Признание действий незаконными

Иск о запрете осуществления предпринимательской деятельности и понуждении прекратить эксплуатацию автомобильной мойки удовлетворен, поскольку ответчик не представил доказательств соблюдения санитарных норм и правил, безопасности деятельности для окружающей среды, введения в эксплуатацию объекта, получения и соблюдения необходимых разрешений.. Определение от 20 января 2011 года № 33-115-2011. Новосибирская область.

Судья Конева *.*.
Докладчик Шишко *.*.
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего: Шишко *.*. Судей: Плотниковой *.*., Карболиной *.*.
С участием пом. прокурора Новосибирской области Козловой *.*.
При секретаре: М.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 20 января 2011 года дело по кассационной жалобе А. на решение Заельцовского районного суда от 06 октября 2010 года, которым исковые требования прокурора Заельцовского района г. Новосибирска удовлетворены.
обязан прекратить эксплуатацию автомобильной мойки в гаражном боксе, расположенном возле жилого дома на земельном участке по адресу:.
Взыскана с А. в доход бюджета государственная пошлина в сумме 200 руб.
Заслушав доклад судьи Шишко *.*., пояснения пом. прокурора НСО Козловой *.*. об оставлении решения без изменения, судебная коллегия,
установила:
Прокурор Заельцовского района г. Новосибирска обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к А. о запрете осуществления предпринимательской деятельности и понуждении прекратить эксплуатацию автомобильной мойки.
В обоснование иска указал, что на земельном участке по адресу:, предназначенном для эксплуатации жилого дома, ответчиком организована автомобильная мойка — в гараже оборудованы места для мойки, имеются моющие средства, оборудован слив, который в гараже углублен, затем имеется вывод слива на дорогу, что загрязняет окружающую среду. Санитарно-защитная зона, предусмотренная для такого объекта (100 метров) не разработана и фактически не соблюдается. Сооружение находится в секторе плотной индивидуальной застройки, кроме того, А. производится использование земельного участка с нарушением его целевого назначения, что противоречит ст. ст. 1, 3, 34 ФЗ “Об охране окружающей среды“, ст. ст. 11, 39 ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов“. А. неоднократно привлекался к административной ответственности за аналогичные действия, однако до настоящего времени продолжает незаконную предпринимательскую деятельность по использованию автомойки.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе А. просит решение суда отменить. Указывает, что он не является собственником дома и земельного участка по адресу:, вывод суда о том, что он организовал и эксплуатировал по указанному адресу автомойку, необоснован. Он лишь ранее работал на данной мойке мойщиком.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу ст. 3 ФЗ “Об охране окружающей среды“ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
В соответствии со ст. 11 ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ от 30.03.1999 года N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц ( ст. 39 указанного Закона).
СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов“ определены условия, при которых осуществляется эксплуатация объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в соответствии с п.п. 2.1, 2.2, 5.1, 7.1.12 которых в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее — санитарно-защитная зона (СЗЗ)), автомобильные мойки от двух до пяти постов отнесены к объектам 6 класса опасности, для которого санитарно-защитная зона составляет 100 м.
В нарушение вышеуказанных требований закона А. в гаражном боксе, расположенном в секторе плотной индивидуальной застройки на земельном участке, предоставленном для строительства жилого дома, не разработав и фактически не соблюдая предусмотренную для такого объекта санитарно-защитную зону, организовал автомобильную мойку, в которой ведет деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду и представляющую опасность для санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи со сбросом загрязненных моющими химическими средствами и отходами горюче-смазочных материалов сточных вод и их распыление, выбросами выхлопных газов.
В силу ст. 3 ФЗ “Об охране окружающей среды“ одним из принципов осуществления хозяйственной деятельности является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности означает, что Закон рассматривает всякую планируемую деятельность как потенциально опасную. Следовательно, обязанность доказать экологическую безопасность возлагается на лицо, заинтересованное в реализации своих планов.
Однако доказательств соблюдения санитарных норм и правил, безопасности деятельности для окружающей среды, введения в эксплуатацию автомобильной мойки с получением и соблюдением необходимых разрешений ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования о прекращении эксплуатации мойки в гаражном боксе возле жилого дома, на земельном участке, не отведенном для указанных целей.
Выводы суда являются правильными, основанными на установленных обстоятельствах дела, соответствуют материальному закону и не опровергаются доводами кассационной жалобы.
Довод жалобы А., что он является ненадлежащим ответчиком, неубедителен, опровергается материалами дела.
с 2008 года неоднократно привлекался к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности — мойку автомобилей — без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в непредназначенном для этого месте, вину свою признавал (л. д. 9, 22 — 27, 32. 34 — 35). Владелец земельного участка, на котором находится гараж, оборудованный под мойку, *.*. в объяснениях по административному делу поясняла, что ее зять А. построил временное сооружение — автомойку (л. д. 10). От своего имени А. обращался в администрацию Заельцовского района с заявлением о выдаче ему разрешения на оказание услуг автомойки (л. д. 52), а в налоговую инспекцию с заявлением о регистрации в качестве ИП по оказанию услуг автомойки по адресу: (л. д. 53).
Принадлежность земельного участка, на котором расположена автомойка, не ответчику, а другому лицу, на что имеется ссылка в жалобе, не свидетельствует о незаконности решения. Судом принято решение не о сносе строения, а о прекращении ответчиком деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Заельцовского районного суда от 6 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу А. без удовлетворения.

Незаконные действия должностных лиц

В соответствии со ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Данная конституционная норма в сфере властно-административных правоотношений реализуется путем закрепления в ГК РФ обязанности возместить ущерб, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.

Возмещение вреда в следствии незаконных действий должностных лиц

Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

При этом в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Взыскание убытков в Москве

Таким образом, при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п. Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать сам факт причинения ему ущерба действиями ответчика, должна быть доказана причинно-следственная связь между возникшими убытками и действиями ответчика, должен быть доказан размер причиненных убытков.

Размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено (п. 10, 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01.07.1996).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Возмещение вреда в следствии незаконных действий должностных лиц

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. При этом, расширенно истолковав нормы указанной статьи ГК РФ, следует, что вред, причиненный гражданину, должен быть возмещен в зависимости от ведомственной принадлежности органа, должностным лицом которого является причинитель вреда, а не за счет той казны, за счет которой содержится причинитель вреда.

В случаях, когда в соответствии со ст. 1071 ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с законом эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Право на возмещение ущерба возникает при условии:

  • Постановления оправдательного приговора;
  • Прекращения уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием в деянии состава преступления или за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления;
  • Прекращения дела об административном правонарушении.

Ущерб не подлежит возмещению, если гражданин в процессе дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства путем самооговора препятствовал установлению истины и тем самым способствовал наступлению соответствующих последствий (Указ Президиума ВС СССР от 18.05.1981 N 4892-X (утв. Законом СССР от 24.06.1981 N 5156-X)).

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 25 января 2001 г. N 1-П положение п. 2 ст. 1070 ГК РФ признано не противоречащим Конституции РФ и не может служить основанием для отказа в возмещении государством вреда, причиненного при осуществлении гражданского судопроизводства в иных случаях (а именно когда спор не разрешается по существу) в результате незаконных действий (или бездействия) суда (судьи), в том числе при нарушении разумных сроков судебного разбирательства, — если вина судьи установлена не приговором суда, а иным соответствующим судебным решением.

В соответствии со ст. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 года «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей» производится возмещение имущественного ущерба, восстановление трудовых, пенсионных, жилищных, других прав, возмещение иного ущерба, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Возмещению подлежат:

  • Заработок и другие трудовые доходы, являющиеся основным источником средств к существованию гражданина, которых он лишился в результате незаконных действий.

Размер подлежащих возмещению сумм определяется с зачетом заработка, полученного гражданином за время отстранения от работы, отбывания наказания или административного взыскания в виде исправительных работ;

  • Пенсия или пособие, выплата которых была приостановлена в связи с незаконным лишением свободы.

Пенсия или пособие выплачиваются органами социального обеспечения или другими соответствующими органами по месту жительства гражданина к моменту предъявления требования;

  • Имущество (в том числе деньги, денежные вклады и проценты на них, облигации государственных займов и выпавшие на них выигрыши, иные ценности), конфискованное или обращенное в доход государства судом либо изъятое органами дознания или предварительного следствия, а также имущество, на которое наложен арест.

Указанное в настоящем пункте имущество возвращается в натуре, а при невозможности возврата в натуре его стоимость возмещается за счет казны;

  • Штрафы, взысканные во исполнение приговора суда; судебные издержки и иные суммы, выплаченные гражданином в связи с незаконными действиями;
  • Суммы, выплаченные гражданином юридической консультации за оказание юридической помощи.

Возмещение ущерба за счет государства

Возмещение ущерба, предусмотренного пунктами 1, 4 и 5, указанными выше, производится за счет средств государственного бюджета.

В случае смерти гражданина право на возмещение ущерба, предусмотренного пунктами 1, 3, 4 и 5, указанными выше, в установленном порядке переходит к его наследникам, а пунктом 2 — к тем членам его семьи, которые относятся к кругу лиц, обеспечиваемых пенсией по случаю потери кормильца.

Гражданину, освобожденному от работы (должности) в связи с незаконным осуждением либо отстраненному от должности в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности, должна быть предоставлена прежняя работа (должность), а при невозможности этого (ликвидация предприятия, учреждения, организации, сокращение должности, а также наличие иных предусмотренных законом оснований, препятствующих восстановлению на работе (должности)) — другая равноценная работа (должность). Работа (должность) предоставляется гражданину не позднее месячного срока со дня его обращения, если оно последовало в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу оправдательного приговора либо вынесения постановления (определения) о прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием в деянии состава преступления или за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления.

Запись, занесенная в трудовую книжку, в случаях, указанных в предыдущем абзаце, признается недействительной. По просьбе гражданина администрация предприятия, учреждения, организации выдает ему дубликат трудовой книжки без внесения в нее записи, признанной недействительной.

Время содержания под стражей, время отбывания наказания, а также время, в течение которого гражданин не работал в связи с отстранением от должности, засчитывается как в общий трудовой стаж, так и в стаж работы по специальности. Это время включается также в непрерывный стаж, если перерыв между днем вступления в законную силу оправдательного приговора либо вынесения постановления (определения) о прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием в деянии состава преступления или за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления и днем поступления на работу не превышает трех месяцев.

Трудовой стаж, стаж работы в колхозе, исчисленные с зачетом периодов, указанных в предыдущем абзаце, учитываются во всех случаях, когда рабочим, служащим и колхозникам предоставляются различные льготы и преимущества, в том числе при назначении пенсий и пособий по государственному социальному страхованию. Рабочим и служащим этот стаж учитывается также при назначении пенсий на льготных условиях, в льготных размерах и за выслугу лет, при установлении размеров месячных ставок (должностных окладов) в зависимости от продолжительности работы по специальности, а также при выплате единовременного вознаграждения или процентных надбавок за выслугу лет и по итогам работы предприятия за год.

Если незаконно осужденный либо незаконно привлеченный к уголовной ответственности гражданин ко дню обращения за пенсией не работает или получает заработную плату в меньших размерах, чем до осуждения либо привлечения к уголовной ответственности, то по его просьбе пенсия назначается ему исходя из оклада (ставки) по должности (работе), занимаемой им до осуждения либо привлечения к уголовной ответственности, или по другой аналогичной должности (работе) на день вступления в законную силу оправдательного приговора либо вынесения постановления (определения) о прекращении уголовного дела.

При назначении пенсии на льготных условиях или в льготных размерах периоды, указанные выше (время содержания под стражей, время отбывания наказания, а также время, в течение которого гражданин не работал в связи с отстранением от должности, засчитываются как в общий трудовой стаж, так и в стаж работы по специальности), приравниваются по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала незаконному осуждению или незаконному привлечению к уголовной ответственности, либо к работе, которая следовала за освобождением от уголовной ответственности или отбыванием наказания.

Муниципальное образование или администрация предприятия, учреждения, организации возвращают гражданину, утратившему право пользоваться жилым помещением вследствие незаконного осуждения, ранее занимаемое им жилое помещение, а при невозможности возврата предоставляют ему в установленном порядке вне очереди в том же населенном пункте равноценное благоустроенное жилое помещение с учетом действующих норм жилой площади и состава семьи.

В отношении гражданина, лишенного в связи с незаконным осуждением воинских или иных званий, а также орденов и медалей, по представлению суда, отменившего приговор с прекращением дела, в установленном порядке решается вопрос о восстановлении званий и возвращении орденов и медалей.

В случае постановления оправдательного приговора, прекращения уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием в деянии состава преступления или за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления, а также прекращения дела об административном правонарушении органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суд обязаны разъяснить этому гражданину порядок восстановления его нарушенных прав и возмещения иного ущерба, а также по его просьбе в месячный срок письменно поставить в известность о своем решении трудовой коллектив или общественные организации по месту жительства.

Если сведения об осуждении или привлечении такого гражданина к уголовной ответственности, применении к нему в качестве меры пресечения заключения под стражу или наложении на него административного взыскания в виде ареста или исправительных работ были опубликованы в печати, то по требованию этого гражданина, а в случае его смерти — по требованию его родственников, органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры либо суда соответствующие редакции в течение одного месяца обязаны сделать об этом необходимое сообщение.

Определение размера ущерба, указанного в пунктах 1, 4 и 5 (указанных выше), производят в месячный срок со дня обращения гражданина соответствующие органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суд, о чем выносят постановление (определение).

Если дело прекращено судом при рассмотрении его в кассационном или надзорном порядке, указанные действия производит суд, рассмотревший дело по первой инстанции.

Гражданин, обратившийся о возмещении ущерба, вправе в установленном законом порядке обжаловать постановление (определение), вынесенное на основании части первой настоящей статьи, соответственно прокурору или в вышестоящий суд.

Если требование о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав, а также о возврате указанного в пункте 3, указанном выше, имущества или его стоимости не удовлетворено или гражданин не согласен с принятым решением, он вправе обратиться в суд в порядке искового производства.

По выбору истца иск может быть предъявлен по месту его жительства или по месту нахождения ответчика. Стороны по этим делам освобождаются от уплаты судебных расходов.

Восстановление служебных, пенсионных, жилищных, других личных и имущественных прав и возмещение иного ущерба, причиненного военнослужащему Советской (Российской) Армии и Военно-Морского Флота, войск и органов Министерства внутренних дел СССР (РФ) и Комитета государственной безопасности СССР (РФ) незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, производится по правилам, установленным настоящим Положением, и в порядке, определяемом соответственно Министром обороны СССР (РФ), Минстроем внутренних дел СССР (РФ), Председателем Комитета государственной безопасности СССР (РФ) (Положение о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (утв. Указом Президиума ВС СССР от 18.05.1981 N 4892-X)).

Ущерб, причиненный гражданину РФ незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей в области административного управления, возмещается на общих основаниях (ст. 1064 ГК РФ), если иное не предусмотрено законом.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания, не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Для наступления ответственности, предусмотренной статьями 16, 1064, 1069, 1070 ГК РФ, необходимо наличие состава правонарушения, включающего:

  1. Наступление вреда;
  2. Вину причинителя вреда;
  3. Размер ущерба;
  4. Противоправность поведения причинителя вреда;
  5. Причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.

Отсутствие одного из вышеназванных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о возмещении вреда.

Данная конституционная норма в сфере властно-административных правоотношений реализуется путем закрепления в ГК РФ обязанности возместить ущерб, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *