Право голоса залогового кредитора

Статья 12. Собрание кредиторов. 1. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

В случаях, если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.
Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.
2. К исключительной компетенции собрания кредиторов относятся:
принятие решения о введении и об изменении срока проведения финансового оздоровления, внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
утверждение и изменение плана внешнего управления;
утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
утверждение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
выбор саморегулируемой организации для представления в арбитражный суд кандидатур административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
выбор реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией;
принятие решения о заключении мирового соглашения;
принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
принятие решений об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава, избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;
отнесение к компетенции комитета кредиторов принятия решений, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением тех решений собрания кредиторов, которые в соответствии с настоящей статьей отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;
избрание представителя собрания кредиторов.
Вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.
3. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются.
4. Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем тридцатью процентами голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.
5. В случае, если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, собрание кредиторов может быть проведено лицами, требующими его созыва.
6. По решению собрания кредиторов или временного управляющего реестродержатель, ведущий реестр требований кредиторов, при проведении собрания кредиторов может осуществлять следующие функции:
проверять полномочия и регистрировать лиц, участвующих в собрании кредиторов;
обеспечивать установленный порядок голосования;
подсчитывать голоса;
составлять протокол об итогах голосования.
7. Протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.
В случае проведения собрания кредиторов в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, протокол собрания кредиторов составляется в трех экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй — арбитражному управляющему не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов. Третий экземпляр протокола собрания кредиторов хранится у лица, проводившего собрание.
К протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии:
реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;
бюллетеней для голосования;
документов, подтверждающих полномочия участников собрания;
материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения;
документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов;
иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов.
Оригиналы указанных документов подлежат хранению арбитражным управляющим или реестродержателем до завершения арбитражного процесса по делу о банкротстве, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом, и представляются по требованию арбитражного суда или в иных предусмотренных федеральным законом случаях.
Арбитражный управляющий обязан обеспечить доступ к копиям указанных документов лицам, участвующим в деле о банкротстве, а также представителю работников должника, представителю учредителей (участников) должника, представителю собственника имущества должника — унитарного предприятия.
Комментарий к статье 12
1. Собрание кредиторов — специальный орган, представляющий интересы кредиторов, который создается и действует в случае банкротства должника. При применении к должнику процедур банкротства кредиторам запрещено совершать действия, направленные на удовлетворение их требований в самостоятельном порядке. От их имени все действия в отношении должника с этого момента совершаются собранием (комитетом) кредиторов.
2. Комментируемая статья содержит общие правила, регламентирующие организацию и деятельность собрания кредиторов на всех стадиях производства по делу о банкротстве и применительно ко всем процедурам банкротства, применяемым к должнику. В иных главах Закона о банкротстве, регулирующих отдельные процедуры банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение), имеются нормы, содержащие специальные правила о порядке деятельности собрания кредиторов, применяемые лишь при осуществлении соответствующих процедур.
3. По общему правилу первое собрание кредиторов созывается временным управляющим в период наблюдения в срок не позднее 10 дней до заседания арбитражного суда (см. комментарий к ст. 72). Исключение составляют лишь те случаи, когда к должнику не подлежит применению процедура наблюдения, например при банкротстве кредитных организаций (см. комментарий к ст. 182), ликвидируемого или отсутствующего должника (см. комментарий к ст. ст. 225 и 228).
4. На всех стадиях производства по делу о банкротстве и при применении всех процедур банкротства к должнику участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.
Кредиторы привилегированных очередей, не относящиеся к числу конкурсных кредиторов, не являются участниками собрания кредиторов.
5. По Закону 1998 г. уполномоченные органы по требованиям об уплате обязательных платежей признавались участниками собрания кредиторов и обладали правом голоса только в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве. В соответствии с Законом 1998 г. (п. 2 ст. 64) налоговые и иные уполномоченные органы наряду с конкурсными кредиторами являлись участниками (с правом голоса) только первого собрания кредиторов, проводимого в период наблюдения.
Теперь в соответствии с Законом о банкротстве (п. 1 комментируемой статьи) наряду с конкурсными кредиторами участниками всех собраний кредиторов с правом голоса признаются и уполномоченные органы с требованиями по обязательным платежам.
6. Представитель работников должников, а также представители учредителей (участников) должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия признаются участниками собрания кредиторов, могут выступать по вопросам повестки собрания, но не обладают правом голоса.
7. Участником собрания кредиторов без права голоса является также арбитражный (временный, внешний, административный, конкурсный) управляющий.
На арбитражного управляющего возложены организация и проведение собрания кредиторов: созыв собрания (уведомление кредиторов о дате и месте собрания кредиторов), подготовка необходимых материалов и обеспечение ознакомления с ними участников собрания, реализация решений собрания кредиторов, в необходимых случаях — представление их на утверждение арбитражного суда и т.п.
8. Ранее в судебно-арбитражной практике нередко возникали проблемы, связанные с участием в деле о банкротстве единственного кредитора или уполномоченного органа. Теперь аналогичные проблемы должны решаться на основе нормы о том, что такой кредитор (уполномоченный орган) вправе единолично решать все вопросы, отнесенные к компетенции собрания кредиторов.
9. В п. 2 комментируемой статьи определена исключительная компетенция собрания кредиторов. Содержащийся в данном пункте перечень вопросов, по которым принимаются решения собранием кредиторов, не является исчерпывающим. Иные вопросы, входящие в компетенцию собрания кредиторов, определены в Законе о банкротстве применительно к отдельным процедурам банкротства. В частности, в период финансового оздоровления собрание кредиторов может принять решение об освобождении от исполнения обязанностей административного управляющего (об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством) (п. 5 ст. 83); при проведении внешнего управления — решение о даче согласия внешнему управляющему на совершение крупной сделки, а также сделки, в которой имеется заинтересованность (п. 1 ст. 101), а также решение по результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего (п. 3 ст. 118); в период конкурсного производства собрание кредиторов может рассмотреть вопрос о порядке оплаты услуг по оценке имущества должника (п. 1 ст. 130), заслушать отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника (п. 3 ст. 133), принять решение о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника (ст. 139) и др.
Вместе с тем содержащийся в п. 2 комментируемой статьи закрытый перечень вопросов, решение которых отнесено к исключительной компетенции собрания кредиторов, имеет то значение, что указанные вопросы (в отличие от многих других, также рассматриваемых собранием кредиторов) не могут быть переданы для решения иным лицам или органам, в том числе и комитету кредиторов.
10. Число голосов, которыми обладает каждый из конкурсных кредиторов, а также уполномоченный орган, определяется пропорционально их требованиям по денежным обязательствам и обязательным платежам. При этом принимается во внимание общая сумма кредиторской задолженности по гражданско-правовым обязательствам (по требованиям конкурсных кредиторов).
Таким образом, количество голосов как конкурсных кредиторов, так и налоговых и иных уполномоченных органов определяется пропорционально их требованиям с учетом общей суммы задолженности по требованиям конкурсных кредиторов и уполномоченных органов как по денежным обязательствам, так и по обязательным платежам.
Во всех случаях при определении количества голосов участников собрания кредиторов принимаются во внимание лишь те требования, которые в соответствии с Законом о банкротстве признаются установленными на дату проведения собрания кредиторов и включены в реестр требований кредиторов.
11. В отличие от Закона о банкротстве 1992 г., определявшего кворум для признания правомочным собрания кредиторов, Закон о банкротстве 1998 г. в качестве общего правила признавал правомочность всякого собрания кредиторов независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов, выдвигая в качестве единственного условия обязательное уведомление всех конкурсных кредиторов о времени и месте проведения собрания кредиторов.
Действующий Закон о банкротстве содержит четкие правила о кворуме собрания кредиторов, при котором оно признается правомочным. Критерием правомочности собрания кредиторов является присутствие на нем конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, обладающих более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Если речь идет о повторно созванном собрании кредиторов, то его правомочность обусловлена присутствием конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, обладающих не менее чем 30 процентами голосов, при том условии, что все конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, имеющие право голоса, были надлежащим образом уведомлены о времени и месте проведения собрания кредиторов.
12. Если инициатива в проведении собрания кредиторов исходит от комитета кредиторов, конкурсных кредиторов или уполномоченных органов, арбитражный управляющий должен провести собрание кредиторов в срок не позднее чем три недели с даты получения соответствующего требования о проведении собрания (п. 3 ст. 14 Закона о банкротстве).
Пунктом 5 комментируемой статьи предусмотрены последствия невыполнения арбитражным управляющим указанной обязанности: в этом случае лица, требовавшие проведения собрания кредиторов, вправе его провести своими силами.
13. Часть технических функций, направленных на обеспечение проведения собрания кредиторов, может быть возложена собранием кредиторов или временным управляющим на профессионального реестродержателя, ведущего реестр требований кредиторов (п. 6 комментируемой статьи).
14. Пункт 7 комментируемой статьи определяет порядок составления и оформления протокола собрания кредиторов, представления его в арбитражный суд и хранения соответствующих документов арбитражным управляющим и не нуждается в каком-либо комментарии.

Следующая статья «
К тексту закона «

Собрание кредиторов

Доброго дня!

Ситуация: у должника есть кредитор с примерно 55 процентами, и все остальные. КУ естественно мажоритарного кредитора.
Учредитель должника гасит весь реестр (перечисляет деньги). У миноритарных кредиторов конфликт с мажоритарным кредитором (скажем так личного характера), и мажоритарный кредитор дает указание КУ требования этих миноритариев не гасить, остальным всем основной долг погашен (кроме 3 кредиторов, которые не выходят на связь и не предоставили реквизиты).
Понятное дело что на АУ сыпется град жалоб, но это в данном контексте неважно, вся голосующая задолженность у почти всех кредиторов погашена. Прежде всего нужно разобраться в том, какие требования погашены.
Потому что на собрании кредиторы голосуют непогашенными требованиями, включенными в реестр.
Источником этой информации является реестр требований кредиторов.
У Вас есть право запросить у КУ копию реестра требований кредиторов (п. 9 ст. 16 ФЗоБ). Это обязательно нужно сделать.
Кроме того, Вы могли ознакомиться с отчетом КУ, который рассматривался на собрании (если рассматривался). В отчете КУ также отражается информация об общем размере требований каждой очереди, включенных в реестр и об общем размере погашенных требований (по очередям), а также информация о расходовании денежных средств.
Теоретически можно ознакомиться с протоколом СК и приложенными к нему документами (в том числе реестром, отчетом) в деле о банкротстве, но практически теперь (в новых условиях), возможно, будут сложности с ознакомлением.
На повторное собрание приходит мажоритарный кредитор и начинает голосовать, у него снова большинство голосов на собрании.
На вопросы что происходит, КУ и мажоритарный кредитор объясняют, что ему не погасили мораторные проценты и он типа голосует ими. Но если верить сумме голосов, указанной на его бюллетенях, он голосует погашенным основным долгом.
В итоге мажоритарий ставит решение важных вопросов с ног на голову, ставит допвопросы и принимает по ним решения. Мораторными процентами кредитор голосовать на собрании не может (п. 2.1. ст. 126 ФЗоБ).
Думаю, Вам нужно обжаловать эти решения повторного собрания кредиторов (если срок не пропущен) и в ходе обжалования выяснять, у кого и сколько голосов было на момент проведения собрания и голосования, кому и сколько гасилось, был ли кворум и проч.
Понятно, что КУ ждет новая порция жалоб, но мне подсказали, что есть якобы такая судебная практика, что кредиторы, видя подобное, могут после его завершения организовать самостоятельное голосование с правильным распределением голосов, с заполнением бюллетеней, протоколом, журналом и т.п., и такое голосование будет считаться действительным.
Кто-нибудь сталкивался с подобным голосованием или практикой по такому вопросу? В любом случае, чтобы созвать новое собрание и голосовать на нем, Вам необходима информация о размере непогашенных требований каждого кредитора (о количестве голосов). А с этим, как я понимаю, неразбериха…

Статья описывает понятие и статус залогового кредитора, особенности удовлетворения его требований и судьбы предмета залога. Представляется очевидным, почему залоговый кредитор имеет особое положение и гарантии – данное лицо, в отличие от других конкурсных кредиторов, вступая в отношения с должником позаботилось об обеспечении будущих обязательств, получив соответствующие законные гарантии в виде прав на конкретное имущество должника.

Залоговый кредитор – лицо, чьи требования к должнику-банкроту обеспечены договором залога имущества или имущественных прав. Требования залоговых кредиторов учитываются в третьей очереди реестра требований кредиторов. При подаче требования о включении в реестр кредитор обязан обосновать наличие залогового обязательства. Наложение взыскания на предмет залога не допускается, он реализуется в нижеуказанном порядке. Исключение из этого правила составляют процедуры финансового оздоровления и внешнего управления, на которых в данном материале мы останавливаться не будем.

Все вопросы, связанные с судьбой залогового имущества решаются исключительно с согласия залогового кредитора. Предмет залога учитывается отдельно от конкурсной массы должника.
Одна из важнейших особенностей наличия данного статуса – ограничения по голосованию на собраниях кредиторов. В частности, залоговый кредитор вправе голосовать в процедуре конкурсного производства только по вопросам: определения арбитражного управляющего или СРО арбитражных управляющих, отстранения арбитражного управляющего, перехода из конкурсного производства во внешнее управление. В процедурах банкротства граждан он также может голосовать о ходе реализации или реструктуризации долгов гражданина.

А в финансовом оздоровлении или внешнем управлении он может голосовать только после отказа от реализации залога. Вместе с тем, есть ряд вопросов, которые не могут быть утверждены без участия залогового кредитора: вопрос замещения активов, заключения мирового соглашения и, конечно же, определения судьбы залогового имущества.

Также, залоговый кредитор имеет право отказаться от продажи предмета залога и иметь на собраниях кредиторов полные права конкурсного кредитора.

На практике мы приходим к тому, что такому кредитору нецелесообразно отказываться от залога, т.к. имеющиеся возможности позволяют определить (определять) важнейшие параметры процедуры в наблюдении. Речь идет об избрании арбитражного управляющего для сопровождения процедуры, определении дальнейшей процедуры банкротства и формирования комитета кредиторов.

С комитетом кредиторов выходит ситуация совсем интересная. Законодатель отстранил залогового кредитора от решения текущих вопросов в конкурсном производстве как лицо, требования которого из без того достаточно обеспечены. Однако, в наблюдении при наличии большого перевеса по голосам, он может выбрать членов комитета кредиторов, через которых и в процедуре конкурсного производства продолжать принимать решения о судьбе должника.

С другой стороны, конкурсные кредиторы, не имеющие обеспеченных залогом требований, в процедуре конкурсного производства имеют законную возможность распустить и собрать комитет, либо изменить его состав.

Пункт 2 ст. 131 Закона о банкротстве говорит об обязательности проведения оценки имущества, представляющего из себя предмет залога.

В любом случае необходимо понимать общий принцип выстраивания судьбы имущества, представляющего из себя конкурсную массу (и не изъятого из оборота):

  • принятие конкурсным управляющим, обеспечение сохранности
  • инвентаризация, публикация об этом
  • оценка с привлечением независимого оценщика
  • утверждение порядка реализации с кредиторами
  • продажа с торгов

Нарушение данного порядка влечет дисциплинарную, административную и/или материальную ответственность арбитражного управляющего.

Очередность удовлетворения требований кредиторов в конкурсном производстве установлена п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве:
1) возмещение причиненного жизни и здоровью вреда
2) заработная плата и выходные пособия бывшим работникам
3) все остальные конкурсные кредиторы. Требования по штрафным санкциям удовлетворяются после удовлетворения всех кредиторов третьей очереди.
4) кредиторы по сделкам, признанным недействительным в рамках банкротства (оспоренным сделкам должника)
и пятый абзац пункта устанавливает, что обеспеченные залогом требования кредиторов удовлетворяются из стоимости соответствующего имущества после его реализации.

Продажа залогового имущества

При этом, не вся цена предмета залога перечисляется кредитору, а только ее часть. Размер этой части зависит от характера основного обязательства: по кредитным договорам банкам возвращается не более 80%, остальным кредиторам 70%. Оставшиеся денежные средства распределяются между кредиторами 1 и 2 очередей (15-20%), остальное – на текущие расходы в деле о банкротстве – вознаграждение арбитражного управляющего и привлеченных им к процедуре лиц.
Распоряжение данными денежными средствами происходит с открытием в обязательном порядке отдельного банковского счета. Управление этим счетом производится исключительно арбитражным управляющим и только для связанных с залогом вопросов.

Рыночную оценку реализуемого объекта, как и в других случаях, производит специальный аккредитованный оценщик, привлеченный конкурсным управляющим. Отчет оценщика может быть оспорен как другими кредиторами, так и собственниками общества-должника. А, все условия продажи имущества (имущественных прав) утверждает непосредственно залоговый кредитор. Результат данного согласования не позднее чем за 15 дней до даты начала торгов размещается в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ).
При несогласии участвующего в деле о банкротстве лица с ценой продажи имущества, условиями его хранения или порядком проведения торгов, у него есть 10 дней с момента публикации в ЕФРСБ для подачи заявления о разногласиях в арбитражный суд.

При невостребованности залога по определенной оценщиком цене и на повторных торгах, залоговый кредитор наделяется правом оставить предмет залога себе по стоимости на 10% ниже, чем цена на повторных торгах. В этом случае, кредитор перечисляет на специальный банковский счет обозначенные выше денежные средства (20-30%) для погашения требований кредиторов 1 и 2 очередей и текущих расходов в деле о банкротстве.
Если кредитор отказывается оставить себе предмет залога, то последний продается с публичного предложения.

Неудовлетворенный размер задолженности перед залоговым кредитором включается в третью очередь требований кредиторов, а залоговый кредитор получает право конкурсного кредитора (право голоса по всем вопросам собраний кредиторов).

Права и обязанности участников

Участники делятся в зависимости от возможности голосовать:

  1. Имеющие право голоса. К ним относятся конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.
  2. Не обладающие правом голоса. К этой категории относятся: представитель работников должника, лицо, представляющее учредителей должника, представитель саморегулируемой организации.

Непосредственное влияние на дальнейшую финансовую политику, проводимую в организации, могут оказывать участники собрания. Для этого на законодательном уровне установлены полномочия собрания кредиторов в деле о банкротстве, к которым относятся следующие:

  • утверждение графика погашения задолженности;
  • заключение мирового соглашения;
  • утверждение плана внешнего управления.

Исчерпывающий перечень прав и обязанностей установлен в п. 2 ФЗ о банкротстве; собрание кредиторов в первом заседании может принять решение об образовании комитета, утвердить его полномочия, состав и количество. С помощью комитета можно обжаловать действия арбитражного управляющего.

Права КК закреплены в п. 3 ст. 17 закона о несостоятельности. Итак, КК может:

  • затребовать от конкурсного управляющего либо директора юрлица-банкрота сведения о финансовом состоянии юрлица в ходе применяемых процедур в деле о несостоятельности;
  • обжаловать действия конкурсного управляющего в судебном порядке;
  • принять решение о созыве собрания кредиторов;
  • принять решение об обращении к собранию кредиторов с предложением об отстранении конкурсного управляющего;
  • осуществлять другие полномочия, переданные ему собранием кредиторов.

Для осуществления своих полномочий КК может выбрать своего представителя, закрепив такое решение в протоколе заседания.

Какие вопросы рассматриваются

Правомочность находится в зависимости от количества голосов, которых должно быть больше половины из расчета требований, отраженных в реестре. Если указанные требования игнорируются, не будет достигнут кворум для собрания кредиторов, банкротство в стадии финансового оздоровления в этом случае может не добиться улучшения финансового состояния организации.

Среди вопросов, которые рассматриваются, выделяют наиболее значимые:

  • разработка плана погашения задолженности и принятие плана финансового оздоровления;
  • определение саморегулируемой организации, из состава которой будет избран управляющий;
  • изменение в большую сторону вознаграждения арбитражного управляющего;
  • создание и прекращение полномочий членов комитета.

От того, как распределяются голоса кредиторов при банкротстве, зависит количество людей, необходимых для признания собрания правомочным. Количество голосов зависит от размера требований, включенных в реестр.

Право голоса наделяются конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы. Число голосов зависит от размера требований отдельного участника к общей сумме требований.

Отложить собрание кредиторов может только арбитражный суд, который ведет дело обанкротившегося должника. Отложение обычно происходит, если в суде находятся нерассмотренные требования заимодателей. Чем более существенны эти требования, тем выше шанс того, что они будут удовлетворены, и мероприятие будет отложено.

К сведениюСрок отложения определяет арбитражный суд. Участники не могут порекомендовать срок отложения. Суд устанавливает его в зависимости от того, сколько времени потребуется для изучения нерассмотренных претензий.

Собрание кредиторов – это весьма конфликтная процедура. Поэтому его результаты зачастую оспариваются кем-то из членов. Закон о банкротстве в 15 статье называет 4 причины, по которым можно оспорить результаты мероприятия:

  • если решение съезда нарушает законные права кого-то из членов или какого-то третьего лица;
  • если заимодатели превысили свою компетенцию в отношении банкрота;
  • если суммарные требования присутствующих не достигли 50% от требований всех заимодателей (тех, которые были на собрании кредиторов, и тех, которые не явились);
  • если кредитор, имеющий требования более 10% от общей суммы требований, не получил уведомление о мероприятии и доказал, что в этом нет его вины.

Оспорить принятые решения на собрании кредиторов могут заимодатели, которые недовольны их результатами, а также представители обанкротившегося должника. Оспаривая результаты голосования, нужно опираться не только на Закон о банкротстве, но и на арбитражную практику.

Вопросы, которые решаются на СК, могут затрагивать интересы многих участников, потому некоторые из них имеют полномочия оспаривать результаты голосования.

Причины для возникновения подобного конфликта интересов могут быть следующие:

  • принятое решение СК нарушает права одного из участников съезда или права другого заинтересованного лица;
  • в результате принятого решения права собрания кредиторов в конкурсном производстве были превышены;
  • если в голосовании принимали участие лица с суммарным количеством требований, не превышающим половины от общего количества претензий;
  • отсутствие доверенности у одного из участников, который представляет интересы заинтересованного лица;
  • если один из участников не был осведомлён о проведении СК по вине управляющего.

Право оспаривание результатов СК имеют кредиторы и представители должника.

Собрание кредиторов – это важное мероприятие, которое может решить исход процесса и затронуть интересы многих участников.

Чтобы результаты голосования имели правовые последствия и остались в силе, мероприятие должно соответствовать следующим условиям:

  • выполнение сроков и очерёдности проведения процедуры;
  • законность принятых решений;
  • адекватность голосующих членов собрания.

В последнее время заинтересованные лица всё чаще прибегают к опровержению решений, принятых на СК. Одной из существенных проблем в данной ситуации является несовершенство действующего законодательства. Поэтому из-за имеющихся противоречий, стороны могут основываться не только на нормы закона, но также на судебную практику, логику и здравомыслие.

Кредитующее лицо может направить для участия в мероприятии свое доверенное лицо. Для этого он должен написать письменную доверенность, которая станет для представителя пропуском на съезд. Этот документ имеет установленную форму, образец которой лучше всего взять в арбитражном суде, ведущем дело о банкротстве должника. В таком случае документ всегда будет актуальным и действительным.

Решение о том, участвовать ли в собрании кредиторов, каждый заимодатель принимает самостоятельно. Закон дает кредитующим лицам и уполномоченным органам право участия, но ни к чему их не обязывает. Если заимодатель понимает, что его требования очень незначительны по сравнению с претензиями других членов и вряд ли будут удовлетворены, то он может отказаться от участия и просто не тратить свое время.

Представители должника-банкрота тоже могут отказаться от участия. Для них есть смысл это сделать, если в ситуации с банкротством всё понятно, и защищать интересы должника уже нецелесообразно. Никто из потенциальных членов собрания не обязан присутствовать на нем, если он сам этого не хочет.

Требования кредиторов в конкурсном производстве

Контрагенты имеют законное право на взыскание средств с должника. Предъявлять свои требования могут следующие лица и органы:

  • конкурсные кредиторы;
  • уполномоченные органы, перед которыми имеются долги по обязательным платежам;
  • уполномоченные органы по финансовым выплатам.

Если ранее требования контрагентов были включены в реестр, то во время конкурсного производства повторного обращаться контрагентам не нужно со своими претензиями. В противном случае у заимодавцев есть 2 месяца.

При конкурсном производстве реестр формируется иначе, если сравнить с этапом наблюдения:

  • конкурсный управляющий занимается формированием реестра кредиторов;
  • для того чтобы контрагент был включен в реестр, нужно подать заявление.

Для включения требований контрагентов в реестр кредиторов при несостоятельности должника до проведения первого собрания кредиторов, нужно на протяжении 30 дней с даты, когда будет опубликовано сообщение о начале процедуры наблюдения, направить в арбитражный суд, а также должнику и арбитражному (временному) управляющему свои требования.

Если контрагенты не успели направить требования, то сделать это можно во время других процедур, грядущих после наблюдения. Напоминаем, что включить все претензии в реестр требований заимодавцев можно исключительно в двухмесячный срок с даты, когда были опубликованы сведения о признании должника несостоятельным, а также о начале конкурсного производства.

Процедура регламентируется статьей 189.87 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Реестр кредиторов ведет конкурсный управляющий.

Подать заявление о включении своих требований контрагенты должны в течение 30 дней с даты публикации информации о введении процедуры наблюдения. Узнать дату можно посредством картотеки арбитражных дел, газеты или онлайн-ресурса «Коммерсантъ». Если в течение этого времени не были предъявлены претензии, то требования не включаются и контрагенты не участвует в первом заседании кредиторов. Таким образом, обратиться с претензиями можно будет во время другой процедуры банкротства.

Порядок включения в реестр кредиторов при банкротстве

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Задать вопрос

  • Кредиторского комитета.
  • Конкурсных кредиторов либо уполномоченных органов – только при условии, что величина их требований равна более 10 % от совокупного объема кредиторских требований, входящих в реестр.
  • 1/3 участников от совокупного количества членов СК.

Место проведения собрания кредиторов совпадает с адресом нахождения фирмы-должника либо его управленческих органов (п. 4 стат. 14). Если же указанное действие совершить невозможно по каким-либо причинам, точное место созыва СК устанавливается управляющим с учетом интересов всех участников. При составлении требования о проведении СК обозначается повестка дня, круг вопросов которой не может быть изменен по желанию арбитражного управляющего (п. 2 стат. 14).

Перед первым съездом кредиторов управляющий должен ознакомиться с требованиями каждого участника, изучить особенности дела и финансовое положение юридического лица. При наличии оснований для проведения съезда заимодателей управляющий определяет время мероприятия.

Для участия на первом съезде заимодатели должны направить свои требования в суд и включить их в реестр.

В СК могут также принять участие без права голосования представители юрлица и надзорных органов. Однако, их отсутствие на первом мероприятии не может послужить поводом для признания его несостоявшимся, так как они не участвуют в голосовании.

На первом совещании голосующие члены принимают решение о назначении постоянного управляющего. Стороны могут избрать уже назначенного судом специалиста или рассмотреть новую кандидатуру на эту должность.

Если рассматривать особенности первого СК от последующих мероприятий, можно выделить такие отличия:

  • первое СК проводится на стадии наблюдения;
  • управляющий, который отвечает за уведомление и созыв заинтересованных лиц, должен соблюдать все ограничения по срокам при оповещении участников;
  • если финансовые претензии к должнику ограничиваются только расчётами с трудовым коллективом, СК не созывается, а все решения принимает судья.
  • если на съезде заимодателей не было принято решения об определении следующей стадии процесса, такое решение принимает суд.

На первом мероприятии участники голосуют по таким вопросам:

  • определение следующего этапа банкротства;
  • согласование графика оздоровления компании;
  • назначение комитета кредиторов;
  • формирование дополнительных требований к управляющему;
  • назначение управляющего на конкретную стадию процесса;
  • условия мирового соглашения.

Если из-за малого количества голосующих первое СК было признано несостоявшимся, участники собираются повторно. Для принятия решения в голосовании должны принимать участие не меньше 30% от общего числа голосующих. Количество последующих СК не ограничивается законом.

Стороны могут собираться повторно для решения следующих вопросов:

  • отстранение управляющего, который не справляется со своими обязанностями;
  • согласование условия крупной операции, затрагивающей интересы участников;
  • согласование условий реализации имущества должника.

Протокол собрания

Протокол собрания кредиторов составляется по результатам мероприятия в 2 экземплярах, один из них впоследствии передаётся в суд. Если на съезде не присутствовал управляющий, оформляется дополнительный экземпляр документа.

К протоколу СК прилагаются копии следующих документов:

  • бюллетени;
  • документы, удостоверяющие полномочия собрания кредиторов;
  • подтверждения правильности уведомления всех участников съезда;
  • реестр требований;
  • документы и данные, с которыми были ознакомлены все участники перед мероприятием.

Результаты голосования на СК также заносятся в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

Периодичность проведения собрания кредиторов в конкурсном производстве устанавливается по решению управляющего, равно как и место, а также точная дата (п. 4 стат. 14). При этом в соответствии с нормами п. 1 стат. 72 Закона первый созыв должен состояться не позже, чем за 10 дн. до завершения стадии наблюдения. Согласно п. 3 стат. 14 СК осуществляется в 3-недельный срок от момента получения управляющим соответствующего требования членов собрания.

Путём голосования участниками собрания кредиторов принимаются решения по многим ключевым моментам, которые влияют на ход событий в процессе банкротства. К ним относятся следующие вопросы:

  • назначение управляющего и согласование дополнительных требований к специалисту на каждом этапе банкротства;
  • согласование вознаграждения управляющему и утверждение условий расчёта с ним;
  • установление дополнительного вознаграждения управляющему или изменение утверждённого размера выплат;
  • согласование кандидатуры реестродержателя;
  • утверждение необходимости внедрения внешнего управления имуществом должника, реорганизации, оздоровления компании, а также согласование сроков проведения этих этапов;
  • согласование порядка действий, выполняемых в период внешнего управления и внесение необходимых изменений в согласованный порядок;
  • согласование перечня необходимых процедур в рамках оздоровления предприятия;
  • установление очерёдности погашения кредиторских требований;
  • согласование возможности и условий мирового соглашения;
  • направление ходатайства в арбитражный суд о несостоятельности юрлица и инициирование конкурсного производства;
  • решение вопросов относительно работы кредиторского комитета;
  • избрание представителя СК.

Письменное ознакомление с материалами к собранию кредиторов, а точнее порядок его проведения, устанавливается в сообщении о проведении СК (п. 3 стат. 13 Закона).

При этом возможность изучения имеющихся документов должна предоставляться минимально в 5-дневный срок до дня проведения собрания. В обязательном порядке в обязанности управляющего входит рассылка уведомлений о предстоящем СК, то есть направление всем заинтересованным лицам, включая кредиторов, уполномоченных органов и иных лиц, соответствующего сообщения.

Срок для почтовой рассылки такого уведомления составляет минимально 14 дн. до дня созыва собрания. При оповещении иным способом сообщения должны отправляться не позже 5 дн. до даты проведения СК (п. 1 стат. 13 Закона). Если же число уполномоченных органов и кредиторов составляет более 500, уведомление подлежит публичному размещению (п. 2 стат. 13).

Сроки проведения

СК созывается по инициативе конкурсных кредиторов и других заинтересованных лиц, которые должны выдвинуть свои требования. На основании представленных претензий управляющий обязан в течение 21 дня с момента их поступления оповестить всех участников о проведении совещания.

Все решения на СК принимаются большинством голосов участников съезда. По результатам голосования составляется протокол собрания, один экземпляр которого в течение 5 дней должен быть направлен в суд. Кроме этого, в этот же срок управляющий обязан внести изменения в реестр.

Подведение итогов собрания

Собрание считается состоявшимся, если в нем приняло участие большая часть от общего числа голосов. У каждого заимодателя имеется определённое количество голосов, которое зависит от процентного отношения его претензий к должнику и общей суммы требований. Стоит обратить внимание, что в расчёт числа голосов не берутся долги по выплате пени, штрафов и неустоек.

Таким образом, чем больше претензий у участника СК, тем больше у него голосов. Если предприятие имеет непогашенные обязательства перед одним заимодателем, он самостоятельно принимает решения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *