Содержание
- Профессиональная компетентность юриста. Основные виды компетенций юриста в современной модели специалиста
- 1. Ораторское искусство
- 2. Навыки письма
- 3. Умение работать с клиентом
- 4. Умение искать и анализировать, применять логику
- 5. Изучение судебной практики
- 6. Технологии
- 7. Знание основных законов и правовых процедур
- 8. Тайм-менеджмент
- 9. Организованность
- 10. Работа в команде
Профессиональная компетентность юриста. Основные виды компетенций юриста в современной модели специалиста
Профессиональная компетентность – сфера профессионального ведения, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью, круг решаемых проблем или вопросов.
Виды компетенций:
1. профессионально-правовая компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти; принятие решений в рамках существующей законодательной базы.
2. информационная компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих эффективное восприятие и оценку информации, отбор и синтез информации в соответствии с системой приоритетов; эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к конкретным потребностям профессиональной деятельности; использование информационных технологий в профессиональной деятельности, работа с различными информационными источниками и ресурсами, позволяющими проектировать решение профессиональных проблем и практических задач; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной консультационной и иной профессиональной деятельности; использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых ресурсов; ведение документации на электронных носителях.
Проявляется в следующих компетенциях:
— способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
(ОК-4);
— обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
(ОК-5);
— владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке
(ОК-13);
— владеет навыками ораторского искусства и активного слушания;
— владеет навыками самоконтроля над эмоциями, настроением в экстремальных и стрессовых ситуациях;
— способен устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками деловой коммуникации, владеет навыками аттракции;
— способен в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения;
— обладает высокой имиджевой культурой.
3. коммуникативная компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обращающимися за юридической помощью лицами; эффективное взаимодействие с различными организациями, органами власти и управления, их представителями; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально и профессионально значимых целей; владение деловой перепиской; умение вести переговоры, выполнять представительские функции, общаться с коллегами по работе; способность разрешения напряженных и конфликтных ситуаций, стимулирования партнера к прояснению его позиций, предложений; владение навыками ораторского искусства, активного слушания (умение слышать и понимать партнера), аргументации и убеждения, мотивации подчиненных, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
4. профессионально-этическая компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих следование в профессиональной деятельности нормам общечеловеческой морали и общественной нравственности, профессиональному этикету; понимание сущности и социальной значимости профессиональной юридической деятельности; демонстрацию в профессиональной деятельности правовой и психологической культуры, глубокого уважения к закону, бережного отношения к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина.
Проявляется в следующих компетенциях:
— осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
— способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
— имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
— обладает высоким уровнем нормативности поведения;
— способен сочетать нравственные и юридические требования в профессиональной деятельности.
5. организационная компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих высокий уровень самостоятельности и организованности профессиональной деятельности, владение навыками планирования деятельности и оптимального распределения временных и прочих ресурсов для обеспечения высокого уровня оперативности и эффективности профессиональной деятельности; способность оказывать управляющее воздействие на коллектив, других партнеров по общению, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессиональной деятельности; своевременное и оптимальное решение управленческих проблем и типичных профессиональных задач; видение проблем и их преодоление; нахождение нестандартных решений задач; гибкость и готовность принимать происходящие изменения, умение их инициировать и управлять ими; владение современными технологиями управления коллективом; владение проектными технологиями; умение видеть, развивать возможности и ресурсы работников.
Проявляется в следующих компетенциях:
— владеет навыками саморегуляции и самостоятельной организации собственной деятельности, проявляет собранность и аккуратность в работе;
— способен прогнозировать последствия принимаемых решений;
— имеет высокий уровень исполнительской дисциплины;
— способен к оперативному принятию эффективных решений на основе учета различных факторов профессионально значимой ситуации;
— способен оказывать управляющее воздействие на коллектив и партнеров по общению, оптимально распределять обязанности в коллективе, организовывать и контролировать совместную деятельность;
— способен к самостоятельной работе над практическими профессиональными задачами;
— способен к сотрудничеству, взаимодействию в команде, командному распределению полномочий и ответственности
6. профессионально-интеллектуальная компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих высокий уровень познавательной (когнитивной) активности, обобщение, анализ, восприятие информации, постановку цели и выбору путей ее достижения; аналитический и творческий анализ, а также навыки запоминания больших объемов информации; умение выделять главное, высокую умственную работоспособность, способность к здравым суждениям и умозаключениям.
Проявляется в следующих компетенциях:
— владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
— стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
— способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
— способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
— владеет навыками творческого мышления, поддержания умственной работоспособности,
— способен к запоминанию и умственной обработке больших объемов информации.
7. педагогическая компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
Проявляется в следующих компетенциях
— способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
-способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
— способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19)
1. Ораторское искусство
Речь – ключевой инструмент, который использует юрист в своей профессиональной деятельности. Его визитная карточка, благодаря которой юрист себя презентует, демонстрирует свой уровень интеллекта.
Какой она – речь – должна быть:
- содержательной,
- культурной, грамотной,
- четкой и лаконичной,
- логичной,
- убедительной,
- наполненной, но не перенасыщенной терминологией,
- выразительной.
Помимо того, что юрист должен уметь говорить, он обязан слушать и слышать клиентов, оппонентов, судей.
2. Навыки письма
Умение грамотно, ясно, точно и доступно изложить информацию на бумаге – один из важнейших навыков профессионала.
Не менее (если не более) важно – это постараться, чтобы текст поняли не только коллеги, но и клиенты. Правое регулирование в большинстве случаев равно сотням страниц сложного для восприятия текста.
📌 Реклама Отключить
И юрист должен довести суть до клиента, судей, присяжных, экспертов, других участников дела и процесса.
Специалисты по правовым вопросам должны:
- Изучить стилистические и механические аспекты написания.
- Не допускать грамматических ошибок.
- Получить навыки написания лаконичной и убедительной прозы.
- Получить опыт составления правовых документов: ходатайства, договоры, резолюции, меморандумы и др.
3. Умение работать с клиентом
В клиентоориентированной юридической отрасли честная и квалифицированная работа с клиентами имеет решающее значение для успеха специалиста и фирмы.
У юриста должен быть опыт работы с клиентами, а также развитые коммуникационные навыки (устные и письменные).
4. Умение искать и анализировать, применять логику
Юристам приходится иметь дело с огромным количеством сложной информации, в большинстве случаев написанной специфическим языком. Чтобы эффективно с ней работать юристу просто необходимы аналитические и логические навыки: 📌 Реклама Отключить
- Рассмотрение сложных письменных документов, составление выводов и установление связей между юридическими лицами.
- Развитие логического мышления.
- Структурирование и оценка аргументов.
- Использование индуктивных и дедуктивных методик в работе над выводами.
5. Изучение судебной практики
В самом широком смысле это умение анализировать правовую проблему и находить возможные способы её решения после изучения законодательных актов, прецедентного права, судебных мнений, уставов, положений и другой информации.
Юрист должен овладеть:
- Основными техниками поиска информации.
- Навыками определения фактических обстоятельств дела.
- Искусство интерпретации, анализом (оценкой) правовой квалификации дела.
- Навыком определения применимой нормы права, ссылок на законы.
- Навыком работы с базами данных (поисковиками) судебных инстанций, справочных систем и пр.
6. Технологии
Технология стремительно меняет юридический ландшафт. 📌 Реклама Отключить
Сегодня это неотъемлемая часть юридических услуг. Поэтому профессионал должен:
- Быстро разбираться в программном обеспечении, оптимизирующим работу юристов (презентации, поисковые базы данных и пр.);
- Знать и владеть навыками работы с электронной почтой, системами голосовых сообщений, видеоконференциями;
- Обладать навыками интернет-сёрфинга, чтобы быстро и эффективно проводить поиск и анализ правовой информации.
7. Знание основных законов и правовых процедур
Все юристы, даже те, кто находится на дне юридической карьеры, должны обладать базовыми знаниями о материальном праве и юридической процедуре. Специалисты по правовым вопросам должны иметь общие знания:
- о местных и федеральных органах госуправления;
- о правилах и процедурах обращений, подачи ходатайств и пр.;
- об основополагающих принципах права в тех областях практики, в которых они работают;
- соответствующей юридической терминологии.
8. Тайм-менеджмент
В профессии, основанной на бизнес-модели «оплата за час» и связывающей производительность с финансовой выгодой, юристы постоянно находятся под прессом времени. 📌 Реклама Отключить
Большие нагрузки, таймлайны и дедлайны – всё это, увы, привычные атрибуты работы юриста. Поэтому немаловажными навыками будут:
- развитие навыков многозадачности;
- планирование, умение управлением времени;
- расстановка приоритетов;
- умение работать в ограниченные сроки.
9. Организованность
Навык, который поможет организовывать работу рабочей группы, департамента, компании:
- навык анализа, обработки, структурирования и управления больших объемов информации: документов, файлов и др.;
- умение определять цели, эффективно структурировать дело из огромного количества несвязанной информации;
- навыки работы с приложениями, помогающими управлять данными.
10. Работа в команде
Юристы не работают в вакууме. Даже адвокатам-солистам приходится полагаться на секретарей и вспомогательный персонал, общаться с консультантами и экспертами. Может случиться и так, что дело потребует коллективных усилий нескольких адвокатов или адвокатских фирм. 📌 Реклама Отключить
Поэтому юристу не обойтись без навыков:
- работы в коллективе ради общей цели;
- координации и обмена информацией и знаниями;
- развитием коммуникативных навыков, чтобы более эффективно общаться с коллегами, сотрудниками, клиентами, экспертам.
- публичных выступлений и участия в командных мероприятиях, встречах и конференциях.
Развивайте все эти навыки, и вы будете на пути к успеху в юридической профессии.