Перми:

2.1. привести правовые акты администрации города в соответствие с настоящими Правилами;

2.2. издать правовые акты, направленные на создание механизма реализации настоящих Правил.

3. Утратил силу. — Решение Пермской городской Думы от 29.06.2010 N 93.

4. Считать утратившим силу решение Пермской городской Думы от 12.10.1999 N 119 «Об утверждении Правил содержания территории города Перми».

5. Опубликовать решение в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь».

6. Контроль за исполнением решения возложить на комитет Пермской городской Думы по городскому хозяйству и муниципальной собственности.

Глава города Перми
И.Н.ШУБИН

Приложение. Правила благоустройства и содержания территории в городе Перми

Приложение
к решению
Пермской городской Думы
от 29.01.2008 N 4

1. Общие положения. — Утратил силу

Утратил силу. — Решение Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265.

2. Основные понятия

Абзац утратил силу. — Решение Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265.

2.1.-2.41. Утратили силу. — Решение Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265.

2.42. Нестационарный объект по оказанию услуг населению — объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанную прочно с земельным участком вне зависимости от подключения к сетям инженерно-технического обеспечения или отсутствия такого подключения (киоск, павильон, лоток, контейнер и иные подобные временные объекты), предназначенный для оказания бытовых и иных услуг населению.

(п. 2.42 введен решением Пермской городской Думы от 27.03.2018 N 45)

3. Организация содержания и уборки территорий. — Утратил силу

Утратил силу. — Решение Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265.

4. Общие требования по благоустройству и содержанию территории города. Функциональные полномочия юридических и физических лиц по благоустройству и содержанию территории города

7

4.1-4.1.11 . Утратили силу. — Решение Пермской городской Думы

от 18.12.2018 N 265.

4.1.12. на территории города Перми запрещается:

абзацы второй-тридцать третий утратили силу. — Решение Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265.

размещать нестационарные торговые объекты на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, не в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденной в установленном порядке, за исключением размещения таких объектов на территории розничных рынков, ярмарок, а также при проведении массовых мероприятий,

(абзац введен решением Пермской городской Думы от 27.03.2018 N 45)

размещать нестационарные торговые объекты, нестационарные объекты по оказанию услуг населению:

на земельных участках, в отношении которых не установлен вид разрешенного использования, допускающий размещение таких объектов, за исключением размещения таких объектов на территории розничных рынков, ярмарок, а также при проведении массовых мероприятий,

с нарушением требований строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, установленных законодательством,

на придомовых территориях, а также на территории ближе 15 метров от фасадов и окон зданий, за исключением случаев, установленных действующим законодательством,

в арках зданий, на площадках (детских, отдыха, спортивных), на стоянках транспортных средств,

в охранной зоне сетей инженерно-технического обеспечения, на расстоянии менее нормативного от сетей инженерно-технического обеспечения без согласования с владельцами данных сетей,

препятствующие доступу (проходу, проезду) с территории общего пользования к смежным земельным участкам, к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры,

в границах полосы отвода автомобильной дороги.

(введено решением Пермской городской Думы от 27.03.2018 N 45)

4.2-4.2.13. Утратили силу. — Решение Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265.

5. Порядок уборки территории города. — Утратил силу

Утратил силу. — Решение Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265.

6. Поддержание архитектурного облика города

(в ред. решения Пермской городской Думы от 26.01.2010 N 6)

6.1. Требования настоящего раздела распространяются на нестационарные торговые объекты, размещенные в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, а также здания, расположенные на территории города Перми, независимо от их назначения, формы собственности, этажности, материалов и года постройки.

(п. 6.1 в ред. решения Пермской городской Думы от 27.03.2018 N 45)

6.2.-6.6. Утратили силу. — Решение Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265.

6.7. Нестационарные торговые объекты, размещенные в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, должны соответствовать нормативным требованиям к внешнему облику нестационарного торгового объекта, установленным исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию в сфере градостроительства и архитектуры.

(п. 6.7 введен решением Пермской городской Думы от 27.03.2018 N 45)

7. Особенности благоустройства придомовых территорий. — Утратил силу

Утратил силу. — Решение Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265.

8. Содержание зеленых насаждений. — Утратил силу

Утратил силу. — Решение Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265.

9. Основные требования по землепользованию на территории города. — Утратил силу

Утратил силу. — Решение Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265.

10. Требования к передвижению машин и механизмов на территории города. — Утратил силу

Утратил силу. — Решения Пермской городской Думы от 23.05.2017 N 107, от 18.12.2018 N 265.

1

10.1. Требования к благоустройству плоскостных надземных автостоянок открытого типа. — Утратил силу

10 . Требования к благоустройству плоскостных надземных

автостоянок открытого типа

Утратил силу. — Решение Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265.

11. Обустройство и содержание строительных площадок. — Утратил силу

Утратил силу. — Решение Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265.

1

11.1. Содержание искусственных дорожных сооружений. — Утратил силу

11 . Содержание искусственных дорожных сооружений

Утратил силу. — Решение Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265.

2

11.2. Содержание мест погребения. — Утратил силу

11 . Содержание мест погребения

Утратил силу. — Решение Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265.

3

11.3. Содержание объектов улично-дорожной сети города Перми. — Утратил силу

11 . Содержание объектов улично-дорожной сети

города Перми

Утратил силу. — Решение Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265.

4

11.4. Обустройство и содержание площадок для выгула и дрессировки собак. — Утратил силу

11 . Обустройство и содержание площадок для выгула

и дрессировки собак

Утратил силу. — Решение Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265.

«Новых запретов нет». Интервью Виктора Агеева о запрете НТО на частных территориях

В марте дума внесла изменения в правила благоустройства и содержания города. Согласно документу, нестационарные торговые объекты запрещается устанавливать на частных участках, вид разрешенного использования которых не допускает подобного размещения. Нарушители будут обязаны самостоятельно демонтировать торговый объект, в ином случае их ожидает крупный штраф. Виктор Агеев, первый заместитель главы администрации Перми, рассказал, почему принято решение разработать этот документ.

Виктор Геннадьевич, в адрес новой нормы звучат две основные претензии. Первая – администрация превышает свои полномочия, так как ограничивает право собственности. Вторая – власти нарушают антимонопольное законодательство, убирая конкурентов у других видов торговли. Как вы можете это прокомментировать?

– В процессе обсуждения документа сложились некоторые ошибочные стереотипы. Прежде всего, ни о каком всеобщем запрете на размещение нестационарных объектов на частных территориях речи не идет. Вид разрешенного использования предполагает, что земля должна использоваться по назначению. Например, в городе есть территории, где можно устанавливать жилые дома, но нельзя – промышленные помещения, или наоборот. Так же и с объектами нестационарной торговли: если вид разрешенного использования участка предполагает установку киоска, пожалуйста, размещайте.

Если кто-то считает, что территории многоквартирных домов предназначены для нестационарной торговли, то это не так – и законодательство совершенно четко об этом говорит. Даже если к настоящему времени сложилась практика, когда эта норма нарушалась, но за ней не следовало санкций, более законной эта деятельность не становится.

Почему изменения были внесены именно в правила благоустройства? На наш взгляд, это наиболее эффективный инструмент контроля над состоянием территорий, который позволяет достичь быстрых результатов.

А что касается конкуренции…

– Здесь то же самое. На муниципальных землях устанавливать НТО можно только в соответствии со схемой размещения. В Перми она есть, постоянно совершенствуется, и в ближайшее время мы опубликуем проект схемы, разработанной с новыми требованиями.

На частных землях объекты устанавливаются в соответствии с законодательством и его запретами. Если размешать НТО на земельных участках, где нет такого вида разрешенного использования, оно запрещено, то какое здесь воздействие на конкуренцию?

То есть киоски на территории домов не были законными еще до принятия новой нормы?

– Конечно. Все стороны, в том числе и ТСЖ, понимали, что территория жилого дома не предназначена для нестационарной торговли. Просто наказаний за это не следовало.

К слову, я ни разу не видел письма, в котором собственники жилья жаловались бы на невозможность установить киоски. Зато приходило множество обращений примерно такого типа: «У нас во дворе установили киоск, согласие на него мы не давали, голосование было организовано сомнительно, теперь по двору бегают крысы, а деньги идут непонятно куда». Это не повод подвергать сомнению обращения ТСЖ, которые появились в последнее время, но картина явно неоднозначная. Далеко не всегда киоски появляются по реальному волеизъявлению собственника.

Говорилось, что проект затронет более 800 объектов. У жителей домов, которые привыкли покупать в них товары, спрос никуда не пропадет. Как администрация планирует компенсировать эти потери?

– Именно поэтому мы увеличим количество мест в схеме НТО, особенно в периферийных районах, где не хватает стационарных объектов. Это позволит и удовлетворить сложившийся потребительский спрос, и даст возможность бизнесу продолжить свою деятельность.

На пленарном заседании городской думы депутат Вероника Куликова выступила против разделения действия нормы на два этапа по территориальному принципу. Почему это сделано?

– Изначально документ не предполагал такой этапности, она была внесена по итогам общественного обсуждения как правка, смягчающая нагрузку на бизнес. Не знаю, почему сейчас это стали расценивать как репрессивную меру.

Если дополнительные места на территориях города выставляются на торги только с июня, то справедливо сначала предоставить возможность разместить киоски законным способом, а потом реализовать запрет.

Общественность также опасается, что норма спровоцирует предпринимателей взамен нестационарных объектов строить капитальные, которые будут так же портить вид города.

– Мы поддерживаем появление торговых объектов. Разумеется, местные администрации и жители города хотят максимальных инвестиций, поэтому никто не собирается противодействовать коммерческой застройке города.

Строительство капитальных объектов серьезно регулируется, и если на частном участке появится магазин, построенный по всем требованиям, то это только приветствуется. На территории многоквартирных домов установить его будет невозможно точно так же, как НТО – в силу того, что участок не предназначен для такого использования.

Что касается эстетики, считаю, что магазин, построенный в соответствии со всеми требованиями, априори более уместен, чем никем не контролируемые киоски.

Минпромторг сообщил, что аналогичные подходы будут реализованы при размещении рекламных конструкций, которые возможно устанавливать только в соответствии со схемой. Планируются какие-то новые изменения в этой сфере на городском уровне?

– Никаких неожиданностей здесь нет. В этом году мы закончим работу над схемой рекламных конструкций. Также в этом году закончится большое количество договоров, заключенных пять лет назад в ноябре-декабре 2013 года. Распространители рекламы смогут участвовать в торгах и приобретать места в соответствии с новой схемой. Новшества появятся существенные, но сказать, что они какие-то спонтанные, нельзя, об этом было известно еще пять-шесть лет назад. В 2018 году работа в этой сфере просто должна финишировать.

В проекте документа указано, что запрет не действует на территории ярмарок и городских рынков. Это сделано, чтобы простимулировать данные виды торговли?

– Мы действительно ставим перед собой задачу увеличить количество ярмарочных мероприятий и розничных рынков. Предстоит сделать большой шаг – не только увеличить количество мероприятий, но изменить и подходы к работе. Во-первых, в этом году планируем сформировать график ярмарок на год вперед и сделать его общеизвестным, а также определить сложившиеся места, где есть трафик. Все потенциальные участники должны понимать, когда и где проходит ярмарка.

Найти участников ярмарки сейчас непросто?

– В общественном сознании сложился типаж фермера, который выращивает экологически чистую и дешевую продукцию и мечтает приехать в город, чтобы ее продать. Но на самом деле он прежде всего занят производством, и оторваться от фермы, чтобы приехать в выходные, – для него большая проблема. Кроме того, нужно арендовать торговое оборудование, проходить сертификационные процедуры, санитарный контроль.

И совсем не факт, что за эти выходные у него получится продать свой товар. Продукция фермеров зачастую совершенно великолепная, но не всегда привычная для потребителя из-за цены, внешнего вида.

Поэтому фермеры нуждаются в том, чтобы ярмарочная деятельность была предсказуемой. Чтобы они знали, что по его виду продукции в следующем году в Перми пройдет, например, 40 мероприятий. Тогда он сможет распланировать – выделить объем продукции для продажи, найдет оборудование, получит сертификат. И эти затраты – временные и денежные, скорее всего, окупятся.

«Просто не мешайте». Вячеслав Белов, омбудсмен бизнеса в регионе, дал развернутое интервью 13 ноября 2017, 15:00

Разработанные Минпромторгом России требования к размещению нестационарных и мобильных торговых объектов необходимо существенно скорректировать

Уже в феврале Госдума планирует рассмотреть подготовленный министерством законопроект, предусматривающий закрепление в Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381-ФЗ) общих требований к организации розничной торговли с использованием нестационарных торговых объектов и развозной торговли (далее – законопроект)1. Проектом предполагается, во-первых, уточнение терминологии в данной сфере, определение перечня видов нестационарных торговых объектов, законодательное закрепление таких понятий, как развозная торговля (розничная торговля с использованием мобильных торговых объектов), мобильный торговый объект (оборудованное для продажи товаров транспортное средство, в том числе автолавка, мототранспорт, велосипед и др.). Во-вторых, предлагается определенным образом унифицировать на федеральном уровне правила включения мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов – речь идет именно о длительном размещении уличных объектов – в соответствующую схему и основания исключения из нее, порядок заключения и расторжения договоров на размещение торговых объектов, предусмотреть гарантии для сохранения бизнеса при необходимости перемещения торговой точки в случае, когда место ее размещения требуется для государственных или муниципальных нужд и т. д.

Несмотря на то что и ОП РФ, и уполномоченные по защите прав предпринимателей, и представители бизнес-объединений, как показало состоявшееся вчера в палате нулевое чтение законопроекта, поддерживают идею о более четком и детальном регулировании малого торгового бизнеса (сейчас особенностям размещения нестационарных торговых объектах посвящена лишь одна статья – ст. 10 Закона № 381-ФЗ), тем более что развитие именно таких форматов торговли является очень перспективным для местных производителей и может повысить доступность – по цене и близости размещения торговых точек – качественной продукции для потребителей, ряд положений проекта, по их мнению, требует дополнительного обсуждения и доработки. К наиболее значимым можно отнести следующие.

Применяется ли ЕНВД в отношении розничной торговли с использованием нестационарных торговых объектов? Ответ – в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Объем полномочий органов местного самоуправления. Утверждение на федеральном уровне определенных требований к размещению объектов нестационарной и мобильной торговли должно было, как отметили участники обсуждения, решить имеющуюся сейчас в ряде регионов проблему произвола со стороны органов местного самоуправления при утверждении и корректировке схемы размещения торговых объектов (далее – схема), который заключается, к примеру, в предоставлении преимуществ конкретным хозяйствующим субъектам и недопуске к данному сегменту рынка других, и принятия новых схем при смене муниципальных властей, что означает, по сути, отсутствие стабильности для работающих в данном населенном пункте предпринимателей. По статистическим данным, такие случаи – причина примерно трети обращений субъектов торговой деятельности к бизнес-омбудсменам. Однако предусмотренный законопроектом объем полномочий органов местного самоуправления может не улучшить, а, напротив, усугубить ситуацию. Так, не поддерживается экспертным сообществом положение о предоставлении муниципалитетам права на установление дополнительных оснований – помимо перечня, который предполагается закрепить в Законе № 381-ФЗ, – недопущения включения в схему мест размещения торговых объектов, что позволит им принимать соответствующие решения в отношении конкретных точек без надлежащей мотивировки. Вместо этого, как полагает представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Владимир Меньшиков, можно было бы указать в федеральном законе, что муниципальными актами может запрещаться или ограничиваться размещение торговых объектов на определенных территориях, например в пределах объектов культурного наследия.

Предъявляемые к торговым объектам требования. Предусмотренная законопроектом возможность утверждения конкретных требований к внешнему виду, предельным габаритам и площади нестационарных торговых объектов у экспертов вопросов не вызывает. А вот закрепление необходимости их соответствия правилам землепользования и застройки, благоустройства территории, пожарной безопасности, экологическим нормативам – без какой-либо конкретизации – и принципиальной возможности сноса в ряде случаев по правилам, установленным для самовольных построек (ст. 222 Гражданского кодекса) фактически приравнивает нестационарные торговые объекты к объектам капитального строительства, что, по мнению участников обсуждения, недопустимо.

Пока нет единой позиции экспертного сообщества по поводу обязательного определения специализации нестационарных и мобильных торговых объектов. Согласно законопроекту она должна указываться в схемах и договорах на размещение и предполагает, что товары соответствующей группы составляют в ассортименте данной торговой точки не менее 80%. Если данное требование все же будет введено, хотя оно противоречит действующему правилу о самостоятельном выборе предпринимателем универсальной или специализированной торговли (п. 4 ч. 2 ст. 8 Закона № 381-ФЗ), необходимо хотя бы снизить минимальную долю специализированного товара до 50%, полагают эксперты.

Включение в схему торговых объектов вне зависимости от формы собственности на земельные участки, на которых они расположены. В настоящее время в схемы вносятся места размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и именно на них распространяется действующее регулирование (ч. 1 ст. 10 Закона № 381-ФЗ). Если такой объект устанавливается на частном земельном участке, и порядок размещения, и условия его использования определяются самим владельцем (ч. 7 указанной статьи). В законопроекте же указано, что схема будет определять места размещения абсолютно всех нестационарных и мобильных торговых объектов, в связи с чем предусматриваются отдельные требования к устанавливаемым на частных земельных участках киоскам, павильонам и т. п. По словам директора Департамента развития внутренней торговли, систематизации цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Никиты Кузнецова, в отсутствие такого регулирования сложно повлиять на внешний вид и параметры таких объектов, и это негативно отражается на восприятии архитектуры населенного пункта в целом. Однако, как подчеркнул консультант юридического отдела аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области Александр Голованов, требования как минимум к внешнему виду таких объектов можно установить в правилах благоустройства территории муниципального образования (на основании п. 2 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), и муниципалитет вправе предусмотреть санкции за их несоблюдение. В принципе положение о порядке определения внешнего вида и габаритов находящихся на частных участках торговых объектов можно включить и в Закон № 381-ФЗ, но этим их регулирование должно ограничиться, так как установление более широкого перечня требований приведет к нарушению права частной собственности, уверены эксперты.

Реализация прав на размещение торговых объектов. Согласно законопроекту договор на размещение объекта будет заключаться по результатам торгов на срок от пяти до семи лет с возможностью однократного продления на такой же срок (уже без проведения торгов). По мнению представителей бизнес-объединений, такое ограничение неоправданно, продление должно быть многократным, поскольку только в этом случае предпринимателям будет выгодно вкладывать средства в реконструкцию объекта для нахождения наилучшего архитектурного решения и его переоборудование (утепление и т. п.).

Кроме того, эксперты выступают категорически против введения запрета на уступку прав по договору на размещение нестационарного или мобильного торгового объекта и на предоставление третьим лицам возможности использовать соответствующие объекты, поскольку возведенные павильоны являются частной собственностью заключившего договор лица, и оно вправе распоряжаться ею по своему усмотрению. Тем не менее для искоренения существующей практики получения права на размещение торгового объекта с целью последующей сдачи его в аренду по завышенной цене следует предусмотреть в законе конкретные случаи, когда такая переуступка возможна, подчеркнул советник Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко.

Очень важная норма касается предоставления предпринимателю гарантии получения компенсационного места для размещения торгового объекта в случае, когда участок, на котором он расположен, резервируется для государственных или муниципальных нужд или в его отношении заключается договор об освоении территории и т. д. Но порядок реализации этой гарантии должным образом не определен, в связи с чем предлагается по крайней мере обязательно включать такие места в схему при ее утверждении (сейчас в законопроекте указано, что они предоставляются, только если предусмотрены схемой), причем в определенном процентном соотношении к общему количеству мест размещения.

Регулирование развозной торговли. Поскольку данный вид торговли имеет важнейшее значение для удаленных и труднодоступных местностей, его регулирование, по мнению участников обсуждения, должно быть максимально простым. Законопроектом же не просто предусматривается утверждение требований к оформлению мобильных торговых объектов, типу и категории используемых транспортных средств, но и необходимость получения свидетельства об осуществлении развозной торговли, то есть фактически разрешения на торговлю, что, надо полагать, точно не приведет к увеличению количества таких объектов. Тем не менее определенный учет ведущих такую торговлю предпринимателей необходим, в том числе для недопущения реализации некачественных или просроченных товаров, но максимально упрощенный, полагают эксперты. Один из вариантов – использование уведомительного порядка о начале осуществления деятельности.

***
Учитывая количество замечаний к законопроекту – а выше представлены лишь наиболее существенные (помимо них, обсуждения требуют терминологическая база, в частности понятие общедоступного места размещения, особенности применения предусмотренного проектом регулирования к ряду объектов общественного питания и объектов по оказанию бытовых услуг), можно с большой вероятностью предположить, что его ждет существенная переработка. Тем не менее эксперты сошлись во мнении о том, что дорабатывать проект лучше в рамках подготовки поправок ко второму чтению, поскольку при отложении рассмотрения проекта в первом чтении принятие закона снова может отодвинуться на неопределенный срок (аналогичный законопроект был разработан еще в марте 2015 года, но в ходе обсуждения его положений так и не была выработана единая позиция). А в случае оперативной корректировки проекта с учетом мнения всех заинтересованных сторон соответствующий закон, по оценке Минпромторга России, может быть принят уже в апреле текущего года.

1 С текстом внесенного Правительством РФ законопроекта № 601732-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *