Правовая основа антикоррупционного стандарта

Правовые основы противодействия коррупции: международные и национальные стандарты и инициативы

Вышла в свет монография «Правовые основы противодействия коррупции: международные и национальные стандарты и инициативы» (в 2-х томах, под общ. ред. Т. Я. Хабриевой, Р. А. Курбанова. – Москва : Проспект, 2019)

Одобрено секцией публичного права ученого совета Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Рецензенты:

Куксин И. Н., доктор юридических наук, профессор;

Капустин А. Я., доктор юридических наук, профессор.

Под общей редакцией академика РАН Т. Я. Хабриевой, доктора юридических наук Р. А. Курбанова.

Международный авторский коллектив:

Хабриева Талия Ярулловна, Курбанов Рашад Афатович, Абузярова Найра Абдулкадыровна, Алиева Гюнай Аладдиновна, Аллалыев Руслан Мурадович, Артемов Владислав Юрьевич, Баланюк Леонид Леонидович, Белялова Асия Мидихатовна, Бодак Алла Николаевна, Василевич Григорий Алексеевич, Василевич Сергей Григорьевич, Власов Илья Семенович, Голованова Наталья Александровна, Гурбанов Рамин Афад-оглы, Денисов Иван Сергеевич, Ершов Олег Геннадьевич, Ефимова Ольга Александровна, Зульфугарзаде Теймур Эльдарович, Изутина Светлана Викторовна, Кашеварова Юлия Николаевна, Людвиг Сергей Давыдович, Манке Карстен, Меньших Андрей Александрович, Мирмохаммади Мостафа, Моисеев Андрей Михайлович, Мустафазаде Айтен Инглаб-кызы, Налетов Кирилл Игоревич, Никитин Дмитрий Николаевич, Очиров Осор Рыгзынович, Сафи Исмаил, Свечников Владимир Александрович, Свечникова Наталья Викторовна, Севальнев Вячеслав Викторович, Семыкина Ольга Ивановна, Скутельник Олег Анатольевич, Става Георг, Ткачев Валентин Николаевич, Трунцевский Юрий Владимирович, Тюрин Илья Владимирович, Федоров Александр Вячеславович, Цирин Артем Михайлович, Чувахин Петр Игоревич

ISBN 978-5-392-30540-7

DOI 10.31085/9785392305407-2019-528

Противодействие коррупции – один из важнейших пунктов повестки дня не только для отдельных государств, но и для мирового сообщества в целом. Коррупция является серьезным препятствием для устойчивого экономического и социального развития как на международном, так и на национальном уровне. Странами регулярно принимаются новые антикоррупционные правила и директивы.

В настоящем научно-практическом пособии рассмотрены правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации, международные и региональные стандарты и инициативы, а также зарубежный опыт в этой области.

В томе 1 проведен анализ нормативного материала, регламентирующего антикоррупционную деятельность на различных этапах развития в Российской Федерации, исследуются факторы, определяющие коррупционное поведение, роль научно-образовательных и бизнес-структур в противодействии коррупции. Особое внимание уделено обеспечению соблюдения ограничений и принципов служебного поведения, преодолению конфликта интересов, а также предотвращению коррупционных правонарушений в сфере трудовых отношений. Отдельный раздел издания посвящен международно-правовым основам противодействия коррупции в рамках ООН, ОЭСР, Европейского союза, Совета Европы, иных международных и региональных институтов и инициатив в Европе, Евразии, Америке, Африке, Азии и Океании.

Для научных работников, государственных служащих, преподавателей юридических вузов и факультетов, а также для других специалистов, интересующихся вопросами противодействия коррупции в России и за рубежом.

ISBN 978-5-392-30541-4

DOI 10.31085/9785392305414-2019-440

Противодействие коррупции – один из важнейших пунктов повестки дня не только для отдельных государств, но и для мирового сообщества в целом. Коррупция является серьезным препятствием для устойчивого экономического и социального развития как на международном, так и на национальном уровне. Странами регулярно принимаются новые антикоррупционные правила и директивы.

В настоящем научно-практическом пособии рассмотрены правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации, международные и региональные стандарты и инициативы, а также зарубежный опыт в этой области.

Для научных работников, государственных служащих, преподавателей юридических вузов и факультетов, а также для других специалистов, интересующихся вопросами противодействия коррупции в России и за рубежом.

Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике» (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 15 ноября 2003 г. N 22-15)

  • Глава первая. Общие положения (ст.ст. 1 — 9)
    • Статья 1. Антикоррупционная политика как предмет правового регулирования
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
    • Статья 3. Цели и задачи антикоррупционной политики
    • Статья 4. Принципы антикоррупционной политики
    • Статья 5. Приоритетные сферы правового регулирования антикоррупционной политики
    • Статья 6. Правовая основа антикоррупционной политики
    • Статья 7. Система субъектов антикоррупционной политики
    • Статья 8. Классификация коррупционных правонарушений
    • Статья 9. Субъекты коррупционных правонарушений
  • Глава вторая. Система мер реализации антикоррупционной политики (ст.ст. 10 — 17)
    • Статья 10. Меры предупреждения коррупционных правонарушений
    • Статья 11. Меры пресечения коррупционных правонарушений
    • Статья 12. Меры ответственности за коррупционные правонарушения
    • Статья 13. Меры возмещения вреда, причиненного коррупционными правонарушениями
    • Статья 14. Антикоррупционная экспертиза правовых актов
    • Статья 15. Антикоррупционный мониторинг
    • Статья 16. Отчеты о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики
    • Статья 17. Антикоррупционные программы
  • Глава третья. Антикоррупционные стандарты приоритетных сфер правового регулирования антикоррупционной политики (ст.ст. 18 — 29)
    • Статья 18. Антикоррупционные стандарты в сфере реализации права на референдум, избирательных прав и деятельности партий
    • Статья 19. Антикоррупционные стандарты в сферах государственной власти, государственной и муниципальной служб
    • Статья 20. Антикоррупционные стандарты в сфере службы в коммерческих и иных организациях
    • Статья 21. Антикоррупционные стандарты в сфере правотворчества
    • Статья 22. Антикоррупционные стандарты в сфере судебной и правоохранительной деятельности
    • Статья 23. Антикоррупционные стандарты в сфере бюджетного процесса и бюджетного кредитования
    • Статья 24. Антикоррупционные стандарты в сфере кредитно-банковской деятельности
    • Статья 25. Антикоррупционные стандарты в сфере эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг
    • Статья 26. Антикоррупционные стандарты в сфере приватизации государственного и муниципального имущества
    • Статья 27. Антикоррупционные стандарты в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок
    • Статья 28. Антикоррупционные стандарты в сферах лицензирования отдельных видов деятельности, регистрации юридических лиц, экспертизы и сертификации продукции и услуг
    • Статья 29. Антикоррупционные стандарты в сфере предоставления и получения зарубежной финансовой и гуманитарной помощи
  • Глава четвертая. Международное сотрудничество в сфере антикоррупционной политики (ст.ст. 30 — 33)
    • Статья 30. Правовая основа международного сотрудничества в сфере антикоррупционной политики
    • Статья 31. Цели и принципы международного сотрудничества в сфере антикоррупционной политики
    • Статья 32. Приоритетные направления международного сотрудничества в сфере антикоррупционной политики
    • Статья 33. Правовая помощь по уголовным и гражданским делам о коррупционных правонарушениях
  • Глава пятая. Заключительные положения (ст.ст. 34 — 35)
    • Статья 34. Система контроля в сфере антикоррупционной политики
    • Статья 35. Надзор за законностью при реализации антикоррупционной политики

Модельный закон
«Основы законодательства об антикоррупционной политике»
(принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 15 ноября 2003 г. N 22-15)

Настоящий Закон принимается

исходя из необходимости обеспечения надлежащего государственного управления, укоренения демократических начал, гласности и контроля в деятельности государственных и муниципальных органов власти, укрепления доверия граждан к власти;

в утверждение принципа бескорыстного и ответственного служения лиц, наделенных публичным статусом, гражданам, народу и государству;

в подтверждение стремления власти к самоограничению, созданию стабильных правовых основ предупреждения коррупции и совершенствованию национального законодательства с учетом норм международного права о противодействии коррупции;

с осознанием того, что коррупция представляет серьезную угрозу национальной безопасности, функционированию публичной власти на основе права и закона, верховенству закона, демократии и правам человека, равенству и социальной справедливости; затрудняет экономическое развитие и угрожает основам рыночной экономики;

в развитие конституционной обязанности государства защищать права и свободы человека и гражданина, поддерживать конкуренцию и свободу экономической деятельности.

ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Правовые основы противодействия коррупции

В Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Серьёзный антикоррупционный потенциал заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 годах и плане мероприятий по её проведению, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005г. № 1789-р «О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах», а также в законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы государственной службы.

Тем не менее, в целях эффективного и адресного противодействия коррупции важным видится формирование чёткой и всеохватывающей правовой основы. Так, в статье 2 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определена правовая основа противодействия коррупции, которую составляют:

  • 1. Конституция Российской Федерации.
  • 2. Федеральные конституционные законы.

Федеральный конституционный закон от 25.12.2008 № 5-ФКЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».

В статью 10 данного закона внесены изменения, возлагающие на членов Правительства РФ обязанность представлять в налоговые органы помимо указанных ранее (до принятия указанного выше конституционного закона) сведений также сведения о своих обязательствах имущественного характера и об обязательствах имущественного характера их супругов и несовершеннолетних детей. Налоговые органы РФ после получения сведений направляют их Президенту РФ и в Федеральное Собрание. Кроме того, такие сведения могут быть опубликованы.

  • 3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
  • 4. Федеральные законы.
  • — Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. ФЗ № 280 от 25.12.08). В данный федеральный закон были внесены изменения — так называемые «антикоррупционные» поправки. Например, изменен порядок представления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также дополнен перечень ограничений, связанных с гражданской службой. Кроме того, изменения коснулись отдельных аспектов нахождения на гражданской службе и запретов, связанных с ее прекращением.
  • — Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».

Федеральный закон устанавливает в отношении гражданских служащих, военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов обязанности, запреты и ограничения антикоррупционного характера, которые касаются различных должностных лиц, которые сгруппированы в таблице. Приложение 1.

В данном законе также предусмотрен ряд уголовно-правовых мер борьбы с коррупцией, среди них:

  • — усиление ответственности за злоупотребление полномочиями в коммерческой или иной организации и коммерческий подкуп;
  • — упрощение процедуры возбуждения уголовного дела в отношении членов Федерального Собрания, депутатов региональных парламентов, судей, прокуроров, следователей.

Законом установлена административная ответственность юридических лиц за передачу незаконного вознаграждения должностному лицу (лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации) в связи с занимаемым им служебным положением.

— Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».

Изменения вследствие принятия данного закона коснулись правового статуса отдельных категорий граждан, в частности, судей, членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, аудиторов Счетной палаты РФ и др.; введены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи, отдельным категориям должностных лиц запрещено участвовать в качестве защитника или представителя по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.

— Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Федеральный закон принят Государственной думой 21 января 2009 года.

Данным нормативным актом установлен единый порядок доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также установлена ответственность за нарушение порядка доступа к информации, регламентирована процедура предоставления информации, определены принципы и способы обеспечения доступа к информации, формы ее предоставления, права и обязанности пользователей информации, органов власти, их должностных лиц. Также урегулирован доступ к информации о деятельности органов власти в электронной форме (в том числе в сети Интернет).

— Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Данный Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Под коррупциогенными факторами в ст.1 вышеуказанного закона признаются положения нормативных правовых актов или их проектов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

В данном законе также продлен срок действия упрощенного порядка госрегистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства (так называемая дачная амнистия), а также описан сам порядок регистрации. Упрощенный порядок будет действовать до 1 марта 2015 г., а не до 1 января 2010 г., как это планировалось первоначально.

Для госрегистрации достаточно подать техпаспорт на объект недвижимости и правоустанавливающий документ на землю. Представлять разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (если объект не завершен — разрешение на строительство), в том числе, для получения техпаспорта не нужно.

До 1 марта 2015 г. также продлены полномочия региональных органов власти по установлению предельных максимальных цен (тарифов, ставок и т.д.) на работы по проведению территориального землеустройства.

5. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти.

Национальный план противодействия коррупции (утв. Президентом РФ от 31.07.2008 № Пр-1568) является первоначальным и по свой сути ключевым документом, послужившим «отправной точкой» для разработки пакетов антикоррупционных законопроектов 2008 года.

Национальный план противодействия коррупции разработан в целях устранения коренных причин коррупции и содержит следующие меры:

  • — изменение законодательства для борьбы с коррупцией;
  • — совершенствование государственного управления;
  • — повышение профессионального уровня юристов и правовое просвещение.

Национальным планом, в частности, предлагается внедрить в практику механизм ротации государственных служащих, предусмотрено повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих. Одна из мер предупреждения коррупции — антикоррупционная экспертиза принимаемых нормативных правовых актов. Реализацию конфискованного имущества и имущества предприятий-банкротов, закупки для государственных и муниципальных нужд планируется проводить через электронные торги в режиме онлайн.

Пакет антикоррупционных указов Президента РФ от 18 мая 2009 г:

  • 1. Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. №557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;
  • 2. Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г.№558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;
  • 3. Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. №559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;
  • 4. Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. №560 «О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;
  • 5. Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. №561 «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования».

Президент России подписал ряд указов, расширяющих список чиновников, которые должны подавать ежегодную декларацию о доходах. Как пояснил глава администрации Президента С. Нарышкин, указы президента официально оформляют порядок публичного декларирования доходов и имущества чиновников и членов их семей.

Согласно федеральному закону «О противодействии коррупции» лица, претендующие на определенные должности госслужбы или замещающие их, обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (собственных, а также супруги (супруга) и несовершеннолетних детей).

Указом Президента РФ от 18.05.2009 г. № 557 установлен перечень таких должностей федеральной государственной службы, состоящий из трех разделов.

В первый раздел включены должности гражданской службы, отнесенные к высшей группе; руководители и заместители руководителей территориальных органов федеральных органов власти; другие должности, на которые назначает и от которых освобождает Правительство РФ.

Второй раздел объединяет должности военной и иных видов госслужбы. В частности, речь идет о руководящих постах в МВД России, МЧС России, Минобороны России, ГФС России, СВР России, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, ФМС России, ФСИН России, Спецстрое России, Службе специальных объектов при Президенте РФ, ФТС России, Прокуратуре и Следственном комитете при ней.

В третий раздел входят другие должности, связанные с коррупционными рисками. При этом перечислены только признаки таких должностей (исполнение функций представителя власти, проведение контрольно-надзорных мероприятий, распределение бюджетных средств или ограниченного ресурса, выдача разрешений и т.д.). Конкретный перечень должностей, относящихся к третьему разделу, определяют руководители федеральных государственных органов.

Ранее госслужащие не были обязаны предоставлять вышеупомянутые сведения в открытую печать. Кроме того, к числу лиц, обязанных предоставлять данные о доходах, теперь относятся и руководители госкорпораций.

Администрация Президента отмечает, что этот шаг относится к мерам «профилактического и предупредительного характера». По словам главы администрации, выводы о законности получения тех или иных доходов должны делать контрольные и правоохранительные органы, а само по себе опубликование сведений не будет автоматически становится поводом для такого рода расследований.

Указом Президента №1065 от 21.09.09 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» установлен порядок осуществления проверки сведений о доходах, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и лицами, их замещающими.

Указом Президента Российской Федерации от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции» образован Совет по противодействию коррупции и определены основные направления его деятельности.

Указ Президента Российской Федерации от 03.03.2007 № 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов» определяет порядок образования и работы специальных комиссий в федеральных государственных органах и государственных органах субъектов РФ в целях контроля за соблюдением государственными гражданскими служащими РФ требований к служебному поведению, а также компетенцию комиссий.

Правительством Российской Федерации были также предприняты меры по приведению в соответствие законодательства в рамках своей компетенции путем принятия нормативных актов (постановлений), касаемых некоторых аспектов деятельности государственных органов.

Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 г. № 195 «Об утверждении правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции».

Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 г. № 196 «Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *