Право международных судов

Теория согласования воль государств.

Процесс создания норм МП – процесс согласования воль государств

Стадии данного процесса:

1) согласование воль государств относительно содержания правил поведения (содержание воли государства – его международно-правовая позиция; согласованная воля государств – их общая, одинаковая воля (результат компромиссов, взаимных уступок и договоренностей));

2) согласование воль государств относительно признания этого правила поведения юридически обязательным, имеющим характер нормы права.

Основные черты процесса создания норм МП:

1) согласованность воль государств (свидетельствует о направленности на признание определенного правила в качестве правовой нормы);

2) взаимообусловленность воль государств (их взаимосвязанность, выражение принципа взаимности, заложенного в основу создания норм МП и проявляющегося в процессе их реализации).

Достигнутое согласие закрепляется:

1) в виде совпадающих прав и обязанностей участников соглашения;

2) путем баланса (одно государство наделяется одними правами и обязанностями, другое – другими).

Способы создания норм МП.

Основной способ создания норм МП – международный договор.

Договор – международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регистрируемое МП независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (ст.2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969).

Классификация международных договоров:

1) подтверждающие или формулирующие в целях большой точности некоторые являющиеся уже обязательными принципы и нормы права;

2) создающие новые принципы и нормы;

3) применяющие существующие принципы и нормы права.

Важная функция договора – систематизация конвенционных и обычных норм (определяет взаимосвязи не только между содержащимися в нем нормами, ни и этих норм с другими нормами МП).

Договор может воспроизводить и подтверждать нормы действующего МП, конкретизировать их, развивать, создавать новые и ликвидировать старые нормы.

Вступление договора в силу до ратификации возможно:

1) если это предусмотрено самим договором;

2) если участвовавшие в переговорах государства договорились об этом иным образом.

Процедура заключения договоров регламентируется:

1) между государствами (Венской конвенцией о праве международных договоров 1969);

2) между государствами и межправительственными организациями или между такими организациями (Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986).

Этапы процесс заключения международного договора (переговоры, согласование текста, его парафирование, принятие на международной (дипломатической) конференции, подписание, ратификация (присоединение), вступление в силу, регистрация в Секретариате ООН, опубликование в книге ‘TreatySeries’).

Процесс заключения международного договора – процесс согласования воль государств, результатом которого является соглашение, воплощающееся в нормах договора.

Международно-правовой обычай не является результатом согласования воль субъектов МП.

Государство рассматривает конкретное обычное правило как норму МП, как правило, юридически обязательное в международном плане (это выражение воли государства; при выражении воли других государств в том же направлении образуется молчаливое соглашение о признании обычного правила в качестве МПН).

Виды обычных норм:

1) сложившееся в практике неписаные правила, за которыми субъекты признают юридическую силу;

2) созданные путем признания нескольких или даже одного предшествующего акта неписаные правила, за которыми признается юридическая сила.

Виды международно-правовых обычаев (универсальный, отраслевой, локальный).

Общепризнанные международно-правовые обычаи (запреты, касающиеся агрессии, геноцида, рабства, расовой дискриминации, преступлений против человечности и пыток, право на самоопределение).

Для признания международно-правового обычая необходимы два условия – всеобщая практика и признание обычая в качестве правовой нормы (ст.38 Статута МС ООН).

Обычная норма МП формируется постепенно (возникает в результате повторяющихся действий всех субъектов МП – основные факторы – повторение действий и время).

Признание или принятие субъектом МП обычая в качестве нормы МП – выражение воли субъекта права рассматривать обычное правило как норму МП.

Наличие обычной нормы может подтверждаться заявлениями государств, судебными решениями, практикой (при признании обычной нормы не допускаются оговорки).

Изменение или отмена обычной нормы могут осуществляться:

1) договорным путем;

2) путем обычая (изменение всеобщей практики, сопровождающееся признанием в качестве МПН).

Иные способы создания норм МП:

1) решения международных организаций, носящие обязательный характер (рекомендации ГА ООН по вопросам, входящим в ее компетенцию; рекомендации специализированных учреждений ООН; санитарные регламенты ВОЗ);

2) рекомендации международных организаций, , носящие декларативный (необязательный) характер (содержат призывы к государствам к совершению определенных действий юридического характера, подтверждают итоги всемирных конференций, содержат поручения вспомогательным органам) (содержат нормы мягкого права, не создающие конкретных прав и обязанностей, а только дающие общую установку (рекомендации МОТ));

3) решения международных судебных органов (МС ООН, МСУ ООН).

51. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СУДЫ

Одним из видов разрешения международных споров является судебное разбирательство. Соответствующие судебные органы учреждаются при международных организациях как универсального, так и регионального характера. Универсальным судебным органом является Международный суд ООН. Согласно Маниль-ской декларации о мирном разрешении международных споров, одобренной тридцать седьмой Генеральной Ассамблеей ООН, государства в полной мере сознают роль Международного суда, являющегося верховным судебным органом ООН. Состав международного суда не зависит от воли сторон и образуется заранее. Компетенция международного суда заключена в его учредительном акте. Суды принимают собственные регламенты. Решения международных судов обязательны для сторон и обжалованию не подлежат.

В зависимости от характера споров суды делятся на суды по разрешению:

1) межгосударственных споров – Международный суд ООН;

2) дел, возбуждаемых физическими и юридическими лицами против государств и международных организаций (Европейский суд по правам человека);

3) трудовых споров в рамках международных организаций (Административный трибунал МОТ);

4) по привлечению к ответственности физических лиц (Нюрнбергский трибунал);

5) различных категорий споров (Суд ЕС). Международный суд ООН состоит из пятнадцати членов, причем в его составе не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной палаты третейского суда. Члены Суда избираются на девять лет и могут быть переизбраны, с тем, однако, что срок полномочий судей первого состава Суда истекает через три года, а срок полномочий еще пяти судей – через шесть лет. Члены Суда могут не исполнять никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера.

Европейский суд по правам человека – судебный орган, учрежденный в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и включающий в себя 39 человек. Он является судом последней инстанции, выносящим решения по вопросам соблюдения странами – членами Совета Европы своих обязательств по вышеназванной Конвенции. Штаб-квартира Европейского суда по правам человека находится в Страсбурге.

Члены Суда избираются Парламентской ассамблеей большинством голосов из списка лиц, выдвинутых членами Совета Европы. Каждое государство – член Совета Европы выдвигает трех кандидатов, из которых по крайней мере двое должны быть гражданами этого государства.

Кандидаты должны обладать высокими моральными качествами и отвечать требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или должны быть заслуженными специалистами в области юриспруденции с признанным авторитетом.

Члены Суда избираются сроком на шесть лет. Они могут быть переизбраны. Для рассмотрения переданного Суду дела образуется Палата из девяти судей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *