Правовая экспертиза нормативных актов

ПРАВОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

В результате изучения данной главы обучающийся будет:

знать

  • • понятие и признаки правовой экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
  • • принципы и функции правовой экспертизы;
  • • структуру заключения эксперта по результатам проведения правовой экспертизы;

уметь

  • • анализировать тексты нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
  • • аргументировать свою позицию по выявленным недостаткам исследуемого акта;

владеть

  • • навыками юридического исследования проектов нормативных правовых актов на предмет соответствия их Конституции РФ, федеральным законам, наличия юридико-технических ошибок;
  • • юридической терминологией в сфере экспертной деятельности.

Понятие, признаки и виды правовой экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

Процесс правотворческой деятельности сопровождается производством различных видов экспертиз законов и подзаконных актов, а также проектов законов и подзаконных актов.

Экспертиза (от лат. experior — пробовать, испытывать) — исследование какого-либо вопроса, которое осуществляется лицом, обладающим специальными познаниями в той или иной области, завершающееся вынесением заключения.

Подобные толкования термина «экспертиза» встречаются в большинстве словарей, научных исследований, учебниках и т.д.

Экспертиза нормативных правовых актов в последние годы вызывает интерес у представителей органов государственной власти, в обществе, в научных кругах, о чем свидетельствуют принятые для регулирования этой деятельности нормативные правовые акты, защищенные диссертации, опубликованные монографии, публичные обсуждения и т.п. Подобное внимание вызвано тем, что бурные преобразования, происходящие в России, требуют по-настоящему качественной и эффективной нормативной базы, чего нельзя добиться без критического исследования проектов законов и подзаконных актов.

Экспертиза нормативных правовых актов и их проектов характеризуется следующими чертами:

  • а) экспертиза нормативных правовых актов и их проектов является обязательной составляющей правотворческого процесса;
  • б) экспертиза нормативных правовых актов и их проектов выступает в качестве превентивной меры устранения негативных факторов в этих документах;
  • в) ее объектом являются действующие нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов;
  • г) последствием ошибки в проведении экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является дефектность правового акта;
  • д) экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является несудебиой экспертизой.

Наиболее распространенные виды экспертиз представлены на рис. 7.1. Кратко охарактеризуем некоторые из них.

Педагогическая экспертиза, как сказано в ст. 94 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», проводится в отношении нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися. Проведение педагогической экспертизы организуется органами исполнительной власти, которые привлекают для этого физических и юридических лиц, имеющих необходимую квалификацию. Порядок проведения педагогической экспертизы утвержден постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2014 г. № 120 «О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания», а форма заключения — приказом Министерства образования и науки РФ от 25 апреля 2014 г. № 410 «Об утверждении формы заключения по результатам проведения педагогической экспертизы».

Рис. 7.1. Классификация экспертиз нормативных правовых актов

Криминологическая экспертиза — это исследование, которое проводится в отношении нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов с целью установления их возможной криминогенное™. В частности, как отмечает Л. В. Пинчук, в результате криминологической экспертизы дается оценка:

  • • соответствия нормативных правовых актов и их проектов социальным потребностям общества в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
  • • допустимости принятия, изменения и реализации законов и подзаконных актов с точки зрения их влияния на детерминанты преступности;
  • • вероятных последствий антикриминогенного характера.

Подобные исследования проводятся не только с привлечением криминологов, специалистов в уголовном, уголовно-процессуальном и других отраслях права, по и с участием экономистов, социологов, политологов и т.д. Результатом криминологической экспертизы является подготовка заключения, содержащего предложения и рекомендации по совершенствованию нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта.

Лингвистическая (юридико-лингвистическая) экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится для оценки их соответствия правилам литературного русского языка с учетом юридической специфики. Как правило, эти исследования проводятся юридическими службами или подразделениями государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающими за документооборот. В процессе лингвистической экспертизы выявляются недостатки в тексте нормативного правового акта или его проекте, в частности, грамматические, стилистические, логические и иные ошибки, а также даются рекомендации по их устранению.

Экологическая экспертиза, как следует из ст. 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», предполагает установление соответствия исследуемого документа экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Экологическая экспертиза может быть как государственной, так и общественной.

Описанные выше, а также другие виды экспертиз нормативных правовых актов имеют общей целью увеличение уровня качества принимаемых и действующих нормативных правовых актов. В большинстве случаев в отношении одного акта осуществляется несколько видов исследований, при этом правовая, антикоррупционная и лингвистическая экспертизы практически всегда являются неотъемлемыми составляющими правотворческого процесса.

Понятие «правовая экспертиза» в широком смысле включает в себя множество различных видов экспертиз, которые проводятся по основаниям и в порядке, установленным нормативными правовыми актами, а их результаты используются при принятии юридических решений (криминалистическая, военно-врачебная, медико-социальная, экологическая И др.).

Применительно к исследованию нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в литературе и правовых актах встречаются понятия «правовая экспертиза» и «юридическая экспертиза», которые тождественны друг другу.

В узком смысле правовая (юридическая) экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов — это исследование законов и подзаконных актов, а также проектов законов и подзаконных актов, проводимое на основании нормативного предписания компетентным в сфере юриспруденции субъектом, с целью определения его соответствия системе законодательства и требованиям юридической техники, в результате которого выносится мотивированное заключение.

Вместе с тем следует отметить, что есть авторы, считающие, что юридическая экспертиза и правовая экспертиза различаются между собой по характеру исследования — в первом случае рассматривается вопрос соответствия документа вышестоящим правовым актам, во втором — требованиям норм права, общественному интересу, социальным потребностям.

Специфическими чертами правовой экспертизы нормативного правового акта являются:

  • а) особый предмет исследования — допустимость и правомерность принятия потенциального или действующего нормативного правового акта с учетом действующей системы источников права;
  • б) определенный набор методов исследования (формально-юридический, системный, логический, сравнительно-правовой);
  • в) наличие специальных субъектов, полномочных осуществлять ее проведение;
  • г) особый характер экспертного заключения, содержащего результат проведенного экспертами-юристами анализа.

В зависимости от оснований классификации можно выделить следующие виды правовых экспертиз нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

  • • По объекту экспертизы:
    • — правовая экспертиза нормативного правового акта;
    • — правовая экспертиза проекта нормативного правового акта.
  • • По видам проектов нормативных правовых актов, в отношении которых проводится правовая экспертиза:
  • — правовая экспертиза законопроектов;
  • — правовая экспертиза проектов подзаконных актов.
  • • По последовательности проведения правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов:
    • — первичная правовая экспертиза;
    • — последующая правовая экспертиза (повторная и дополнительная).
  • • По субъектам проведения правовой экспертизы:
  • — правовая экспертиза, проводимая юридическим подразделением федерального органа исполнительной власти;
  • — правовая экспертиза, проводимая Минюстом России;
  • — правовая экспертиза, проводимая иными государственными органами (Государственно-правовым управлением Президента РФ, Аппаратом Правительства РФ, правовыми управлениями Государственной думы и Совета Федерации Федерального собрания РФ и др.).
  • • По числу участников проведения экспертизы:
    • — правовая экспертиза, осуществляемая единолично одним экспертом;
    • — правовая экспертиза, осуществляемая группой экспертов.
  • • По числу объектов правовой экспертизы:
  • — однообъектная правовая экспертиза (один нормативный правовой акт или проект нормативного правового акта);
  • — многообъектная правовая экспертиза.

Таким образом, правовая экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится для того, чтобы в результате правотворческой деятельности был создан качественный документ, который мог бы полноценно регулировать общественные отношения, не создавая при этом возможностей для толковательных и право- реал изационных ошибок.

ВИДЫ ЭКСПЕРТИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

Дата поступления: 18.04.2016 Received: 18.04.2016

УДК 340

ВИДЫ ЭКСПЕРТИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

НОСКОВ Олег Сергеевич

кандидат юридических наук, майор полиции, начальник кафедры огневой и тактико-специальной подготовки ФГКОУВО «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Уфа, Россия. E-mail: Oleg.noskov. 1982@mail.ru

Современное общество и государство нуждаются в правовом регулировании различных актуальных вопросов своего функционирования. Так как мы живем в правовом государстве, то и принимаемые нормативно-правовые акты должны соответствовать требованиям и стандартам. Работая над улучшением законодательства очень важно соблюдать последовательность. Необходимо работать так, чтобы принимаемые законы соответствовали современному состоянию российского общества, а также дальнейшим нашим планам. Каждый, вновь принимаемый нормативный правовой акт, касающийся введения новых обязанностей и издержек должен быть обоснованным и с ним должна согласиться большая часть российского общества. Все вновь создаваемые правовые нормы и проекты нормативных правовых актов

TYPES OF EXPERT EXAMINATIONS OF REGULATORY LEGAL ACTS

NOSKOV Oleg Sergeyevich

E-mail: Oleg.noskov. 1982@mail.ru

должны проходить публичное обсуждение и об- out expert examinations at the stage of creating щественную экспертизу. Существуют множество the concept of a regulatory legal act will influ-видов экспертиз нормативно-правовых актов. Их ence the qualitative and quantitative characteris-четкий перечень отсутствует. Проведение экспер- tic of the regulatory legal act. тиз еще на этапе создания концепции нормативно-правового акта повлияет на качественную и количественную характеристику нормативно-правового акта.

Ключевые слова: нормативные правовые акты, Key words: regulatory legal act, legislation, expert законодательство, экспертиза, виды экспертиз. examination, types of expert examinations.

Современное развитое общество и государство нуждаются в правовом регулировании различных актуальных вопросов своего функционирования. Для чего и разрабатываются, принимаются нормативно-правовые акты. Поскольку мы живем в правовом государстве, так и принимаемые нормативно-правовые акты, которые должны соответствовать требованиям и стандартам. Работая над улучшением законодательства важно, чтобы это происходило последовательно. Необходимо работать так, чтобы принимаемые законы соответствовали современному состоянию российского общества, а также дальнейшим нашим планам. Каждый, вновь принимаемый нормативный правовой акт, касающийся введения новых обязанностей и издержек должен быть обоснованным и с ним должны согласиться большая часть российского общества. Считаем, что все вновь создаваемые правовые нормы и проекты нормативных правовых актов должны проходить публичное обсуждение и общественную экспертизу. Существуют множество видов экспертиз нормативно-правовых актов. Их четкий перечень отсутствует. Проведение экспертиз еще на этапе создания концепции нормативно-правового акта повлияет на качественную и количественную характеристику нормативно-правового акта. Среди законодательных актов, в которых раскрываются основные положения экспертиз нормативных правовых актов или их проектов, можно выделить следующие: Федеральный закон РФ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» , Федеральный закон РФ «Об Общественной палате российской федерации» , Федеральный закон РФ «Об экологической экспертизе» , Федеральный закон РФ «О Счетной палате Российской Федерации» , Федеральный закон РФ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» .

Также следует отметить, что применение экспертизы в правотворческой деятельности успешно действует во многих зарубежных странах. Так, например, во Франции ни один законопроект не может быть принят без заключения Государственного Совета, аналогичная ситуация, призванная следить за эффективностью принимаемого акта в Нидерландах.

Проанализировав законодательство Российской Федерации можно выделить следующие виды экспертиз нормативных правовых актов и их проектов, которые проводятся федеральными органами исполнительной власти:

1. Правовая экспертиза — проводится как на федеральном уровне (органы юстиции), так и на уровне субъектов РФ (все службы федеральных органов исполнительной власти). Эти органы обладают широкими полномочиями по нормативно-правовому регулированию соответствия нормативных правовых актов или их проектов, в которые включаются:

— оценка проекта с точки зрения его соответствия правовым принципам; использование соответствующих правовых категорий;

— сопоставления проектов нормативных правовых актов договорам и соглашения РФ с иностранными государствами, международным актам, ратифицированным РФ;

— обеспечение системности законодательства;

— обоснованности выбора формы акта, корректности применения тех или иных средств юридической техники;

— соответствия положений проекта современным достижениям отечественной и зарубежной правовой науки и юридической практики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Научная экспертиза осуществляется специализированными научными учреждениями и высшими учебными заведениями, ведущими учеными и специалистами — экспертами в определенной отрасли знаний.

3. Экологическая экспертиза — предполагает проверку проектов нормативных актов на соответствие стандартам в области охраны окружающей среды.

4. Антикоррупционная экспертиза является еще одним видом экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, проводимой федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, а также органами, организациями, их должностными лицами — в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Важно отметить, что эксперты в ходе осуществления антикоррупционной экспертизы должны также проанализировать вспомогательную документацию к тексту проекта правового акта (пояснительные записки, дополнительные документы, экспертизы, проведенные в ходе разработки проекта, и т.д.). Такие данные могут представлять собой ценный актив.

При поведении антикоррупционной экспертизы, важно иметь представление о процедурных вопросах, таких как:

1. К каким органам будет принадлежать эксперт (государственные, муниципальные, негосударственные, финансируемые частным сектором, академической и т.д.)?

2. Связан ли эксперт с разработкой нормативно-правовых актов?

3. Какие основные навыки и образование имеет эксперт по борьбе с коррупцией специализация экспертов?

4. Какими гарантиями независимости эксперт будет обладать?

Следует отметить, что статистические данные и социологические опросы также могут иметь значение для проведения экспертиз, таким образом, эксперт должен учитывать такие факторы.

Эксперт должен хорошо ориентироваться не только в юридических знаниях, но и иметь аналитические навыки; таким образом, кроме догматического анализа специалист должен быть в состоянии обеспечить и функциональный анализ, например, в случаях, когда создаются новые институты или органы.

По проектам законов могут проводиться комплексная, самостоятельная, повторная и дополнительная научные экспертизы .

Таким образом, проведение экспертиз нормативно-правовых актов играет важную роль. Существует огромное множество экспертиз и все они необходимы, и их следует учитывать в правотворческой деятельности. Проведение единой комплексной экспертизы нормативного правового акта, включающей все обозначенные виды экспертиз, повлияет на качественную и количественную характеристику нормативного правового акта. При этом как указала С.В. Поленина, во-первых, экспертиза должна быть независимой, а во-вторых, — она должна быть профессиональной .

Библиографические ссылки

1. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федер. закон Рос. Федерации от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ.

2. Об Общественной палате Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 4 апреля 2005 г. № 32-Ф3.

3. Об экологической экспертизе: федер. закон Рос. Федерации от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ.

4. О Счетной палате Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ.

5. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ.

7. Поленина С.В. Итоги законодательной деятельности в РФ и определение задач перспективного, планирования законопроектной работы // Материалы НПК. М., 1995. С. 67.

Правовая экспертиза нормативных правовых актов

В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 25 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации» одним из направлений деятельности Главного управления является проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции и федеральным законам. Согласно положениям приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 31.05.2012 № 87 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» юридическая экспертиза заключается в правовой оценке формы акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства. Рекомендуется также оценить соответствие акта требованиям юридической техники (в том числе проверить наличие необходимых реквизитов). Правовая экспертиза осуществляется в целях выработки федеральными органами государственной власти в пределах их полномочий, вытекающих из п. «а» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по обеспечению соответствия конституций, уставов, законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции и федеральным законам.

Определение «нормативности» правовых актов

Указ Президента Российской Федерации от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации».

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.1995 № 550 «О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации»

Приказ Министерства юстиции от 31.05.2012 №87 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»

Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов

Правовая экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: проблемы правового регулирования

Библиографическое описание:



Правовая экспертиза нормативных правовых актов и их проектов имеет огромное значение для обеспечения единства правового пространства, повышения качества и эффективности правового регулирования. Данный вид экспертизы выступает инструментом ликвидации пробельности, коллизионности, неопределенности правовых предписаний, иных дефектов правового регулирования, несовершенства юридической техники. Правовая экспертиза является фактором повышения эффективности правотворчества, реализации и толкования правовых норм, существенно влияющим на принятие законных управленческих и иных правоприменительных решений.

Вместе с тем, современное правовое регулирование правовой (юридической) экспертизы нормативных правовых актов и их проектов «страдает» рядом недостатков.

Первая проблема связана с тем, что на федеральном уровне отсутствует закон, устанавливающий единую систему нормативных правовых актов, требования к их подготовке и принятию, правила юридической техники и пр. При этом правовое регулирование юридической экспертизы осуществляется, в основном, на уровне подзаконных нормативных актов, в частности, такие нормы содержатся в Методических рекомендациях по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации , которые, в свою очередь содержат отсылки к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», определяющего признаки нормативности правовых актов, критерии их соответствия Конституции РФ и федеральным законам , и Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов, разработанных аппаратом Государственной Думы , содержащим правила юридической техники.

В силу того, что в ходе осуществления правовой экспертизы происходит анализ нормативного акта, получается, что указанные акты устанавливают определенные требования к нормативным правовым актам, в том числе, к законам субъектов РФ. Например, при оценке юридических терминов устанавливается, употребляется ли один и тот же термин в данном правовом акте в одном и том же значении, имеют ли термины общепризнанное значение, обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном законодательстве (п. 17 Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ). Если исходить из обратного, то нормативный правовой акт субъекта РФ в части употребления терминологии должен соответствовать Методическим рекомендациям.

Решение данной проблемы видится в активизации законодательной деятельности по принятию Федерального закона «О нормативных правовых актах», направленного на упорядочение всей системы действующих в России нормативных актов, создание научно обоснованных стандартов, определяющих содержание и форму правового акта, обеспечение законности в процессе принятия правотворческих решений и устанавливающего единые требования к проектам нормативных правовых актов всех уровней российской правовой системы, правила юридической техники и способы преодоления юридических коллизий.

Вторая проблема состоит в том, что регламентация видов экспертиз нормативных правовых актов и их проектов, процедур их проведения, требований к экспертам и других вопросов осуществляется бессистемно, широким кругом нормативных правовых актов (в основном, подзаконных), иногда дублирующих друг друга, в результате чего одни и те же нормативные правовые акты могут подвергаться сразу нескольким экспертизам, а другие — вообще не проходят внешнюю экспертную оценку. Отсутствует федеральное законодательство, определяющее виды экспертиз нормативных правовых актов, порядок проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов, критерии их оценки.

Следует согласиться с учеными, что решение данной проблемы возможно посредством принятия Федерального закона «О правовой экспертизе нормативных правых актов и их проектов в Российской Федерации», в котором необходимо закрепить понятие правовой экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, принципы ее проведения, виды и объекты экспертизы, ее субъектов, правовой статус экспертов (права, обязанности и ответственность), общие для всех нормативных правовых актов и их проектов правила, основы методики проведения правовой экспертизы, единые критерии оценки акта, требования к экспертному заключению, его юридическую силу, меры по приведению проекта нормативного правового акта, нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством, предпринимаемые по результатам осуществления правовой экспертизы. Также стоит урегулировать порядок взаимодействия субъектов правовой экспертизы при выполнении экспертной деятельности между собой и с нормотворческим органом .

В отсутствие подобных федеральных законов возможно принятие закона на уровне субъекта РФ. Стоит отметить, что в ряде субъектов РФ приняты законы о нормативных правовых актах, в структуре которых имеются статьи или главы, посвященные правовой (юридической) экспертизе или их отдельным видам. Например, в Законе Республики Алтай «О нормативных правовых актах Республики Алтай» статья 24 комплексно и системно регулирует порядок проведения антикоррупционной, научной, публичной независимой экспертизы и оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов . В законе Карачаево-Черкесской Республики «О нормативных правовых актах Карачаево-Черкесской Республики» содержится Глава VI «Согласование и экспертиза нормативных правовых актов», регулирующая вопросы проведения правовой, антикоррупционной, лингвистической экспертизы проектов законов Карачаево-Черкесской Республики, а также правовой, антикоррупционной экспертизы, оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, республиканских органов исполнительной власти . Глава VII Закона Республики Хакасия «О нормативных правовых актах Республики Хакасия» имеет наименование «Экспертизы нормативных правовых актов и их проектов» .

Следует отметить, что законодательство не всех субъектов Российской Федерации полно и системно регулирует вопросы, связанные с региональным правотворчеством. Например, в большинстве субъектов Дальневосточного федерального округа действуют законы и подзаконные акты, иногда весьма разрозненно и бессистемно регулирующие вопросы структуры нормативных правовых актов, правотворческого процесса в субъекте РФ, экспертиз нормативных правовых актов. Например, в Хабаровском крае, Амурской области приняты законы, посвященные лишь порядку опубликования (или обнародования) и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов . В Еврейской автономной области законодательно урегулирован процесс мониторинга нормативных правовых актов . В Приморском крае действует Закон «О Законодательной деятельности в Приморском крае» .

Таким образом, в большинстве субъектов РФ Дальневосточного федерального округа актуальна задача системной законодательной регламентации основных сторон правотворческого процесса, упорядочения видов и форм издаваемых нормативных правовых актов, установления их четкого соотношения между собой, толкования и систематизации законодательства. Решение этой задачи видится в принятии в дальневосточных субъектах законов «О нормативных правовых актах субъекта РФ» . В региональной законодательной регламентации нуждаются не только правотворческий процесс, формы и виды принимаемых актов, способы преодоления юридических коллизий, но и вопросы юридической техники, а также экспертизы нормативных правовых актов. В таком законе должны содержаться статьи, регулирующие порядок проведения внутренней правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, внешней правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в целях включения их в регистр муниципальных правовых актов, антикоррупционной, общественной и научной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов, а также оценке регулирующего воздействия нормативных правовых актов в области предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Подобные предложения, как нам видится, способны улучшить не только качество проводимых экспертиз нормативных актов и их правового регулирования, но и в целом способно усовершенствовать правовую систему за счет повышения качества нормативных правовых актов.

Литература:

  1. Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации: Приказ Минюста России от 31 мая 2012 г. № 87 (в ред. Приказа Минюста России от 21 сентября 2015 г.) // Бюллетень Минюста РФ. — 2013. — № 1.
  2. О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 3) // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2008. — № 1.
  3. Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов от 18 ноября 2003 года: письмо Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 ноября 2003 г. № вн2–18/490 // Документ опубликован не был. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  4. Ким В. А. Правовая и антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов в территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации (административно-правовое исследование: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2017. — 263 с.
  5. О нормативных правовых актах Республики Алтай: Закон Республики Алтай от 5 марта 2008 г. № 18-РЗ (в ред. Закона Республики Алтай от 20 ноября 2017 г. № 54-РЗ) // Сборник законодательства Республики Алтай. — 2008. — № 47.
  6. О нормативных правовых актах Карачаево-Черкесской Республики: Закон Карачаево-Черкесской Республики от 2 декабря 2012 г. № 48-РЗ (в ред. Закона Карачаево-Черкеской Республики от 22 февраля 2017 г. № 13-РЗ) // День Республики. — 2002. — 10 декабря.
  7. О нормативных правовых актах Республики Хакасия: Закон Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. № 18-ЗРХ (в ред. Закона Республики Хакасия от 8 мая 2017 г. № 21-ЗРХ) // Вестник Хакасии. — 2015. — 11 марта.
  8. О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов края: Закон Хабаровского края от 31 июля 2002 г. № 48 (в ред. Закона Хабаровского края от 20 декабря 2017 г. № 311) // Собрание законодательства Хабаровского края. — 2002. — № 1 (ч. 1).
  9. О порядке опубликования и вступления в силу законов области и правовых актов органов государственной власти области: Закон Амурской области от 3 ноября 2009 г. № 263-ОЗ (в ред. Закона Амурской области от 29 августа 2014 г. № 390-ОЗ) // Амурская правда. — 2009. — 11 ноября.
  10. О мониторинге нормативных правовых актов Еврейской автономной области: Закон Еврейской автономной области от 17 ноября 2010 г. № 848-ОЗ (в ред. Закона Еврейской автономной области от 31 октября 2012 г. № 151-ОЗ) // Биробиджанер штерн. — 2011. — 1 апреля.
  11. О законодательной деятельности в Приморском крае: Закон Приморского края от 22 декабря 2008 г. № 373-КЗ (в ред. Закона Приморского края от 7 июня 2018 г. № 292-КЗ) // Ведомости Законодательного Собрания Приморского края. — 2008. — № 98.
  12. Региональное право: учебник: в 2 ч. Ч. I / кол. авт.; под общ. ред. В. Н. Ширяева, А. В. Никитиной. — Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2014. — 252 с.

Основные термины (генерируются автоматически): акт, правовая экспертиза, субъект РФ, Карачаево-Черкесская Республика, правотворческий процесс, правовое регулирование, порядок проведения, юридическая техника, Приморский край, Дальневосточный федеральный округ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *