Районный суд это какой суд

Отличие мирового суда от районного

Пожалуй многие знают, или слышали об этом, что в правовой системе существует разные судебные инстанции, но вот в чем их разница. Рассмотрим вкратце этот вопрос.

В чем отличие районного суда от мирового

Основное отличие районного суда от мирового заключается в компетенции данных органов. Мировой суд рассматривает имущественные споры при цене иска не более пятидесяти тысяч рублей, а также ряд других категорий дел, а районные суды разрешают все остальные споры.

В судебной системе России первым звеном являются мировые и районные суды, компетенция которых строго разграничена. Именно категории дел, которые могут рассматривать данные органы, являются основным различием между ними. В остальном же процесс разрешения гражданских споров и рассмотрения уголовных дел проходит практически идентично, поскольку в отношении данных судебных органов действуют одинаковые процессуальные правила и нормы. При этом районные и мировые суды не могут вступать в споры о компетенции, они просто должны разрешать вопрос о возможности рассмотрения каждого поступившего к ним иска.

Мировые суды рассматривают строго определённые категории дел, которые входят в их компетенцию. Одним из основных ограничений при рассмотрении имущественных споров данными судебными органами является цена иска, которая для мирового суда не может превышать пятидесяти тысяч рублей. Даже при минимальном превышении данного значения дело не подлежит рассмотрению в мировом суде. Более того, если в процессе рассмотрения дела размер требований повысится и преодолеет указанную границу, то дело должно передаваться в районный суд.

Среди других дел, отнесённых к подсудности мировых судов, следует выделить споры о расторжении браков (при отсутствии спора о детях), споры о разделе имущества между супругами (с ограничением по цене иска в пятьдесят тысяч), дела о выдаче судебных приказов и некоторые другие споры.

Компетенция районных судов в процессуальном законодательстве определяется по остаточному принципу. Это означает, что в указанные суды заявители должны обращаться с любым иском, которые не попадает под категории дел, подсудные мировому суду. Фактически же районные суды рассматривают подавляющее большинство дел, а также выступают в качестве апелляционной инстанции по отношении к мировым судьям. Другими словами, именно в районные суды должны обжаловаться решения, принятые мировыми судами, которые стороны считают неправомерными.

Кроме того, районные суды являются федеральными, а мировые – финансируются из бюджета конкретного субъекта нашей страны, что также является значимым различием между данными органами. Обычному заявителю для разрешения вопроса о том, в какой именно суд следует обращаться, достаточно сопоставить собственное требование с перечнем дел, рассматриваемых мировыми судами. Если планируемое требование в этот перечень не попадает, то следует подавать иск в районный суд.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В соответствии со ст.1 ФКЗ РФ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 7 февраля 2011 года №1-ФКЗ, систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд Российской Федерации;

2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее — районные суды);

4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

В своей деятельности суды общей юрисдикции решают следующие поставленные перед ними задачи:

1. Защита и охрана прав и свобод человека и гражданина;

2. Защита нарушенных или оспариваемых прав;

3. Укрепление законности и правопорядка;

4. Предупреждение преступлений и административных правонарушений;

5. Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений государственных органов и должностных лиц;

6. Изучение и обобщение судебной практики;

7. Ведение и анализ судебной статистики;

8. Разработка предложений по совершенствованию законодательства РФ.

К основным функциям судов общей юрисдикции можно отнести:

1. Осуществление правосудия путем разрешения по существу уголовных, гражданских и административных дел;

2. Пересмотр судебных решений нижестоящих судов в порядке апелляционного, кассационного и надзорного производства;

3. Решение вопросов, связанных с исполнением судебных решений;

4. Производство по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Для автоматизации деятельности судов общей юрисдикции всех уровней используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие»). Она представляет собой территориально распределенную автоматизированную информационную систему, предназначенную для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

ГАС «Правосудие» обеспечивает информационную и технологическую поддержку судопроизводства, информационную интеграцию судебной деятельности в России и предоставляет необходимую свободную информацию о судебном делопроизводстве гражданам и организациям.

В настоящее время в РФ создается специализированный суд по интеллектуальным правам. В концепции развития судебной системы предусмотрено также создание административных и миграционных судов.

Для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних на территории Российской Федерации созданы так называемые ювенальные суды, однако, их деятельность не урегулирована на законодательном уровне.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Конституционные (уставные) суды: понятие, основные направления и принципы деятельности

Судебная власть — полномочия судов по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, дающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений Гриненко А. В. Правоохранительные органы Российской Федерации / А. В. Гриненко, Ю. С. Жариков.—4-е изд., перераб. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2011. С. 16..

Судебная власть — самостоятельная ветвь государственной власти, функционирующая независимо и в то же время в тесном взаимодействии с законодательной и исполнительной властями, один из важных элементов единого государственного механизма Юридический словарь / под общ. ред. И. С. Масликова, Н. И.Ященко, П. Ю. Черепанова. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. С. 305. . Судебная власть как вид государственной власти принадлежит специальным органам государства—судам.

Согласно ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации составляют судебную систему Российской Федерации См.: п. 2 ст. 4. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 08.06.2012) // «Российская газета», № 3, 06.01.1997.. Судебная система РФ представляет собой установленную Конституцией РФ и федеральным конституционным законом совокупность судов всех видов и уровней, построенных в целях осуществления судебной власти в соответствии с федеративным и административно-территориальным устройством России Умнова И. А. Конституционное право РФ: учебник для бакалавров / И. А. Умнова, И. А. Алешкова. — М.: Издательство Юрайт, 2012. С. 418..

Судебную систему РФ рассматривают как двухуровневую. К федеральным судам относят:

1) Конституционный Суд Российской Федерации;

2) Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

3) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов;

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

1) конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,

2) мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации См.: п. 3 ст. 4. Там же..

Конституция РФ определяет конституционное судопроизводство как самостоятельный вид судопроизводства, посредством которого осуществляется судебная власть.

Конституционное судопроизводство — урегулированная последовательность взаимосвязанных процессуальных действий Конституционного Суда РФ либо конституционных (уставных) судов субъектов РФ, направленных на разрешение дел в соответствии с полномочиями соответствующих судов в целях соблюдения Конституции РФ в обществе и государстве Умнова И. А. Конституционное право РФ: учебник для бакалавров / И. А. Умнова, И. А. Алешкова. — М.: Издательство Юрайт, 2012. С. 429..

По действующему законодательству органы конституционной судебной юрисдикции в регионах именуются по-разному: в республиках — это конституционные суды, в других субъектах РФ — уставные суды, соответственно при наименовании в региональном законодательстве способа осуществления судебной власти конституционными судами употребляется термин «конституционное судопроизводство», а уставными судами — «уставное судопроизводство». Это связано с тем, что по Конституции РФ (ст. 5 и 66) статус республик определятся их собственной конституцией, а другие субъекты РФ имеют свой устав, который и определяет их статус Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445.. Однако такое различие в терминах, не влияет на правовую природу соответствующих судов субъектов РФ и осуществляемого ими судопроизводства. Как и Конституционный Суд РФ, все они являются органами конституционной судебной юрисдикции (т.е. конституционными по своей природе судами), соответственно осуществляют самостоятельно и независимо на региональном уровне судебную власть посредством судопроизводства, которое в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ и ч. 3 ст. 1 Закона о судебной системе именуется конституционным судопроизводством Там же..

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации См.: п. 1 ст. 27. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 08.06.2012) «О судебной системе Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.01.1997, № 1, ст. 1..

Вместе с этим, в Определении Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 г. № 103-О «По запросам Государственного Собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» установлено, что «содержащийся в части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» перечень вопросов, для рассмотрения которых субъекты Российской Федерации могут создавать конституционные (уставные) суды, нельзя считать исчерпывающим. Часть 1 статьи 27 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» не препятствует закреплению в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации дополнительных, по сравнению с установленным перечнем, полномочий конституционных (уставных) судов, не вторгающихся в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, других федеральных судов и соответствующих компетенции субъекта Российской Федерации. При этом из Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», других федеральных законов не вытекает требование установления конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации единообразного перечня полномочий конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации» Определение Конституционного Суда РФ «По запросам Государственного Собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности части 1 ст. 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 06.03.2003 N 103-О // «Российская газета», № 82, 29.04.2003..

Согласно этой позиции региональный законодатель при определении компетенции своего конституционного (уставного) суда вправе выйти за пределы этих полномочий. Необходимо лишь при закреплении дополнительных полномочий в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации соблюсти, чтобы эти полномочия соответствовали природе конституционного судопроизводства, относились в силу ст. 73 Конституции РФ к ведению субъекта Российской Федерации и не вторгались в компетенцию Конституционного Суда РФ и других федеральных судов Жилин Г.А. Единство конституционного судопроизводства в Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. — М.: Юрист, 2012, № 1(25) — С. 1-7..

Являясь органами судебной власти субъектов Российской Федерации, конституционные (уставные) суды создаются по инициативе самих регионов, но каждый из них входит в единую судебную систему страны.

Поводом к рассмотрению дела в конституционном (уставном) суде служит письменное обращение, а основанием — обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления конституции (уставу) субъекта. Отправной точкой в решении этого вопроса являются положения конституции (устава). Именно Основной закон обладает наивысшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации осуществляют следующие виды производства:

ь о толковании конституции или устава соответствующего субъекта РФ;

ь по вопросам о компетенции;

ь о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов конституции или уставу субъекта РФ;

ь по делам о конституционности законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан;

ь о рассмотрении дел о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ договоров;

ь о соответствии конституции или уставу субъекта РФ не вступивших в силу соглашений о международных и внешнеэкономических связях;

ь по делам о рассмотрении дел о соответствии конституции (устава) нормативных актов органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта РФ;

ь по делам о рассмотрении дел о конституционности законов субъектов РФ по запросам судов;

ь по делам о даче заключений (консультативная процедура) при принятии рений о досрочном прекращении полномочий законодательного органа власти субъекта РФ; при выражении недоверия руководителю субъекта РФ и руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ; о наличии или отсутствии правовых препятствий для проведения выборов руководителя субъекта РФ и депутатов законодательного органа власти субъекта РФ; о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ назначения и проведения референдума;

ь по делам о рассмотрении дел о соответствии конституции (устава) субъекта РФ порядка реализации инициативы проведения референдума субъекта РФ, местного референдума и конституционности вопросов, вынесенных на референдум;

ь по делам о соответствии конституции или уставу субъекта РФ действий и решений глав соответствующих субъектов РФ Умнова И. А. Конституционное право РФ: учебник для бакалавров / И. А. Умнова, И. А. Алешкова. — М.: Издательство Юрайт, 2012. С. 433-434..

Эти суды также реализуют конституционный (уставной) контроль — деятельность по проверке, выявлению, констатации и устранению несоответствия нормативных правовых актов и действий органов государственной власти конституциям (уставам) субъектов РФ.

Федеральные законы, определяющие параметры правового режима конституционных (уставных) судов субъектов, включают только общие правила их построения и функционирования. Базовый закон, посвященный региональным органам конституционной юстиции, на федеральном уровне отсутствует. Детальная регламентация порядка организации и деятельности конституционных и уставных судов дается в законах конкретных субъектов Федерации и в разных регионах может значительно отличаться.

Например, в состав Конституционного Суда Республики Башкортостан входят Председатель Конституционного Суда РБ, заместитель Председателя Конституционного Суда РБ и трое судей Конституционного Суда РБ. В формировании Конституционного Суда РБ предусмотрено участие нескольких ветвей власти. Предложения о кандидатах на должность Председателя Конституционного Суда РБ, заместителя Председателя Конституционного Суда РБ, судьи Конституционного Суда РБ могут вноситься Президенту РБ депутатами Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, органами государственной власти Республики Башкортостан, представительными органами местного самоуправления, органами судейского сообщества Республики Башкортостан, юридическими научными и учебными заведениями. Председатель Конституционного Суда РБ назначается на должность Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан по представлению Президента РБ. Заместитель Председателя Конституционного Суда РБ, судьи Конституционного Суда РБ назначаются на должность Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан по представлению Президента РБ, которое вносится с учетом мнения Председателя Конституционного Суда РБ Закон Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» от 27.10.1992 № ВС-13/7 (ред. от 14.07.2010) // «Законы Республики Башкортостан», 1993, выпуск IV..

Конституционный суд Республики Татарстан состоит из шести судей, избираемых Государственным Советом Республики Татарстан. Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда РТ назначаются Государственным Советом РТ по предложению судей Конституционного суда РТ. Кандидатов в судьи Конституционного суда РТ представляют Государственному Совету РТ Президент РТ и Председатель Государственного Совета РТ в равном количестве Закон Республики Татарстан «О Конституционном Суде Республики Татарстан» от 22.12.92 № 1708-XII (ред. от 03.12.2009) // «Республика Татарстан», № 240, 28.11.1998..

Особых различий между конституционными (уставными) судами субъектов РФ нет.

Основными принципами деятельности конституционных (уставных) судей субъектов РФ являются:

ь законность — конституционные (уставные) суды субъектов РФ и их судьи, поддерживая верховенство в правовой системе субъекта РФ и непосредственное действие основного закона субъекта РФ, обеспечивают в пределах своей компетенции конституционную законность на всей территории субъекта РФ;

ь независимость — конституционные (уставные) суды субъектов РФ и их судьи при осуществлении своих полномочий независимы, руководствуются только основным законом субъекта РФ, федеральным законодательством и законами субъекта РФ. Судьи конституционных (уставных) судов субъектов РФ принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым конституционным (уставным) судом субъекта РФ. Какое бы то ни было вмешательство в деятельность конституционных (уставных) судов субъектов РФ не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

ь коллегиальность — рассмотрение дел и вопросов, а также принятие решений по ним производятся конституционным (уставным) судом субъекта РФ коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Конституционный (уставной) суд субъекта РФ правомочен принимать решения в заседаниях при наличии установленного соответствующим законом субъекта числа судей. Например, ч. 2 ст. 5 закона РБ «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» Конституционный Суд Республики Башкортостан вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех судей Закон Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» от 27.10.1992 № ВС-13/7 (ред. от 14.07.2010) // «Законы Республики Башкортостан», 1993, выпуск IV.. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

ь гласность — рассмотрение дел в заседаниях конституционного (уставного) суда субъекта РФ проводится открыто. Решения провозглашаются публично. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

ь состязательность и равноправие сторон — стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности на судебном заседании. Конституционные (уставные) суды субъекта РФ обеспечивают равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

Решения конституционных (уставных) судов, принятые в пределах их полномочий, не могут быть пересмотрены иным судом. Вступившие в законную силу решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения конституционных (уставных) судов субъектов РФ являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории субъекта РФ.

Разрешая дела о соответствии основному закону субъекта РФ нормативных правовых актов, о толковании конституционных (уставных) норм, органы конституционного правосудия не только снимают назревшие противоречия в правовой системе, но и выявляют реально существующие трудности, пробелы, формируют в своих правовых позициях предложения и рекомендации по их преодолению.

Сделав общие выводы, можно подчеркнуть, что к судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции. Конституционные суды республик создаются в качестве органа судебной власти по защите конституционного строя республики. Они проверяют конституционность законов и нормативных правовых актов республики, решают вопросы о конституционности политических партий, дают заключения о действиях главы республики, разрешают споры о компетенции, дают толкования республиканских конституций, рассматривают жалобы граждан на нарушение конституционных прав и др. Хотя в различных республиках объем полномочий конституционных судов неодинаков, в целом их компетенция в какой-то степени напоминает компетенцию Конституционного Суда РФ.

Состав конституционных судов колеблется от трех до семи человек, их назначают или избирают законодательные органы республик. Конституции (уставы) субъектов РФ устанавливают порядок назначения судей, возрастные критерии и т. д. Детальная регламентация порядка организации и деятельности конституционных и уставных судов, основные принципы их деятельности дается в законах конкретных субъектов Федерации и в разных регионах может значительно отличаться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *