Просрочка доставки груза

Глава 6. Ответственность перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров, фрахтователей

Статья 34. Ответственность перевозчика, фрахтовщика

1. За невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза, перевозчик уплачивает грузоотправителю штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за перевозку груза, если иное не установлено договором перевозки груза. Грузоотправитель также вправе потребовать от перевозчика возмещения причиненных перевозчиком убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. За непредоставление транспортного средства, предусмотренного договором фрахтования, фрахтовщик уплачивает фрахтователю штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за пользование соответствующим транспортным средством, если иное не установлено договором фрахтования. Фрахтователь также вправе потребовать от фрахтовщика возмещения причиненных им убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. За несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера, предусмотренных договором перевозки груза, перевозчик уплачивает грузоотправителю за каждый полный час просрочки штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа договором перевозки груза не установлен, в размере:

1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;

2) одного процента среднесуточной провозной платы, определенной в соответствии с установленным договором перевозки груза сроком перевозки, при перевозке в междугородном сообщении.

4. Грузоотправитель, фрахтователь в случае, указанном в части 3 настоящей статьи, также вправе потребовать от перевозчика, фрахтовщика возмещения причиненных ими убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.

6. Перевозчик несет ответственность за сохранность багажа с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи его лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.

7. Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, багажа, в размере:

1) стоимости утраченных или недостающих груза, багажа в случае утраты или недостачи груза, багажа;

2) суммы, на которую понизилась стоимость груза, багажа, в случае повреждения (порчи) груза, багажа или стоимости груза, багажа в случае невозможности восстановления поврежденных (испорченных) груза, багажа;

3) доли объявленной стоимости груза, багажа, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, багажа, в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью;

4) объявленной стоимости в случае утраты груза, багажа, а также невозможности восстановления груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью и испорченных или поврежденных.

8. Стоимость груза, багажа определяется исходя из цены груза, багажа, указанной в счете продавца или предусмотренной договором перевозки груза, договором перевозки пассажира, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

9. Перевозчик наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей, повреждением (порчей) перевозимых груза, багажа, возвращает грузоотправителю или грузополучателю, пассажиру провозную плату, полученную за перевозку утраченных, недостающих, поврежденных (испорченных) груза, багажа, если эта провозная плата не входит в стоимость груза.

10. Перевозчик освобождается от ответственности за несохранность ручной клади, перевозимой пассажиром, если пассажир не докажет, что несохранность ручной клади произошла по вине перевозчика.

11. Перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы. Просрочка доставки груза исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен груз, если иное не установлено договором перевозки груза. Основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки.

12. За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает получателю багажа штраф в размере трех процентов его провозной платы за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере провозной платы. Просрочка доставки багажа исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен багаж. Штраф за просрочку доставки багажа уплачивается на основании акта, составленного по требованию получателя багажа, не позднее чем в течение десяти дней со дня оформления этого акта. Течение указанного срока приостанавливается в случае обращения в суд.

13. За задержку отправления транспортного средства, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении, или прибытие его с опозданием в пункт назначения более чем на час перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда и не позднее чем в течение десяти дней после дня предъявления пассажиром соответствующего требования. Течение указанного срока приостанавливается в случае обращения в суд. Пассажир также вправе потребовать от перевозчика возмещения убытков, причиненных ему в связи с задержкой отправления или прибытием с опозданием транспортного средства в пункт назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 35. Ответственность грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя, пассажира

1. За непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза, грузоотправитель уплачивает перевозчику штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за перевозку груза, если иное не установлено договором перевозки груза. Перевозчик также вправе потребовать от грузоотправителя возмещения причиненных ему убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. За отказ от пользования транспортным средством, предусмотренным договором фрахтования, фрахтователь уплачивает фрахтовщику штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за пользование этим транспортным средством, если иное не установлено договором фрахтования. Фрахтовщик также вправе потребовать от фрахтователя возмещения причиненных ему убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. За неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере двадцати процентов провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причиненного перевозчику такими нарушениями.

4. За задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку, соответственно грузоотправитель, грузополучатель уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа в договоре перевозки груза не установлен, в размере:

1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;

2) одного процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки.

5. При задержке (простое) специализированных транспортных средств размер штрафа, указанного в части 4 настоящей статьи, увеличивается в два раза, если иное не установлено договором перевозки груза. Перечень специализированных транспортных средств определяется правилами перевозок грузов.

6. Штраф за задержку (простой) транспортных средств взыскивается независимо от штрафа за непредъявление для перевозок грузов, предусмотренных договорами перевозок грузов. Основанием для начисления штрафа за задержку (простой) транспортных средств служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств.

7. За задержку (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и поданных под погрузку, выгрузку, сверх норм, установленных договором перевозки груза, соответственно грузоотправители, грузополучатели уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа в договоре перевозки груза не установлен, в размере:

1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;

2) одного процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки.

8. Штраф за задержку (простой) контейнеров взыскивается независимо от штрафа за непредъявление для перевозки грузов, предусмотренных договором перевозки грузов. Основанием для начисления штрафа за задержку (простой) контейнеров служат отметки в транспортных накладных, путевых листах или сопроводительных ведомостях о времени подачи и отправления контейнеров.

9. За отправление в составе багажа, сданного для перевозки, предметов, перевозка которых в составе багажа запрещена, пассажир уплачивает перевозчику штраф в размере десятикратной провозной платы за перевозку багажа.

Статья 36. Основания освобождения перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя от ответственности

Перевозчик, фрахтовщик, грузоотправитель, грузополучатель, фрахтователь освобождаются от ответственности, предусмотренной статьями 34 и 35 настоящего Федерального закона, если неисполнение ими своих обязательств произошло вследствие:

1) непреодолимой силы;

2) временных ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по не зависящим от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причинам;

3) иных не зависящих от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причин.

Статья 37. Недействительность соглашений

Когда получатель заказывает перевозку, то он, естественно, надеется, что груз будет доставлен к нему своевременно. Однако, как поступать в той ситуации, когда происходит нарушение сроков доставки грузов перевозчиком?

Ведь в дороге может произойти всякое и необязательно в просрочке будет виноват перевозчик. В этом случае возникает проблема относительно того, каким образом получателю возместить свои потери, ведь товар может оказаться скоропортящимся. Всем этим вопросам посвящён наш свежий материал, предлагаемый вниманию читателя.

Содержание

Ответственность перевозчика за нарушение срока доставки груза

Самый сложный момент состоит в том, что санкции для перевозчика за просрочку в доставке груза ГК РФ не предусмотрены. Они определяются в договоре между транспортной компанией и отправителем груза.

Если же в соглашении о транспортировке не прописана ответственность за нарушение сроков доставки груза, то следует изучить устав относительно порядка перевозки грузов автомобильным транспортом. В нынешней его редакции санкции составляют 9 % от платы за транспортировку за каждый день просрочки. При этом максимальный размер санкций не должен превышать сумму платы за перевозку.

Существует ещё одна тонкость. По договору перевозки его стороны вправе сами определить тот момент, с которого начинает свой отсчёт просрочка в доставке груза. Если этот пункт не прописан, то подразумевается, что период просрочки начинает течь со дня, следующего за тем, когда должен был быть доставлен груз.

Поэтому, получателю отправления следует определить особое внимание на дату доставки, которая указана в транспортной документации.

Однако нужно помнить о том, что ответственность наступает, если сроки доставки были сорваны именно по вине перевозчика.

Как документально подтвердить факт просрочки

Прежде всего, следует оформить акт с участием представителей получателя груза, а также водителя. Хотя формально законодательство не требует его наличия, но суды часто отказывают в исках к перевозчику, когда было допущено нарушение сроков перевозки грузов.

В акте указываются дата его составления, время (по желанию), инициалы лиц, которые присутствовали при составлении документа. Далее непосредственно фиксируется факт просрочки груза исходя из правил, изложенных выше, а также указывается её период. Завершают сам акт подписи лиц, участвовавших в его составлении.

Если же водитель не хочет оставить свой автограф, то владелец груза может оформить документ самостоятельно. При этом он уведомляет (письменно) о таких своих действиях перевозчика, а также отправителя груза.

В дальнейшем акт о нарушении сроков доставки ляжет в основу предъявления претензии, а затем, если понадобится, то и арбитражного иска. Поэтому важно, чтобы все обстоятельства просрочки были детально зафиксированы в акте.

Отправление претензии за несвоевременную доставку груза

Следующим шагом после оформления акта должна быть претензия за нарушение сроков доставки грузов. Её отправляет получатель грузов в адрес перевозчика. В претензии указываются обстоятельства получения имущества, указание на факт просрочки и её период.

Дальше делается расчёт штрафных санкций за несвоевременную доставку. И здесь есть такой нюанс. Важно при определении ответственности за нарушение сроков доставки груза видеть договор между отправителем и транспортной компанией.

Поэтому, если у получателя нет его экземпляра, то предварительно следует запросить копию договора у грузоотправителя или перевозчика. При невозможности получить копию можно сделать расчёт исходя из санкций, установленных на уровне законодательства.

В дальнейшем, при судебном разбирательстве в арбитражном суде, копию договора перевозки можно истребовать с помощью суда и скорректировать размер исковых требований.

К претензии следует приложить акт о просрочке, копии документов на доставку груза, а также обоснованный расчёт штрафных санкций.

По общему правилу, претензия о нарушении сроков перевозки груза рассматривается транспортной фирмой в пределах месяца с момента её получения. При отказе выплатить неустойку, дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Нюансы судебного разбирательства

Несмотря на то что ответственность за просрочку в доставке груза регулируется договором между отправителем и перевозчиком, истцом по делу о взыскании санкций будет именно получатель отправления. Такой же позиции придерживается и Верховный Суд РФ.

Иск о взыскании штрафа за нарушение сроков доставки груза подаётся в арбитражный суд по адресу нахождения офиса перевозчика. Таковы правила исключительной подсудности. В исковом заявлении следует указать данные о сторонах спора, описать обстоятельства доставки груза. Далее необходимо обосновать факт просрочки со ссылкой на документальное подтверждение.

После этого необходимо для суда предоставить расчёт санкций за несвоевременную доставку груза. И здесь нужно оперировать не только соответствующими пунктами договора перевозки, но и транспортными уставами.

Завершают иск список требований, перечень приложений, а также личная подпись истца или его представителя. Иск о взыскании санкций подразумевает уплату госпошлины. Она рассчитывается в процентном соотношении от заявленной суммы.

Если груз доставлен с просрочкой: итоги

Итак, если был установлен факт просрочки в доставке груза, то следует как составить соответствующий акт, так и зафиксировать опоздание прибытия автомобиля в нужное место в товаросопроводительных документах.

После этого получатель имущества направляет перевозчику претензию с требованием уплатить положенные санкции. Этот шаг является обязательным, поскольку таковы требования законодательства. Претензия рассматривается транспортной фирмой на протяжении одного месяца.

Если досудебный порядок ни к чему не приведёт, то последует обращение в арбитраж с иском к перевозчику. По итогам выносится решение о взыскании штрафных санкций за несвоевременную доставку груза.

В случае неисполнения его перевозчиком добровольно оформляется исполнительный лист. Дальше уже в работу вступят судебные приставы.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Одним из условий договора перевозки груза может являться срок доставки. При этом срок доставки не относится к существенным условиям договора перевозки, потому что в случае неуказания его он определяется из расчёта 300 километров в сутки при междугородной перевозке (п. 63 “б” Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 года № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»). Если перевозчик нарушает срок доставки груза, то с него вправе потребовать штраф.

Опоздание на выгрузку относится к нарушению договорных обязательств перевозчика, за которое наступает гражданская ответственность.

Согласно ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» штраф за опоздание на выгрузку определяется сторонами в договоре перевозки. Если стороны не согласовали этот вопрос, то штраф за несвоевременную доставку груза составляет 9% от цены перевозки. Следует обратить особое внимание на то, что размер штрафа не может превышать размер провозной платы.

Стороны договора перевозки вправе определить с какого момента начинает исчисляться просрочка доставки груза. Если договором этот вопрос не урегулирован, то считается, что перевозчик нарушил срок доставки груза с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен груз, то есть, с начала календарного дня, следующего за днём доставки груза.

Оформление опоздания на выгрузку.

Нужно ли составлять акт об опоздании на выгрузку? Этот вопрос до сих пор окончательно не урегулирован и поэтому является предметом дискуссий и споров. Так, ч. 11 ст. 34 УАТиГНЭТ предусмотрено, что основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки.

С другой стороны, п. 79 “е” ППГАТ предусмотрено, что при просрочке доставки груза получателю должен быть составлен акт.

Правила перевозки грузов автомобильным транспортом были утверждены Правительством РФ в соответствии со ст. 3 УАТиГНЭТ. ППГАТ конкретизируют и уточняют определённые моменты, связанные с автомобильными грузовыми перевозками. Кроме того, ст. 38 Устава автомобильного транспорта устанавливает, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей при перевозках грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях. Порядок составления актов и проставления отметок в документах устанавливается правилами перевозок грузов.

Отсутствие составленного надлежащим образом акта о просрочке доставки груза неоднократно служило причиной отказа в удовлетворении требований, связанных с опозданием перевозчика на выгрузку. Оформлению актов посвящена отдельная статья на нашем сайте.

Если перевозчик просрочил доставку груза, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Проследить, чтобы в 7-ой графе всех экземпляров транспортной накладной были проставлены плановая (согласованная сторонами) дата доставки и фактическая дата прибытия автомобиля на выгрузку.
  2. Составить акт о просрочке доставки.
  3. В 17-ой графе всех экземпляров транспортной накладной проставить отметки о составленном акте.

Кому платить штраф за просрочку доставки груза.

Несмотря на то, что договор перевозки является двусторонним, заключаемым между грузоотправителем и перевозчиком, ч. 11 ст. 34 УАТиГНЭТ определяет, что штраф за просрочку доставки груза перевозчик уплачивает грузополучателю. Согласно ст. 2 УАТиГНЭТ грузополучателем является физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза.

Эту позицию занял Верховный суд Российской Федерации в определении № 309-ЭС16-3979 от 1 августа 2016 года по делу № А71-4317/2015. Позиция основана на действующем законодательстве и укрепляет позицию юристов, утверждающих, что договор перевозки представляет из себя договор, заключаемый в пользу третьего лица (грузополучателя).

Предъявление перевозчику требований из договоров поставки и купли-продажи.

Ответственность перевозчика за опоздание на выгрузку не ограничивается только лишь штрафом. С перевозчика также могут взыскать убытки, предусмотренные договором грузоотправителя (продавца или поставщика) с грузополучателем. Эти штрафы обычно исчисляются исходя из цены товара. К примеру, у крупнейшей российской сети Магнит (АО “Тандер”) штраф за просрочку поставки товара обычно составляет 25% от цены партии.

У других сетей размеры штрафов также достигают значительных размеров. В отдельных случая (при так называемых промо-поставках) штраф может достигать 100% цены партии товара. При этом опозданием может считаться прибытие на выгрузку на несколько минут позже установленного времени (тайм-слота).

Нелогичность и необоснованность взыскания таких штрафов с перевозчика или экспедитора ранее подтверждалась Конституционным Судом РФ (Определение КС РФ от 2 февраля 2006 г. № 17­-О). В частности, Конституционный Суд отметил, что ответственность за нарушение обязательств по перевозке имеет значительную специфику: она характеризуется ограничением права на полное возмещение убытков по сравнению с общим правилом, соответственно, к перевозчикам и экспедиторам должны в полной мере применяться положения по ограничению на полное возмещение убытков по отдельным видам обязательств и по обязательствам,связанным с определенным родом деятельности.

Однако, Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 26.06.2018 г. № 26 подтвердил право на предъявление требований (“перевыставление претензий” — такой оборот прочно вошел в обиход) к экспедиторам и перевозчикам. Такие выводы высшей судебной инстанции страны стали возможны вследствие сформированной судебной практики.Практика, в свою очередь, сформировалась в связи с: а) стремлением перевозчиков экономить на оплате услуг юристов; б) пониманием экспедиторами и грузовладельцами необходимости инвестирования в юридическую защиту своего бизнеса. Как говорится, посей ветер — пожнешь бурю.

Поломка автомобиля не освобождает перевозчика от ответственности за опоздание на выгрузку.

Техника ломается — это факт. Однако, поломка автомобиля не является обстоятельством, освобождающим перевозчика от необходимости оплачивать штрафы и возмещать убытки, вызванные просрочкой доставки груза получателю. Также поломка транспортного средства не относится к обстоятельствам непреодолимой силы. Профессиональный перевозчик обязан разумно предвидеть возможность возникновения неисправности техники, принимать все меры к поддержанию автомобилей и прицепов в технической исправности.

Если поломка (неисправность) произошла вследствие действий третьих лиц, перевозчик вправе предъявить им регрессное требование в установленном законом порядке.

Стремление перевозчика донести до заказчика мысль о том, что он и так вынужден понести дополнительные затраты на дорогостоящий ремонт, вполне обосновано. Перевозчик действует так, исходя из собственных интересов и собственного понимания справедливости, пропущенного через призму своего субъективного восприятия ситуации.

В то же время зачастую факт просрочки доставки груза не удостоверяется надлежащим образом, однако, перевозчик, не обладая соответствующими знаниями, признает этот факт и пытается оправдать опоздание документами, подтверждающими ремонт автомобиля (чеками, заказ-нарядом и т.п.). Не стоит это делать до консультации с юристом. Во-первых, это никоим образом не освобождает перевозчика от ответственности, во-вторых, оправдание является признаком признания обстоятельства. Консультируйтесь с юристом, чтобы уменьшать свои потери и убытки.

Срок доставки vs Режим труда и отдыха водителя.

Срок доставки груза никак не привязывается и не зависит от установленных Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» положений. Перевозчик, являясь профессиональным субъектом предпринимательской деятельность, до заключения договора, обязан рассчитать и определить в какой срок он сможет доставить груз, учитывая все влияющие на это факторы.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 УАТиГНЭТ перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, установленные правилами перевозок грузов. Режим труда и отдыха (РТО) не корреспондирует с со сроком доставки; при этом перевозчик обязан соблюсти и то, и другое. Очевидно, что в силу невозможности изменения положений о РТО, перевозчик обязан устанавливать разумный срок доставки груза в договоре. За нарушение РТО водитель несёт административную ответственность (ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ), за просрочку доставки груза перевозчик несёт гражданскую ответственность (ч. 11 ст. 34 УАТиГНЭТ).

Взыскание штрафа за опоздание на выгрузку.

После того, как факт просрочки доставки груза автомобильным транспортом был надлежащим образом зафиксирован, грузополучатель вправе обратиться к перевозчику с претензией об уплате штрафа за просрочку доставки груза. Предъявление претензии обязательно. В случае отказа перевозчика от удовлетворения претензии либо игнорирования претензии, грузополучатель вправе обратиться в суд с иском о взыскании неустойки за доставку груза с опозданием.

По условиям договора поставки поставщик в случае просрочки поставки товара выплачивает штраф — 10% от стоимости товара. По договору перевозки между поставщиком и нанятым им перевозчиком перевозчик обязан уплатить штраф за опоздание на разгрузку. Также в этом договоре предусмотрена регрессная ответственность перевозчика за все расходы поставщика, причиненные недостачей, повреждением или утратой груза, в том числе документально подтвержденные убытки, предъявленные поставщику от контрагентов.
Перевозчик опоздал на разгрузку к покупателю. Поставщик согласно заключенному договору оплатил штраф — 10% покупателю. Теперь поставщик на основании пункта о возмещении всех убытков требует от перевозчика по регрессу выплатить эти же 10%.
Правомерны ли требования поставщика?

27 февраля 2020

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Требования об одновременной выплате неустойки и возмещении убытков правомерны. При этом убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой, если в соответствии с условиями договора неустойка не имеет штрафного характера.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон.
Пунктом 1 ст. 329 ГК РФ предусмотрено, что исполнение обязательств может обеспечиваться в том числе неустойкой. Неустойка представляет собой определенную законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае нарушения (неисполнения или ненадлежащего исполнения) обязательства (в частности, в случае просрочки исполнения). По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 330 ГК РФ).
В п. 60 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 разъяснено, что на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме — штраф или в виде периодически начисляемого платежа — пени (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Таким образом, установленный договором перевозки штраф в размере 2000 руб. по своей сути является договорной неустойкой.
В соответствии с п. 1 ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, уплата неустойки и возмещение убытков — это разные меры гражданско-правовой ответственности, которые могут быть применены одновременно при нарушении прав грузоотправителя (постановление Одиннадцатого ААС от 21.11.2019 N 11АП-17729/19).
В п. 24 постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 N 26 разъяснено следующее: Перевозчик возмещает убытки, причиненные своему контрагенту ненадлежащим исполнением обязательства в виде просрочки доставки груза (статьи 15, 393 ГК РФ). Например, в случае просрочки доставки груза грузоотправитель как сторона договора перевозки вправе требовать от перевозчика возмещения убытков, в размер которых в том числе могут быть включены суммы уплаченной грузоотправителем, являющимся продавцом по договору купли-продажи, договорной неустойки за просрочку доставки товара покупателю.
Кроме того, согласно части 11 статьи 34 Устава перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер провозной платы. Данная неустойка носит штрафной характер и взыскивается независимо от того, что перевозчик возместил убытки, причиненные просрочкой доставки груза, контрагенту по договору перевозки.
В рассматриваемой ситуации ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» применению не подлежит, поскольку поставщик является грузоотправителем, а не грузополучателем. При этом договор перевозки содержит условие о договорной неустойке за нарушение сроков доставки в размере 2 000 руб., которая подлежит выплате в пользу грузоотправителя.
Кроме того, как подтверждено нормами, изложенными выше, грузоотправитель имеет право на возмещение убытков (вне зависимости от того, указано ли на эту возможность в договоре перевозки) в размере уплаченной грузоотправителем (поставщиком) по договору поставки договорной неустойки за просрочку доставки товара покупателю: в рассматриваемой ситуации — 10% от стоимости товара.
Согласно п. 1 ст. 394 ГК РФ если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой (зачетная неустойка). Законом или договором могут быть предусмотрены случаи, когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков (исключительная неустойка), или когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки (штрафная неустойка), или когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки (альтернативная неустойка) (абзац второй п. 60 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7).
Таким образом, по общему правилу неустойка признается зачетной, однако законом или договором может быть предусмотрен исключительный, штрафной или альтернативный характер неустойки.
В рассматриваемой ситуации закон допускает взыскание и неустойки, и убытков, следовательно, она не является исключительной или альтернативной. При определении, является ли неустойка в рассматриваемой ситуации штрафной, следует руководствоваться условиями, установленными договором. При этом следует учитывать, что использование в договоре слова «штраф» само по себе не свидетельствует о согласовании сторонами штрафной неустойки в смысле п. 1 ст. 394 ГК РФ. Неустойка может быть признана штрафной при условии, что из содержания договора определенно вытекает возможность взыскания убытков в полном размере сверх неустойки (смотрите, например, постановление ФАС Поволжского округа от 13.12.2012 N Ф06-9678/12).
Однозначно оценить, является в рассматриваемой ситуации неустойка зачетной или штрафной, а также принять окончательное решение вопроса в такой ситуации может суд с учетом конкретных условий договора и использованных в нем формулировок.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Данилова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Ответственность перевозчика за нарушение сроков доставки.

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 11

Перевозчик обязан доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки исчисляются исходя из норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования в зависимости от расстояния перевозки и видов отправки..

Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.

Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов указывает перевозчик, в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.

По прибытии груза на станцию назначения Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. Задержка выдачи прибывшего груза не допускается.

За просрочку доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.

Перевозчик освобождается от ответственности за просрочку доставки грузов если:

-задержка подачи вагонов, контейнеров с грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам;

-не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи;

-произошли иные зависящие от грузополучателя причины.

Кроме того, перевозчик освобождается от ответственности вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок.

Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки.

За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.

Таким образом, груз должен быть доставлен в установленный нормативный срок, указываемый в накладной. Если просрочка доставки груза все же состоялась, перевозчик обязан заплатить неустойку в виде пени. Перевозчик освобождается от уплаты пени только в случае вины грузоотправителя или грузополучателя, а также при возникновении непреодолимых обстоятельств, которые не зависят от перевозчика и/или владельца железнодорожной инфраструктуры.

Возмещение ущерба железнодорожнику, получившему травму на производстве.

1) Травма, полученная в течение рабочего времени, включая перерывы на территории предприятия или вне ее, а также подготовки к завершению работ.

2) При следовании на транспорте, который предоставил работодатель.

3) При действиях в интересах работодателя.

При травме на производстве пострадавший имеет право на возмещение материального и морального ущерба, оплату больничного листа 100%. При выходе на инвалидность к государственной пенсии должна быть доплата:

• при нахождении в состоянии опьянения-75%

• при гибели-100%.

Работодатель должен выплата семье 2 годовые зарплаты погибшего, детям до 18 лет каждый месяц 2300 рублей. Начать расследование несчастного случая. Он создает комиссию из 3х человек (инженер по охране труда, профком, ДС или зам.ДС), который возглавит комиссию. Расследуют НС в течении 3х дней и составляют акт формы Н1. Акт составляется в 2х экземплярах — один пострадавшему, второй хранят в отделе кадров 45 лет. По всем разногласиям пострадавший имеет право обратиться в гос.инспекцию по труду или в суд, независимо от срока давности.

Билет

Особенности формирования сборных поездов на сортировочных и участковых станциях.

Сборные — для развоза и сбора вагонов по промежуточным станциям.

Сборные поезда формируются с подборкой вагонов по станциям участка. Схема их формирования и порядок работы на промежуточных станциях устанавливается в соответствии с технологическим процессом организации местной работы

сборный поезд формируется на определенную нитку графика из нескольких групп вагонов, предназначенных для промежуточных станций участка. Формирование заключается в вытягивании вагонов, их сортировке по группам и сборке групп в порядке географического расположения промежуточных станций на участке.

Формирование и отравление участковых и сборных поездов. Участковый поезд формируется после накопления вагонов на полный состав. Формирование заключается в расстановке вагонов в соответствии с требованиями ПТЭ. Для вытягивания состава служит вытяжной путь. Маневрами руководит составитель поездов, поддерживая связь по радио с машинистом маневрового локомотива.

Звуковые сигналы на железнодорожном транспорте. Порядок отправления поезда с железнодорожного пути, на котором остаются вагоны.

Сигнал «Общая тревога» подаётся группами из одного длинного и трёх коротких звуков в следующих случаях:

при обнаружении на железнодорожном пути неисправности, угрожающей безопасности движения;

при остановке поезда в снежном заносе, крушении поезда и в других случаях, когда требуется помощь.

Сигнал подаётся при необходимости каждым работником железной дороги.

Сигнал «Пожарная тревога» подаётся группами из одного длинного и двух коротких звуков.

Сигнал подаётся при необходимости каждым работником железнодорожного транспорта.

Сигнал «Воздушная тревога» подаётся протяжным звучанием сирен, а также рядом коротких звуков непрерывно в течение 2-3 минут.

Звуковые сигналы выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности; значение их днем и ночью одно и то же.

Звуковые сигналы выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности.

Для подачи звуковых сигналов служат свистки локомотивов, моторвагонных поездов и специального самоходного подвижного состава, ручные свистки, духовые рожки, сирены, гудки, петарды.

Взрыв петарды требует немедленной остановки.

Во всех случаях перед отправлением поезда с пути, на котором остаются вагоны, между составом поезда и этими вагонами должен быть сделан разрыв расстоянием не менее 10 м. Остающиеся на месте вагоны должны быть надежно закреплены с учетом предупреждения их ухода.

Порядок выполнения этих операций устанавливается в техническо-распорядительном акте станции.

Определение технических маршрутов по условиям обращения.

Маршруты подразделяются на.

Технические – сформированные на путях общего пользования, следующие на одну станцию назначения из вагонов, объединенных по конкретному признаку (род груза, род или принадлежность подвижного состава и др.);

Отправительские:

а) прямые – сформированные на одной станции погрузки одним грузоотправителем назначением на одну станцию выгрузки в адрес одного или нескольких грузополучателей (вагоны в адрес каждого получателя должны находиться в составе маршрута отдельной группой);

б) кольцевые — с постоянными составами, которые после выгрузки возвращаются на ту же станцию или подразделение дороги под повторную погрузку;

в) технологические — которые обращаются по установленным ниткам графика между предприятиями – отправителями и получателями с технологическими процессами, требующими регулярной (ритмичной) доставки грузов.

г) в расформирование – сформированные на одной станции погрузки одним грузоотправителем и направляемые на станции расформирования с включением вагонов на станции выгрузки в соответствии с планом формирования грузовых поездов;

д) в распыление – сформированные на одной станции погрузки одним грузоотправителем назначением на определенные перевозчиком (в том числе по просьбе грузоотправителей, грузополучателей) по согласованию с владельцем инфраструктуры станции распыления маршрутов, на которых будет производиться «заадресовка» (указание станции и конкретного грузополучателя) вагонов;

Ступенчатые:

а) прямые – сформированные на одной станции несколькими грузоотправителями назначением на одну станцию выгрузки в адрес одного или нескольких грузополучателей (вагоны в адрес каждого получателя должны находиться в со ставе маршрута отдельной группой).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *