Правовые основы экономической безопасности

Содержание

Экономическая безопасность

  • Принятые сокращения
  • Предисловие
  • Глава 1. Теоретические основы экономической безопасности
    • 1.1. Собственный понятийный аппарат теории экономической безопасности
    • 1.2. Понятие и сущность экономической безопасности
    • 1.3. Уровни экономической безопасности
    • Контрольные вопросы и задания
    • Тесты
  • Глава 2. Виды экономической безопасности государства
    • 2.1. Современная структура экономической безопасности
    • 2.2. Классификация экономической безопасности по видам
    • 2.3. Факторы экономической безопасности России
    • Контрольные вопросы и задания
    • Тесты
  • Глава 3. Национальные интересы страны в области экономики и их учет при формировании экономической политики государства
    • 3.1. Экономические интересы как выражение целей государства
    • 3.2. Особенности формирования и форм проявления национальных интересов в области экономики
    • 3.3. Учет национальных интересов в различных сферах экономики
    • Контрольные вопросы и задания
    • Тесты
  • Глава 4. Угрозы экономической безопасности и меры по их нейтрализации
    • 4.1. Сущность и классификация угроз безопасности экономики
    • 4.2. Особенности и характер действия угроз экономической безопасности в различных сферах экономики
    • 4.3. Сущностные характеристики основных видов угроз и меры по их нейтрализации
    • Контрольные вопросы и задания
    • Тесты
  • Глава 5. Оценка уровня экономической безопасности России
    • 5.1. Оценка уровня и классификация показателей экономической безопасности
    • 5.2. Методологические подходы к определению количественных параметров пороговых значений
    • 5.3. Пороговые значения индикаторов экономической безопасности Российской Федерации
    • Контрольные вопросы и задания
    • Тесты
  • Глава 6. Функции государства по защите национальных интересов страны в области экономики
    • 6.1. Стратегические цели и механизмы обеспечения экономической безопасности
    • 6.2. Приоритеты государственной политики в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
    • 6.3. Направления деятельности по обеспечению экономической безопасности
    • Контрольные вопросы и задания
    • Тесты
  • Глава 7. Правовое обеспечение экономической безопасности России
    • 7.1. Нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности государства
    • 7.2. Направления совершенствования правового обеспечения экономической безопасности
    • Контрольные вопросы и задания
    • Тесты
  • Глава 8. Система и механизмы обеспечения экономической безопасности государства
    • 8.1. Институциональные условия обеспечения экономической безопасности
    • 8.2. Система обеспечения экономической безопасности государства
    • 8.3. Механизмы обеспечения экономической безопасности государства
    • Контрольные вопросы и задания
    • Тесты
  • Глава 9. Региональная экономическая безопасность России
    • 9.1. Сущность экономической безопасности регионов России
    • 9.2. Индикаторы экономической безопасности на региональном уровне
    • 9.3. Приоритеты развития регионов России
    • Контрольные вопросы и задания
    • Тесты
  • Глава 10. Теоретические и практические проблемы обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта
    • 10.1. Понятие и содержание экономической безопасности хозяйствующего субъекта
    • 10.2. Классификация и оценка опасностей и угроз хозяйствующего субъекта
    • 10.3. Основные способы реализации угроз бизнесу и методы противодействия им
    • Контрольные вопросы и задания
    • Тесты
  • Глава 11. Защита предпринимательства от недобросовестной конкуренции
    • 11.1. Конкурентоспособность национальной экономики как механизм обеспечения экономической безопасности
    • 11.2. Особенности и формы недобросовестной конкуренции
    • 11.3. Направления противодействия недобросовестной конкуренции
    • Контрольные вопросы и задания
    • Тесты
  • Глава 12. Экономическая безопасность личности
    • 12.1. Объекты экономической безопасности личности
    • 12.2. Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности личности
    • 12.3. Механизм обеспечения экономической безопасности личности
    • Контрольные вопросы и задания
    • Тесты
  • Глава 13. Теневая экономика и криминализация экономических отношений
    • 13.1. Теневая экономика как совокупность незаконных отношений в экономической сфере общества
    • 13.2. Характеристика методов измерения теневой экономической деятельности
    • 13.3. Криминализация экономических отношений и механизмы противодействия теневой экономике
    • Контрольные вопросы и задания
    • Тесты
  • Глава 14. Коррупция как угроза экономической безопасности государства
    • 14.1. Сущность и классификация видов коррупционной деятельности
    • 14.2. Коррупция в системе угроз экономической безопасности
    • 14.3. Формирование механизма противодействия коррупции в современных условиях
    • Контрольные вопросы и задания
    • Тесты
  • Глава 15. Проблемы интеграции России в мировое хозяйство и ее экономическая безопасность
    • 15.1. Экономическая безопасность России в условиях глобализации мирохозяйственных связей
    • 15.2. Оценка уровня международной экономической безопасности России
    • 15.3. Угрозы экономической безопасности России в международной сфере и механизмы их нейтрализации
    • Контрольные вопросы и задания
    • Тесты
  • Список литературы
  • Новые издания по дисциплине «Экономическая безопасность» и смежным дисциплинам

Правовая основа экономической безопасности

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Объектом исследования данной курсовой работы является экономическая безопасность Российской Федерации.

экономическая безопасность правовая база

Цель курсовой работы — определить и описать сущность правовой основы экономической безопасности Российской Федерации и определить ее роль в обеспечении экономической безопасности страны.

Исходя из цели курсового исследования, были сформированы следующие задачи:

определить понятие и структуру экономической безопасности

описать принципы и функции системы экономической безопасности

выделить основные критерии и показатели экономической безопасности

выделить и описать субъекты и объекты экономической безопасности

определить место экономической безопасности в Концепции национальной безопасности Российской Федерации

перечислить нормативно-правовые акты, составляющие основу экономической безопасности в Российской Федерации

проанализировать роль правовой составляющей экономической безопасности в Российской Федерации

дать заключительную оценку состоянию правовой основы экономической безопасности РФ и ее соответствие международным принципам и нормам

выработать ряд рекомендаций по улучшению нормативно-правового механизма обеспечения экономической безопасности.

Курсовая работа состоит из 2 глав: первая раскрывает теоретические аспекты и сущность экономической безопасности, а во второй описана правовая основа экономической безопасности и дана оценка текущему состоянию правовой базы экономической безопасности Российской Федерации, сформулированы предложения по укреплению правовой основы экономической безопасности Российской Федерации. В конце дано заключение, в котором приведены исчерпывающие выводы о сущности правовой базы и описаны перспективы развития.

Глава I. Теоретические аспекты и сущность экономической безопасности

В понятии экономической безопасности отражается особое положение страны, которое в состоянии отстаивать интересы своих субъектов и поддерживать национальные хозяйственные традиции и ценности.

В основе функционирования системы экономической безопасности лежит ряд принципов: Текст, изложенный своими словами. Никифоров М.В. Экономическая безопасность России: внутренние проблемы / М.В. Никифоров // Нефтяное хозяйство. 2015. Стр. 26-35

3. Непрерывность защиты — важный пункт в условиях попыток конкурентов обойти защитные меры всеми возможными легальными и нелегальными методами.

8. Специализация — участие в обеспечении защиты специализированных организаций и квалифицированных кадров, имеющих опыт практической работы и государственную лицензию на право оказания услуг в этой области.

10. Совершенствование мер и средств защиты — внедрение новых технических возможностей с учетом изменений нормативно-технических требований, с использованием актуального на сегодня отечественного и зарубежного опыта.

Защита от потенциальных угроз и нелегальных действий направлена в первую очередь на следующие объекты:

3. Материальные средства (здания, сооружения, хранилища, электронное и техническое оборудование, средства транспорта и др.).

Самому большому риску подвергаются ценные образцы оборудования и техники, опытные образцы изделий, финансовые и валютные средства, особенно в процессе транспортировки; информационные ресурсы и некоторые категории персонала.

1.3 Критерии и показатели экономической безопасности

– энергетическая безопасность (энергетические проблемы не перестают напоминать о себе, это связано с дороговизной источников энергии и конкурентной борьбой за контроль над этими ресурсами);

– информационная безопасность (связана с тем, что информации и информационные технологии в организации современных рынков, бизнеса играют особую роль).

– увеличение имущественной дифференциации населения (расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных;

– возрастание неравномерности социально — экономического развития регионов (наличие депрессивных регионов; нарушение производственно-технологических связей; увеличение разрыва в производстве ВВП на душу населения в регионах);

– экономический рост (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);

– качество жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т.д.).

Так как экономическая система страны представляет собой сложную иерархическую структуру, в качестве объектов экономической безопасности выступают экономические отношения разного уровня:

– региональный и отраслевой уровни — экономика регионов и отраслей;

– уровень семьи и личности — экономические интересы каждого гражданина страны.

2.2 Нормативно-правовая основа экономической безопасности

Основные принципы в области обеспечения безопасности, отраженные в законе «О безопасности»:

· поддержание баланса между интересами всех объектов обеспечения безопасности и взаимная ответственность всех участников по соблюдению государственной безопасности;

Шло время, и появлялись новые угрозы, а вместе с этим менялось и содержание Концепции национальной безопасности. Экономическая безопасность занимает в этом положении особенное место, как одна из приоритетных государственных задач.

Все это весьма серьезные проблемы, препятствующие гармоничному развитию государства и угрожающие его основным национальным интересам. Поэтому в обновленной стратегии 2009-го года были поставлены следующие задачи:

– подъем экономики и уровня жизни населения, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

– совершенствование системы государственной власти, федеративного и местного самоуправления, законодательства всех уровней; формирование гармоничных межнациональных отношений; укрепление правопорядка;

– неукоснительное соблюдение законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

В области экономики основными направлениями обеспечения национальной безопасности РФ внутриэкономической деятельности следует считать:

2.3 Анализ состояния нормативно-правовой базы экономической безопасности Российской Федерации и меры по ее улучшению

Особенно актуально провести анализ одного из главных составляющих экономической безопасности — нормативно-правовой основы. И на основе этого анализа продумать ряд мер по усовершенствованию правовых основ.

2. Незакрепленные законодательно цели обеспечения безопасности. Это весьма затрудняет правовой механизм обеспечения экономической безопасности и затрудняет корректировку деятельности государственных органов.

1. Отсутствие четко прописанной схемы взаимодействия между органами государственной власти и перечня конкретных мер, направленных на обеспечение экономической безопасности государства.

Среди них: введение единой системы мониторинга с четкими критериями оценки и ряд изменений в законодательство, которые модернизируют роль государственных органов и регламентируют деятельность Совета Безопасности.

3. Эффективное использование природных ресурсов нашего государства и реформа структуры внешней торговли в направлении экспорта уже готовой продукции, а не сырья.

Поэтому можно однозначно утверждать, что правовое регулирование финансовой системы должно заключаться в реализации следующих целей:

2. постепенный переход от административного способа регулирования к методам содействия предпринимательской деятельности.

Необходимо удерживать контроль над использованием природных ресурсов по следующим направлениям:

2. создание комплекса организационных мер по повышению эффективности использования ресурсов в процессе производства.

Все описанные интересы являются для нашего государства приоритетными. Основываясь на правовом механизме их реализации, они являются важным компонентом государственно-правового механизма реализации экономической безопасности.

Список использованных источников

2. Закон «О безопасности» от 5 марта 1992 года (сейчас утративший силу)

6. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года

2. Глуховский И.Г. Приоритетные направления решения проблем национальной экономической безопасности России / И.Г. Глуховский // Право и безопасность. 2008.

2. www.polit. nnov.ru «Конкурентная стратегия президента Медведева: комплексный план развития энергетики России и новая российская энергетическая доктрина»

Приложение 1

Структурные элементы экономической безопасности

Приложение 2

Структура концепции национальной безопасности

Размещено на Allbest.ru

Правовые основы экономической безопасности в РФ

Основные субъекты и объекты экономической безопасности в РФ

Так как экономическая система страны представляет собой сложную иерархическую структуру, в качестве объектов экономической безопасности выступают экономические отношения разного уровня:

  • – макроэкономический уровень — экономика страны в целом;
  • – региональный и отраслевой уровни — экономика регионов и отраслей;
  • – микроэкономический уровень — агенты рынка;
  • – уровень семьи и личности — экономические интересы каждого гражданина страны.

Субъектам экономической составляющей национальной безопасности Российской Федерации является государство, осуществляющее свои главные функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей: Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения. // Вопросы экономики. 2014. Стр. 145-146 функциональные и отраслевые министерства и ведомства; налоговые и таможенные службы; комитеты Государственной Думы и Федерального Собрания и т.д. во взаимодействии с другими институтами гражданского общества: банками, биржами, фондами; страховыми и пенсионными компаниями; обществом потребителей и т.д., предпринимателями и обществом в целом; а также хозяйствующие субъекты на всех уровнях экономики:производители и продавцы продукции, работ и услуг; домашние хозяйства и отдельные личности.

Нормативно-правовая основа экономической безопасности

В 1992 был принят один из самых значимых законов РФ «О безопасности» (утративший силу 28 декабря 2010 года, преобразованный в Закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 года), По данным справочно-правовой системы «Консультант-плюс»который определил Концепцию национальной безопасности нашего государства. В этом законе выражены жизненно важные национальные приоритеты в области безопасности и определены основные объекты безопасности, включающие такие основополагающие составляющие современного демократического государства, как личность, общество и само государство.

Именно государство стало основным объектом обеспечения безопасности. Для обеспечения безопасности государство действует через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Были выявлены угрозы безопасности главнейшим национальным объектам, исходящие, как от внутренних, так и от внешних источников. Закон постановил, что безопасность государства гарантируется принятием единой государственной политики, а также введением строгой системы экономических, политических и административных мер на всех уровнях, которые будут направлены на соблюдение интересов личности и государства в целом и адекватно отвечать вызовам и угрозам внутри и извне.

Основные принципы в области обеспечения безопасности, отраженные в законе «О безопасности»:

  • · законность;
  • · поддержание баланса между интересами всех объектов обеспечения безопасности и взаимная ответственность всех участников по соблюдению государственной безопасности;
  • · интеграция с международными системами безопасности.

Шло время, и появлялись новые угрозы, а вместе с этим менялось и содержание Концепции национальной безопасности. Экономическая безопасность занимает в этом положении особенное место, как одна из приоритетных государственных задач.

С середины 1994-го года начинается разработка отдельной программы по экономическому развитию, которая была впоследствии опубликована как Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации и в 1996 году введена в действие Указом Президента Российской Федерации. В ней отражены все национальные интересы и глобальные цели в области экономики.

В 2009-м году была принята современная Концепция национальной безопасности. В ней рассмотрены все актуальные изменения в последнее время и более детально проработаны схемы и механизмы по реализации национальной безопасности. В ней отмечено, что современные экономические угрозы стали носить более комплексный характер, что обусловлено сокращением ВВП, сокращением инвестиционной и инновационной активности, проблемами с государственным долгом Российской Федерации, ростом экспорта топлива, сырья и энергетических составляющих, проблемами в банковском секторе и высокой кредитной загруженностью населения, стагнацией в сельскохозяйственном секторе.

Все это весьма серьезные проблемы, препятствующие гармоничному развитию государства и угрожающие его основным национальным интересам. Поэтому в обновленной стратегии 2009-го года были поставлены следующие задачи:

  • – выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности;
  • – реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению нейтрализации внутренних и внешних угроз;
  • – обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее приграничного пространства;
  • – подъем экономики и уровня жизни населения, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
  • – преодоление научно-технической и технологической зависимости страны от внешних источников;
  • – обеспечение на всей территории государства личной безопасности человека и гражданина, соблюдение его конституционных прав и свобод;
  • – совершенствование системы государственной власти, федеративного и местного самоуправления, законодательства всех уровней; формирование гармоничных межнациональных отношений; укрепление правопорядка;
  • – сохранение социально-политической стабильности общества;
  • – неукоснительное соблюдение законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
  • – равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира;
  • – подъем и поддержание на достаточно высоком уровне оборонного потенциала государства.

В области экономики основными направлениями обеспечения национальной безопасности РФ внутриэкономической деятельности следует считать:

  • – правовую поддержку реформ и создание эффективного механизма контроля над соблюдением законодательства страны;
  • – усиление государственного регулирования в экономике;
  • – принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранение и развитие научно-технического, технологического и производственного потенциалов, переход к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъем благосостояния населения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *