Право в сети интернет

Ассоциация книгоиздателей России

В связи с подготовкой к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018 в России при поддержке Европейским Союзом и реализуемый компанией IBF в Москве 27-28 марта был проведен семинар по теме «Борьба с контрафактом и пиратством в сфере нарушения прав интеллектуальной собственности в интернете».

Выступление Елены Галустян, советника по правовым вопросам «АСКИ», члена Комитета по авторским правам IPA:

Нарушение авторских прав в Интернете. Проблемы доказывания плагиата в Интернете.

Присвоение авторства (плагиат) является самой древней формой нарушения авторских прав.

Плагиат – умышленное присвоение авторства на чужой результат интеллектуальной деятельности, предусматривающее уголовную, административную и гражданскую ответственность за нарушение авторских и изобретательских прав. Плагиат может выражаться в форме 1) копирования чужого произведения и выдачи его за свое; 2) незаконного опубликования чужого произведения под своим именем; 3) копирования части произведения – нарушения правил цитирования, если цитирование вообще допустимо для данного вида объекта авторского права.

Понятно, что без цитирования было бы невозможно развитие науки, однако соблюдение правил цитирования – это не только этическая норма, но и защита имущественных и неимущественных прав создателя результата интеллектуальной деятельности.

Плагиат трактуется как разновидность нарушения авторского права – права, которое регулирует правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т.д.) произведений науки, литературы и искусства, т. е. результатов творческой деятельности людей в этих областях.

В РФ действующее законодательство предусматривает достаточно строгие меры ответственности, применяемые к нарушителям авторских прав.

В соответствии со ст. 146 УК РФ, плагиат – уголовно наказуемое деяние. Кроме того, устанавливается, во-первых, административная ответственность в соответствии с КоАП, во-вторых, гражданская, в соответствии с ГК РФ, в частности ст. 1301.

Несмотря на жесткие меры ответственности, установленные законодательством, нарушителей авторского права это не останавливает. Как нам представляется, такое происходит по двум причинам. Первая – это низкая правовая культура, вторая – недостаточно эффективно работающий принцип неотвратимости наказания. Если первую причину можно нивелировать превентивными мерами, повышая уровень правовой культуры, то вторую – только путем совершенствования законодательства.

Плагиат в Интернете – это незаконное использование контента: текстов, изображений, фотографий, видео- и аудиопроизведений полностью или частично, т. е. присвоение авторства на результат интеллектуальной деятельности (ст. 1265, 1267 ГК РФ).

Авторство является важнейшим личным неимущественным правом, от которого производны все остальные авторские правомочия – как имущественные, так и неимущественные.

Владельцу контента принадлежит авторское право, и в соответствии с законодательством РФ только правообладатель может использовать данный контент и распоряжаться им.

Создать оригинальный контент достаточно сложно и дорого, так как это требует временных затрат и определенных навыков. Нарушители, особо не утруждая себя, нелегально копируют оригинальный контент и иные данные того или иного сайта, а иногда копируют сайт полностью и выдают за свой.

Интернет – общедоступное информационное пространство, но это вовсе не означает, что вся информация, к которой имеет доступ пользователь, не охраняется и может использоваться свободно.

На практике я часто сталкиваюсь с таким положение дел, когда мне присылают материал на проверку или я даю устную консультацию. Обычно я в первую очередь задаю вопрос: откуда получен данный материал (информация)? И получаю ответ: из Интернета, поскольку он находится в свободном доступе. И тут возникает проблема. Пользователи Интернета путают понятия «свободный доступ к объекту интеллектуальной деятельности в жизни» и свободный доступ в Интернете.

С появлением и функционированием Всемирной (Глобальной) сети у некоторых ее пользователей возникает иллюзия, что поскольку она общедоступна, то и ее контент никому не принадлежит, что совершенно неверно. Публикация в Интернете отличается от публикации в журнале или другом издании только формой, носителем информации. И в том и в другом случае имеется автор, который создал в результате своего интеллектуального труда произведение. Присвоение чужого труда и получение выгоды за этот счет или, может быть, и не получение никакой материальной выгоды является нарушением закона независимо от того, на каком носителе опубликована информация.

Несмотря на то, что право проставления знака копирайта у нас принадлежит правообладателю, но не является его обязанностью, я бы не стала недооценивать значимость знака копирайта хотя бы по причине, что иногда это может остановить человека от возможности незаконного копирования.

Наравне с плагиатом, т. е. копированием чужого результата интеллектуального труда частично или полностью, часто встречается нарушение авторских прав в виде незаконного использования произведения (контента) способами, указанными в ст. 1270 ГК РФ, в частности, путем переработки. И доказать на практике такое нарушение бывает очень сложно.

Права и обязанности в сфере интеллектуальной деятельности регулируются, если это авторское право, гл. 69, 70 ГК РФ.

Что касается регулирования прав и обязанностей в Интернете в части авторских прав, то здесь преимущественно применяется Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. № 364-ФЗ .

В указанном законе достаточно подробно прописан алгоритм действий правообладателя в случае установления факта нарушения авторских прав – как в судебном, так и во внесудебном порядке.

В частности, ст. 15.2. «Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских и (или) смежных прав» регулирует судебный порядок восстановления нарушенного права.

Внесудебный порядок регулируется ст. 15.7. «Внесудебные меры по прекращению нарушения авторских и (или) смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», по заявлению правообладателя.

Несмотря на достаточно подробный регламент взаимодействия между правообладателем, оператором сетевой связи, государственным органом, осуществляющим контроль в этой области, и судебными органами, на практике правообладатели сталкиваются с рядом проблем. Это в первую очередь:

Выявление контента.

Поиск контента.

Проверка контента на плагиат.

Удаление контента.

Стоит отметить, что не все автоматизированные системы выявления плагиата находят контент или правильно его определяют как плагиат вследствие его изменения правонарушителями или особенностей и несовершенством поисковой системы (программы), использованной для поиска плагиата.

После выявления ресурса или нескольких ресурсов с плагиатом контента правообладатель принимает меры по определению ответчика и/или ответчиков. И здесь возникает проблема установления надлежащего ответчика и контактов с администратором сайта/домена.

Для правообладателя досудебное удаление плагиата любым способом без обращения в суд – самый привлекательный путь решения вопроса. И тут хотелось бы, чтобы провайдер, как оператор сетевой связи, оказывал содействие правообладателю в выявлении конкретного нарушителя, а также своевременно реагировал на поступающие от правообладателей заявления о нарушении его авторских прав, предпринимая необходимые меры по пресечению противоправных действий.

Согласно действующему законодательству РФ, правообладатель в случае, если провайдер не реагирует на его жалобу, может обратиться суд, в том числе и с привлечением к ответственности провайдера. Однако судебная процедура достаточно финансово затратна и правообладатель не всегда может это себе позволить. Немаловажен и тот факт, что судебный порядок продолжителен по времени.

Есть следующие варианты решения претензии об удалении незаконного контента: удален, не удален, переработан. В последнем случае возникает большая проблема с доказыванием того, что нарушитель переработал оригинальный контент и нарушил имущественное право (ст. 1270 ГК РФ), если правообладатель не позаботился заблаговременно о фиксации нарушения.

По нашему мнению, одно из распространенных нарушений в Интернете – это плагиат фотографий, т. е. присвоение себе чужого авторства на произведения. Фотографию легко скопировать, переформатировать и т.д.

У фотографа всегда возникают большие трудности в доказывании своего авторства. Ведь при установлении в суде авторских прав на оспариваемое произведение автор должен доказать, что именно он является обладателем имущественных и/или неимущественных прав на фотоизображение.

На практике поспешность автора передать заказчику (пользователю) или разместить на своем сайте, интернет-странице созданные фотоизображения впоследствии может стать серьезным препятствием в доказывании своего авторства.

К сожалению, формат данного мероприятия не позволяет подробно остановиться на тех многочисленных моментах, которые на практике занимают не так много времени, но служат достаточно хорошей гарантией в закреплении авторства фотографа.

Прежде всего следует сказать о действиях, которые автор (фотограф) принимает в рамках защиты своих авторских прав в соответствии со ст. 14 ГК РФ – о самозащите.

Безусловно, намного проще доказать свое авторство тем фотографам, чьи первые публикации содержали их имена в периодических СМИ, альбомах, книгах, каталогах и др. Но если такой возможности не было, то вопрос самозащиты становится делом самого фотографа. В связи с последним хотелось бы дать некоторые рекомендации.

Первая касается технических средств (фотокамера, фотоаппарат и др.). Фотографу заблаговременно следует позаботиться о том, чтобы аппарат фиксировал его имя, фамилию, время и место съемки. Полагаю, что в настоящее время можно сделать это без особых проблем, если заранее, еще раз повторюсь, подумать о самозащите.

Вторая рекомендация связана с передачей материалов потенциальному пользователю на просмотр, согласование, оценку и т.д. Если автор произведения сомневается в добросовестности партнера, можно задепонировать фотографии или удостоверить их у нотариуса. В крайнем случае возможен такой способ самозащиты: сделать распечатку фотографий и отправить их по физической почте на свой адрес.

Что касается символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г., Кубка конфедераций FIFA 2017 г., то были приняты два закона, регулирующие имущественные права FIFA, которые связаны с проведением этих мероприятий. Это Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года» и Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 266-ФЗ, внесший изменения в ч. 1 ст. 17.

Согласно вышеуказанным законам имущественные права на символику Чемпиона мина по футболу FIFA 2018, Кубка конфедераций FIFA 2017 г. принадлежат FIFA по 31 декабря 2018 г. и без письменного разрешения FIFA использование данной символики является незаконным.

mono_polist


В последнее время меня частенько спрашивают: в чем отличие автономного (стэндэлон) блога от ЖЖ-блога? Отличия, конечно, же есть, и в этой статье как раз расскажу о них.
Сайт. Ты можешь сразу создать уникальный дизайн, сделать определенные блоки в автономном блоге так как тебе нравится, возможности ограничены твоей фантазией. В ЖЖ сделаны определенные блоки (рамки), за которые ты не можешь выпрыгнуть, т.е. здесь все стандартно и местами шаблонно, но можно заказывать индивидуальный дизайн, что уже хорошо. В ЖЖ нет рубрик, а есть лишь теги, которые не всегда удобны. В автономном блоге легко можно настроить разделы.
Расходы. За автономный блог придется платить (150 рублей доменное имя + 1400 рублей хостинг за год), ЖЖ предоставляет платформу бесплатно. Конечно, для автономного блога можно взять домен третьего уровня бесплатно и найти бесплатно хостинг, но это не серьезно, в плане того, что сайт может часто быть недоступным. Кстати, в ЖЖ есть платные аккаунты (750 рублей), который дает дополнительные возможности для блогера.

Легкость. Завести блог в ЖЖ не составит труда, это очень легко сделать, не надо иметь навыки программиста, просто зарегистрировался за несколько минут и можно уже написать свою первую запись. Чтобы создать автономный блог вам надо иметь базовые знания сайтостроения или нанять человека, который за деньги (от 5000 рублей) сделает вам простенький бложик на вордпрессе.
Посещаемость. Если правильно настроить автономный блог + писать интересно, то он будет часто посещаем, т.к. там можно редактировать технические настройки, например, менять тот же урл, чего нельзя сделать в ЖЖ, за счет таких seo-мелочей, автономный блог часто посещаем, чем ЖЖ-блог. Но как ни парадоксально, повысить тиц и pr легче в ЖЖ, чем в автономном блоге.
Комментирование. В ЖЖ-блоге вас могут комментировать десятки человек, а порой даже сотни благодаря функции просмотра списка друзей. Таких больших комментарий не стоит ожидать от автономного блога, здесь в лучшем случае будет 10 комментариев на одну статью, исключение составляют коммерческие блоги, которые нацелены на обратную связь.
Деньги. Если вы нацелены получать от блога деньги, т.е. зарабатывать на нем, то на автономном блоге заработать можно в разы больше, чем на ЖЖ-блоге. Потому что домен второго уровня цениться выше, чем домен третьего уровня (ЖЖ), а также по ряду других причин. В ЖЖ тоже можно неплохо зарабатывать, но делают это немногие. На автономных блогах зарабатывают в разы больше людей.
Контроль. У многих автономных блогеров есть страх, что ЖЖ ненадежен, и он может закрыться в любой момент, поэтому такие люди держат свои сайты на иностранных хостингах. Также если блог в ЖЖ исчезнет, вы никогда не восстановите всю имеющуюся там информацию, а в автономном блоге это легко сделать.
И напоследок немного статистики от яндекса. Автономных блогов 7,3 млн, а ЖЖ-блогов 2,7 млн, т.е. разница весьма существенная.
Пожалуй это основные отличия ЖЖ-блога от автономного. Но я по-прежнему не могу сказать, что лучше автономный или ЖЖ-блог, это две разные платформы со своими минусами и плюсами. Выбирайте сами, что вам ближе.

В Москве для вас проведут интенсивный курс испанского языка. Квалифицированые преподаватели научат вас иностранному языку. Обращайтесь на сайт www.bkc.ru
Tags: блогеры, сайт

Авторское право

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и практическая значимость выбранной темы курсовой работы подтверждается тем, что стимулирование творческой деятельности является важнейшим двигателем прогресса. Важная роль авторского права в этом процессе подчёркивается в Комментариях к Бернской конвенции: «Авторское право составляет важный элемент в процессе развития. Опыт показывает, что богатство национального культурного достояния непосредственно зависит от уровня охраны, предоставляемой литературным и художественным произведениям. Чем выше этот уровень, тем больше стимул для авторов; чем больше число интеллектуальных творений в стране, тем выше её авторитет; чем больше произведений литературы и искусства, тем больше возможностей для развития книжной, звукозаписывающей и развлекательной промышленности. В конечном счёте, неоспоримо, что поощрение интеллектуального творчества, является одной из основных предпосылок социального, экономического и культурного развития».1

Большинство произведений творческой мысли существует в материальной форме: книги, картины, скульптуры или фотографии. Но некоторые типы произведений, например, музыка или сценическое действие, существуют, даже если бы они не были записаны или до того, как они были записаны в виде нот или текста. Авторское право охраняет именно форму выражения идей, а не сами идеи.

Как только идеи воплощаются в произведения, возникает авторско-правовая охрана их формы – в смысле расположения слов, нот и знаков. Авторское право охраняет права авторов художественных произведений от тех, кто их копирует, т.е. от тех, кто использует формы, являющиеся оригинальным созданием автора.

В любой стране практическая ценность закона зависит в первую очередь от того, насколько эффективно он исполняется. Так как авторам порой очень непросто самостоятельно реализовать свои права, то весьма распространённым является создание специальных организаций авторов, которые от их имени управляют определёнными авторскими правами. В частности, такие организации могут выдавать разрешения на копирование произведений и на этом основании получать для авторов гонорары.

Вся система охраны авторских прав будет лишена смысла, если творческая деятельность не будет поощряться и поддерживаться. С точки зрения автора охраняемого произведения, защита авторских прав имеет смысл тогда, когда от результата своей работы он получает доход, но это невозможно без опубликования и распространения произведения.

Российская Федерация участвует во всех основных международных конвенциях по охране авторских прав: во Всемирной конвенции об авторском праве – с 1973 г.; в Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, — с 1988 г.; в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, в Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства из фонограмм – с 1995 г.

Вопрос о присоединении России к Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания (Римская конвенция) находится в стадии решения. Как считают специалисты, перспектива присоединения России к Римской конвенции весьма реальна. По мнению автора работы, учитывая гигантский несравнимый ни с одной страной мира, творческий потенциал России, присоединение к конвенции будет иметь особое значение для отечественных исполнителей, работающих в области филармонических видов искусств и хореографии.

Одной из задач курсовой работы является исследование вопроса об исключительной природе авторских прав, напрямую связанного с целым рядом актуальных проблем, имеющих большое практическое значение. В частности, трактовка исключительности субъективных авторских прав как их неотторжимости от личности автора приводит многих специалистов к выводам о недопустимости авторских договоров об уступке авторских прав на будущее произведение автора, невозможности передачи права на неприкосновенность произведения, отрицанию того, что авторские права вообще могут переходить от авторов к другим лицам. То или иное толкование исключительной природы авторских прав оказывает существенное влияние на понимание сущности авторского договора, конструирование его основных элементов, установление условий ответственности за его нарушение и т.д.

Цель настоящей курсовой работы – дать характеристики понятий «авторское право» и отдельные авторские правомочия, определить исключительную природу авторских прав, дать анализ личным имущественным и неимущественным правам автора, опираясь, прежде всего, на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, определение срока действия авторского права.

В ходе настоящего исследования были использованы такие нормативно-правовые акты, как: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, различные международные нормативные акты, также были использованы труды таких известных исследователей, как В.С. Мартемьянов, Л. Симкин, А.О. Старженецкий, Ю.В. Трумцевский, Ф. Хаметов и другие, а также материалы судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, другие материалы юридической практики, а также учебная литература.

Настоящая курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА И СФЕРА ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

§1. Исключительная природа авторских прав

В результате произведения науки, литературы и искусства его автор приобретает ряд субъективных прав как личного неимущественного, так и имущественного характера. Эти права в действующем авторском законодательстве и в доктрине традиционно именуются исключительными.

Исключительный характер авторских прав состоит в признании того, что только сам обладатель авторского права (т.е. автор или его правопреемник) может решать вопрос об осуществлении авторских правомочий, особенно правомочий, связанных с использованием произведения. Конечно, при этом учитывается, что отдельные авторские правомочия, например, право авторства и право на имя, неотделимы от личности автора, что закон устанавливает определённые изъятия из сферы действия субъективных авторских прав (случаи свободного использования произведений); что возможность использования так называемых производных произведений может зависеть не только от их создателей, но от других лиц и т.п. 2

Представляется, что только сейчас данный термин приобрёл тот реальный смысл, который в него вкладывается авторским законом России 1911г. лишь автор, а в установленных законом случаях и пределах – его правопреемники могут распоряжаться произведением, в том числе и путём полного суждения тех авторских правомочий, которые способны переходить от одного лица к другому.

Таким образом, все субъективные авторские права в силу самой их природы являются исключительными, а именно принадлежность данного права только его обладателю и никому другому.

Исключительный характер носят не только субъективные авторские права, принадлежащие создателям творческих произведений, но и права, перешедшие по указанным в законе основаниям к другим лицам, в частности к наследникам или работодателям. Что касается природы авторских прав, приобретаемых на основании авторского договора, то она определяется видом последнего: если авторские права по договору передаются на исключительной основе, данный признак ими сохраняется; если же заключается договор о передаче неисключительных прав, само название договора свидетельствует о неисключительной природе авторских прав их обладателя по договору.

Если в договоре о передаче авторских прав при обозначении предмета договора прямо не использовано словосочетание «исключительные права», то характер передаваемых прав определяется исходя из содержания всего договора.3

§2. Характеристика понятий «авторское право» и «отдельные авторские правомочия»

Действующее законодательство закрепляет за создателями произведений достаточно широкий круг гарантированных государством возможностей. В разных статьях ГК РФ эти возможности именуются то авторским правом в целом, то авторскими правами, то отдельными авторскими правомочиями. В этой связи в юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию конструкции субъективного авторского права. Большинство специалистов считает, что создатели произведений обладают единым авторским правом, которое, подобно праву собственности, является сложным по составу и состоит из отдельных авторских правомочий. К числу таких правомочий относятся право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора, право на обнародование произведения и т. д.

По мнению А.П. Сергеева, совершенно очевидно, что законодатель использует термин «авторское право» в разных статьях ГК РФ в различном значении. Чаще всего им охватываются все предоставляемые автору возможности, в других случаях в него включаются некоторые авторские правомочия (например, когда закон говорит об авторских правах правопреемников автора), иногда он служит для обозначения отдельных авторских прав, например, права на перевод, права на обнародование и т. д. Поэтому содержание, которое вкладывает законодатель в данный термин, необходимо каждый раз устанавливать путем толкования закона. Такое же положение наблюдается в авторском законодательстве других стран, а также в важнейших международных конвенциях.4

В российской юридической науке отсутствует также единое понимание терминов «авторское право» и «авторское правомочие». Большинство специалистов не усматривает между ними никаких принципиальных различий и употребляет эти термины как синонимы. Иногда, однако, правомочиями предлагается именовать лишь те закрепленные за авторами возможности, которые связаны с совершением самими носителями авторских прав определенных положительных действий. С точки зрения такого подхода правомочиями могут считаться лишь права на обнародование, воспроизведение и распространение произведения; остальные предоставленные автору возможности являются, надо полагать, авторскими правами.

Действующее авторское законодательство России содержит значительно более полный перечень субъективных авторских прав по сравнению с ранее действовавшими законодательствами. Конкретные авторские права не исчерпываются теми их видами, которые прямо названы в ГК РФ. Во-первых, те личные неимущественные и имущественные права исчерпывающим образом, в действительности круг авторских прав не ограничивают. Все в том же ГК РФ указывается, в частности, на право доступа и право следования, которые закрепляются за авторами произведений изобразительного искусства, на право автора музыкального произведения на получение особого вознаграждения за публичное использование его музыкального произведения при публичном исполнении аудиовизуального произведения и т.д.5

Во-вторых, само по себе не указание в ГК РФ на конкретное субъективное право еще не означает отсутствия самого права. Например, известно, в течение многих лет в советском авторском законодательстве не было прямо закреплено одно из основных прав создателей творческих произведений — право авторства. Однако и в научной литературе, и на практике наличие данного права практически никем не ставилось под сомнение. Безусловно, такое положение является ненормальным и, по мнению автора, свидетельствует о несовершенстве закона. Бесспорно, также и то, что говорить о наличии большинства прав можно лишь, тогда, когда они прямо указаны в законе. Например, право следования у авторов произведений изобразительного искусства появилось лишь, в результате того, что его прямо предусмотрел ГК РФ. Но некоторые авторские права, прямо в законе не указанные, могут быть с достаточной очевидностью выведены из смысла его положений. Например, законодатель проводит четкое различие между понятиями «обнародование» и «опубликование» произведения. При этом он закрепляет за авторами право на обнародование, но по непонятным причинам умалчивает о праве на опубликование. Между тем право на опубликование, которое имеет самостоятельное содержание и не поглощается какими-либо иными авторскими правами, в частности правом на распространение, относится к числу важнейших авторских правомочий.

Предусмотренные, либо вытекающие из ГК РФ права действуют, разумеется, применительно не ко всем видам охраняемых законодателем произведений. Так, например, авторы произведений изобразительного искусства не обладают правом на публичное исполнение или правом на перевод, а создатели литературных произведений не пользуются правом на их публичный показ. Состав конкретных субъективных прав, которые возникают у авторов творческих произведений, зависит от вида последних, т.е. авторских правомочий, и соответственно от возможных способов их использования.6

По итогам рассмотрения данного подпункта, мною сделаны следующие выводы: в разных статьях ГК РФ круг гарантированных государством возможностей именуются то авторским правом в целом, то авторскими правами, то отдельными авторскими правомочиями. В этой связи в юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию конструкции субъективного авторского права.

Таким образом, только сам обладатель авторского права на произведение может определить ущемлены ли его авторские права при реализации авторских правомочий. Обладатель авторских прав может использовать произведение по своему собственному усмотрению, но с учетом юридически признанных прав и интересов других лиц, а также может запретить другим использовать произведение без его согласия.

ГЛАВА II. КЛАССИФИКАЦИЯ И СРОК ДЕЙСТВИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ

§1. Личные неимущественные права авторов

Одним из главных неимущественных прав, возникающих у автора в связи с созданием произведения науки, литературы и искусства, является право авторства. В юридической науке право авторства обычно характеризуется, как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц.

Право авторства неотделимо от личности автора. Оно может принадлежать только действительному создателю произведения и является неотчуждаемым и непередаваемым по какому-либо основанию, в том числе по договору или по наследству. Более того, от данного права нельзя отказаться. Данное право порождается самим фактом создания произведения и не зависит от того, обнародовано ли это произведение или нет, создано ли оно в порядке выполнения служебного задания или является свободным, используется ли произведение кем-либо или не используется. Для признания лица автором произведения не требуется выполнения каких-либо формальностей или чьего-либо согласия.7

Право авторства является правом абсолютным. Возможные нарушения данного права могут состоять как в присвоении чужого авторства (плагиат), так и в отрицании авторства того лица, которым создано произведение. Наиболее грубым нарушением является полное или частичное присвоение авторства.

Авторские права в интернете

В последнее время всё более популярным становится размещение материалов разного рода в интернете. Личные фотографии, статьи, видео и аудио, стихи, научные работы — всё это находится под угрозой хищения. Обнаруживая, например, свою фотографию на чужом сайте, многие пишут гневные отзывы, но результата это не даёт. На самом деле можно защитить абсолютно любую собственность. Остаётся лишь выбрать способ.

Что такое авторское право в интернете

По данным исследователей (Фонд Общественное Мнение) ежедневно в интернет выходят 66 миллионов россиян. Пользователи преследуют следующие цели:

  • общение в соцсетях;
  • служебная электронная переписка;
  • отслеживание новостей;
  • поиск информации и товаров;
  • удалённая работа;
  • видео и аудио;
  • другие цели.

Большая часть посетителей размещает на доступных ресурсах свои материалы (соцсети, сайты и т. д.) Каждый рискует быть «обворованным».

Каждый день в сети интернет появляются оригинальные публикации

Любого интернет-пользователя можно назвать автором. Даже если это обычный пост на своей странице в соцсети. Разумеется, для создания этого поста потребовались определённые интеллектуальные усилия и было затрачено некоторое количество времени. Поэтому каждый автор негодует, обнаруживая свой материал на другом ресурсе с подписью постороннего человека.

Правовые нормы, защищающие авторские права

Автором произведения считается его создатель, а права вступают в силу с момента его появления. К счастью, интеллектуальная собственность признаётся российским законодательством как личное имущество. За кражу любого имущества предусмотрена ответственность. Авторское право в России защищено:

  • Гражданским кодексом РФ;
  • Конституцией РФ;
  • Федеральным законом №5351–1 «Об авторском праве и смежных правах»;
  • Федеральным законом №35 «О внесении изменений в Гражданский кодекс и иные законодательные акты по вопросам регулирования интеллектуальной собственности»;
  • Всемирной конвенцией об авторском праве;
  • Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений;
  • Договором ВОИС по авторскому праву;
  • Соглашением ТРИПС (международное авторское право);
  • Конвенцией об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм;
  • Директивой ЕС от 22.05.2001г. №2001/29/ЕС. «О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе».

Таким образом, авторство защищено не только российскими законодательными нормами, но и международными актами. Но к сожалению, защитить свои права не так просто, если нет их подтверждения. То есть любой человек может назвать себя автором любого материала, размещённого в интернете, если он не защищён официально. Способ защиты и варианты действий выбираются в зависимости от вида объекта права.

Объекты авторских прав

Объектами авторского права в интернете являются:

  • литературные произведения;
  • любой уникальный текстовой контент;
  • информационно-аналитические материалы (обзоры, результаты опросов, статистика и инфографика);
  • аудиоматериалы (музыка, песни, диктофонные записи, лекции и интервью);
  • уникальные видеозаписи (съёмки различных событий и мероприятий, видеоклипы, передачи, фильмы, презентации);
  • фотографии, которые могут быть авторской съёмкой общедоступных объектов или личными снимками;
  • изображения своих работ, например, изделий из глины, украшений или ландшафтного дизайна;
  • мастер-классы и обучающий контент;
  • компьютерные программы, приложения, игры;
  • операционные системы на любом языке и в любой форме;
  • собственная живопись, скульптура, графика, комиксы, карикатуры, мемы и другие графические работы;
  • дизайн сайтов и отдельных страниц;
  • логотипы сайтов, каналов, интернет-сообществ;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы, чертежи;
  • производные работы (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных), представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Производные произведения (например, доклад на тему «Золотая рыбка глазами А.С. Пушкина») могут быть защищены авторским правом, несмотря на то, что включают в себя цитаты и выдержки из сказки. Для этого докладчик должен ссылаться на основное произведение с указанием авторства.

Музыка является одним из объектов авторского права

Какие материалы не могут являться объектами авторского права

Не могут являться объектами авторского права следующие материалы:

  • официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т. д.);
  • произведения народного творчества;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер;
  • короткие названия и лозунги.

Например, нужно разместить в своём материале изображение с триколором. Флаг у России один, содержащий три цвета. Менять их местами нельзя, если его представить в другом виде, это уже будет другой флаг или вовсе не флаг. Логично, что у такого изображения не может быть авторства. Ведь каждый гражданин имеет право пользоваться символом своего государства, если это совершается не вопреки закону.

Гжель — это русский народный вид художественной росписи, поэтому данная техника не защищена от повторения; а вот на дизайн конкретной чашки оформить авторское право можно

А также нельзя защитить короткий слоган. Например, «Мир. Труд. Май!». Данная комбинация слов может часто использоваться разными людьми, и не получится каждого привлечь к ответственности. Однако рекламные лозунги могут защищаться. Само понятие рекламного слогана не рассматривается законодательством как объект авторства, но не исключает таковое.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения либо соблюдения каких-либо иных формальностей. Однако на практике возникают ситуации, когда автор должен доказать авторство на свой рекламный слоган.
Наряду с общими способами защиты гражданских прав, закреплёнными в ст. 12 ГК РФ, защита рекламного слогана может осуществляться специальными способами.

Как защитить свою интеллектуальную собственность в интернете

Самым простым методом защитить свой материал является заявление об авторстве. При этом необязательно заключать какие-либо договоры и составлять официальные бумаги. Например, для защиты текста, фото, инфографики можно под материалом поставить свою подпись.

Для такого способа принято использовать символ Copiright — Рядом следует указать автора и год создания. Эта подпись означает, что вы автор и заявляете о своих правах на данную интеллектуальную собственность. Осведомлённый о юридических последствиях человек, заметив такой символ, при использовании материала в своих целях будет ссылаться на ваше авторство. Минус такого способа в том, что он лишь подтверждает авторство и может помочь его защитить, но не приносит никакой материальной выгоды.

Если публикация совершена вами на официальном ресурсе, то, как правило, у каждого произведения есть номер публикации

Некоторые сайты разрешают копировать и использовать размещённые материалы, но требуют сохранять ссылки на ресурс. За это не нужно платить, но владельцы сайта имеют материальную выгоду. По указанной вами ссылке пройдут другие пользователи, а это поднимет посещаемость ресурса, может увеличить количество продаж и т. д.

Если объектом права является видеоматериал, а вы выбираете простой неофициальный способ защиты, можно при создании видео наложить текст или значок, который будет отображаться до конца ролика. В этом случае «пирату» будет неудобно использовать такой материал без согласия автора.

Присутствие логотипа по ходу всего просмотра означает авторское право и ограничивает использование материала

Некоторые виды интеллектуальной собственности могут быть защищены самим ресурсом, на котором размещается материал, например:

  • через модерирование и администрирование;
  • через встроенные системы защиты.

Любой сайт контролируется администратором и практически любой — модераторами. Это позволяет отслеживать поступающие к публикации материалы. Модераторы проверяют их на наличие плагиата и при необходимости могут запрашивать ссылки на авторов. К тому же на некоторых сайтах есть специальные модераторы, которые круглосуточно отслеживают копирование материалов через поисковые системы. Если обнаруживается пиратское использование другим сайтом, администратор вправе требовать удаления материала из его публикаций.

Встроенная антипиратская система — это онлайн-защита. Например, видеохостинг YouTube. Если разместить на этом ресурсе видео, на которое было объявлено авторское право, система в течение минуты определяет сходство и наступают последствия:

  • автор разрешает использовать свой материал (указывает, в коммерческих или некоммерческих целях);
  • автор запрещает использование, и система удаляет видео;
  • автор разрешает использование, но материальная выгода (монетизация) извлекается только в пользу автора (или в виде %);
  • на электронную почту пирата приходит оповещение (созданное автоматически) о поступившей жалобе;
  • канал блокируется.

Некоторые, полагая, что оформление авторских прав непомерно дорого обойдётся, нанимают специальных модераторов. Иногда для таких случаев заключаются трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера, и модераторы получают зарплату.

Официальный способ защиты авторских прав

Для того чтобы официально зарегистрировать авторское право, нужно обратиться к нотариусу. Любая нотариальная контора может провести процедуру оформления. Нотариус изучит поданные материалы, и если обнаружится, что вы первый, кто заявил о правах, выдаст свидетельство о регистрации авторского права. Кроме этого, вам могут предложить депонирование. Юристы считают, что это единственный надёжный способ доказать своё авторство, если дело дойдёт до суда.

Для того чтобы можно было официально требовать защиты прав (например, через суд), нужно официальное оформление авторства

Например, объектом авторского права стал научный доклад. Автор передаёт один печатный экземпляр нотариусу (насовсем), тот выдаёт свидетельство о депонировании. Случился суд, автор доклада требует 1 миллион рублей за незаконное использование результата своего интеллектуального труда. Ответчик (Петров) подал встречный иск с аналогичным требованием. В нём указано, что материал принадлежит Петрову, просто он не успел его зарегистрировать, а Иванов незаконным образом зарегистрировался в качестве автора. В таком случае только нотариус сможет подтвердить авторство, так как первым увидел оригинал (в свидетельстве указана дата выдачи и печати экземпляра).

В России существует много юридических контор, специализирующихся именно на авторском праве. Можно обратиться в любую фирму, критериями при выборе юридической организации могут являться:

  • ценовая политика;
  • бренд (например, в этой конторе регистрировали свои права звёзды мирового шоу-бизнеса);
  • отзывы в интернете;
  • территориальное расположение.

Существует значимое различие между специализированной конторой и нотариусом. В юридической фирме выдают свидетельство, на котором стоит печать организации, зарегистрированной в качестве юридического лица. Номер свидетельства будет включён в каталог (то есть список выданных документов). Нотариус имеет лицензию, он признан компетентным органом на государственном уровне. Свидетельства, оформленные нотариусом, обладают полной юридической силой, а их номера включаются в реестр авторских прав. К тому же стоимость услуг нотариуса и специализированной конторы может не отличаться.

На любом свидетельстве об авторских правах должна стоять печать удостоверяющего органа

Исключением являются авторские права на программу ЭВМ и базы данных. Такой материал регистрируется на федеральном уровне. Согласно статье 1262 Гражданского кодекса программы должны регистрироваться в федеральном органе исполнительной власти (по интеллектуальной собственности). Причём если в поданном материале содержится государственная тайна или иная важная информация государственного уровня, его не зарегистрируют, а автор, скорее всего, будет привлечён к ответственности.

Какие документы нужны для оформления

Каждый регистрирующий орган запрашивает определённый перечень документов. Но во всех случаях потребуются:

  • заявление на регистрацию авторских прав;
  • произведение (представляется в оригинале или на электронных носителях информации: CD или DVD дисках в форматах PDF, JPG, файлов-мультимедиа);
  • заверительная надпись на оригинале произведения или CD/DVD диске уполномоченного должностного лица, нанесённая несмываемой краской или специальными маркерами, а также печать юридического лица (если таковая имеется);
  • перечень приложений с указанием количества документов и листов в каждом, с информацией о том, что к ним прилагается цифровой носитель;
  • аннотация (5–7 строчек описания темы, назначения и содержания произведения), подписанная автором (ами), в двух экземплярах;
  • реквизиты автора (ов).

Количество файлов на электронном носителе должно соответствовать количеству документов, указанных в приложении, наименование файлов должно позволять идентифицировать документ и количество страниц в нём (например, накладная 245 от 02032009 3 л.pdf).

Куда обращаться при нарушении авторских прав

Если автор обнаружил свой материал на чужом ресурсе, меры можно принимать немедленно.

Правообладатель в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», фильмов, в том числе кинофильмов, телефильмов, или информации, необходимой для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, которые распространяются без его разрешения или иного законного основания, вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такие фильмы или информацию, на основании вступившего в силу судебного акта.

Соответственно, обращаться нужно в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Служащие органа исполнительной власти обязаны в течение 3 дней:

  • определить провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в интернете того сайта, на котором появилась информация без разрешения правообладателя или иного законного основания;
  • направить провайдеру или другому ответственному лицу в электронном виде уведомление на русском и английском языках о нарушении исключительных прав;
  • фиксировать дату и время направления уведомления.

Получив уведомление, публикующий обязан удалить пиратскую информацию в течение суток. Если этого не произошло, владелец хостинга ограничивает доступ к материалу. Причём это должно состояться не позднее чем на третий день после получения уведомления.

Незаконное использование материалов чревато ограничением доступа к сайту

Если руководство сайта не удалило контрафактную информацию, контролирующий орган может отправить поручение оператору связи на ограничение доступа к сайту. Обычно в таких случаях появляется окошко «Страница недоступна». Снять блокировку можно только представив судебный акт, который отменяет решение органа исполнительной власти об ограничении. Если речь идёт о видеоматериале, можно также обратиться в Роскомнадзор. Это тоже приведёт к ограничению доступа: сначала к странице с видеоматериалом, а при нарушении постановлений — к блокировке сайта. Если такие меры не помогли, нужно обращаться в суд.

Как подать заявление в суд

Сначала надо определить подсудность. Исковые заявления об авторских правах подаются в суды общей юрисдикции (городские) и в арбитражные. Для того чтобы определить точную подсудность, нужно иметь информацию о владельце хостинга или ответственном лице. Например, владелец хостинга не знает о незаконном размещении информации, выложил её администратор сайта. Если вы подавали жалобу в контролирующий орган, вам должны были прислать письмо, в котором содержится информация о хостинге. Когда владелец — юрлицо, нужно обращаться в арбитражный суд, а если физлицо — в городской. Причём заявление надо подавать по месту жительства ответчика или регистрации юридического лица.

До момента подачи иска необходимо обратиться к нотариусу, сделать скриншот нарушения и заверить его подписью. Это нужно для того, чтобы зафиксировать факт незаконного размещения. Некоторые нечестные пользователи, получив повестку в суд, удаляют контрафактную информацию, и доказать факт нарушения становится сложно.

При составлении иска нужно тщательно продумать каждый пункт. В число требований можно включить имущественные и неимущественные. Имущественные — это цена иска. Исходя из неё рассчитывается госпошлина. Если спорить о возмещении морального вреда или компенсации за упущенную выгоду, то шансы выиграть будут только в случае привлечения опытного адвоката.

Исковое заявление без материальных требований можно составить самостоятельно

Изощряться по поводу суммы, указанной в требованиях, бесполезно. Дело в том, что уже устоялись суммы, которых обычно добиваются. И если не привлечён адвокат, суд определит размер компенсации согласно стереотипам. Например, за однократное незаконное использование одной фотографии назначают компенсацию 30000 рублей.

К заявлению нужно приложить 2 его копии, квитанцию и документы, которые вам выдали при регистрации права.

Судебная практика

Пример 1: Александр Попов обратился в арбитражный суд. Ответчиком стало издательство, выпустившее большой тираж газет, в которых содержались стихи Александра. В качестве требований истец указал возмещение морального вреда. Суд иск удовлетворил, так как Александр смог доказать своё авторство, а газета в своих публикациях автора не упомянула. Однако ответчик обжаловал решение суда. Дело в том, что моральный вред можно возместить только тогда, когда нарушены неимущественные права (например, публичное оскорбление). Так как дело касалось имущества (интеллектуальная собственность), то и возмещение морального вреда не положено.

Пример 2: фотограф А. выгрузил в интернет фотоработы, а модный журнал взял их в качестве иллюстраций. Для фотосессии А. нанимал профессиональных моделей, на что ушла крупная сумма. Авторские права не регистрировались, поэтому надежд на выигрыш не было. Однако суд удовлетворил иск. Фотограф очень известен в своём регионе, подтверждение авторства легко установить. Редакция, опубликовавшая фотоработы, обязана выплатить компенсацию за незаконное использование, так как фотограф представил суду контракты с моделями.

Авторские права на интернет-контент необязательно регистрировать, но это желательно, если произведение творческого труда подразумевает коммерческую составляющую. Зарегистрировать права можно у нотариуса или в специализированных конторах. Если дело дойдёт до суда, свидетельство о регистрации авторских прав может сыграть решающую роль.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *