При предоставлении земельных участков проводятся

Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:

1. Истечение срока приостановления предоставления государственной услуги, если в течение данного срока не были устранены причины, ставшие основанием приостановления предоставления государственной услуги, за исключением срока, установленного пунктами 2.9.3.2 и 2.9.3.5 настоящего Регламента.

2. Наличие одного или нескольких оснований из числа предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно:

— с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;

— указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации;

— указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения);

— на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

— на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этого здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;

— указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;

— указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;

— указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;

— указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;

— указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов;

— указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации;

— в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации;

— в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

— разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;

— испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации;

— площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации;

— указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;

— указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этого здания, сооружения;

— предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;

— в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;

— указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;

— в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;

— указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

— границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;

(в ред. постановления Правительства Москвы от 22.06.2018 N 606-ПП)

— площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов;

(в ред. постановления Правительства Москвы от 06.06.2016 N 305-ПП)

— испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;

— указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой организации либо этой организации, если земельный участок является земельным участком общего пользования этой организации;

— с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.

3. Наличие одного или нескольких оснований из числа предусмотренных Законом города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 «О землепользовании в городе Москве»:

— отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости подтверждения имущественных прав на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке, отсутствие документов, подтверждающих имущественные права, возникшие на данные объекты недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зданиях, сооружениях, расположенных на земельном участке (в случае обращения за предоставлением земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 и подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации);

(в ред. постановления Правительства Москвы от 28.08.2018 N 981-ПП)

— судебное разбирательство в отношении земельного участка и (или) расположенных на нем зданий, сооружений, в том числе оспаривание прав на земельный участок, кадастровой стоимости земельного участка, границ, площади, разрешенного использования земельного участка, прав на расположенные на нем здания, сооружения;

— наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, за исключением случаев составления уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка;

— включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством Москвы перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества;

— наличие прав третьих лиц на земельный участок, оформленных в установленном порядке и препятствующих в соответствии с законодательством Российской Федерации принятию решения о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов;

— отсутствие разрешения залогодержателя права пользования земельным участком на предоставление земельного участка без проведения торгов;

— непредставление подписанного заявителем проекта договора в тридцатидневный срок;

— смерть заявителя — физического лица, прекращение деятельности заявителя — индивидуального предпринимателя, ликвидация заявителя — юридического лица;

— отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости кадастровых сведений о координатах характерных точек границ преобразуемых (уточняемых) земельных участков, разрешенном использовании земельного участка, кадастровой стоимости;

(в ред. постановления Правительства Москвы от 28.08.2018 N 981-ПП)

— отсутствие утвержденного проекта межевания территории (в случае обращения с целью последующего предоставления земельного участка, смежного с земельным участком, на котором расположено здание, сооружение, в соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

— наличие в границах земельного участка многоквартирного дома;

— расположение границ здания, сооружения полностью или частично за пределами границ испрашиваемого земельного участка;

— пересечение границ земельного участка с границами иных земельных участков, поставленных на кадастровый учет;

— наличие обеспечительных мер, наложенных в отношении земельного участка, здания, сооружения, расположенного на испрашиваемом земельном участке, и (или) прав пользования на указанные объекты недвижимого имущества;

— наличие ранее принятого в установленном порядке решения о предоставлении заявителю на испрашиваемом праве испрашиваемого земельного участка;

— отсутствие кадастрового учета земельного участка;

— отсутствие в течение 30 календарных дней оплаты стоимости земельного участка в соответствии со статьей 6 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 «О землепользовании в городе Москве»;

— пересечение границ земельного участка с линиями градостроительного регулирования (красными линиями, обозначающими границы территорий общего пользования).

(п. 2.10.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 14.05.2015 N 271-ПП)

Содержание

Об определении понятия «Земли общего пользования населенных пунктов»

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 августа 2008 года N Д23-152
Об определении понятия «Земли общего пользования населенных пунктов»

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо по вопросу об определении понятия «земли общего пользования населенных пунктов» и сообщает.
Пунктом 12 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Земельный кодекс не раскрывает понятия «другие объекты», расположенные на земельных участках общего пользования.
В Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) применяется термин «территории общего пользования», под которым понимается возможность для неограниченного круга лиц беспрепятственного пользования ими (п.12 ст.1), в неисчерпывающий перечень которых включаются площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары. При этом Градостроительный кодекс в п.2 ч.4 ст.36 особо оговаривает, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
В связи с тем, что земельные участки общего пользования представляют собой как незастроенные, так и застроенные территории, то на земельных участках общего пользования могут располагаться объекты незавершенного строительства или уже введенные в эксплуатацию здания, строения и сооружения, отчужденные в частную собственность в процессе приватизации.
В настоящее время п.1 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. 13.05.2008) (далее — Федеральный закон N 178-ФЗ) установлена общая норма, согласно которой приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом, и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, в соответствии с п.8 ст.28 Федерального закона N 178-ФЗ отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и др.). Согласно указанному пункту парки также входят в перечень объектов, расположенных на земельных участках в составе земель общего пользования.
В то же время п.3 ст.28 Федерального закона N 178-ФЗ обязывает собственников объектов недвижимости, расположенных на земельных участках общего пользования, переоформить данные земельные участки в аренду.
По общему правилу, владение и пользование или временное пользование имуществом, переданным в аренду, осуществляется исключительно арендатором (ст.606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс). Следует отметить, что данная норма применительно к земельным участкам общего пользования, переданным в аренду, на практике затрудняет реализацию положения ст.262 Гражданского кодекса о праве граждан свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Дополнительно информируем, что Минэкономразвития России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» не наделено правом давать разъяснения действующего законодательства Российской Федерации.

Директор
Департамента недвижимости
А.И.Ивакин

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Еженедельник бухгалтера,
N 22, 2008 год

Общий порядок предоставления земельных участков для строительства

В России у некоторых категорий граждан есть возможность получить землю для строительства у государства.

Это можно сделать на платной или бесплатной основе. Земля предоставляется в аренду или временное пользование.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Законодательство

Участок представляет собой часть поверхности земли, границы которого были удостоверены в установленном порядке. Порядок предоставления земель, которые находятся в собственности государственных и муниципальных властей, прописан в Земельном кодексе. Отдельные положения содержатся в Гражданском кодексе.

Россиянам гарантируется равный доступ к земле. Государственные и муниципальные власти вправе передавать землю в аренду (собственность) на платной основе либо на бесплатной.

Разновидностью арендного договора является сделка с выкупом участка у государства по символической цене. Право на определение критериев для выделения земли безвозмездно закреплено за регионами. При этом участок к моменту его передачи должен иметь четкие границы, состоять на кадастровом учете и отображаться на карте Росреестра.

Минимальный и максимальный размер участков устанавливается по усмотрению местных властей. Они зависят от региона предоставления земельных участков под жилищное строительство, наличия свободных земель, экономической ситуации в регионе и пр. Стандартно минимальный надел составляет 3 сотки, максимальный — 1,5 тыс. кв.м.

Земельное законодательство предусматривает две процедуры предоставления участков под ИЖС: без торгов и с проведением аукциона. Здесь указывается ряд оснований предоставления земель без торгов:

Таким образом, земли под ИЖС можно получить безвозмездно без торгов. При этом в Земельном кодексе указывается, что органы исполнительной власти обязаны опубликовать извещение о предварительном согласовании в выделении земли гражданину.

Если другие заявки для участия в аукционе так и не поступят, то власти обязаны выделить участок без торгов.

Повторная публикация сообщения исполнительным органом не требуется.

Основания для получения

В Земельном кодексе закреплено право на земельные участки за многодетными семьями на бесплатной основе. К ним относятся семьи, которые состоят в официально зарегистрированном браке, и имеют трех и более несовершеннолетних детей.

Получить землю под ИЖС могут и Герои СССР и РФ.

На перевод земельного надела в бесплатную собственность могут рассчитывать арендаторы, которые получили право пользования им еще в советское время и построили на нем дом. Или же владельцы земли, которая была выделена им на правах бессрочного или пожизненного владения.

Право на бесплатные участки закреплено за ними на федеральном уровне.

Остальные категории льготников определяются на региональном и муниципальном уровне.

Именно местные власти вправе определять группы граждан, которым выделяется бесплатная земля. Обычно в их число входят:

  • лица, которые официально признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилплощадь на человека в семье меньше регионального норматива в кв.м., проживают в аварийном доме или общежитии);
  • лица с ограниченными возможности и члены их семей;
  • семьи, на попечении которых есть дети-инвалиды;
  • ветераны ВОВ и боевых действий или семьи, потерявшие кормильца в ходе боевых действий;
  • молодые специалисты, работающие по приоритетным профессиям по программам привлечения востребованных кадров в село;
  • пенсионеры, которые постоянно проживают в селе;
  • инвалиды или члены их семей.

Все указанные лица могут реализовать свое право на бесплатный участок земли лишь единожды.

Среди граждан, которые могли бы претендовать на получение участков для строительства там дома, можно выделить группу лиц, обладающих приоритетным правом. Это многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами.

Условия получения

Условия получения земли под ИЖС в каждом регионе свои. Например, для бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в Крыму нужно проживать на территории полуострова не менее 5 лет. Тогда как гектар земли на Дальнем Востоке может получить любой гражданин РФ независимо от прописки. Главное, чтобы он занимался освоением и развитием вверенной ему территории.

В числе условий к заявителю могут значиться такие:

  • наличие статуса молодой семьи (в которой обоим супругам не более 35 лет) или многодетной семьи (в которое трое и более несовершеннолетних детей);
  • постановление о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
  • наличие статуса молодого специалиста, работа по одному из приоритетных направлений по медицинскому или образовательному профилю при заключении бессрочного трудового договора в пределах сельского поселения и пр.;
  • наличие официального заключения о признании ребенка инвалидом.

Обычно требуется, чтобы у гражданина не было в собственности иной земли под аналогичные нужды.

Так, если он или члены его семьи владеют участком под дачное хозяйство, это не лишает их права на выделение бесплатной земли для строительства дома. Но повторно землю под ИЖС им не предоставят.

Необходимые документы

Перечень документов, которые потребуются для получения земли у администрации, зависит от категории получения льготы. Обычно в перечень запрашиваемой документации входят:

  • паспорта всех членов семьи/свидетельства о рождении;
  • документ, подтверждающий прописку на территории региона 3–5 лет (это может быть отметка из паспорта или решение суда);
  • справка из органов местного самоуправления о том, что гражданин ранее не использовал свое право на бесплатный участок;
  • документ, подтверждающий право на льготы (медицинское заключение об инвалидности, трудовая книжка, удостоверение ветерана боевых действий, пенсионное удостоверение и пр.).

Независимо от категории гражданина он должен предоставить заполненное заявление на выделение земли. Заявление подается в целях предварительного согласования выбранного участка или для выделения земли без торгов.

После получения такого согласования подается другое заявление с просьбой предоставить участок. В нем указывается предназначение объекта, предполагаемое место возведения постройки и ее площадь, обоснование размера земли, испрашиваемое право на землю (аренда, собственность).

В дальнейшем после строительства дома вместе с договором аренды (или иным договором), паспортами, кадастровой документацией можно переоформить участок в собственность.

Регламент предоставления земельный участков для строительства жилых домов

Общий регламент предоставления земель под ИЖС прописан в Земельном кодексе. В статье 30 приводится два варианта выделения земли из государственной и муниципальной собственности:

  • без предварительного согласования мест размещения объектов;
  • предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием.

Согласно земельному и градостроительному законодательству предварительное согласование в ряде случаев не требуется. В частности, если объект будет находиться в пределах города или села и соответствовать градостроительной документации и зонированию территории. Также предварительное согласование не нужно при выделении земли для с/х или нужд лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального строительства или ведения ЛПХ.

Последовательность получения земельного участка можно представить следующим образом:

  1. Заявитель подготавливает схему расположения земельного участка и подает в уполномоченный орган заявление о его предварительном согласовании. Если заявление не соответствует установленной форме или к нему не были приложены все необходимые документы, то заявителю предоставляется отказ в письменном виде.
  2. В срок не более чем 30 дней уполномоченный орган обязан опубликовать извещение о предоставлении участка. Оно публикуется только единожды.
  3. Если за месяц поступят другие заявки на этот участок, то в течение 7 дней принимается решение об отказе в предварительном согласовании и объявляется о проведении аукциона. После проведения аукциона подписывается протокол с его результатами или решение о его признании несостоявшимся.
  4. Если же других желающих найти не удалось, то принимается положительное решение о согласовании земли.
  5. Заинтересованное лицо проводит кадастровые работы для образования участка или уточнения его границ при помощи кадастрового инженера. На это отводится два года после получения предварительного согласования. При проведении данных работ устанавливаются границы участка на местности и готовится их план, при необходимости устанавливаются межевые знаки на местности. Следующий этап: определение разрешенного использования земли и технических условий по подключению к инженерным сетям.
  6. Участок ставится на государственный кадастровый учет, на него получается техническая документация.
  7. В уполномоченный орган подается новое заявление с просьбой предоставить участок земли. Решение об отказе или предоставлении земли принимается в 30-дневный срок.
  8. При положительном решении муниципальные власти готовят проекты договоров аренды, безвозмездного пользования или купли-продажи. Если договор аренды заключается на сроки более года, то он должен быть зарегистрирован в Росреестре. Если же он бессрочный, то оформление не нужно.
    После строительства дома на земле права собственности на постройку необходимо оформить в Росреестре.

Когда возможен отказ?

Земельный кодекс четко ограничивает основания для отказа в предоставлении земли. Как правило, в их числе такие:

  • с заявлением обратилось лицо, которое не вправе рассчитывать на выделение ему земли без торгов;
  • участок обременен правами третьих лиц (или попросту уже был занят на момент заявки);
  • участок предоставлен НКО для ведения садоводства, дачного хозяйства, огородничества и комплексного освоения территории под ИЖС;
  • на участке располагаются здания, сооружения и недострои, которые принадлежат другим гражданам, юрлицам или муниципальным властям;
  • участок был изъят из оборота или ограничен в обороте;
  • земля зарегистрирована для государственных и муниципальных нужд;
  • участок расположен на территории, которая отдана другому лицу под развитие;
    земля выступает предметом аукциона;
  • площадь запрашиваемого участка под строительство превышает по размеру предельный норматив площади;
  • на участке должны располагаться объекты регионального значения или здания в рамках госпрограмм;
  • участки на заявленном виде прав не выделяются;
  • в отношении земли было принято решение о предварительном согласовании его предоставления;
  • земля изъята для государственных и муниципальных нужд.

Отказать заявителю могут и в том случае, если предназначение участка не соответствует целям его использования или же он вовсе не отнесен ни к одной из категорий земель. В качестве дополнительных оснований для отказа могут выступать: необходимость уточнения границ земли, несоответствие площади заявленной.

Кроме того, региональные власти вправе разрабатывать свои критерии для предоставления отказа.

Наиболее распространенными причинами отказа являются несоответствие категории заявителя требованиям к получателю, неполная комплектность документов или обнаружение в них неточностей и фактических ошибок.

На предоставление жилых помещений маневренного фонда могут рассчитывать нуждающиеся и малоимущие граждане.
Планируете покупать земельный участок в рассрочку? В нашей статье есть образец договора и описаны особенности его составления.
Приобретение земли под ИЖС имеет свои характерные особенности. Подробную информацию о них вы найдете .

Важные нюансы, на которые следует обратить внимание

Участки под ИЖС выделяют для возведения здесь дома высотой не более 3 этажей. К участку власти обязаны подвести все необходимые коммуникации: газ, воду, свет. Т.е. создаются все условия для строительства здесь жилой постройки для постоянного проживания. Поэтому важным условием владения землей под ИЖС выступает ее целевое применение.

Обычно первоначально выделенный пользователю земельный участок под ИЖС оформляют как обычный арендный договор с оговоркой о возможности передачи ее в собственность.

Но при условии строительства здесь жилого дома в течение трех лет она переводится в собственность.

Если же строение не будет возведено и зарегистрировано в установленном законом порядке, то земля изымается в муниципальную собственность или будет передана более активным пользователям.

В том случае, если земля под ИЖС не используется по своему целевому предназначению, на ее владельца могут наложить административный штраф. Например, если он решит открыть в доме мини-гостиницу или магазин, т.е. возведет постройку не в целях постоянного проживания, а извлечения прибыли, построит не индивидуальный частный дом (для одной семьи), а многоквартирное строение, использовать выделенный участок под сельскохозяйственные цели для получения прибыли.

Конечно, на земле под ИЖС можно в дальнейшем заниматься садоводством, выращиванием овощей и использовать дом как дачу, но использовать землю только под эти цели нецелесообразно. Обычно дачные, садоводческие, огороднические земли гораздо дешевле, чем участки под ИЖС.

Таким образом, общий порядок предоставления земельных участков для строительства в собственность регулируется нормами Земельного кодекса и регионального законодательства. Наделы земли под ИЖС могут быть выделены бесплатно или на платной основе. Условия выделения земель могут предполагать их переоформление в собственность, заключение договора аренды, в том числе, с правом выкупа при условии строительства там дома.

В числе льготников, которым положена бесплатная земля, могут быть многодетные семьи, молодые специалисты, семьи с инвалидами, потерявшие кормильца, проживающие в стесненных условиях и пр.

В общем случае выделяют два вида передачи земельных участков: с проведением торгов и без таковых.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-31-84. Это бесплатно.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Как происходит формирование нового земельного участка, зачем это нужно

Формирование земельного участка — это, согласно ЗК РФ, образование новой территориальной единицы. Это становится возможным после выделения ее из числа земель, находящихся в муниципальной или государственной собственности. Правом создания нового земельного образования наделены физические и юридические лица (ст. 11.3 ЗК РФ).

Кем принимается решение об образовании новых территорий

Как образуются земельные участки?

Решение об образовании новой территории принимает государственный или муниципальный орган власти. Основанием для этого становится заявление, поданное на имя конкретного учреждения со стороны садоводческого хозяйства или строительной организации.

Цель формирования – нужда в новой площади под земельные угодья или жилые дома. При этом проводится не просто физическое выделение земли из уже имеющегося участка путем слияния, уменьшения или увеличения его, а переписывания и переделывание всех документов.

Проводят геодезические работы (межевание), составляют новый кадастровый паспорт, изменяют данные о земле в государственном реестре недвижимости.

Осуществление государственного кадастрового учета и подготовка документов

При образовании нового участка:

  • представитель муниципальных или государственных органов власти ставит свою подпись и печать (если необходимо) на заявлении с просьбой о выделении земли;
  • потенциальные собственники или муниципальные службы приглашают геодезистов для измерения сформированной территории;
  • геодезисты проводят нужные измерения, которые становятся частью нового межевого дела.

Вновь сформированный участок ставят на кадастровый учет, его наименование и основные данные появляются в государственном реестре недвижимости.

Занесение сведений о сформированном наделе в ГКН (Росреестр) происходит при наличии следующих документов:

  • межевого дела, в том числе, акта о формировании границ;
  • чертежа нового участка (осуществляют на местности профессиональные картографы);
  • акта об установлении межи и знаков (в обязательном порядке присутствуют представители государственных органов власти).

Если все документы составлены правильно, то участок вносят в базу ГКН, а собственнику выдают кадастровый паспорт. Процедура выписки паспорта платная. Физическим лицам придется оплатить 200 рублей, а юр. лицам – 600 рублей.

Образование территории до того момента, как она перейдет в руки нового собственника

Формирование нового участка может происходить путем деления или объединения земель

Существуют следующие способы формирования новых территорий:

  • земля выделяется для нужд садоводческого общества и строительной организации (ИЖС и ЛПХ);
  • происходит простое разделение большей территории на несколько меньших по площади наделов;
  • два, три и более участка совмещают вместе в один большой надел;
  • земли, находящиеся в фонде, перераспределяют.

Далее производятся все необходимые для придания произведенным действиям юридической силы, процедуры – межевание, измерение площади, внесение данных в государственный реестр.

Государственный реестр недвижимости

Внесение данных в ЕГРН является единственным законным способом подтверждения прав на недвижимость конкретного лица. Сведения, содержащиеся в реестре общедоступны, они выдаются каждому желающему в виде выписки. Для получения ее достаточно уплатить госпошлину.

Важно! Новый участок может считаться окончательно сформированным только после занесения сведений о нем в ЕГРН.

Возможность территорий, присутствующих в реестре, быть объектами купли-продажи, аренды, выдела и других гражданско-правовых сделок с землей

Создание единой базы земельных наделов позволяет любому физ или юрлицу рассматривать каждый включенный в нее участок, в качестве объекта для купли-продажи или аренды, любой иной формы гражданско-правовых сделок.

Пример. Участок №2345 существует на деле, но информация о нем не занесена в реестр, поскольку не были проведены соответствующие работы по межеванию и формированию его границ. Пользоваться наделом владелец право имеет, но продать, сдать в аренду, осуществить в его отношении иную гражданско-правовую сделку, он не может. Такая возможность появляется только после формирования надела и занесения сведений о нем в реестр.

Оперативное уведомление собственников соседних площадей о проведении кадастровых работ

ФЗ РФ №221-ФЗ обязывает собственника участка, который планируется измерить и сформировать по новому, уведомить о подобном действии владельцев всех соседних наделов. Порядок оперативного уведомления соседей определен в ст. 42.7 ФЗ РФ №221-ФЗ.

Согласно этой статье лицо, заключившее контракт на проведение кадастровых работ, обязано разослать всем соседям уведомление о таковых не позже, чем за 10 дней до появления на его участке геодезистов.

Если работы проводятся по заказу муниципальных органов власти, то информация о них размещается в официальных СМИ, на сайте конкретного ведомства или садового сообщества, на информационных щитах. Извещение должно содержать:

  • информацию о субъекте РФ;
  • сведения о муниципальном образовании и населенном пункте;
  • номер кадастрового квартала (уникален);
  • сведений о географическом положении территории, выбранной для проведения работ, а также о ее статусе (к примеру, название лесничества или поселка, номер лесного квартала или номер участка, по которому его можно разыскать на карте);
  • адрес и контакты лица, заказавшего измерение участка;
  • адрес и контакты исполняющей работы организации;

Придется указать конкретное число, на которое запланированы работы, а также дату их предположительного окончания.

Важно! Конкретную форму извещения собственников-соседей выбирает орган нормативно-правового регулирования сферы кадастровых отношений.

Формирование земельного надела с установлением границ участка и межевых знаков

Земельным наделом признается исключительно земля, границы которой определены установленным в ЗК РФ образом (ст. 11.1 ЗК РФ). Участок формируется в несколько этапов:

  1. Изучаются имеющиеся документы. При образовании нового надела ответственными органами, заказчиком работ, изучаются карты, кадастровые планы, созданные в процессе геодезических работ отчеты. Несмотря на то, что эти сведения могут быть устаревшими, определенное представление о земле, которую предполагается переделить, они предоставляют.
  2. Собственники соседних участков уведомляются о проведении работ по измерению и формированию новых границ земли.
  3. Устанавливаются новые межевые знаки во вновь определенных границах.
  4. Составляются новая карта. Этот документ содержит сведения из межевого плана.
  5. Оформляется земельное дело, межевой план.

С целью образования новой земли создается землеустроительная комиссия. Она состоит из сотрудников, представляющих земельный кадастр и лиц, участвующих в разделе земли (собственник, представитель муниципального органа власти).

Важно! Если новая территория была сформирована в установленном законом порядке, с соблюдением всех этапов, то проведенное межевание признают законным и сведения передают в ЕГРН.

В случае нарушения одного из пунктов, к примеру, несвоевременное сообщение о проведении кадастровых работ соседям, последние вправе оспорить законность осуществленной процедуры, поскольку они имели право присутствовать на всех ее этапах.

Если уведомление поступило, но собственники соседних участков его проигнорировали, права начинать спор, касающийся законности сформированного надела, они не имеют.

Проведение работ геодезическими службами для составления новой карты с включением межевого плана границ

Для внесения данных в Государственный земельный кадастр необходимо определить площадь и границы надела

С помощью геодезических измерений узнают такие сведения о наделе, как:

  • линейный размер;
  • форма;
  • площадь;
  • географическое положение.

Сведения необходимы для составления плана надела и землеустроительного дела. Геодезисты пользуются:

  • GPS-техникой;
  • оптикой и лазерами.

GPS приборы принимают сигнал со спутников, позволяя:

  • максимально точно определить положение участка на местности (координаты);
  • изменить расстояние;
  • составить точную карту местности.

Их используют в любых климатических условиях, даже, если идут дождь, снег, местность покрыта туманом. Выданные ими данные обрабатываются автоматически сразу после получения. Для управления приборами не нужны специальные технические знания.

С помощью оптики и лазеров измеряют расстояние, угол и высоту. Они такие же высокоточные, могут быть применены в любое время года.

Геодезическое измерение участка проводят в соответствии с проектом, частью которого является технологическая схема, позволяющая понять, как и в каком порядке осуществлять работы. Геодезическая съемка местности включает следующие этапы:

  • подготовительный (кадастровый инженер изучает возможность проведения работ, имеющиеся в наличии документы, составляя предварительный план границ);
  • уведомление заинтересованных граждан и юрлиц;
  • установление координат, по которым будут расставлены межевые знаки;
  • формирование площади участка;
  • создание межевого плана.

План составляет компетентный сотрудник кадастровой службы. При его составлении пользуются кадастровым планом территории или выпиской из кадастра. Этот документ состоит из графической и текстовой части.

Графическая часть – собственно план участка с нанесением на него всех расположенных на земле объектов, указанием границ и способа проезда. Текстовую часть составляют сведения, подлежащие занесению в кадастр, информация, которая позволяет судить о том, что существующие границы согласованы с владельцами соседних наделов.

Важно! Заключительным этапом межевания считаются камеральные работы, предполагающие составление землеустроительного дела, оформление отчетов и окончательную проверку правильности полученных сведений.

Ситуации, при которых возникает необходимость формирования земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Сформировать новый земельный участок могут с целью:

  • выделения земли под фермерские угодья;
  • образования новых наделов с последующей передачей их под строительство;
  • расширения или сужения конкретной территории.

Необходимость в формировании нового надела, к примеру, возникает, если есть нужда в искусственном создании земли на водном объекте, контролируемом федеральными органами власти. Для этого на выбранный объект подвозят грунт и землю. Сформированной земля считается после ввода ее в эксплуатацию. Иногда новый надел образуется посредством раздела старого.

Пример. Гражданин Роминов Д.Т. решил продать часть принадлежащей ему земли. Для этого ему потребуется провести измерение всего участка и только после этого разделить его на доли, превратив каждую из них в самостоятельный надел.

Формирование нового земельного участка – юридически обоснованная процедура, производимая с целью образования новой территориальной единицы. При этом производится слияние, раздел, выделение из старых границ нового земельного надела.

Для этого в муниципальные или государственные органы власти собственником земли направляется соответствующее заявление. Всеми дальнейшими работами занимаются кадастровые службы.

Как происходит формирование земельных участков, каковы требования к ним рассказано в данном видео:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *