Рассмотрение жалоб уполномоченным по правам человека

Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума большинством голосов, в выдвижении кандидатов на эту должность могут участвовать Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, депутаты индивидуально или в виде депутатских объединений.

Уполномоченным по правам человека может быть гражданин РФ, достигший 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на пять лет и может занимать эту должность, не более чем два срока (в 1995 г. Государственная Дума сместила Уполномоченного по правам человека досрочно).

Уполномоченный по правам человека способствует с помощью конституционных средств восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства о правах человека и приведению его в соответствие с международными стандартами, правовому просвещению в области прав человека и способов их защиты.

Он вправе беспрепятственно посещать все органы власти, опрашивать должностных лиц и получать от них необходимые документы, касающиеся прав человека и гражданина. При выполнении своих функций Уполномоченный независим от каких-либо органов государственной власти, не подчинен им. Он не может участвовать в политической деятельности, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме научной, педагогической, творческой, не может быть депутатом (хотя обладает неприкосновенностью, аналогичной депутатской). Уполномоченный не наделен властными полномочиями, он не принимает нормативные правовые акты, не вправе давать указания, обязывающие государственные органы или должностных лиц. Основным содержанием его деятельности является рассмотрение жалоб о нарушениях основных прав человека и гражданина (жаловаться могут и находящиеся на территории РФ неграждане), анализ состояния прав человека и гражданина в стране и подготовка об этом ежегодного доклада (он публикуется в периодической печати), проверка соблюдения конституционных прав.

Уполномоченный рассматривает жалобы на действия (бездействие) органов государства, субъектов РФ, местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, но при условии, если ранее заявитель уже обжаловал эти действия в административные или судебные органы, но не согласен с их решениями. Впрочем, имели место случаи, когда с жалобами обращались непосредственно к Уполномоченному (минуя ее предварительное рассмотрение в других органах), и он реагировал на них.

Уполномоченный вправе отклонить жалобу, если она не относится к предметам его ведения (большинство поступающих жалоб именно такого рода). В случае отклонения жалобы Уполномоченный указывает причины этого и разъясняет, какие средства можно использовать, если права (хотя и не конституционного характера) подлежат защите. Отказ обжалованию не подлежит. Если Уполномоченный принял жалобу, он может ограничиться разъяснением о методах защиты прав, но может предпринять другие действия. Он вправе:

1) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

2) обратиться в суд с заявлением о нарушении прав и свобод и участвовать в судебном процессе;

3) обратиться с ходатайством к компетентным органам о возбуждении административного, дисциплинарного производства (и соответствующего наказания виновных), о возбуждении уголовного дела в отношении должностного лица;

4) обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения (приговора, определения) суда;

5) обратиться к должностному лицу, имеющему право приносить протест на решения, изложив свои доводы.

Уполномоченный наделен правом принимать меры по защите прав и свобод и по своей инициативе в случаях, имеющих особое общественное значение, для защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты. Он вправе предложить Государственной Думе создать специальную комиссию для парламентского расследования фактов грубого или массового нарушения прав и свобод, выступать в Думе по этим вопросам. В некоторых субъектах РФ (Татарстан, Свердловская область, г. Москва и др.) действуют свои уполномоченные по правам человека, есть уполномоченные по правам детей. Однако их деятельность недостаточно эффективна.

Компетенция, организационные формы и условия деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации регулируются Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Правовыми средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации способствует восстановлению нарушенных прав, обратившихся к нему заявителей, не подменяя при этом деятельность иных органов и должностных лиц.

Правозащитная деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека, таких, в частности, как органы правосудия и прокуратуры или контролирующие органы.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации рассматривает жалобы заявителей на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих при условии, что заявители ранее обжаловали их в судебном или административном порядке, но не согласны с решениями, принятыми по их жалобам.

Заявитель должен обладать формальным правом на обращение к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, то есть:

– являться жертвой нарушения прав человека (находиться в публичных отношениях «личность и власть», а не быть участником гражданско-правового договора, например, займа или купли-продажи), ее законным представителем, адвокатом, либо участником уголовного или гражданского судопроизводства, имеющим процессуальное право на обжалование вступившего в законную силу судебного решения;

– его права предположительно должны быть нарушены решением или действием (бездействием) федерального, регионального или муниципального органа власти, его должностным лицом, либо вступившим в законную силу судебным решением по уголовному или гражданскому делу (Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не вправе вмешиваться в процессуальную деятельность независимых органов дознания, предварительного следствия и правосудия, осуществление прокурорского надзора, в рассмотрение частно-правовых споров между гражданами, с коммерческими и общественными организациями);

– предварительно обжаловать решение или действие (бездействие), нарушающее, как он полагает, его права или свободы, в судебном или административном порядке, приложив копии всех имеющихся у него документов (проверка сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях к компетенции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации не относится).

Лица, находящиеся в местах принудительного содержания, вправе обращаться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации без предварительного обжалования решения или действия (бездействия) администрации места принудительного содержания; их жалобы просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации (Совета Федерации и Государственной Думы), законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации и их аппараты являются независимыми самостоятельными государственными органами субъектов Российской Федерации и Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации не подотчетны и не подконтрольны.

Как правильно написать жалобу Уполномоченному по правам человека?

1. В каких целях назначается Уполномоченный по правам человека в РФ?
Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ст. 1 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».).

2. Каковы задачи Уполномоченного?
Уполномоченный способствует:
а) восстановлению нарушенных прав;
б) совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
в) развитию международного сотрудничества в области прав человека;
г) правовому просвещению по вопросам прав и. свобод человека, форм и методов их защиты (ст. 1).
Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ установлено, что Уполномоченным по правам человека могут представляться рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам его ведения.

3. Вы обратились к Уполномоченному. Лишает ли это Вас права обращаться в другие государственные органы, где Ваши права могут быть защищены?
Нет, так как деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

4. Кто имеет право обратиться к Уполномоченному?
Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 15).

5. Жалобы на чьи решения, действия или бездействие рассматривает Уполномоченный?
Государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе (п. 1 ст. 16). Жалобы на решения Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уполномоченный рассматривать не вправе (п. 2 ст. 16).

6. Можно ли одновременно обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченному в субъекте Федерации?
Да, так как обращение к Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Федеральным Уполномоченным (п.З ст. 16).

7. Существуют ли сроки давности при подаче жалобы на имя Уполномоченного?
Да, жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении (п. 1 ст. 17).

8. Какие сведения должна содержать жалоба Уполномоченному?
Фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке (п. 2 ст. 17).

9. Облагается ли жалоба, направляемая Уполномоченному, государственной пошлиной?
Нет, не облагается (п. 3 ст. 17).

10. Могут ли направляться Уполномоченному жалобы от тех, кто содержится в СИЗО, ИВС, колониях, тюрьмах, психбольницах, приемниках-распределителях?
Да, могут. Их жалобы просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному (ст. 19).

11. Какие действия вправе предпринять Уполномоченный, получив жалобу?
Он может:
1) принять жалобу к рассмотрению;
2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению (п. 1 ст.20).

12. В какой срок Уполномоченный информирует заявителя о принятом решения?
В десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются (п. 2 ст. 20).

13. Обязан ли Уполномоченный мотивировать отказ в рассмотрении жалобы?
Да, обязан (п. 3 ст.20).

14. Можно ли обжаловать отказ Уполномоченного в принятии жалобы к рассмотрению?
Нет, такой отказ обжалованию не подлежит (п.З ст.20).

15. Может ли Уполномоченный предпринимать действия по защите прав граждан по собственной инициативе?
Да, при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты (ст. 21).

16. Может ли Уполномоченный, приступив к рассмотрению жалобы, обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению?
Да, он вправе это сделать (п. 1 ст.22).

17. Может ли Уполномоченный поручить проверку государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются?
Нет, не может (п. 2 ст.22).

18. Какими правами располагает Уполномоченный при проверке жалобы?
Уполномоченный имеет право:
1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;
2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел;
7) безотлагательно приниматься руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания (ст. 23).

19. Может ли Уполномоченный получать информацию, составляющую государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну?
Да, может (п. 1 ст.24), если это в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Поступила жалоба на действие органа или должностного лица. Ставит ли Уполномоченный этот орган или должностное лицо в известность о поступившей жалобе и ее характере?
При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решение или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом (ст. 25).

21. Обязан ли о результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный известить заявителя?
Да, обязан (п. 1 ст.26).

22. Что обязан сделать Уполномоченный в случае установления факта нарушения прав заявителя?
Уполномоченный обязан принять меры к восстановлению нарушенного права, в том числе направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод (ст. 26−37).

23. Может ли Уполномоченный выразить свою позицию по жалобе до принятия им окончательного решения?
Нет, до вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат (п. 1 ст.28).

24. Может ли Уполномоченный разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия?
Нет, не может (п. 2 ст.28).

25. Какие действия по результатам рассмотрения жалобы вправе предпринять Уполномоченный?
1. Обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленном законом порядке.
2. Обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина.
3. Обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи.
4. Изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора.
5. Обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле (ст. 25).

26. Может ли Уполномоченный опубликовать принятое им заключение?
Да, таким правом он обладает (п. 1 ст.30).

27. Обязано ли периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, публиковать заключения и иные документы Уполномоченного?
Да, обязано (п. 2 ст.30).

28. Установив в результате изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб, что имели место нарушения прав человека, какие действия Уполномоченный вправе предпринять?
1. Направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур.
2. Обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации (ст. 31).

29. Какие действия Уполномоченный вправе предпринять в случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан?
В таких случаях Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы, а также обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях (ст. 32).

30. В течение какого времени должностные лица обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы, документы и иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий?
Не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок (ст. 34).

31. В течение какого времени государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному?
В месячный срок (ст. 35).

К сожалению, для решения вопросов восстановления своих прав граждане не могут правильно изложить жалобу Уполномоченному, больше уделяя внимания эмоциям, чем конкретному изложению проблемы.
Я предлагаю вам примерный шаблон жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации. Уверен, что моя статья окажется полезной для граждан нашей великой страны. Адреса и телефоны Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации вы можете найти по ссылке: ombudsman.gov.ru/links/sub.shtml.

Уполномоченному по правам человека в название субъекта Российской федерации
Имя Отчество Фамилия
подробный почтовый адрес с индексом
от (Ф.И.О. заявителя — полностью), проживающего по адресу:
(полный адрес заявителя с индексом для переписки, дом. и моб. телефоны)

Ж, А Л О Б А
Жалоба должна содержать следующую информацию:
• какое право (права), когда, по мнению заявителя, было нарушено;
• какой орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (полное наименование органа) или должностное лицо (должность, фамилия, имя, отчество) нарушил право заявителя;
• какие решения или действия (бездействия) властей привели к нарушению Ваших прав (указать — когда совершены действия и приняты данные решения);
• когда и какие действия предпринимались заявителем в защиту своих прав (обратились письменно, в том числе в вышестоящий орган);
• какие ответные действия последовали со стороны органов власти;
• четко сформулируйте, каких результатов (чего именно?) Вы хотите добиться для восстановления Ваших прав и какой конкретно помощи ждете от Уполномоченного;
• укажите, согласны ли Вы с обнародованием сведений, изложенных в жалобе.

Приложения:
(к жалобе прилагаются копии документов, подтверждающие обстоятельства, в ней изложенные).

ДАТА

ПОДПИСЬ
(обязательна личная подпись) Теги: жалоба, права человека

Институт Уполномоченного по правам человека в РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. Уполномоченный по правам (омбудсмен; швед. ombudsman — представитель чьих-либо интересов) — должностное лицо, которое следит за обеспечением и соблюдением прав и свобод граждан органами государственной власти, местного самоуправления, организациями и должностными лицами. В России в настоящее время действуют четыре института уполномоченных: по правам человека; по правам ребенка; по защите предпринимателей; по правам студентов.

Идея создания института уполномоченного по правам человека впервые была закреплена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года. Верховным советом (ВС) РСФСР. Статья 40 предусматривала учреждение должности Парламентского уполномоченного по правам человека, назначаемого Верховным Советом. Комитетам ВС было поручено разработать проект закона, который определил бы компетенцию уполномоченного, однако он не был принят.

Должность уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией 1993 года. В статье 103 Основного закона прописано, что уполномоченный назначается Государственной думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Несмотря на то, что соответствующий закон на тот момент еще не был принят, Дума 17 января 1994 года назначила первого уполномоченного по правам человека в России. Им стал Сергей Ковалев (10 марта 1995 года освобожден от должности).

Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», определяющий его порядок назначения и освобождения, компетенцию, условия деятельности, был подписан президентом РФ Борисом Ельциным 26 февраля 1997 года (вступил в силу 4 марта 1997 года).

Уполномоченный по правам человека назначается Государственной думой сроком на пять лет. Предложения о кандидатах на должность могут вносить президент РФ и члены Федерального собрания. Одно и то же лицо не может занимать пост более двух сроков подряд. Уполномоченными по правам человека в России в разные годы являлись: Олег Миронов (1998-2004), Владимир Лукин (2004-2014). 18 марта 2014 года этот пост заняла Элла Памфилова. 25 марта 2016 г. постановлением Госдумы полномочия Памфиловой были прекращены в связи с назначением членом ЦИК РФ. 28 марта того же года она была избрана председателем Центризбиркома. 22 апреля 2016 г. на пост уполномоченного по правам человека в РФ Государственной думой избрана Татьяна Москалькова.

6 апреля 2015 г. Владимир Путин подписал закон, согласно которому федеральный омбудсмен получил право создавать совет из числа уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, а также возможность оказывать коллегам в регионах «организационную, правовую, информационную и иную помощь».

Должность уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка была учреждена указом главы государства от 1 сентября 2009 года. Главными задачами уполномоченного являются улучшение положения детей в России, соблюдение их прав и свобод, содействие восстановлению нарушенных прав несовершеннолетних. Уполномоченный назначается и освобождается от должности президентом РФ. Срок его полномочий законодательством не оговаривается. Первым президентским защитником прав детей в сентябре 2009 г. стал Алексей Головань. В декабре того же года его сменил Павел Астахов.

Институт уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей создан в соответствии с указом главы государства «О долгосрочной государственного экономической политике» от 7 мая 2012 года. Уполномоченным по защите прав предпринимателей 22 июня того же года был назначен Борис Титов. Позднее, 7 мая 2013 г. был принят Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ». Задачей уполномоченного является защита прав и интересов российских и иностранных предпринимателей на территории РФ и российских предпринимателей на территории иностранных государств. Омбудсмен вправе направлять главе государства предложения об отмене постановлений правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и президентским указам. Он назначается сроком на пять лет главой государства и подотчетен президенту. Одно и то же лицо не может занимать пост более двух сроков подряд.

В 2012 году Всероссийский студенческий форум и Министерство образования и науки выступили с инициативой учредить должность уполномоченного по правам студентов в РФ. По итогам голосования, проведенного 24-27 декабря 2013 года на сайте Всероссийского студенческого форума, Уполномоченным по правам студентов был избран глава Российского студенческого союза Артем Хромов. 24 января 2013 года он официально утвержден в должности Советом по делам молодежи Минобрнауки РФ. Студенческий омбудсмен призван представлять и защищать права учащихся, заниматься правовыми вопросами и вести мониторинг конфликтных ситуаций в студенческой среде. Он имеет право вносить в министерство предложения по законодательным инициативам и участвовать в разработке правовых актов. Срок его пребывания в должности составляет не более двух лет.

В настоящее время уполномоченные по правам человека, ребенка, предпринимателей действуют и в российских регионах.

Специализированные уполномоченные по правам человека в России



В статье поднимается вопрос о функционировании института специализированных уполномоченных в Российской Федерации.

Ключевые слова: уполномоченный по правам человека, уполномоченный по защите прав предпринимателей, муниципальные уполномоченные.

Одним из важнейших правовых механизмов в системе защиты прав человека во всех правовых системах мира по праву считается институт уполномоченного по правам человека. Существование института омбудсмена обусловлена необходимостью сдерживания зависимости человека от государства. По мнению некоторых ученых институт омбудсмена «…является ограничителем всевластия государства, инструментом контактирования государственных органов и гражданского общества, механизмом, восполняющим пробел, существующий в отношениях между государственной властью и населением, способствующим строительству демократического правового государства, развитию правосознания граждан и должностных лиц» .

Одними из современных тенденций функционирования института уполномоченных по защите прав человека и гражданина (омбудсменов) являются расширение их функций и специализация. Изучение международного опыта института омбудсмена позволяет реципировать в российскую правовую систему специализированные виды уполномоченных по правам. К таковым относятся омбудсмены по защите прав предпринимателей, муниципальные омбудсмены и др.

Появление института уполномоченного по защите прав предпринимателей явилось своего рода новой вехой в моделировании отношений власти и бизнеса в Российской Федерации . Являясь инструментом самоограничения власти, данный институт представил собой не только дополнительную гарантию защиты конституционного права на предпринимательскую деятельность со стороны государства, но и стал площадкой для совместного обсуждения наиболее острых вопросов ведения бизнеса в стране.

Как отмечается в литературе, идея создания института бизнес-омбудсменов в нашей стране принадлежит Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», поставившей вопрос о необходимости введения должности уполномоченного по правам предпринимателей перед президентом Российской Федерации. Правовая основа института уполномоченного по защите прав предпринимателей начала формироваться в 2012 году, когда Указом Президента РФ от 22 июня 2012 г. № 879 была учреждена должность уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей . Через год, в мае 2013 г., был принят Федеральный закон № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (далее — Закон № 78-ФЗ), который определил правовое положение, основные задачи и компетенцию уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также установил право учреждения должности уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации с учетом положений федерального закона .

Федеральным законом императивно определен ряд полномочий региональных бизнес-омбудсменов и предусмотрены основы их взаимодействия с уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (далее — уполномоченный при Президенте РФ). В частности, установлена обязанность региональных уполномоченных по окончании календарного года направлять федеральному бизнес-омбудсмену информацию (отчет) о своей деятельности с оценкой условий осуществления предпринимательской деятельности в субъекте Российской Федерации, а также предложениями по совершенствованию правового положения субъектов предпринимательской деятельности (ч. 6 ст. 10 Закона № 78-ФЗ).

Следует сказать, что в регионах процесс становления данного института начался раньше его легализации на федеральном уровне. На момент принятия закона в отдельных субъектах Российской Федерации уже существовали бизнес-омбудсмены (Ульяновская область, Республика Калмыкия, Псковская область и др.), причем не всегда их статус был установлен законодательно (Пермский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область и др.) .

На сегодняшний день должность уполномоченного по защите прав предпринимателей учреждена во всех 85 субъектах Российской Федерации, в большинстве из которых функционирование бизнес-омбудсмена и его аппарата предусмотрено на постоянной профессиональной основе с выделением средств из регионального бюджета. Но есть и исключения: так, например, в Законах «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ростовской области» , «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Воронежской области» содержится диспозитивная норма, в соответствии с которой губернатор при назначении уполномоченного на должность вправе самостоятельно принять решение о замещении данной государственной должности на постоянной профессиональной основе или на общественных началах.

Уполномоченный осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

  1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации, провозглашающая право любого гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;
  2. Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», определяющий основной круг прав, целей и обязанностей Уполномоченного;
  3. Закон Волгоградской области 91-ОД от 10.07.2015 г. «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Волгоградской области»;
  4. Другие федеральные и региональные нормативно-правовые акты.

Должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в Волгоградской области (далее — уполномоченный) учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных на территории Волгоградской области, и субъектов предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены на территории Волгоградской области.

В целях реализации возложенных задач Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Волгоградской области (далее — Уполномоченный) функционирует аппарат Уполномоченного, в состав которого входят руководитель аппарата и два главных специалиста. Аппарат Уполномоченного осуществляет юридическое, организационное, информационно-справочное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.

Рис. 1. Аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Волгоградской области

Институт Уполномоченного является одним из немногих государственных институтов, опирающихся на общественность, поэтому предпринимательское сообщество должно быть максимально задействовано и вовлечено в решение проблем, препятствующих деятельности бизнеса на сегодняшнем этапе экономического развития страны.

Рис. 2. Структура общественного института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Волгоградской области

«Общественная природа» института уполномоченных по защите прав предпринимателей проявляется еще и в том, что в его рамках функционирует многочисленная «армия» общественных помощников и омбудсменов, осуществляющих свою деятельность на безвозмездной основе. На уровне муниципальных районов, а также по направлениям предпринимательской деятельности совместно с региональными уполномоченными работают более 2 тысяч их общественных представителей . На федеральном уровне уполномоченному при президенте РФ в настоящее время помогают 39 общественных омбудсменов: омбудсмен по защите малого и среднего предпринимательства, омбудсмен по защите инвестиций за рубежом, омбудсмен по антимонопольному законодательству, омбудсмен по развитию цифровой экономики, омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере регулирования торговой деятельности и др. .

Одной из осуществляемых в России государственно-правовых реформ в современных экономических условиях является формирование механизма защиты прав предпринимателей, в частности, развитие и совершенствование правозащитного института уполномоченного по защите прав предпринимателей. Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей является дополнительной гарантией, обеспечивающей защиту и свободную реализацию прав субъектами предпринимательской деятельности, а также выступает проводником в диалоге предпринимателей и государства.

Основная задача института уполномоченного по защите прав предпринимателей, которая регламентируется Федеральным законом от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», а также Законом Волгоградской области от 10.07.2015 № 91-ОД «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Волгоградской области», — это защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и содействие восстановлению их нарушенных прав и законных интересов. Данная задача реализуются бизнес-омбудсменом через рассмотрение обращений хозяйствующих субъектов, а также через выстроенную систему взаимоотношений Уполномоченного с бизнес-сообществом.

В адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Волгоградской области за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г. поступило 970 обращений.

Из общего количества обращений:

1) письменно поступило 287 обращений, из которых:

– в виде жалоб — 82,

– предложения — 8,

– заявления — 95;

– заявления, поступившие через общественные приемные Уполномоченного — 102.

На рассмотрение региональному Уполномоченному из аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Б. Ю. Титова перенаправлены 10 письменных обращений, 277 — непосредственно поступили в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Волгоградской области;

2) устно поступило 683 обращения, в том числе:

– в ходе личного приема Уполномоченного — 89 обращения;

– устные консультации и разъяснения Уполномоченного и сотрудников аппарата — 546;

– устные консультации, проведенные в общественных приемных — 48.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число письменных жалоб выросло на 21,1 % (в 2017 году поступило 237 письменных жалоб), устных обращений (в том числе рассмотрение обращений в ходе личного приема Уполномоченного и устные консультации, проведенные в общественных приемных Уполномоченного) выросло на 47,8 % (в 2017 году поступило 462 устных обращения).

Если говорить в целом о работе с обращениями предпринимателей за 2018 год, то увеличение количества обращений в адрес Уполномоченного показало, что на сегодняшний день данный институт актуален и востребован предпринимательским сообществом. Текущая динамика показывает рост письменных и устных обращений на 38,8 % по сравнению с предыдущим годом (699 обращений, поступивших на рассмотрение Уполномоченному в 2017 году), что свидетельствует о росте уровня доверия к институту Уполномоченного в целом.

Рис. 3. Динамика обращений к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Волгоградской области за 2016–2018 годы

Если рассматривать количество обращений субъектов предпринимательской деятельности в разрезе организационно-правовых форм, то за 2018 год в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Волгоградской области поступили обращения:

– от индивидуальных предпринимателей — 540 обращений (55,7 % от общего количества обращений);

– от представителей юридических лиц — 392 обращения (40,4 % от общего количества);

– от лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности — 38 обращений (3,9 % от общего количества).

Из общего количества обращений, поступивших в адрес Уполномоченного, можно разделить обращения:

– административно-правового характера — таких жалоб в отчетном году было абсолютное большинство — 943 обращения (97,2 % от общего количество обратившихся);

– уголовно-правового характера — 27 обращений (2,8 % от общего количества обращений).

Специфика обращений в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Волгоградской области от хозяйствующих субъектов по сравнению с предыдущими годами кардинально не изменилась. В большинстве случаев обращения от предпринимателей касались вопросов, связанных с:

– земельно-имущественными и арендными отношениями;

– правомерностью проведения контрольно-надзорных мероприятий;

– неправомерными действиями/бездействием органов власти, а также правоохранительными органами;

– вопросами налоговых правоотношений;

– исполнением сторонами муниципальных и государственных контрактов;

– вопросами в сфере торговой деятельности, в том числе по размещению нестационарных торговых объектов на территории региона и другие.

По каждому поступающему в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Волгоградской области обращению проводятся необходимые мероприятия с целью проверки изложенных фактов, а также, в случае необходимости, делаются соответствующие запросы в органы государственной власти или органы местного самоуправления, контрольно-надзорные органы с целью получения необходимой информации и проверки законности и обоснованности доводов заявителей.

Во время личных приемов Уполномоченный дает рекомендации и разъяснения по существу вопроса. По некоторым обращениям заявителям предлагается составить письменную жалобу на имя Уполномоченного, приложив необходимые документы, для проведения дальнейшей работы и направления запросов в компетентные органы по существу обращения.

По тематике обращений хозяйствующих субъектов в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Волгоградской области представлены диаграммы в разрезе категорий вопросов, с которыми устно и письменно обращались предприниматели к Уполномоченному в течение 2018 года.

Результаты анализа обращений (письменных и устных жалоб, заявлений и предложений от хозяйствующих субъектов, обращений в ходе личного приема Уполномоченного и консультаций в пунктах приема обращений) показывают следующее, что за 2018 год наиболее проблемными моментами для предпринимателей стали:

– «Торговля, в том числе нестационарная торговля» (36 % от общего количества принятых в работу обращений);

– «Земельно-имущественные, арендные отношения» (16,3 % от общего количества обращений);

– «Контрольно-надзорная деятельность» (10,7 % от общего количества обращений);

– «Налоговое законодательство» (9,9 % от общего количества обращений);

– «Бездействие/неправомерные действия органов власти» (7,4 % от общего количества).

Рис. 4. Структура обращений за 2018 год

На протяжении многих лет в Российской Федерации одной из главных сфер создания и функционирования малого и среднего предпринимательства является торговля. С каждым годом количество субъектов данного вида предпринимательской деятельности растет. Предпринимательство играет огромную роль в торговле. Оно оказывает положительный эффект не только на эту сферу, но и на экономику страны в целом, организовываются дополнительные рабочие места, увеличивается производительность, формируется дополнительный доход государству за счет налогов и инвестиций.

Уникальной особенностью института уполномоченных по защите прав предпринимателей является опора на гражданское общество в лице представителей предпринимательского, юридического и экспертного сообществ, которые не только участвуют в деятельности консультативных советов, но и вовлечены в процедуры работы с обращениями. Кроме того, бизнес-омбудсмены ведут активную общественно-политическую жизнь, участвуют в различных мероприятиях и конференциях, проводят совещания, семинары, а также ведут просветительскую работу среди предпринимателей. Деятельность уполномоченных и связанных с ними общественных структур является открытой и отражается на соответствующих интернет-сайтах. Все это создает необходимый общественный резонанс проблеме защиты прав предпринимателей, повышает авторитет бизнес-омбудсменов в отношениях с органами государственной и муниципальной власти.

Тем не менее нельзя не сказать, что ежегодные доклады Уполномоченного при Президенте РФ, являющиеся квинтэссенцией всего комплекса работ, осуществленных бизнес-омбудсменами, по своему содержанию не вполне соответствуют высокому уровню данного института. К сожалению, в этих документах можно наблюдать манипулирование статистическими данными и не вполне корректное представление информации. Так, например, в части Доклада 2017 года, касающейся проблемы уголовного преследования предпринимателей, приводится информация о 5 млн нарушений, допущенных в ходе досудебного производства органами дознания и следствия, выявленных в 2016 году Генеральной прокуратурой РФ, без какого-либо уточнения этой цифры в отношении субъектов предпринимательской деятельности. А ведь именно эти сведения должны быть главным аргументом в разговорах о существовании «уголовного пресса» над бизнесом в нашей стране, а не большое количество возбужденных уголовных дел и низкий процент оправдательных приговоров. Кроме того, в Докладе могла бы быть отражена статистика обработки обращений предпринимателей к бизнес-омбудсменам, характеризующая ситуацию в этом ракурсе. Однако доклады Уполномоченного при Президенте РФ не показывают даже общей картины о количестве подтвержденных правонарушений из числа жалоб предпринимателей. Полагаем, что этот недочет необходимо исправить и включить в доклады не только информацию о количестве поступивших и «отработанных» обращений, но и более детальные сведения о результатах этой «отработки»: какое количество из заявленных правонарушений подтверждено правовой экспертизой; сколько из них удалось урегулировать в добровольном порядке, а сколько потребовало административного или судебного вмешательства; точное количество обращений, по которым удалось осуществить восстановление в правах, и их регионально-предметное распределение. Такая информация позволит не только составить представление о ситуации с правами предпринимателей в России и ее регионах, но и осуществить оценку эффективности функционирования института бизнес-омбудсменов в части работы с жалобами.

Литература:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *