Публичные правовые образования

К субъектам гражданского права помимо граждан, юридических лиц относятся муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация в целом (п. 2 ст. 2, ст. 124 ГК РФ). Специфика их участия заключается в том, что они являются носителями публичной власти и в то же время в полном объеме участвуют в гражданском обороте как собственники принадлежащего им имущества.

По своему правовому статусу муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданских правоотношений через свои представительные и исполнительные органы власти. В отличие от государственных образований органы местного самоуправления создаются и действуют как государственные органы, однако в соответствии с Конституцией РФ они не входят в систему государственной власти.

Действующее законодательство позволяет публично-правовым образованиям создавать юридические лица, которые выступают в гражданском обороте на ограниченном вещном праве самостоятельно (государственные и муниципальные унитарные предприятия), делегировать им свои гражданские права и обязанности. Гражданский оборот предполагает и имущественную ответственность публично-правовых образований по своим обязательствам, которую они несут самостоятельно в пределах государственной и муниципальной собственности, за исключением имущества, переданного унитарным предприятиям.

Публично-правовые образования как особые субъекты гражданского права имеют все признаки, необходимые для участия в гражданском обороте, аналогичные признакам юридического лица. Имущественная обособленность выражается в наличии у них права государственной и муниципальной собственности, позволяющей им нести имущественную ответственность по заключенным сделкам.

Структура построения органов государственной и муниципальной власти с определенной компетенцией и подчиненностью в соответствии с Конституцией РФ и уставами муниципальных образований, говорит об организационном единстве. Индивидуализационный признак проявляется в том, что публично-правовые образования приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права от своего имени, самостоятельно (ст. 125 ГК РФ).

В качестве субъектов гражданского права публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью.

Гражданская правоспособность и дееспособность государства как субъекта гражданских прав определяется и проявляется не в его отношениях с другими субъектами — гражданами и юридическими лицами, а в природе образования и существования, что выражается в объеме его правосубъектности.

Особенность государства заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и в силу этого в нормативном порядке регулирует имущественные и иные отношения, определяет правосубъектность граждан и юридических лиц.

Правосубъектность самого государства как участника гражданских правоотношений по содержанию и объему отличается от правосубъектности граждан и юридических лиц в силу природы самого этого образования и также определяется в нормативном порядке, например только оно может выпускать государственные казначейские обязательства. В то же время, выступая в качестве субъекта права в гражданском обороте, государство в лице своих органов действует как равноправный его участник и не обладает какими-либо преимуществами и льготами по сравнению с другими субъектами.

Гражданская правоспособность государства является специальной, а не универсальной, т.к. оно имеет лишь те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом. Например, государству может принадлежать имущество, необходимое для реализации поставленных перед обществом задач, а иное имущество должно быть передано другим субъектам гражданского оборота.

Специальные органы управления государственным имуществом — фонды государственного имущества и комитеты по управлению государственным имуществом участвуют от имени государства в гражданских правоотношениях. Данные исполнительные органы непосредственно управляют основной массой принадлежащего государству имущества, не распределенного между государственными унитарными предприятиями и составляющего казну государства. Государственные органы выступают в качестве арендодателей при сдаче государственного имущества (имущественных комплексов) в аренду, а также в качестве отчуждателей при проведении приватизации (разгосударствления) имущества и в других аналогичных случаях.

В отдельных случаях от имени государства могут выступать органы Министерства финансов РФ (например, федеральные казначейства), которые распоряжаются средствами государственных бюджетов, а также иные специально уполномоченные на то государством органы, например государственные органы охраны памятников истории и культуры при принятии таких памятников в собственность государства или их передаче в пользование юридическим лицам и гражданам.

§ 2. ГОСУДАРСТВО ЯВЛЯЕТСЯ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ ОСОБОГО РОДА

I. Государство является юридическим лицом

А) Оно обладает всеми атрибутами юридического лица,

и для этого достаточно напомнить о некоторых из них, не давая их исчерпывающей характеристики.

Государство обладает материальным достоянием: это государственная и частная собственность.

Оно располагает штатом государственных служащих (чиновников).

Оно заключает договоры, возлагает на себя ответственность, выступает в качестве стороны при судебном разбирательстве; в отношении государства может быть вынесено судебное решение об уплате возмещения за убытки или выплате судебных издержек; сотни раз в год Государственный совет выносит постановления по делам, ответчиком по которым выступает государство.

Отдельные ученые-юристы и практики не всегда пра-

вильно осознают это; в жалобах часто встречаются следующие выражения: «жалоба, по поводу действий министра внутренних дел» или «против действий префекта». Однако когда приходится обращаться к административному судье или когда хотят привлечь к ответственности орган управления, иск следует предъявлять не к министру или префекту, а к государству. А уточнить это тем более важно, что префект, как было видно, может выступать и от имени другого коллектива. Исковые формулировки типа: «Я подаю иск против префекта», «Я требую от префекта возмещения за ущерб» — не имеют никакого смысла, потому что судебное решение будет обязывать не префекта и не он будет выплачивать возмещение. В случае необходимости это сделает либо государство, если префект действовал от его имени, либо местный управленческий коллектив. Уже само такое различение наглядно показывает, что государство обладает всеми признаками юридического лица.

Б) Вышеозначенные атрибуты сосредоточены в понятии единства государства. Государство представляет собой не одно из юридических лиц, а единое юридическое лицо. Для иллюстрации этого положения можно привести несколько примеров.

1) С финансовой точки зрения правосубъектность государства выражена в принципе единства государственного бюджета. Этот принцип содержит, конечно, исключения, ибо существуют специальные счета казначейства или дополнительные бюджеты, но они не дают оснований отрицать за государством качество юридического лица. Кроме того, существует такой инструмент государства, как казначейство, которое занимается всем, что относится к государственным доходам и расходам.

2) Государство как юридическое лицо по-своему проявляет себя в административных правоотношениях. Следует хорошо уяснить, что, подобно тому, как специальный счет казначейства не дает основания для признания за его обладателем прав юридического лица, притязать на такое право не может и министерство. Министерства являются составными звеньями государственного аппарата управления. Видный теоретик по вопросам юридических лиц профессор Мишу, а также Каррэ де Мальбер в работе «Вклад в общую теорию государства» привели довольно яркую, хотя и непочтительную, иллюстрацию, сравнивая министров с заведующими отделами крупных магазинов. Крупный магазин представляет собой такую организацию, которая может принадлежать юридическому лицу, например компании; он состоит из определенного числа отделов, во главе которых стоят заведующие отделами. Но

отдел крупного магазина не обладает признаками юридического лица; если заведующий отделом заключит договор или совершит ошибку или же допустит грубое обращение с клиентом, он, конечно, несет за это ответственность, но при этом действует от имени компании, которая владеет крупным магазином, а не от имени своего отдела трикотажных изделий или обувного отдела.

3) Этот принцип единства государства существует также в гражданских правоотношениях. Он проявляется в том, что государство не может предъявить иск самому себе, как и гражданин не может обратиться с иском в суд против самого себя. В то время как на государство может быть подана жалоба какой-либо коммуной, не может быть и речи ни о какой жалобе государства в отношении самого государства. Случается так, что два министра не могут прийти к соглашению, например в вопросах ответственности, но они не могут предъявлять иски друг к другу. Они должны договориться между собой и защищать общую позицию перед судьей, если гражданин обратился с иском, потому что каждый из них представляет государство как целое.

В принцип единства государства в гражданских правоотношениях были внесены некоторые исключения, касающиеся жалоб на превышение власти. Такая жалоба представляет собой объективную жалобу на конкретное действие, а не жалобу на физическое или юридическое лицо. На этом основании Государственный совет в порядке исключения установил, что один орган государства может возбуждать исковое производство по поводу решения другого органа государства, потому что в данном случае происходит не предъявление иска государством самому себе, а опротестование конкретного решения. Такая судебная практика сложилась на основе судебных постановлений 1933 и 1935 годов по поводу жалоб одного министра на решение другого.

Потенциально возможность подачи жалобы одним органом государства против другого находит ныне более широкое применение в связи с привлечением граждан к осуществлению управленческой деятельности. Одним из средств обеспечения такого участия является создание комиссий из представителей заинтересованных граждан и их наделения правом принятия решений. Подобное встречается довольно редко. Вообще комиссии могут давать только заключения, которые носят консультативный характер. Но за последние несколько лет отмечается тенденция наделять такие комиссии правом принятия решений. Комиссии не обладают признаками юридического лица, они действуют от имени государства, которое

оказывается в данном случае стороной, даже если в комиссии нет ни одного государственного служащего. Но коль скоро такое решение принято, Государственный совет посчитал, что министр не имеет никакого права его отмены или пересмотра. Действительно, предоставление министру возможности отменять решение комиссии ограничивало бы реальный характер участия населения в управлении. Но поскольку решение влечет за собой ответственность государства, министр располагает правом апеллировать к суду. Таким путем он может обжаловать решения этих комиссий перед административным судьей, несмотря на то, что и министр, и комиссии действуют от имени государства. Эти особенности никак не умаляют существа и ценности принципа единства государства.

Возьмем для примера юридическое лицо классического типа. Оно имеет собственность, штат служащих, заключает договоры, принимает на себя ответственность, словом, образует единое целое. Но оно имеет и присущие только ему характерные особенности.

II. Государство обладает тремя особыми преимуществами, которые отражают его верховенство во всей правовой системе. Это идеи суверенитета, универсальности и примата государственного интереса.

А) Суверенитет государства.

Государство суверенно в международном общении и обладает полнотой внутренней юрисдикции. Не заостряя специального внимания на первом вопросе, который относится к международному публичному праву, отметим, что в перечне юридических лиц, регламентируемых нормами публичного права, единственным правомочным лицом, поддерживающим международные связи и непосредственно являющимся субъектом международного права, безусловно, является государство.

Суверенитет государства двояко проявляется и во внутреннем плане.

1) Во-первых, в числе юридических лиц, регламентируемых нормами публичного и частного права, государство является единственным, которое обладает тем, что некоторые теоретики права называют компетенцией по вопросам наделения компетенцией. Это означает, что только государство вправе определять объем своих прерогатив. Все другие юридические лица обладают только такими правами и прерогативами, которые были признаны или предоставлены государством. Государство в принципе может ограничить полномочия коммун. По его инициативе недавно были созданы новые юридические лица, каковыми являются регионы. С этой точки зрения государство обладает очевидными преимуществами.

2) Во-вторых, государство осуществляет контроль за всеми другими юридическими лицами, причем весьма широкий и действенный.

Во-первых, оно контролирует само их существование. Оно может создавать и упразднять их. Юридические лица, в противоположность физическим, создаются и исчезают отнюдь не естественным образом, их рождение и смерть в юридическом смысле—результат распорядительной деятельности государства и его органов.

С другой стороны, государство контролирует их уставы в той мере, в какой в них необходимо зафиксировать пределы их прав и обязанностей.

Наконец, государство осуществляет надзор за их деятельностью путем осуществления ряда контрольных полномочий.

Б) Универсальность государства одновременно является территориальной и функциональной.

1) Она является территориальной в том смысле, что государство распространяет свою деятельность на всю территорию страны, включая заморские территории, в то время как местные управленческие коллективы осуществляют свою деятельность лишь на части территории страны, обозначенной к тому же самим государством.

2) Эта универсальность является также функциональной, и по этому признаку государство отличается от других общественных учреждений. Каждое юридическое лицо распространяет свою деятельность на точно очерченную область, в то время как область деятельности государства настолько обширна, что само это понятие едва ли имеет смысл. Функции государства универсальны. Оно может заниматься всем, по праву осуществляя экономическую, социальную, культурную и политическую деятельность. Оно может вторгаться во все сферы, в то время как общественное учреждение, например университет, вправе осуществлять лишь строго определенную и специально отведенную ему функцию. Государственный совет сформулировал эту идею в лапидарной форме: «Принцип специализации, касающийся юридических лиц, подпадающих под режим публичного права и обладающих ограниченной компетенцией или компетенцией, определенной актами об их учреждении», не применяется в отношении государства1. В одной из песен Пьера Мак-Орлана говорится о «ноже, не имеющем специального назначения»; о государстве же можно было бы сказать, что оно является «юридическим лицом без специально обозначенных целей».

1 Постановление Государственного совета от 25 апреля 1970 года по делу общества Юнипэн.

Не следует забывать о том, что такая универсальность государства выходит за рамки управленческих прерогатив. Государство является также законодателем и судьей. Эти аспекты вытекают либо из конституционного права, либо из организации судебной системы. Но они показывают, что такое юридическое лицо, как государство, осуществляет деятельность, которая далеко выходит за пределы административной области.

В) Примат государства

Суверенитет и универсальность характерны для всех государств. Во Франции к этому следует добавить и преимущества государства, которые встречаются не везде, и в особенности не в одинаковой степени даже в сопредельных странах, как, например, в ФРГ или Соединенном Королевстве. Действительно, государство обладает у нас огромным влиянием по сравнению с другими юридическими лицами, регламентируемыми нормами публичного права; это проявляется в численности штата служащих, в объеме сделок и договоров и т. д. В этом состоит один из аспектов и последствий административной централизации и вместе с тем—одна из трудностей любой попытки проведения децентрализации. Однако меры, принятые после 10 мая 1981 года с целью передачи местным управленческим коллективам части компетенции, финансовых средств и служб, если и не кладут конец таким преимуществам, то все же значительно ограничивают их.

Понятие публично-правовых образований

Понятие «публично-правовые образования» в Гражданском кодексе РФ не закреплено и, более того, вообще не встречается, однако в теории цивилистики оно имеет давно вполне конкретное толкование — термином «публично-правовые образования» обозначают комплекс субъектов, перечисленных законодателем в ст.124 ГК РФ.

Выделяют две основные группы субъектов, входящих в состав публично-правовых образований:

  • а) государственные образования (Российская Федерация и субъекты РФ);
  • б) муниципальные образования (городские, сельские поселения и иные).

Муниципальные образования не являются органами государственной власти согласно ст.131 Конституции РФ, но они согласно ст.132 Конституции РФ обладают властными полномочиями, в связи с чем, их также относят к числу публично-правовых образований.

Признание публично-правовых образований субъектами гражданского права означает необходимость распространения на них общего режима участия в обороте субъектов этой отрасли, что знаменует равенство правового статуса публично-правовых образований и иных субъектов гражданского права. Гражданская правосубъектность публично-правовых образований призвана обеспечивать исполнение ими своих политических задач, для чего изучаемым субъектам может понадобиться весь арсенал средств участия в гражданско-правовых отношениях. От имени публично-правовых образований могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Однако указанная возможность должна иметь нормативное закрепление следующими актами: федеральными законами; указами Президента РФ; актами Правительства РФ; актами субъектов РФ; актами муниципальных образований. То есть вопрос наделения функциями представителя от имени государства разрешается законодателем в высшей степени произвольно.

Публичные образования обладают особым двойственным статусом. Во — первых, они являются носителями публичной (государственной, муниципальной) власти, обладают суверенитетом (верховенством), их создаются с целью осуществления тех или иных властных функций. Поэтому все их решения, принятые в рамках своих полномочий и основанные на законодательных актах, носят общеобязательный характер. Во-вторых, они, несомненно, являются участниками гражданского оборота и потому должны подчиняться основному принципу гражданского права — юридического равенства сторон. Гражданское законодательство в ст.124 ГК РФ уточняет, что публично-правовые образования, юридические лица и граждане в гражданских правоотношениях равны между собой.

Таким образом, с одной стороны публично-правовые организации устанавливают правила гражданского оборота для их участников, а с другой, — они считаются равными с другими субъектами гражданского права, которые такими полномочиями не обладают и, что самое главное, соответственно подчиняться правилам, ими же разработанными.

Согласно общему правилу к гражданско-правовому статусу публичноправовых образований применяются нормы, определяющие участие в имущественном обороте юридических лиц. Основывается данное правило на том, публично-правовые образования как и юридические лица, как таковые не существуют реально в пространстве и времени, но являются субъектами права и правоотношений, обладают правоспособностью и дееспособностью. Не могут применяться к рассматриваемым субъектам правила о порядке создания и прекращения юридических лиц, о государственной регистрации юридических лиц, о наименовании и месте нахождения юридического лица, о представительствах и филиалах.

Цель участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях — реализация не своих частноправовых интересов (как в случае с гражданами и юридическими лицами), а своей компетенции.

Публично-правовые образования возникают на основе «властно-распорядительного» (чаще всего административного) акта, то есть порядок их возникновения носит распорядительный характер.

Статус и компетенция публично-правовых образований определяются нормами не гражданского, а публичного права.

К публично-правовым образованиям относятся:

1.Государство;

2.Муниципальное образование.

Особенность государства заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и потому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях.
Однако в гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями и выступает на равных началах со своими контрагентами (с участниками правоотношений с противоположной стороны).

Государство выступает в гражданских правоотношениях через свои органы:

  • Федеральное собрание;
  • Президент РФ;
  • Федеральные органы исполнительной власти (министерства, ведомства, службы).

Государство выступает как в вещных, так и в обязательственных правоотношениях. Государство обладает правом собственности на некоторые объекты (вещные правоотношения), и имеет право совершать сделки по своим объектам (обязательственные правоотношения).

Государство выступает в следующих обязательственных правоотношениях:

1.Отношения займа (при выпуске облигаций и других ценных бумаг);

2.В отношениях по поставке продукции для федеральных государственных нужд;

3.В отношениях подряда для государственных нужд;

4.В отношениях дарения (когда имущество дарится государства)

5.Наследственные правоотношения (наследуются так называемые выморочные имущества, т.е имущества у которого нет наследников или же все наследники отказались принять наследство)

6. Государство является субъектом ответственности за вред причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда:

7.РФ может выступать во внешнем обороте заключая любые гражданско-правовые договоры с иностранными контрагентами.

В качестве субъектов гражданских правоотношений могут также выступать субъекты РФ (области, края, республики, автономные области, автономные округа и города федерального значения)

Муниципальное образование – это городские сельские поселения, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется местный бюджет, муниципальная собственность и выборные органы управления (городской округ Орехово-Зуево может быть субъектом гражданско-правовых отношениях в случаях распоряжения своей муниципальной собственностью в виде сдачи в аренду этого имущества).

Муниципальные органы вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное и постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать, совершать иные сделки, выпускать местные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты.

Вам также будет интересно

Государство и муниципальные образования как субъект гражданского права

Особенность государства как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и потому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений).

Однако в гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами. Государство выступает в гражданских правоотношениях через свои органы: Федеральное Собрание, Президент РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства, ведомства и т.д.).

Государство выступает как в вещных, так и обязательственных правоотношениях. Так, государство является субъектом права собственности, в том числе субъектом исключительного права собственности (например, на недра). Управление и распоряжение государственной собственностью осуществляется через Министерство государственного имущества. Сделки от имени государства при отчуждении государственного имущества в процессе приватизации осуществляются от имени Российского фонда федерального имущества.

Государство выступает в следующих обязательственных правоотношениях.

1) отношения займа (при выпуске облигаций и других ценных бумаг);

2) в отношениях по поставке продукции для федеральных государственных нужд;

3) в отношениях подряда для государственных нужд;

4) в отношениях дарения (когда имущество дарится государству).

Российская Федерация может быть субъектом наследственных правоотношений. В частности, оно наследует так называемое выморочное имущество, т.е. имущество, у которого нет наследников или же наследники отказались от принятия наследства.

Государство является субъектом ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда.

Российская Федерация может выступать во внешнем обороте, заключая любые гражданско-правовые договоры с иностранными контрагентами. Наиболее распространенными являются договоры займа, а также предоставления кредитов. Такие договоры заключаются от имени Правительства РФ. В отдельных случаях внешнеторговые сделки заключаются российскими торговыми представительствами, однако ответственность по ним несет государство.

В качестве субъектов гражданских правоотношений могут также выступать субъекты Российской Федерации: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. От имени субъектов Федерации в гражданских правоотношениях могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства и т.д. Субъекты Федерации осуществляют права собственности на имущество, являющееся собственностью этих субъектов. Субъекты Федерации могут выступать государственными заказчиками в отношениях по поставке товаров для государственных нужд. Возможно участие субъектов Федерации и в других договорных правоотношениях при условии, что они не выходят за рамки своей правоспособности. Субъекты Федерации могут быть также наследниками по завещанию.

Муниципальными образованиями являются городские, сельские поселения, иные населенные территории, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. В гражданские правоотношения они вступают через выборные органы местного самоуправления, глав муниципальных образований. Осуществляют правомочия собственника в отношении муниципальной собственности, могут вступать в договорные отношения в раках своих полномочий.

Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное и постоянное пользование физическим и юридическим лицам. Сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Муниципальные органы вправе выпускать местные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *