Признаки необычных сделок ФЗ 115

Наверное, каждый из нас слышал о том, что, произведя те или иные сделки
либо совершив некоторые финансовые операции, можно привлечь внимание
специалистов компетентных органов, которые займутся проверкой чистоты
сделки и происхождения денежных средств. Какие сделки могут
проконтролировать? Из каких источников контролирующие органы получают
сведения? Насколько реально оказаться в зоне контроля?

А. А. Каширина /эксперт журнала «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения/

Ответам на эти и некоторые другие вопросы посвящена наша статья. Надеемся, что этот материал заинтересует не только тех, чья профессиональная деятельность связана с финансами, но и тех, кто производит какие-либо операции в качестве физического лица.

А начнем мы весьма прозаично…

…С того, что основным документом, регулирующим отношения физических и юридических лиц и государственных органов, осуществляющих контроль операций с денежными средствами и иным имуществом, является Федеральный закон № 115-ФЗ. Кроме того, в настоящее время уполномоченным органом в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является Федеральная служба по финансовому мониторингу – Росфинмониторинг.

Эти сведения относятся к общеизвестным. О существовании названного закона и соответствующей государственной службы знают и директора, и финансисты, и главные бухгалтеры. Тем не менее, они зачастую и не подозревают о том, что оформление договора или перечисление денежных средств, или визит к адвокату и т.д. и т.п. станут причиной открытия на организацию специального досье и знакомства должностных лиц предприятия со специалистами компетентных ведомств. Речь идет отнюдь не о приобретении недвижимости за рубежом или связях с террористами, нет. Объектом пристального внимания организация (ее руководитель и главный бухгалтер) может стать, заключив, например, договор лизинга или беспроцентного займа, а также совершив другие сделки, перечень которых очень обширен. Но обо всем по порядку.

А знаете ли вы, что…

…В целях исполнения положений Закона № 115-ФЗ Центральный Банк России утвердил виды коммерческой деятельности, относимые к так называемой повышенной степени риска. В частности, это:

1. Туристская деятельность (туроператорская, турагентская, а также иная деятельность по организации путешествий).

2. Деятельность, связанная с реализацией (в том числе комиссионной) предметов искусства.

3. Любая деятельность, связанная с интенсивным оборотом наличности (в том числе оказание услуг в сфере розничной торговли, в сфере общественного питания, розничная торговля горюче-смазочными материалами на бензоколонках и газозаправочных станциях).

Этот список дополнил ранее установленный перечень, в котором были поименованы: сделки с использованием интернет-технологий (п. 2.9.11), деятельность, связанная с реализацией легковых автотранспортных средств (п. 2.9.4), деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений (казино, букмекерских контор и др.), по организации и проведению лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и иных основанных на риске игр, в том числе в электронной форме, а также деятельность ломбардов (п. 2.9.3).

Однако попадут в поле зрения специалистов Росфинмониторинга не только организации, занимающиеся указанными видами деятельности, но и те, которые совершают операции, подлежащие обязательному контролю. Перечень таких операций установлен ст. 6 Закона № 115-ФЗ:

– операции с денежными средствами в наличной форме (внесение физическим лицом в уставный капитал организации денежных средств в наличной форме; снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности; покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом; приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет; обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства);

– операции по банковским счетам (зачисление денежных средств на счет (или списание денежных средств со счета) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо если операции по указанному счету не производились с момента его открытия; размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов на предъявителя; открытие вклада в пользу третьих лиц с размещением денежных средств в наличной форме);

– иные сделки с движимым имуществом (предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа; получение (предоставление) имущества по договору финансовой аренды (лизинга); помещение ценных бумаг, драгоценных металлов и камней и иных ценностей в ломбард; выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения; и другие операции).

Все эти операции подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее.

Кроме того, обязательный контроль распространяется на сделки с недвижимым имуществом, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 3 000 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 руб., или превышает ее. В силу п. 3 ст. 6 Закона № 115-ФЗ, если операция с денежными средствами или иным имуществом осуществляется в иностранной валюте, то ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу ЦБР, действующему на дату совершения данной операции.

Но и это далеко не все случаи, когда к вам проявят интерес компетентные органы. Кроме сделок, подпадающих под обязательный контроль, существуют еще так называемые необычные сделки (п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Сделка признается необычной, если…

…Она не соответствует целям деятельности организации, установленным ее учредительными документами;

– операции (сделки) совершаются неоднократно, и их характер дает основание полагать, что целью является уклонение от процедур обязательного контроля;

– сделки носят запутанный или необычный характер и не имеют очевидного экономического смысла или очевидной законной цели.

Сделка может быть признана необычной и по иным обстоятельствам, дающим основания полагать, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Критерии выявления и признаки необычных сделок приведены в Приложении № 2 к Письму ЦБ РФ № 99-Т. Перечислим некоторые из них.

1. Передача клиентом поручения об осуществлении операции через представителя (посредника), если этот представитель (посредник) выполняет поручение клиента, не вступая в прямой (личный) контакт с кредитной организацией.

2. Невозможность осуществить связь с клиентом по указанным им адресам и телефонам.

3. Невозможность установления контрагентов клиента.

4. Зачисление денежных средств на счет клиента – юридического лица, операции по которому не производились в течение более чем шести месяцев или были незначительными для данного клиента, с последующим снятием клиентом денежных средств в наличной форме.

5. Не связанное напрямую с деятельностью клиента неожиданное существенное увеличение сальдо на счете, которое впоследствии переводится в другую кредитную организацию или используется для целей покупки ценных бумаг на предъявителя.

6. Существенное увеличение доли наличных денежных средств, поступающих на счет клиента – юридического лица, если обычными для основной деятельности клиента являются расчеты в безналичной форме.

7. Немотивированный отказ в представлении клиентом запрашиваемых банком дополнительных сведений, а также излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции.

8. Необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент.

9. Внесение клиентом в ранее согласованную схему сделки значительных изменений непосредственно перед началом ее реализации (в первую очередь касающихся направления движения денежных средств или иного имущества).

10. Зачисление на счет клиента по одному основанию от одного или нескольких контрагентов денежных средств, не превышающих по отдельности сумму, эквивалентную 600 000 руб., но в результате сложения превышающих эту сумму (при условии, если деятельность клиента не связана с обслуживанием населения, сбором обязательных или добровольных платежей) с последующим переводом денежных средств на счет клиента, открытый в другой кредитной организации, или использованием денежных средств на покупку иностранной валюты, ценных бумаг и других высоколиквидных активов.

11. Дробление сумм денежных средств, перечисляемых клиентом одному или нескольким контрагентам по одному основанию, в течение небольшого периода времени при условии, что результат сложения перечисленных денежных средств (если бы они были перечислены на основании одного платежного документа) превышает сумму, эквивалентную 600 000 руб.

12. Перевод денежных средств со счета клиента – юридического лица на его счет в другой кредитной организации без видимого основания (например, без закрытия счета, не в целях погашения кредита, полученного от другой кредитной организации, равные или более низкие ставки по вкладам или равные либо худшие условия обслуживания в другой кредитной организации) с назначением платежа «перевод собственных средств».

13. Нерегулярное или однократное использование клиентом счета для получения денежных средств с последующим их снятием в наличной форме на сумму меньше суммы, эквивалентной 600 000 руб., с последующим закрытием счета либо прекращением по нему операций.

14. Пренебрежение клиентом более выгодными условиями оказания услуг (тариф комиссионного вознаграждения, ставки по срочным вкладам (депозитам) и вкладам (депозитам) до востребования и т.д.), а также предложение клиентом банку необычно высокой комиссии.

15. Открытие в течение небольшого периода времени на имя одного клиента нескольких срочных депозитных счетов на сумму, не превышающую сумму, эквивалентную 600 000 руб., с последующим зачислением сумм по истечении срока вкладов (депозитов) на один счет и (или) последующим переводом в другую кредитную организацию.

16. Предоставление или получение кредита (займа) с процентной ставкой, существенно превышающей среднюю процентную ставку по кредитам на внутреннем (внешнем) рынках.

17. Погашение просроченной задолженности по кредитному договору, если условия деятельности клиента и информация о нем не позволяет определить кредитной организации источник финансирования кредиторской задолженности.

18. В погашение кредита клиента поступают денежные средства из не упомянутых клиентом или неизвестных источников погашения.

19. Возврат страховой премии на сумму меньше суммы, эквивалентной 600 000 руб., при досрочном расторжении клиентом договора добровольного страхования, если денежные средства переводятся из другой кредитной организации.

20. Информация, изложенная в заявлении клиента о предоставлении кредита, не соответствует информации и документам, полученным в ходе переговоров от представителей клиента.

Обратите внимание: рамки статьи не позволяют привести полный перечень установленных ЦБР признаков необычных сделок. Заинтересованный читатель может самостоятельно изучить все критерии, изложенные в Приложении № 2 к Письму № 99-Т. Кроме того, ЦБР своими письмами периодически доводит до сведения кредитных организаций примерные схемы операций, возможной целью которых является легализация незаконно полученных доходов. В частности, одним из них является Письмо от 26.01.05 № 17-Т «Об усилении контроля за операциями с наличными денежными средствами». Ознакомление с изложенными в нем схемами, безусловно, поможет предприятиям и физическим лицам не попасть в зону контроля.

Согласно п. 2.4.5 Письма ЦБ РФ № 99-Т при выявлении в деятельности клиента необычной сделки кредитная организация может обратиться к клиенту с просьбой о представлении необходимых объяснений и дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл необычной сделки.

Заметим, что в целях реализации требований Закона № 115-ФЗ кредитная организация обязана представлять в уполномоченный орган сведения по всем подлежащим обязательному контролю операциям (в том числе по операциям, характер которых имеет очевидный экономический смысл и которые у сотрудников кредитной организации не вызывают подозрений в том, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем). Такие разъяснения банкам даны в Информационном письме ЦБ РФ от 29.11.02 № 2. Таким образом, надеяться на то, что у предприятия имеется положительный опыт работы с банком, вследствие чего законность его деятельности у сотрудников банка не должна вызывать сомнений, бухгалтеру не следует. Обо всех перечисленных нами сделках кредитная организация должна представлять сведения Федеральной службе по финансовому мониторингу вне зависимости от характера взаимоотношений с клиентом.

Переходя от теории к практике

Мы уже отмечали, что предоставление юридическим лицом, не являющимся кредитной организацией, беспроцентного займа физическому лицу и (или) другому юридическому лицу, а также получение такого займа (если сумма равна или превышает 600 000 руб.) подлежит обязательному контролю, и сведения о сделках должны быть представлены в уполномоченный орган (пп. 4 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ). Следовательно, правомерен вывод о том, что если заем предоставляется на платной основе (под проценты), то вероятность попадания в зону контроля снижается. При этом лучше указать в платежном поручении, что договор займа не является беспроцентным. Ведь если в представленном в банк расчетном документе в поле «Назначение платежа» указано «По договору займа», и информация о размере взимаемого по договору займа процента отсутствует, ЦБР в Письме № 7 рекомендует кредитной организации запросить у юридического лица (займодавца) документы, на основании которых она сможет определить, относится проводимая операция к сделкам, подлежащим обязательному контролю, или нет (в частности, договор займа, содержащий информацию об условиях предоставления займа). В случае непредставления клиентом запрошенных документов банк в силу п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ может отказать в перечислении денежных средств заемщику (зачисление денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, производится в обычном порядке).

Понятно, что узнать о беспроцентных займах банк может не только в случае, если денежные средства перечисляются в безналичном порядке, но и при получении суммы займа наличными в кассу организации. В качестве иллюстрации рассмотрим следующую ситуацию. У предприятия возникла необходимость погашения кредита (или срочного перечисления денег контрагенту). На расчетном счете свободных средств нет. Учредитель, являющийся предпринимателем без образования юридического лица, вносит необходимую сумму в кассу организации и оформляет договор беспроцентного займа. Если сумма займа превышает 600 000 руб., то когда деньги будут сданы в банк для зачисления на расчетный счет предприятия, у сотрудников банка появятся сведения о совершении сделки, подлежащей обязательному контролю.

Вполне уместна реплика скептика: сделок заключается великое множество, все не проконтролируешь, да и чем это может грозить организации или ее учредителю? Действительно, все операции проверить компетентные органы не могут. Но, допустим, что в данной ситуации специалисты Росфинмониторинга в ходе контрольных мероприятий выяснили, что учредитель – ПБОЮЛ сдавал в налоговый орган нулевые декларации. Возникает вопрос: откуда появились денежные средства для предоставления займа? На него и предстоит ответить предпринимателю и его бухгалтеру.

О сделках с недвижимым имуществом, превышающих 3 000 000 руб., Федеральной службе по финансовому мониторингу сообщат не только организации, осуществляющие посреднические услуги (в силу прямого указания ст. 5 Закона № 115-ФЗ), но и банки. Если из представленных клиентом документов банку стало известно о совершении такой сделки, то сведения о ней должны быть представлены в уполномоченный орган (Письмо ЦБ РФ № 7).

Обратите внимание: речь идет не только об операциях купли-продажи недвижимости, а о любых сделках с недвижимым имуществом. Обязательному контролю подлежат любые сделки с недвижимым имуществом, в том числе сделки, в которых кредитная организация выступает стороной по договору и предметом договора является обременение недвижимого имущества (залог, аренда и т.п.). Такая позиция Центрального банка приведена в Письме ЦБ РФ от 16.12.04 № 12-4-7/3968.

Кроме того, Письмом № 12-1-5/2387 Центральный банк обратил внимание кредитных организаций на то, что действие Закона № 115-ФЗ распространяется на все сделки, которые были заключены после 30.08.04. Сделки, совершенные до этой даты, контролю не подлежат. В то же время, если расчеты по сделке с недвижимым имуществом (например, в рамках договора аренды) продолжают осуществляться, и после 30.08.2004 такая сделка будет подлежать обязательному контролю, если сумма арендных платежей, совершенных после 30.08.2004, будет равна или превысит 3 000 000 руб., либо будет равна или превысит сумму в иностранной валюте, эквивалентную 3 000 000 руб.

Сделки в области долевого строительства также подлежат обязательному контролю, если они заключены на сумму, равную или превышающую 3 000 000 руб., либо равны сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 руб., или превышают ее. Такие разъяснения даны в Письме ЦБ РФ от 31.08.05 № 8. Основанием для подобного вывода является норма п. 1 ст. 130 ГК РФ, согласно которой объекты незавершенного строительства относятся к недвижимому имуществу. При этом правовой режим таких объектов установлен Федеральным законом № 214-ФЗ. Таким образом, договор участия в долевом строительстве (договор инвестирования), а также договор об уступке права (требования) по указанному договору являются сделками, подлежащими обязательному контролю с момента их государственной регистрации.

Итак, учитывая вышеизложенное, понятно, что большую часть информации и о сделках, подлежащих обязательному контролю, и о сомнительных операциях, компетентные органы получают от банков. Однако круг лиц, обязанных представлять сведения о клиентах Росфинмониторингу, намного шире.

Обязанность сбора и представления сведений

Такая обязанность ст. 5 Закона № 115-ФЗ возложена также на:

– лизинговые компании;

– организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

– организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

– организации федеральной почтовой связи;

– профессиональных участников рынка ценных бумаг;

– страховые организации;

– ломбарды;

– организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

– организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы и другие основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.

При этом представление должностными лицами этих организаций в уполномоченный орган установленных Законом № 115-ФЗ сведений и документов не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств).

Каждая организация самостоятельно разрабатывает Правила внутреннего контроля сделок с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством РФ, а для кредитных организаций – Центральным банком РФ. Согласно ст. 7 Закона № 115-ФЗ указанные организации не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, должны представить в Росфинмониторинг сведения об осуществивших ее лицах, о выгодоприобретателях по сделке, а также о представителях физического или юридического лица, агенте, комиссионере, доверительном управляющем, совершившем операцию. При этом работники организаций, представляющих соответствующую информацию в уполномоченный орган, не вправе информировать об этом клиентов этих организаций или иных лиц.

К сведению. Если лицо, осуществляющее сделку, отказалось представить документы, необходимые для фиксирования информации о нем, то вышеназванная организация вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица) (п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Обязанность уведомления (далее – Постановление Правительства РФ № 82) компетентного органа о сомнительных сделках также возложена на адвокатов, нотариусов, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг (в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента сделки с недвижимым имуществом; управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг; привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими; создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций). К этой группе лиц относятся, например, индивидуальные аудиторы и аудиторские организации. Сообщить информацию об обнаруженных фактах недобросовестных действий уполномоченным государственным органам власти аудиторов обязывает п. 64 ФСАД № 13. Специалисты Минфина в Письме от 27.06.05 № 07-03-01/647 обратили внимание аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов на обязанность фиксировать, хранить и представлять соответствующие сведения в Федеральную службу по финансовому мониторингу. При этом разглашать факт передачи информации Росфинмониторингу аудиторы не вправе.

Для всех перечисленных нами организаций и лиц за нарушение требований Закона № 115-ФЗ о представлении информации установлены меры ответственности (административной, гражданской и уголовной). Кроме того, если организация осуществляет свою деятельность на основании лицензии, то допущенное правонарушение может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии. Тем не менее из всего вышесказанного ни в коем случае не следует, что организациям следует избегать общения с аудиторами. Скорее, наоборот, их услугами необходимо пользоваться, особенно на стадии планирования сделки.

Советы аудиторов, юристов и налоговых консультантов помогут избежать неблагоприятных последствий. Аудиторские фирмы, как правило, дорожат своими клиентами, а потому не только не торопятся сообщать о сомнительных сделках, но и помогают предприятиям так оформить документы и провести сделку, чтобы не оказаться в зоне пристального внимания компетентных ведомств. При этом риск консультантов сравнительно невысок. Ведь для того, чтобы привлечь к ответственности за нарушение Закона № 115-ФЗ и Постановления Правительства РФ № 82, необходимо доказать, что аудитор осознавал противоправность действий клиентов, способствовал незаконной деятельности или участвовал в разработке преступных схем. Арбитражная практика содержит множество примеров, когда лизинговые компании, организации игорного бизнеса и т.д. были привлечены к административной ответственности за непредставление сведений в уполномоченный орган или нарушение сроков их подачи (см., например, постановления ФАС МО от 24.03.05 № КА-А40/1673-05; ФАС СЗО от 20.10.05 № А56-18483/2005, от 06.10.05 № А56-16524/2005 и от 13.01.05 № А56-21198/04; ФАС ЗСО от 07.07.04 № Ф04/3677-1180/А45-2004). При этом автору неизвестны решения судов о привлечении к ответственности аудиторских и консалтинговых фирм. А потому позволим себе еще раз повториться и указать на необходимость сотрудничества с аудиторскими организациями. Ведь знать заранее о возможных неблагоприятных последствиях и подготовиться к ним, лучше, чем в спешке оформлять документы и излагать аргументы в свою защиту после того, как вами заинтересуются сотрудники компетентных органов. Заметим, что после начала углубленных контрольных мероприятий многие аргументы кажутся надуманными, а документы сфальсифицированными. Нужны ли вам эти проблемы?

Подводя итог, отметим, что автор не ставил своей целью изложить все случаи «попадания» предприятий и физических лиц в «черные списки» и перечислить все документы, регулирующие отношения в данной области. Это просто невозможно. Внимательный читатель наверняка заметит, что большинство упомянутых в нашей статье документов относятся к 2005 году. Это в первую очередь говорит о том, какое пристальное внимание уделяет государство этому вопросу, а также о появлении новых схем легализации незаконно полученных доходов. Надеемся, что наши читатели смогут извлечь практическую пользу из данной публикации, ведь познание не только «умножает скорбь», но и помогает избежать ошибок. Именно это и было движущей силой для написания этой статьи.

Федеральный закон от 07.08.01 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

См. Приложение № 1 к Рекомендациям по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. Письмом ЦБ РФ от 13.07.05 № 99-Т.

Положение об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. ЦБ РФ от 19.08.04 № 262-П.

Письмо ЦБ РФ от 13.07.05 № 99-Т «О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Информационное письмо ЦБ РФ от 21.02.05 № 7 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Письмо ЦБ РФ от 16.09.05 № 12-1-5/2387 «О применении отдельных положений Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Федеральный закон от 30.12.04 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ»

См. также Постановление Правительства РФ от 16.02.05 № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг».

Правило (стандарт) № 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита», введено Постановлением Правительства РФ от 07.10.04 № 532.

При этом Закон № 115-ФЗ принят в 2001 году, соответственно, большое количество разъясняющих документов было выпущено сразу после его введения и нами не рассматривалось.

Банком России приведены признаки транзитных операций, которые могут быть направлены на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем

<Письмо> Банка России от 31.12.2014 N 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов»

Сообщается, что транзитные операции могут характеризоваться совокупностью (одновременным наличием) следующих признаков:

зачисление денежных средств на счет клиента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в российских банках, с последующим их списанием;

списание денежных средств со счета производится в срок, не превышающий двух дней со дня их зачисления;

проводятся регулярно (как правило, ежедневно);

проводятся в течение длительного периода времени (как правило, не менее трех месяцев);

деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления денежных средств на счет и списания денежных средств со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;

с используемого для указанных операций счета уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему РФ не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета.

В документе приводятся рекомендации кредитным организациям в случае выявления в деятельности клиентов операций, соответствующих указанным признакам.

Операции подлежащие обязательному контролю

Наши специалисты оказывают помощь в составлении формализованных электронных сообщений в Федеральную службу по финансовому мониторингу и комплексной настройке Личного кабинета.

Организация и индивидуальный предприниматель, перечисленные в статье 5 Федерального закона №115-ФЗ обязаны предпринимать меры по выявлению следующих операций:

  • операций (сделок), подлежащих обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона №115-ФЗ;
  • операций (сделок), подлежащих обязательному контролю в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона №115-ФЗ;
  • операций (сделок), подлежащих документальному фиксированию в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ по указанным в нем основаниям;
  • необычных операций (сделок), в том числе подпадающих под критерии выявления и признаки необычных сделок, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма.

Урок об операциях подлежащих обязательному контролю

Обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом, перечисленные в ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ:

1 вид операций (сделок), подлежащих обязательному контролю.

Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает её

Операции с денежными средствами в наличной форме

Зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если одна из сторон из списка ФАТФ

Операции по банковским счетам (вкладам)

Иные сделки с движимым имуществом

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ обязательному контролю подлежат следующие виды операций (сделок) с движимым имуществом, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее:

  1. помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
  2. выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
  3. получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
  4. переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;
  5. скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  6. получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;
  7. предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

Напомним, что движимое имущество – это любые вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги. То есть все, кроме земли и того, что с ней связано (здания, сооружения, земельные участки и т.п., а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские судна, суда внутреннего плавания, космические объекты).

2 вид операций (сделок), подлежащих обязательному контролю.

В соответствии с п. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон N 115-ФЗ) обязательному контролю подлежит сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее (далее — пороговое значение).

Сведения о такой сделке, совершаемой клиентом, подлежат документальному фиксированию и представлению в уполномоченный орган в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем ее совершения.

В информационном письме от 02.08.2013 №30 Росфинмониторинг разъясняет отдельные вопросы по предоставлению сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, субъектами Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ.

Так, Росфинмониторинг разъясняет, что следует считать датой совершения сделки с недвижимым имуществом для целей представления сведений о ней в Росфинмониторинг.

Учитывая положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также иных нормативных правовых актов, договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента государственной регистрации сделки. Таким образом, в случае, если сделка с недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, датой совершения такой сделки в целях Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ следует считать дату государственной регистрации этой сделки.

Сведения о такой сделке, зарегистрированной в установленном порядке, должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем ее регистрации.

В случае, если сделка не подлежит государственной регистрации, в том числе в случае, если государственной регистрации подлежит только переход права собственности на недвижимое имущество обязанность организации и индивидуального предпринимателя представить информацию в Росфинмониторинг возникает с момента заключения договора. Сведения о такой сделке должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем подписания договора, в рамках которого совершается сделка с недвижимым имуществом.

Учитывая положения п. 8 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 №302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части Гражданского кодекса РФ№ (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 №21-ФЗ), в соответствии с которыми правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащихся в статьях 558, 560, 574, 584 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат применению к договорам, заключаемым после дня вступления в силу указанного Федерального закона (вступил в силу с 1 марта 2013 года), датой совершения таких сделок в целях Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ следует считать:

  • для договоров, заключенных до 01.03.2013, — дату государственной регистрации сделки (договора),
  • для договоров, заключенных после 01.03.2013, — дату подписания такого договора.

Учитывая изложенное, сведения о таких сделках с недвижимым имуществом, подлежащим обязательному контролю, заключенным до 01.03.2013, должны быть представлены в Росфинмониторинг в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем государственной регистрации соответствующего договора, а заключенным после 01.03.2013, — не позднее трех рабочих дней, следующих за днем подписания соответствующего договора.

Далее Росфинмониторинг разъясняет, каким образом представить сведения о сделке с недвижимым имуществом, подлежащей государственной регистрации, если у субъекта Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ отсутствует возможность в установленный срок получить информацию о дате государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом

Так, в случае, если субъект Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ не имеет возможности получить информацию о дате государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом в день или в течение следующих трех дней после ее регистрации, то, в соответствии с Инструкцией о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 05.10.2009 №245, при заполнении Листа 01 «Сведения об операции с денежными средствами или иным имуществом» формы 4-СПД в реквизите 113 «Дата совершения операции» следует указывать дату государственной регистрации сделки, а в реквизите 114 «Дата выявления операции» – дату получения информации о регистрации сделки, подтвержденную соответствующими документами.

Учитывая изложенное, для исключения возможности возникновения подозрений в умышленном затягивании сроков представления информации в Росфинмониторинг субъекту Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ следует обеспечить хранение у себя документов и информации, свидетельствующих о фактических сроках выявления такой сделки.

Также Росфинмониторинг разъясняет, что сделки с недвижимым имуществом, совершаемые в рамках договора участия в долевом строительстве относятся к сделкам, указанным в п. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ. В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №214-ФЗ) по договору участия в долевом строительстве (далее – договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено Федеральным законом №214-ФЗ.

В соответствии с требованиями п. 4 ст. 4 Федерального закона №214-ФЗ договор участия в долевом строительстве содержит в том числе срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства. При этом в случае отсутствия в договоре указанного условия договор считается незаключенным.

Учитывая изложенное, по мнению Росфинмониторинга, правовыми последствиями заключения договора участия в долевом строительстве, при условии соблюдения субъектами законодательства о долевом строительстве требований указанного законодательства, является возникновение у участника долевого строительства права собственности на объект строительства (долю в объекте).

Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом – действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей. Учитывая изложенное, по мнению Росфинмониторинга, обязательному контролю будет подлежать заключение договора участия в долевом строительстве. При этом датой совершения операции будет являться дата государственной регистрации указанного договора.

Аналогичные требования, по мнению Росфинмониторинга, распространяются и на договор об уступке права (требования) по договору участия в долевом строительстве, и на договор участия в долевом строительстве, заключенный с лицом, к которому перешли права и обязанности по такому договору, т.к. данные договоры, исходя из анализа положений Федерального закона №214-ФЗ, также можно отнести к сделкам, подлежащим обязательному контролю, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает установленное пороговое значение.

Вместе с тем, Банка России в информационном письме от 02.10.2013 №22 «Обобщение практики применения Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России» пишет, что договор участия в долевом строительстве, заключенный на основании Федерального закона №214-ФЗ, формально не относится к операциям, подлежащим обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона, поскольку буквальное прочтение пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона позволяет относить к операциям, подлежащим обязательному контролю, сделки с недвижимым имуществом, результатом совершения которых является переход права собственности на недвижимое имущество. Согласно статье 16 Федерального закона №214-ФЗ государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества осуществляется соответствующим государственным органом на основании документов, представляемых застройщиком. При этом регистрируется возникновение права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства, а не его переход.

В информационном письме от 02.08.2013 №30 Росфинмониторинг разъясняет, что сделки с недвижимым имуществом, совершаемые в рамках договора паенакопления относятся к сделкам, подлежащим обязательному контролю, в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ. Так, в соответствии со ст. 110 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, при этом члены жилищного (жилищно-строительного) кооператива своими средствами участвуют в приобретении (строительстве), реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. По нашему мнению, данные положения свидетельствуют о том, что конечной целью заключения договора паенакопления является приобретение членом жилищного (жилищно-строительного) кооператива права собственности на объект недвижимости.

Исходя из этого, по мнению Росфинмониторинга, договор паенакопления, заключенный на сумму, равную либо превышающую установленное пороговое значение, можно отнести к сделкам, подлежащим обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ.

Учитывая, что договор паенакопления не подлежит государственной регистрации, информация о таком договоре должна быть представлена в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем его подписания.

Кроме того, обязательному контролю подлежит сделка по договору купли-продажи пая в жилищном (жилищно-строительном) кооперативе, равно как и по договору об уступке права (требования) по договору паенакопления, сумма которого равна или превышает установленное пороговое значение.

Также Росфинмониторинг разъясняет, что в соответствии с п. 1.1 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ сделка с недвижимым имуществом, совершаемая в рамках договора аренды, будет подлежать обязательному контролю в случае, если условиями данного договора предусмотрен выкуп арендуемого недвижимого имущества, и сумма сделки равна или превышает установленное пороговое значение.

При этом, Росфинмониторинг обращает внимание, что в рамках договора аренды недвижимого имущества также могут совершаться иные операции, подлежащие обязательному контролю в соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, независимо, относится или не относится данная сделка с недвижимым имуществом к сделкам, указанным в п. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ.

Кроме того, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, организация обязана представить соответствующую информацию в Росфинмониторинг в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ.

Если в договоре аренды недвижимого имущества, предусматривающем выкуп арендуемого недвижимого имущества, общая сумма сделки не указана и договор заключается на неопределенный срок, а сумма каждого арендного платежа меньше порогового значения, установленного п. 1.1 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ, то каждый раз, как только общая сумма платежей достигает пороговое значение, у субъекта Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ возникает обязанность представить информацию об указанной сделке в Росфинмониторинг как об операции, подлежащей обязательному контролю.

При формировании сообщения о такой операции в реквизите реквизит 121 «Основание совершения операции» формы 4-СПД указываются сведения о договоре аренды недвижимого имущества (вид договора, номер и дата), а в реквизите 126 «Дополнительная информация» – сведения об общей сумме платежей, осуществленных по договору аренды недвижимого имущества на дату формирования сообщения, и сведения о номерах сообщений, ранее представленных по указанному договору аренды недвижимого имущества.

3 вид операций (сделок), подлежащих обязательному контролю

В соответствии с п. 1.2 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю относится операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 200 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 200 000 рублей, или превышает ее.

4 вид операций (сделок), подлежащих обязательному контролю

В соответствии с п. 1.2 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю относится операция с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

В разделе сайта Росфинмониторинга «Перечень террористов и экстремистов» размещается Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму».

К операциям (сделкам), подлежащим документальному фиксированию в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона относятся следующие операции:

  • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
  • выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся запрос, предусмотренный пп. 5 п. 1 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ;
  • отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Определение принадлежности операции к операциям, предусмотренным п. 3 ст. 7 Федерального закона, осуществляется на основании критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденных приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103.

Следует отметить, что критерии и признаки групп 11-22 указанных в приказе Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103 носят общий характер и используются организациями и иными лицами в полном объеме. Признаки групп 31-46 используются организациями и иными лицами с учетом специфики осуществляемой деятельности.

документами, на основании которых можно сделать вывод, что клиент совершает операцию, подлежащую обязательному контролю, то основания для направления соответствующего сообщения в Росфинмониторинг отсутствуют.

Процедура выявления операций должна предусматривать порядок информирования сотрудником организации или сотрудником индивидуального предпринимателя, выявившим операцию (сделку), подлежащую контролю, специального должностного лица для принятия последним решения о дальнейших действиях в отношении операции (сделки) в соответствии с Федеральным законом, настоящим документом и правилами внутреннего контроля.

Так, в случае выявления признаков совершения клиентом операции (сделки), подлежащей обязательному контролю, в соответствии с требованиями Федерального закона, или необычной операции (сделки) сотрудник организации или индивидуальный предприниматель, выявивший указанную операцию (сделку), составляет внутреннее сообщение – документ, содержащий сведения об указанной операции (сделке).

Внутреннее сообщение – документ, содержащий сведения об операции (сделке), включает следующие реквизиты:

1. Сведения об операции (сделке), в том числе принадлежность к указанным категориям:

а) операция, подлежащая обязательному контролю;

б) необычная операция (сделка), а также содержание операции (сделки).

2. Дата, сумма и валюта операции (сделки).

3. Сведения о лице (лицах), проводящих операцию (совершающих сделку).

4. Описание возникших затруднений квалификации операции как подлежащей обязательному контролю или причины, по которой операция (сделка) квалифицируется как необычная.

5. Сведения о сотруднике, составившем сообщение об операции (сделке).

6. Подпись сотрудника, составившего сообщение об операции (сделке).

7. Дата составления сообщения об операции (сделке).

8. Подпись непосредственного руководителя сотрудника, составившего сообщение об операции (сделке) (в случае его наличия).

9. Запись (отметка) о решении специального должностного лица, принятом в отношении сообщения об операции (сделке).

10. Запись (отметка) о решении руководителя организации, принятом в отношении сообщения об операции (сделке).

11. Запись (отметка) о действиях, предпринятых организацией в отношении клиента в связи с выявлением необычной операции (сделки) или ее признаков.

Вам также может быть интересно: Образец заполнения внутреннего сообщения об операции подлежащей обязательному контролю и/или о необычной сделке

Сообщение об операции (сделке) незамедлительно передается специальному должностному лицу для предварительного рассмотрения и принятия решения о целесообразности его представления руководителю организации или индивидуальному предпринимателю. О решении, принятом специальным должностным лицом, в сообщении об операции (сделке) делается соответствующая запись.

В случае поступления от специального должностного лица сообщения об операции (сделке), руководитель организации или индивидуальный предприниматель может предпринять одно из следующих действий:

  • дать указание специальному должностному лицу уделять в дальнейшем особое внимание операциям, в отношении которых у сотрудников возникли подозрения на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма, а также клиенту, проводимому эти операции, и его деятельности, фиксировать и контролировать все последующие действия клиента;
  • поручить специальному должностному лицу подготовить для направления в Федеральную службу по финансовому мониторингу, помимо формализованных сведений о клиенте и операции, расширенную справку с обоснованием позиции по отношению к данному клиенту и его действиям;
  • принять принципиальное решение о целесообразности заключения договорных отношений или продолжения деловых отношений с данным клиентом, т.е. вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с Федеральным законом.
  • принять окончательное решение о представлении или непредставлении сведений о соответствующей операции в уполномоченный орган.

Форма внутреннего сообщения

Сведения об операции (сделке), в том числе принадлежность к указанным категориям:

пример

операция, подлежащая обязательному контролю;

пример

необычная операция (сделка), а также содержание операции (сделки).

пример

Дата операции (сделки).

пример

Сумма и валюта операции (сделки).

пример

Сведения о лице (лицах), проводящих операцию (совершающих сделку).

пример

Описание возникших затруднений квалификации операции как подлежащей обязательному контролю или причины, по которой операция (сделка) квалифицируется как необычная.

пример

Сведения о сотруднике, составившем сообщение об операции (сделке).

пример

Подпись сотрудника, составившего сообщение об операции (сделке).

пример

Дата составления сообщения об операции (сделке).

пример

Запись (отметка) о решении специального должностного лица, принятом в отношении сообщения об операции (сделке)

пример

Запись (отметка) о решении руководителя организации, принятом в отношении сообщения об операции (сделке)

пример

Запись (отметка) о действиях, предпринятых организацией в отношении клиента в связи с выявлением необычной операции (сделки) или ее признаков.

пример

Выявление операций, подлежащих обязательному контролю, осуществляется путем изучения сведений, содержащихся в платежных инструкциях клиентов, а также документах, являющихся основанием для совершения операций, которыми организация или индивидуальный предприниматель располагают в случаях, предусмотренных порядками совершения операций, определенных действующим законодательством. В остальных случаях организация или индивидуальный предприниматель обладает правом, а не обязанностью запрашивать у клиентов дополнительные документы, обосновывающие проведение операций, в случаях, когда у сотрудника организации или индивидуального предпринимателя возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ, e-mail: info@law115.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *