Принудительное изъятие имущества

Основания для прекращения прав собственности

Статья 235 Гл. 15 Гражданского Кодекса полностью описывает все причины, на основе которых производится прекращение прав собственника.

Все же государство законодательно дает гарантии тем, кто по каким-либо причинам может лишиться жилья. Денежная компенсация возможно в случаях следующих изъятий:

  1. Если в соответствии с нормами законодательства спорный объект не может принадлежать данному гражданину.
  2. В случае реквизиции.
  3. При изъятии животных, если будет доказано ненадлежащее обращение хозяев с ними.
  4. При отчуждении культурных ценностей, если будет доказано ненадлежащее обращение хозяев с ними.
  5. При выкупе недвижимости или земельных участков, если будет доказано ненадлежащее обращение хозяев с ними.
  6. Если будет доказан факт того, что недвижимость построена на чужой земле.
  7. Национализация.

Стоит напомнить, что изъятие может осуществляться и у физических, и у юридических лиц. Государство может национализировать те объекты, которые в соответствии с законодательством не могли принадлежать настоящему хозяину или были приобретены с нарушением законодательства.

В том случае есть объекты, подлежащие конфискации, например в связи с незаконными действиями, никакого возмещения не предусмотрено. При этом есть такие товары, которые чаще всего не подлежат последующему возмещению при отчуждении. К ним относятся оружие, валюта, наркотики, яды и другие товары. Однако, несмотря на частоту, если эти ценности были приобретены законно, то при принудительном или добровольном изъятии хозяину полагается компенсация.

В Гражданском Кодексе в комментариях к Статье 235 описаны основания, по которым происходит прекращение прав собственности на имущество. И данные основания условно подразделяются на несколько групп, представленные в таблице.

Группа Описание Пример Законодательный акт
Добровольное Добровольное отчуждение собственником своего имущества другим лицам Договор купли-продажи Гл. 30 ГК РФ
Дарение Гл. 32 ГК РФ
Приватизация ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ
Отказ собственника от прав собственности Личный отказ от осуществления правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом. Ст 236. Гл. 15 ГК РФ
Принудительное В случае возникновения неоплаченных обязательств статья 237
Происходит в связи с тем, что этот объект не может принадлежать именно этому хозяину Ст. 238 ГК РФ
По причине ненадлежащего ухода и использования земельного участка Ст. 239 ГК РФ
По причине ненадлежащего ухода и использования животных, птиц иди других культурных ценностей Ст. 240-241 ГК РФ
Реквезиция Ст. 242 ГК РФ
Конфискация Ст. 234 ГК РФ
В случае если будет доказано, что данный объект недвижимости был приобретен в результате коррупции и приобретения за доходы, которые получены незаконно, тогда спорный объект должен быть возвращен в государственную собственность, но только после официального решения суда Российской Федерации. Федеральный Закон от 03.12.2012 N 231-ФЗ
Стоимость объектов, изъятых в собственность государства, возмещается Федеральный Закон от 02.11.2013 N 302-ФЗ
Обращения любого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, должно быть возвращено в государственную собственность в случае, если денежные средства на его приобретение были получены в результате террористических действий Национализация Ст. 306 ГК РФ
Иные основания Потеря имущества в связи с действиями других лиц Ст 235 ГК РФ
Иные варианты, обусловленные законом Ст 235 ГК РФ

Причины принудительного прекращения прав собственности

В соответствии с законодательством принудительное изъятие у собственника имущества может происходить при условии, что имеются публичные интересы. При этом процедура не должна проходить безвозмездно и собственнику должна быть выплачена компенсация за изъятие. При этом к обязательным условиям принудительного прекращения относятся: законодательно обусловленный случай нарушения и судебное решение

Применение принудительного прекращения прав собственности с точки зрения морально-этических ном и правил рассматривается в нескольких аспектах:

  1. Использование в качестве средства обеспечения и поддержания законности и правопорядка.
  2. Использование в качестве способа государственного управления, средство организации устремлений и намерений субъектов с целью исполнения и подчинения государственной воле.
  3. Использование в качестве метода воздействия на людей, вопреки воле принуждаемого.

Когда дом или земельный участок изымают для государственных нужд, может столкнуться каждый. Причин, по которым государство или другие физические лица, могут заявить о своих правах на вашу собственность, несколько. Именно поэтому, знание основ законодательства в области принудительного изъятия недвижимости, поможет обезопасить вас от таких случаев в дальнейшем. А знание причин, по которым подобные случаи могут произойти, позволят правильно выбрать место для строительства и оформить недвижимость во владение.

Случаи принудительного изъятия имущества у собственника

⇐ ПредыдущаяСтр 124 из 137

При прекращении права собственности на имущество, которое не может принадлежать данному лицу в силу закона (ст. 238 ГК), подразумевается прежде всего защита публично-правовых интересов. Речь идет о тех видах имущества, которые по прямому указанию закона либо изъяты из оборота, то есть могут находиться исключительно в государственной собственности, либо ограничены в обороте, в частности подлежат приобретению лишь по специальному разрешению государственных органов (ст. 129). Если такого рода имущество (например, оружие, сильнодействующие яды и наркотики, валютные ценности и т. д.) оказалось у обладателя незаконно, никаких вещно-правовых последствий, тем более права собственности, это обстоятельство не порождает. Но если данные вещи оказались у лица на законном основании (например, оружие или валютные ценности перешли от одного гражданина к другому в порядке наследования по закону либо от одного юридического лица к другому при реорганизации), однако само это лицо по закону лишено возможности обладать ими на праве собственности, эти вещи подлежат принудительному отчуждению в силу правил ст. 238 Кодекса.

Владелец такого имущества вправе сам произвести его отчуждение любым допускаемым законом способом (разумеется, управомоченному на приобретение в собственность лицу) в течение года, если только специальным законом не предусмотрен иной, как правило более короткий, срок. Если этого не произошло, суд может принять решение либо о принудительной продаже такого имущества, либо о его передаче в государственную или муниципальную собственность. Содержание такого решения определяется прежде всего характером и назначением соответствующей вещи. Очевидна, например, нецелесообразность принудительной продажи с публичных торгов оружия или сильнодействующих ядов при отсутствии у их владельца специального разрешения на их хранение или использование. Такие объекты в данной ситуации просто перейдут в публичную собственность. Однако в обоих случаях бывший собственник вправе требовать компенсации за утраченное имущество (в виде вырученной от продажи суммы за вычетом необходимых расходов по реализации вещи либо определенной судом компенсации).

Особый случай принудительного изъятия недвижимого имущества предусмотрен ст. 239 ГК. Речь здесь идет о ситуациях, когда земельный участок (либо участок недр, акватории и тому подобных природных объектов) изымается у собственника в публично-правовых интересах, например для прокладки магистрали, строительства каких-либо объектов и т. п. Если на таком участке находятся здания, сооружения или иное недвижимое имущество, собственник этих объектов (который вовсе не обязательно совпадает в одном лице с собственником земельного участка) вправе получить за них соответствующую компенсацию.

Для такого собственника п. 1 ст. 239 ГК предусматривает следующие гарантии. Во-первых, выкуп у него недвижимого имущества либо его продажа с публичных торгов возможны только по решению суда, но не в административном порядке. Во-вторых, обязательным условием изъятия является доказанность в суде невозможности использования изымаемого участка без прекращения прав собственника находящейся на участке недвижимости. В-третьих, земельное и иное законодательство может предусмотреть альтернативу изъятию в виде переноса зданий или сооружений на новый участок за счет средств того, в чьих интересах производится изъятие, либо строительства за его счет новых аналогичных сооружений (как это, например, предусмотрено остающейся пока в силе ст. 55 Земельного кодекса 1991 года). Конкретный порядок изъятия недвижимости и компенсаций за нее определен для этих случаев правилами ст. 279-282 и 284-286 ГК. К сожалению, эти правила находятся в гл. 17 ГК, не вступившей пока в действие, а потому также не могут считаться действующими до момента вступления в силу нового Земельного кодекса. В их отсутствие следует руководствоваться общими правилами ст. 239 ГК и нормами действующего земельного и природоресурсного законодательства.

Принудительный выкуп у собственника бесхозяйственно содержимых им культурных ценностей допускается правилами ст. 240 ГК при наличии следующих условий. Прежде всего, дело должно касаться не любых, а только особо охраняемых государством культурных ценностей. В настоящее время их правовой режим определяется Положением об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 30 ноября 1992 года N 1487, а также постановлением Правительства РФ от 30 ноября 1992 года N 919 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации»<187>. В соответствии с этими актами такого рода объекты подлежат включению в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В судебном порядке требуется установить не только факт бесхозяйственного содержания этих ценностей, но и реальную угрозу утраты ими своего значения в результате соответствующего бездействия или действий их собственника. Речь здесь идет о частных собственниках, ибо бесхозяйственное содержание особо охраняемых государством культурных ценностей не может стать основанием для их изъятия у публичного собственника и передачи собственнику частному (например, какой-либо общественной организации), поскольку речь тогда шла бы об их приватизации, не предусмотренной законом.

Наконец, и при наличии указанных выше обстоятельств, подтвержденных в судебном порядке, собственник изымаемых культурных ценностей все равно получает за них компенсацию — либо в виде вырученной от их продажи суммы, либо в виде иной компенсации, установленной по соглашению с выкупающей их публично-правовой организацией или решением суда.

Новым для нашего законодательства правилом является ст. 241 ГК, впервые предусмотревшая возможность принудительного выкупа у собственника принадлежащих ему домашних животных, если он допускает к ним негуманное отношение. По смыслу закона, говорящего о «явном противоречии» поведения собственника правилам и нормам гуманного обращения с животными, речь должна идти о случаях грубого, вызывающе безнравственного и негуманного отношения к домашним животным со стороны их собственников, что и составляет основание для их принудительного выкупа.

Такой выкуп допустим только при наличии специального судебного решения, а также уплате собственнику животного соответствующей компенсации (размер которой в случае спора также определяется судом). Таким образом, данные правила закрепляют баланс интересов общества, требующего гуманного обращения с домашними животными, и собственника.

Предусмотренные ст. 242 ГК случаи реквизиции, то есть принудительного изъятия у собственника его имущества в неотложных общественных интересах, но с обязательной компенсацией, представляют собой традиционное для всякого правопорядка основание прекращения частной собственности граждан и юридических лиц. Вместе с тем правила Кодекса и здесь устанавливают четкую регламентацию и особые гарантии интересов собственника.

Раскрывая понятие реквизиции, п. 1 ст. 242 ГК устанавливает ее допустимость только в обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер (стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и т. п.). Подчеркивается, что такое изъятие может производиться исключительно в интересах общества. Изъятие имущества у частного собственника путем реквизиции в силу чрезвычайности обстоятельств, при которых оно допускается, может производиться по решению «государственных органов». Это не требует обязательного судебного решения, но вместе с тем означает недопустимость такого изъятия по решению муниципальных органов. Порядок и условия изъятия имущества путем реквизиции должны определяться специальным законом, который, однако, в силу правила п. 2 ст. 3 ГК должен соответствовать общим положениям ст. 242 ГК.

В качестве новых, дополнительных гарантий защиты интересов собственника реквизированного имущества предусмотрены, во-первых, возможность судебного оспаривания размера компенсации, выплаченной за реквизированное имущество (п. 2 ст. 242 ГК); во-вторых, возможность истребования по суду сохранившегося реквизированного имущества при отпадении обстоятельств, послуживших основанием для его реквизиции. Возможные при этом расчеты между прежним и новым собственниками будут производиться по нормам обязательств из неосновательного обогащения (ст. 133 Основ).

К числу оснований изъятия у собственника имущества помимо его воли и без компенсации относится прежде всего обращение взыскания на его имущество по его долгам, прямо предусматриваемое теперь ст. 237 ГК. Такое изъятие по общему правилу допустимо только на основании судебного решения. Законом могут быть предусмотрены случаи такого рода изъятий и во внесудебном порядке, например при обращении взыскания на имущество по исполнительным надписям нотариусов. Важно, чтобы такие случаи предусматривались именно законом, а не подзаконным актом (ст. 3). Не исключено их возникновение и по договору, например при обращении залогодержателем взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке — по нотариально удостоверенному соглашению с залогодателем (абз. 2 п. 1 ст. 349).

В п. 2 ст. 237 ГК прямо определен момент прекращения права собственности на имущество должника, ставшее объектом взыскания кредиторов. Право собственности на такое имущество прекращается у прежнего владельца с момента возникновения права собственности на него у приобретателя. До этого момента собственник-должник несет и риск, и бремя собственности (ст. 210, 211).

Другим основанием принудительного изъятия имущества у собственника без компенсации является его конфискация, представляющая собой санкцию, примененную к собственнику за совершенное им правонарушение (ст. 243 ГК). Такая санкция может быть применена к собственнику за совершение уголовного преступления (в соответствии с нормами Уголовного кодекса) либо иного правонарушения (обычно административного). Для гражданских правонарушений конфискационные последствия не характерны. Едва ли не единственным исключением из этого правила являются нормы ст. 169 ГК, предусматривающей возможность безвозмездного изъятия имущества в доход государства в виде санкции за умышленное совершение сделки с целью, противной основам правопорядка и нравственности. Однако во всех без исключения случаях санкция в виде конфискации имущества должна быть прямо предусмотрена законом, а не подзаконным актом.

По общему правилу конфискация осуществляется только в судебном порядке. Административный порядок конфискации может предусматриваться законом (например, при изъятии предметов контрабанды таможенными органами, незаконных орудий охоты и лова — органами охраны природы и т. д.). Однако в этом случае изъятие может быть обжаловано в суд согласно правилу п. 2 ст. 243 ГК, даже если оно произведено на основании норм административного, а не гражданского законодательства, поскольку этим затрагивается право собственности, содержание и многие гарантии которого устанавливает именно гражданский закон.

Глава 16. Общая собственность (ст. 244-259)

Общие положения

Общая долевая собственность

Общая совместная собственность

Общие положения

Общая собственность представляет собой принадлежность одного и того же имущества одновременно нескольким лицам (сособственникам). При этом они же являются и субъектами права собственности на данное имущество. Таким образом, участники отношений общей собственности сообща являются собственниками одного и того же имущества.

Здесь не происходит «объединения имущества собственниками», не возникает ни «коллективной», ни «смешанной» собственности, о чем неудачно говорилось в прежнем законодательстве (ст. 3 Закона о собственности). В такой ситуации не создается никакого нового субъекта права («коллектива»), не происходит ни объединения, ни «смешения» имущества, не появляется никакой новой «формы собственности», а возникает лишь множественность субъектов права собственности на одно и то же имущество.

Право общей собственности возникает на неделимые вещи (ч. 1 ст. 133 ГК), если они поступают в собственность нескольких лиц: например, при наследовании детьми умершего гражданина принадлежавшего ему жилого дома, который не может быть разделен на части в силу своих технических (конструктивных) особенностей. Имущество может не подлежать разделу в силу указаний закона: например, неделимыми согласно указаниям законодательства являются многие ценные бумаги. Делимые вещи также способны быть объектами общей собственности, когда это предусматривают либо закон, либо соглашение участников, например договор о совместной деятельности (ст. 124 Основ).

Общая собственность может быть как долевой, так и бездолевой (совместной). В первом случае законом или договором определяются точные доли участников в праве на общее имущество. В п. 2 ст. 244 ГК прямо отмечено, что речь при этом идет о долях не в имуществе, а в праве на имущество. При разделе имущественного объекта, например жилого дома, никакой юридической общности не сохраняется и каждый из бывших сособственников становится собственником конкретного имущества (в данном случае — части дома). Общая долевая собственность означает поэтому раздел между участниками принадлежащего им сообща права собственности, а не имущества.

Совместная (бездолевая) собственность означает, что право собственности на конкретный объект не делится между собственниками, а принадлежит им сообща, совместно. Никто из участников таких отношений не знает заранее своей конкретной доли, которая может быть определена лишь на случай раздела или выдела. Очевидно, что такая ситуация возможна только в качестве исключения, обусловленного наличием между сособственниками особых, лично-доверительных отношений, которые не предполагают и не требуют полной определенности в объеме соответствующих правомочий их участников. По действующему законодательству такие отношения могут возникнуть в двух случаях: между супругами либо между членами крестьянского (фермерского) хозяйства, то есть только между гражданами, связанными близкими семейными узами и в силу этого находящимися в лично-доверительных отношениях друг с другом.

Согласно п. 3 ст. 244 ГК долевая общая собственность является правилом, а образование совместной (бездолевой) собственности исключением, прямо предусмотренным законом. В силу этого возникновение совместной собственности по договору исключается как противоречащее требованиям закона (ст. 168).

Допустима и обратная ситуация — участники отношений совместной (бездолевой) собственности, возникающей только в силу закона, вправе по своему соглашению заменить их отношениями долевой собственности (п. 5 ст. 244). Например, супруги могут заключить так называемый «брачный контракт», оговорив в нем конкретные доли каждого в общем имуществе (либо вообще установив в нем режим раздельной, а не общей собственности на принадлежащее каждому из них имущество). Участники крестьянского (фермерского) хозяйства также могут договориться друг с другом о конкретных долях в праве на имущество такого хозяйства. Иначе говоря, отношения совместной собственности могут быть заменены отношениями долевой собственности по воле их участников, тогда как наоборот сделать невозможно.

Доля в праве на общее имущество входит в состав имущества сособственника. Поэтому кредиторы, требующие обращения взыскания на его имущество, могут потребовать обратить взыскание и на такую долю. В отличие от ранее действовавшего законодательства новый ГК допускает эту возможность в отношении участников не только долевой, но и совместной собственности (ч. 1 ст. 255).

При этом необходимо определить долю участника (в отношениях совместной собственности) и выделить ее с соблюдением прав и интересов других сособственников. Последние обладают, в частности, правом преимущественной покупки доли, продаваемой одним из сособственников (в отношениях долевой собственности), и могут быть заинтересованы в приобретении отчуждаемой доли. С учетом этого ч. 2 ст. 255 ГК допускает для кредитора возможность потребовать, чтобы его должник, являющийся сособственником, продал свою долю кому-либо из других сособственников с тем, чтобы обратить в погашение долга вырученные от продажи деньги. В интересах кредитора-взыскателя закон требует продажи доли по реальной, рыночной, а не заниженной цене, в которой могут быть заинтересованы и приобретатели, и отчуждатель доли. Если же остальные сособственники откажутся от приобретения доли, приходящееся на нее имущество после выдела по судебному требованию кредитора может быть продано с публичных торгов. Это правило защищает интересы должника, который при таком способе реализации сможет выручить за продаваемое имущество максимально возможную цену.

Сам кредитор-взыскатель не может приобрести долю сособственникадолжника в общей собственности в порядке погашения долга, поскольку это могло бы нарушить право преимущественной покупки, имеющееся у других сособственников (ст. 250), а при их отказе от реализации этого права вступает в силу правило ч. 3 ст. 255 ГК, требующее продажи имущества с публичных торгов. Речь при этом идет об отношениях общей долевой собственности, ибо стать участником отношений бездолевой (совместной) собственности не сможет лицо, не связанное с другими участниками соответствующими семейными, личнодоверительными отношениями. В таком случае кредитор сможет потребовать лишь выдела имущества должника для обращения на него взыскания в установленном законом порядке.

1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).

2. Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде.

3. Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.

Комментарий к Ст. 242 ГК РФ

1. В каждом государстве существуют правовые нормы (правила), которые можно условно разделить на основные — предназначенные для регулирования отношений в повседневных условиях функционирования общества и резервные, которые начинают действовать только при наступлении чрезвычайных ситуаций мирного или военного времени.

Вполне очевидно, что нормы права, применяемые в случаях чрезвычайных ситуаций, являются более строгими с точки зрения реализации прав и свобод, что обусловлено обеспечением защиты интересов общества и государства. При этом дозволенные законом действия органов государственной власти в этом случае могут быть сравнимы, конечно, с определенной долей условности, с действиями лиц, находящихся в состоянии крайней необходимости.

К примеру, наиболее показательно характеризует данную ситуацию ст. 2.7 КоАП РФ, в соответствии с которой не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

2. Предпринимаемые государством в чрезвычайных обстоятельствах меры являются вынужденными и носят временный характер.

Комментируемая статья — одна из немногих норм российского законодательства, рассчитанных на такие обстоятельства, она определяет следующие правовые основания принудительного изъятия у собственников их имущества:

— имущество может быть изъято только при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер;

— изъятие осуществляется по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных федеральным законом;

— изъятие имущества имеет возмездный характер;

— изъятие имущества по общему правилу ведет к прекращению права собственности.

Такое изъятие имущества считается реквизицией.

3. Термин «реквизиция» имеет латинское происхождение (requisitio), оно означает требование принудительного возмездного изъятия имущества в собственность или во временное пользование и представляет собой традиционное для всякого правопорядка основание прекращения частной собственности граждан и юридических лиц.

Реквизиция применяется не в качестве санкции за совершенное собственником правонарушение, а как чрезвычайная мера в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и других обстоятельств, носящих чрезвычайный характер.

Под стихийным бедствием следует понимать событие, возникающее в результате действия природных сил и происходящее помимо воли человека (например, наводнение, землетрясение, извержение вулкана и т.п.).

Под аварией обычно понимается выход из строя, повреждение какого-либо механизма, устройства, машины и т.п. во время работы, движения .

———————————
Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Большая российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 1998. С. 9.

Понятием «эпидемия» обозначают массовое распространение инфекционной болезни людей в какой-либо местности, стране, уровень которого значительно превышает обычно регистрируемый уровень заболеваемости этой болезнью на данной территории в аналогичный период времени.

Эпизоотия означает широкое распространение инфекционной или инвазионной болезни животных, значительно превышающее уровень обычной заболеваемости на данной территории .

———————————
Там же. С. 1409.

Понятие «иные обстоятельства, носящие чрезвычайный характер», ГК РФ не раскрывает. При этом в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайной ситуацией является обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1994. N 35. Ст. 3648.

Таким образом, основная цель реквизиции — ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий.

4. Административный порядок изъятия имущества у собственника обусловлен необходимостью скорейшей реакции со стороны органов государственной власти на чрезвычайные ситуации.

В качестве объекта изъятия подразумевается любое имущество, принадлежащее на праве собственности. На практике объектами реквизиции становятся транспортные средства, продовольствие и др. При этом квалифицирующим признаком реквизиции является дальнейшее использование имущества при принудительной смене собственника.

Следует обратить внимание на то, что комментируемая статья не определяет категории собственников изымаемого имущества. Поэтому, поскольку иное не установлено федеральным законом, реквизиция может быть проведена в отношении имущества не только граждан и юридических лиц, но и муниципальных образований.

5. Комментируемой статьей установлено, что в чрезвычайных ситуациях реквизиция возможна только с выплатой стоимости изымаемого имущества.

В данной статье, в отличие от п. 2 ст. 281 ГК РФ, не конкретизируется порядок определения стоимости такого имущества и фактически оставляется решение данного вопроса на усмотрение соответствующего органа государственной власти, осуществляющего изъятие. Учитывая чрезвычайность соответствующих ситуаций, такой подход вполне обоснован.

Гарантия защиты интересов собственника, утратившего в порядке реквизиции свое имущество, получения справедливой компенсации проявляется в предоставляемом ему праве на оспаривание оценки стоимости соответствующего имущества в суде. Вполне очевидно, что основным критерием для суда при разрешении спора будет являться рыночная стоимость такого имущества.

Кроме того, лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества. При этом ГК РФ «умалчивает» о судьбе ранее выплаченной государством стоимости изъятого имущества, оставляя решение данного вопроса на усмотрение суда.

В отличие от ГК РФ Федеральным законом от 9 июня 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» данный вопрос решен более однозначно. Согласно п. 2 ст. 8 названного Федерального закона при реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества, и при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом они обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.

6. Необходимо обратить внимание на то, что комментируемая статья по существу содержит нормы общего характера и непосредственно устанавливает, что порядок и условия реквизиции имущества у собственника должны определяться федеральным законом.

К примеру, ст. 51 ЗК РФ установлено, что в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции.

Таким образом, ЗК РФ в целом, следуя основаниям проведения реквизиции, определенным ГК РФ, вносит в ее содержание новые элементы, которые применяются только для земельных участков. Это прежде всего приоритетное условие о временном изъятии земельного участка. При этом, поскольку реквизиция представлена ЗК РФ как временное изъятие, собственнику земельного участка возмещается не его стоимость, а убытки и выдается документ о реквизиции. Только в случае невозможности возврата реквизированного земельного участка в соответствии с ЗК РФ собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка или, по его желанию, предоставляется равноценный земельный участок.

Реквизиция

В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).

Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде.

Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.

Статья воспроизводит положения п. 4 ст. 7 Закона «О собственности в РСФСР», но содержит существенные дополнения.

От других случаев принудительного выкупа имущества (ст. 239 — 241, 293) данная статья отличается тем, что она имеет в виду указанные в п. 1 чрезвычайные обстоятельства, для устранения которых необходимо немедленное изъятие у собственника определенного имущества. Цель изъятия (реквизиции) — не пресечь противоправное поведение собственника, а обеспечить безопасность граждан, спасти имущество или же уничтожить зараженных животных, в случаях эпидемии, эпизоотии. Поэтому имущество изымается в административном порядке по решению государственных органов и без предварительного и равноценного возмещения его стоимости, что не соответствует правилам ч. 3 ст. 35 Конституции.

Реквизированное имущество переходит в собственность государства и передается определенным органам. Порядок и условия изъятия имущества при реквизиции должны определяться специальным законом. Оценка этого имущества может быть оспорена в суде.

В п. 3 содержится новое положение, согласно которому собственник вправе требовать возврата сохранившегося имущества после прекращения действия обстоятельств, вызвавших необходимость реквизиции. В статье не определены имущественные отношения сторон при возврате собственнику его имущества. Нужно полагать, что собственник вправе возвратить полученную за имущество компенсацию с учетом потерь от снижения ценности вещи при использовании ее во время реквизиции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *