Правовая онтология

Основная теория онтологии в философии

Онтология в философии занимает значимое место, особенно в становлении философской мысли и современных научных теориях. Учение обо всем сущем стремится объяснить природу и взаимосвязь предметов: материальных и нематериальных.

Определение учения

Онтология —это подраздел систематической философии о бытие, которая в общефилософской системе выступает в качестве одной из ее составляющих. Если рассматривать это направление, как раздел философии, то онтология занимается изучением фундаментальных основ устройства, истоков и характеристик мироздания.

Понятие онтология впервые введено Р. Гоклениусом (1613 г.) и одновременно И. Клаубергом, которые применил термин, как «онтософия» в виде эквивалентия к определению «метафизика» (1656 г.).

Позднее, понятие было рассмотрено и расширено в работах Хр. фон Вольфа («Первая метафизика, или Онтология», 1730 г.), где учение изучается в качестве фундаментальной части метафизики. В Европе 18 века работы Хр. Вольфа становятся популярными.

Однако, затем, К.Больф разделил понятия метафизики и онтологии. Эволюция бытия происходит двумя путями:

  1. Бытие, как неосязаемое, неощущаемое. Это закономерное явление, которое строится на универсальных закономерностях.
  2. Развитие бытия, как философской природы.

Переломный момент завершается Кантом, который провозглашает априорные типы чувственности, благодаря которым субъект может принимать бытие.

Онтология, гносеология, аксиология и антропология считаются основными разделами философии.

Как развивалась онотологическая мысль

Развитие философии обо всем сущем, делится на следующие периоды:

  1. Античность. Проблемы онтологического учения восходят к досократовскому времени. Огромный вклад в расширение онтологического знания внесен Платоном и Аристотелем. В это время проводится поиск истоков материального и идеального. Ответы ищутся в природе. Философы стараются отыскать первоначало.
  2. Средневековье. В средневековой онтологии внимание уделялось проблемам существования универсалий — неких абстрактных субстанций. В этот период познается сущность бытия Бога. Онтология используется для решения теологических вопросов.
  3. 16 век связан с появлением термина «онтология», который введен Я. Лорхардом. В 1606 году он опубликовал работу, где впервые было прописано слово «онтология». Затем Р. Гоклениус и И. Клауберг также используют этот термин в своих произведениях. Христиан фон Вольф закрепил употребления термина на практике. В этот временной интервал учение изучает методы научного знания.
  4. 20 век. В это время, проблемами онтологической философии занимались Н. Гартман, М. Хайдеггер и другие философы. Особое место в философии современности занимают онтологические вопросы сознания. В центре всего стоит проблема осознания человеческого существования в универсуме. В это время, изучается бытие с различных сторон, связанных с плюрализмом направлений.

Онтологическая теория

Классическая философия рассматривает онтологическое учение, как совокупность общепринятых понятий бытия, которые характеризуют его к деятельности людей без прямого отношения к ним, к их познанию и образу мыслей. Онтология — своеобразная картина реальности, обозначающая место человека в мироздании, позицию различных видов деятельности и познания, назначение и границы конкретных наук. Таким образом, учение становится над философским и научным познаниями, являясь их обобщением и объединяя разнообразные интерпретации бытия в категорийной системе.

Ближе к середине 20 века, ясно выявляется ограниченность бытийного учения в традиционном понимании, которое претендует на объединение метафизических законов бытия, но ограничено к изучению новых областей реальности. Онтология не использует инструменты научной познавательной деятельности и пренебрегает обширным количеством форм человеческого опыта и схемами взаимоотношений индивидуумов.

Кризисное состояние классической онтологии раскрывает в учении отсутствие точного понимания источников мироздания из деятельности, взаимозависимости данных понятий от различных условий. Таким образом, встает вопрос: или философское направление отказывается от традиционной онтологии и затем базируется на развитии научных дисциплин (их методологии и картинах действительности), или строится онтологическое учение нового типа, который формируется на основе понятий бытия человека и проецирует человеческий опыт на мироздание.

Данная ситуация напрямую указала на то, что учение строится на предпосылках, оно зависит от обусловленных культурой форм общественного бытия. В связи с этим современная неоклассическая философия рассматривает онтологию, как раскрытие методов бытия с неопределенным статусом.

В области научных дисциплин, данное направление определяется, как система некой сферы объектных знаний, которая представляет собой концептуальную систему, состоящую из организованных данных из совокупности предметов, их классов и взаимосвязей.

В области методологического знания, онтологическое учение рассматривается, как основная форма отражения объективности в пределах определенной мысленной деятельности. Онтологическое представление порождается мыследеятельностью (знанием) о предмете, которое одновременно применяется в качестве самого предмета, независимо от мыслей о нем.

Таким образом, рассматривая онтология на основе той или иной мыследеятельности, как систематизированная и структурная целостность, она исполняет функцию реальности, проецируя мысленную деятельность на логику реальности. В связи с этим, все части мыследеятельности интерпретируются с точки зрения онтологии и рассматриваются объективно, находя и получая свою сущность. Методология конструирования онтологической картины получила названия онтологизации.

Сейчас, создано большое количество онтологических теорий, которые предлагают разнообразные модели деятельности. Такое многообразие форм учения связано с огромным количеством проблем познания — от постижения сущности познания до философии появления вещей, от осмысления структуры предметов до проведения анализа всего сущего, как объединение процессов.

Философско-правовая онтология

Сущность права нераздельно связана с пониманием философско-правовой онтологии. Обыденной жизни противопоставляется мир, как система нормативно-оценивающих определений, в подчинении которой находится человек. Индивидууму диктуются правила и предъявляются требования. Такая система подчиняет своим нормам, которые вносятся в жизненный круговорот человека (например, посещение школы). Здесь закреплены поведенческие нормы, отклоняясь от которых человек становится отщепенцем.

Философско-правовая онтология — метод систематизации и трактования общественной жизни и человеческого бытия.

Право и само бытие отличаются, поскольку правовое бытие предполагает исполнение конкретных обязательств. Человек обязан чтить общепринятые законы. Философско-правовая онтология специфична. Правовая реальность рассматривается как система, существующая в пределах человеческого существования. Оно включает в себя составляющие, которые выполняют конкретные функции. Это надстройка, включающая правовые структуры, отношения и сознание.

Фундаментальная онтология Хайдеггера

Мартин Хайдеггер занимался изучением человеческого бытия. В произведении «О сущности истины», философ описывает понятие свободы, как суть истинной реальности. Свобода не есть несвязность действий или возможность делать что-то. Свобода частично раскрывает сущее, как оно есть. В экзистентном понимании, объяснено само обнаружение, где есть простота простого. В этой форме бытия, человеку предоставлена основа существования, которая долго была необоснованна.

Предмет учения о бытие

Бытие — центральный объект изучения в онтологической науке, который понимается, как полное объединение всех типов реальности.

Действительность по традиции рассматривается, как материя и делится на косвенную, живую и социальную.

Бытие, в качестве объекта мысленной деятельности, ставится в противоположность неосмысливаемому небытию. В феноменологической и экзистенциальной философии 20 века, все сущее ассоциируется с человеком, как существом, которое может мыслить и задаваться вопросами о сущем. Однако в метафизике рассматривается теологическая основа бытия. Человек в этом смысле волен в выборе.

Как рассматривается онтология в точных науках

В науках программирования, под онтологией понимается очевидное описание большого количества объектов, взаимосвязанных между собой (концептуализация). На формальном уровне онтология складывается из таких составляющих:

  • определений и понятий, обобщенных в таксономию — науку о принципах подразделения и систематизации сложных сущностей, соотносящихся по иерархиям;
  • их истолкования;
  • правил подведения итогов.

Виды онтологий

Онтологическое учение подразделяется на несколько видов:

  1. Мета-науки онтологии, которые рассматривают общие понятия, независящие от объектных сфер.
  2. Онтология предметной сферы — формализованное описание предметной сферы, применяемое, как правило, для уточнения понятий из мета-онтологии и/или определения общей терминологической базы объектной сферы.
  3. Онтология определенной задачи — учение, которое определяет общую базу терминов для конкретной задачи или проблемы.
  4. Сетевые онтологии зачастую применяются для рассмотрения итогов действий, которые выполняются объектами предметной сферы.

Антология в философии — сборник произведений от отдельных авторов, представляющий собой литературу определенного временного периода.

Модель онтологической науки

Онтология в философии предполагает поиск и применение связанных и зависимых между собой трех составляющих:

О=<X,R,F>, где:

  • Х — количество определений объектной сферы;
  • R — количество взаимоотношений между терминами;
  • F — количество функциональных особенностей интерпретации.

Обобщение некоторых моделей учения производится так, чтобы:

  • представлять большое количество концептов в форме схемы;
  • использовать достаточное множество R, содержащее как отношения в таксонометрии, так и отношения, которые отображают специфичные особенности определенной сферы, а также инструменты, позволяющие расширить множество R;
  • применять декларативные и процедурные интерпретации и отношения, в том числе определение новых понятий.

После этого, можно рассматривать модель расширяемой онтологии, которая представляет собой учение для создания пространств знаний в интернете. Одновременно с этим, эта модель не является полной, поскольку пассивна в определении процедурных интерпретаций и введении специализированных функций расширения учения.

Онтология права. Формы бытия права

Правовая реальность имеет структуру, в которой можно выделить основные формы бытия:

  • — мир идей;
  • — мир знаковых форм;
  • — мир взаимодействия с социальными объектами.

Каждая из этих форм бытия права имеет свое развитие в

философско-правовых концепциях.

Так, идея права больше представлена в естественных концепциях, тогда как знаковая форма — есть основа позитивного правовосприятия, коммуникативная же концепция изучает право в контексте взаимодействия объектов.

Идея права представляет первокирпичек правовой реальности, ценностный ориентир, поэтому его основными характеристиками выступают как антропологические, аксиологические и деонтологические компоненты.

Ценностно идея права представляет собой воплощение справедливости.

Вторым элементом правовой реальности является закон. Он представляет собой актуализацию и фактическое воплощение правовой идеи. Это общая норма для множества случаев. Он имеет различные формы бытия: нормы, отношение, сознание, правосубъектность, правоотношение.

Третий элемент — мир социальных действий — представляет собой самый сложный мир с позиции философии. Основным субъектов этого взаимодействия является человек. От того как он взаимодействует с правовой реальностью, набором каких качеств и способностей при этом оперирует, является важнейшим фактором реализации этой формы бытия права.

Могут быть выделены три уровня психически волевого восприятия:

A) низший — желания нарушить норму;

Б) средний — подчиняться, при этом сохраняя нейтральную позицию;

B) высший — всецело признавать ценности нормы.

Онтология права как раздел философии права ставит задачу не только описать существование феноменов правовой реальности, но и попытаться решить проблему соотношения должного и сущего права, являясь важным соотношением социума. Должное не может исчерпываться только как «то, что должно быть», как идеальная форма будущего. В правовой действительности должное, по своей сути, является социальной характеристикой. Эта выраженная определенность упорядочивания социального бытия людей посредством их собственной деятельности. Осознание должного выражается в определенных социальных требованиях, адресованных членам общества и направленных на обеспечение определенной упорядоченности человеческого существования. Социальные требования должного содержатся в следующих формах сознания: религия, право, мораль, политическая идеология. Но вместе с тем сфера должного не сводится только к духовным феноменам. Важнейшим проявлением являются нормативные образования: государство, общественные организации, законодательство. Должное и его проявления объективируются и взаимообусловлены сущим. Сущее как часть социального бытия человека носит конкретный характер. Сфера сущего различается в зависимости от требований должного.

В современной отечественной философско-правовой литературе проблема должного и сущего обнаруживается в характеристике права и государства, а также во влиянии их на субъекта права.

Концепция С.С. Алексеева относится к естественноправовому подходу. В его концепции должное и сущее — это категории, которые разделяются на естественные и позитивные феномены. Главная проблема данного подхода заключается в характеристике естественного права, особенно реальные проявления сущего в нем, с другой стороны, сам статус естественного права как должного по отношению к позитивному праву. С точки зрения автора концепции «правовые явления освещаются не как умозрительные, наземные фантомы, а через однопорядковые категории — право в результате обусловлено реальными жизненными процессами» . Естественное право рассматривается автором как реальный факт социального действия, как сущее. В этом контексте автор определяет естественное право как «правовые требования и прообразы юридических норм»26 27. «Они как таковые выражаются в обычаях, морали, религиозных и идсологиче- ских положениях» . Приведенные высказывания автора обнаруживают ряд противоречий в трактовке естественного права.

Рассмотрение концепции Алексеева позволяет выявить ряд существенных противоречий. Взаимное определение разума, свободы и права друг на друге не позволяет выявить собственную специфику этих феноменов.

Принципиально другая позиция сформулирована в этатистской концепции Э.А. Позднякова. В познавательном смысле автор исходит из необходимости изучения государства и права как феноменов сущего, поэтому его критика направлена на естественно-правовой подход. Другой методологический акцент направлен на антропологизацию при определении сущности и значении государства и права. Государство и право взаимосвязанные феномены, единое целое, которое отождествлено с обществом. «Мы рассматриваем государство и общество как понятия по существу тождественные: государство есть тоже самое

общество, только организованное по определенным принци-

пам» .

Поскольку автор концепции признает только наличие позитивистского права, то не возникает проблемы правового государства и проблемы прав человека. Здесь нет соотношения должного и сущего, так как право выступает исключительно как сфера тотального должного. Таким образом, государство и право изначально из категории сущего переходят в категорию должного и охватывают все существующее, включая правовую реальность.

Рассмотренные выше концепции включают взаимодействие сущего и должного как существенной характеристики правового и государственного взаимодействия. Результаты теоретического осмысления содержат характеристики этих феноменов в качестве должного. Идеализация правовых явлений, как явлений должного и сущего, является характерной чертой современных российских философско-правовых концепций. Зарубежные исследования пытаются решить эти проблемы в междисциплинарном аспекте, что видится более объективным для правовой науки.

28 Поздняков Э.А. Философия государства и права. М., 1995.

Вопросы по теме для дискуссии

Дать определение понятия «бытия», «онтологии». Соотнести понятия «бытия» и права и «правовой реальности».

  • 1. В чем состоит особенность правовой реальности?
  • 2. Какие онтологические основания права вы можете определить?
  • 3. В чем состоит дуальная природа права: должное и сущее?
  • 4. Каковы формы бытия права и в чем их особенности?

Темы для эссе

  • 1. Какие элементы правовой реальности естественного и позитивного права необходимы ?
  • 2. Особенности дуальной природы права и решение вопросов противоречия сущего и должного на основе современных концепций интерсубъективности (на выбор студента).
  • 3. Сравнить высказывания о природе права:

Диоген Лаэртский: «Парменид и Демокрит все выводят из необходимости, она же и судьба, и справедливость, и проведение, и миротворчество».

Г. Гегель: «Право и справедливость должны корениться в свободе и воле, а не в несвободе, к которой обращается угроза».

  • Алексеев С.С. Философия права. М.,1997. С. 19.
  • Алексеев С.С. Философия нрава. М.,1997. С. 25.
  • Алексеев С.С. Философия права. М.,1997. С. 27.

онтология

конспект лекций неясного происхождения

я пробовал найти источник, но не нашел, тщательно не искал, в идеале хотелось бы найти учебник если он есть

краткость и насыщенность нравится, поэтому пусть будет

===========

Лекция 7: ОНТОЛОГИЯ
Основные определения

Определение термина «онтология» зависит от контекста и целей его использования
• Онтоло́гия (от греч. οντοσ — сущее, то, что существует и λογος — учение, наука) — раздел философии, изучающий проблемы бытия, наука о бытии
• Онтология – это формальная спецификация концептуализации, которая имеет место в некотором контексте предметной области (Gruber, 1993).
Концептуализация представляет собой описание понятий, а также всю информацию, имеющую отношение к понятиям (свойства, отношения, ограничения, аксиомы, утверждения), необходимую для описания и решения задач в избранной предметной области.
Концептуальная модель — система концептов и отношений предметной области.
Концепт — понятие, отражающее некоторый конкретный или абстрактный объект реального мира
Формально онтология состоит из понятий (терминов, организованных в таксономию), их описаний и правил вывода.
Таксономия (от греч. taxis — расположение, строй, порядок и nómos — закон), теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности
Определение онтологии
Онтология – это подробная спецификация структуры определенной проблемной области;
Онтология включает в себя словарь (т.е. список логических констант и предикатных символов) для описания предметной области и набор логических высказываний, формулирующих существующие в данной проблемной области ограничения и определяющих интерпретацию словаря;
Онтология предлагает словарь для представления и обмена знаниями по интересующей проблеме и набор связей и свойств, которые определены между имеющимися в ее словаре неделимымисущностями.
Аспекты интерпретации термина “онтология”
• Философское понятие (какие свойства являются общими для всего сущего?)
• Неформальная концептуальная система (базис для определенной БЗ)
• Формальный взгляд на семантику (формализация семантических структур)
• Спецификация концептуализации (в рамках ИИ-сообщества)
• Представление концептуальной системы через логическую теорию (характеризуемую формальными свойствами или только ее назначением)
• Словарь (используемый логической теорией)
• Спецификация логической теории (метауровневая)
Онтология (в информатике) —
это попытка всеобъемлющей и детальной формализации некоторой области знаний с помощью концептуальной схемы. Обычно такая схема состоит из иерархической структуры данных, содержащей все релевантные классы объектов, их связи и правила (ограничения), принятые в этой области
Онтологии – базы знаний специального вида, которые могут «читаться» и пониматься, отчуждаться от разработчика и/или физически разделяться их пользователями. Это формально представленные знания на базе концептуализации (описания множества объектов и понятий, знаний о них и связей между ними) (Гаврилова, Хорошевский)
Модель онтологии
Формально онтология определяется как
O = <X,R,F>, где
• X — конечное множество понятий (концептов) предметной области,
• R — конечное множество отношений между понятиями,
• F — конечное множество функций интерпретации, заданных на концептах и/или отношениях.
При R=0 и F=0 онтология трансформируется в простой словарь. Пример – индексы поисковых машин
Модель онтологической системы
Z=<O, P, M> , где
• O – онтология верхнего уровня (метаонтология)
(содержит общие понятия и отношения, не зависящие от предметной области — «объект», «свойство», «значение» и т.п.);
• P – множество предметных онтологий и онтологий задач предметной области (с учетом предпочтений пользователя);
• M – модель машины вывода данной онтологической системы (например, для изменения критериев релевантности поиска или критериев формирования репозитория).
Модель онтологической системы позволяет описывать взаимосвязь онтологий разных уровней
Классификация онтологий
• метаонтология – содержит общие понятия и отношения, не зависящие от предметной области («объект», «свойство», «значение» и т.п.);
• предметная онтология – содержит понятия, описывающие конкретную предметную область и отношения, семантически значимые для данной предметной области;
• онтология задач (и методов) – содержит в качестве понятий типы решаемых задач, а отношения специфицируют декомпозицию задач на подзадачи;
• прикладная онтология (онтология приложения) – описывает концепты, зависящие как от предметной области, так и от задач
• сетевая онтология – используется для описания конечных результатов действий, выполняемых объектами предметной области или задачи.
Другие классификации:
• по уровню детализации
• по “природе” предметных областей
• по степени разработки и сопровождения
Основные направления применения онтологий
• Формализованное представление знаний
– организация общей и предметной терминологии
– описание предметных областей для совместного использования человеком и компьютером
– индексирование, фильтрация и классификация формализованных знаний
– приобретение, структурирование знаний и формирование новых знаний
• Семантическая интеграция информационных ресурсов (Формирование единого сетевого пространства знаний)
• Обеспечение возможности поиска нужной информации (индексирование, фильтрация и классификация формализованных знаний)
Практическое применение онтологий
• Порталы
• Системы автоматизированного сбора информации
• Управление корпоративными информационными ресурсами
• Обучающие системы
• Мультимедийные энциклопедии и коллекции
• Взаимодействие электронных бытовых устройств
Направления развития онтологий
• совершенствование способов доступа к знаниям
• развитие средств разработки онтологий
• совершенствование методов автоматического вывода онтологий
• развитие средств представления
• развитие средств взаимодействия онтологий
Языки представления онтологий
• традиционные языки спецификации онтологий (LOOM, OKBC, OCML, Flogic, LBase)
• специальные языки спецификации онтологий (Ontolingua, CycL, SHOE)
• языки основанные на Web-стандартах (UPML, DAML, OIL, XODL, XML, RDF, RDFS, OWL)
Выбор языка зависит от целей разработки онтологии
OWL (Web Ontology Language) – язык Web-онтологий
Основное назначение OWL – для использования приложениями, которые должны не только представлять информацию человеку, но и обрабатывать ее.
OWL спроектирован для хранения и отображения большого количества разнородной информации и знаний, а также для поддержки семантики и связей между этими знаниями.
OWL предназначен для описания классов и отношений между ними, которые присущи для Web-документов и приложений
Коллекции онтологий
• (KA)2 (Knowledge Annotation Initiative of the Knowledge Acquisition Community) – Аннотация знаний сообществом приобретения знаний (разрабатываются онтологии организаций, проекта, личности, направления исследований, публикаций, событий, исследовательских продуктов, тсследовательских групп) Инструментарий – Ontobroker
• SHOE (Simple HTML Ontology Extensions)) – осуществляет аннотацию Web-страниц семантической информацией
• CYC – ориентация на создание мультиагентной базы знаний всех общих понятий, включая семантическую структуру терминов и связей между ними
• TOVE (Toronto Virtual Enterprise Project)- предметно ориентирована на представление модели корпорации
• Plinius – предназначена для полуавтоматического извлечения знаний в области химии
Критерии разработки онтологий (Gruber)
• Ясность- онтология должна эффективно описывать смысл определяемых терминов.
• Согласованность- онтология должна быть согласованной, определения и выводимые утверждения должны быть непротиворечивыми.
• Расширяемость- онтология должна предусматривать возможность определения новых терминов без необходимости пересмотра существующих определений.
• Минимум влияния кодирования- концептуализация должна быть специфицирована на уровне знаний вне зависимости от конкретного способа кодирования.
• Минимальное онтологическое соглашение- для онтологии должен быть достигнут минимальный объем словаря, достаточный для описания знаний, которые предполагается совместно использовать.
Жизненный цикл онтологий
Планирование (задачи, ресурсы, сроки)
Разработка
– Спецификация – определяет цели создания, предполагаемое использование и потенциальных пользователей
– Концептуализация – обеспечивает структурирование предметных знаний
– Формализация – трансформирует концептуальную модель в формальную или вычислительную
– Реализация – вычислительная модель программируется на соответствующем языке представления знаний
– Проверка — включает в себя идентификацию и редактирование неопределенных терминов; выявление конфликтов и несогласованностей; проверку онтологии на полноту; идентификацию семантических различий между двумя терминами в различных онтологиях; синтаксический анализ; анализ таксономии; семантическую оценку
Поддержка (одновременно с разработкой) – приобретение знаний, оценка онтологии, интеграция при построении новой онтологии с использованием существующих
Уровни формализации онтологии
Неформализованный. Слабо описанная на естественном языке онтология

  1. Неформально-структурированный. Онтология описана ограниченным набором лексики естественного языка в структурированном виде
  2. Полуформальный. Онтология описана на специальном формально определенном языке
  3. Строго формальный. Для описания используются тщательно определенные термины с формальной семантикой, теоремы и доказательства для таких свойств, как надежность и полнота онтологии

Основные этапы разработки онтологий:
• определение классов в онтологии (понятий в рассматриваемой предметной области);
• определение слотов (свойств и атрибутов каждого понятия);
• описание допускаемых значений этих слотов и ограничений, наложенных на слоты.
• отображение иерархии классов (подкласс – надкласс);
• определение других отношений между классами.

===========

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *