Профессиональные компетенции юриста

Профессиональная компетентность юриста. Основные виды компетенций юриста в современной модели специалиста

Профессиональная компетентность – сфера профессионального ведения, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью, круг решаемых проблем или вопросов.

Виды компетенций:

1. профессионально-правовая компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти; принятие решений в рамках существующей законодательной базы.

2. информационная компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих эффективное восприятие и оценку информации, отбор и синтез информации в соответствии с системой приоритетов; эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к конкретным потребностям профессиональной деятельности; использование информационных технологий в профессиональной деятельности, работа с различными информационными источниками и ресурсами, позволяющими проектировать решение профессиональных проблем и практических задач; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной консультационной и иной профессиональной деятельности; использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых ресурсов; ведение документации на электронных носителях.

Проявляется в следующих компетенциях:

— способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

(ОК-4);

— обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

(ОК-5);

— владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке

(ОК-13);

— владеет навыками ораторского искусства и активного слушания;

— владеет навыками самоконтроля над эмоциями, настроением в экстремальных и стрессовых ситуациях;

— способен устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками деловой коммуникации, владеет навыками аттракции;

— способен в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения;


— обладает высокой имиджевой культурой.

3. коммуникативная компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обращающимися за юридической помощью лицами; эффективное взаимодействие с различными организациями, органами власти и управления, их представителями; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально и профессионально значимых целей; владение деловой перепиской; умение вести переговоры, выполнять представительские функции, общаться с коллегами по работе; способность разрешения напряженных и конфликтных ситуаций, стимулирования партнера к прояснению его позиций, предложений; владение навыками ораторского искусства, активного слушания (умение слышать и понимать партнера), аргументации и убеждения, мотивации подчиненных, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

4. профессионально-этическая компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих следование в профессиональной деятельности нормам общечеловеческой морали и общественной нравственности, профессиональному этикету; понимание сущности и социальной значимости профессиональной юридической деятельности; демонстрацию в профессиональной деятельности правовой и психологической культуры, глубокого уважения к закону, бережного отношения к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина.

Проявляется в следующих компетенциях:

— осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

— способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

— имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

— обладает высоким уровнем нормативности поведения;

— способен сочетать нравственные и юридические требования в профессиональной деятельности.

5. организационная компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих высокий уровень самостоятельности и организованности профессиональной деятельности, владение навыками планирования деятельности и оптимального распределения временных и прочих ресурсов для обеспечения высокого уровня оперативности и эффективности профессиональной деятельности; способность оказывать управляющее воздействие на коллектив, других партнеров по общению, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессиональной деятельности; своевременное и оптимальное решение управленческих проблем и типичных профессиональных задач; видение проблем и их преодоление; нахождение нестандартных решений задач; гибкость и готовность принимать происходящие изменения, умение их инициировать и управлять ими; владение современными технологиями управления коллективом; владение проектными технологиями; умение видеть, развивать возможности и ресурсы работников.

Проявляется в следующих компетенциях:

— владеет навыками саморегуляции и самостоятельной организации собственной деятельности, проявляет собранность и аккуратность в работе;

— способен прогнозировать последствия принимаемых решений;

— имеет высокий уровень исполнительской дисциплины;

— способен к оперативному принятию эффективных решений на основе учета различных факторов профессионально значимой ситуации;

— способен оказывать управляющее воздействие на коллектив и партнеров по общению, оптимально распределять обязанности в коллективе, организовывать и контролировать совместную деятельность;

— способен к самостоятельной работе над практическими профессиональными задачами;

— способен к сотрудничеству, взаимодействию в команде, командному распределению полномочий и ответственности

6. профессионально-интеллектуальная компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих высокий уровень познавательной (когнитивной) активности, обобщение, анализ, восприятие информации, постановку цели и выбору путей ее достижения; аналитический и творческий анализ, а также навыки запоминания больших объемов информации; умение выделять главное, высокую умственную работоспособность, способность к здравым суждениям и умозаключениям.

Проявляется в следующих компетенциях:

— владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

— стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

— способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

— способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

— владеет навыками творческого мышления, поддержания умственной работоспособности,

— способен к запоминанию и умственной обработке больших объемов информации.

7. педагогическая компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

Проявляется в следующих компетенциях

— способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

-способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

— способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19)

1. Ораторское искусство

Речь – ключевой инструмент, который использует юрист в своей профессиональной деятельности. Его визитная карточка, благодаря которой юрист себя презентует, демонстрирует свой уровень интеллекта.

Какой она – речь – должна быть:

  • содержательной,
  • культурной, грамотной,
  • четкой и лаконичной,
  • логичной,
  • убедительной,
  • наполненной, но не перенасыщенной терминологией,
  • выразительной.

Помимо того, что юрист должен уметь говорить, он обязан слушать и слышать клиентов, оппонентов, судей.

2. Навыки письма

Умение грамотно, ясно, точно и доступно изложить информацию на бумаге – один из важнейших навыков профессионала.

Не менее (если не более) важно – это постараться, чтобы текст поняли не только коллеги, но и клиенты. Правое регулирование в большинстве случаев равно сотням страниц сложного для восприятия текста.

📌 Реклама Отключить

И юрист должен довести суть до клиента, судей, присяжных, экспертов, других участников дела и процесса.

Специалисты по правовым вопросам должны:

  • Изучить стилистические и механические аспекты написания.
  • Не допускать грамматических ошибок.
  • Получить навыки написания лаконичной и убедительной прозы.
  • Получить опыт составления правовых документов: ходатайства, договоры, резолюции, меморандумы и др.

3. Умение работать с клиентом

В клиентоориентированной юридической отрасли честная и квалифицированная работа с клиентами имеет решающее значение для успеха специалиста и фирмы.

У юриста должен быть опыт работы с клиентами, а также развитые коммуникационные навыки (устные и письменные).

4. Умение искать и анализировать, применять логику

Юристам приходится иметь дело с огромным количеством сложной информации, в большинстве случаев написанной специфическим языком. Чтобы эффективно с ней работать юристу просто необходимы аналитические и логические навыки: 📌 Реклама Отключить

  • Рассмотрение сложных письменных документов, составление выводов и установление связей между юридическими лицами.
  • Развитие логического мышления.
  • Структурирование и оценка аргументов.
  • Использование индуктивных и дедуктивных методик в работе над выводами.

5. Изучение судебной практики

В самом широком смысле это умение анализировать правовую проблему и находить возможные способы её решения после изучения законодательных актов, прецедентного права, судебных мнений, уставов, положений и другой информации.

Юрист должен овладеть:

  • Основными техниками поиска информации.
  • Навыками определения фактических обстоятельств дела.
  • Искусство интерпретации, анализом (оценкой) правовой квалификации дела.
  • Навыком определения применимой нормы права, ссылок на законы.
  • Навыком работы с базами данных (поисковиками) судебных инстанций, справочных систем и пр.

6. Технологии

Технология стремительно меняет юридический ландшафт. 📌 Реклама Отключить

Сегодня это неотъемлемая часть юридических услуг. Поэтому профессионал должен:

  • Быстро разбираться в программном обеспечении, оптимизирующим работу юристов (презентации, поисковые базы данных и пр.);
  • Знать и владеть навыками работы с электронной почтой, системами голосовых сообщений, видеоконференциями;
  • Обладать навыками интернет-сёрфинга, чтобы быстро и эффективно проводить поиск и анализ правовой информации.

7. Знание основных законов и правовых процедур

Все юристы, даже те, кто находится на дне юридической карьеры, должны обладать базовыми знаниями о материальном праве и юридической процедуре. Специалисты по правовым вопросам должны иметь общие знания:

  • о местных и федеральных органах госуправления;
  • о правилах и процедурах обращений, подачи ходатайств и пр.;
  • об основополагающих принципах права в тех областях практики, в которых они работают;
  • соответствующей юридической терминологии.

8. Тайм-менеджмент

В профессии, основанной на бизнес-модели «оплата за час» и связывающей производительность с финансовой выгодой, юристы постоянно находятся под прессом времени. 📌 Реклама Отключить

Большие нагрузки, таймлайны и дедлайны – всё это, увы, привычные атрибуты работы юриста. Поэтому немаловажными навыками будут:

  • развитие навыков многозадачности;
  • планирование, умение управлением времени;
  • расстановка приоритетов;
  • умение работать в ограниченные сроки.

9. Организованность

Навык, который поможет организовывать работу рабочей группы, департамента, компании:

  • навык анализа, обработки, структурирования и управления больших объемов информации: документов, файлов и др.;
  • умение определять цели, эффективно структурировать дело из огромного количества несвязанной информации;
  • навыки работы с приложениями, помогающими управлять данными.

10. Работа в команде

Юристы не работают в вакууме. Даже адвокатам-солистам приходится полагаться на секретарей и вспомогательный персонал, общаться с консультантами и экспертами. Может случиться и так, что дело потребует коллективных усилий нескольких адвокатов или адвокатских фирм. 📌 Реклама Отключить

Поэтому юристу не обойтись без навыков:

  • работы в коллективе ради общей цели;
  • координации и обмена информацией и знаниями;
  • развитием коммуникативных навыков, чтобы более эффективно общаться с коллегами, сотрудниками, клиентами, экспертам.
  • публичных выступлений и участия в командных мероприятиях, встречах и конференциях.

Развивайте все эти навыки, и вы будете на пути к успеху в юридической профессии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *