Признаки фирм однодневок ФНС

Федеральная налоговая служба в Письме N ГД-4-14/14126@ привела перечень признаков, свидетельствующих о недостоверности поданных в ЕГРЮЛ сведений и недобросовестности юр. лица:

  • лицо, обладающее правом совершения действий от имени множества юридических лиц без оформления доверенности (например, управляющая компания от большого числа организаций)
  • участники (учредители либо акционеры) одной организации выполняют те же функции еще во многих других организациях
  • массовость юридического адреса компании, по которому зарегистрированы множество других организаций
  • правом совершения действий от имени организации обладает физическое лицо, которое имеет судебные предписания об административных наказаниях (дисквалификацию), срок которых еще не истек
  • правом совершения действий от имени организации обладает физическое лицо, в отношении которого выдано свидетельство о смерти

Приказом ФНС Российской Федерации N ММ-3-06/333@ от 30 мая 2007 года утверждены критерии для самостоятельного анализа факторов риска плательщиков налогов, которые указывают на фирму-однодневку:

  1. Налоговая база ниже среднего показателя по представителям этой конкретной экономической отрасли.
  2. Бухгалтерский учет (либо налоговые отчеты) отражают значительные убытки в течение нескольких налоговых периодов подряд.
  3. В отчетах по налогам указаны большие суммы вычетов за конкретный период.
  4. Темпы роста дохода от реализации товаров и услуг сильно отстают от темпов расходов.
  5. Средний показатель зарплаты сотрудника за месяц гораздо ниже среднестатистического уровня зарплаты на рынке.
  6. Показатели экономической деятельности компании неоднократно приближаются к соответствующим значениям, позволяющим задействовать льготные режимы налогообложения.
  7. Отраженная в отчетности сумма расходов за календарный год близка к сумме доходов ИП.
  8. Нет доказанной экономической целесообразности заключения сделок по «цепочке контрагентов» (перекупщики, посредники).
  9. Плательщик налогов не предоставил пояснения в ответ на запрос налоговой службы по уточнению несоответствия экономических показателей, не направил запрашиваемые документы (в том числе с доказательством порчи либо ликвидации товара).
  10. Многократная регистрация по нескольким разным адресам, находящимся в ведении разных налоговых органов (так называемая «миграция»).
  11. Уровень рентабельности бизнеса гораздо ниже среднестатистического по данной сфере.
  12. Подозрение на ведение деятельности с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

Содержание

Признаки однодневки, о которых молчит ФНС

Существуют и малоизвестные признаки, по которым налоговые службы определяют организацию как однодневку, начисляя дополнительные суммы налогов.

Рассмотрим 5 неочевидных признаков однодневок:

  1. Сотрудники организации плохо помнят партнеров и контрагентов.
    Налоговики при осуществлении проверок могут допрашивать руководителя и работников. Если они не могут вспомнить контрагентов и партнеров, с которыми организация заключала договоры по истечении трех лет, то это основание считать, что сделки и не заключались (постановление 18 ААС от 14.08.2018 года № А76-15242/2017).
  2. Удаление важной информации с жесткого диска.
    Случаи, когда с компьютеров стираются данные (документация, отчеты, вся база 1С), являются очень подозрительными. Налоговый инспектор привлечет специалиста, который восстановит удаленные данные (постановления АС Уральского округа от 19.04.2018 Ф09-969/18 по делу А50-21879/2017).
  3. Использование корпоративных авто 24 часа в сутки без привлечения водителя организации.
    Налоговики посчитают подозрительным использование автомобиля целыми сутками в течение всего года. В судебной практике существует подобный случай: компания якобы использовала машину постоянно (даже ночью), но по путевым листам водитель не работал ночами, автомобили в это время простаивали на корпоративных автостоянках. (постановлении АС Волго-Вятского округа от 29.06.2017 г. по делу № А43-19536/2015).
  4. Нереально большая грузоподъемность одной машины.
    Согласно данным, предоставленным одним налогоплательщиком, он воспользовался услугами транспортной компании, которая в течение одного дня, используя одну машину, перевезла 1600 тонн. Однако, это физически невозможно, поскольку для транспортировки груза таким весом понадобится свыше ста вагонов. Это привело к тому, что сделку признали существующей лишь на бумаге (постановление АС Северо-Кавказского округа от 15.06.2017 по делу № А15-286/2016).
  5. Утерянные или уничтоженные при пожаре документы.
    Если документы будут утеряны или уничтожены при «пожаре», налоговые службы потребуют копии, а также сделают запрос в компании-контрагенты на предоставление этих данных (постановления АС Западно-Сибирского округа от 26.04.2018 по делу № А75-568/2017).

Разъяснения ФНС России о применении концепции фактического получателя дохода

02.07.2018
Андрей Кириллов Петр Попов

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Федеральная налоговая служба направила налоговым органам письменные разъяснения по вопросам использования концепции «лица, имеющего фактическое право на доход» (фактического получателя дохода) при применении международных договоров об избежании двойного налогообложения.

В письме обобщена судебная практика, сложившаяся в пользу налоговых органов. Также приведены дела, рассмотрение которых в различных инстанциях не окончено, однако ФНС России, вероятно, полагает, что позиции, занятые судами в этих делах, утвердятся.

Некоторые подходы уже широко известны и во многом повторяют схожее письмо 2017 г. Но есть и новые ориентиры для практики.

В письме отмечается, что международные налоговые договоры должны применяться с учётом их целей и задач, которые связаны с привлечением иностранного капитала, и не могут применяться исключительно для создания благоприятных налоговых условий. Вовлечение иностранных лиц в структуру операций должно иметь деловые цели, не связанные с уменьшением налогового бремени. Налоговые преимущества не могут применяться, в частности, когда иностранный элемент введён в структуру операций искусственно или иностранное лицо является подставным и действует в интересах третьего лица, которое само не может воспользоваться такими преимуществами. Иностранные лица должны иметь реальное присутствие в стране, с которой заключён международный договор, и самостоятельно распоряжаться доходом, полученным от российских лиц.

Изложенные подходы – тесты реальности операций, основной цели и «существа над формой» – известны из концепции необоснованной налоговой выгоды, предусмотренной Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53, и из ст. 54.1 НК РФ. В целом они не представляют собой нового подхода, новшеством можно признать лишь их применение к конкретным разновидностям ситуаций, описанным в письме ФНС России.

В письме подтверждается подход налоговых органов, поддержанный судами, что бремя доказывания «фактического права на доход» несёт налоговый агент, производящий облагаемые налогом у источника выплаты иностранному лицу. Налоговый орган, опровергнув, что иностранное лицо, которое получает доход, имеет фактическое право на доход, не обязан самостоятельно устанавливать, какое иное лицо имеет фактическое право на доход.

Предоставление налоговых преимуществ, которые предусмотрены международными договорами, не может происходить на основе формального соблюдения необходимых для этого условий, без установления реальных экономических оснований. Государство имеет основания ожидать от налоговых агентов соблюдения не только интересов своих контрагентов, но и фискальных интересов государства.

Однако российский подход к применению концепции фактического получателя дохода отличается возложением на налогового агента бремени доказывания правомерности применения налоговых преимуществ, предусмотренных международным договором, даже когда стороны не являются взаимозависимыми и налоговому агенту может быть затруднительно собрать соответствующие доказательства.

По мере развития практики применения новых требований можно ожидать большей сбалансированности подходов, когда к выплатам в пользу взаимозависимых лиц будут применяться наиболее строгие требования, а к выплатам в пользу самостоятельных сторон – менее строгие.

Если налоговый агент заявляет, что фактическое право на доход имеет третье лицо, это заявление, по мнению ФНС России, должно быть подтверждено однозначным образом. При этом российскому налоговому агенту необходимо проверить, уплачивало ли такое лицо налог со своих доходов, и получить соответствующее подтверждение.

В письме предложен весьма строгий стандарт доказывания того, что фактическим получателем дохода является третье лицо («сквозной подход», «взгляд насквозь): простого заявления третьего лица, а тем более налогового агента, недостаточно. На это разъяснение необходимо обратить особое внимание в рамках текущих проверок, где вероятно оспаривание статуса фактического получателя дохода, и заранее подготовить необходимое обоснование статуса третьего лица.

В Государственной Думе прошёл первое чтение законопроект № 442400-7, который значительно упрощает применение «сквозного подхода» для физических лиц, а также для иностранных организаций, чьи акции торгуются на бирже, либо с долей участия российского или иностранного государства более 50%, если они являются фактическими получателями дохода.

Новым ориентиром в письме ФНС России можно называть подход, согласно которому «деятельность, осуществляемая только в виде инвестиций и финансирования компаний группы (холдинга) или взаимозависимых <лиц>, не свидетельствует об осуществлении самостоятельной предпринимательской деятельности». Кроме того, ФНС России пришла к новому выводу, что «компании, только обслуживающие интересы собственной группы и аффилированных с ней лиц», не могут пользоваться преимуществами международных налоговых договоров, если получение ими дохода не оправдано с экономической точки зрения.

Несущественными с точки зрения реальной деятельности признаются доходы от оказания информационно-консультационных услуг, в виде положительной курсовой разницы от купли-продажи иностранной валюты, в виде «высокой процентной ставки по вкладам».

В российском законодательстве выполнение функций холдинга или внутригрупповое финансирование признаётся предпринимательской деятельностью, и изложенное требование ФНС России не имеет прямой законодательной основы. Однако подобный подход известен из практики международного налогообложения. Фактически письмом ФНС России в российскую практику внедряется наиболее жёсткий подход к взиманию налога у источника – американское «ограничение льгот» (limitation of benefits), в рамках которого из «предпринимательской деятельности» исключается не только имитация деятельности (создание формального документооборота), но и реальная деятельность холдинговых и казначейских компаний, если таковая ведётся в условиях льготного налогообложения. Схожий подход проводится в позднейших по времени соглашениях об избежании двойного налогообложения, заключаемых Россией иностранными государствами.

О чем подумать, что сделать

Мы рекомендуем проверить, как существующие сейчас структуры трансграничных обязательств соотносятся с подходами ФНС России, и принять меры уменьшения возникающих рисков.

Помощь консультанта

Юристы «Пепеляев Групп» обладают уникальным методологическим опытом в вопросах международного налогообложения и готовы предоставить любую правовую поддержку по вопросам международного налогообложения и применения концепции фактического получателя дохода, включая оптимизацию существующих структур, сопровождение проверок и судебных споров с налоговыми органами.

Письмо ФНС России от 28.04.2018 № СА-4-9/8285@.

Как маскируются фирмы‑однодневки и почему с ними опасно иметь дело

В предыдущей статье мы рассмотрели внутренние и внешние признаки, по которым законопослушная компания может вычислить фирму-однодневку. Теперь разберемся, как устроена призрачная деятельность такого бизнеса и к каким опасным схемам он прибегает, чтобы уйти от налогов.

Налоговики против фирм-однодневок

В 2012 году остро встал вопрос доказательства реальности сделки по налогу на прибыль организаций. Это привело к налоговым проверкам, которые осуществлялись с нарушениями, и, как следствие, доначислению налогов только по формальным основаниям.

Ст. 54.1 НК РФ, которая вступила в силу в августе 2017 года, должна была решить несколько проблем: подвести итоги судебной практики и защитить добросовестных налогоплательщиков от формальных претензий, повысить качество налоговых проверок и помочь налоговым органам правильно определять конечного приобретателя выгоды.

Теперь налоговые органы при сборе доказательной базы не употребляют такие термины, как необоснованная налоговая выгода, должная осмотрительность, фирма-однодневка. Вместо них используются понятия «получение налоговой экономии» и «агрессивные механизмы налоговой оптимизации».

Ст. 54.1 НК РФ в качестве основных критериев законности сделки определяет следующее:

  • Основная цель сделки — это не неуплата налога.
  • Сведения о фактах хозяйственной жизни и объектах налогообложения не искажаются.
  • Обязательство по сделке исполнено лицом, с которым налогоплательщик заключил договор.

Следовательно, чтобы признать сделку незаконной, налоговый орган должен доказать:

  • Нереальность сделки. Нужно продемонстрировать, что сделка исполнена самим налогоплательщиком либо не тем лицом, которое заявлено в первичных документах.
  • Присутствие умысла.
  • Искажение сведений о фактах хозяйственной жизни или объектах налогообложения (Письмо ФНС РФ от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@).

Как образуется зона для налоговой выгоды

Начинается все с того, что заказчик сам или через подставных лиц создает фирму-однодневку. Нередко такие предприятия регистрируются по утерянным паспортам или с помощью опытных мошенников.

У заказчика есть реквизиты расчетного счета, куда нужно перевести деньги. Деньги перегоняются через ряд однодневок — от шести и больше — и либо возвращаются на расчетный счет проверяемой фирмы, либо обналичиваются и возвращаются заказчику.

В то же время готовятся первичные документы — счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, договоры с налогоплательщиком, путевые листы, акты выполненных работ и оказанных услуг. Движение товаров осуществляется только на бумаге, сама сделка нереальна, так как ее никто не исполняет.

Объект налогообложения возникает у фирмы-однодневки формально. Она что-то продала или поставила заказчику и с этой суммы должна доначислить НДС и налог на прибыль к уплате в бюджет.

Фирма-однодневка заявляет, как правило, минимальные суммы налога к уплате. Чаще всего ее расходы составляют до 99 % в налоговой отчетности, она не исполняет обязательства перед бюджетом, заказчик минимизирует расходы и вычеты по НДС, удваивает или искусственно создает расходы по налогу на прибыль организаций.

Такая схема используется несколько десятков лет. Первое определение ее было дано в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, где вводились косвенное понятие фирмы-однодневки и понятия должной осмотрительности и необоснованной налоговой выгоды.

Постепенно схема усложнилась. Сейчас налогоплательщики указывают на то, что отсутствие трудовых ресурсов и материально-производственных мощностей можно компенсировать арендой транспорта и помещения, а также привлечением подрядчиков, что не является поводом для отказа в вычетах.

В качестве примеров искажения сведений о фактах хозяйственной жизни можно назвать:

  • схемы дробления бизнеса;
  • неправомерное применение пониженных ставок и льгот;
  • неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения;
  • нереальность исполнения сделки;
  • неотражение дохода от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в связи с вовлечением в предпринимательскую деятельность подконтрольных лиц;
  • недостоверное ведение регистров бухгалтерского и налогового учета.

Формальность документооборота, фиктивность и подконтрольность подразумевают операции с фирмами-однодневками. Такие сделки считаются незаконными и неблагонадежными и приводят к негативным имущественным и репутационным последствиям.

Штрафные санкции, которые действуют в этих случаях, указаны в ст. 122 НК РФ: 20 % от суммы неуплаченных налогов (сборов, страховых взносов), а при доказывании умысла — 40 %.

Как доказывается умысел?

Теперь умысел доказывают не следственные органы и органы внутренних дел, а налоговые органы.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (п.2 ст. 100 НК РФ).

Важно, участвовали ли должностные лица в сделке с участием фирмы-однодневки. В этом случае вероятность получить повышенный штраф возрастает в разы.

Согласно Письму ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ (содержит методические рекомендации, разработанные совместно со Следственным комитетом), критериями умысла можно считать:

  • Согласованность действий группы лиц (в том числе и юридических).

Для этого нужно доказать, что денежные средства, расходуемые на совершение сделки, вернулись к проверяемому налогоплательщику.

  • Подконтрольность фирмы-однодневки (использование техники и работников проверяемого налогоплательщика, совпадение IP-адресов).

Совпадение IP-адресов и подконтрольность становится очевидной, когда отчетность фирм-однодневок и проверяемого налогоплательщика отправляется с одного и того же IP-адреса и директор однодневки является сотрудником проверяемой фирмы.

  • Обнаружение печатей и документации фирмы-однодневки в помещении проверяемого налогоплательщика, обналичивание денежных средств.
  • Ведение черной бухгалтерии (очень важная улика).

Имитация реальной экономической деятельности подставных лиц и создание искусственных договорных отношений — пример умышленного налогового правонарушения, которое влечет взыскание штрафа в размере 40 % от неуплаченной суммы налога (сбора).

Следственные и налоговые органы обязаны бросить все силы на доказательство умысла и определить круг должностных лиц (Постановление ФАС ПО от 01.06.12 №А-12-16620/2011) – директора, главного бухгалтера либо бухгалтера, исполняющего обязанности директора.

Иногда директору фирмы удается доказать, что он был введен в заблуждение. Такой случай описывается в Постановлении ФАС Поволжского округа 2012 года, когда директору удалось доказать, что его ввел в заблуждение менеджер организации, и ему отменили доначисление налога согласно п. 3 ст. 122 НК РФ.

Примеры судебных решений

Налоговые органы исходят не из формальных претензий к контрагентам, а из выявленных фактов, опровергающих реальность совершения спорных сделок.

Ниже рассматриваются два дела, в которых хорошо раскрыты критерии доказывания умысла. В обоих случаях речь идет о крупных оспариваемых суммах, обе налоговые проверки были завершены в переходный период, оба налогоплательщика получили штраф в размере 40 % от неуплаченной суммы налога.

Дело № 1: оспариваемая сумма — более 211 млн руб.

Документ — Постановление АС МО от 12.02.2019 по делу №А40-48726/2018.

Предмет сделки — поставка химических реагентов и выполнение услуг по сопровождению буровых растворов. Налогоплательщик работал непосредственно с крупными организациями. Заказчиками были Лукойл-Западная Сибирь и Лукойл-Пермь.

Какие доказательства принял суд

  • Контрагенты имели признаки, характерные для организаций, не осуществляющих реальную деятельность.

В совокупности доказательной базы суд принял не в пользу налогоплательщика среднесписочную численность, обналичивание денежных средств, транзитный характер, минимальные суммы налогов к уплате.

  • Установлены реальные поставщики товаров/факт выполнения работ иными лицами либо самим налогоплательщиком.

С помощью товарно-денежного баланса и через запросы генеральным поставщикам было доказано, что химические реагенты поставляли иные лица, а буровые растворы сопровождал еще и сам налогоплательщик.

  • Установлена взаимосвязь и подконтрольность налогоплательщика и его контрагентов.

Одним из подрядчиков был проверяемый налогоплательщик. Цепочка субподрядных организаций должна была согласовываться с генеральным заказчиком, но сами Лукойл-Западная Сибирь и Лукойл-Пермь не подтвердили факт согласования и допуск к работам в качестве субподрядных однодневок.

  • В ходе выемки обнаружены документы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности контрагентов, и ежедневники с описанием схем уклонения от налогообложения.

Среди документов были папки с копиями уставов, трудовая книжка одного из директоров однодневки в здании проверяемого налогоплательщика, ежедневники с описанием схем уклонения от налогов, полностью проработанная цепочка движения денежных средств.

  • Вывод денежных средств на счета руководителя либо сотрудников проверяемого налогоплательщика и совпадение IP-адреса спорных контрагентов и проверяемого налогоплательщика.

Было видно, что денежные средства вернулись на расчетный счет руководителя, либо выводились через сотрудников проверяемого налогоплательщика. Совпали IP-адреса спорных контрагентов и проверяемого налогоплательщика. Вся отчетность отправлялась из одной точки.

  • Представители контрагентов — сотрудники проверяемой организации.
  • Первичные документы подписывались неуполномоченным лицом.

Дело № 2: оспариваемая сумма — более 135 млн руб.

Документ — Постановление АС ВВО от 23.10.2018 по делу № А28-3393/2017.

Дело касается поставок угля и щебня.

  • Неполное представление документов (отсутствие товарно-транспортных накладных, сертификатов качества).
  • У контрагентов признаки, характерные для организаций, не осуществляющих реальную деятельность.
  • Установлена взаимозависимость и подконтрольность налогоплательщика и его контрагентов (совпадение IP-адресов, руководители контрагентов подчинялись по должностному положению проверяемому налогоплательщику либо его отцу, обналичивание денежных средств через сотрудника взаимозависимой организации).
  • Установлен факт поставки товара самим налогоплательщиком.
  • Обналичивание не через сотрудников проверяемого налогоплательщика, а через сотрудников взаимозависимой организации.

К чему приводит выездная проверка и доначисление значительных сумм

Выявление агрессивных схем налоговой оптимизации может привести к серьезным последствиям. В частности, к возбуждению уголовного дела.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения по результатам выездной или камеральной проверки можно обжаловать. Если оно вступает в силу, у налогового органа есть 20 дней на то, чтобы направить вам требование об уплате недоимки (ст. 70 НК РФ). Если не выплатить эту сумму в течение двух месяцев, налоговые органы обязаны направить материалы проверки в следственные органы для возбуждения уголовного дела в течение 10 рабочих дней (ст. 32 НК РФ).

Налоговые преступления определяются исходя из суммы неуплаченных налогов, без учета пени и штрафов (ст. 198-199 УК РФ).

Последствия за уклонение от уплаты налогов в крупном размере

Для юридических лиц Для физических лиц
  • штраф от 100 до 300 000 руб. либо в размере зарплаты за 1-2 года;
  • принудительные работы на срок до 2-х лет;
  • лишение свободы на срок до 2-х лет;
  • арест до 6 месяцев.
  • штраф в размере от 100 до 300 000 руб. или в размере зарплаты за 1-2 года;
  • принудительные работы на срок до 1 года;
  • арест до 6 месяцев;
  • лишение свободы до 1 года.
Крупным размером считается сумма более 5 млн руб. за три финансовых года с долей неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов более 25 % или больше 15 млн руб. без учета доли. Крупным размером считается сумма до 900 000 руб. за три финансовых года с долей неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов более 10 % или более 2,7 млн руб. без учета доли.

Последствия за уклонение от уплаты налогов по сговору в особо крупном размере

Для юридических лиц Для физических лиц
  • штраф от 200 до 500 000 руб. либо в размере зарплаты за 1-3 года;
  • принудительные работы на срок до 5 лет;
  • лишение свободы на срок до 6 лет.
  • штраф в размере от 200 до 500 000 руб. или в размере зарплаты за 1,5-3 года
  • принудительные работы на срок до 3 лет
  • лишение свободы до 3 лет
Особо крупным размером считается сумма более 15 млн руб. за три финансовых года с долей неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов более 50 % или более 45 млн руб. Особо крупным размером считается сумма более 4,5 млн руб. за три финансовых года с долей неоплаченных налогов, сборов, страховых взносов более 20 % или более 30 млн руб. без учета доли.

Под физическими лицами подразумеваются не только ИП, но и обычные физлица. Если параллельно будут установлены факты незаконного применения предпринимательской деятельности, если налоговые органы докажут умысел и найдут в офисе печати фирм-однодневок, налогоплательщика также могут привлечь по ст. 327 УК РФ, связанной с подделкой документов.

Как избежать уголовного дела

Если вас оштрафовали и возбудили в отношении вас уголовное дело, вы обязаны возмещать ущерб бюджетной системе РФ, выплачивая пени и штрафы в полном размере. В этом случае иск подает прокуратура РФ, а налоговые органы выступают третьей стороной.

Согласно поправкам 2017 года, есть шанс избежать уголовного дела, если оно заводится впервые и вы успеете до первого заседания суда полностью уплатить недоимку по налогам, пеням и штрафам.

Чтобы избежать претензий от налоговых органов, нужно правильно проверять контрагентов. То есть перед заключением сделки или при знакомстве с контрагентом собрать о нем информацию в общедоступных электронных сервисах и запросить документы или заверенные копии.

Документы, которые нужно запросить у контрагента

  • выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП с датой запроса
  • устав и (или) учредительный договор в полном объеме и в актуальной редакции
  • копия свидетельства о госрегистрации (свидетельство ОГРН)
  • копия свидетельства ИНН
  • копия протокола о назначении генерального директора
  • копия доверенности, если договор подписывает лицо, действующее на основании доверенности
  • копия лицензии, если сделка заключается в рамках лицензируемой деятельности
  • бухгалтерская отчетность за год, предшествующий году заключения сделки
  • копия свидетельства о допуске к работам, членство в СРО (при необходимости)
  • копия документов, подтверждающих право на нахождение по месту регистрации юрлица или по месту фактического адреса (свидетельство о праве собственности, выписка из ЕГРН, договор аренды или субаренды)
  • копия паспорта (разворот, прописка), заверенная основной печатью и подписью

В предоставлении некоторых документов вам могут отказать, так как они содержат персональные данные, которые можно связать с коммерческой и налоговой тайной. Но зато при необходимости вы сможете показать налоговой, что пытались их запросить и проверить.

Доказывание умысла

Налоговики руководствуются методическими рекомендациями, которые сформулировали в Письме ФНС РФ от 13.07.2017 №ЕД-4-2/13650@.

При проверке руководителям и сотрудникам могут задавать такие вопросы:

  • Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь при выборе?
  • Одобрение того или иного контрагента — единоличное или коллегиальное решение?
  • Существуют ли в организации какие-либо регламентирующие документы по документообороту?
  • Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

Предпринимателю нужно определить механизм поиска контрагентов, назначить соответствующих должностных лиц и закрепить процесс регламентирующими документами. Для этого ему понадобятся внутренние локальные нормативные акты:

  • положение о договорной работе;
  • положение о проверке и мониторинге контрагентов;
  • должностные инструкции сотрудников;
  • запрос потенциальному контрагенту о представлении документов;
  • карточка контрагента.

Обратите внимание на то, что положение о проверке и мониторинге контрагентов должно закреплять не только ответственных лиц и порядок процесса проверки и мониторинга, но и комплекс мер и действий, оформление результатов и внесение их в учетную систему, список используемых интернет-сервисов, перечень документов, подлежащих запросу у юридических лиц и ИП, перечень документов и фактов, доказывающих ведение контрагентом хозяйственной деятельности, а также отчет о проведении переговоров.

Исключение рисков уголовной и налоговой ответственности за работу с «фирмами-однодневками»

Настоящий материал подготовлен Управляющим партнером Адвокатского бюро «Домкины и партнеры» Павлом Домкиным на основании норм действующего законодательства России с учетом сложившейся судебной практики.

В случае необходимости получения юридической помощи по вопросам исключения рисков уголовной и налоговой ответственности Вы можете обратиться в Адвокатское бюро «Домкины и партнеры», специализирующему на вопросах защиты от обвинения в совершении налоговых преступлений.

Публикация подготовлена на основании норм закона по состоянию на 21.02.2012

Законом №407-ФЗ от 06 декабря 2011 года в Уголовно-процессуальный кодекс России введены поправки, призванные урегулировать вопрос уголовного преследования за совершение налоговых преступлений.

С названной даты поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса РФ, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Выявление налоговых преступлений со стороны сотрудников министерства внутренних дел, а также сотрудников иных правоохранительных органов отныне вне закона.

Таким образом, налоговые органы получили исключительное право постановки вопроса об уголовном преследовании по следующим статьям Уголовного кодекса РФ:

  • Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица
  • Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации
  • Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента
  • Статья 199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

Указанные полномочия у ФНС России существовали до принятия указанных поправок, но не предусматривалось условие об их исключительной принадлежности фискальным органам.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 32 Налогового кодекса РФ, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога или сбора, направленного налогоплательщику на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик не уплатил в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Учитывая изложенные изменения закона, введение в уголовное законодательство «стимулирующего» положения об освобождении лица, возместившего ущерб бюджетной системе, от уголовной ответственности, а также вектор государственной политики, направленный на поиск новых статьей пополнения бюджета, всё большую юридическую значимость приобретают решения, принимаемые налоговыми органами по результатам проверок налогоплательщиков.

Как свидетельство этому, в правоприменительной практике всё чаще встречаются случаи привлечения налогоплательщиков к ответственности за получение необоснованной налоговой выгоды, ввиду отсутствия реальности сделки, недобросовестности контрагентов налогоплательщика или, проще говоря, за наличие хозяйственных взаимоотношений с «фирмами-однодневками».

Выявление подобных фактов в деятельности юридического лица – это не только финансовые риски в виде взыскания недоимки, пеней и иных штрафных санкций. На сегодняшний день сложилась устойчивая уголовно-правовая практика, когда наличие финансовых операций с «однодневками» расцениваться как сознательное уменьшение налогооблагаемой базы, влекущее за собой привлечение к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов.

С одной стороны, осознанная работа через «однодневки» с вытекающими правовыми последствиями может быть осознанным выбором юридического лица, с другой — подобная «случайная связь» может обернуться для добросовестного руководителя постановкой вопроса об осуществлении его уголовного преследования.

Во избежание подобных негативных последствий следует соблюдать нижеизложенные правила «финансовой гигиены».

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации неоднократно разъяснял, что при избрании контрагентов по сделке, налогоплательщик свободен в своем выборе, ввиду чего он должен проявить такую степень заботливости и осмотрительности, которая позволила бы ему рассчитывать на надлежащее поведение контрагента. В случае недобросовестности контрагентов налогоплательщик несет определенный риск не только по исполнению гражданско-правовых договоров, но и в рамках налоговых правоотношений, поскольку в силу требований налогового законодательства он лишается возможности произвести налоговые вычеты либо воспользоваться льготным порядком исчисления налогооблагаемой базы ввиду отсутствия надлежаще оформленных первичных бухгалтерских документов.

Одним из свидетельств получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды является непроявление должной осмотрительности при выборе контрагентов.

Министерство финансов Российской Федерации неоднократно, (в частности, в письме №03-02-07/1-177 от 10 апреля 2009 года) давало рекомендации о должной осмотрительности налогоплательщиков при заключении сделок.

На основании письма свидетельством проявления такой осмотрительности при заключении договорных отношений будут являться:

  • получение налогоплательщиком у контрагента копии свидетельства о постановке последнего на учет в налоговом органе,
  • проверка факта занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ, путем получения соответствующей выписки,
  • получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента,
  • использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента.

Полагаем, что последний пункт Письма требует более детального толкования.

Так, из анализа подборки решений арбитража следует, что суды рекомендуют налогоплательщикам проводить некую финансовую разведку и узнавать:

  • есть ли квалифицированный штат работников у контрагента,
  • узнавать сведения о его деловой репутации,
  • устанавливать местонахождение офисов контрагента, складских помещений, а также контактные телефоны и иные средства коммуникации,
  • запрашивать у контрагента информацию о том, не привлекался ли он к налоговой или административной ответственности,
  • проверять историю контрагента через общедоступные источники информации.

Кроме того, суды обращают внимание налогоплательщиков, что запрос указанной информации у контрагента необходимо осуществлять исключительно до заключения договоров.

Для полноты раскрытия затронутого вопроса следует остановиться на понимании определения «фирмы-однодневки» Федеральной налоговой службы Российской Федерации (Письмо ФНС РФ от 11.02.2010 N 3-7-07/84).

Так, под «фирмой-однодневкой» в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации, и т.д. Суть схемы с участием «фирм-однодневок» сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. При этом противоправная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему «фирмы-однодневки», которая является формально обособленной от налогоплательщика, что часто, как показывает практика, фактически не соответствует действительности.

Базируясь на имеющейся правоприменительной практике перечислим типовые действия, предпринимаемые сотрудниками ФНС по вычислению «однодневок» в ряду контрагентов налогоплательщика, знание которых позволит принять соответствующие превентивные меры.

Так, сотрудниками ФНС проводится:

  • Допрос учредителей и генерального директора контрагента на предмет учреждения и управления юридическим лицом. Цель подобных допросов – разрешение вопроса о принятии к учету первичных учетных документов. Первичные допросы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты. В частности, в соответствии со статьей 9 Закона РФ № 129-ФЗ от 21.11.1996 г., одним из обязательных реквизитов, которые должны содержать первичные документы для принятия их организацией к учету, является наличие личных подписей должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции. Если первичные документы не подписаны ни руководителем, ни главным бухгалтером, либо содержат недостоверную информацию, то они не могут быть приняты к учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету. Счета-фактуры, составленные и выставленные с вышеуказанными нарушениями не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
  • Устанавливается давность сдачи контрагентом налоговой отчетности.
  • Проводится проверка контрагента на признаки «фирмы-однодневки» по базам: «адрес массовой регистрации», «массовый» заявитель», «массовый руководитель», «массовый учредитель».
  • Устанавливается место фактического нахождения организации, в том числе с помощью сотрудников МВД.
  • Проводится обследование юридического адреса контрагента на предмет его нахождения.
  • Осуществляется запрос и истребование документов у контрагента.
  • Делается запрос в Росстат на предмет осуществления контрагентом деятельности, указанной в заключенных договорах (коды ОКВЭД).
  • Проводится сравнительный анализ показателей налоговой отчетности контрагента с документацией, предоставленной проверяемым лицом, а именно производил ли контрагент уплату налогов по сделкам, совершенным с проверяемым лицом. Цель данного анализа — проверить декларировал ли контрагент свой фактический оборот, а также исчислял и уплачивал ли он налоги в бюджет с этих сделок.
  • Проверка бухгалтерской отчетности контрагента на предмет наличия у него ресурсов, которые позволяют исполнять договорные обязательства, а именно:
  • есть ли на бухгалтерском балансе контрагента основные средства;
  • обладает ли он арендованными основными средствами, товарно-материальными ценностями, принятыми на хранение,
  • есть ли у контрагента запасы сырья и материалы;
  • состоит ли на балансе контрагента готовая продукция;
  • имеются ли денежные средства на счетах и достаточно ли их для исполнения договорных обязательств.
  • Помимо изложенного, у контрагента проверяются отчеты о прибылях и убытках на предмет реальной возможности исполнять договорные обязательства, такие как:
  • выручка от продажи товаров;
  • наличие чистой прибыли;
  • наличие управленческих расходов;
  • наличие прочих расходов, сопровождающих реальную деятельность: аренда помещения, плата за оборудование, за канцтовары, услуги связи и т.д.
  • Осуществляется проверка контрагента на предмет наличия штата работников, позволяющего исполнять договорные обязательства. Сведения берутся в налоговой декларации по уплате ЕСН. Проверяется факт найма работников.
  • Проверяется реальность и достоверность назначения платежей, указанных в платежных поручениях.
  • Проводится анализ банковской выписки по расчетному счету контрагента. Устанавливается, куда он отправлял вырученные средства далее и являются ли конечные получатели лицами, взаимозависимыми организациями с проверяемым лицом (один состав учредителей, близкие родственные отношения между учредителями и т.д.). Сотрудниками ФНС также устанавливается: какие действия предпринимают конечные получатели: списывают на заработную плату, предъявляют чеки к оплате и т.д. При этом во внимание берется факт длительности нахождения полученных денежных средства на счету контрагента.
  • Выявляется цикличность вращения денег между проверяемым лицом, контрагентом и конечными получателями.

Налоговым органом особое внимание уделяется вопросу оценки достаточности и разумности принятых налогоплательщиком мер по проверке контрагента. При оценке действий проверяемого налогоплательщика также принимается во внимание:

  • отличался ли выбор контрагента от условий делового оборота;
  • отличался ли выбор контрагента от установленной самим налогоплательщиком практики осуществления выбора контрагентов;
  • каким образом оценивались коммерческая привлекательность и условия сделки;
  • учитывалась ли деловая репутация, платежеспособность контрагента;
  • принимался ли во внимание налогоплательщиком риск неисполнения обязательств контрагентом;
  • был ли опыт заключения у проверяемого налогоплательщиком сделок с контрагентами, не исполняющими налоговых обязательств.

Помимо изложенного, налоговый орган обращает внимание на:

  • факт отсутствия личных контактов руководства компании поставщика / подрядчика / компании покупателя;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя контрагента, копий документов, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских / производственных / торговых площадей;
  • отсутствие рекламы контрагента в СМИ, рекомендаций партнеров или других лиц,
  • отсутствие у контрагента интернет сайта.

В рамках проведения проверки налоговый орган вправе запросить у проверяемого налогоплательщика документы и информацию относительно действий налогоплательщика при осуществлении выбора контрагента, а именно: документацию, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбор контрагента; рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информацию о ранее выполняемых договорах; результаты мониторинга рынка налогоплательщиком на предмет наличия на рынке конкурирующих контрагентов; деловую переписку с контрагентом.

Приведенный перечень проверочных действий не является исчерпывающим.

Соблюдение вышеуказанных рекомендаций при взаимодействии с контрагентом, а также знание алгоритма и методики проведения проверочных действий со стороны Федеральной налоговой службы России, с высокой долей вероятности исключит риски привлечения к уголовной ответственности руководителя юридического лица, а для возглавляемого им налогоплательщика – риски наступления налоговой (финансовой) ответственности.

Адвокат Павел Домкин

ФНС утвердила 22 новых признака однодневки

Налоговики назвали еще 22 причины, по которым считают компанию однодневкой. Новые признаки технической организации контролеры опубликовали в письме от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247.

В списке инспекторов нет стандартных признаков. Например, массового адреса или руководителя организации. Хотя все старые критерии остаются в силе.

С некоторыми пунктами нового списка налоговиков коллеги уже знакомы. Например, компанию считали однодневкой, если она не работает по юридическому адресу.

В новом перечне инспекторов есть и неожиданные признаки компании-однодневки. Например, налоговики заподозрят, что организация техническая, если главбух перепутает номер корректировки в уточненной декларации.

Новый документ развязывает налоговикам руки, ведь теперь у контролеров есть официальное прикрытие, чтобы из-за подозрений аннулировать декларации компании. В результате организации грозят неожиданные штрафы, доначисления и блокировка счетов.

УНП опросили юристов, налоговиков и банкиров и выяснили, как компаниям отбиться от новых обвинений контролеров. По каждой из причин эксперты представили рекомендации.

Руководитель больше двух раз не пришел на допрос

Если руководитель не придет по вызову на допрос, его могут оштрафовать на 1000 руб. (ст. 128 НК). Но штраф — не самое тяжелое последствие.

Если директор проигнорировал вызов больше двух раз, компанию посчитают однодневкой. Ведь на допросы часто не приходят номинальные руководители.

Если директор не может встретиться с налоговиками, попросите их перенести дату. Ревизоры согласятся, если руководитель объяснит, что причина уважительная. Например, представит больничный, копию приказа об отпуске или командировке, билетов.

При этом компании безопаснее уведомить инспекцию, что директор занят в назначенный день, письменно и приложить копии документов. Иначе ревизоры могут посчитать, что он уклоняется от беседы.

«В повестках налоговики пишут „при наличии уважительных причин неявки сообщить любым способом инспектору: письменно, по телефону, через личный кабинет и т. д.“. Но если директор просто позвонит и сообщит о болезни, инспектор может записать, что руководитель уклонился от допроса. В таком случае суды поверят налоговикам, так как художественно-шаблонный образ компании-однодневки давно сложился. Поэтому безопаснее предупредить, что не явитесь по уважительной причине, в письменном виде.

Контролеры допрашивают директора с разными целями. Например, если руководство ставит перед инспектором задачу доказать, что компания — однодневка, ревизор не заинтересован в том, чтобы директор прибыл на встречу.

Налоговики могут схитрить и устроить так, чтобы директор не получил повестку. Контролер может направить повестку не заказным письмом, а опустить в почтовый ящик. Письмо могут направить на адрес прописки, когда директор там не живет, а инспекции известен его реальный адрес. Повестку направляют почтой слишком поздно, и руководитель получает ее, когда дата допроса уже прошла. Об этом нам рассказали юристы, которых опросили.

Если же налоговикам необходимы материалы допроса, они сделают все, чтобы встретиться с руководителем. Инспекторы даже готовы сами прийти в удобное ему место.

Нам пока удавалось договариваться с инспекторами о переносе даты допроса на удобное для директора время. Если налоговикам необходимо допросить свидетеля, они готовы сделать это в любое время и даже в любом месте. Например, был случай, когда инспектор предложила руководителю компании побеседовать возле автобусной остановки.

Если хотите, чтобы материалы допроса считались доказательством, не соглашайтесь на допрос в нестандартном месте. Протокол допроса может пригодиться самой компании (см. интервью). Но суд не признает протокол, если налоговики провели допрос не по правилам, например в вестибюле метро (решение Арбитражного суда Москвы от 29.05.2015 № А40-178035/14-90-618).

Директор ходит на допросы с адвокатом

На допросе никакой представитель не заменит руководителя, он должен прийти лично. Но может взять с собой адвоката.

В ФНС теперь уверены, что если в беседе участвует адвокат, значит, директор не может ответить на вопросы о компании или боится рассказать лишнее.

Номиналы, если приходят на допрос, нередко берут с собой юриста. Сам фиктивный директор при этом бывает не в состоянии ничего пояснить, за него фактически отвечает юрист.

Присутствие представителя на допросе — вовсе не обязательно признак директора-номинала или однодневки. Директор может не владеть всей информацией, которая нужна налоговикам. Юрист ему поможет сориентироваться, чтобы не навредить компании.

Новый признак однодневки уже вызвал негодование в юридическом сообществе. Руководитель Федеральной палаты адвокатов обратился к прокурорам и налоговикам с просьбой исключить пункт из перечня.

Право на юридическую помощь гарантирует Конституция РФ. Таким правом пользуются многие руководители, бухгалтеры. В присутствии адвоката им проще, спокойнее и надежнее отвечать на вопросы. Мое личное мнение: возводить конституционное право в признак неблагонадежности как минимум некорректно.

Из-за новых правил ФНС не стоит отказываться от помощи адвоката. Если компания реально работает, участие представителя на допросе ей не повредит. Коллеги это подтверждают.

Учитывая возмущение, которое поднялось по поводу запрета на адвокатов, думаю, что этот пункт не будут применять. Но директора все равно надо готовить к допросу, он ведь должен говорить сам, он не может по производственным вопросам все время советоваться с адвокатом.

Директор работает без зарплаты

Налоговики видят из отчетов, какие зарплаты в компании. Инспекторы считают, что директор не может работать без зарплаты. Так, нулевой отчет по взносам контролеры требуют уточнить как ошибочный (УНП № 29, 2018).

У однодневки директор обычно подставной, и ему не начисляют зарплату. Поэтому, если руководитель работает бесплатно, ревизоры подозревают схему.

Подозрительно, если доход руководителя компании нулевой. Ведь сложно поверить в то, что директор работает безвозмездно. Еще более опасно, если руководитель получает весь доход в другой организации. В таком случае две организации должны сотрудничать между собой, иначе ситуацию ничем не объяснить».

Руководитель сменился перед отчетностью

Налоговики аннулируют декларации организации, если директор номинальный. Поэтому перед отчетностью однодневки меняют руководителя, который уже себя скомпрометировал. Ведь декларацию с его подписью могут не принять. Также нового руководителя назначают, если хотят бросить компанию и перенести ответственность за сведения в отчетности на фиктивного директора.

Организации часто меняют директора из-за того, что прежний отказался от руководства. Налоговая объявила его номиналом и теперь не принимает декларации. Поэтому новый руководитель перед отчетностью — это всегда риск.

Инспекторы рассказали, что заподозрят схему, если компания назначила нового директора меньше чем за месяц до отчетности. В таком случае контролеры попробуют доказать, что руководитель организации — номинал, и признать декларацию недействительной (письмо ФНС от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247).

Если нужно сменить директора, старайтесь назначить его задолго до отчетности. Предупредите нового руководителя, что налоговики могут вызвать его на беседу. Если директор не придет в инспекцию, контролеры постараются доказать, что сделки в отчетности за его подписью фиктивные. Об этом предупредили инспекторы.

Адреса проживания и прописки директора разные

Признак можно понимать по-разному. Первый вариант — налоговики имели в виду, что руководитель проживает не по месту прописки. По мнению всех юристов, которых мы опросили, этот факт не означает ничего и не говорит о схемах. Вряд ли сами налоговики поголовно живут там, где зарегистрированы.

Второй вариант — директор живет не там, где зарегистрирована компания. Например, у нее юридический адрес в Москве, а руководитель прописан в Кемерове. В этом случае у налоговиков есть основания подозревать, что он не работает в компании.

Если директор из другого города или региона, ему стоит оформлять временную регистрацию там, где работает организация. Тогда будет проще доказать, что он реальный руководитель. Кроме того, налоговики будут высылать корреспонденцию по адресу временной регистрации директора. В противном случае контролеры могут выслать почту руководителю на адрес прописки, а директор о ней не узнает. В таком случае, если руководитель, например, не увидит требование явиться на допрос, налоговики посчитают, что директор проигнорировал приглашение.

Компанию возглавляет нерезидент

Инспекторы сомневаются в том, что иностранец может реально руководить компанией. По мнению контролеров, настоящий директор должен постоянно находиться в офисе компании, участвовать в обсуждении сделок, а нерезидент часто бывает за границей.

Налоговики признались, что подозревают в схемах компании, которыми руководят директора из государств офшорных и льготных зон. Например, будьте готовы к вниманию инспекторов, если компанией руководит директор из Кипра или Прибалтики.

На иностранцев-нерезидентов перерегистрируют компании, чтобы от них избавиться. Контролеры выявили схему «альтернативной ликвидации». Учредителем компании записывают, например, жителя Беларуси. Налоговики не станут искать его в другой стране, чтобы допросить. Даже если у организации перед бюджетом долг, для контролеров почти нереально взыскать деньги с иностранца.

Если директор — нерезидент, он должен общаться с российской налоговой и отвечать на вопросы по работе компании. Во время беседы с инспекторами будет шанс доказать, что директор реальный.

Компания неверно нумерует уточненки

В поле «Номер корректировки» декларации по НДС компании ставят в первичном отчете 0-, в первой уточненке — 1-, во второй — 2- и т. д. (приказ ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@). Однодневки часто сдают уточненки, когда разные контрагенты, которые участвуют в схеме, просят скорректировать декларацию.

Учет у однодневок обычно беспорядочный. С каким номером сдавали прошлую корректировку, никто может не вспомнить. Поэтому номер часто неправильный. Это характерно для однодневок, которые создают под несколько сделок.

Налоговики подозревают схемы даже из-за опечаток в первичке.

Чтобы не вызвать подозрений, проверяйте номер корректировки в декларации по НДС. Также отслеживайте опечатки в первичке, нумеруйте документы по хронологии. Иначе инспекторы решат, что компания фиксирует сделки от случая к случаю и не учитывает операции. Такую компанию могут посчитать участником схем.

Организация сдавала нулевую отчетность

Контролеры подозревают, что организация не показывает обороты по счетам, чтобы не платить налоги. Так поступают однодневки, за счет которых другие организации получают необоснованную налоговую выгоду. Кроме того, однодневку могут временно не использовать.

Для ФНС подозрительно, если компания несколько кварталов или даже лет не отчитывалась и вдруг сдала декларацию. Но у нулевок может быть объективная причина.

Заранее подготовьте пояснения налоговикам, если у компании не было операций по счетам и она сдавала нулевую отчетность. Например, организация приостановила работу из-за высокой конкуренции на рынке.

Представьте налоговикам выписку из банка, которая покажет нулевые обороты. Тогда инспекторы убедятся, что компания не совершала сделок и не скрывает доход. Но есть условие. Налоговики поверят руководителю, только если не найдут на проверках записи о сделках с организацией в первичке и отчетности других компаний.

Доля вычетов НДС выше 98 процентов

Официальный безопасный показатель вычетов — 89 процентов (приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Для однодневок ФНС установила порог выше — 98 процентов.

Вычеты, близкие к 100 процентам, налоговики уже давно считают признаком плохого контрагента. Например, если доля составляет 99 процентов в начисленном налоге (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017 № 09АП-6688/2017).

Высокий показатель автоматически не означает, что компания участвует в транзитной цепочке. Например, у организации с сезонным характером работы в одном из кварталов вычеты могут быть значительно больше.

Перенесите вычеты на следующие кварталы, если хотите избежать претензий налоговиков. Вычет можно отложить на срок не более трех лет (п. 1.1 ст. 172 НК).

Компания не убрала расхождения с прошлой отчетности

В декларациях однодневок по НДС возникают налоговые разрывы. То есть в каком-то звене цепочки поставщиков налог не поступил в бюджет.

Если у вас остались расхождения, приведите декларации в соответствие с отчетностью контрагентов. Только потом сдавайте новый расчет. Иначе есть риск, что его аннулируют. Также стоит пояснить инспекторам расхождения между отчетами самой компании. Теперь налоговики могут присылать запросы об этом без ограничений.

Доходы почти равны расходам

Когда расходы почти равны доходам, суммы налогов получаются минимальными. Этот признак фиктивной компании инспекторы давно и успешно используют в судах (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.01.2018 № Ф09-8768/17). Не только налоговики, но и банки следят за компаниями, налоги которых составляют до 0,9 процента от дебетового оборота по счету (Методические рекомендации от 21.07.2017 № 18-МР).

Если расходы почти равны доходам, налоговики считают, что компания проводит транзитные операции. Но высокие затраты могут образоваться у добросовестной компании.

Подготовьте для налоговиков пояснения, если компания израсходовала столько же денег, сколько заработала. Например, доход небольшой из-за того, что закупили дорогое оборудование и выплачиваете кредит. Приложите договоры, платежки и др. Будьте готовы рассказать налоговикам, как и когда планируете увеличить выручку.

Компания работает без расчетного счета

Инспекторы видят однодневку в компаниях, которые не открыли расчетный счет в течение трех месяцев после регистрации компании. Все налоговики, которых мы опросили, утверждают, что такое встречается крайне редко. Компания сразу привлечет внимание инспекторов. Они поинтересуются, как она собирается работать, чем заниматься.

Компания может не открывать счет, если собственник передумал вести бизнес. В этом случае ее безопаснее быстрее закрыть. Но наказать компанию налоговики не могут. Если попытаются привлечь за несдачу отчетности, то нечего будет даже заблокировать.

Будьте готовы доказать, что не проводите сделки без счета. Иначе налоговики могут оштрафовать за кассовые нарушения на 50 тыс. руб. (ст. 15.1 КоАП).

Организация закрыла счета

По мнению контролеров, однодневки часто открывают и закрывают расчетные счета, чтобы служба безопасности банков не заподозрила схемы. Счет открывают под конкретную сделку.

Некоторые однодневки используются для присоединения к ним компаний, которые стали не нужны собственникам. Таким однодневкам расчетные счета вообще не нужны.

Счетов может не быть у благонадежной компании, если у нее перерыв в деятельности. Это нужно пояснить инспекторам.

У компании больше 10 расчетных счетов

Однодневкам нужно много счетов, потому что их часто закрывают. Кроме того, фиктивные компании так снижают обороты по отдельным счетам, чтобы не привлекать внимания банка. Подозрительно, если счетов более 10.

Банкиры считают, что много счетов — не всегда признак схем. Тарифы на услуги могут отличаться либо кредиты выдают при условии, что компания откроет расчетный счет.

Компания может открыть несколько счетов по объективной причине. Например, когда подразделения работают в разных регионах или она работает над крупными проектами. То, что у компании больше 10 счетов, еще не говорит, что она техническая.

Организация открывает счета в неместных банках

Компания вправе открыть счет в любом регионе. Но налоговики подозрительны к тем, кто пользуется счетами в неместных банках. Ведь руководитель периодически должен приходить в офис лично, даже если подключил онлайн-сервисы.

Поясните контролерам, почему выбрали банк в другом регионе. Например, в вашем городе небольшое количество банков, которые работают с юридическими лицами. Или неместный банк предложил организации открыть счет на выгодных условиях. Подтвердите доводы документами — коммерческим предложением банка, выписками по счетам.

Компания вправе открыть счет где угодно, закон не запрещает. Однодневки, как правило, используют серые банки, где служба экономической безопасности не контролирует движения по счетам и можно договориться с работниками. Такие банки раньше работали, например, в Дагестане и Татарстане. Но если компания реальная, работает и платит налоги, не важно, где она открыла счет.

Деньги по счету проходят транзитом

Налоговики обвинят в транзите, если деньги на счете не задерживаются дольше двух дней. Подозрительно, если компания пересылает поставщикам те же суммы, что получила от покупателей. Транзитные платежи — не новый признак однодневки, их отслеживают и банки.

У компании, которая реально работает, на счетах всегда есть остаток денег. Она перечисляет зарплату сотрудникам, налоги, оплачивает аренду, почтовые услуги, билеты по командировкам, канцтовары, пошлины и пр. Однодневки тратят ровно столько же денег, сколько поступает на их счета. Причем эти средства уходят не на оплату услуг или труда, а на счета других компаний.

Опасно, если ваш контрагент проводит транзитные операции. Ему выездную проверку не устроят, а к его покупателям могут прийти. Но если сделки реальные, характер платежей контрагентов не важен (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.09.2017 № Ф02-4671/2017).

Поясните, почему у компании не задерживаются деньги. Например, выручка от сделок идет на новое оборудование. Если инспекторы не поверят, у организации есть шанс защититься в суде (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.05.2018 № Ф04-1279/2018).

Представитель из другого региона

Руководитель вправе передать полномочия представителю по доверенности (ст. 29 НК). Но если выбрать «физика» из другого региона, директора посчитают номиналом. Поясните, почему дали право человеку из другого региона. Например, представитель готовит и сдает отчетность по выгодному тарифу.

Компания работает недавно

Инспекторы подозрительны ко всем, кто работает меньше шести месяцев. В письме № ЕД-4-15/13247 ФНС говорит о компаниях 2017 года. Но, по мнению налоговиков, ФНС ежегодно будет корректировать документ. В 2019 году к вниманию контролеров должны быть готовы компании с 2018 годом регистрации.

Юристы считают, что молодость организации — спорный признак однодневки. Но если руководителя новой компании позвали в инспекцию, он не должен игнорировать вызов. Налоговики хотят убедиться, что директор не номинал. Возьмите копию штатного расписания, краткий отчет о работе компании. Так инспекторы увидят, что компания благонадежная.

В ЕГРЮЛ недостоверные сведения

Срочно поменяйте адрес в госреестре, если налоговики уведомили, что нашли недостоверные сведения. Даже если об этом еще не появилась отметка в реестре, компанию уже причисляют к однодневкам.

Черная метка в ЕГРЮЛ — один из самых опасных признаков. Она может появиться, даже если компания находится по юридическому адресу. Контролеры требуют, чтобы в ЕГРЮЛ был детальный адрес (п.14.2.05.60 письма от 31.01.2014 № СА-4-14/1645@). Иначе его могут посчитать фиктивным. Например, если арендуете целый этаж, безопаснее записать в реестре номер кабинета директора.

Компания не заключила договор аренды

Однодневки иногда регистрируются в офисах без ведома собственников. Для регистрации подают поддельные гарантийные письма. Налоговики ходят по офисам и проверяют компании. Если собственник не знает арендатора, директора признают однодневкой.

Проверьте срок договора аренды. Если срок истек, то компания рискует стать однодневкой. У реальной организации должен быть свой офис или действующий договор аренды.

В компании нет сотрудников или один человек в штате

Компании представляют сведения о численности (п. 3 ст. 80 НК). Если покажете, что в организации один человек или численность нулевая, контролеры заподозрят схемы.

Будьте готовы пояснить контролерам маленький штат. Они примут доводы, если вид деятельности не требует многочисленного персонала. Например, турагентство может работать с одним сотрудником.

Сервис для проверки численности есть на сайте gazeta-unp.ru. По данным ФНС, в России 381 тыс. организаций вообще без сотрудников. Контролеры не отрицают, что, скорее всего, это однодневки, хотя и не спешат удалять их из ЕГРЮЛ. Проверьте по сервису и контрагентов, и себя. В базе ФНС возможны ошибки. Если численность неверная, ее можно исправить.

Компания мигрирует

Контролеры заинтересуются организацией, которая сменила юридический адрес дважды за год. Исключение — переезд по объективным причинам. Например, истек срок аренды, купили свою недвижимость.

Перед тем как зарегистрировать компанию по новому адресу, инспекторы стараются вызвать директора и выяснить причину миграции. При этом не важно, куда переезжает организация: в соседний район или регион. У организаций, которые меняют адрес, новая налоговая спрашивает об имуществе и долгах. Также инспекторы могут запросить у директора расшифровку активов: основных средств, финансовых вложений и пр. Налоговики могут решить, что компания не однодневка, а сама укрыла налоги и теперь бежит от выездной проверки.

На беседу в ИФНС налоговики рекомендуют взять договор аренды нового помещения и записку о компании: чем занимается, с кем работает. Безопаснее пообщаться с налоговиками до регистрации.

Учет.Налоги.Право

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *