Приаэродромной территории

<Письмо> Росавиации от 08.08.2013 N 02.3-947
«Информация по безопасности полетов N 14»

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО

от 8 августа 2013 г. N 02.3-947

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 14

На протяжении последних нескольких лет в некоторых аэропортах Российской Федерации сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с повреждениями воздушных судов в результате столкновения с птицами во время взлета и посадки. Подобные инциденты представляют серьезную угрозу безопасности полетов. Кроме того, это приводит к значительным материальным затратам, связанным с восстановлением летной годности поврежденных воздушных судов.

В Приложении к настоящей информации приведены сведения по орнитологическому обеспечению безопасности полетов на территории Российской Федерации и рекомендации по улучшению орнитологической обстановки в районе аэродромов.

С целью обеспечения безопасности полетов предлагаю руководителям территориальных органов Росавиации:

1. Довести настоящую информацию до руководителей подконтрольных эксплуатантов ВТ и аэропортов.

2. Потребовать от главных операторов аэропортов проанализировать эффективность проводимых мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов и при необходимости принять дополнительные меры, в том числе для выполнения требований п. 59 «Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138, в соответствии с которым запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов — до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

3. Предложить руководителям подконтрольных предприятий гражданской авиации:

3.1. довести настоящую информацию до летного состава, персонала по ОВД и подразделений, принимающих участие в орнитологическом обеспечении безопасности полетов;

3.2. провести анализ наличия и реализации мероприятий по предотвращению инцидентов, связанных со столкновением воздушных судов с птицами (Приложение к настоящей информации).

Начальник

Управления инспекции

по безопасности полетов

С.С.МАСТЕРОВ

Приложение

к письму Росавиации

от 8 августа 2013 г. N 02.3-947

ИНФОРМАЦИЯ

ПО ОРНИТОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ

ПОЛЕТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По данным автоматизированной системы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, за период с 1990 года по 2012 год зарегистрировано 1211 авиационных событий, связанных со столкновением воздушного судна с птицей или стаей птиц. Из них 2 катастрофы (29.07.2007, Ан-12 RA-93912, в районе аэропорта Домодедово и 25.05.2008, АВС-52 RA-0872G, в районе аэродрома «Северка»), 6 аварий и 1203 инцидентов, из них 18 серьезных.

Распределение инцидентов по годам представлено на рисунке 1.

Рис. 1

Проблеме минимизации риска столкновения воздушных судов с птицами не всегда придается должное значение.

Сведения об относительном (на 100 тыс. часов налета) числе авиационных событий на всем парке воздушных судов из-за столкновений с птицами за последнее десятилетие приведены на рисунке 2.

Рис. 2. Относительное число инцидентов, связанных

со столкновением воздушных судов с птицами

за последнее десятилетие

Данные по распределению инцидентов, связанных со столкновением воздушных судов с птицами, по месяцам года за 1990 — 2012 годы, представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Распределение числа инцидентов, связанных

со столкновением воздушных судов с птицами,

по месяцам 1990 — 2012 годов

По данным, представленным на рис. 3, можно сделать вывод о том, что на частоту возникновения подобных инцидентов влияют сезонные особенности выполнения полетов. Наиболее опасным периодом для ВС является май — сентябрь. Пики столкновений приходятся на летние месяцы, что для природно-климатических условий России указывает на активное участие в столкновениях с ВС местных, то есть гнездящихся птиц и их потомства. Также характерно нарастание интенсивности столкновений воздушных судов с птицами в период весенней и осенней миграции при перелетах к местам размножения и к местам зимовок.

В 2009 — 2012 годы из 238 инцидентов, связанных со столкновением ВС с птицами, 34 инцидента (14,28%) произошло в аэропорту Пулково (Санкт-Петербург) или в его районе. Для сравнения: за аналогичный период в районе аэропорта или в аэропорту Шереметьево зарегистрировано 24 случая столкновения с птицами, Внуково — 8 случаев, Домодедово — 8 случаев.

По этапам полетов ВС распределение случаев столкновений с птицами выглядит следующим образом: на этапах отрыва от взлетно-посадочной полосы или при приземлении — 23,6%, набора высоты после взлета — 27%, захода на посадку и на предпосадочной прямой — 19% инцидентов. В ряде случаев этап полета, на котором произошло столкновение, не был установлен.

Орнитологическая обстановка в аэропорту Пулково осложняется тем, что недалеко от аэропорта находится городская свалка — полигон «Волхонка», который привлекает птиц в больших количествах. Несмотря на принимаемые орнитологической службой аэропорта меры, количество инцидентов растет.

Наиболее опасными являются попадания птиц в двигатели и лобовое стекло.

Исследования показали, что сила удара птицы величиной с чайку при скорости самолета 320 км/ч составляет 3200 кг, при скорости 960 км/ч — 28800 кг. Для наглядного сравнения при весе птицы 1,8 кг и скорости самолета 700 км/ч на высоте менее 2400 м сила удара птицы о самолет в три раза сильнее чем удар 30 миллиметрового снаряда.

К числу основных мероприятий по предотвращению скопления птиц на аэродромах, рекомендованных нормативными документами, относятся следующие:

— вырубка зарослей кустарников в пределах территории аэродрома и скашивание травяного покрова на летном поле до оптимальной высоты;

— исключение возможности попадания птиц в аэродромные сооружения (особенно ангары) путем загораживания имеющихся технологических проемов и отверстий проволочными или нейлоновыми сетками;

— осушение увлажненных и заболоченных участков на территории аэродрома путем их дренирования или засыпки;

— минимизация доступа птиц к пищевым отходам самолетных и аэродромных кухонь, организация хранения пищевых отходов в закрытых контейнерах и полная утилизация отходов в закрытых от птиц помещениях;

— устранение городских свалок промышленных и продуктовых отходов на удалении менее 30 км от зоны аэропорта с целью изменения путей миграции птиц от мест гнездования на кормежку и обратно;

— уменьшение возможности гнездования птиц на аэродромных сооружениях (ангарах, командно-диспетчерских пунктах и других зданиях и сооружениях) путем спиливания верхних ветвей деревьев, на которых расположены гнездовые колонии птиц, а также в момент самого начала гнездования птиц — сбивание гнезд с помощью водомета;

— запрещение использования территории аэродрома для посева сельскохозяйственных культур, привлекающих птиц;

— применение методов отпугивания птиц и соблюдение обязательной смены методов отпугивания (непрерывное или слишком частое применение любого отпугивающего средства со временем снижает его эффективность из-за привыкания к нему птиц);

— одновременное применение нескольких способов отпугивания птиц (например, воспроизведение криков бедствия и стрельба из ракетниц и ружей, установка отпугивающих предметов и стрельба из ракетниц) при соблюдении их периодического чередования для повышения эффективности.

ВЗК РФ Статья 47. Приаэродромная территория

5. При архитектурно-строительном проектировании в целях строительства, реконструкции сооружений аэродрома проект решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории подготавливается застройщиком, который осуществляет строительство сооружений аэродрома. Указанный проект решения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии указанного проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Указанный проект решения также подлежит согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория (в части соответствия указанного проекта решения, выделения на приаэродромной территории подзон, установления в таких подзонах ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности порядку описания местоположения границ приаэродромной территории и порядку выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности), с учетом заключений уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, содержащих расчеты размера ущерба, подлежащего возмещению гражданам, юридическим лицам и публично-правовым образованиям в связи с ограничениями использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, установленными на приаэродромной территории. Согласование указанного проекта решения или отказ в его согласовании подлежит представлению в уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти в тридцатидневный срок со дня поступления в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации указанного проекта решения. В случае непредставления согласования указанного проекта решения или непредставления отказа в его согласовании в установленный срок указанный проект решения считается согласованным. Порядок разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании указанного проекта решения, утверждается Правительством Российской Федерации.

Порядок установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны

С 30 сентября 2017 года вступил в силу новый порядок установления и использования приаэродромной территории, предусмотренный статьей 47 Воздушного кодекса Российский Федерации, на основании чего необходимо обратить внимание на следующие положения.

В соответствии со статьей 47 ВК РФ приаэродромная территория, а также ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности (далее — ограничения), устанавливаются решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Такими УФОИВ являются: Министерство обороны — в отношении аэродромов государственной авиации, Министерство промышленности и торговли — в отношении аэродромов экспериментальной авиации, Федеральное агентство воздушного транспорта — в отношении аэродромов гражданской авиации.

На приаэродромной территории могут выделяться подзоны, в которых устанавливаются ограничения (всего 7 различных подзон).

Порядок установления приаэродромной территории и порядок выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460.

Организация, в ведении которой находится аэродром, в случае выявления в правилах землепользования и застройки нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений, обязана направить соответствующее заключение в УФОИВ, а УФОИВ — предписание об устранении, уполномченному органу, который утвердил ПЗЗ.

В соответствии с частью 7 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации утвержденные ПЗЗ не применяются в части, противоречащей ограничениям, установленным на приаэродромной территории.

Согласно части 8 статьи 30 ГрК РФ срок приведения ПЗЗ в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, не может превышать шесть месяцев.

В силу части 7.1 статьи 31 ГрК РФ в случае приведения правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, опубликование сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки не требуется.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном ВК РФ (в редакции Федерального закона), архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах указанных в части 1 статьи 4 Федерального закона приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок, не более чем тридцать дней:

  1. с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации — для аэродрома экспериментальной авиации;
  2. с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации — для аэродрома государственной авиации;
  3. с Росавиацией — для аэродрома гражданской авиации.

В случае непредставления согласования размещения этих объектов или непредставления отказа в согласовании их размещения в установленный срок размещение объекта считается согласованным.

Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона указанное в части 3 статьи 4 Федерального закона согласование осуществляется при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, о соответствии размещения указанных в части 3 статьи 4 Федерального закона объектов требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выдаваемого в течение тридцати дней со дня поступления заявления в данный федеральный орган исполнительной власти.

В силу пункта 6 Порядка проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224, срок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы соответствия размещения объектов, указанных в части 3 статьи 4 Федерального закона, требованиям законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения не может превышать 20 дней.

Пунктом 12.1 Порядка установлен исчерпывающий перечень документов необходимых для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) размещения объекта.

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224, выдача санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) размещения объекта осуществляется в срок, не превышающий 10 дней, руководителями территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — главными государственными санитарными врачами по субъектам Российской Федерации и их заместителями.

С 01 июля 2018 года согласно части 5 статьи 4 Федерального закона приаэродромные территории должны быть установлены и условия переходного периода, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 4 Федерального закона, перестают действовать.

В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 4 Федерального закона в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до установления приаэродромных территорий, ограничения не применяются в отношении объектов капитального строительства, архитектурно- строительное проектирование, строительство, реконструкция которых согласованы собственником соответствующего аэродрома и (или) уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим полномочия собственника соответствующего аэродрома, а также в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если эти ограничения установлены в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов.

Таким образом, на основании указанных выше требований действующего законодательства до 01 июля 2018 года (до установления приаэродромных территорий) для получения положительного заключения экспертизы проектной документации и разрешения на строительство объекта капитального строительства, планируемого к размещению на прилегающем к аэродрому земельном участке, в пределах которого установлена соответствующая зона с особыми условиями использования территории, застройщику необходимо предварительно получить согласование Росавиации на его размещение.

В свою очередь для получения указанного выше согласования Росавиации необходимо обратиться в территориальное управление Роспотребнадзора за получением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии размещения объекта капитального строительства.

Одновременно сообщаю, что согласование Росавиации не требуется в случае наличия у застройщика полученных в установленном порядке до 30 сентября 2017 года разрешительных документов, включая согласие собственника аэродрома на размещение объекта капитального строительства

Как купить участок и избежать согласования строительства с Росавиацией

На сегодняшний день 50% Московской области и 90% г. Москва попадают в так называемую приаэродромную территорию аэропортов, которые есть во многих городах. Поэтому наша статья на тему как купить участок и избежать согласования строительства с Росавиацией будет актуальна для жителей не только Московского региона.

Приаэродромная территория аэропортов что это? Чем чревато нахождение земельного участка в приаэродромной территории?

Приаэродромная территория аэропортов – это ничто иное как зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ. В границах таких зон действуют определенные ограничения по использованию земли, что естественно распространяется и на строительство.
В целях соблюдения правил использования земельных участков в границах приаэродромных территорий, застройщиков таких участков обязывают согласовывать разрешения на строительства с Росавиацией. Но не стоит воспринимать данную меру, как прихоть государства, такие требования обусловлены обеспечением безопасности воздушного движения.
При этом мы все понимаем длительность процесса согласования с Росавиацией. И хотя регламентный срок рассмотрения такого заявления составляет 30 календарных дней, подготовка полного пакета документов может занять куда больше времени. Соответственно строительство и оформление дома на участке, который попадает в приаэродромную территорию аэропортов, значительно усложняется и затягивается.

Как избежать согласования строительства с Росавиацией при покупке земельного участка?

Конечно, если участок уже куплен или достался, например, по наследству, тут как говорится, уже ничего не попишешь, но если сделка еще не заключена, и вы рассматриваете несколько вариантов, то ловите лайфхак, как не нарваться на согласование с Росавиацией при покупке земельного участка.
Если вы рассматриваете несколько вариантов земельных участков, то должны понимать, что равнозначных предложений быть не может, всегда есть свои НО (то цена, то документы не в порядке). А впереди еще и строительство дома, которое имеет свои подводные камни. Так вот чтобы избежать согласования, например с Росавиацией, можно изначально проверить участок онлайн на специализированном сайте Авиагосуслуги.

Данный сервис в режиме реального времени позволяет проверить участок на наличие ограничений его использования из-за приаэродромной территории.

Как проверить потребуется ли последующее согласование строительства с аэропортом на конкретном земельном участке?

И так, проходим на сайт Авиагосуслуги в раздел «Авиационное экспресс-исследование объекта капитального строительства» ().
Сервис предложит два вариант ввода данных по объекту капитального строительства:
1. С помощью координат объекта (необходимо знать северную широту, восточную долготу и планируемую высоту объекта);

2. Посредством кадастрового номера участка. Т.е. данный способ применим только в случае, если участок прошел процедуру кадастрового учета, имеет границы и кадастровый номер, занесенные в Единый Государственный Реестр Недвижимости. После ввода кадастрового номера участка, сайт направит вас на публичную кадастровую карту, где вы получите координаты участка для последующего их ввода в систему (пошагово описано на странице исследования).

В обоих случаях нужно ввести планируемую высоту строящегося объекта, поскольку в приаэродромных территориях действуют строгие ограничения данного параметра.
В результате система выдаст результаты расчета с указанными приаэродромными территориями аэропортов, в которые попадает конкретный земельный участок.
Конечно, при выборе земельного участка логичнее применять второй способ ввода данных, поскольку мало кто (а точнее никто) располагает широтами и долготами объекта на стадии покупки участка. Фактически вы «убьете двух зайцев» сразу: проверите участок на необходимость согласования с Росавиацией строительства на нем, и заодно узнаете, учтены ли его границы в ЕГРН по букве закона.

Карта приаэродромных территорий и границы приаэродромной территории аэропортов. Авиационное экспресс-исследование объекта.

Для ознакомления любого лица на официальном сайте Росавиации размещены карта приаэродромных территорий и границы приаэродромной территории каждого аэропорта. Однако данная информация, сложна в применении. Т.е. посмотрев на картинку непонятного масштабы с нарисованной на ней окружностью (она же приаэродромная территория), сложно определить, попадает ли ваш участок в зону с особыми условиями использования из-за близости к аэропорту или нет. Поэтому онлайн сервис по авиационному экспресс-исследованию объекта очень удобен и относительно прост в применении, что может помочь вам определиться с выбором участка, а также сэкономить уйму времени при согласовании последующего строительства на нем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *