Р дворкин

О правовой концепции Рональда Дворкина

К сожалению, на русский язык переведено незначительное количество трудов одного из самых ярких, авторитетных и цитируемых американских юристов современности. В этих обстоятельствах диссертация Чурносова И.М. позволяет ознакомиться с правовыми взглядами Р. Дворкина — члена Британской Академии Наук, Королевского адвоката, лауреата премии Хольберга за передовые достижения в области гуманитарных наук, человека, в разное время занимавшего должности профессора права, философии и юриспруденции в Йеле, Оксфорде и Нью-Йоркском университете.

Один из самых главных апологетов Р. Дворкина Стефан Гест так высказался о нем: «Суть теории права Дворкина сводится к утверждению о том, что природа правового аргумента состоит в наилучшем моральном толковании существующих социальных обыкновений. Суть же его политической теории сводится к тому, что политические суждения должны исходить из максимы, согласно которой все люди равны по своей природе, независимо от обстоятельств, в которых они рождены».

В своих трудах Р. Дворкин большое внимание уделял таким категориям, как право, свобода, равенство, правилам и принципам в праве.

Учение Рональда Дворкина строится на трех китах: концепция права, учение о справедливости (равенства) и теория ценности (правильных ответов).

Для Дворкина права всегда были важнее правил. Безусловно, правила выражают права, но права существуют еще до того момента, как они выражены в форме правил. Если субъективное право вступает в конфликт с соображениями политикой, то право должно иметь приоритет.

Две самые важные ценности: свобода и равенство всегда находятся в конфликте друг с другом. Однако из этих двух ценностей мы можем полностью достигнуть только одного. Так как одна цель фактически противоречит другой: чем в большей степени мы стремимся учесть пожелания самих людей, тем чаще мы незаслуженно наказываем тех, кто стал жертвой обстоятельств, и наоборот.

Жизнь становится все менее и менее свободной как следствие усиленных мер по борьбе с терроризмом, принятия ряда актов, расширяющих полномочия охранительных органов, а также повсеместной политической цензуры и это приводит к повсеместному попранию самых базовых прав человека. А свобода может быть ограничена только в пользу свободы.

Если Харт предложил дескриптивную теорию права, то Дворкин – прескриптивную теорию отправления правосудия, которую он посчитал теорией права.

Найджел Симмондс о теории права Дворкина писал, что Дворкин делает основной акцент на роли судей и отправлении правосудия. Суд для него – форум принципов, в котором формулируются важнейшие политические ценности общества.

С точки зрения Дворкина, задача суда заключается в поддержании как индивидуальных, так и коллективных моральных ценностей. И даже изменяя существующие правила, судья применяет, а не творит право.

Задачей либерального общества является создание общей системы прав и обязанностей, в рамках которой люди свободны в выборе такой для себя жизни, которая бы отражала то, что они считают ценным. В таком обществе нет, и не может быть разделяемой всеми морали, религии или философии. В силу этого, либеральная политическая мысль склонна рассматривать моральное многообразие как естественное (и даже желательное) следствие свободы и толерантности в обществе.

Одним из важнейших понятий в этике является идея достойной жизни. Жить достойно означает жить так, чтобы то, что ты желаешь, стоило того, чтобы его желать, то есть обладало объективной ценностью, которая независима от предпочтений или удовольствия, которое эта вещь может доставить. Однако жить достойно не означает быть успешным, ведь можно поступать правильно и при этом терпеть неудачи в делах и работе. И наоборот, быть успешным, не означает, что ты живешь достойно, ведь твой успех может быть результатом подлости, обмана или предательства.

Жить с достоинством, в свою очередь, означает иметь самоуважение и быть искренним. Под искренностью или аутентичностью, в данном случае, понимается принятие ответственности за собственные моральные убеждения и готовность понести наказание за свои поступки, которые совершены в соответствии с ними.

Дворкин считает, что ни одно правительство не является легитимным, если оно не проявляет равную заботу к судьбе всех своих граждан, на которых распространяется его власть, и чьей преданностью оно пользуется. Равная забота – суверенная добродетель политического сообщества. Без нее любое правительство – всего лишь тирания. Таким образом, когда национальные богатства распределены неравномерно (как это сделано в большинстве развитых стран), то равная забота ставится под сомнение.

Всем интересующимся правовыми концепциями одного из известных юристов современности Рональда Дворкина, вопросами что такое право, свобода, равенство – рекомендую к прочтению.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *