Предупреждение в КоАП РФ

Административное предупреждение рассматривается как наиболее мягкое наказание по нормам КоАП РФ. Данный вид санкций может назначаться сразу при рассмотрении дела, а по отдельным составам КоАП РФ – путем направления ходатайства о замене иного вида наказания. В этом материале разберем законные основания для вынесения предупреждений, а также порядок применения этой санкции.

Что это такое

Целью любого вида административных санкций является не только наказание за фактически совершенное правонарушение, но и пресечение последующего противоправного поведения. Если проступок совершен гражданином впервые, и не повлек негативных последствий, закон позволяет ограничиться специальной мерой воздействия – предупреждением.

Предупреждение рассматривается основной и единственной мерой наказания за совершение проступка. Его суть заключается в официальном порицании правонарушителя от имени государства. Выделим ключевые особенности, которыми характеризуется данный вид санкций:

  • предупреждение выносится в форме письменного документа – судебного акта, постановления должностных лиц и уполномоченных ведомств;
  • указанный вид наказания применяется в отношении правонарушителей, совершивших проступок впервые;
  • использовать предупреждение можно только при отсутствии вреда общественным и частным интересах, а также угрозы такого ущерба;
  • вид наказания в форме предупреждения включается в содержание статьей Особенной части КоАП РФ, либо применяется путем замены штрафа на основании ходатайства правонарушителя.

КоАП РФ разграничивает два схожих понятия – предупреждение и устное замечание. Предупреждение рассматривается как вид санкций, применяемый по итогам рассмотрения дела. Устное замечание используется как законный вариант освобождения от ответственности, влекущий прекращение дела без оформления постановления.

Кому может выноситься предупреждение

Санкция в форме предупреждения распространяется на все категории правонарушителей – физических и юридических лиц. Применение такого наказания входит в компетенцию судебных органов и иных лиц, рассматривающих административное дело. Если в тексте статьи Особенной части КоАП РФ содержаться несколько санкций, вынесение предупреждений является правом, а не обязанностью.

Закон допускает подать ходатайство о замене административного штрафа предупреждением. Данное правило применяется только при следующих условиях:

  • подать ходатайство могут субъекты малого и среднего предпринимательства (ИП и организации), либо их штатные сотрудники;
  • штраф должен быть наложен по итогам проверок со стороны контрольных и надзорных органов (МЧС, Ростехнадзор, прокуратура, трудовая инспекция и т.д.);
  • удовлетворение ходатайство допускается, если действия или бездействие правонарушителя не повлекло вреда, либо отсутствует угроза причинения ущерба.

Для отдельных составов КоАП РФ, даже соответствие перечисленным условиям не дает оснований заменить штраф предупреждением. Эти составы перечислены в ст. 4.1.1 КоАП РФ. Например, замена будет невозможна за неповиновение законному распоряжению сотрудника МВД (ст. 19.3 КоАП РФ). При отсутствии оснований для замены штрафа предупреждением ходатайство оставляется без удовлетворения с вынесением письменного акта.

Рассмотрим, в каких случаях устанавливается указанный вид санкций, и какие последствия влечет предупреждение.

Как назначается предупреждение

Ключевым условием для вынесения предупреждения статья 3.4 КоАП РФ указывает отсутствие любого вреда или угрозы его причинения, в том числе:

  • жизни и здоровья граждан;
  • окружающей среде, объектам природного и растительного мира;
  • объектам культурного наследия;
  • интересам безопасности страны;
  • угрозы ситуаций чрезвычайного характера (природные, техногенные и иные ситуации);
  • любые формы имущественного вреда.

Проверка этих обстоятельств осуществляется при составлении процессуального протокола и в процессе рассмотрения дела. Если будет выявлено причинение любого вида вреда, правонарушитель не сможет рассчитывать на столь мягкую меру воздействия.

Процедура привлечения к ответственности с возможным вынесением предупреждения выглядит следующим образом:

  • по факту выявленного нарушения составляется процессуальный протокол – в нем фиксируются все обстоятельства проступка, в том числе наступившие негативные последствия и угроза причинения вреда;
  • если должностное лицо, выявившее нарушение, обладает полномочиями по рассмотрению дела, предупреждение может быть назначено без передачи материалов в суд – в этом случае санкция фиксируется в тексте постановления, которое выдается на руки правонарушителю;
  • если полномочиями по рассмотрению дела обладает суд, будет проводиться разбирательство на основании процессуального материала – о месте и времени заседания правонарушитель извещается в письменной форме;
  • судебный процесс может проводиться без участия нарушителя, если он уведомлен о месте и времени заседания;
  • если обстоятельства дела допускают возможность ограничиться предупреждением, санкция фиксируется в форме судебного постановления – копия этого документа направляется по адресу правонарушителя или выдается ему на руки.

Обратите внимание! Гражданин или предприятие могут возражать против привлечения к административной ответственности. Поэтому постановление о наложении предупреждения может быть оспорено по общим основаниям – в течение 7 суток с момента получения судебного или иного акта. Если правонарушитель ранее привлекался к ответственности, предупреждение не применяется. При этом нужно учитывать, что по истечении года с момента предыдущего проступка лицо считается не привлекавшимся к ответственности по КоАП РФ.

Если по итогам надзорной или контрольной проверки назначен штраф с ИП, предприятия, либо их сотрудников, правонарушитель может обратиться с ходатайством об изменении санкции на предупреждение. Для этого нужно учитывать следующие нюансы:

  • подать ходатайство могут ИП или организации, отнесенные к субъектам малого и среднего бизнеса – с максимальной численностью до 100 человек (малые предприятия) или 250 сотрудников (предприятия среднего бизнеса, а также при максимальной выручке до 800 млн. руб. (МП) или 2 млрд. руб. (СП);
  • замена штрафа допускается только в случае, если предупреждение изначально отсутствовало в виде санкций по статье Особенной части КоАП РФ – в ином случае решение о выборе вида наказания принимается непосредственно при рассмотрении дела;
  • при замене штрафа на предупреждение суд, либо иное уполномоченное лицо, должны проверить отсутствие вреда или угрозы его причинения от выявленного нарушения.

Для подтверждения статуса малого и среднего бизнеса ИП или предприятие должны представить отчетность о среднесписочной численности штата, а также о выручке за предыдущий календарный год. Рассматриваться будут только официальные документы, поданные в ИФНС и иные контрольные органы.

Замена штрафа на предупреждением происходит путем издания официального акта суда или иного органа, который вручается правонарушителю. Если на момент замены было возбуждено исполнительное производство для принудительного удержания штрафа, оно подлежит прекращению. Также при замене аннулируются иные виды дополнительных наказаний, ранее назначенных за совершение проступка.

Последствия назначения предупреждения

По правилам статьи 32.1 КоАП РФ, санкций в виде предупреждения исполняется путем вручения или направления нарушителю копии постановления. Это должен сделать суд, либо иной уполномоченный орган, рассматривавший дело. С момента вручения или направления акта наказание считается исполненным.

Факты вынесения предупреждения не означает, что лицо было освобождено от административной ответственности. При повторном выявлении аналогичного проступка, либо совершения иного правонарушения, наличие административной санкции будет учитываться при назначении нового наказания, на ранее вынесенное предупреждение это не повлияет, но сохранится даже при установлении мер воздействия за новый проступок. Наказание в виде предупреждения сохраняет последствия в течение года после вступления постановления в силу.

Минюст предложил заменить штрафы предупреждениями за нарушение КоАП для всего бизнеса

Ранее министерство сообщило, что намерено в проекте КоАП расширить назначение предупреждений за правонарушения, а также продолжить работу по сокращению составов правонарушений.

В ведомстве также предложили отменить одновременное привлечение к административной ответственности юридического лица и его должностного лица за одно и то же правонарушение.

«Закрепить положение, согласно которому одновременное привлечение юридического лица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение не допускается, за исключением случаев, когда санкцией статьи (части статьи) раздела II проекта КоАП либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены различные виды административных наказаний для юридического лица и его должностного лица, либо когда одно из указанных лиц подлежит освобождению от административного наказания по определенным основаниям. Сегодня такое ограничение в законодательстве об административных правонарушениях отсутствует», — говорится в сообщении министерства.

Сроки наказания в КоАП

Минюст считает недопустимым возможность увеличения действующих размеров и сроков наказания в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП).

«В ходе дальнейшей работы над новым КоАП особое внимание будет уделено <…> недопустимости увеличения действующих размеров и сроков административных наказаний, а также сроков давности привлечения к административной ответственности по тем составам административных правонарушений, по которым в настоящее время эти сроки составляют 2 и 3 месяца соответственно», — говорится в сообщении.

О кодексах

Минюст 30 января опубликовал проекты Кодекса РФ об административных правонарушениях и процессуального КоАП, которые должны прийти на смену действующему кодексу, а также проект закона о введении их в действие. Новые кодексы предлагается ввести в действие с 1 января 2021 года.

Российский бизнес-омбудсмен Борис Титов в своем письме председателю правительства Михаилу Мишустину ранее заявлял, что принятие нового КоАП и проекта процессуального кодекса несет риски для дальнейшего развития малого и среднего бизнеса в стране, в частности из-за «существенного увеличения размеров административных штрафов». Его позицию по ряду вопросов поддержал глава бизнес-объединения «Опора России» Александр Калинин.

Прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания

Главой 31 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрены общие положения исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 31.7 КоАП РФ безусловными основаниями и обстоятельствами для прекращения исполнения постановления являются:

1) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

2) отмена или признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;

3) смерть лица, привлеченного к административной ответственности, или объявление его в установленном законом порядке умершим;

4) истечение сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных статьей 31.9 настоящего Кодекса;

5) отмена постановления.

Кроме того, п. 6 ст. 31.7 КоАП РФ предусмотрено прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания в случаях, предусмотренных КоАП РФ, вынесения постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания. Вот такая хитрая «загагулина» в законе.

Например, в гражданском производстве имеют место случаи, когда по инициативе прокуратуры прекращается действие права на управление транспортными средствами и осуществление деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих (использование транспортных средств), в порядке ст. 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и в связи с возникновением у водителя заболеваний, ставящих под угрозу безопасность дорожного движения. Возобновление деятельности, связанной с источником повышенной опасности, например, при алкоголизме, наркомании, токсикомании, допускается только в случае стойкой ремиссии, а также после лечения и снятия с учета, то есть в связи с возникновением обстоятельств для прекращения исполнения решения суда (например, в случае улучшения здоровья, подтвержденного медицинским заключением, в частности, после снятия с учета в медучреждении, куда гражданин (или гражданка) был поставлен в связи с ухудшением здоровья, препятствующим безопасному управлению транспортными средствами).

Что именно имел в виду законодатель, введя норму п. 6 в ст. 31.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и зачем прекращать уже прекращенное исполнение постановления, непонятно и неясно, тем более, что никакой судебной практики по применению этой нормы закона на данный момент не существует, а Верховный Суд РФ до сих пор не дал разъяснение по данному моменту.

В соответствии со ст. 31.7 КоАП РФ решение о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания выносится судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление о назначении административного наказания, либо лицом, которое в официальном порядке замещает соответствующую должность или исполняет соответствующие обязанности.

Лицо, заинтересованное в разрешении вопроса о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, извещается о месте и времени рассмотрения заявления. Однако рекомендуем данный момент прямо учесть в своем заявлении. Следует иметь в виду, что неявка заинтересованного лица без уважительных причин не является препятствием для разрешения вопроса, что предусмотрено ч. 2 ст. 31.8 КоАП РФ.

Для реализации своего права на прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания (постановления об административном правонарушении) следует составить соответствующее заявление на имя суда, вынесшего постановление о назначении административного наказания. В заявлении необходимо указать обстоятельства, которые, по-Вашему мнению, являются основаниями для прекращения исполнения постановления.

Решение по вопросу о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания должно быть вынесено в виде постановления (ч. 4 ст. 31.8 КоАП РФ). Иных процессуальных (определение, решение) и внепроцессуальных (письма) форм судебных документов КоАП не предусмотрено.

Постановление вступает в силу с момента его вынесения и КоАП РФ не предусмотрен 10-ти-дневный срок для вступления такого постановления в силу, как не предусмотрен и порядок его обжалования.

В случае отказа в удовлетворении заявления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания (постановления об административном правонарушении) обжалование постановления о назначении административного наказания (постановления об административном правонарушении) осуществляется в соответствии с гл. 30 КоАП РФ.

— Верховный Суд РФ вышел из этого двусмысленного положения, указывая по тексту своего постановления, что на момент рассмотрения надзорной жалобы постановление мирового судьи не исполнено, а в резолютивной части — об отсутствии (события) состава (см. ниже — постановления ВС РФ)

В настоящее время вопрос прекращения исполнения постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст.ст. 12.8 и 12.27 часть 3 КоАП РФ, приобрел особую актуальность, в связи с тем, что подавляющее большинство судов идет навстречу лицам, обратившимся с такого рода заявлениями в суд.

С другой стороны, ряд «особо продвинутых» судей отказывают в удовлетворении соответствующих заявлений граждан, основываясь на собственном толковании закона, и фактически, пренебрегая нормами КоАП РФ, выносят определения об отказе в удовлетворении заявлений граждан или даже отписываются письмами, заставляют обращаться граждан в порядке надзора в вышестоящие суды с обжалованием постановлений о назначении административных наказаний, или неправомерно заставляя граждан выжидать 10-ти-дневный срок, который, по их мнению, необходим для вступления постановления в силу, и прочее, продлевая, тем самым, себе удовольствие от своих неправомерных действий. Вот вам реальное подтверждение «законности и правосудия» российской судебной системы.

И вот что недавно заявил судья Верховного Суда РФ Меркулов В.П. в одном из своих постановлений от 06.08.2014г. № 18-АД14-33: «Внесенные Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ в статью 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменения не отменяют и не признают утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за данное административное правонарушение».

Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 195-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 04 июля 2016 года, статья 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 2.1, в соответствии с которой в случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В связи с этим, в настоящее время гражданину не представляется возможным реализовать свое право на прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания по части 4 статьи 12.8 КоАП РФ.

В случае возникновения вопросов о порядке прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания, в целях подготовки соответствующего заявления в суд, в орган или в адрес должностного лица, вынесших постановление о назначении административного наказания, Вы можете обратиться по контактной информации, приведенной на страничке «Обратная связь»

Распоряжение заместителя председателя Московского городского суда от 05 сентября 2013 года № 1-23-22/13 о порядке вынесения и обращения постановлений о прекращении исполнения постановлений в отношении лиц, постановления по которым вступили в законную силу и не исполнены, привлеченных по ст. 12.8 и ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ.

Информация для тех, у кого не истек срок исполнения наказания (не истек срок исполнения постановления):

Удовлетворение надзорной жалобы и прекращение производства по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ при концентрации алкоголя в выдыхаемом воздухе 0,07 мг/л — постановление Верховного Суда РФ от 10.09.2013г. № 60-АД13-2, при концентрации алкоголя в выдыхаемом воздухе 0,054 мг/л — постановление Верховного Суда РФ от 09.09.2013г. № 15-АД13-2, при концентрации алкоголя в выдыхаемом воздухе 0,05 мг/л и 0,04 мг/л, полученных при медицинском освидетельствовании — постановление Верховного Суда РФ от 11.09.2013г. № 48-АД13-5.

Предупреждение, как вид административного наказания — профилактика совершения противоправных поступков

Предупреждение в административном праве

Помимо защиты законных общественных интересов административное наказание нацелено, прежде всего, на профилактическое предупреждение совершения противоправных поступков его членами.

Именно поэтому в ряде инструментов административного воздействия, предупреждение — это административное наказание, которое является самым мягким способом влияния на сознание и поступки, располагается на первой позиции.

Механизм административных правоотношений устроен так, что государство, исходя из социальной опасности проступка, не стремится жёстко воздействовать на нарушителя.

Именно поэтому, во всех возможных обстоятельствах, используется административное предупреждение, представляющее из себя осуждение поступка, совершённого либо гражданином, либо юридическим лицом.

Правовое представление предупреждения приводится статьёй 3.4. Кодекса об административных правонарушениях (далее — Кодекс).

Предупреждение отнесено к категории основных административных способов воздействия и не может применяться в качестве наказания дополнительного.

Следует помнить, что предупреждение должно быть соразмерно совершённому проступку!

Кроме того, административное предупреждение применяется лишь при совокупности следующих положений:

  • проступок совершён впервые;
  • отсутствует вред или угроза его возникновения для субъектов общества, окружающей среды, животного мира;
  • отсутствует имущественный ущерб.

Форма вынесения

Правоотношения между государством и его членами не может носить неформальный характер. Исходя из этого, своё отношение к проступку государство выражает в официальной форме.

Предупреждение, как вид административного наказания выносится только в письменной форме.

Обратившись к значению слова «официальный», не трудно разобраться в данной вертикали правоотношений «государство – гражданин/юридическое лицо».

Официальный – это такой, который исходит от правительства либо администрации, либо уполномоченного ими лица, действия которых направляются законами, правилами и т.п.

Официальное отношение государства к конкретному событию отражается в постановлении, которым применяется административное наказание.

Виды

Предупреждение новых правонарушений является целью применения административных наказаний, причём ориентировано оно не только на лицо, совершившее данное правонарушение, но и на окружающих его лиц.

Функцию административного предупреждения выполняют и другие виды административных наказаний, установленных Кодексом.

Условно, как меру предупреждения возникновения правонарушения в будущем либо его повторения, предупреждение можно разделить на виды:

  1. Предупреждение общее, заключающееся в публичном восприятии непреклонного отношении государства к административным правонарушениям.

    Государством преследуется цель формирования в сознании его субъектов уважительного отношения к закону и формам государственной власти.

    Такое предупреждение способствует усилению порядка в обществе.

  2. Предупреждение специальное, заключающееся в мерах, принятых в отношении лица, административно наказанного, через исключение возможности вновь совершить правонарушение.

    Примером может служить изъятие орудия, с помощью которого совершалось административное правонарушение. У правонарушителя возникает возможность оценить свои действия, дав им соответствующую оценку, и сделать вывод, возможно, не совершать в будущем правонарушений.

Меры

Рассматривая административное предупреждение с позиции не наказания, а превентивных действий стоит отметить следующее: в обычной жизни могут возникать различные обстоятельства, угрожающие безопасности граждан, и посягающие на правопорядок.

Меры административного предупреждения это действия, направленные на упреждение возникновения таких обстоятельств и пресечение правонарушений, которые осуществляются благодаря специальным методам и способам побудительно-правового характера, направленным в отношении потенциальных нарушителей общественного порядка.

Использование специальных методов и способов основывается на объективных предположениях:

  • о целях тех или иных субъектов совершить какое-либо противоправное деяние;
  • о наступлении событий, которые могут стать угрозой общественной или личной безопасности.

Критерии их классификации могут быть различными, но наиболее используемыми признаются виды мер, основанных на целях применения:

  1. В целях предупреждения вероятной угрозы безопасности личности и обществу.

    Например: ограничение въезда на какую-то территорию, поражённую эпидемией; временное ограничение по использованию части улицы, дороги из-за аварии, массовых беспорядков и т.п.; при наступлении угрозы разрушения жилища принудительное выселение; техосмотр транспортных средств; надзор пожарных служб; и т.п.

  2. С целью предупреждения правонарушения. Например: проверка удостоверяющих личность документов, либо документов, дающих возможность права управления автомобилем или перевозку какого-либо груза; досмотр вещей, непосредственный досмотр гражданина.

Уполномоченные лица

Исходя из смысла части 1 статьи 4.1 Кодекса предупреждение выносится либо судьёй, либо органом, либо должностным уполномоченным лицом в границах, принятых Кодексом, либо административным законодательством субъектов федерации.

Положения вынесения предупреждения носят безусловный характер. Обязанностью судьи/органа/должностного лица является принятие во внимание, кем совершено правонарушение, его материальная обеспеченность, возможные смягчающие или отягчающие факты.

Приходя к выводу о возможности применения административного предупреждения лицо, уполномоченное государством выносить предупреждение, должно всесторонне исследовать совершённый проступок на предмет его малозначительности, причинённого вреда/ущерба.

Обязательным является оценка личности виновного с позиции склонности к совершению административных проступков.

Представляется ли это для него обычным или же это случайное недоразумение. Подлежит оценке его образ жизни.

Изучите подробно статью 4.1. Общие правила назначения административного наказания.

Основания применения

Предупреждение, как административное наказание, выносится при совершении субъектом права противозаконного поступка.

Другими словами, при нарушении норм Кодекса и административного законодательства республик, краёв и областей Российской Федерации, международных соглашений, применяемых на её территории, норм и принципов международного права.

Оно применяется за незначительные нарушения закона, совершённые впервые, не причинившие вреда, и не нанёсшие кому-либо ущерба.

В отношении кого применяется?

Предупреждение, как административное наказание, применяется к физическому, должностному, юридическому лицам. Ответственность иностранцев не отличается от ответственности указанных лиц.

Примеры применения

Примером применения предупреждения к физическому лицу, может служить нарушение им обязанностей пешехода, предусмотренных правилами дорожного движения.

Например, идя по обочине, он обязан двигаться навстречу транспортным средствам.

За нарушение предписанного порядка предусматривается административное наказание в виде вынесения предупреждения.

Примером с участием юридического лица служит не предоставление им в государственную структуру сведений, необходимых для работы этого органа, либо предоставление недостаточных сведений.

Это будет основанием для рассмотрения административной ответственности и вынесения предупреждения.

Вывод

Понятие предупреждения означает административное наказание. Выносится только в письменной форме в виде постановления. Отражает официальное отношение государства к совершённому проступку. Используется в обстоятельствах, когда степень проступка не велика и не угрожает общественной безопасности.

Особенностями применения предупреждения являются:

  • его вынесения исключительно как основного наказания;
  • применения не только к лицам физическим, но и к юридическим;
  • при применении учитываются обстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие.

Административное предупреждение

Одной из возможных санкций за административный проступок является предупреждение. Обычно оно назначается за незначительные нарушения закона, когда от действий виновного лица отсутствует вред или угроза его причинения, иные негативные последствия. Вынести предупреждение вправе должностное лицо, уполномоченный орган или суд.

Что такое предупреждение по КоАП РФ

Такая санкция, как предупреждение, является официальным порицанием гражданина или организации. Выносится порицание от имени государства и обязательно в письменной форме.

Общие условия для применения такой меры воздействия предусмотрены статьей 3.4 КоАП РФ:

  • назначить предупреждение можно только за впервые совершенный поступок (при повторных нарушениях закона суд или иной орган будут применять другие санкции);
  • от действий виновного лица не должно наступать негативных последствий в виде вреда здоровью, окружающей среде, государственным и общественным интересам, либо имущественного ущерба;
  • использовать такую форму порицания можно, если эта санкция прямо указана в статье КоАП РФ (кроме случая замены денежного штрафа на письменное порицание).

В статье 4.1.1 КоАП РФ содержится правило о замене штрафа на предупреждение. Это допускается только в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (ИП или организация), а также их работников. Заменить на предупреждение можно штраф, назначенный по итогам контрольных и надзорных проверок. Нельзя заменить штрафы, назначенные по составам, перечисленным в части 2 ст. 4.1.1. КоАП РФ.

Предупреждение является самой мягкой санкцией по КоАП РФ. Однако оно может являться основанием для ужесточения наказания при повторном проступке по тому же составу КоАП РФ. Это правило действует в период срока привлечения к административной ответственности – 1 год с момента вынесения постановления (статья 4.6 КоАП РФ). Если этот срок истек, а гражданин или организация не совершали повторных нарушений закона, наказание аннулируется.

С предупреждением не нужно путать устное замечание, которое объявляется при прекращении административного дела. Замечание не является мерой наказания, не влечет никаких дополнительных последствий. По сути, замечание носит воспитательные и предупредительные функции, так как свидетельствует о неотвратимости наказания на проступки. Для объявления замечания не составляется отдельный протокол, тогда как предупреждение фиксируется именно в такой форме.

За что могут назначить

Чтобы рассчитывать на вынесение письменного порицания вместо штрафа или иной санкции, нужно смотреть на перечень наказаний по конкретным статьям КоАП РФ. Приведем ряд административных проступков, за которые виновник может получить порицание без дополнительных мер воздействия:

  • по ч. 1 статьи 12.2 КоАП РФ за управление автомашиной с нечитаемыми или нестандартными госномерами;
  • по ст. 12.3 КоАП РФ, если водитель не имеет при себе обязательных документов (свидетельства о регистрации ТС, страхового полиса ОСАГО);
  • по ст. 12.22 КоАП РФ, если были нарушены правила движения в части учебной езды.

Это лишь незначительный перечень составов, по которым можно рассчитывать на минимально возможное наказание в виде предупреждения. Однако во всех перечисленных статьях есть и альтернативная санкция в виде штрафа. Поэтому окончательное решение вынесет суд, должностное лицо или уполномоченный орган.

Как видно из рассмотренных составов, порицание применяется за малозначительные проступки, когда назначение строгих санкций будет несоразмерно нарушению закона. Определить, что от виновных действий нарушителя не наступило негативных последствий, можно по материалам административного дела. Прежде всего, факт нарушения фиксируется в протоколе. Одновременно будут указаны все обстоятельства проступка, характер вреда и ущерба (при наличии).

Можно ли оспорить

Так как предупреждение является административной санкцией, его можно обжаловать по стандартным правилам. С момента получения копии постановления у субъекта есть 10 дней для обжалования постановления. Подавать жалобу нужно в адрес вышестоящего суда, должностного лица или уполномоченного органа.

При успешном результате обжалования санкция аннулируется, не будет учитываться при повторном совершении проступка. Также при оспаривании не допускается ужесточение назначенного наказания, т.е. применить другие меры воздействия вышестоящий суд или иной орган не вправе.

Дополнительные нюансы назначения наказания

Письменное порицание выносится в форме постановления. Это допускается непосредственно на месте выявления проступка (например, за отдельные нарушения ПДД), либо в ходе основного разбирательства дела. Если процессуальный протокол составлен сразу за два и более нарушения закона, подпадающее под разные составы, применяется норма статьи 4.4 КоАП РФ. Мера наказание будет избрана по более строгой статье, в которой не предусмотрено вынесение предупреждения.

Отдельного внимания заслуживает процедура замены штрафа в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ:

  • основанием для замены штрафа на более мягкую санкцию может являться акт по итогам проверки контрольных и надзорных органов;
  • если по рассматриваемому составу изначально допускается применений предупреждений, но суд или иной орган выбрали штраф, замена не допускается;
  • предприятия малого и среднего бизнеса определяются по среднесписочной численности сотрудников, оборотам хозяйственной деятельности.

Чтобы воспользоваться правом на замену, наказание в виде штрафа должно быть отражено в постановлении. Факт проведения контрольной или надзорной проверки будет подтверждаться материалами государственного или муниципального органа.

Также при замене штрафа на письменное порицание не будут применяться дополнительные санкции, предусмотренные КоАП РФ или региональным законодательством.

Что такое административное предупреждение Виды административных предупреждений

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *