Правовое регулирование СМИ

Регулирование СМИ

Информация, распространяемая средствами массовой коммуникации (через печать, телевидение, радио, Интернет), является важнейшим инструментом (фактором) влияния на идейно-духовное состояние общества. Пассионарность (социальная энергетика) народонаселения как важнейший фактор жизнеспособности страны также зависит от идейно-духовного фактора. В ходе проведенного исследования установлено, что в настоящее время в области массовой коммуникации имеется ряд проблем, нуждающихся в государственном вмешательстве и требующих правового регулирования.
Глава 13.11 «Средства массовой коммуникации» из 5-го тома «Национальной идеи России».
В России складывается ситуация, когда в условиях отсутствия четко закрепленных рамок свободы слова и массовой информации, связанных с необходимостью воспитания, защиты нравственности, психического здоровья и психологического состояния народонаселения, в том числе несовершеннолетних, а также при отсутствии механизма защиты этих прав и надлежащего контроля со стороны общества и государства деятельность СМИ, издательств, лиц, размещающих массовую информацию в Интернете, а также информация, представляемая ими, не отвечают интересам сохранения и укрепления жизнеспособности страны. Более того, имеет место злоупотребление закрепленной за данными субъектами свободой как в форме нарушения законов, так и в силу простого использования пробелов российского законодательства. Опасность заключается в том, что формирование массового сознания и мнения становится исключительно прерогативой средств массовой коммуникации. Фактически они осуществляют контроль духовной и интеллектуальной жизни общества. При этом государство добровольно отстраняется от формирования информационной политики, от защиты высших ценностей Российского государства в части обеспечения нравственности и здоровья человека. Таким образом, необходимым является введение ограничений свободы массовой информации в целях защиты нравственности, психического здоровья и психологического состояния народонаселения.
Государство должно взять на себя ответственность за эту сферу и осуществлять функцию цензурирования информации, оказывающей такое вредное воздействие.
Конституция Российской Федерации в статье 29 гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру. При этом часть 3 статьи 17, часть 2 статьи 29 и часть 3 статьи 55 устанавливают допустимые ограничения этой свободы. Из этих предписаний, в частности, следует, что свобода слова и свобода массовой информации не должны использоваться во вред основам конституционного строя, нравственности, правам и законным интересам других лиц, безопасности государства (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2001 г. № 70-О). Вместе с тем, размытость конституционной нормы влечет за собой отсутствие четких, закрепленных федеральным законом ограничений этой свободы, направленных на защиту нравственности и т. п., а также мер ответственности и механизма привлечения к ответственности, что не позволяет в должной степени реализовывать конституционные нормы.

В связи с этим необходима более четкая норма Конституции Российской Федерации, указывающая на возможность и даже обязательность введения федеральным законом соответствующих ограничений.
Деятельность средств массовой информации регламентируется, в основном, Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации». Закон содержит запрет на злоупотребление свободой массовой информации, однако перечень таких злоупотреблений неоправданно узок (экстремистские материалы, клевета, разглашение конфиденциальной информации, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и еще несколько), а эффективного механизма контроля соблюдения СМИ указанных требований Закон не закрепляет.
Несмотря на то, что в структуре федеральных органов исполнительной власти существует специализированный орган по соблюдению законодательства о СМИ — Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций России, — ее полномочия в сфере надзора за соблюдением нравственности и здоровья граждан четко не определены и в должной степени не исполняются. Издательская деятельность (не периодическая) и ограничения в отношении пределов ее свободы должным образом не регламентируются, за исключением запретов, аналогичных для СМИ. Размещение информации в Интернете российским законодательством не урегулированы вообще. В связи с этим необходимо закрепление на уровне федерального закона некоторых ограничений, направленных на защиту потребителей указанной продукции.
Следует отметить, что 70% опрошенных россиян (по опросу ВЦИОМ 2009 г.) поддерживают идею осуществления нравственной цензуры в СМИ. В 2009 г. абсолютное большинство (89%) также признало, что в эфир выходят передачи, которые показывать вредно или аморально.
В соответствии с международными нормами, защищающими права детей на безопасность от информации, наносящей им психический, физический и нравственный ущерб, в Российской Федерации принята правовая база, устанавливающая систему возрастной классификации кинопоказа в России, т. е. совокупность норм, регулирующих показ фильмов, программ и иных аудиовизуальных произведений в Российской Федерации, исходя из возрастных особенностей зрительской аудитории («Положение о регистрации кино- и видеофильмов», утвержденное постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 396). Данная классификация была создана и действует для того, чтобы защитить в первую очередь детей и подростков от аудиовизуальных произведений, которые могут нанести вред их здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию, а также для того, чтобы с должным уважением отнестись к мнению той части взрослой аудитории, которую беспокоит жестокость и насилие и его воздействие на членов общества против их воли. Однако такая классификация распространяется только на кинематограф и кабельное телевидение.
Таким образом, необходимы изменения законодательства Российской Федерации с целью защиты нравственных начал, психического здоровья и психологического состояния населения страны и, в первую очередь, в виде принятия отдельного федерального закона «О защите нравственности, психического здоровья и психологического состояния потребителей продукции средств массовой информации, Интернета и издательской деятельности». В рамках данного закона должна быть признана необходимость государственного регулирования оборота информации, оказывающей негативное воздействие на нравственность, психическое здоровье и психологическое состояние народонаселения.
К ней относится:
— продукция эротического и порнографического характера;
— продукция, связанная с изображением физического или психического насилия (детальное изображение убийства людей или животных, причинения увечий или мучений, вандализма, наслаждения насилием и жестокостью);
— продукция, пропагандирующая употребление − наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов; алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе; табака, табачных изделий и курительных принадлежностей; основанные на риске игры, пари, за исключением лотереи, а также продукция, пропагандирующая иные виды физической и психической зависимости;
— продукция, провоцирующая причинение себе увечий, иного вреда здоровью или самоубийства;
— продукция, содержащая бранные слова, непристойные и оскорбительные сравнения и выражения;
— продукция, пропагандирующая правонарушения и иное девиантное поведение;
— продукция, пропагандирующая культ богатства, денег, вседозволенности;
— продукция, примитивизирующая индивидуальные и социальные потребности (многочисленные ток-шоу и реалити-шоу);
— продукция, формирующая пренебрежительное отношение к бедным и слабым, старшему и младшему поколениям;
— продукция, содержащая экстремистские материалы;
— продукция, принижающая или дискредитирующая человеческие ценности: труд, нравственность, патриотизм, любовь, милосердие, творчество, честность, порядочность и т. п.
Таким образом, в федеральном законе будет четко закреплено, распространение какого рода информации подвергается ограничению или запрету.
Однако вышеуказанные виды продукции могут быть оправданы и допустимы в определенном контексте, поэтому должны быть закреплены и специальные оговорки, выводящие подобные случаи из-под запрета или ограничения. Это информация, которая имеет образовательную научную, религиозную, художественную и иную культурную ценность.
Кроме этого необходимо закрепить обязанность СМИ классифицировать свою продукцию в зависимости от возраста потребителей и надлежащим образом информировать потребителей о возрастной категории того или иного печатного или аудиовизуального продукта. Необходимым является закрепление в федеральном законе системы органов и организаций, обладающих полномочиями в данной сфере отношений. Предлагается создать трехуровневую систему контроля и надзора, а именно: государственный контроль, контроль саморегулируемых организаций со стороны ассоциаций и союзов СМИ и общественный контроль.
Предлагается создать специальный орган, осуществляющий соответствующую экспертизу и имеющий полномочия по защите потребителей продукции СМИ, Интернета и издательской деятельности при Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, — Комиссию по защите общественной нравственности.
Члены Комиссии должны избираться из числа ведущих деятелей искусства, литературы, дистрибьюторов кинематографической продукции, искусствоведов и культурологов, психиатров, сексопатологов, специалистов в сфере информации, издателей, учредителей независимых организаций, занимающихся помощью молодежи, учредителей государственных организаций, занимающихся помощью молодежи, учителей, представителей религиозных организаций. Комиссия должна осуществлять экспертизу продукции, предположительно влияющей на нравственное, психическое здоровье и психологическое состояние потребителей продукции СМИ, Интернета, издательской деятельности.
Комиссия также должна получить функции по мониторингу интернет-материалов, исследованию и разработке технических средств для предотвращения доступа к ресурсам, содержащим порнографию и насилие. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по результатам экспертизы, проведенной Комиссией, должен получить полномочия по вынесению предупреждения, наложению штрафа и лишению лицензии.
Активная деятельность саморегулируемых организаций может стать эффективным средством по контролю соблюдения общественной нравственности в средствах массовой коммуникации. Ярким зарубежным примером является Национальная ассоциация вещателей (США), которая разработала этические кодексы для радио и телевидения.
Подобные действия предприняли в 2005 г. ряд российских телекомпаний, подписав Хартию телевещателей «Против насилия и жестокости». Действие таких документов было бы более эффективным в условиях участия их в саморегулируемых организациях. Эффективными могли бы также стать некоторые формы общественного контроля, однако без необходимого государственного регулирования в этой сфере общественный контроль не приведет к действенным результатам.
Деятельность существующих в настоящее время общественных структур, уполномоченных на ведение общественного контроля в этой сфере (например, Общественной палаты РФ), не упорядочена и в силу отсутствия надлежащего законодательного оформления их деятельности и порядка взаимодействия с государств.
Наряду с саморегулируемыми организациями целесообразно создание независимых общественных объединений (включая молодежные организации и пр.), которые смогут осуществлять самостоятельный контроль и направлять соответствующие обращения и предложения в государственные органы власти.
Представляется необходимым развивать соответствующие направления деятельности Общественной палаты РФ, а также расширить перечень ее функций в этой сфере. Кроме того, при помощи средств массовой коммуникации необходимо решать и проблему восстановления механизма поддержания и защиты традиционных ценностей российской цивилизации (высших ценностей Российского государства), то есть их пропаганды.
Это предполагает стимулирование средств массовой коммуникации информировать население по вопросам демографии, здравоохранения, культуры и т. п., а также стимулирование средств массовой коммуникации к многообразию тематических направлений, в том числе через механизм государственного и муниципального заказа на общественно значимую кино- и видеопродукцию, печатную продукцию. Данная проблема может быть также решена за счет закрепления в правовых актах, регулирующих лицензирование вещания, определенных требований к концепции вещания на частоте, выставляемой на конкурс, а также путем внесения изменений в условия лицензии на вещание при их пролонгации.
Актами Правительства РФ и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций можно предусмотреть более жесткие условия конкурса для получения лицензии, которые могут включать и определенные требования к доле в эфирном времени иностранных, детских, культурных и прочих программ, т. е. к концепции вещания. Несоблюдение условий лицензии в части, относящейся к концепции вещания, должно стать основанием для приостановления лицензии и выдачи предписания об устранении нарушения вплоть до аннулирования лицензии.
Вернуться на главную *Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть»

Правовое регулирование рекламы в СМИ

Согласно ФЗ «О рекламе», под ней понимается массовая информация, распространяемая любым способом, в любой форме, с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования интереса к нему и продвижение его на рынке.

При этом под объектом рекламирования понимаются любые товары, работы, услуги, лица, мероприятия, товарные знаки и др. объекты за исключением изъятых из гражданского оборота.

Реклама может быть: политическая, социальная, коммерческая.

Не является коммерческой рекламой:

  • 1) Политическая реклама (предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума и др. агитация, регулируемая избирательным законодательством).
  • 2) Сообщения и материалы, подлежащие обязательному распространению в силу прямого указа в Федеральных законах (по «Закону о СМИ» Статья 35. Обязательные сообщения: вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации; поступившее от органа, зарегистрировавшего данное средство массовой информации, сообщение, касающееся деятельности редакции; Редакции государственных средств массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе выпускать в свет (в эфир) по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Президентом Российской Федерации, оперативную информацию по вопросам пожарной безопасности).
  • 3) Государственные средства массовой информации обязаны публиковать сообщения и материалы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • 4) Индивидуальные сообщения физических или юридических лиц (объявления о трудоустройстве и т.д.)
  • 5) Сообщения о тех или иных свойствах товара, которые являются социально значимыми или полезными для человека (напр, благотворительная деятельность организаций).

Не являются рекламой упоминания о тех или иных товарах и услугах в произведениях науки, литературы и искусства.

Общие требования к рекламе:

  • — она должна быть достоверной;
  • — должна быть добросовестной (недобросовестная реклама — это та, которая осущ. некорректные сравнения рекламируемых товаров с другими товарами);
  • — не допустима реклама, порочащая честь, достоинство и деловую репутацию;
  • — не допустима реклама «зонтичных брэндов». (Раскрученные брэнды берут под зонтик не раскрученные товары).
  • — в рекламе не допускается побуждать к совершению противоправных действий, призывать к насилию или жестокости, агрессии, а также формировать негативное отношение к лицам, которые не пользуются рекламируемым товаром).
  • — Запрещается в рекламе использование иностранных слов и выражений, приводящих к искажению смысла информации.
  • — Не допускается демонстрирование процессов курения, потребления алкогольных напитков и пива.
  • — Запрещается исп. бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, выражений в отношении пола, расы, профессии или иной социальной категории.

В печатных изданиях установлен 40%-ный лимит рекламы, если СМИ не специализируется на распространении рекламы, тогда на обложке и в выходных данных должно быть указание о рекламном характере издания. Если СМИ не специализируется на рекламе, то любое рекламное объявление должно сопровождаться пометкой «На правах рекламы».

Телевизионные СМИ устанавливают 15%-ный лимит рекламы в течение одного часа.

Для радио — 20% в течение суток

Основы законодательства в сфере регулирования деятельности средств массовой информации в современной России

На взгляд отечественных ученых-юристов, среди которых можно выделить Е. П. Прохорова, А. Н. Кузина и Ш. С. Басевару, правовое регулирование современных средств массовой информации выполняет, следующие задачи:

— во-первых, охрана интересов личности, общества и государства в сфере массовой информации,

— во-вторых, обеспечение независимости СМИ как института демократии.

Более того, правовые нормы ориентируют общественные отношения на следующие социальные ценности:

— свобода слова и мысли,

— возможность свободно выражать мнения и убеждения,

— право на конструктивную критику,

— право на доступ и распространение информации,

— политическое и идеологическое многообразие .

На 2017 год существует весьма обширная законодательная база, которая содержит множество нормативно-правовых актов, объединенных общим предметом регулирования общественные отношения, направленные на организацию и деятельности СМИ и работы журналистов. Условно ее можно назвать право массовой информации. Прежде чем перейти к подробному исследованию системы нормативно-правовых актов, в которых содержатся данные нормы, целесообразно рассмотреть отрасли права, в которых они содержатся .

Итак, право средств массовой информации взаимодействует:

— с конституционным правом (содержит основные положения о свободе массовой информации и гарантии информационного плюрализма, что служит ориентиром для более детального регулирования общественных отношений в этой сфере),

— с международным правом (соответствие с международными стандартами свободы СМИ),

— уголовным правом (устанавливает, какие правонарушения в сфере массовой информации квалифицируются как преступления),

— административным правом (определяет порядок взаимодействия СМИ с органами исполнительной власти, устанавливает административную ответственность за правонарушения в сфере массовой информации),

— гражданским правом (регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в деятельности СМИ при сборе и распространении информации),

— финансовым правом (регулирует процессы финансирования СМИ, хозяйственную практику редакции).

Правовые нормы, регулирующие современные общественные отношения в сфере массовой информации, содержатся в законодательстве Российской Федерации (далее РФ) и международно-правовых актах. Все эти нормы являются частью строгой иерархической структуры, в которой нижестоящие звенья не должны противоречить вышестоящим. Они расположены в такой последовательности:

— Конституция РФ,

— международное законодательство,

— Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена 9 сентября 2000 г.),

— Федеральный закон РФ О средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г.,

— Иные законы РФ,

— Указы Президента РФ,

— Постановления Правительства РФ,

— Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти,

— Законодательные акты о СМИ субъектов РФ (региональное законодательство),

— Законодательные акты о СМИ органов местного самоуправления (муниципальное законодательство),

— Локальные нормативные акты.

Сегодня Российская Федерация является участницей многих международно-правовых актов, которые содержат положения, прямо или косвенно регулирующие правовой режим средств массовой информации, правовой статус СМИ и субъектов, которые их производят и распространяют. Данные правовые положения сформулированы в документах

— ООН,

— ЮНЕСКО,

— Совета Европы,

— ОБСЕ,

— СНГ и других международных организаций .

Согласно п. 4 ст. 15 Конституции: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.» .

Следует привести ряд документов, которые затрагивают правовой режим средств массовой информации:

— Всеобщая декларация прав человека (принята 10 декабря 1948 г.) ,

— Декларации о средствах массовой информации и правах человека (принята 23 января 1970 г.) ,

— Соглашение о сотрудничестве в области информации (принято 9 октября 1992 г.) ,

— Декларация политика в области средств массовой информации для завтрашнего дня (принята на шестой конференции министров Европы по вопросам политики в области средств массовой информации, которая состоялась 15 июня 2000 года) ,

— Международный пакт о гражданских и политических правах .

Резолюция Журналистские свободы и права человека провозглашает принципы укрепления свободной, независимой, плюралистической и ответственной журналистики, а также политика информационной открытости. В частности, в Резолюции указана необходимость информирования населения о деятельности чиновничьего аппарата и правоохранительных органов. Также в вышеуказанном международном нормативно-правовом акте указано, что СМИ обязаны на постоянной основе подвергать конструктивной критике действия государственных органов.

В приложении к Рекомендации О мерах обеспечения прозрачности средств массовой информации в качестве одного из принципов прозрачности СМИ в печатной прессе, указано необходимость включение законодательство отдельных стран специальных положений о более расширенной информированности населения. Благодаря внесения в национальное законодательство таких изменений, граждане смогут получить более четкое представление о событиях, происходящих в государстве, что существенно увеличит уровень лояльности, то есть уровень доверия государственным структурам.

При этом, на взгляд некоторых отечественных ученых-юристов, принципы и гарантии свободы массовой информации, провозглашенные в выше обозначенных документах, содержат элемент правового противоречия праву на частную жизнь. Например, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод основополагающем для подавляющего большинства европейских стран международном документе, регулирующем взаимоотношения между государством и личностью, указано право каждого на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции (ст. 8). Это является ограничением свободы информации, а значит, СМИ не наделены полноценной возможностью получать и распространять информацию, необходимую для выполнения своего профессионального долга .

Базовым законом в российской системе права (как и во многих других странах) является Конституция Российской Федерации, гарантирующая свободу массовой информации. Конституция РФ устанавливает основные правовые нормы, на которые сегодня опирается законодательство о средствах массовой информации. Так, статья 29 Конституции гарантирует свободу мысли слова, устанавливает свободу выражения своих мнений и убеждений, кроме того устанавливает запрет на цензуру. Однако любая свобода не может быть абсолютной и должна иметь свои границы. Конституция РФ вводит универсальные ограничения свободы массовой информации:

— в соответствии со ст. 23 Конституции РФ: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.» .

— в соответствии со ст. 24 Конституции РФ: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.».

5 декабря 2016 года Президентом России Владимиром Путиным была утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (далее Доктрина). Как указано во вступительной части этого документа, Доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Информационная безопасность определяется как состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемых совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства .

Доктрина является документом федерального уровня, системно обозначившим направления государственной политики России в данной области. Прежде всего, Доктрина четко формулирует основные принципы, на которых основывается политика в области информационной безопасности:

— неукоснительное соблюдение нормативно-правовых актов, а также международного законодательства,

— максимально возможный уровень открытости реализаций своих обязанностей на всех уровнях, включая, безусловно, полное информирование населения о деятельности и функционировании государственных органов,

— равенство всех, кого затрагивает информационное взаимодействие,

— развитие отечественных современных информационных и телекоммуникационных технологий .

Принцип открытости органов государственной власти реализуется в России не до такой степени, которая присуща государствам с демократическим режимом. Государственные чиновники разных уровней далеко не всегда полноценно объясняют гражданам свои решения. Очень яркий пример этого ситуация с увольнением в 2010 году мэра Москвы Юрия Лужкова.

Согласно п. 3.1 ст. 29.1 Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации от должности в связи с утратой доверия. Дмитрий Анатольевич Медведев, который занимал на тот момент должность Президента России, воспользовался этим правом и 28 сентября 2010 г. подписал Указ о досрочном прекращении полномочий мэра Москвы .

Однако Дмитрий Анатольевич Медведев не дал каких-либо публичных объяснений гражданам своей страны об истинных причинах увольнения человека, который на протяжении 18 лет руководил столицей государства. Эксперты, политики, журналисты выражали разные мнения по этому вопросу. В прессе можно найти такие версии, как разгул коррупции в Москве за время губернаторства Лужкова, неэффективное управление городом, судебные сражения Лужкова с авторами критических передач о нем, и др. Однако все эти предположения, даже аргументированные, были озвучены сторонними людьми и являются абстрактными, недоказанными. Сам глава государства так и не объяснил, что побудило его отправить в отставку столь важную политическую фигуру. По мнению отечественных ученых-юристов, это прямое нарушение принципа открытости деятельности органов государственной власти.

Президент, которого народ избрал для обеспечения и защиты своих интересов, обязан отчитываться перед своими гражданами о причинах своих решений. Отставка Лужкова и назначение нового мэра повлияли на ситуацию в Москве, поэтому Дмитрий Анатольевич Медведев должен был объяснить причины своего решения почему именно он утратил доверие. Ведь увольнение чиновника, тем более избранного когда-то народным голосованием, является делом государственной важности, а не личным конфликтом двух простых граждан.

Далее следует рассмотреть принцип правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия, который декларируется почти во всех законах и документах на эту тему. Однако на практике данное правило не всегда может реализоваться ввиду отсутствия эффективных механизмов. Например, если поставить вопрос о равном доступе всех граждан России к информации о деятельности органов государственной власти. Здесь существует несколько препятствий .

Во-первых, информацию люди, в основном, получают из СМИ и Интернета. Владелец печатного СМИ затрачивает определенную сумму денег на выпуск и распространение каждого номера своей газеты (журнала). Собственник радиостанции затрачивает огромные деньги на техническую аппаратуру и средства связи, на запись радиоэфиров. Владелец телеканала также вкладывает большие суммы денег в техническое оснащение студии, запись эфиров и вещание телепрограмм.

Поэтому, вполне естественно, что читатели печатной прессы должны платить за каждый номер издания. Люди, которые предпочитают узнавать новости по телевизору и радио, должны иметь в собственности телевизор и радиоприемник (или настройку радиостанций на телефоне) соответственно. Если человек хочет черпать информацию из Интернета, то это тоже не бесплатно. Необходим сам факт наличия компьютера и постоянный доступ в Интернет, это тоже стоит денег. Получается, что люди должны платить за возможность получать информацию (постоянно или периодически) .

А ведь у малоимущих людей, безработных часто нет финансовой возможности покупать газеты, выходить в Интернет, иметь телевизор или радио. В итоге не все члены общества изначально имеют равный доступ к информации. Во-вторых, тысячи людей живут в отдаленных уголках России (селах, деревнях, лесных поселениях и пр.), где мало развита инфраструктура. На таких территориях нет обилия СМИ, часто отсутствует спутниковая связь, не проведены Интернет сети. Поэтому местные жители изначально лишены возможности регулярно получать новости о деятельности органов государственной власти, о политических и мировых событиях. Это еще один пример изначальных неравных условий получения информации. На наш взгляд, для решения данных проблем необходимы какие-то социальные институты выравнивания прав .

Например, в форме дотаций из государственного бюджета на издание и распространение СМИ, освещающих важнейшие темы в государстве:

— политику,

— новости законодательства,

— изменения тарифов,

— новости социальной жизни и т.п.

Размер дотаций должен окупать финансовые затраты владельца СМИ, и тогда все граждане разного материального уровня будут иметь возможность бесплатно своевременно получать информацию о важных аспектах жизни своей страны. Также был бы полезным проект Интернет библиотека, куда любой желающий, у которого нет компьютера и (или) Интернета, смог бы прийти и почитать актуальные новости. Подобные библиотеки нужны во многих городах и особенно в провинциях. Реализация этих социальных проектов, которые могли бы обеспечить принцип правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия, зависит, прежде всего, от государства. Однако сегодня эти инициативы, к сожалению, прорабатываются слабо .

Как нами было отмечено выше, следующим по иерархии является федеральный закон Российской Федерации о средствах массовой информации. Данный закон является ключевым нормативно правовым актом, регулирующим общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования СМИ. Этот высокий общенациональный статус закреплен в части 1 статьи 5 Закона о СМИ.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) «Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Если межгосударственным договором, заключенным Российской Федерацией, предусмотрены для организации и деятельности средств массовой информации иные правила, чем установленные настоящим Законом, применяются правила межгосударственного договора.» .

Со времени принятия Закона о СМИ, в процессе совершенствования законодательства в области массовой информации, были приняты и другие законы, регламентирующие деятельность СМИ в целом. Из числа этих законов на сегодняшний день наиболее актуальны следующие:

— Федеральный закон от 13.01.1995 № 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» .

Последний из названных правовых актов определяет критерий государственности средства массовой информации (ст. 3) и предписывает порядок регулярного освещения в прессе деятельности органов государственной власти. Помимо специализированных законов, определенные аспекты деятельности СМИ регулируют:

— Гражданской кодекс,

— Уголовный кодекс,

— Кодекс об административных правонарушениях,

— закон о государственной тайне,

— федеральные законы о рекламе,

— об обязательном экземпляре документов.

Уголовное законодательство предусматривает ответственность за нарушение информационной безопасности:

— в соответствии со ст. 137 «Уголовного кодекса Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017): «Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.» ,

— в соответствии со ст. 138 «Уголовного кодекса Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017): «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.» ,

— в соответствии со ст. 148 «Уголовного кодекса Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017): «Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, — наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.» .

— в соответствии со ст. 149 «Уголовного кодекса Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017): «Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения, — наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.» .

В Уголовно процессуальном кодексе содержатся правовые нормы, регулирующие порядок взаимоотношений СМИ с судами и правоохранительными органами. В соответствии со ст. 161 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (ред. от 17.04.2017) «Данные предварительного расследования не подлежат разглашению, за исключением случаев, предусмотренных частями второй, четвертой и шестой настоящей статьи. Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя или дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Следователь или дознаватель предупреждает участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения без соответствующего разрешения данных предварительного расследования, о чем у них берется подписка с предупреждением об ответственности в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.» .

Ч. 5 ст. 241 УПК РФ закрепляет право всех присутствующих на открытом судебном заседании людей вести аудиозапись и письменную запись. Но фотографировать и вести видеозапись можно только с разрешения председателя.

Далее по иерархии, правовой статус СМИ определяется многочисленными подзаконными актами федеральных органов исполнительной власти: указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты Центральной избирательной комиссии.

Однако сегодня региональное законодательство о деятельности прессы практически не существует. Если в 90х годах в некоторых регионах России (Адыгея, Башкортостан, Кабардино-Балкария) действовали комплексные законы о СМИ, то на данный момент они утратили силу по причине своей внутренней пробельности и частичного противоречия федеральным законам. Сегодня в субъектах Российской Федерации есть лишь законы, регулирующие отдельные аспекты деятельности СМИ .

Например, Закон Ростовской области об экономической поддержке средств массовой информации и полиграфических предприятий в Ростовской области предусматривает для редакций СМИ налоговые льготы и субсидии за счет средств областного бюджета. В некоторых российских регионах действуют законы, которые регулируют порядок доступа граждан к информации, находящейся в распоряжении органов власти.

На муниципальном уровне также имеются нормативные акты, регулирующие порядок доступа к муниципальным информационным ресурсам. В качестве примера можно привести Положение Хабаровской городской Думы О муниципальных информационных ресурсах города Хабаровска. В данном акте описан порядок предоставления информации, даны перечень сведений конфиденциального характера и перечень информационных услуг, предоставляемых за плату.

В последние годы наблюдается всплеск нормативной активности муниципальных образований, стремящихся упорядочить обнародование информации в Интернете. На этой волне были приняты следующие акты муниципальных органов власти:

— постановление Мэрии г. Ярославля Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов городского самоуправления Ярославля в сети Интернет (2016 г.),

— Постановление Администрации муниципального образования «Город Саратов» Об обеспечении доступа к информации о деятельности администрации муниципального образования «Город Саратов» и ее структурных подразделений (2013 г.),

— Постановление Правительства Пензенской области об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Пензенской области и исполнительных органов государственной власти Пензенской области в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» (2014 г.) .

Что касается локальных нормативно правовых актов о СМИ, то они представляют собой законы на местах, которые действуют в рамках отдельной организации. Это могут быть правила внутреннего трудового распорядка в редакции, распоряжения редактора работодателя, договор между редакцией и внештатным журналистом об оказании услуг по написанию статей. Локальные акты, в большинстве своего содержания, дублируют законы более высокого уровня и детализируют некоторые положения с учетом специфики конкретного СМИ.

Часть 1 статьи 123 Конституции Российской Федерации провозглашает принцип открытости судебного разбирательства, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Это означает, что суд рассматривает дела публично, в открытых заседаниях. Любой человек, даже не имеющий отношения к рассматриваемому делу, в том числе журналист, может свободно войти в зал судебного заседания и находиться в нем, делать пометки, фиксировать слова с помощью средств звукозаписи .

Однако из этого правила есть исключения, например, если открытый характер судопроизводства противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны, или с целью обеспечить безопасность участников судебного разбирательства, предотвратить разглашение сведений об их частной, интимной жизни (статья 241 Уголовно процессуального кодекса РФ) .

Итак, подводя итог, следует отметить, что правовое регулирование средств массовой информации находится в постоянном развитии. За последние 20 лет принято много законодательных актов, конкретизирующих права и обязанности современных СМИ. Положителен и тот факт, что сегодня на территории России действуют не только национальные законы в области массовой информации, но и нормы международного права, такие как:

— Международный пакт о гражданских и политических правах ,

— Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне ,

— Декларация о средствах массовой информации и правах человека .

Принципы, порядок и формы организации деятельности СМИ

Независимые СМИ являются важным институтом гражданского общества и развитой демократии, а их подлинное свободное развитие — важным индикатором для определения характера политического режима того или иного государства.

Деятельность российских СМИ регулируется Федеральным законом «О средствах массовой информации», особенности которого состоят в том, что он устанавливает презумпцию свободы и информационной открытости СМИ; вводит их уведомительную регистрацию (ст. 10), а также положение, согласно которому статус журналиста произволен от статуса СМИ (ст. 1,47, 48,52).

Средство массовой информации — это периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникалъная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) .

Исходя из этого определения, перечислим формы, в которых осуществляется распространение массовой информации:

  • 1) периодическое печатное издание — это газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
  • 2) сетевое издание — это сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с действующим законодательством;
  • 3) радиопрограмма — совокупность периодических аудиосообщений, а также передач, имеющих собственное название и выходящих в радиоэфир в соответствии с сеткой вещания радиостанции не реже одного раза в год;
  • 4) телепрограмма может быть рассмотрена как совокупность периодических аудиовизуальных сообщений, материалов и передач, имеющих постоянное название и регулярно выходящее в телеэфир в соответствии с сеткой вещания, но не реже одного раза в год;
  • 5) видео- и кинохроникальная программа как форма распространения информации представляет собой совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;
  • 6) телеканал, радиоканал — это сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные законодательством РФ для телепрограммы, радиопрограммы, применяются также и в отношении телеканала или радиоканала.
  • 7) специализированное СМИ — средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого законодателем установлены специальные правила (например, отсутствие регистрации);

Принципы организации деятельности СМИ.

Можно выделить несколько базовых принципов работы российских СМИ.

  • 1. Принцип информационной открытости и свободы массовой информации (ст. 1 Федерального закона «О средствах массовой информации»). Этот принцип выражается в отсутствии ограничений на поиск, получение, производство и распространение массовой информации; на свободу образования СМИ, владение, пользование и распоряжение ими. Таким образом, СМИ может выступать одновременно как объектом, так и субъектом права. Это важное положение свидетельствует об универсальном характере СМИ (редакции или учредителя) как важного субъекта информационного права.
  • 2. Принцип недопустимости прямой или косвенной цензуры. Под цензурой понимается требование от редакции СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. По общему правилу цензура массовой информации не допускается. Запрещается создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.
  • 3. Принцип недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. В частности, не допускается использование СМИ в иных целях, не предусмотренных действующим законодательством, например: в целях совершения уголовно наказуемых деяний; для разглашения сведений, составляющих тайну; распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, а также распространения сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств и др.

Организация работы российского СМИ включает три этапа: учреждение; регистрация; распространение информации.

Раскроем их.

1. Учреждение СМИ. Учредителем или соучредителем СМИ может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган, а также орган местного самоуправления. Соучредители выступают в качестве учредителя совместно, и между ними заключается договор, в котором определяются их взаимные права и обязанности, ответственность, юридические последствия изменения состава соучредителей, процедура разрешения споров между ними.

По общему правилу учредителем СМИ не может быть:

  • — гражданин, не достигший 18-летнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;
  • — объединение граждан, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;
  • — гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации. Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией СМИ (главным редактором). Он вправе обязать редакцию размещать бесплатно сообщения или материалы от его собственного имени (заявление учредителя). Максимальный объем заявления учредителя определяется в уставе редакции, а также ином соглашении с ним. По претензиям и искам, связанным с заявлением учредителя, он самостоятельно несет ответственность.

Согласно ст. 18 Федерального закона «О средствах массовой информации» учредитель не вправе вмешиваться в деятельность СМИ, за исключением отдельных случаев, предусмотренных законодательством, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

Учредитель может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей. В случае ликвидации или реорганизации учредителя его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции, если иное не закреплено в редакционном уставе.

Следует отметить, что законом установлены ограничения, связанные с учреждением теле-, видеопрограмм и организаций, осуществляющих телевещание.

В частности, иностранное, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50% и более, не вправе выступать учредителями теле-, видеопрограмм. Это правило распространяется также на граждан, имеющих двойное гражданство.

Иностранный гражданин, лицо без гражданства и гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, иностранное, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50% и более, не вправе учреждать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов РФ либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения России.

Отчуждение акций (долей) учредителем теле-, видеопрограммы организацией (в том числе после ее регистрации), осуществляющей телевещание, зона уверенного приема передач которой охватывает половину и более половины субъектов РФ либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации, повлекшее появление в их уставном капитале доли иностранного участия, составляющей 50% и более, не допускается.

Деятельность СМИ может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа.

Согласно ст. 16 Федерального закона «О средствах массовой информации» основанием для прекращения судом деятельности СМИ являются неоднократные в течение 12 месяцев нарушения редакцией требований ст. 4 указанного Закона, по поводу которых регистрирующим органом делались письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору), а равно неисполнение постановления суда о приостановлении деятельности СМИ.

Деятельность СМИ может быть также прекращена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (ст. 8—11).

2. Регистрация СМИ. Средство массовой информации в полной мере осуществляет свою информационную деятельность после регистрации, поэтому копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного СМИ. При этом редакция вправе оговорить, какие сведения, содержащиеся в ее уставе или заменяющем его договоре, составляют коммерческую тайну.

Права и обязанности учредителя и редакции возникают с момента регистрации СМИ, а предусмотренные уставом редакции — с момента утверждения последнего. В настоящее время в нашей стране действует уведомительная система (модель) регистрации СМИ (в советское время была разрешительная).

Заявление о регистрации СМИ подается учредителем в Роскомнадзор и его территориальные органы.

В заявлении о регистрации СМИ должны быть указаны:

  • 1) сведения об учредителе (соучредителях), обусловленные требованиями Федерального закона «О средствах массовой информации»;
  • 2) наименование (название) СМИ;
  • 3) язык (языки);
  • 4) адрес редакции;
  • 5) форма периодического распространения массовой информации;
  • 6) предполагаемая территория распространения продукции;
  • 7) примерная тематика и (или) специализация;
  • 8) предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем СМИ;
  • 9) источники финансирования;
  • 10) сведения о том, в отношении каких других СМИ заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем;
  • 11) доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для сетевого издания.

К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины, а также документы, подтверждающие соблюдение заявителем при учреждении средства массовой информации требований, установленных настоящим Законом. Перечень таких документов утверждается Правительством РФ.

Учредителю либо лицу, действующему по его уполномочию, выдается уведомление о приеме заявления с указанием даты поступления. Заявление о регистрации подлежит рассмотрению регистрирующим органом в месячный срок с указанной даты.

СМИ считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации.

Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство о регистрации СМИ признается недействительным.

3. Распространение массовой информации СМИ. Распространение продукции СМИ допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир). Такое распространение считается коммерческим, если за него взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку «Бесплатно» и не может быть предметом коммерческого распространения.

Тираж периодического печатного издания, аудио-, видео-, кинохроникальной программы определяется главным редактором по согласованию с издателем.

Изъятие, а равно уничтожение тиража или его части допускается не иначе как по вступившему в силу решению суда.

Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения:

  • 1) наименование (название) издания;
  • 2) учредитель (соучредители);
  • 3) фамилия, инициалы главного редактора;
  • 4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет — также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое);
  • 5) индекс — для изданий, распространяемых через предприятия связи;
  • 6) тираж;
  • 7) цена, либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно»;
  • 8) адреса редакции, издателя, типографии;
  • 9) знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Вещание телеканала, радиоканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) телеканала или радиоканала. Каждый выход в эфир телепрограммы, радиопрограммы должен сопровождаться объявлением наименования (названия) телепрограммы или радиопрограммы. При демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения, телепрограммы, равно как и кинохроникальные программы, также знаком информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Каждая копия радио-, теле-, видео- или кинохроникальной программы должна содержать следующие сведения:

  • 1) наименование (название) программы;
  • 2) дата выхода в свет (в эфир) и номер выпуска;
  • 3) фамилия, инициалы главного редактора;
  • 4) тираж;
  • 5) редакция и ее адрес;
  • 6) цена, либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно»;
  • 7) знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его наименованием (названием).

Зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.

Розничная продажа тиража периодических печатных изданий в местах, не являющихся общедоступными (например, в помещениях и иных объектах, в отношении которых собственником установлен особый режим пользования), допускается не иначе как с согласия указанных лиц.

В случае нарушения редакцией, издателем или распространителем имущественных либо личных неимущественных прав авторов распространение продукции СМИ может быть прекращено по решению суда.

Запрещается создание искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио-, телепрограмм, т.е. противозаконное распространение радио-, теле- и иных технических сигналов в полосе частот, на которых осуществляется вещание по лицензии.

Телевизионное вещание, радиовещание осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Получение лицензии на вещание не требуется в случае, если распространение телеканала или радиоканала осуществляется в неизменном виде по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание телеканала, радиоканала.

Срок действия лицензии на телевизионное вещание, радиовещание составляет 10 лет, если меньший срок не указан соискателем лицензии в заявлении о предоставлении лицензии при его подаче.

Деятельность, предусмотренная лицензией на телевизионное вещание, радиовещание, может осуществляться только получившим такую лицензию юридическим лицом.

Основаниями для отказа в предоставлении или переоформлении лицензии являются:

  • 1) основания, предусмотренные законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности;
  • 2) несоответствие заявителя требованиям, установленным настоящим Законом.

Лицензирующий орган приостанавливает действие лицензии на срок не более трех месяцев в случае невыполнения лицензиатом в установленный срок предписания лицензирующего органа об устранении выявленного нарушения или в случае выявления лицензирующим органом грубого нарушения лицензионных требований. Решение о приостановлении действия лицензии с указанием основания его принятия и срока приостановления действия лицензии доводится в письменной форме лицензирующим органом до лицензиата в течение двух рабочих дней со дня принятия этого решения.

В случае, если в течение срока приостановления действия лицензии лицензиат не устранил нарушение, повлекшее за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

В случае устранения лицензиатом нарушения, повлекшего за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган обязан принять решение о возобновлении ее действия.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии в следующих случаях:

  • 1) несоблюдение лицензиатом ограничений, связанных с учреждением телеканалов, радиоканалов, организаций (юридических лиц), осуществляющих вещание, в соответствии с требованиями законодательства РФ о средствах массовой информации;
  • 2) повторное в течение одного года (с момента совершения предыдущего нарушения) грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований;
  • 3) неустранение лицензиатом в установленный лицензирующим органом срок нарушения, повлекшего за собой приостановление действия лицензии.

Действие лицензии прекращается в случаях:

  • 1) предусмотренных Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • 2) окончания срока действия лицензии;
  • 3) представления в письменной форме в лицензирующий орган заявления учредителя средства массовой информации о прекращении деятельности средства массовой информации, указанного в лицензии;
  • 4) наличия решения суда о прекращении деятельности средства массовой информации, указанного в лицензии.

В целях обеспечения доказательств, имеющих значение для правильного разрешения споров, редакция радио-, телепрограммы обязана:

  • 1) сохранять материалы собственных передач, вышедших в эфир в записи;
  • 2) фиксировать вышедшие в эфир передачи в регистрационном журнале, в котором указываются дата и время выхода в эфир, тема передачи, ее автор, ведущий и участники. Установлены также сроки хранения материалов передач (не менее одного месяца со дня выхода в эфир); сроки хранения регистрационного журнала (не менее одного года с даты последней записи в нем). Аудио- и видеозаписи вышедших в эфир программ, содержащих предвыборную агитацию, хранятся не менее 12 месяцев со дня выхода указанных программ в эфир. Организации, осуществляющие такое вещание, обязаны бесплатно предоставлять копии указанных радио- и телепрограмм по требованию избирательных комиссий.
  • Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *