Представители юридического лица

Черепахин Б.Б. Труды по гражданскому праву

Прервано может быть лишь течение давности, пока оно продолжается. Сказанное относится также и к совершению действий, свидетельствующих о признании обязанным лицом своей гражданско-правовой обязанности. Последнее способно прерывать еще не закончившееся течение срока исковой давности, но не способно восстановить право на иск. Этим не исключаются волеизъявления сторон, направленные на установление нового обязательства, по содержанию тождественного задавненному.

Нормы о приостановлении, перерыве и восстановлении исковой давности должны по общему правилу распространяться также на сокращенные сроки давности, если законом не установлено иное (ст. 88 ГК РСФСР).

Следует согласиться с М.П. Рингом, который высказывается в пользу этого положения, приводит в его обоснование существенные теоретические и практические соображения и показывает на обширном материале судебной и арбитражной практики, что эта практика и до издания Основ широко применяла приостановление, перерыв и восстановление исковой давности также и к сокращенным (специальным) срокам.

Разумеется, следует признать, что в практике имелись и отклонения в противоположную сторону, особенно по отношению к специальным срокам, предусмотренным для транспортных правоотношений. Особый порядок предъявления требований к органам транспорта и краткие сроки исковой давности объясняются массовостью выполняемых ими транспортных операций и обилием транспортных документов, которые затрудняют точное выяснение и проверку обстоятельств по каждому случаю несохранных перевозок и других нарушений. Такое выяснение становится тем более затруднительно, а иногда и невозможно при значительном разрыве во времени между фактом нарушения и предъявляемым требованием. Эти соображения не только обосновывают введение сокращенных сроков претензионной и особенно исковой давности, но одновременно требуют особо жесткого соблюдения этих сроков. Именно эта мысль проведена в ст. 76 Основ.

Основами не предусмотрена возможность восстановления сроков на предъявление претензий к перевозчику. Поэтому Госарбитражи не вправе восстанавливать этот срок. Иное положение в отношении сроков исковой давности: при наличии уважительных причин арбитраж может восстановить как общие, так и сокращенные сроки исковой давности. Это положение распространяется, в частности, на срок давности, установленный ч. III ст. 76 Основ.

10. Заканчивая рассмотрение тех новых положений, которые внесены в нормы об исковой давности Основами и Гражданским Кодексом РСФСР, следует сделать некоторые общие выводы по институту исковой давности в целом.

Институт исковой давности в Основах в значительной мере сближается с институтом ответственности, поскольку действие его имеет место только при виновном пропуске срока давности. Течение последнего начинается только при виновном незнании о нарушении права и продолжается лишь при наличии возможности предъявления иска, отсутствии уважительных причин, делающих невозможным или крайне затруднительным предъявление иска (приостановление, восстановление давности).

Таким образом, исковая давность как бы обязывает к своевременному предъявлению иска под угрозой потери права на него. Это неблагоприятное последствие отпадает при невиновном пропуске давности, следовательно, вина субъекта нарушенного права является основанием этого подобия ответственности.

Вместе с тем неизбежно возникает вопрос, за какое противоправное поведение установлена эта «ответственность». Даже если признать существование кредиторских обязанностей, никак нельзя отнести к числу последних «обязанность» предъявления иска.

Впрочем, для госоргана-истца (точнее — для его должностных лиц) своевременное предъявление иска является не только правом, но одновременно обязанностью. Естественно, что невыполнение этой обязанности влечет утрату не только права на иск, но и самого субъективного гражданского права. Сказанное в известной мере применимо и к кооперативным организациям (кроме колхозов), а также к общественным организациям, с той лишь особенностью, что для них санкцией является прекращение гражданского правоотношения в целом.

В ином положении находится гражданин, для которого использование права на иск отнюдь не является обязательным.

Неприемлемой является конструкция исковой давности как санкции за несвоевременную реакцию против нарушителя права. Поэтому не может быть речи об ответственности потерпевшего за непредъявление иска независимо от субъективной стороны. В данном случае не приходится говорить об его виновном поведении (бездействии), так как у него не было обязанности действовать, а вина в точном смысле невозможна вне определенного общественного отношения. «Вина» перед самим собой есть лишь образное выражение для обозначения поведения неразумного, нецелесообразного, вредного для самого субъекта.

Однако если рассматривать ответственность не только в качестве санкции, но и как метод стимулирования определенного поведения, то можно обнаружить сходную целенаправленность института исковой давности в применении к отношениям между любыми и всякими субъектами гражданских правоотношений. Именно в целях стимулирования наиболее раннего использования права на иск сложился исторически и существует в современном праве институт исковой давности.

Следует согласиться с О.С. Иоффе, что гражданская ответственность может быть основана не только на общественном осуждении правонарушителя, что является общим правилом, но также на стимулировании определенного поведения в будущем. Однако для ответственности в точном смысле и в этих случаях характерно наличие противоправности (нарушение субъективных прав), хотя и рассматриваемое вне зависимости от наличия вины.

Таковы, в частности: а) ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (ст. 90 Основ, ст. 454 ГК РСФСР); б) ответственность морского перевозчика за вред, причиненный пассажиру во время и вследствие перевозки (ст. 132 КТМ Союза ССР); в) ответственность воздушного перевозчика за смерть, увечье или иное повреждение здоровья, причиненные пассажиру (ст. 101 Воздушного кодекса Союза ССР 1961 г.).

В исследуемых в настоящей статье случаях не может быть признано наличие ответственности в точном смысле, поскольку отсутствует противоправность поведения.

Субъекту нарушенного гражданского субъективного права предоставлено право на иск. Но на него, по общему правилу, не ложится обязанность осуществления этого права. Вместе с тем законом установлены такие сроки для ocyществления права на иск, которые наилучшим образом обеспечивают интересы общественные и личные.

Таким образом, в отличие от ответственности за противоправное поведение в исследуемых случаях имеет место сходное с ответственностью стимулирование наиболее желательного и целесообразного варианта правомерного поведения. Это подобие ответственности используется не как реакция на совершенное правонарушение, а в качестве санкции за выбор менее одобряемого варианта правомерного поведения.

Вместе с тем налицо сходство с ответственностью, и притом построенной на принципе вины. Институт исковой давности является мерой понуждения к соблюдению норм права, применяемой органами государства к тем, кем эти нормы нарушаются.

Органы и представители юридического лица

Деятельность всякого юридического лица осуществляется людьми. Без людского состава, так или иначе организованного, не может существовать и действовать никакое юридическое лицо. Деятельность юридического лица, независимо от того, к какому типу оно относится, проявляется в совокупности служебных действий его работников, в том числе его органов. Вместе с тем только от последних могут исходить внешние волевые акты юридического лица: сделки, процессуальные акты и другие правомерные юридические действия.

Органами юридического лица — государственной, кооперативной или общественной организации являются лицо (гражданин) или группа лиц, образующих и (или) изъявляющих его волю в целом или в определенном частном направлении. В этом смысле можно различать органы общей и специальной компетенции.

Каждое юридическое лицо может иметь один или более органов, среди которых всегда выделяется орган, возглавляющий юридическое лицо и представляющий его вовне. Этот орган является носителем сделкоспособности юридического лица. Именно его имеет в виду ч. 1 ст. 28 ГК РСФСР, согласно которой: «Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в пределах прав, предоставленных им по закону или уставу (положению)».

Понятие органа юридического лица, в том числе государственного производственного предприятия, отнюдь не тождественно понятию его администрации, которое охватывает совокупность всех его должностных лиц, руководящих предприятием в целом и его отдельными частями. В состав администрации входят директор, главный инженер, заместители и помощники директора, начальники цехов, служб, производств, хозяйств, старшие мастера, мастера, начальники участков и других звеньев предприятия.

Приведенный перечень показывает, что речь идет о лицах, осуществляющих управленческие функции внутри предприятия и его подразделений. Руководящий орган юридического лица наряду с актами внутреннего управления предприятием совершает также внешние акты предприятия, учреждения, организации как юридического лица, направленные на возникновение, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, а равно и на их осуществление и защиту.

Органы юридического лица отнюдь не однородны по своей компетенции и по своей конструкции и составу.

По своей компетенции различаются органы волеобразующие и изъявляющие волю, представляющие юридическое лицо вовне, и органы, образующие волю юридического лица по определенному кругу вопросов, в частности контрольно-ревизионные органы. Эти и им подобные органы, как правило, изъявляют свою волю лишь внутри юридического лица, обращая свои суждения к другим органам юридического лица или к отдельным его работникам. В этой связи можно различать представляющие и непредставляющие органы. Именно органы, представляющие юридическое лицо вовне, сопоставляются в настоящей статье с его представителями.

По своей конструкции (составу) различаются органы единоличные и коллегиальные. Для последних характерным является не столько их количественный состав, сколько решение всех вопросов совместно, а в случае расхождения в суждениях — по большинству голосов. Единоличный орган принимает решения единолично и осуществляет единоначальное руководство деятельностью юридического лица. Единоначалие в управлении социалистическим предприятием сочетается с широким вовлечением в управление профсоюзных и других общественных организаций.

Если имеется также коллегиальный совещательный орган, то единоличный возглавляющий (руководящий орган) (начальник директор, управляющий) принимает решения единолично, но с учетом суждения совещательного органа, который, как правило, возглавляется тем же единоличным органом в качестве председателя.

Иное соотношение между общим собранием (собранием уполномоченных), правлением и председателем в кооперативных и иных общественных организациях. Эти органы обладают самостоятельной компетенцией и находятся в определенном подчинении один другому.

При этом в качестве представительных органов выступает правление организации и, в известных пределах, председатель правления, а в сельскохозяйственной артели — ее правление и председатель. Общее собрание (собрание уполномоченных) является высшим органом кооперативной (общественной) организации, но не представляет его вовне.

Волевым актам руководящего органа юридического лица, представляющего последнее во внешних отношениях, в том числе при совершении сделок, предшествуют и сопутствуют волевые акты внутреннего характера, в которых проявляется деятельность всего коллектива работников юридического лица и коллективов его подразделений. Можно признать, что этими актами обеспечиваются экономические предпосылки внешних волевых актов. Однако только в последних, а не во внутренней деятельности (внутренних волевых актах) проявляется гражданская правосубъектность юридического лица (в том числе государственного промышленного предприятия).

Для внешних волевых актов, в т.ч. для сделок юридического лица, эти предшествующие им или следующие за ними волевые акты имеют соответственно подготовительное или исполнительное значение. Однако, вопреки мнению В.А. Мусина, они юридически отнюдь не представляют единого целого с внешними актами. К тому же деятельность предприятия, направленная на исполнение обязанностей, принятых предприятием по договору поставки, обычно, а по договору подряда на капитальное строительство (также перевозки грузов) всегда сопутствует, а не предшествует заключению соответствующего хозяйственного договора.

Проведенный В.А. Мусиным интересный анализ касается коллективного волевого акта, направленного на выполнение производственного плана предприятия, а не на заключение хозяйственных договоров и тем более не на заключение каждого отдельного договора поставки, подряда на капитальное строительство и т.п.

По этим соображениям нельзя считать доказанным утверждение, что эти внутренние волевые акты представляют единое сложное целое с внешними актами юридического лица. Сам В.А. Мусин правильно отмечает, что «предприятие выступает как юридическое лицо именно на тех стадиях волевого процесса, когда оно становится участником гражданско-правовых отношений» (с. 69). На этих стадиях оно, как известно, выступает в лице своего органа или уполномоченных им представителей.

Единоличный орган может включать также заместителей руководителя юридического лица. Вместе с руководителем они не образуют коллегиального органа и не нарушают единоначального руководства. В пределах своей компетенции, закрепленной в законе (уставе, положении), заместители руководителя входят в состав руководящего органа.

Объем и содержание компетенции заместителя в части, предусмотренной в законе (уставе, положении), не зависит от усмотрения единоличного руководителя юридического лица и не нуждается в его подтверждении. Так, например, на основании ч. 2 ст. 91 Положения о социалистическом государственном производственном предприятии от 4 октября 1965 г.: «Заместители директора предприятия в пределах своей компетенции действуют от имени предприятия, представляют предприятие в других учреждениях и организациях, могут совершать хозяйственные операции и заключать договоры без доверенности, а также выдавать доверенности работникам предприятия».

Указание ст. 92 Положения на то, что компетенция заместителя директора устанавливается директором предприятия в соответствии с законодательством Союза ССР и союзной республики означает лишь возможность детализации этой компетенции, в основных чертах закрепленной в уставе предприятия.

Служебные волевые акты заместителя руководителя юридического лица, как внутренние, так и внешние, до их отмены последним имеют полную юридическую силу. Внешние служебные волевые акты заместителя, даже совершенные за пределами его компетенции, действительны в отношении добросовестных третьих лиц, которые не знали и не должны были знать о том, что данный акт выходит за пределы должностной компетенции заместителя или противоречит указаниям руководителя юридического лица. Этим, в частности, положение заместителя директора особенно существенно отличается от положения представителя, действующего по доверенности руководителя юридического лица. Полномочия представителя всегда точно определяются выданной ему доверенностью, которая может быть в любое время отменена доверителем (ст. 69 ГК).

Только от органов юридического лица, представляющих его вовне, могут исходить внешние юридические акты, в том числе сделки, процессуальные акты и другие целенаправленные правомерные юридические действия. Только через эти органы юридическое лицо реализует свою дееспособность (сделкоспособность).

Орган юридического лица может совершать юридические акты лично своими волеизъявлениями или через других лиц, уполномоченных на выступление от имени юридического лица (представителей).

При этом выступление органа юридического лица от имени руководимого им предприятия (учреждения, организации) существенно отличается от деятельности представителя. В лице своего органа совершает правомерные юридические действия, в том числе сделки, и выступает на суде и в арбитраже в качестве истца, ответчика или третьего лица — само юридическое лицо.

В ст. 16 ГК РСФСР 1922 г. было сказано, что юридические лица участвуют в гражданском обороте и вступают в сделки через посредство своих органов или через своих представителей. В ч. 1 ст. 28 действующего ГК РСФСР нет упоминания о представителях, но с той же определенностью сказано, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в пределах прав, предоставленных им по закону или уставу (положению). Следует признать, что в этой статье имеется в виду приобретение прав и обязанностей путем целенаправленных правомерных юридических действий. Это явствует, в частности, из слов «приобретают», «принимают», которые могут относиться именно к сделкам и другим правомерным юридическим актам, но не к правонарушениям.

Разумеется, в известном смысле можно считать, что и орган представляет юридическое лицо, которое в его лице совершает правомерные юридические действия: сделки, процессуальные действия и т.д. Однако ни в коем случае нельзя сказать, что орган представительствует от имени юридического лица.

Представителями юридического лица являются лица (граждане или юридическое лицо), уполномоченные органом юридического лица (добровольное представительство) или наделенные соответствующим полномочием в силу закона (обязательное представительство).

Изложенная точка зрения относительно органов и представителей принята рядом цивилистов и процессуалистов. Так, К.С. Юдельсон считает ошибочным признание выступления органа юридического лица на суде выступлением представителя и обращает внимание на то, что «выступление в суде органа юридического лица есть участие самой организации в лице своего органа, призванного вырабатывать и осуществлять волю учреждения или коллектива». Та же точка зрения выражена А.Ф. Козловым, который правильно считает, что «ведение дела органом юридического лица (директором, управляющим, председателем колхоза и т.д.) не является судебным представительством, так как в суде участвуют само учреждение, предприятие, организация в лице своего органа».

С другой стороны, в науке представлена и противоположная точка зрения. Еще И.В. Шерешевский считал орган юридического лица его законным представителем. Первоначально этого взгляда придерживался также С.Н. Братусь, который в 1944 г. рассматривал органы в качестве уставных представителей юридических лиц. Впоследствии С.Н. Братусь признал, что «действия органа являются действиями самого юридического лица, поскольку формирование и осуществление его воли воплощено в предусмотренной уставом или положением деятельности этого органа». Уставным представительством считает выступление органа от имени юридического лица С.Н. Ландкоф. На материале гражданского процесса тот же взгляд развивает Д.М. Чечог, который считает органы законными представителями юридических лиц. Он признает теоретически ошибочным и практически вредным отождествление органа юридического лица в лице его руководителя с самим юридическим лицом, являющимся стороною или третьим лицом.

Примечания:

См. Инструктивное письмо Госарбитража при Совете Министров СССР от 17 апреля 1962 г. N И-1-10 («Сборник инструктивных указаний Государственного арбитража при Совете Министров СССР», вып. 21, Госюриздат, 1963, стр. 85) и письмо Госарбитража при Совете Министров СССР от 15 марта 1963 г. N И-7-13 («Советская юстиция» 1963 г. N 17, стр. 30), а также М.С. Фалькович. Применение сроков исковой давности в практике Государственного арбитража («Советское государство и право» 1963 г. N 3, стр. 121).

См. О.С. Иоффе. Ответственность по советскому гражданскому праву, изд-во ЛГУ, 1955, стр. 13.

Б.Б. Черепахин. Волеобразование и волеизъявление юридического лица («Правоведение», 1958, N 2, с. 43 и сл.).

«Хозяйственное право», под ред. В.В. Лаптева, «Юридическая литература», m., 1967, с. 57.

См., например, ст. 96–102 Положения о социалистическом государственном производственном предприятии от 4 октября 1965 г.

См. п. 21 и 22 Примерного устава сельскохозяйственной артели (СЗ СССР, 1935, N 11, ст. 82).

Так, например, в ч. 2 ст. 90 Положения о социалистическом государственном производственном предприятии (СП СССР, 1965, N 19–20, ст. 155) сказано, что «директор предприятия без доверенности действует от имени предприятия, представляет его во всех учреждениях и организациях…», а в ч. 2 ст. 91 того же Положения сказано, что «заместители директора предприятия в пределах своей компетенции действуют от имени предприятия, представляют предприятие в других учреждениях и организациях, могут совершать хозяйственные операции и заключать договоры без доверенности…».

И.В. Шерешевский. Представительство (Поручение и доверенность), изд. «Право и жизнь», М., 1925, с. 6.

«Гражданское право», т. I, Юриздат, М., 1944, с. 213.

С.Н. Братусь. Субъекты гражданского права, Госюриздат, М., 1950, с. 201, 204 и сл.

Д.М. Чечот. Участники гражданского процесса, Госюриздат, 1960, с. 145.

Ликвидационная комиссия

Обновление: 14 ноября 2017 г.

В случае, когда участники организации принимают решение о ликвидации юридического лица, закон возлагает на них обязанность назначить лиц, которые будут решать все связанные с ликвидацией вопросы. Такая группа лиц именуется «ликвидационная комиссия». В этой статье рассмотрим, что из себя представляет данная комиссия, какие у нее полномочия, кто входит в ее состав, а также порядок ее назначения.

Полномочия ликвидационной комиссии юридического лица

Рассматриваемый орган представляет собой назначаемую органом управления организации группу лиц, на которую возлагаются обязанности по совершению всех необходимых действий для осуществления ликвидации организации. Для этих целей может быть назначено и одно лицо – ликвидатор. Однако независимо от того, кто осуществляет ликвидацию – ликвидатор или ликвидационная комиссия, полномочия данных органов будут одинаковыми.

Комиссия или ликвидатор в процессе ликвидации организации совершает следующие действия:

  • принимает на себя управление делами организации;
  • выступает от имени организации в суде;
  • публикует в «Вестнике государственной регистрации» и средствах массовой информации сообщение о ликвидации организации, сроках и порядке принятия требований кредиторов;
  • другими способами уведомляет кредиторов о том, что организация находится в процессе ликвидации;
  • подготавливает промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются финансовое состояние организации, ее активы, дебиторскую и кредиторскую задолженности;
  • обеспечивает продажу имущества организации в целях погашения долгов;
  • производит расчеты с кредиторами и принимает меры по взысканию дебиторской задолженности;
  • по окончании всех расчетов с кредиторами и дебиторами составляет итоговый ликвидационный баланс;
  • распределяет оставшиеся средства между учредителями или участниками организации;
  • подает в налоговую инспекцию заявление о регистрации ликвидации юридического лица.

В случае, если имущества ликвидируемой организации оказывается недостаточно для погашения всех долгов, ликвидационная комиссия подает в суд заявление о признании организации банкротом, и процедура ликвидации сменяется процедурой банкротства, которая осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Комиссия или ликвидатор, уполномоченные на проведение процедуры ликвидации организации, должны действовать добросовестно и разумно, соблюдая интересы ликвидируемой организации и ее кредиторов.

Порядок назначения ликвидационной комиссии

Как уже было сказано ранее, комиссия назначается органом, принявшим решение о ликвидации организации. Инициатором ликвидации может быть учредитель или участник организации, а также ее руководитель или другой орган, уполномоченный на это учредительными документами. Такое решение может принять и суд, в случае если был подан иск по одному из оснований, перечисленных в п. 3 ст. 61 ГК РФ.

В любом случае уполномоченным лицом должно быть принято решение о назначении ликвидационной комиссии. Образец такого документа будет приведен далее в статье.

Данное решение может быть принято органом управления вместе с решением о ликвидации или оформлено после в виде приказа (распоряжения), в котором указываются:

  • сведения об организации – наименование, адрес, регистрационные данные, другие реквизиты;
  • дата и номер акта;
  • основание вынесения приказа – «в связи с принятием решения о ликвидации организации» с указанием реквизитов соответствующего решения;
  • состав ликвидационной комиссии;
  • сроки и порядок работы комиссии;
  • лица, на которых возлагаются исполнение и контроль за исполнением приказа;
  • должность и подпись лица, вынесшего приказ.

Вышеуказанные полномочия и обязанности возлагаются на комиссию с момента, указанного в приказе, или с момента вступления этого акта в силу.

Как правило, члены ликвидационной комиссии – это:

  • руководитель организации;
  • учредители или участники либо их представители;
  • представители работников организации.

Если участником организации является муниципальное образование, субъект РФ или Российская Федерация, в состав комиссии также должны входить представители соответствующих органов власти.

Скачать приказ о создании ликвидационной комиссии (образец)

РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ

РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ

РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ — физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 273 ТК РФ).

В соответствии со ст. 53 ГК РФ Р. о. являются лицами, которые по договору исполняют функции органа юридического лица, реализуют от его имени гражданские права и обязанности.

ТК РФ закрепил 2 критерия, характеризующих правовое положение Р. о.:

является работником, выполняющим особую трудовую функцию согласно заключенному с ним трудовому договору;

реализует компетенции юридического лица в гражданском обороте, т. е. осуществляет деятельность, которая регулируется нормами не только трудового, но и гражданского права.

Положения гл. 43 ТК РФ распространяются на руководителей всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда:

Р. о. является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества;

управление организацией осуществляется по договору с др. организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).

Права и обязанности Р. о. в области трудовых отношений определяются ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации, трудовым договором (ст. 274 ТК РФ).

Трудовой договор с Р. о. заключается на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон. Как правило, в трудовых договорах с Р. о. закрепляется принцип единоначалия.

Р. о. имеет право:

самостоятельно решать вопросы, касающиеся деятельности организации, за исключением вопросов, отнесенных законодательством к ведению иных органов;

организовывать работу;

действовать без доверенности от имени организации;

представлять интересы организации на территории РФ и за ее пределами;

распоряжаться имуществом организации;

заключать договоры, в т. ч. трудовые;

выдавать доверенности;

совершать иные юридические действия;

открывать в банках расчетные и др. счета;

утверждать штатное расписание и иные локальные акты.

Р. о. делегирует часть своих прав заместителям, издает приказы, выносит дисциплинарные взыскания, утверждает положения о представительствах и филиалах и т. д. В трудовой договор с Р. о. могут быть включены и др. полномочия и обязанности, основанные на учредительных документах и соответствующие трудовому законодательству. Р. о. может занимать оплачиваемые должности в др. организациях (работать по совместительству) только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).

Р. о. не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации (ст. 276 ТК РФ).

Трудовой договор с Р. о. может быть расторгнут по следующим основаниям:

в связи с отстранением от должности Р. о. в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо лицом (органом), уполномоченным собственником, решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством РФ;

по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором (ст. 279 ТК РФ).

Р. о. имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее чем за 1 месяц (ст. 280 ТК РФ).

Представитель собственника

Представитель собственника — это физическое или юридическое лицо, уполномоченное договором на оказание услуг, представлять интересы собственника объекта недвижимости. В зависимости от условий договора и необходимости проводимых действий, полномочия представителя собственника подтверждаются нотариальной доверенностью, в которой указывается перечень доверяемых полномочий. Как правило, с представителем собственника заключается договор на оказание услуг по продаже объекта недвижимости. В этом случае, в обязанности представителя собственника входят следующие действия:

  • реклама объекта недвижимости;
  • информирование потенциальных покупателей об объекте недвижимости;
  • демонстрация объекта недвижимости потенциальным покупателям;
  • принятие авансовой суммы платежа за продаваемый объект;
  • подготовка и сбор необходимых документов, включая договор купли-продажи, для совершения сделки купли-продажи объекта недвижимости;
  • сопровождение сделки купли-продажи в государственном регистрирующем органе.

Все полномочия, делегируемые представителю собственника, оговариваются с ним до заключения договора на оказание этих услуг. В данном договоре также оговаривается сумма вознаграждения представителя собственника, которая может выражаться в процентах от суммы сделки, либо быть фиксированной.
В роли представителя собственника объекта недвижимости, при необходимости реализации последнего, могут выступать такие специалисты как юристы, риэлторы, агенты по продаже недвижимости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *