Право на защиту репутации автора произведения переходит

Статья 29. Переход авторского права по наследству.

Авторское право переходит по наследству. Не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав. Эти правомочия наследников сроком не ограничиваются.
При отсутствии наследников автора защиту указанных прав осуществляет специально уполномоченный орган Российской Федерации.
Комментарий к статье 29
1. В части 1 ст. 29 устанавливается правило о переходе по наследству авторских прав.
Это означает, что к наследованию авторских прав применяются нормы раздела VII «Наследственное право» ГК РСФСР 1964 года (ст. 527 — 561) и нормы ст. 153 — 155 Основ 1991 года. После введения в действие третьей части ГК РФ будут применяться нормы ГК РФ.
2. Имущественные авторские права переходят по наследству в пределах общих сроков действия авторских прав (ст. 27).
3. При наследовании имущественные авторские права не оцениваются и при исчислении обязательной доли в наследстве (ст. 535 ГК РСФСР 1964 года) не учитываются.
4. Имущественные авторские права переходят по наследству только в том объеме, в каком они принадлежали автору на момент его смерти. Это значит, что, если они при жизни автора перешли к другим лицам (например, по договору), эти лица сохраняют право на использование их и после смерти автора.
5. В последней части ст. 552 ГК РСФСР 1964 года содержится специальная норма, касающаяся наследования авторских прав.
В соответствии с этой нормой, если:
1) имущество завещано государству; или
2) у наследодателя нет наследников ни по закону, ни по завещанию; или
3) все наследники лишены завещателем права наследования; или
4) ни один из наследников не принял наследства, авторское право, входящее в наследство, либо полностью, либо в соответствующей доле переходит к государству и прекращается.
Под «государством» в данном случае следует понимать Российскую Федерацию, а также субъектов Российской Федерации.
6. Норма ст. 552 ГК РСФСР 1964 года не применяется, если автор подарил свое авторское право государству, целиком или частично, при своей жизни (и этот дар принят), а также в тех случаях, когда имущество завещано автором не государству, а иному субъекту, например государственному предприятию.
7. Часть 2 устанавливает правила перехода по наследству трех личных авторских прав: права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора.
По этим вопросам см. ст. 15 и комментарий к ней, п. п. 1 и 2 ст. 27 и комментарий к ним.
8. Содержащаяся в ч. 2 формулировка о том, что «наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав» очень точно передает сущность прав, переходящих к наследникам: сами эти права (право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора) к наследникам не переходят.
В этой связи формулировка ч. 2 п. 1 ст. 27 представляется недостаточно точной.
9. Содержащееся в ч. 2 ст. 29 указание на бессрочный характер правомочий наследников по защите трех личных неимущественных прав автора противоречит нормам, содержащимся в п. 2 ст. 27.
Поскольку это противоречие касается сроков действия авторских прав, а специальные нормы по этим вопросам помещены в ст. 27, должны применяться и учитываться нормы п. 2 ст. 27.
10. Часть 3 фактически повторяет, с некоторыми различиями, нормы ч. 2 п. 2 ст. 27.
Применению подлежат нормы ч. 2 п. 2 ст. 27. Обоснование этому дано в п. 9 комментария к ст. 29 Закона.

Следующая статья «
К тексту закона «

Статья 1266 ГК РФ. Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений

1. Право на неприкосновенность произведения, отмененное в 1993 г., ныне восстановлено в российском законодательстве после четырнадцатилетнего перерыва.

2. Право на неприкосновенность произведения сформулировано как пассивное право запрета, как обязанность, налагаемая на третьих лиц.

На самом деле это именно личное право самого автора: право вносить в свое произведение различные (любые) изменения, сокращения и дополнения, право снабжать произведение при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием или иными пояснениями. Этому — активному — личному праву автора соответствуют обязанности любых третьих лиц — не осуществлять указанные действия без согласия автора. Указанное согласие автора фиксируется в договоре.

Данное правомочие на неприкосновенность произведения, как это видно из приведенной выше нормы, касается как самого произведения, так и некоторых элементов, сопровождающих произведение, — иллюстраций, предисловия, послесловия, комментариев, пояснений, т.е. элементов, являющихся внешними по отношению к объективной форме произведения.

Следует считать, что право автора определять и запрещать использование вместе с произведением этих внешних элементов ограничивается теми случаями и теми элементами, которые влияют на восприятие произведения и могут исказить создаваемое произведением впечатление. Так, комментарии обычно отвлекают от ознакомления с произведением, «разбивают» единое впечатление, создаваемое произведением.

Особо необходимо остановиться на «иллюстрациях». Под этим термином следует понимать не только снабжение литературного произведения рисунками, но и любое иное сочетание разных произведений, например сопровождение музыкального произведения воспринимаемыми зрительно изображениями («синхронизацией», цветомузыкой и т.д.). Любое «иллюстрирование» должно производиться с согласия автора. Однако помещение, предположим, в том же номере журнала, где помещено произведение, отдельной критической статьи об этом произведении не нарушает авторского права на неприкосновенность и не требует согласования с автором.

Вообще пределы действия права на неприкосновенность как права запрета, адресованного третьим лицам, хорошо очерчены в норме, содержащейся в абз. 2 п. 1 комментируемой статьи.

Хотя этот абз. 2 относится к тому периоду времени, когда автор уже умер, тем не менее именно здесь раскрыта запретительная функция права на неприкосновенность: право на неприкосновенность направлено на то, чтобы без согласия автора не искажался замысел автора и не нарушалась целостность восприятия произведения. Если же ни того ни другого не происходит, право на неприкосновенность не должно действовать.

3. В абзаце 2 п. 1 комментируемой статьи рассматривается содержание права на неприкосновенность после смерти автора.

В этот период времени «активное» право на внесение изменений в произведение уже не существует: автора нет, а потому произведение должно быть «заморожено»; надо сохранить произведение в таком виде, в каком оно было создано автором.

Однако лицо, осуществляющее правомочия по охране неприкосновенности произведения после смерти автора, вправе разрешить внести в произведение изменения, сокращения, дополнения, но лишь такие, которые не искажают замысел автора и не нарушают целостность восприятия произведения.

Кроме того, имеется еще одно дополнительное условие, которое должно существовать для того, чтобы можно было внести в произведение изменения, сокращения, дополнения: внесение таких изменений и т.п. не должно противоречить воле умершего автора, определенно выраженной им в завещании или в ином письменном документе (письмо, дневник и т.п.).

Следует считать, что нормы, содержащиеся в абз. 1 п. 1, касаются равным образом и снабжения произведения иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями и пояснениями, хотя об этих действиях данная норма прямо не упоминает.

4. Выше нами было упомянуто лицо, осуществляющее правомочия по охране неприкосновенности произведения после смерти автора.

В абзаце 2 п. 1 комментируемой статьи это лицо указано как «лицо, обладающее исключительным правом на произведение». Однако в соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 1267 ГК РФ им может быть назначено и иное лицо. Что касается нормы, содержащейся в абз. 2 п. 2 ст. 1267 ГК РФ, то она противоречит норме, содержащейся в абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ.

Следует считать, что по логике должна применяться особая норма, содержащаяся в абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ, так как право на неприкосновенность произведения тесно связано с исключительными правами на произведение.

5. В пункте 2 комментируемой статьи говорится о таких изменениях, вносимых в произведение, которые порочат честь, достоинство и деловую репутацию автора. В этих случаях автор имеет право прибегнуть к способам защиты, указанным в ст. 152 ГК РФ. Автор вправе прибегнуть к таким способам защиты своих прав даже в тех случаях, когда указанные действия еще не опорочили честь, достоинство и деловую репутацию автора, но могут привести к таким последствиям. Очевидно, что, формулируя эту норму, законодатель исходил из общего принципа, содержащегося в п. 1 ст. 1065 ГК РФ.

Извращения, искажения и иные изменения произведения, опорочивающие честь, достоинство и деловую репутацию автора, являются одновременно действиями, нарушающими авторское право на неприкосновенность произведения.

Под норму, содержащуюся в п. 2 комментируемой статьи, подпадают также действия, заключающиеся в снабжении произведения иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями и пояснениями, если они порочат честь, достоинство и деловую репутацию автора.

В соответствии со второй фразой п. 2 данной статьи заинтересованные лица могут защищать честь и достоинство автора, нарушенные после смерти автора посредством совершения указанных выше действий.

О понятии «заинтересованного лица» см. п. 4 комментария к данной статье.

Следует полагать, что действия, нарушающие деловую репутацию автора после его смерти, не могут быть предметом иска.

6. Право на неприкосновенность неразрывно связано с правом на переделку. Поэтому право на неприкосновенность — частично — переходит по наследству и может быть предметом договора.

Право автора на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажения

В Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений данное право именуется «правом на защиту репутации автора». Рассматриваемое право направлено на защиту творческой деятельности автора, его интеллектуального вклада в созданное произведение. С одной стороны, право на защиту репутации автора охватывает запрещение вносить в произведение любые изменения. Запрет на внесение изменений касается любых элементов произведения. Так в соответствии со статьей 1266 ГК РФ не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. В свою очередь искажение, а так же иное изменение произведения, порочащее честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами ст. 152 Кодекса. С другой стороны, право на защиту репутации автора означает, что с автором согласуются любые изменения и дополнения созданного им произведения.

Интересным по данному вопросу представляется дело по иску Т.И. Жиронкиной к С.Н. Никулину о защите права на неприкосновенность произведения. В обоснование своих требований истица указала, что к 90-летию Воронежского государственного университета была издана книга под названием «Земная колыбель: Антология поэзии ВГУ». Автором-составителем данного сборника являлся ответчик — С.Н. Никулин. В сборник были включены стихи истицы «Ветлы», «Белая сказка планеты», «Густой шатер еловых лап», однако это были не те стихи, которые она отправляла в оргкомитет под руководством ответчика, а иные. Причем стихотворение «Белая сказка планеты» ранее нигде опубликовано не было.

Помимо этого, истица ссылается на то, что опубликованные в вышеназванной книге стихи были существенно переработаны и редактированы С.Н. Никулиным, что привело к их существенному искажению и не соответствию оригиналу. При этом согласия на сокращение ее произведений или внесение в них изменений и дополнений, она не давала.

Исходя из этого, истица посчитала, что действия ответчика, нарушают ее право на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений. Однако ответчик утверждал, что из-за фактических, стилистических неточностей и ненужного многословия описательного характера стихотворениям была необходима редакторская правка, и что в авторском виде опубликовать указанные стихотворения не представлялось возможным.

Суд при разрешении данного спора, главным образом ссылался на статью 1266 ГК РФ которой предусмотрено, что внесение в произведение автора изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения), без согласия автора не допускается. В ходе рассмотрения дела, был установлен факт, нарушения действиями ответчика прав автора истицы на указанные произведения. При этом доводы ответчика, по мнению суда, не имеют правового значения для оценки факта нарушения авторского права истицы. Следовательно, можно судить о том, что право на неприкосновенность произведения является безусловным и наличие согласия автора на редактирование его произведения является обязательным.

Необходимо так же отметить, что гражданским кодексом, а именно абз. 2 п.1 ст. 1266 ГК РФ, впервые предусмотрено право лица, обладающего исключительным правом на произведение, после смерти автора разрешать внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений. Однако необходимо учитывать, что обладатель исключительного права может разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений только при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения, а также, если это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

Некоторые авторы полагают, что указанное в этой норме лицо, осуществляет правомочия по охране неприкосновенности произведения после смерти автора. Однако данный вывод не согласуется с позицией, сформулированной в п. 31 Постановления от 26 марта 2009 г. N 5/29, согласно которой право на неприкосновенность произведения касается таких изменений произведения, которые не связаны с созданием нового произведения на основе имеющегося. Кстати, не вполне логичным представляется ограничивать правомочие, указанное в абз. 2 п. 1 ст. 1266, только внесением в произведение изменений, сокращений или дополнений, не включая сюда снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями, поскольку последние в меньшей степени затрагивают целостность произведения.

В связи с этим, в целях устранения ограничения прав правообладателя, логичным было бы внесение изменений в абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ. А именно дополнить абзац статьи следующим содержанием «При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений, а так же снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или пояснениями, при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме».

Данные изменения на практике позволили бы расширить круг правомочий, которые не только предоставили бы правообладателю право разрешать внесение больших изменений в произведение, но и при этом в меньшей степени затрагивали бы целостность самого произведения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *