Правовое регулирование крупных сделок

Правовое регулирование сделок с недвижимым имуществом

Сделки с недвижимым имуществом составляют сегодня значительную часть хозяйственного оборота и имеют большое значение в жизни и деятельности граждан и юридических лиц, а также в гражданском обороте.

Деление имущества на движимое и недвижимое берет начало еще в римском праве и воспринято практически всеми современными правовыми системами.

В современном праве за недвижимым имуществом сохраняется особый правовой режим, предполагающий специальный порядок обременения и отчуждения, специальную регистрацию прав на недвижимость, некоторое ограничение этих прав и административный (природоохранительный, градостроительный и т.п.) контроль за их осуществлением .

Добаткин Д. А. Вещи, включаемые в состав недвижимости // Юридический мир. 1998. N 1.

Законодательное определение понятия «недвижимость» раскрыто в ст. 130 ГК РФ, согласно которой к недвижимости относятся земельные участки, участки недр, водные объекты и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, а также подлежащие регистрации воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Перечень объектов, приравненных к недвижимым вещам в ст. 130 ГК РФ, не является универсальным для всех национальных законодательств и исчерпывающим.

Понятие, приведенное в ст. 130 ГК РФ, не отражает должным образом такого сложного гражданско-правового объекта, как недвижимость. Законодательство не раскрывает точного содержания понятия «имущество», что является существенным применительно к недвижимости. Так, в ГК РФ используются различные (в зависимости от ситуации) по объему понятия имущества: под ним могут пониматься отдельные вещи или их совокупность (ст. ст. 15, 46 ГК РФ); вещи, деньги и ценные бумаги (ст. ст. 302, 307 ГК РФ); вещи, деньги, ценные бумаги, а также имущественные права (ст. ст. 18, 56 ГК РФ).

Успешное и эффективное развитие имущественного оборота в предпринимательских отношениях, как показала практика, во многом зависит от наличия четких и достаточно полных правил, содержащихся в законодательных и иных правовых актах. Особенно это актуально в тех случаях, когда предметом заключаемых участниками рыночных отношений сделок становятся объекты недвижимости. Ценность и значение этих объектов для субъектов гражданского оборота должны обусловливать необходимость их строгой правовой регламентации. Руководствуясь вышеизложенными и другими соображениями, законодатель включил в часть первую ГК РФ ст. 131, нормы которой обязывают осуществлять государственную регистрацию прав на недвижимые вещи и сделок с ними .

Маковская А. Анализ некоторых поправок к Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Хозяйство и право. 2003. N 9. С. 9 — 16.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Вышеуказанные положения конкретизированы в ГК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 223 ГК РФ).

Что касается сделок, предметом которых является недвижимость, то согласно ст. 164 ГК РФ указанные сделки подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, которые предусмотрены ст. 131 ГК РФ и Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Несоблюдение требования государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной (п. 1 ст. 165 ГК РФ). Ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (п. 1 ст. 166 ГК РФ). Она не порождает юридических последствий и может быть признана недействительной лишь с момента ее совершения. Иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлен в течение десяти лет со дня, когда началось ее исполнение (п. 1 ст. 181 ГК РФ, п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Все объекты государственной регистрации, предусмотренные ст. 131 ГК РФ и ст. 4 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», можно разделить на три группы. Следует отметить, что применительно ко всем объектам государственной регистрации речь идет исключительно о недвижимом имуществе (недвижимости), в состав которого включаются объекты, указанные в п. 1 ст. 130 и ст. 132 ГК РФ (за исключением воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов) .

Воронин М. Регистрация прав на недвижимость и сделок с нею // Экономика и жизнь. 1997.

1. Право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество .

Там же.

Содержание права собственности регламентировано в ст. 209 ГК РФ. К другим вещным правам в соответствии со ст. 216 ГК РФ, в частности, относятся: право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265 ГК РФ), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268 ГК РФ), право хозяйственного ведения имуществом (ст. 294 ГК РФ), право оперативного управления имуществом (ст. 296 ГК РФ).

Право собственности тоже является вещным правом. Но по сравнению с ним другие вещные права, указанные в ст. 216 ГК РФ, имеют ограниченный характер, что проявляется в более узком объеме правомочий, предоставляемых носителю ограниченного вещного права. Однако, в случае перехода права собственности на имущество к другому лицу, вещные права лиц, не являющихся собственниками, не прекращаются (п. 3 ст. 216 ГК РФ).

В то же время имеется общность права собственности и других вещных прав. Прежде всего она выражается в характере рассматриваемых прав и способах их защиты, предусмотренных гл. 20 ГК РФ. Все вещные права по своей правовой природе являются абсолютными. Это означает, что субъекты данных прав могут их реализовать самостоятельно, без содействия третьих лиц, которые в свою очередь обязаны не препятствовать обладателям прав осуществлять имеющиеся у них правомочия. Иными словами, лицо, владеющее каким-либо имуществом на вещном праве, в том числе на праве собственности, может абсолютно самостоятельно совершать с этим имуществом любые действия, которые составляют содержание того или иного вещного права, а все иные лица, в том числе и собственник (если речь идет об ограниченном вещном праве), несут обязанность не нарушать указанные права.

Правомочия (действия), которые могут совершать субъекты вещных прав в отношении принадлежащего им имущества, определены в вышеуказанных статьях ГК РФ, посвященных конкретному вещному праву.

2. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество .

Воронин М. Регистрация прав на недвижимость и сделок с нею // Экономика и жизнь. 1997.

Включение в одну группу указанных ограничений прав следует считать достаточно условным, преследующим исключительно цель оптимального (системного) изложения норм закона, поскольку предусмотренные в этой группе обременения имеют различную правовую природу. Так, сервитут является ограниченным вещным правом (ст. 216 ГК РФ), ипотека — способом обеспечения обязательств (ст. 334 ГК РФ), аренда и доверительное управление — договорными обязательствами (ст. ст. 609, 1017 ГК РФ). Сделанный в этом абзаце вывод подтверждается определением ограничений (обременений), содержащимся в ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Следует заметить, что ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» допускает некоторую неточность в отношении аренды. Дело в том, что в вышеуказанных статьях ГК РФ, посвященных аренде, речь идет о регистрации договоров аренды, тогда как ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает регистрацию прав аренды недвижимого имущества. Упоминая о праве аренды, Закон не раскрывает содержание этого права. Не предусмотрено такое право и положениями ГК РФ. Основываясь на анализе гл. 34 «Аренда» ГК РФ, было бы правильнее говорить об обязательствах (правах и обязанностях) арендодателя и арендатора, возникающих из договора аренды, которые, согласно ГК РФ, регистрироваться не должны. В этой связи необходимо все же руководствоваться ГК РФ, поскольку ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» издан на основании ГК РФ, и в случае их противоречия применению подлежат нормы ГК РФ (ст. ст. 3, 131 ГК РФ).

Исходя из сказанного регистрироваться должны договоры аренды недвижимого имущества, которые составляют третью группу объектов регистрации.

Изложенные суждения в полной мере относятся и к подлежащему государственной регистрации договору об ипотеке (п. 3 ст. 339 ГК РФ).

Что касается доверительного управления, то в соответствии с п. 2 ст. 1017 ГК РФ, государственной регистрации подлежит передача недвижимого имущества в доверительное управление в том же порядке, что и переход права собственности. В соответствии со ст. 30 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» любые права на недвижимое имущество, связанные с распоряжением им на условиях доверительного управления, должны регистрироваться только на основании документов, определяющих такие отношения, в том числе на основании договоров или решения суда.

3. Сделки с недвижимым имуществом .

Воронин М. Регистрация прав на недвижимость и сделок с нею // Экономика и жизнь. 1997.

Согласно ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Сделками, в частности, являются все гражданско-правовые договоры. Но договорами содержание понятия сделки не исчерпывается, так как сделка — это действия.

В силу этого, любые действия, влекущие возникновение, изменение или прекращение прав на недвижимое имущество, должны подлежать государственной регистрации.

Как было отмечено, регистрироваться также должны договоры, предметом которых является передача прав на недвижимое имущество. При этом к таким соглашениям относятся только те договоры, требование о регистрации которых содержится в ГК РФ. В силу этого не регистрируются, например, договоры строительного подряда, предметом которых является строительство здания (или иной недвижимости), поскольку до сдачи его в эксплуатацию и факта регистрации здания как объекта недвижимости нельзя говорить о том, что недвижимое имущество существует. Следовательно, на него не может быть установлено вещное право, которое впоследствии можно было передать по договору. В этой связи хотелось бы обратить внимание на ст. 25 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регламентирующую государственную регистрацию права на вновь создаваемый объект недвижимого имущества.

Таким образом, объектами регистрации являются права, ограничения, сделки.

Особо необходимо отметить, что наряду с государственной регистрацией прав на недвижимость и сделок с ней может осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества (п. 2 ст. 131 ГК РФ).

В ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрен кадастровый и технический учет (инвентаризация) объекта недвижимости, под которым понимается описание и индивидуализация объекта недвижимого имущества (земельного участка, здания, сооружения, жилого или нежилого помещения), в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества. Учет объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему кадастрового номера (ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

При возникновении права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество следует учитывать нормы ст. 219 ГК РФ, в соответствии с которыми право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента регистрации.

В целях надлежащего осуществления сделок с недвижимым имуществом, а также с иным имуществом, подлежащим государственной регистрации, следует обратить внимание на требование п. 3 ст. 433 ГК РФ, где говорится, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Государственная регистрация — это акт государственного признания и подтверждения прав на недвижимость. Это означает, что государственная регистрация носит публичный характер. Государство в лице учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрирует права на недвижимое имущество только после проверки их законности. Вместе с тем государственная регистрация является открытой, так как все ее участники соблюдают требуемую законом процедуру и имеют возможность получить информацию о сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре прав. Эта норма, безусловно, позволяет существенно снизить риск ненадлежащего совершения сделок с объектами недвижимости для участников гражданского оборота.

Следует обратить внимание, что открытый, публичный характер акта государственной регистрации недвижимости установлен ст. 131 ГК РФ в императивной форме. Это означает, что государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию недвижимости, обязан предоставить информацию о произведенной им регистрации и зарегистрированных правах на объекты недвижимости любому лицу.

Государственная регистрация прав является единственным доказательством существования права на недвижимость. Оспорить зарегистрированное право можно только в судебном порядке.

Государственная регистрация проводится в следующем порядке: —

прием документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; регистрация таких документов с обязательным приложением документа об оплате регистрации; —

правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; —

установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; —

внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; —

совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав (п. 1 ст. 13 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Правовая экспертиза — это изучение представленных для государственной регистрации документов с целью установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество .

Постатейный комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» / Под общ. ред. П.В. Крашенинникова. М., 1999. С. 114.

Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию, содержатся в ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В ней говорится, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

На учреждение юстиции по регистрации прав возложена обязанность по проверке законности сделки. Законная сделка должна соответствовать следующим условиям: 1)

стороны обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью; 2)

волеизъявление участника сделки соответствует его действительной воле; 3)

представители сторон имеют надлежащие полномочия; 4)

имущество находится в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) правоотчуждателя; 5)

договор заключен в требуемой законом форме и содержит существенные условия (признанные законом в качестве необходимых для договоров данного вида); 6)

соблюдены законные интересы третьих лиц, не участвующих в сделке, и распоряжение имуществом не имеет ограничений, установленных в их пользу .

Постатейный комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» / Под общ. ред. П.В. Крашенинникова. М., 1999. С. 114 — 115.

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям законодательства, является ничтожной, если законом не установлено, что она является оспоримой. Следовательно, существует необходимость составления перечня оспоримых по действующему законодательству сделок. Это сделки: —

юридических лиц, выходящие за пределы их правоспособности (ст. 173 ГК РФ); —

совершенные с превышением полномочий (ст. 174 ГК РФ); —

совершенные несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет без согласия родителей, усыновителей, попечителей (ст. 175 ГК РФ); —

совершенные гражданами, ограниченными судом в дееспособности, без согласия попечителя (ст. 176 ГК РФ); —

совершенные гражданами, не способными понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК РФ); —

совершенные под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ), обмана, насилия, угрозы (ст. 179 ГК РФ); —

требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации по распоряжению общим имуществом супругов без согласия другого супруга (ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ); —

заключаемые акционерным обществом, в совершении которых имеется заинтересованность (ст. 84 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах») .

Правовое регулирование и юридическая природа крупных сделок



Сравнение понятия «крупные сделки» в различных организационно-правовых формах. Анализ особенностей крупных сделок с учетом последних изменений в законодательстве РФ.

Ключевые слова: крупная сделка, медиативное соглашение, ООО, ОАО

Keywords: Major transaction, mediation agreement, LLC, JSC

Понятие «крупная сделка» не является новым для российского права, его история насчитывает уже двадцать два года. Первоначально указанное понятие содержалось в ФЗ «Об ООО» и ФЗ «Об акционерных обществах», а затем было закреплено также в ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», в ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Крупная сделка — это одна или несколько операций в правовом поле РФ, связанные с куплей-продажей, поручительством, оформлением залога, предоставлением кредита, а также отчуждением имущества на сумму от 25 % (в ряде случаев от 10 %) общей стоимости активов компании. Суммарные показатели капитала предприятия могут браться из бухгалтерской отчетности на последний день отчетного периода .

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий , и для каждой организационно — правовой формы имеются собственные условия для заключения крупной сделки.

  1. Крупная сделка для ООО — покупка или продажа материальных ценностей, общая цена которых более 25 % всего имущества предприятия. Стоимость имущества ООО определяется на основании информации из бухгалтерской отчетности за последние 6–12 месяцев.
  2. Крупная сделка для АО — одна или несколько операций на рынке, связанных с покупкой или реализацией имущества (проводится прямо или косвенно). Общий объем сделки должен быть больше 25 % общей балансовой величины активов предприятия.
  3. Крупная сделка для предприятий унитарного типа — операция, которые связаны с прямой или косвенной покупкой (реализацией) имущества на сумму от 10 % величины уставного фонда. При этом величина сделки должна составлять от 50 тысяч минимально установленных окладов;
  4. Крупная сделка компаний муниципального и государственного подчинения — это операции на рынке, связанные с куплей-продажей имущества (распоряжением денежными активами), а также передачей материальных ценностей в пользование, если общая стоимость объекта сделки больше 10 % от общего объема активов государственной (муниципальной компании).

Такое разнообразие определений крупной сделки приводит к выводу об отсутствии единообразного подхода законодателя к пониманию крупной сделки, но по нашему мнению, можно выделить обязательный признак крупной сделки. Таким признаком, присутствующим в каждом легальном определении крупной сделки, является цена, которая не должна быть ниже размера, императивно определенного для крупных сделок такого рода. Исключение составляют сделки хозяйственных обществ, хотя и удовлетворяющие обязательному признаку, но совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности, поскольку они не являются крупными.

В отношении порядка определения цены сделки также необходимо отметить некую несогласованность норм, предусмотренных ст. 77 и ч. 2 ст. 78 ФЗ об АО и непоследовательность законодателя. Главой 10 ФЗ об АО предусмотрен порядок принятия решения об одобрении крупной сделки, установлен механизм определения цены отчуждаемого или приобретаемого имущества. Так, в соответствии с п. 1 ст. 78 в случаях отчуждения или возникновения возможности отчуждения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется стоимость такого имущества, определенная по данным бухгалтерского учета, а в случае приобретения имущества — цена его приобретения, при этом п.2 ст. 78 установлено, что для принятия советом директоров общества и общим собранием акционеров решения об одобрении крупной сделки цена отчуждаемого имущества определяется советом директоров общества в соответствии со ст. 77 указанного федерального закона. Статьей 77, в свою очередь, закреплено императивное правило о том, что в случаях, когда в соответствии с законом цена имущества определяется решением совета директоров, она должна определяться исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодателем установлены два положения, противоречащие друг другу. В частности непонятно, каким образом должна определяться стоимость отчуждаемого имущества — исходя из балансовой или рыночной стоимости.

С 1 января 2017 года вступили в силу новые правила согласования и одобрения крупных сделок. Кроме того, критерии крупных сделок стали шире. С 1 января 2017 года к крупным сделкам причислят сделки, предметом которых является передача имущества во временное владение или пользование. Раньше под понятие крупных сделок подпадали купля-продажа, дарение, залог, поручительство, заем и ипотека. В большей степени расширение списка крупных сделок понадобилось для того, чтобы включить договор аренды в число крупных сделок. Суды и раньше признавали аренду крупной сделкой, но теперь это будет закреплено на законодательном уровне (подп. 5 п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.14 № 28 «О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью»; постановление ФАС СЗО от 18.03.11 № А56–38981/2010). Интеллектуальная собственность тоже попала в перечень крупных сделок. Еще в 2003 году суды признавали договоры по передаче интеллектуальной собственности недействительными. Основанием было нарушение порядка заключения таких сделок (постановление 13 ААС от 12.12.07 по делу № А56–21604/2003).

Сущность одобрения любой сделки со специальным правовым режимом (как крупной, так и с заинтересованностью) состоит в том, что уполномоченный орган (общее собрание или наблюдательный совет) должен надлежащим образом сформировать волю АО, которую при непосредственном совершении сделки сможет выразить его исполнительный орган. Таким образом, если соответствующая воля на совершение сделки была сформирована по правилам, действовавшим в момент такого формирования, и существовала на момент заключения договора руководителем, то не должно быть никаких юридических оснований для признания такой сделки недействительной.

К тому же вполне очевидно, что в данном случае закон не отменяет правомочность ранее принятых решений и законность ранее одобренных сделок. Для контрагентов же при выяснении того, законно ли действует руководитель, будет важно выяснить, была ли сформирована воля АО или нет (в данном случае — было ли принято решение об одобрении сделки с заинтересованностью), а не то, имеет ли силу принятое ранее решение о предварительном одобрении крупных сделок, особенно учитывая, что такое решение не запрещало, а, наоборот, дало разрешение на совершение соответствующей сделки.

Вторая проблема связана с самими процедурами одобрения крупной сделки с заинтересованностью, в том числе возможность конфликта в случае одновременного принятия противоположных решений в отношении одной сделки: первого — по данной сделке как крупной; второго — как по сделке с заинтересованностью. Эта проблема возникает в связи с тем, что стал по-другому определяться орган, уполномоченный принимать решения по сделкам с заинтересованностью.

Так, если органом, уполномоченным одобрять крупную сделку, может быть как наблюдательный совет АО (если предмет сделки составляет от 10 до 25 % от стоимости активов АО), так и собрание акционеров (если предмет сделки превышает 25 % от стоимости активов), в этом случае одновременно существуют различные требования к определению кворума для одобрения крупных сделок АО стоимостью до 50 % активов общества и выше, то крупная сделка с заинтересованностью сейчас должна одобряться исключительно общим собранием акционеров. При этом в настоящее время при голосовании не будут учитываться голоса заинтересованных акционеров.

Все указанное выше может породить несоответствия между соответствующими решениями, запутать акционеров, членов наблюдательного совета, лиц, которые проводят общее собрание, и тех, которые оформляют его результаты, привести к ложному пониманию того, какая именно сделка была одобрена, и к иным негативным последствиям, что, соответственно, может быть использовано впоследствии для оспаривания соответствующих сделок и признания их недействительными, либо же блокированию хозяйственной деятельности АО (намеренному или нет), которое окажется в патовой ситуации, имея два противоположных по содержанию решений касательно одной важной для общества сделки. Поэтому до момента, когда будет сформирован институт по-настоящему независимых директоров, актуальным будет вопрос о четком определении на законодательном уровне того, какой именно правовой режим должен применяться к крупным сделкам с заинтересованностью. С теоретической и практической точек зрения приоритет должен быть отдан правовому режиму сделок с заинтересованностью, поскольку в противном случае устраняется смысл получения согласия на ее совершение именно теми акционерами, которые не заинтересованы в ее совершении.

Практика свидетельствует о наличии большого количества вопросов, возникающих у судов при применении данных институтов, о чем свидетельствует значительный процент отмен дел данной категории.

В число крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, могут входить любые сделки, осуществляемые в соответствии с гражданским законодательством, без каких-либо ограничений. В суде кассационной инстанции за указанный период рассматривались дела, в которых нормы данных институтов применялись как при заключении сделок, в частности, договоров купли-продажи, в том числе ценных бумаг (дело N Ф08–2555/03), аренды (дело N Ф08–1745/02), безвозмездного пользования (дело N Ф08–1385/03), возмездного оказания услуг (дело N Ф08–500/02), займа (дело N Ф08–3860/02), кредита (дело N Ф08–593/03), поручительства (дело N Ф08–150/2002), залога (дело N Ф08–3860/02), так и при расторжении договоров, например, подписании соглашения о досрочном расторжении договора займа (дело N Ф08–375/02). Кроме того, требования указанных правовых институтов соблюдались при внесении вклада в уставный капитал (дело N Ф08–203/02), продаже доли в уставном капитале (дело N Ф08–2620/02), внесении взноса в потребительское общество (дело N Ф08–1336/02) .

Также мы отмечаем тенденцию роста заключения медиативных соглашений в судебных спорах по крупным сделкам . Многие авторы, считают, что в медиации можно не учитывать требования закона. Например, М. В. Стаканов придерживается мнения, что в сравнении с судебным процессом медиация отличается упрощенностью и основывается не на нормативно-правовых документах, а на анализе конфликта интересов сторон ; также он полагает, что медиатор самостоятельно выбирает тот объем знаний из области юриспруденции, социологии, психологии, технических достижений и т. д., которые помогают сторонам самостоятельно прийти к согласию по предмету спора. По мнению Масленниковой Л. В., такой подход к медиации допустим только в случаях, когда нет необходимости и желания сторон, заключенное в медиации «мировое соглашение», утверждать судебным актом. Но при желании сторон утвердить заключенное по результатам медиации «мировое соглашение» в суде, им необходимо учитывать, что суд лишен возможности утвердить такое мировое соглашение, содержание которого нарушает требования законодательства РФ .

Внедрение указанных предложений в законодательство более справедливо распределит риски между субъектами гражданско-правовых отношений, будет способствовать повышению ответственности руководителя за принимаемые решения, предотвращению злоупотреблением права.

Литература:

  1. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) / Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ (ред. от 23.07.2016) //СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4162.
  2. Справка о практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» за 2016 год//Консультант плюс.
  3. Трифонова Л. А. Споры о признании недействительными крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность // http://fassko. arbitr.ru /novosti/vest nik/archive/ 8337.html
  4. Консультант Плюс.Толковый словарь//http://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict /word /oficialnyj_dokument
  5. Гражданский кодекс РФ. ст. 50 ч. 2.
  6. Постановление Пленума ВАС РФ от 16.05.14 № 28 «О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью»
  7. Постановление 13 ААС от 12.12.07 по делу № А56–21604/2003.
  8. Стаканов М. В. Взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков: переход от административных методов к медиативным / М. В. Стаканов //Международный бухгалтерский учет. 2013. № 35.
  9. Масленникова Л. В. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом с учетом заключенного сторонами медиативного соглашения. Научный журнал КубГАУ, № 97(03), 2014.

Правовое регулирование деятельности юридических лиц

Правосубъектность юридических лиц

Как уже говорилось, любой субъект права для участия в гражданском обороте должен обладать определенными качествами, как минимум, правоспособностью и дееспособностью. Прежде чем рассмотреть эти понятия и порядок их приобретения юридическим лицом, необходимо подробнее раскрыть содержание самого понятия «юридическое лицо». Из определения, которое сформулировано в ст.48 ГК РФ, и приводилось в первой главе настоящей работы следует, что юридическое лицо должно обладать необходимой совокупностью признаков. К числу таких признаков относятся:

  • 1. Организационное единство;
  • 2. Имущественная обособленность;
  • 3. Самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам;
  • 4. Выступление от своего имени в гражданском обороте и при разрешении споров в суде;

Организационное единство юридического лица заключается в том, что оно способно выполнять определенные функции, действуя через свои органы управления и подразделения, которые составляют ее внутреннюю структуру. Структура юридического лица и его функции закрепляются в учредительных документах, где указываются наименование и место нахождения организации, порядок ее деятельности и управления, предмет и цели деятельности, компетенция органов управления и другие сведения, предусмотренные законом.

Учредительными документами юридического лица являются устав и учредительный договор. В большинстве случаев единственным учредительным документом является устав, иногда учредительный договор, а в обществе с ограниченной ответственностью предусматривается наличие и того и другого документа. Обычно устав, как более подробный документ принимается теми юридическими лицами, где смешанный состав учредителей (физические и юридические лица), либо где учредителями являются только физические лица (производственный кооператив). Учредительный договор заключается в том случае, если учредителями являются другие юридические лица или индивидуальные предприниматели (полное и коммандитное товарищество). В случае несогласованности положений устава и учредительного договора большую юридическую силу имеют положения устава. Некоторые организации, например, учреждения, могут действовать на основе общего (типового) положения об организациях такого вида.

Общие требования к содержанию учредительных документов устанавливаются ст.52 ГК РФ. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. Некоммерческие организации и унитарные предприятия, в некоторых случаях, предусмотренных законом и коммерческие организации (например страховые) должны указать предмет и цели своей деятельности. Коммерческая организация, даже если это не требует закон, может самоограничить свою правоспособность, путем указания в учредительных документах исключительных видов или предмета своей деятельности.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему имущества и участия в его деятельности, условия и порядок распределения прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей из его состава.

В процессе деятельности юридического лица может возникнуть потребность в изменении учредительных документов. Законом устанавливается обязанность органов юридического лица проводить государственную регистрацию таких изменений. Для третьих лиц изменения в учредительных документах приобретают силу только с момента государственной регистрации, а учредители юридического лица не осуществившие государственную регистрацию изменений не вправе ссылаться в отношениях с третьими лицами на отсутствие регистрации и действовать с учетом таких изменений. По общему правилу принимать решения об изменениях в учредительных документах могут высшие представительные органы юридического лица.

Имущественная обособленность представляет собой наличие у юридического лица имущества, принадлежащего ему на праве собственности или ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления). Первоначально имущество организации складывается из уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала), размер которого в обязательном порядке отражается в учредительных документах. Правовая природа уставного капитала заключается в том, что это минимальный размер имущества, который гарантирует требования кредиторов. Для некоторых видов юридических лиц его размер устанавливается законом. В последующем имущество организации формируется за счет ее деятельности и из других законных источников. Имущество юридического лица учитывается на отдельном бухгалтерском балансе или в смете его расходов. Отдельный баланс, как правило, имеют коммерческие организации, а смету некоммерческие организации.

Помимо того, что имущественная обособленность юридического лица позволяет ему самостоятельно участвовать в имущественном обороте, с ней неразрывно связана его самостоятельная имущественная ответственность. Обособление имущества служит основой для уверенности кредиторов юридического лица, что в случае неисполнения обязательства взыскание может быть обращено на это обособленное имущество. Организация отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом и именно в этом заключается смысл обособления имущества. Учредители и участники по общему правилу не отвечают по долгам юридического лица, но даже если такая ответственность в ряде случаев устанавливается законом, она наступает только в случае отсутствия или недостатка имущества организации, т.е. носит субсидиарный характер или вообще может быть ограничена по размеру.

Одним из признаков самостоятельности юридического лица является предоставленная ему законом возможность выступать в гражданском обороте и в судебных органах от своего имени. Содержание понятия «имя юридического лица» включает в себя его наименование, указанное в учредительных документах, включающее в себя указание на организационно-правовую форму, а случаев и на вид деятельности (например, биржа, банк, общество защиты прав потребителей и т.д.). Основная цель обособления имени организации — индивидуализация юридического лица.

Наименование коммерческого юридического лица известно как фирма (фирменное наименование). Она регистрируется вместе с регистрацией юридического лица и заносится в государственный реестр. Право на фирму является личным и носит абсолютный характер, поэтому использование фирменного наименования другими лицами запрещается, под угрозой того, что обладатель фирмы может потребовать возмещения убытков при незаконном использовании его фирменного наименования. Фирма коммерческой организации охватывает и указание на организационно-правовую форму, поэтому вполне возможно участие в гражданском обороте организаций с одинаковым названием, но в разных организационно-правовых формах (например, ООО «Престиж» и АО «Престиж»).

Другими составляющими правового статуса юридического лица служат его место нахождения (юридический адрес) и иные средства индивидуализации. Юридический адрес организации обычно определяется местом государственной регистрации, но может определяться местом нахождения его органов или основным местом деятельности. Для индивидуализации коммерческого юридического лица, а точнее его товаров и услуг могут служить товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Указанные средства индивидуализации позволяют более четко идентифицировать юридическое лицо и принадлежность ему конкретных субъективных прав и обязанностей.

Следует отметить, что при наличии всех признаков юридического лица, полноценный статус оно получает только после государственной регистрации.

Для полноценного участия в гражданском обороте любое лицо, в том числе и юридическое должно обладать правоспособностью и дееспособностью. У юридического лица разграничение этих понятий не играет столь существенного значения, поскольку они возникают одновременно в момент государственной регистрации и прекращаются при ликвидации организации. Более существенное значение имеет различие правоспособности коммерческих и некоммерческих организаций.

По общему правилу, коммерческие организации обладают общей (универсальной) правоспособностью, которая заключается в том, что они могут заниматься любыми видами деятельности не запрещенными законом. Исключением среди них являются унитарные предприятия, правоспособность которых является ограниченной и лимитируется теми видами деятельности, которые указаны в учредительных документах собственником имущества. В ряде случаев правоспособность коммерческого юридического лица может быть ограничена на основании закона, если они собираются осуществлять вид деятельности подлежащий лицензированию. В этом случае организация должна получить в установленном законом порядке лицензию, позволяющую заниматься этим видом деятельности. Кроме того, закон позволяет коммерческим организациям ограничить свою правоспособность, путем указания в учредительных документов исключительных видов деятельности, которыми может заниматься юридическое лицо.

Не нашло отражение в законодательстве и мнение сторонников органической теории юридического лица о том, что правоспособность естественное право юридического лица, возникающее с момента его создания. Правоспособностью юридическое лицо наделяется в силу закона и им же может ограничиваться. Одним из примеров ограничения правоспособности коммерческого юридического лица может служить лицензирование предпринимательской деятельности организации.

Лицензирование представляет собой вид государственного контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Лицензирование предусматривает:

выдачу лицензии;

надзор за соблюдением лицензиатом условий лицензии;

приостановление и аннулирование лицензии.

Лицензия это разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом субъекту предпринимательской деятельности.

Правовая основа лицензирования основывается на нормах ст.49 ГК РФ и Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.01 №128-ФЗ.

Лицензирование может осуществляться федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов федерации (лицензионная палата). Права органа выдавшего лицензию:

проверять деятельность лицензиата;

запрашивать и получать необходимую информацию, в том числе объяснения лицензиата на замечания, лицензирующего органа;

составлять акты с указанием конкретных нарушений;

выносить решения обязывающие устранить эти нарушения;

устанавливать сроки устранения указанных лицензирующим органом нарушений;

выносить предупреждения лицензиату.

Переоформлять и возобновлять действие лицензий;

Аннулирование лицензий, в случаях предусмотренных законом.

Лицензия, выданная федеральным государственным органом РФ, действует на территории всей РФ, а органом субъекта РФ, только на его территории. На территории иных субъектов РФ она может осуществляться при условии уведомления соответствующего лицензирующего органа субъекта РФ.

Перечень лицензируемых видов деятельности устанавливается законом о лицензировании, а также иными федеральными законами.

Лицензирующие органы наделены правом приостанавливать действие лицензии в случаях:

выявления контролирующими органами нарушения лицензионных требований которые могут повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне и безопасности. Приостановление может быть произведено только по этим фактам.

невыполнение требований по устранению нарушений.

Решение о приостановлении лицензии может быть обжаловано в суд. Срок для устранения недостатков не может превышать 6 месяцев. Если нарушения в этот срок не устранены, то лицензирующий орган должен обратится в суд с требованием об аннулировании лицензии.

Лицензия аннулируется (теряет силу) -в административном порядке:

в случае неуплаты лицензионного сбора в течение 3-х месяцев после получения уведомления;

с момента ликвидации юридического лица или прекращения свидетельства индивидуального предпринимателя;

с момента реорганизации юридического лица, за исключением преобразования:

в судебном порядке:

при обнаружении недостоверных или искаженных данных в документах для ее получения;

при неоднократном или грубом нарушении лицензионных требований;

выявление незаконности выдачи лицензии.

С заявлением в суд может обратиться лицензирующий орган или иной компетентный государственный или муниципальный орган. Одновременно с подачей заявления в суд может приостанавливаться действие лицензии.

Если осуществлением деятельности без лицензии причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо это сопряжено с извлечением крупных доходов (200 МРОТ для граждан, 500 МРОТ для юридических лиц) может наступить ответственность по ст.171 УК РФ.

Ограниченной (целевой) правоспособностью обладают некоммерческие организации, которые могут заниматься только видами деятельности, указанными в учредительных документах. В ряде случаев на основании прямо указания закона может быть установлена целевая правоспособность и для иных, кроме унитарных предприятий коммерческих организаций, например, страховых компаний и банков.

Если наделение юридического лица правоспособностью, как общей посылкой, не вызывает значительных споров, то обладание юридическим лицом дееспособностью — спорный вопрос в юридической науке. Некоторые ученые считают, что это понятие вообще неприменимо к юридическому лицу. Однако в настоящее время преобладает другая точка зрения, согласно которой и правоспособность и дееспособность юридических лиц реализуется через их органы, которые и выступают в гражданском обороте от его имени.

Органы юридического лица могут быть единоличными и коллегиальными. Коллегиальные (представительные) органы, как правило, создаются в организациях основанных на членстве и высшим органом такой организации является общее собрание ее членов (учредителей). В организации могут создаваться и другие коллегиальные органы (совет директоров), том числе и исполнительные (дирекция, правление), которые назначаются или избираются представительными органами. В любом случае из состава коллегиального исполнительного органа должен выделяться единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор), так как именно он является законным представителем юридического лица, который без доверенности может представлять интересы юридического лица.

Менее четко можно провести классификацию органов юридического лица по волевому критерию. Принято считать, что коллегиальные органы (общие собрания, совет директоров и т.д.) формируют волю юридического лица. Исполнительные же органы, выражают ее вовне, доводят до сведения третьих лиц, т.е. являются волеизъявляющими. Представляется, что это несколько упрощенный подход, так как исполнительные органы тоже участвуют в формировании воли организации, но их компетенция в этом вопросе может ограничиваться законом и учредительными документами. Несоблюдение этих правил может повлечь недействительность сделок, совершенных исполнительным органом (например, крупных и заинтересованных), однако чаще всего такая сделка признается оспоримой, а ее недействительность наступает только в том случае, если другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о том, что исполнительный орган в за пределы своих полномочий.

В ряде случаев, например в унитарных предприятиях, учреждениях коллегиальных органов вообще не создается, а единоличный руководитель такой организации одновременно формирует и изъявляет волю юридического лица, в пределах полномочий, которые предоставлены ему собственником.

Имеет свои особенности и деликтоспособность юридического лица. Помимо общего правила, устанавливающего самостоятельную ответственность организации по обязательствам всем своим имуществом. В ряде случаев может наступить ответственность по обязательствам ее учредителей. Кроме того, юридическое лицо отвечает за действия своих наемных работников, совершенных в пределах своих полномочий в период выполнения трудовых обязанностей.

В юридической литературе понятия правоспособности, дееспособности, то есть набор прав и обязанностей организации, а также другие признаки правового статуса юридического лица, объединяют в одно понятие — правосубъектность юридического лица. Если ранее говорилось, что правоспособность коммерческих юридических лиц общая, а некоммерческих специальная, то правосубъектность любого юридического лица является специальной. Именно по правовому статусу, соотношению прав и обязанностей принадлежащих организации проводят различия организационно-правовых форм юридического лица.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *