Права женщин в мусульманских странах

Права женщин в странах арабского мира: прошлое, настоящее, а есть ли будущее?

Анкушина Галина АндреевнаУральский государственный педагогический университет, студентка юридического факультета, город Екатеринбургankush63@mail.ru
Права женщин в странах арабского мира: прошлое, настоящее, а есть ли будущее?
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о правовом статусе женщин в арабском мире.Автор обращает внимание на страны Северной Африки и некоторыестран Ближнего Востока.Цельстатьи заключается в сравнительно историческом анализе правового положения арабских девушек в обществе. Автор выделяет проблему адаптации мусульманского общества, наделенного консервативными идеями, стереотипами о роли женщины, к новому восприятию мусульманок,без выделения гендерных ролей. В статье приведены примеры, касающиеся унижения и насилия женщин в арабском мире.Автор приходит квыводу, что если в настоящее время государство не предпримет меры по усовершенствованию законодательства, тоположение мусульманок останется неизменным, безнадежды на свободное правовоебудущее.
Ключевые слова:арабский мир,праваженщин, «арабская весна»,общественное движение, права и свободы.
На протяжении долгойисторической эпохиБлижний Восток оставался главным политическим, экономическим и религиозным центром. Развитие региона в правовой сфере опережало большинство западных стран.В настоящий периодстраныарабского мира утратили лидирующие позиции: в них отсутствует ранее достигнутый высокий уровень правовой культуры общества, а также легитимный аппарат власти.Почему так произошло? Почему нет должного развития, характерного для всех государств? Ответ неоднозначен. Одной из тормозящих проблем развития арабского мира является подавление самостоятельности женщин в выражении их прав. В то время как проблема гендерного неравенства на Западе давно утратила свою актуальность,в арабских странах Ближнего Востока и по сей день имеет дискуссионный характер. Традиции, сформировавшиеся издавна, имеют существенное значение для верующего народа.На основе данных начал, положение женщины закрепилось как хранительницы семейного очага, преданной жены и заботливой многодетной матери. Издавна они не имели право голоса, свободы выбора, и многих других законодательных возможностей, что нарушало правовой базис, характерный для западного демократического общества. В свою очередь, это опровергает следующий факт, в Тунисе, ведущей стране Востока, уже в середине XX века женщинам были предоставлены такие права, о которых Запад мог только мечтать, например, право на аборт. Не все арабские страны шли на примирение с тенденциями, отсюда и возникает противоречивость данного вопроса.Одни страны идут с опережающим развитием прав женского населения, другие страны наоборот, всеми путями хотят замедлить данный процесс.Все же неуважение к мусульманкам, как ксамостоятельным образованным личностям, затрагивает их достоинство. Интересно то, что именно восточных женщин часто сравнивают с драгоценностями,которых мужчины одаряютбогатством, защитой, заботой.Несмотря на ценность девушек в обществе, сегодняшнее их положение опровергает все устои Ислама.
Умусульман нет традиционной системы законодательства, к которой привыкло западное общество. Шариат –»путь господний», комплекс религиозноправовых норм, исламское законодательство. Самым важным источником шариата является Коран. Законодатель обращается для толкования правовых норм к Муххамеду. Хотя упоминание о равенстве прав мужчин и женщин присутствует в Коране, но вреальном мире эта возможность не реализуется в полной мере, именно поэтому в средствах массовой информации все чаще можно увидеть статьи об угнетении и подавлении правовой активности женщин Востока.Изучив разные материалы по данному вопросу, невозможно оставить в стороне исторический аспект. Для анализапервоначальногостатусавосточных женщин обратимся к положениюженщины в доисламской Аравии.Оно было крайне жестоким. Существует информация о вынужденном убийстве новорожденных девочек по причине низкого материальногосостояниясемьи.Таким образом, мужской пол был изначально преимуществен в арабском обществе. Опираясь на исследования профессораарабиста Уильяма МонтгомериУотта, можно утверждать, что принятыйислам улучшил положение женщин, реформировал гендерные роли, а также дал им право наследования, которое принадлежало только родственникам мужского пола.Американский историк, исламовед,Джон Эспозито обращает внимание на религиозную составляющую прав женщин. Он говорил, что Мухаммеддал женщинам привилегии в семейной жизни, браке, образовании, а также в экономических связях. Но стоит отметить, что шариат все же разграничивает правовые роли мужчин и женщин в вопросах юридического статуса, брака, одежды и образования, тем самым дает нормативную опору для борьбы женщин за свои права.
Углубляясь в данный вопрос с позиции религии, можно утверждать что, толкование слов пророка подтверждает неоднозначный статус женщины. Муххамед дарует право женщинам:1) на труд, при разрешении отца или мужа2) на образование, при разрешении отца или мужа3) на развод, если муж не может материально обеспечить жену, бесплоден, применяет насилие или вовсе умалишен 4) право на наследство, меньшее в 2 раза, чем для мужчины 5) право согласия на замужество и др.Но также есть и большие ограничения в правах. Например: Женщины, не подчиняющиеся мужьям, обречены на Ад. Одно свидетельство мужчины равно свидетельству двух мусульманок. Мужчина может сочетаться в браке с человеком иной веры, у женщины такого права нет. Таким образом, вопрос о правах женщин многогранен и может быть рассмотрен как с позиции законов шариата, так и с позиции современного западного права.
История богата интересным фактом: мусульманки принимали участие в антибританских выступлениях в начале XX века. На знаменитой площади Тахрир они открыто агитировали народ против британцев. Это событие показывает, что предпосылки женской политической активности возникли давно, но с другой стороны, можно утверждать, что они не привели к значительным изменениям вправовомстатусе женщин в настоящее время. Рассматривая положение женщин в арабском мире,следует учитывать и еще один фактор –желание мусульманок занимать определенноеместо: одни хотят реализовать себя при помощи социальныхвозможностей, другие состояться в качестве жены и матери.Большинство женщин, находясь под влиянием религии и ценностисемьи, с детства мечтают о раннем замужестве, рождении детей.Раннее замужество становитсяодной из причин многолетней зависимости девушекот мужчин.Браки разрушают образовательный процесс девочек, их социализацию в обществе.Нарушается основное право человекана образование, в приоритет ставится воспитание детей и домашние обязанности.По статистике, возраст половины замужних женщин Афганистана не превышает 16 лет, а в течениекаждого часа как минимум 2 женщины умирают при родах. Афганистан –это уникальная страна, в которой уровень самоубийств женщин зашкаливаетданные показатели у мужчин. В другой стране,в Непале такие браки, и особенно ранние роды убивают девушек –погибает одна из 24.Цифры впечатляют.
С годами обновляетсяобщество, меняетсяи отношение к ценностям в обществе. В Ираке, например, уровень грамотности сегодня достигминимума. Причиной этого фактора является боязнь родителей за своих дочерей, вероятность изнасилования и похищения, во время ходьбы в образовательное учреждение.
Доклад детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) гласит о том, что самой частой причиной смерти девушек до 19 лет является ранняя беременность. Таким образом, девочки еще не начавшие жить, не успев насладиться семейным счастьем, уходят из этого мира. Явное нарушение основного неотчуждаемого права человека на жизньи нравственного права выбора. Женщины с каждым годом становятся грамотнее, но не забывают основ ислама.Никто в арабских странах не мог предположить, что девушкиначнут активно бороться за некоторые права. Так, например, право вести предпринимательскую деятельность было получено женщинами из шариата. Все же материнство –не исключительная, но первостепенная роль мусульманской женщины. Несмотря на это в семьеестьлегитимная возможность, которая дает право женщинемусульманке с позволения мужа заниматься бизнесом, участвовать в жизни общества, политике, работать на пользу исламской общины в сферахмедицины, образования.Известен факт, который доказывает общественную деятельность женщин. Так,первая жена пророка Мухаммеда, Хадиджазанималась торговымделом. Но такая деятельность воспринимается традиционным обществом крайне негативно. Обратимся к основнойстороне дискуссионного вопроса. Женщины стран арабского миране хотят полностью подчиняться гнету мужчин, желаютиметь правовую жизнь наравне с мужчиной. Ислам отчастидает им эти права. При соблюдении определенных условий, таких как, запрет оставаться наедине с мужчиной, полноценный уход и воспитание за детьми, девушкампозволительноработать. Сегодня мусульманки пытаются проявить себя в общественной деятельности:осваивают компьютерные технологии, занимаются преподаванием, политикой, журналистикой, медициной.Это еще раз доказывает, что вопреки бытующему мнению для мусульманок разрешена, как учеба, так и некоторая работа,но все же не желательна.
Власть и женщина –две борющиеся между собой стихии. Почему тогда власть не может впустить в свой круг девушек, услышать их крик души. Скорее всего, это объясняется нестабильным политическим режимом, карающей и зловещей властью, непримиримым желанием мужчин погасить желание женщин быть образованными и политически подкованными, боязньвосприятиятого, что женщина –личность, которая умеет управлять. У общества возникает страх, что мусульманки могут завладеть властью, а затем и государством.
В современном мире положение мусульманской женщины остается крайне опасным в обществе. Так, в начале 2002 года, в Мекке большое внимание привлекло событие пожара в женской школе. Сотрудники религиозной полиции не разрешили ученицам покинуть здание, так как они находились без традиционных головных уборов и длинных платьев. В результате этого происшествия погибло 15 девушек, больше 50 получили ожоги. Данный случай возмущает не только Восток, но и Европу. Только в 2010 году,спустя 8 лет.Министерство образования Саудовской Аравии откликнулось на это происшествие, и разрешило службам спасения иметь прямой доступ к территории женских школ, вне зависимости от устоев религии. Женщиныдемонстрантки новое явление на Ближнем Востоке. Недавние события в мусульманских странах 20102011 года, известные как «арабская весна»получили большую огласку в источниках информации. В этой революционной борьбе мусульманские женщины почувствовали необходимость выражения политической активности. Появился шанс свободно заявить о своих интересах. Они прибегали даже к отчаянным действиям,к провокациям в виде забастовок, митингов.
Так в 2011 году,в Египте произошли массовые протесты. На «площади освобождения» под названием Тахрир мусульманки осуществляли помощьи поддержку протестантов. Обеспечивали связь, безопасность. По словам журналистов, контингент женщин был разным. В то время как одни мусульманки носили хиджаб, поклоняясь религиозным устоям, другие могли сделать провокационный жест, например, выкурить сигарету или поцеловать друг друга, тем самым вызвать возмущение общества и власти.Но это не единственное выступление женщин. Несмотря на все запреты, мусульманки присутствовали на исламских войнах. Ценой своей жизни, не боясь насилия и агрессии, женщины поддерживали свой народ в революционных действиях. Протест женщин против Хосни Мубарака, президента Египта, управлявшеговластью около 30 лет, был поддержан и мужчинами. В результате волненийникаких радикальный решений в области равенства полов не было принято,но были другие победы.Мубаракокончательноснял с себя обязанности президента и позже был взят под стражу. Сюзанна Мубарак, жена сверженного президента Египта, дала надежду обессилившим, морально истощенным девушкам на освобождение от гнета власти. Надежда не была оправдана. Для более массовой поддержки своих интересов египетские женщины прибегли и к средстваммассовой информации: интернету, телевидению, газетам. Именно они сыграли важную роль в победе долгой революции. Одним из примеров данного факта являются негативные отзывы о Верховном Совете вооруженных сил, которыевыложила на свою страницу в Facebook и Twitter девушкаАсма Мохфуз, и тем самым собрала единомышленников в сплоченную демонстрацию, состоявшуюся 25 января 2011 против военных убийств. Ее имя войдет в историю страны, как организатора молодежного движения, ведь она, огласив событие самосожжении четырех египтян в протест власти, добилась того,что правительство ее услышало, лидер страны был свергнут.
Еще одна отважная женщина –мусульманка,по профессии врач,Гхада Камаль подверглась нападению солдат в столице Египта. Военные переступили все грани Ислама, сорвав паранджу с женщины. В ответ на это военный совет страны принес официальное извинение египтянке. Но этот жест карающей власти не остановил женщинуи ее соотечественниц. Они с новыми силами вышла на улицу и призвала всех мужчин поддержать еев противостоянии с военным гнетом. Массовый шок и негативное отношение к военной полиции Египта вызвал не менее известный случай с египтянкой, которую раздели до нижнего белья и избили на «площади освобождения». Журналисты видели пленку, на которой запечатлены кадры, где почти каждый солдат оскорбил и унизил хрупкую девушку. Не один мужчина не заступился за почитаемую «драгоценность» восточного мира. Осознание этого убивает всю веру в храбрых сыновей Египта. Поднять руку на женщину непростительно, особенно солдату. В свою очередь власти Египта отрекаются от действий военных, списывают все на панику и агрессию народа. Тут же подняли вопрос о морали, прилично ли женщине находится на военных действиях и восклицать лозунги совместно с мужчинами. Очередныеразмышления совместно с лживыми обещаниями не больше, а извинений девушка так и не дождалась. Хилари Клинтон, министр иностранных дел США, высказалась по поводу гнета египтянок: «Систематическое унижение египетских женщин –позор для государства. Это не подобает великому народу». И я с ней солидарна. Убивает осознание того, что именно в такой странекак Египет, известной богатейшей историей и красивейшими достопримечательностями происходят такие ужасные события.Военное правительство при новом президенте Муххамеде Мурси старается сгладить ситуацию. Они сожалеют по поводу проявления агрессии к женщинамдемонстранткам. Но египтянки не доверяют власти, считая, что это просто тактическое действие для удаления женщин из борьбы. Другая знаменитая представительница, восставшая уже против семейства АлеХалифа, короля Бахрейна, это 20летняя студентка педагогического университета Аят АльКермези. Ее стихи, были направлены против власти страны, и самого эмира Бахрейна. 23 февраля 2011 года девушка на одном из митингов была задержана. Вновь власти подавили голос народа. Мир возмутила и ситуация в Ливии. Представители Кадафи угрожали женщинам оскорблением, если они будут поддерживать мужчин в демонстрациях. Более 235 мусульманок потерпели унижение. Девушек пугали заражением вируса гепатита и СПИДа.Это разрушает облик всего ливийского народа. В итоге можно сказать, что власти большинствавосточных стран применяли в ответ на активные демонстрации
физические методы подавления женщин: насилие, убийство, аресты, пытки, похищения, избиения, унижения. Мусульманки помимо страха за жизни детей, мужей, отцов, также испытывали давление и на себе. Женщины приобретали душевные травмы, наблюдая за насилием над их родственниками.Позор той армии, которая угнетает собственный народ.
Можно бесконечно описывать жестокие случаи,которые скрывает от нас загадочный мир Востока. Я уверенна, что большинство ужасных событий являются непостижимой тайной для западного общества.На фоне осознания того, что происходит в арабском мире, хочется отметить положительныемоменты.Активистки не остались незамеченными. Европарламент наградил премией Сахарова двух женщин: египтянку Асму Махфуз и сирийку Разан Зейтунех.Это означает, что женщинам все же стоит противостоять государственному режиму, они достойны уважительного отношения.
Асма Махфуз основательница молодежного движения, которое стало основным регулятором борьбыв Египте.Ежи Бузек, председатель Европарламента,назвал Асму талисманом перерожденного восточного мира. Египтянка посвятила эту премию «славе мучеников арабской весны» в знак преданности погибшему народу.
Заслуга адвоката Разан Зейтунех, одной из предводительницоппозиционного движения, велика. Ее правозащитная деятельность началась еще в 2005 году путем создания интернет портала, где былиразмещены статьи о нарушении прав сирийцев. Она познакомила весь мир с сирийским режимом, передаврепортажи за рубеж.Разан ранее была отмечена премией имени Анны Политковской за спасение прав людей в зоне вооруженного конфликта. Она рассказала миру о жестком руководстве властей к оппозиционерам.Награда Разан сталаподдержкой всего сирийского народа. Премия Сахарова сподвигла единомышленников журналистки сновыми силами бороться за правовую свободу и справедливость. В свою очередь, стоит отметить еще одну арабскую женщину. Нобелевский комитетв 2011 году присудил премию «За ненасильственную борьбу за права и безопасность женщин и участие в миротворческом процессе» мусульманкеТаваккуль Карман, родом изЙемена.Таваккульявляется основателем движения»Женщины журналисты без цепей», она также занимается журналистской деятельностью, выступает против подавлениявластяминарода. Йеменцы прозвали ее за это «мать революции». Карман была организатором студенческих велопробегов и автопробегов в Сане, столице Йемена. Участники этих мероприятий совместно с народными демонстрантами стали главной протестующей силой против правительства.В итоге «арабской весны»не удалось добиться больших успехов. Только немногие народные движения смогли свергнуть несправедливые режим власти и само правительство. Так в Тунисенарод получилбольше свободы вполитическихи гражданских правах. В то время как в Бахрейне, Кувейте, Ливане, Саудовской Аравии, Сирии, ОАЭ, Йемене гражданские права сократились. В остальных же странах Ближнего Востока правовых изменений не произошло, только появились новые жертвыи разрушения.Согласно официальному расследованию вЕгипте погибло около 900 человек, но египтяне утверждают о тысячах. В Ливии 50 тысяч человек убито, более 200 тысяч ранено, в Сирии погибших насчитывается 7 тысяч.Впечатляющие потери.»Арабская весна» дала все же некоторое равное право женщин с мужчинами: право на смерть. Главное преимуществоженщинзаключается в том, что онизаявили о своей политической силе. Это первый небольшой шаг на пути к достижению правовой независимости. Вера объединяет всех женщин арабского мира. Именно она вдохновляет не стоять на месте, а двигаться вперед, бороться за долгожданные права. Сегодня большинство женщин являются выпускницами высших учебных заведений, интересуютсяполитикой и общественными отношениями. Девушки тянутся к знаниям, пытаются стать самостоятельными единицами социума. Механизм запущен, и сомнительно то, что властивсетаки смогутостановить серьезные намерения мусульманок. Мы живем в свободном обществе, и даже не представляем, какие жестокие меры может применить «демократическое» правительство, чтобы погасить голос народа. В голове не укладывается. Это настоящая война, геноцид. Потребуется еще много времени, чтобы общество изменило отношение к статусуженщины, но я надеюсь, что мусульманки добьются независимого правового положения самыми демократичными мерами, ведь они все заслуживают счастливое будущее.
Ссылки на источники:КоранУ. Монтгомери Уотт «Влияние ислама на средневековую Европу» 1972г.Д. Экспозито»Ислам. Почему мусульмане такие» 2011 г.Шайдуллина Л.И.»Арабская женщина и современность» 2007г.Доклад независимого эксперта для проведения исследования Организации Объединенных Наций по вопросу о насилии в отношении детей URL: http://www.unicef.org/violencestudy/reports/SG_violencestudy_ru.pdf

ВагабовМ.Н. «Ислам и семья» 2008г. Девушки могут сохранить прогресс в Саудовской Аравии URL: http://www.ntv.de/panorama/FortschrittinSaudiArabienarticle875671.html

Военное правительство Египта вызвало гнев женщин URL: http://forum.gender.ru/node/7407
В Египте блоггера арестовали за критику военного правительства –URL: http://lenta.com.ua/927076.html
Военное правительство Египта вызвало гнев женщин –URL: http://www.epochtimes.ru/content/view/56236/34/
Женщины и исламское пробуждение на Ближнем Востоке URL: http://azzahra.ru/news/zhenshhiny_i_islamskoe_probuzhdenie_na_blizhnem_vostoke/20110713543
Женщины и исламское пробуждение на Ближнем Востоке URL:http://russian.irib.ir/radioislam/20100831123340/20100113150315/item/
Арабская весна выигрывает премии Сахарова
URL: http://www.europarl.europa.eu/news/en/headlines/content/20111014FCS29297/4/html/TheArabSpringwinsSakharovPrize2011
Нобелевская премия мира
2011. Тавакуль Карман. URL: http://www.nobeliat.ru/laureat.php?id=853
Последствия Арабской весны –URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/Арабская_весна
Ankushina Galina AndreevnaUral State Pedagogical University, student laws faculty, Yekaterinburg email: ankush63@mail.ruThe women’s rights in the countries of the Arabian world: the past, the present, but is there the future?
Abstract:This article focuses on the question of women’s legal status in the Arabian world. The author pays attention to the countries of Northern Africa and some countries of the Middle East. The purpose of the article is the comparativehistorical analysis of legal status of Arabian women in society. The author emphasizes the problem of adaptation Muslim society which is empowered by conservative ideas and stereotypes to a new perception of Muslim women without allocation of gender roles. There are some examples in this article concerning humiliation and violence of the women in the Arabian world. The author makes the following conclusion: if the state doesn’t take any measures for improvement of the legislation the position of Muslim women will remain invariable without hope for free legal future. Keywords:the Arabian world, women’s right, «Arabian spring», social movement, rights and freedom.

История борьбы за женское равноправие

Сегодня всё чаще слышим о таком явлении как феминизм. Данная статья носит чисто познавательный характер. В ней будут рассмотрены лишь некоторые представители (а не только представительницы) движения за «женское равноправие».

В статье также будут упоминаться многие личности, которые не только не использовали слово феминизм (или суфражизм), но и не относились идеологически ни к одному женскому движению за равноправие.

Первой представительницей движения за равноправие мы бы назвали Мэри Эстелл (1666 – 1731). Она утверждала, что мужчины и женщины обладают одинаковой способностью к разуму и, следовательно, должны иметь равный доступ к образованию. Крайне ироничной была мысль о том, что образованная женщина должна отказаться от домашнего рабства, вследствие чего она советовала женщинам избегать брачного союза. Женщинам не следовало ограничиваться стремлением обзавестись мужем, и они могли бы сконцентрироваться на развитии собственного ума, а не привлекательности. В качестве практического средства освобождения женщин от замужества и зависимости от мужчин она предлагала создание женских сообществ типа светских монастырей. Мэри подчёркивала, что это привело бы к концу человеческой расы, но особо её такие мелочи не волновали.

Мэри Уоллстоункрафт (1759 – 1797), как и Мэри Эстелл радела за женское образование, говоря, что женщины так же достойны просвещения, как и мужчины. При этом вела диалог с Жан Жаком Руссо, не соглашаясь с ним в том, что женщины менее способны к рациональному мышлению или что суетность, слабость и фривольность являлись естественными атрибутами женского пола. Считала, что, если мужчины и женщины обладают одинаковой способностью к мышлению, они должны получать одинаковые навыки к его использованию. Уоллстоункрафт затрагивала и религиозный аспект равноправия, утверждая, что человеческая сущность мужчин и женщин основана на их равноценной, Богом данной, способности к разуму, и их добродетели должны быть одинаковыми, то есть должны базироваться на разуме и выбираться по своей воле.

Элизабет Кэйди Стэнтон (1815 ­– 1902) поднимала иные вопросы женского равноправия. Так она требовала права собственности для замужних женщин. Особенно примечательным (мягко говоря) является её позиция против института брака, рассматривая его скорее, как вид неоплачиваемой проституции и домашнего труда. При этом замечая, мол женщин объединил общий страх быть изнасилованными.

Особое внимание заслуживают её взгляды на избирательное право. Так она отказалась поддерживать предоставление избирательных прав чернокожим мужчинам, если равные права голоса не будут также даны женщинам.

Первым представителем (мужского пола) движения за женское равноправие является Джон Стюарт Милль (1806 – 1873). Он видел институт брака, как «единственный вид рабства» в полном смысле этого слова, признаваемый новейшими законами. Так же утверждал, что женщинам должны быть предоставлены равные с мужчинами политические права, права на владение собственностью, права на образование, и прочие; после этого можно будет увидеть их истинные способности, и только тогда общество получит полную отдачу от всех его членов.

Далее упомянем основателей коммунизма в таком виде, в каком мы привыкли его видеть, Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895).

Данные мыслители полностью отвергали идею о том, что современная семья является «естественной» и, наоборот, настаивали на том, что сексуальные отношения в ранних обществах были промискуитетными и не регулируемыми и что они постепенно эволюционировали, приняв форму «парной семьи», которая характерна для поздних форм примитивного общества. Подчинение женщин совпало с возникновением частной собственности и классового общества, так как именно тогда женщины утратили власть в доме и стали экономически зависимыми от мужчин. Как только исчезнет частная собственность, исчезнет и необходимость для мужчин производить наследников, а также возможность «покупать» женщин и как жен, и как проституток.

Кристабель Пэнкхерст (1858 – 1928) считала, что подчинение женщин носит всеобъемлющий вид, включающее не только политические ограничения, но и идеологический, и экономический, и сексуальный контроль. Она настаивала, чтобы все женщины могли свободно и на равных конкурировать на рынке труда. Так же выступала в защиту «кооперативного» ведения домашнего хозяйства.

Так же она не изменила своим предшественникам в своём взгляде на институт брака, утверждая, что если женщина не в состоянии продавать свой труд и зарабатывать на жизнь, то она вынуждена продавать свое тело (временно как проститутка или постоянно как жена).

Пэнкхерст утверждает, что мужчины используют лишение женщин права голоса в первую очередь как средство скрыть свои сексуальные пороки.

Шарпопа Перкинс Гилман (1860 – 1935) заявляла, что изначально женщина была первым производителем. По её мнению, отношения полов являются главной силой человеческого развития, а не просто побочным продуктом экономического развития. Женщинам не только было отказано в выражении своей производительной природы, но они также были вынуждены соревноваться друг с другом на брачном рынке

Коллонтай Александра Михайловна (1872 – 1952) будучи российской революционеркой добивалась предоставления женщинам полной юридической независимости и равноправия в браке, легализации абортов, устранения понятия «Незаконное рождение» как юридической категории и установления принципа равного вознаграждения за труд равной ценности. Она также заложила юридический фундамент для государственного обеспечения охраны здоровья матери и ребенка и добилась того, что руководство стало ориентироваться на принципы коллективного ведения домашнего хозяйства, воспитания детей и создания учреждений питания. Подчеркивала антиобщественные черты традиционной семьи, которыми считала: неэффективность, деспотичность, передачу и увековечение старых буржуазных ценностей.

Симона де Бовуар (1908 – 1986), считала, что деторождение и слабость исключили женщину из процесса производства. Но с появлением новых технологий и средств контрацепции подчинение женщин перестало быть обусловленным физиологическими причинами. Единственное, что препятствовало восприятию женщинами себя как субъектов собственного права, была сформированная обществом искусственная идея женственности, в соответствии· с которой женщина рассматривается как вторичный объект, значимый только по отношению к мужчине.

Бетти Фридан (1921 – 2006), как представитель постмодернистского течения, уже гораздо в большей степени отвергает равенство. Она утверждала, что различия в сексуальности порождают разные виды мышления: мужчины испытывают простую и локализованную чувственность, которая приводит их к выработке простых монопричинных теорий, тогда как женская рассеянная чувственность дает им более разнообразные формы знания.

Насилие в семье, по её мнению, остается невидимым насилием, изнасилование интерпретируется как неудачный личный опыт, а сексуальная активность и ориентация считаются просто делом индивидуального выбора.

Кейт Миллет (1934) считает власть мужчин над женщинами патриархальной, следовательно, есть основа для функционирования всех обществ, и она выходит далеко за пределы официальных институтов власти. Она сильнее классовых и расовых разграничений, так как экономическая зависимость означает, что самоопределение класса женщин – это «нечто побочное, замещаемое и временное», тогда как «сексизм может быть более эндемическим для нашего общества, чем расизм».

Файрстоун Шуламит (1945 — 2012) считала, что роль женщин как продолжательниц рода веками ставила их в невыгодное положение и сделала возможным установление мужской патриархатной власти: «Сердцевиной угнетения женщин является их способность вынашивать и выращивать детей». Материальную основу самого фундаментального разделения общества, разделения между мужчинами и женщинами, формирует именно эта биологическая реальность, а не экономические структуры. По её мнению, с развитием эффективной контрацепции и новых репродуктивных технологий, впервые появилась возможность разорвать связь биологии и освобождения женщин от их репродуктивной роли, и Файерстоун считает будущее искусственное внематочное воспроизводство основой женского освобождения. К справке, наука до сих пор не может создать человеческую особь без женской яйцеклетки и мужских сперматозоидов.

Адриенн Рич (1929 – 2012) считала материнство и заботу о детях положительным опытом, достойными прославления и дающими подъем «женским ценностям», связанным с воспитанием, сотрудничеством и миром. Эти ценности находятся в контрасте с Мужскими качествами корысти, конкуренции агрессии, они и послужили основой теории «экофеминизма». Рич сравнивала обращение мужчин с женщинами, их обращение с природой, и сделала вывод, что в результате мужского подавления и женщины и природа изнасилованы, ненавидимы, подвергаются эксплуатации и надругательству.

Мэри Дэли (1928 – 2010) разрабатывала новый язык и стиль письма и мышления, который, по ее мнению, способствует развитию нового женского сознания и культуры, которые далеки от мужчин и недоступным им: «Необходимо осознать тот фундаментальный факт, что мы, женщины, имели власть именовать, но эта власть была у нас украдена».

Анжела Дэвис (1944), следуя в русле идеологии «чёрных пантер», считает, что, белые феминистки склонны работать только ради самих себя, а успех чёрных женщин, находящихся на самом дне общества приведёт к подрыву всех существующих структур власти, следовательно, «движение вперед цветных женщин практически всегда инициирует прогрессивные изменения для всех женщин».

Подытоживая всё выше написанное, заключим, что женское движение за «равноправие» изначально носил антитрадиционный характер, принижая институт брака, переводя все отношения полов в сферу «деньги – товар», оценивая брак как проституцию.

Видно, что с если до двадцатого века движение было скорее утехой одарённых и непоседливых эксцентричных дам, то уже как сто лет оно перестало быть борьбой за равноправие и стало настоящим сексизмом.

Если вы находите важным то, что мы публикуем подобные материалы, поддержите авторов

Исламская страна вошла в ТОП-10 самых безопасных в мире

Катар вошел в десятку самых безопасных государств мира на 2019 год по версии журнала Global Finance, оказавшись единственной мусульманской страной в ТОП-10.

В основу индекса безопасности, рассчитанного для 128 государств, легли такие факторы, как уровень экономического развития, преступности и личной безопасности граждан, риск военного конфликта или стихийного бедствия.

Впереди Катара, занявшего 7 строчку, расположились Исландия, Швейцария, Финляндия, Португалия, Австрия и Норвегия соответственно. Замыкают десятку Сингапур, Дания и Новая Зеландия.

Также довольно хороший результат показали ОАЭ (21), Оман (23), Кувейт (37), Малайзия (39).

В ТОП-50 также оказался Казахстан (44), рядом с которым расположилось Марокко (45). Саудовская Аравия и Бахрейн заняли 54 и 55 места соответственно.

Причем России и Турции авторы рейтинга отвели 107 и 108 места соотвественно, посчитав, что в том же Египте (103) с безопасностью дела обстоят получше.

Лидерами антирейтинга названы Филиппины (128), Йемен (127) и Гватемала (126).

Права женщин на Западе и Востоке.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

На Западе.

Само течение «феминизм» принято делить на три волны. Каждая волна подразумевает под собой какой-либо успех.

«Первая волна» феминизма – суфражизм, зародилась еще в середине 19 века. В США прошел съезд, где под лозунгом «Все женщины и мужчины созданы равными» приняли «Декларацию чувств», которую подписали шестьдесят восемь женщин и тридцать два мужчины – делегаты Первого конгресса по правам женщин, которая подразумевала равноправие женщины и мужчины в браке, свободный выбор профессии, получение полноценного образования. Автором этой декларации являлась Элизабет КэйдиСтэнтон.

Большое место в первой волне занимал акт о владении собственностью женщины. И только в 1860 году, после обращения Элизабет Стэнтон в Законодательное Собрание штата Нью-Йорк позволил оставлять женщинам себе то, что они заработали.

И, наконец, самое большое достижение «первой волны» — право голосовать на выборах.

За то, что бы женщины могли свободно голосовать, суфражистки действовали радикально – поджигали дома, витрины, церкви, устраивали массовые протесты, совершали самоубийства, демонстративно садились массово на голодовку, что в последствии приводило к серьезным проблемам со здоровьем.

К сожалению, эти радикальные действия привели лишь к массовым арестам и тюремным заключениям. И лишь в 1893 году впервые, в Новой Зеландии женщины получили право голосовать.

Вскоре, в 1894 году, под давлением WSPU, английский парламент принял ряд законов, который позволял голосовать женщинам на местных выборах.

Первой женщиной президентом стала Мартинес де Перон в Аргентине. На самом деле, ее муж был президентом, а она являлась всего лишь вице. Когда в 1974 году ее муж скончался, она автоматически стала главой государства. Однако, не смотря на то, что она была женщиной, в ее поддержку выступили главы всех основных политических партий Аргентины, включая вооруженные силы.

Еще одним важным достижением «первой волны» нужно считать участие женщин в Олимпийских Играх. В 1900 году из 997 участников было 19 женщин!

«Вторая волна» феминизма приходится на 60-80 годы двадцатого века. Принято считать, что она является продолжением суфражистского течения.

Однако, в отличие от «первой волны», феминистки занимались широким спектром проблем: они боролись с неравенством полов, проблемами в семье, проблемами из-за сексуальных предпочтений, рабочими местами.

Одним из важных достижений «второй волны» является то, что сейчас девушка может носить брюки.

Это может звучать нелепо, но в вплоть до 70х годов двадцатого века, девушку могли не пустить в помещение, если она была одета в брюки. Это могло доходить до крайности – даже в начале 1970 года вице-спикер ФРГ сообщил всем о том, что будет выгонять из зала женщин-депутатов, которые пришли в брюках.

Вторым важным достижением являлось практически свободное замужество. В Швейцарии учительницам было запрещено выходить замуж до 1965 года, тогда как в Англии до 1972 года женщинам – депутатам нельзя было выходить замуж, так как наличие супруга могло обозначать крах карьере.

Не смотря на то, что следующее достижение я сомневаюсь назвать оным, но это так же был прорыв во «второй волне».

Женщинам разрешили курить. История рассказывает один случай, когда в 1908 году, в The NY Times вышла газета с заголовком «ЖЕНЩИНАМ ЗАПРЕЩЕНО КУРИТЬ В ОБЩЕСТВЕННХЫ МЕСТАХ», после чего на улицах арестовывали женщин, которые курили.

С тех пор, курящая женщина считалась символом свободной женщины.

И, наконец, «третья волна» феминизма. Началась эта волна в 1992 году и, можно сказать, продолжается до сих пор.

Если говорить о том, что включает в себя эта волна – можно задуматься надолго. В эту волну феминистки включают вечные стереотипы о женщинах, проблемы трансгендерности, антирасизм, вуманизм, экофеминизм, киберфеминизм.

Эта волна базируется на достижениях второй – таких как убежища для тех, кто пострадал от насилия, признания существования такого факта как насилие, семейное насилие, свободный доступ к абортам и контрацепции,

Главное оружие третьей волны – Интернет и СМИ. С помощью этих каналов коммуникации женщины пытаются распространять свои идеи и привлекать новую аудиторию. Однако, если в конце 90х годов, когда Интернет не был так распространен и доступ к нему имели лишь образованные и взрослые люди, это имело какой-либо успех, то сейчас, когда каждый второй может спокойно высказывать свое мнение и так же спокойно попадать под влияние чужого – это переходит за рамки нормального и актуального и становится уже чем-то вроде абсурда, что и приводит к неправильному восприятию движения в целом.

Если говорить о современном мире, и в частности, о 2017 годе, то стоит отметить одну крайне важную деталь. 13 декабря этого года, словом года в США стал «феминизм».

Казалось бы, это все отголоски третьей волны, которая до сих пор дает о себе знать. Однако, это не совсем так.

С приходом Дональда Трампа как президента, по всей стране пошли массовые парады против сексизма и неравенства полов. В этой действе приняло по всему миру больше десятков тысяч человек, среди которых были и медийные лица, такие как Мадонна.

Против чего борются женщины на Западе сегодня?

Домогательства и насилие. Как пример — совсем недавно был обнародован скандал, связанный с одним продюсером, который приставал к женщинам и заставлял их делать то, чего они совсем не желали. Всем этим событиям уже больше нескольких лет, однако только сейчас эти показания стали обнародоваться. В поддержу жертв по всему миру выступали звезды мировой величины. И можно отметить, что феминизм и борьба за равноправие сделали свое дело – продюссера уволили из собственной компании, от него ушла жена и его отправили на реабилитацию.

После этого громкого скандала по всему миру люди, которые боялись признаться в том, что они жертвы насилия, стали рассказывать о том, что с ними происходило. В соц. сетях прошло множество флешмобов, которые поддерживали и призывали к тому, что бы абьюзеры не остались безнаказанными.

Неравенство на работе. Не смотря на то, что сегодня женины в США могут занимать практически любые должности, это не отменяет факта неравенства. За тот же объем работы, который выполняет мужчина, лица женского пола получают лишь 77% от заработной платы от лиц мужского. И эта проблема не только среди обычных работ. В начале года был один громкий скандал, где одна из актрис призналась в том, что получает намного меньше, чем ее коллеги-мужчины.

И эта лишь малая часть проблем, с которыми сталкиваются женщины не только в США, но и по всему миру. Именно поэтому феминизм актуален до сих пор. Совсем иначе дела обстоят по другую сторону мира.

На Востоке.

На сегодняшний день права женщин на Востоке считаются далеки от идеала. И это следствие не только культуры и веры, но и истории.

О том, что было до Ислама, ученые до сих пор не могут сделать конкретные выводы. Вероятнее всего, женщина была лишена правового статуса и подчинялась правилам своего племени. Однако некоторые историки считают, что правовой статус женского пола был несколько выше, чем сейчас, если учитывать поведение жен пророка Мухаммеда. Саудовская женщина-историк Хатун Аль-Фасси предполагает, что ранее у всех представителей женского пола были крайне высокие права, однако они утеряли их с приходом Римской Империи и Ислама.

Наступление Ислама многое изменило в обществе, в том числе и гендерные роли. Начиная с VII века женщина получила право выходить замуж по собственному желанию и право на развод. Законы признали женщину индивидуальной личностью и запретили убивать девочек-младенцев.

Некоторые исследователи считают, что эта религия дала очень много прав женщин и более того, их права считались выше и лучше, чем на Западе, вплоть до ХХ века. Согласна Исламу, брак рассматривается как договор, где согласие женщины – обязательно, но в то же время девушки получили право наследия, которым до Ислама могли владеть только мужчины. Многие историки пишут целые диссертации на тему пророка Мухаммеда и его положительном отношении к женщинам. Так как согласно истории, он намного улучшил ее положение в обществе, наделил правами в семейной сфере и в сфере образования.

Согласно мусульманским традициям, женщина в семье полностью подчиняется мужу и его воле. Её основая цель в жизни – семья и забота о ней. Она может проявлять желание учиться, работать итд, но разрешено ей будет это лишь с согласия опекуна.

— Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свёкров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишённых вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, — быть может, вы преуспеете – отрывок из Корана, который объясняет и обязывает женщину носить хиджаб.

Однако на сегодняшний день не все так хорошо. Женщины в арабском обществе считаются одним из самых дискриминируемых классов на Востоке. Наибольшими правами на Востоке обладают женщины из карликового государства Коморы, тогда как меньше всего прав женщина имеет в Египте, Саудовской Аравии и Ираке.

Для арабского клана женщина обязана сохранять свою честь и если вдруг это не удается – вся семья считается опозоренной, что может стать даже поводом для убийства отцом или мужем. Для того, что бы наказать девушку достаточно просто заподозрить неладное.

Лучшими качествами считаются скромность и покорность, и для того, то бы показать свое целомудрие женщина обязана носить хиджаб. В некоторых странах, вроде ОАЭ, девушка так же должна носить абайю( ткань, которая покрывает практически все лицо ). Если вдруг незнакомый мужчина увидит её лицо, то это обернется для нее позором. По традиции, мужчина не может смотреть на свою невесту до свадьбы, открывать перед ней дверь или идти позади нее.

В арабских бедных и нестабильных странах распространена культура изнасилования. Дело в том, что все случаи насилия считаются нормой, и более того, оправдываются перед всеми. Жертвами становятся женщины вне зависимости от их возраста или дресс-кода. Чаще эти случае происходят в Египте и Ираке. А в случае обвинения, жертва сама чаще является агрессором, и встает пред судом в роли человека, «совратившего мужчину одним своим присутствием, вместо того, что бы сидеть дома как порядочная мусульманка». Шариатские суды наказывают женщину за прелюбодеяние, из-за чего основная масса жертв не сообщает власти о случившемся, что бы избежать преследования.

С помощью арабским исследованиям становится понятно, что каждую третью замужнюю женщину в арабских странах избивает муж,

Комороы, Оман и Кувейт занимают первые три места среди положительного положения в обществе женщины на Востоке. Здесь женщины не всегда соблюдают строгий арабский дресс-код, окло 30 % имеют работу. В Кувейте с 1985 года женщина имеет право даже голосовать на выборах, с 2005 года баллотироваться и аборт разрешен, если плоду меньше 10 недель. Занятость женщин составляет 50%, а одежда может быть европейской, хоть и скромной.

Катар, Тунис, Алжир и Марокко стоят ниже по правам женщин в градации по равноправию. В Катаре всего одна женщина входит в совет с 2010 года и является судьей. Каждая вторая женщина работает, но обязана носить хиджаб. В Тунисе дела обстоят сложнее. После революции 2011 года, закон о равноправии был отменен, и есть вероятность, что все будет усугубляться в связи с политикой нового государства.

Следующие строчки занимают Ливия, ОАЭ, Мавритания, Бахрейн и Джибути. Во всех представленных странах лишь в 21 веке женщины получили право работать на политических должностях, однако они все равно обязаны жить по законам шариата, что уже представляет женщин в роли жертвы. Домашнее насилие является основополагающим. В некоторых странах активно практикуется обрезание женщин, для того, что бы она не чувствовала удовольствия, а была пригодна лишь для рождения ребенка.

Самыми жестокими странами для женщин являются Саудовская Аравия и Ирак.

Женщины не имеют право голосовать на выборах, получать образование без разрешения мужа или отца, вступать в брак, путешествовать и даже получать медецинские услуги.

Совсем с недавнего времени ими позволилось водить машину. Общение с незнакомым мужчиной карается наказанием. Одежда должна покрывать все, кроме лица и рук. Если женщину изнасиловали, то она может подать в суд только при наличии 4х мужчин-свидетелей. В 2013 году в Саудовской Аравии благодаря реформам, женщине разрешили кататься на велосипеде в парках, работать адвокатами, а домашние насилие приравняли к уголовному преступлению.

В Ираке дела обстоят еще хуже. Среди политиков совсем нет женщин. Около 75% женщин перед тем, как получить медицинские услуги, должна спросить об этом мужа. После свержения Саддама Хуссейна, насилие в семье увеличилось, а безграмотность женщин поднялась на 10%. Физическое насилие над женщинами и их психическое подавление стало непосредственной частью современного иракского общества, при этом нет законов, которые могли бы защитить женщину в такой ситуации. Что бы получить паспорт, женщина так же должна получить согласие мужа-опекуна.

В Сирии же до сих пор есть факты о женитьбе на 12-летних девочках, в Йемене четверть девочек выходит замуж до 15 лет, в то время как 98% девушек подвергается изнасилованию на улицах. В Судане брачный возраст начинается с 10 лет, а статья 152 уголовного кодекса подразумевает порку за то, как одеты женщины.

«Я чувствую себя в безопасности». Женщины о жизни в мусульманских странах

Мечеть шейха Зайда, Абу-Даби, ОАЭ Фото: Guiseppe Cacace/AFP

«Тут женщина ничего тяжелее дамской сумочки в руки не берет»

Наталья, 45 лет, Джедда, Саудовская Аравия

Двадцать лет назад я приехала в Джедду с мужем. Сам он из Сирии, но нашел тут работу. Отношение к иностранцам в Аравии очень уважительное, у меня никогда не было проблем и много подруг.

Местные женщины очень любят ухаживать за собой. Почти в каждой саудовской семье есть служанка или няня, саудовки редко сами убираются в доме. Здесь вы не увидите женщину, несущую пакеты из магазина. Кроме дамской сумочки, они ничего в руки не берут. Если муж работает и у него нет времени возить жену и детей куда им надо, семья нанимает водителя.

Из развлечений — шопинг, встречи с подругами в кафе. Женщины тут много курят аргили (кальян). Алкоголя нет вообще — он запрещен. Пятница — семейный день, все выезжают на пикник. Женщина может выйти куда хочет одна, если муж не против. Здесь не принято обниматься и целоваться на людях, максимум можно взять за руку.

Раньше для женщин были запреты, но сейчас многое изменилось. Например, абайя — традиционное женское платье, типа длинного шелкового халата — была обязательной. Теперь можно ходить без нее. Кстати, моя мама приезжала в гости и очень полюбила абайю: ее можно надеть прямо на пижаму и идти куда хочешь — удобно. Еще женщинам нельзя было водить машину, а теперь они стали получать водительские права. Но если садишься в такси — обязательно на заднее сиденье: рядом с водителем имеют право сидеть только мать, жена, теща, сестра, тетя или дочь. Раньше женщины не работали вообще, теперь почти все молодые женщины работают в магазинах и офисах, и даже в такси. В общем, у женщин все замечательно. Моя мама часто говорит: «Эх! Нам бы так жить!»

«Меня шокировало, что в Катаре возможны браки между родственниками»

Вероника, 26 лет, Доха, Катар

Три года назад я обратилась в агенство по поиску персонала для работы за границей — так я узнала о существовании страны Катар. Я работаю тренером в спортзале и отдельно на дому тренирую катарских девушек. Они предпочитают заниматься дома либо в женских спортзалах. Женщина, которая занимается в одном зале с мужчинами, — большая редкость.

Европейскому человеку в Катаре поначалу очень непривычно. Зато интересно. Местным женщинам запрещено ходить в ночные клубы, бары, нельзя употреблять алкоголь. И местным, и экспатам запрещено останавливаться в номере отеля с человеком противоположного пола без документов, подтверждающих родство. Прогулки без мужчин не запрещаются, но я чаще вижу группы девушек, чем одиночек.

Меня шокировало, что у катарцев разрешено вступать в брак с двоюродной сестрой/братом. Кстати свадьбы в Катаре празднуются раздельно: мужчины в одном зале, женщины — в другом. Иногда даже в разные дни в разных помещениях. В Катаре разрешено многоженство, но встречается редко.

Когда одна из девушек, которую я тренировала, рассказала, что выходит замуж, я очень удивилась: совсем недавно она говорила, что у нее нет и никогда не было парня. Она рассказала, что ее родители все решили с родителями жениха (а они дальние родственники) и молодожены увидятся только на свадьбе. До этого я искренне считала, что подобные обычаи остались в Средневековье.

Практически все местные женщины носят черную абайю. Встречаются те, кто ходит в обычной европейской одежде, но их единицы. Экспаты, к счастью, могут носить привычную для них одежду, но не мини и без глубоких декольте.

Публичное проявление чувств не приветствуется: ни для местных, ни для экспатов.

В машине тоже нельзя «прелюбодействовать». Секс вне брака и гражданский брак у экспатов тут не приветствуется, хотя, конечно же, заглядывать ночью в окно спальни никто не будет. Местным вышеперечисленное запрещено. Если женщина-экспат забеременела вне брака, ей лучше покинуть страну.

С гендерной дискриминацией в Катаре я, к счастью, не сталкивалась. Я по жизни удачливый человек и к чужой культуре отношусь с уважением.

«Гости страны живут по правилам хозяев»

Татьяна, 24 года, Дубай, ОАЭ

Скоро будет пять лет, как я живу в Эмиратах. Я приехала сюда студенткой на практику с группой будущих учителей начальных классов и иностранных языков.

Объединенные Арабские Эмираты — очень современная и развитая страна, тут практически нулевая преступность. Дубай — город роскоши и развлечений: здесь сотни ночных клубов, парки, аквапарки, кинотеатры, торговые центры, в ресторанах, барах, клубах продается алкоголь. В ОАЭ много открытых бесплатных пляжей для иностранцев, где девушки без проблем купаются в бикини, а приезжие мусульманки — в специальных закрытых купальниках буркини. Местные женщины приходят сюда редко, у них есть свои закрытые клубы и пляжи.

Местные жители очень любят и уважают свою религию и живут по ее правилам. Все, что для нам покажется диким и странным, для них — уклад жизни, к слову, очень даже счастливой. Здесь закон на стороне женщины, поэтому говорить о каких-то конкретных запретах или порицании будет неверно. Местные женщины носят в основном абайи — красивые одеяния из очень дорогих тканей, иногда расшитые золотыми нитями. У них обязательно покрыта голова. Для приезжих нет практически никаких запретов — нам не нужно покрывать голову или носить закрытую одежду. Желательно не носить юбки выше колен и кофточки с декольте и короткими рукавами. Но тут немало и тех, кто ходит в коротких шортах и майках.

Если говорить о штрафах, то их могут получить иностранцы и туристы в священный месяц Рамадан, когда мусульмане постятся: в дневное время на улице нельзя пить и есть — только дома, в отелях или в кафе, которые чаще всего огорожены ширмой. Запрет не распространяется на детей и беременных, но распространяется на туристов. Больше ни за что женщину оштрафовать не могут — если, конечно, она не нарушила закон. За проституцию, нелегальную работу, оскорбление чувств верующих, оскорбления в интернете независимо от пола будут судить по шариату. Нарушителям грозят немалые сроки в местной тюрьме, пожизненный запрет на въезд в страну и еще куча проблем.

С дискриминацией я не сталкивалась, как и с неуважением. Нужно всегда помнить, что гости страны живут по правилам хозяев, не переходить границы и уважать чужой менталитет и устои — тогда все будет замечательно.

Супермаркет в Джидде, Саудовская Аравия Фото: Reem Baeshen/Reuters

«Муж хочет, чтобы я работала, но я всячески отлыниваю»

Екатерина, 24 года, Каир, Египет

Я вышла замуж за египтянина и переехала в Каир. Скоро будет пять лет, как я здесь живу. Когда родные и друзья узнали, за кого я выхожу замуж, стали говорить: «Да зачем тебе это? Будешь десятой женой, сидеть в четырех стенах и рожать детей одного за другим. Вот и вся твоя жизнь». В реальности все не так. У женщин тут гораздо больше прав, да и муж прислушивается к мнению жены. В Египте семья на первом месте. Тут часто в одной большой вилле живут родители, их дети, внуки. Если у вас какие-то проблемы, родственники всегда помогут, не оставят в беде.

Женщины в Египте работают: много учителей (им хорошо платят), воспитателей, врачей, встречаются даже женщины — водители такси, но редко. Муж хочет, чтобы я работала, но я всячески отлыниваю. Девушки очень любят заниматься спортом. У нас много фитнес-клубов, есть отдельные для женщин. В общем, страна довольно продвинутая.

Большинство девушек носит платки, есть и те, кто закрывает лицо, но это редкость. Кстати, так делают в основном наши соотечественницы, которые приезжают в Каир изучать религию. Египтянки одеваются обычно: носят джинсы и кофты без декольте с длинной рукава до локтя, но не абайи и никабы. На курортах могут позволить себе более открытую одежду. Тут многое зависит от района: в богатых районах можно одеваться как угодно, в бедных можно ходить в джинсах, но бедра лучше прикрыть длинной кофтой. В целом каких-то строгих правил нет.

Город оживает с наступлением темноты — днем тут +50, никто не выходит. Кафе наполняются людьми. В Каире много баров, проблем с алкоголем нет, просто тут мало кто его пьет и он дорогой. Действует запрет на распитие алкоголя на улице. Гулять по ночам можно свободно, но опять же все зависит от района. Я живу в хорошем, у нас везде охрана.

Ограничения в правах есть только в юридических вопросах. Например, если я захочу развестись с мужем, дети останутся жить с моей свекровью, потому что я христианка, а не мусульманка. Еще христианки после смерти мужа-мусульманина не могут наследовать его имущество.

А так здесь любят иностранцев и все на позитиве. Местные очень открытые, я люблю Египет за живущих тут людей.

«Мужчины решают все проблемы, женщинам не о чем беспокоиться»

Юлия, 31 год, Абу-Даби, ОАЭ

Я живу в Абу-Даби два года: через знакомых получила рабочий контракт. Это безопасный город, особенно для женщин. В общественном транспорте есть места только для женщин: вагон в метро или часть автобуса предназначены только для нас. Есть и общие вагоны: например, если муж и жена хотят сидеть вместе, они идут туда. В больницах во избежание очередей есть отдельная очередь для женщин. Во многих заведениях залы ожидания отдельно для женщин, на пляжах есть женские дни.

Местные женщины выходят на улицу только с мужчинами. Ходить одной считает грехом. Иностранки в Абу-Даби могут свободно гулять без мужчин. Иностранки ходят в клубы без мужчин, им продают алкоголь, бывают даже ladies night, когда пару бокалов вина наливают бесплатно. Алкоголь продают в определенных магазинах, у которых есть специальная лицензия.

Закутываться в черное никто не заставляет, но предпочтительно одеваться скромно: плечи и колени закрыты, никаких декольте. Объятия и поцелуи в публичных местах запрещены — возможен штраф и даже депортация.

Повторюсь: это очень безопасный для женщин город. Тут все проблемы решают мужчины, поэтому мы, женщины, живем спокойно.

Подготовила Анна Алексеева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *