Президентской республики

Республика как форма правления. Республики в составе РФ, республики СССР

Что такое республика. Суть республиканской формы правления

Республика — это форма правления, при которой верховная власть в стране является выборной, а не наследственной.

Глава государства избирается либо прямым голосованием, либо косвенно — парламентом или коллегией выборщиков. Законодательная власть в республике принадлежит выборному представительному органу — парламенту. И парламент, и глава государства избираются на определенный, ограниченный срок.

Республика может быть президентской, парламентской или смешанной. Об их различиях читайте ниже.

Противоположность республике — монархия, то есть форма правления, при которой верховная власть является пожизненной, передается по наследству и не избирается.

Читайте подробнее: Форма правления — республика и монархия. Страны и примеры

Слово «республика» происходит от латинского res рubliса — общественное дело. Изначально республика была синонимом любого государства, но с XVII века так стали называть страны без королевской власти.

Большинство современных государств — республики. Но республика — это не синоним демократии. Республикой может называть себя страна с авторитарным или тоталитарным режимом, где царит диктатура. В то же время в странах с ограниченной монархией может существовать демократический режим.

Читайте подробнее: Что такое политический режим

Марианна — аллегорическое изображение французской республики. Скульптура работы Леопольда Мориса на площади Республики в Париже. Фото: Wikimedia / Coyau

Президентская республика. Признаки и примеры

Президентская республика — это государство, где президент обладает широкими полномочиями.

Население избирает президента напрямую или косвенно — через коллегию выборщиков. Президент является главой государства. Он координирует отношения между законодательной, исполнительной и судебной властью.

Президент формирует правительство, а иногда и сам возглавляет его; вносит законопроекты в парламент; является верховным главнокомандующим; представляет страну на мировой арене.

Примеры президентских республик: Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Белоруссия, Бразилия, Мексика, Турция, Южная Корея.

Признаки президентской республики:

  • Президент избирается не парламентом, а напрямую населением (Россия) либо коллегией выборщиков, которых выбирает народ (США).

  • Президент формирует парламент: назначает главу правительства либо сам возглавляет кабинет министров.

  • Правительство несет ответственность перед президентом. Президент имеет право распустить кабинет министров.

  • Президент обладает широкими полномочиями: подписывает законы, зачастую имеет право распускать парламент, ведет международные переговоры от лица страны.

Парламентская республика. Признаки и примеры

Парламентская республика — это государство, где власть сосредоточена в выборном законодательном собрании.

Избранный парламент формирует правительство. Премьер-министром (главой исполнительной власти) становится представитель победившей на выборах политической партии. Правительство несет ответственность перед парламентом. В случае утраты большинства в законодательном собрании правительство уходит в отставку.

В парламентских республиках может существовать должность президента, но он либо избирается парламентом (Швейцария, ЮАР), либо не является главой исполнительной власти и играет в государстве второстепенную роль (Германия, Израиль).

Примеры парламентских республик: Германия, Италия, Индия, Израиль, Греция, Польша, Швейцария.

Признаки парламентской республики:

  • Правительство формируется парламентом из лидеров партии, победившей на выборах.

  • Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. Парламент может вынести вотум недоверия правительству.

  • Полномочия президента чаще всего номинальны, он выполняет в основном представительские функции.

  • Парламент определяет внешнюю и внутреннюю политику, пути социально-экономического развития.

  • Парламент обладает финансовой властью — разрабатывает и принимает государственный бюджет.

Смешанная или полупрезидентская республика. Признаки и примеры

Смешанная республика — это государство, где и парламент, и президент обладают широкими полномочиями. В таких странах сильная президентская власть сочетается с контролем парламента за правительством.

Главная отличительная черта полупрезидентской республики — двойная ответственность правительства (и перед президентом, и перед парламентом).

Парламент смешанной республики может вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. А президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы. Таким образом, для эффективной работы парламент и президент должны искать компромисс и договариваться.

Примеры смешанных республик: Австрия, Франция, Хорватия, Египет, Литва, Украина, Грузия.

Признаки смешанной республики:

  • Президент избирается внепарламентским путем. Однако правительство формируется президентом из лидеров победившей на парламентских выборах политической партии. Парламент утверждает состав правительства.

  • Двойная ответственность правительства: перед парламентом и частично перед президентом.

  • Президент является главой государства. Полномочия исполнительной власти разделены между президентом и правительством.

Что такое теократическая республика

Теократическая республика — это религиозное государство, где в руках правящей верхушки сосредоточены и государственная, и духовная власть. Пример такого государства — Исламская Республика Иран, где де-факто главой государства является не президент, а аятолла, то есть высший по рангу религиозный деятель.

Какая республика в России? Форма правления в РФ

Форма правления в Российской Федерации — республика. Эта форма правления закреплена в Конституции РФ:

Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Конституция РФ. Статья 1

Полномочия президента России чрезвычайно широки, избирается он всенародным голосованием. Президент — официальный глава государства, гарант Конституции и прав граждан, верховный главнокомандующий, представитель страны в международной политике.

Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, подписывает законы и имеет право вето, издает обязательные к исполнению на всей территории страны указы и распоряжения. Президент с согласия Госдумы назначает премьер-министра, определяет структуру правительства, может отправлять кабинет министров в отставку.

Все это позволяет считать Россию президентской республикой.

В то же время в российских законах есть ряд положений, характерных для смешанной республики. Например, парламент имеет право отстранить президента от должности (импичмент), он одобряет или отклоняет предложенную президентом кандидатуру премьер-министра, а правительство обязано отчитываться перед парламентом о своей работе.

Президент России Владимир Путин с Королем Саудовской Аравии Сальманом бен Абдель Азизом Аль Саудом. Фото: пресс-служба президента РФ

Республики в составе Российской Федерации. Список республик РФ

Республиками исторически называется ряд субъектов Российской Федерации. При этом все субъекты РФ (области, края, республики) равноправны. В Конституции РФ республики названы «государствами», однако это не означает, что у них есть суверенитет.

Республики принимают собственные конституции, которые не могут противоречить федеральной Конституции. Республики имеют право устанавливать свои государственные языки, а также имеют столицы.

В составе России насчитывается 22 республики:

  1. Республика Адыгея

  2. Республика Алтай

  3. Республика Башкортостан

  4. Республика Бурятия

  5. Республика Дагестан

  6. Республика Ингушетия

  7. Кабардино-Балкарская Республика

  8. Республика Калмыкия

  9. Карачаево-Черкесская Республика

  10. Республика Карелия

  11. Республика Коми

  12. Республика Марий Эл

  13. Республика Мордовия

  14. Республика Саха (Якутия)

  15. Республика Северная Осетия — Алания

  16. Республика Татарстан

  17. Республика Тыва

  18. Удмуртская Республика

  19. Республика Хакасия

  20. Чеченская республика

  21. Чувашская республика

  22. Республика Крым

15 республик СССР: республики, входившие в состав Советского Союза

В состав СССР, Союза Советских Социалистических Республик, в разное время входили от 4 до 16 национальных республик. На момент распада Союза их было 15 штук.

В момент образования СССР 30 декабря 1922 года в его состав вошли Российская, Украинская, Белорусская и Закавказская республики. К 1929 году республик стало 7, к 1936 году — 11.

Максимальным число советских республик стало к августу 1940 года — их стало 16. Это произошло, когда накануне Второй мировой войны в состав страны были включены Молдавская, Литовская, Латвийская и Эстонская ССР, а по результатам Советско-финской войны 1939-40 гг. образована Карело-Финская СССР.

Фонтан «Дружба Народов» на ВДНХ в Москве. Каждая из 16 статуй изображает одну из республик СССР. Фото: Wikimedia / Lanta t

С июля 1956 года Карело-Финская ССР была преобразована в Карельскую автономную республику в составе РСФСР. Союзных республик стало 15, и это число сохранялось до конца советской эпохи.

Распад СССР шел в ходе «парада суверенитетов» 1989-1991 годов. Россия провозгласила суверенитет 12 июня 1990 года. В декабре 1991 года были подписаны Беловежские соглашения: лидеры России, Украины и Белоруссии официально упразднили СССР, он перестал существовать.

Полномочия президента Российской Федерации. Справка

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Как глава государства президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент Российской Федерации:

— назначает с согласия Государственной Думы председателя правительства;
— имеет право председательствовать на заседаниях правительства;
— принимает решение об отставке правительства Российской Федерации;
— представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности председателя Центрального банка;
— по предложению председателя правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей председателя правительства, федеральных министров;
— представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов;
— формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
— утверждает военную доктрину Российской Федерации;
— формирует администрацию президента РФ;
— назначает и освобождает полномочных представителей президента РФ;
— назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил России;
— назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации:

— назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом;
— распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;
— назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
— вносит законопроекты в Государственную Думу;
— подписывает и обнародует федеральные законы;
— обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации:

— осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
— ведет переговоры и подписывает международные договоры;
— подписывает ратификационные грамоты;
— принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации:

— решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
— награждает государственными наградами России, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания;
— осуществляет помилование.

Президент издает указы и распоряжения.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ЭТА ОБНАГЛЕВШАЯ И АНТИНАРОДНАЯ, РОССИЙСКАЯ ВЛАСТЬ ДОЛЖНА УЙТИ В ПОЛНОМ СОСТАВЕ…

Заявление народа России
о недоверии действующей власти.

Президенту РФ
Путину В.В.
Председателю Правительства РФ
Медведеву Д.А.

Мы как граждане России и как единственный источник власти в стране — считаем, что нынешняя власть является нелегитимной, то есть не пользующейся нашим доверием.

Мы убеждены, что властные структуры проводят политику уничтожения России как государства, народа как исторической общности, уничтожения гражданских прав и свобод как принципа демократии.

Все политические и экономические шаги власть предпринимает против интересов народа, прикрываясь словами заботы о нем.
Экономическую и политическую выгоду от действий власти приобретают иностранные государства и международный капитал.

Следовательно, власть в России служит не народу, а тем, кому российский народ и страна на карте мира мешают.

За 20 лет реформ мы лишись национальной, экономической, продовольственной безопасности как основы самого существования России и нас как народа.

Мы знаем, что процесс разрушения страны осуществляется под видом ее реформирования и считаем, что все проводимые реформы — антинародны.

В этот период был введен институт приватизации, в результате которой 95% крупных российских предприятий теперь находятся под иностранной юрисдикцией.

Мы не первый год наблюдаем запущенный механизм полной ликвидации госсобственности, в результате которого многие стратегические предприятия переданы в частные руки.

И мы как народ России испытываем на себе последствия этих антинародных действий. Ярким примером тому являются авария на СШГЭС и наводнение в Крымске. Оба этих случая являются свидетельством преступного бездействия чиновников, приведшего к массовой гибели людей. Циничность власти не имеет границ. Жителей Крымска не оповестили о грозящей опасности, спасатели вовремя не пришли им на помощь, а аварийное состояние СШГЭС угрожает жизням 1,5 миллионов граждан. Завтра на их месте может оказаться любой из нас.

Мы понимаем, что страна практически утратила свою продовольственную безопасность. До 75% продуктов питания в России обеспечиваются за счет импорта. В случае катаклизмов и войн граждане просто не смогут себя прокормить.

В настоящий момент завершена процедура вступления России в ВТО. Последствия такого шага — губительны для каждого жителя России. Тем не менее решение принято без учета мнения народа.

Теперь свои же ресурсы мы вынуждены будем покупать по спекулятивным ценам, а тарифы ЖКХ станут еще разорительнее для нас.

За 20 лет реформ нас лишили права на бесплатное образование и здравоохранение социальных гарантий и льгот. В

ласть, которая довела своих граждан до нищеты, сейчас за бедность отбирает детей.

Армия, призванная защищать нашу страну, границы и собственность, практически разрушена. Оборонная промышленность, не имея заказов, практически исчезла. А те предприятия, которые еще работают, продают свою продукцию за границу. В результате вооружение наше практически не обновляется, а власть говорит о том, что на это нет денег.

Но деньги в стране есть.

Каждый год под видом «валютного резерва» российское правительство размещает в американских банках (тем самым финансируя кризисную американскую экономику) суммы, в несколько раз превышающие ежегодные расходы на российскую армию.
Мы наблюдаем, как власть, прикрываясь волей народа, ввела Россию в

губительную для нас ростовщическую финансовую систему, превратила страну в сырьевую колонию Запада.

Инструментом этой системы служит неподконтрольный государству Центробанк, который принадлежит частным лицам. Фактически отсутствует механизм прямого попадания рубля в экономику, т.к. Центробанку запрещено кредитовать правительство.

Количество напечатанных рублей зависит от того, сколько долларов находится в золотовалютных резервах Центробанка. Чтобы напечатать рубли, Центробанк покупает доллары на валютном рынке.

Таким образом, количество напечатанных рублей зависит от количества купленных долларов. Количество денег в России зависит не от количества реально произведенного товара, а от ничем не обеспеченных бумажных долларов.

Мы также наблюдаем такие результаты проводимой властью политики как:

  • повреждение и разрушение более 60% объектов жилищно-коммунального хозяйства;
  • фактическое лишение граждан РФ избирательных прав, предусмотренных Конституцией;
  • после каждого крупного теракта ограничивались конституционные права и свободы граждан (отменена выборность губернаторов, внесены изменения во многие положения выборного законодательства, разрешена прослушка телефонных переговоров и просмотр электронной почты без санкции суда, стали проводиться унизительные досмотры в аэропортах, отделы по борьбе с организованной преступностью были перепрофилированы в центры по борьбе с экстремизмом). Но даже после «вынужденных» ограничений прав граждан число террористических актов не только не уменьшилось, но и увеличилось и в 2009 г. превысило 750;
  • войскам НАТО разрешено присутствовать и проводить учения на территории Российской Федерации, а военной технике НАТО разрешен беспошлинный вход по территорию России;
  • ликвидированы российские разведывательные базы в Камрани и Лурдесе;
  • переданы США российские ядерные технологии и проданы за бесценок стратегические объемы обогащенного урана;
  • подписан договор СНВ-3, делающий необратимым процесс уничтожения обороноспособности России перед лицом самой агрессивной армии мира.

Мы осведомлены, о том, что подобные действия власти могут квалифицироваться как государственная измена ( ст 275 УК РФ ), насильственное изменение конституционного строя (ст. 278 УК РФ), диверсия (ст. 281 УК РФ), террористический акт (ст. 205 УК РФ) и халатность (ст. 293 УК РФ) и согласны с поданными по вышеописанным фактам заявлениями в ФСБ, Следственный комитет, Госдуму с просьбой проверить вашу деятельность на наличие признаков преступлений, предусмотренных российским законодательством.

Именно народ России наделяет Президента как главу государства властными полномочиями в соответствии с Конституцией Российской Федерации на основе свободных выборов.
При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации:

  • уважать и охранять права и свободы человека и гражданина;
  • соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации;
  • защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу (ст. 82 Конституции РФ)».

Мы, нижеподписавшиеся граждане России, считаем, что вы, Владимир Владимирович, занимая пост президента в период с 2000 г. по 2008 г. и с марта 2012 г. по сегодняшний день, а также вы, Дмитрий Анатольевич, осуществляя полномочия президента с 2008 г. по 2012 г., нарушили все пункты клятвы, данной вами народу. Мы убеждены, что вами осознанно и целенаправленно:

  • все эти годы в стране грубо попирались права и свободы человека;
  • нарушались положения Конституции РФ, вы фактически изменили конституционный строй — вместо демократического он стал авторитарно-тоталитарным;
  • был нанесен серьезный ущерб безопасности и обороноспособности страны, ее суверенитету и независимости, Россия поставлена под угрозу полной оккупации в случае втягивания ее в международные конфликты и развязывания третьей мировой войны;
  • нарушена целостность государства, и более того, уже созданы условия для распада страны на несколько слабых территориальных образований по примеру Югославии (национальное противостояние).

Вы присягали верно служить народу, но весь анализ вашей деятельности говорит о том, что ваша присяга нарушена полностью, ваша деятельность направлена на служение интересам иностранных государств, а ваши слова сильно расходятся с вашими делами.
Депутаты Государственной думы не отражают интересов народа.

Сам механизм «попадания» в Госдуму РФ налицо показывает антинародность ее состава. Кандидаты выдвигаются только по партийным спискам. Представителей от народа в партийных списках нет. В зарегистрированных политических партиях состоит только 2,7 % граждан РФ из числа тех, кто формально наделен избирательным правом.

А мы, остальные 97,3% избирателей, лишены права участвовать в формировании федеральных списков кандидатов и выдвигать своего кандидата. Законы, принимаемые Государственной думой, с нами не согласовываются, не выдвигаются на общее обсуждение, мнение народа не учитывается.

Мы на себе испытываем только последствия принятых без нашего ведома законов, с которыми мы не согласны: например, законопроект о социальном патронате, который позволяет отнимать детей; закон «О монетизации льгот», который лишил малоимущих последней надежды на помощь государства; закон «О полиции», который фактически закрепил за сотрудниками полиции вместо защиты прав и свобод граждан возможность практически неограниченного доступа в их жилище, применения к гражданам физической силы и даже пыток; закон «О противодействии экстремистской деятельности», руководствуясь которым, преследуют тех, кто не боится говорить правду и критикует власть и др.
Проанализировав итоги правления Путина Владимира Владимировича и Медведева Дмитрия Анатольевича, а также деятельность Государственной думы, мы, граждане России, реализуя свои конституционные права, выражаем свое мнение и требования письменно, что юридически приравнивается к решению референдума – формы непосредственного осуществления народом своей власти в России.

Мы как народ России не удовлетворены результатами вашего правления и деятельности Государственной думы и, руководствуясь правом непосредственной власти в стране:

ВЫРАЖАЕМ: недоверие президенту РФ, премьер-министру РФ и Госдуме РФ так как считаем, что их деятельность направлена на разрушение нашей Родины, ее экономики, военной безопасности и социальной справедливости в обществе. Считаем, что процедура их избрания проходила с многочисленными нарушениями демократических принципов и не отражала действительную волю народа.

ТРЕБУЕМ: незамедлительной отставки вашей, Владимир Владимирович, как президента РФ и вашей, Дмитрий Анатольевич, как председателя правительства РФ. А также требуем от вас распустить Госдуму РФ VI созыва, после чего передать полномочия по управлению Российской Федерацией Комитету по подготовке Всенародных открытых выборов, который создан народной партией «ВОЛЯ», выросшей из общественной организации. Комитет берет на себя обязательство в 2013 году провести открытые (а не тайные) выборы Президента Российской Федерации из кандидатов, выдвигаемых народом.

граждане Российской Федерации.

Взято с официального сайта общероссийской политической партии ВОЛЯ.

Президент

Дуалистическая (президентская) республика. Эта форма правления несколько напоминает дуалистическую монархию, тем более что впервые создавалась в США по ее примеру (Великобритания в то время была во многом дуалистической монархией), однако имеет весьма существенные отличия от нее.

Прежде всего, здесь наиболее последовательно проведен принцип разделения властей, а взаимоотношения между ветвями власти строятся на базе принципа так называемых сдержек и противовесов. Рассмотрим, в чем это проявляется.

И законодательная, и исполнительная власть в президентской республике получают свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства. Судьи, как и высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств. Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и не желает.

Главный признак данной формы правления — отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закон. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем не менее они вынуждены сотрудничать, ибо ни одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую (смещение парламентом должностных лиц исполнительной и судебной власти путем так называемого импичмента может иметь место лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные правонарушения).

Сдержки и противовесы проявляются, в частности, в том, что президент может тормозить законодательную деятельность парламента, налагая на принятые им законы отлагательное (суспенсивное) вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь, как мы видели, верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а кроме того, ратифицирует (и может отказать в этом) заключенные президентом международные договоры. Судебная власть контролирует конституционность актов и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.

Государственный режим при этой форме правления — только дуалистический. В зависимости от обстоятельств значение и роль конкретного парламента или президента могут быть сильнее или слабее, но качества государственного режима это не меняет.

В современной мировой практике существуют два основных типа президентских выборов — прямые и непрямые. В свою очередь прямые президентские выборы могут происходить или в виде всеобщих выборов или в виде референдумов. Непрямые выборы президента проводятся в трех видах: 1) парламентом; 2) парламентом и представителями штатов, провинций, различных общественно-политических сил; 3) коллегией выборщиков.

В целом прослеживается достаточно большая зависимость типа президентских выборов от формы государственной системы правления. В президентских республиках глава государства и его правительство независимы от парламента. Президент как бы получает от народа собственный мандат на руководство страной, избираясь на всеобщих президентских выборах. В значительной степени независим в своих действиях и глава государства в условиях полупрезидентской республики, но правительство при этой форме власти подотчетно парламенту. Соответственно, президента избирают прямым или непрямым путем. А при парламентской республике, где прерогативы президента практически отделены от полномочий правительства, парламент и выбирает главу государства, и по существу утверждает состав правительства.

Полномочия президента, его роль и статус в политической жизни той или иной страны определяются прежде всего соответствующими конституционными нормами. В конституциях ряда стран специально подчеркнуто, что президент является главой исполнительной власти.

В тех странах, где существуют президент и премьер-министр, неизбежно возникают проблемы соотношения их полномочий.

Помимо определения правового статуса президента как главы государства или как главы высшей исполнительной власти, многие конституции содержат ряд общественно важных морально-политических и гражданских обязательств, которым должен следовать президент на протяжении всего срока своих полномочий. Прежде всего от него требуется, чтобы он неуклонно соблюдал Конституцию и другие законы своей страны.

Согласно конституциям многих стран, президент в силу своего должностного статуса обязан также быть гарантом суверенитета, национальной независимости, территориальной целостности и безопасности государства. Конституционные нормы также предусматривают, что президент в своей деятельности должен не защищать интересы каких-то отдельных социальных групп и слоев, а добиваться достижения блага всего общества.

Таблица 1. Полномочия президента при президентской, полупрезидентской и парламентской республиках

Президентская республика

Полупрезидентская республика

Парламентская республика

Президент — глава государства и глава правительства

Президент — глава государства, разделяет высшую исполнительную власть с главой правительства

Президент — глава государства. Исполнительная власть принадлежит главе правительства.

Правительство ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом

Правительство ответственно перед парламентом и частично перед президентом. Президент не отвечает за действия правительства.

Правительство ответственно только перед парламентом. За действия правительства отвечает не президент, а глава правительства.

Президент назначает членов правительства.

Президент назначает главу правительства, как правило, из числа лидеров наиболее влиятельных партийных политических фракций в парламенте и по рекомендации главы правительства назначает других членов правительства.

Президент по собственному усмотрению увольняет членов правительства.

Президент может уволить главу правительства при определенных условиях. По рекомендации главы правительства президент увольняет членов правительства.

Президент не может по собственному усмотрению уволить главу правительства. По рекомендации главы правительства президент увольняет членов правительства.

Президент имеет право на законодательную инициативу или право вносить предложения по законодательству.

Президент имеет право вносить предложения по законодательству.

Президент имеет право на законодательную инициативу, согласованную с правительством.

Президент обладает правом промульгировать законы принятые парламентом.

Президент имеет право вето на законы, принятые парламентом.

Президент не имеет право вето на законы, принятые парламентом.

Президент имеет право по собственному усмотрению издавать указы, имеющие силу закона.

Президент имеет право издавать указы, получившие санкцию правительства.

Президент имеет право отдавать распоряжения, согласованные с правительством.

Президент по должности является верховным главнокомандующим вооруженными силами

Президент формально может быть верховным главнокомандующим, но фактически руководство вооруженными силами осуществляет министр обороны, подотчетный главе правительства.

Президент по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс своего правительства.

Президент имеет широкие полномочия в сфере внешней политики, но учитывает внешнеполитические позиции правительства.

Президент представляет государство в сфере внешней политики и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства.

Президент имеет право на созыв внеочередной сессии парламента по своему усмотрению.

Президент имеет (или не имеет) право на созыв внеочередной сессии парламента по своему усмотрению.

Президент имеет (или не имеет) право распускать парламент и назначать досрочные парламентские выборы.

Президент имеет ограниченное или неограниченное право распускать парламент и назначать досрочные парламентские выборы

Президент имеет право распускать парламент и назначать внеочередные парламентские выборы главным образом в тех случаях, когда парламент выражает недоверие правительству.

Президент имеет (или не имеет) право на проведение референдума по собственному усмотрению.

Президент имеет право при определенных условиях проводить референдум.

Президент не имеет права на проведение референдума.

Президент имеет ограниченное или неограниченное право вводить чрезвычайное положение в стране.

Президент не имеет права на введение чрезвычайного положения в стране.

Президент имеет право помилования, награждения, предоставления гражданства и решения ряда других персональных дел.

Президент является главой правящей партии и руководствуется ее курсом.

Президент не является главой правящей партии и формально не связан с ней.

Президент в своей деятельности не зависит от партий.

Полномочия президента при президентской, полу президентской и парламентарной республиках

Президент как глава государства выступает в различных качествах в зависимости от разновидности республиканской формы правления. В парламентской республике он является таким главой государства, которому министры не подчинены и перед ним не ответственны (Индия, Италия, ФРГ и др.), в президентской республике он глава государства, которому подчинены министры, не составляющие (США, Филиппины, Бразилия ) или составляющие совет (кабинет) министров. При первом варианте президентской республики нет должности премьер-министра, его полномочия выполняет сам президент, по существу нет коллегиального правительства, есть кабинет президента. Во втором случае есть должность премьер — министра, но это так называемый административный премьер, фактически руководителем правительства (Совета министров) является сам президент. Премьер — министр в основном выполняет лишь оперативные задачи по координации деятельности правительства, да и заседания правительства он обычно проводит в каждом отдельном случае по указанию или с разрешения президента (Египет, Перу).

Таким образом, в парламентской республике президент лишь по конституции обладает исполнительной властью или ее элементами, а иногда конституции об этом и не говорят (Италия , Молдова, ФРГ ). Это — «слабый» президент. Свои конституционные полномочия он выполняет «по совету и с согласия» правительства.

Иная ситуация в президентской республике. Если в ней нет коллегиального совета министров, а министры являются лишь помощниками, советниками президента, то, естественно, полнота исполнительной власти принадлежит президенту. Только он принимает решение, даже если все министры выскажут против мнения президента, он руководит государственной службой и делегирует определенную долю исполнительной власти своим подчиненным. Если в президентской республике существует Совет министров, ситуация с исполнительной властью президента несколько усложняется, но в принципе остается такой же. Министры тоже подчинены президенту, он их назначает и смещает, правда, по рекомендации премьер-министра (его тоже назначает президент, какого-либо согласия парламента не требуется), но такие рекомендации для президента не обязательны. Особые условия связаны с теми президентскими республиками, в которых существуют элементы парламентаризма и где парламент может выразить недоверие премьеру или министру (как правило, это крайне затруднено, требуется инициатива значительной части парламентариев для внесения такого предложения, иногда до 25% всего состава и принятие его квалифицированным большинством состава парламента).

Существенно изменяется ситуация в полупрезидентской, полупарламентской республике. В полупрезидентской республике заметно стремление «вывести» президента за пределы этой жесткой полярной схемы, за границы традиционной концепции разделения властей при упоминании последней в конституциях как руководящего начала. Основные законы, принятые в данной группе стран при активном участии президентов — лидеров, закрепляют значительную личную власть президента, его самостоятельность, но вместе с тем устанавливают определенную, хотя незначительную, связанность его действий и подчиненных ему министров полномочиями парламента. В целом, однако, конституции стремятся поставить президента, его власть вне обычной триады. Наделяя его, как главу государства, помимо исполнительно-распорядительных полномочий, самостоятельными нетрадиционными полномочиями (обширные нормотворческие, исключительные, и особенно арбитражные и объединительные полномочия).

Однако главной чертой президентской власти в полупрезидентской республике отмеченное стремление поставить президента над ветвями власти, над институтами государства, но не в качестве лица, сосредотачивающего в своих руках властные полномочия других ветвей власти, а в качестве арбитра в отношениях с ними. Полномочия, обязанности и ответственность президента

Полномочие, представленные конституциями президентам, весьма обширны. Прежде всего президент является представителем государства вовне и внутри страны. В качестве первого он назначает дипломатических представителей, при нем аккредитуются иностранные дипломатические представители, заключает международные договоры, в ряде стран ратифицирует международные соглашения. Как представитель государства внутри страны он выступает с согласительными процедурами при разногласиях некоторых государственных органов, субъектов федерации (в условиях федеративного государства), от имени государства награждает государственными наградами, присваивает почетные звания и т.д.

Президент обладает полномочиями, относящимися к деятельности органов законодательной власти. Он назначает дату выборов в парламент, созывает его на сессии, он может досрочно распустить парламент с обязательным назначением новых выборов (в предусмотренных

конституциями случаях), он санкционирует и промульгирует законы, обладает правом вето — возвращение закона на второе рассмотрение парламента. Как правило, президент имеет право законодательной инициативы (в США — не имеет , вправе обращаться с посланием к парламенту, которые, однако, не подлежат обсуждению.

У президента обширные полномочия по формированию других высших органов государства и назначению высших должностных лиц. Юридически правительство даже в парламентской республике назначает президент — он создает соответствующий акт.

Президент во многих странах назначает судей, формирует полностью или частично органы конституционного контроля, представляет парламенту кандидатуры для назначения высших должностных лиц — генерального прокурора, членов счетной палаты и т.д.

Уже говорилось о нормотворческой деятельности президента. Он издает нормативные и ненормативные акты, в том числе имеющие силу закона. Нормативные акты издаются на основе делегирования полномочий парламентом правительству (подписывает их президент) и на базе предусмотренной конституциями регламентарной власти.

В парламентской республике акты президента действительны только при контрасигнатуре. В президентской республике, где существует жесткое разделение властей, президент издает только «исполнительные приказы», но на деле они могут иметь силу закона.

В принципе акты президента являются подзаконными, они недействительны при противоречии закону, в парламентской республике предусмотрен контроль парламента, но в практике почти во всех постсоциалистических государствах в настоящее время эти акты имеют доминирующее значение.

В области урегулирования чрезвычайных ситуаций президент вправе объявлять чрезвычайное, военное, осадочное положение, вводить президентское правление в субъектах федерации (Индия), осуществлять федеральную интервенцию (Бразилия). В Индии он делает это только по решению кабинета.

Президент всегда по конституции является главнокомандующим, он отвечает за безопасность государства, как гарант его целостности. При нем обычно создается Совет безопасности или другой аналогичный орган. На практике выполнение этих полномочий опять-таки зависит от формы правления, да и от личных качеств президента. Находившиеся у власти в некоторых странах (Аргентина, Филиппины и др.) и находящиеся сейчас женщины — президенты (Исландия, Ирландия, Шри-Ланка) в сфере военногоглавнокомандования больше полагаются на специалистов — советников.

В сфере регулирования правового статуса личности дополнительно к тем полномочиям, о которых уже говорилось, президент вправе принимать лиц в гражданство данного государства, разрешать выход из гражданства, предоставлять помилование осужденным преступникам, смягчать наказание.

В ряде стран у президентов есть и иные полномочия. В отличие от монарха президент несет ответственность за свои действия, в том числе и в связи с выполнением служебных обязанностей. Как правило, такая конституционная ответственность имеет особый характер. Обычно президент отвечает за умышленные нарушения конституции и законов, за государственную измену, причинение ущерба государственной независимости, взяточничество, совершение других тяжких преступлений (иногда — только за государственную измену).

Во многих странах такая ответственность имеет форму американского импичмента: обвинение президенту формирует и принимает нижняя палата, а решение об отрешении от должности принимает сенат (в новейших конституциях в этом процессе участвует также верховный и конституционный суд в качестве инстанции, проверяющих правильность обвинения и соблюдения процедуры). В некоторых странах парламент только принимает обвинительное заключение, а судит президента особый суд (Франция, Польша). В Словакии президент может быть смещен с должности парламентом за действия, направленные против демократического строя, целостности государства и другие большинством в 2/3 голосов всего состава. В Турции при обвинении президента в измене решение может быть принято только 3/4 голосов парламентариев, 3/4 голосов требуется для отрешения президента от должности в Казахстане, в Армении — 2/3 парламента при соответствующем заключении конституционного суда, в Молдове аналогичное решение должно быть вынесено на референдум избирателей. В Мадагаскаре, по конституции 1992 г., отрешение осуществляется не парламентом, а конституционным судом, но в соответствии с решением, принятым большинством 2/3 парламента. В Азербайджане отстранение президента от должности осуществляется парламентом (требуется 95 голосов из 125 членов парламента) при совершении тяжких преступлений, но с обязательным участием в этом процессе верховного и конституционного судов. В Австрии президент может быть отозван со своего поста избирателями.

Все указанные выше процедуры означают только отрешение президента от должности. В дальнейшем, если это случиться, его будет судить уже суд как обычного гражданина.

Глава государства — это высший его представитель внутри и вне страны и вместе с тем символ единства нации, государства (народа и государства).

В целом создание парламентской, президентской и полупрезидентской республики имеет несомненные плюсы. Тем самым обеспечивается стабильность управления страной, устраняется возможность частой смены правительства по конъюнктурным партийным собраниям, обеспечивается консолидация партий. Не нарушая местного самоуправления, этот процесс ведет к укреплению роли государственной власти на местах, способствует единству государства. Это особенно важно в условиях стран, которые не имеют опыта длительного парламентского управления и где последнее в условиях несформировавшихся партийных структур, не сложившихся механизмов парламентского управления может вести к постоянному разброду и шатаниям.

Вместе с тем, такой процесс имеет и свои минусы. Во первых, нарушается имманентно присущее той или иной форме единство структуры управления и одновременно возникают новые виды отношений, коллизии и несогласованности, которых не было в «отработанных» формах правления. Разрушаются сложившиеся стандарты разделения властей, имеющие свои устойчивые формы и в президентской, и в парламентской республике. Происходит смещение разных начал, и это не всегда способствует соблюдению конституционной законности.

Во-вторых, возрастание роли парламента в президентской (полупрезидентской) республике при создании смешанных форм, усиление его контроля за деятельностью правительства — часто лишь внешнее, обманчивое явление. В парламентарной же республике при создании смешанных форм значение парламента падает, происходит значительное усиление власти президента, к чему эта форма не приспособлена, а потому не имеет достаточных гарантий против президентского всевластия.

В-третьих, в форме правления снижается роль институциональных факторов, она все более зависит от личности конкретного президента. А носители президентской власти нередко обнаруживают стремление к персонализации власти, к авторитаризму. Наибольшие возможности для этого создаются в президентской республике. Поэтому переход парламентарной республики к смешанной форме правления, а затем, возможно, и к президентской республике всегда означает усиление авторитаристских черт. Таковы же последствия рационализированного парламентаризма, если его результатом является усиление власти не президента, а премьер — министра.

институт президентство казахстан конституционный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *