Права водителей при остановке ДПС

Общие сведения Основания для остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД Правила остановки транспортного средства сотрудниками ДПС Действия сотрудника ГИБДД при остановке транспортного средства: Что следует делать водителю при остановке? Принудительная остановка транспортных средств Обжалование действий инспектора Полезное видео Заключение

Содержание

Общие сведения

Согласно ПДД, остановка транспортного средства сотрудниками ГИБДД – это действие, направленное на задержание нарушителя (если есть точная доказательная база) или на предотвращение возможного нарушения (только по нормативу).

Исключение – это предоставление транспортного средства в использование инспектора или врача, а также если водитель стал свидетелем ДТП или имеется необходимость задействовать его в качестве понятого (как незаинтересованное лицо) для оперативно-следственных мероприятий.

Останавливать для проверки документов сотрудники имеют право, но только при наличии такого распоряжения, выданного дежурным. Данный акт на рассмотрение они не обязаны предоставлять, но телефон для связи с дежурным передается по востребованию водителю. Соответственно, проверить достоверность указанной причины остановки не составит проблем.

Основания для остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД

Согласно действующим законодательным нормам, основанием для остановки транспортного средства сотрудниками ДПС являются:

  • явные нарушения безопасности дорожного движения (даже если они зафиксированы визуально);
  • имеются данные, что водитель прямо или косвенно является участником дорожно-транспортного происшествия (независимо от того, является ли он виновным или пострадавшим);
  • автомобиль, в котором производится движение, находится в розыске или угоне (по ориентировке);
  • необходимость в регулировании дорожного движения (чтобы освободить полосу, но непосредственного общения с инспектором при этом не происходит);
  • необходимость в оказании помощи самим инспекторам или другим участникам дорожного движения, пострадавшим в ДТП.

Также стоит отметить, что уже достаточно давно посты ДПС не могут располагаться «скрытно» от других участников движения. Однако данная норма полноценно не регламентирована. Полицейское авто действительно нельзя осознанно прятать, но если оно стоит просто за крутым поворотом дороги где-нибудь на аварийно-опасном участке и его можно заметить только вблизи, то это – не нарушение.

Правила остановки транспортного средства сотрудниками ДПС

Инспектор может останавливать автомобиль только в тех местах, где не будет при этом создано препятствий для других участников движения и только на открытых участках дороги с отличным осмотром в обе стороны. Под запрет же попадают те места, где остановка по ПДД запрещена. Есть исключение – это проведение принудительной остановки или наличие угрозы для других участников дорожного движения. Сама остановка может выполняться:

  • по указанию инспектора специальным жестом (по нормативам – жезлом или светоотражающим диском);
  • по указанию сотрудника через громкоговоритель (с включением сигналов и повтором требования);
  • по указанию регулировщика (согласно правилам дорожного движения).

ВНИМАНИЕ! Соответственно, если инспектор просто «машет рукой» или что-то в этом роде – останавливаться не нужно.

Действия сотрудника ГИБДД при остановке транспортного средства:

  • представиться (с указанием звания и фамилии), указать причину остановки;
  • провести все необходимые оперативные мероприятия (по законодательным нормам);
  • в случае выявление нарушений – составить протокол или постановление (с привлечением понятых, если это необходимо);
  • обязать водителя явиться в суд, а также разъяснить ему все дальнейшие необходимые действия.

СПРАВКА! Если автомобиль остановлен по причине явной технической неисправности – инспектор может предоставить свою помощь в её устранении. Водитель тоже имеет право обратиться к нему с такой просьбой.

Что следует делать водителю при остановке?

В-первую очередь – не покидать транспортное средство. Это может быть расценено как нападение на сотрудника правоохранительных органов. Также водитель обязан предоставить на проверку свои документы (для визуального изучения), а именно:

  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации ТС;
  • путевой лист (если это коммерческий транспорт);
  • страховой полис (имеется ввиду, ОСАГО, являющийся обязательным для участников дорожного движения);
  • документ об инвалидности (если на транспортном средстве имеется соответствующая отметка).

Больше никаких документов требовать инспектор не может. Ему также запрещено их изымать. Осмотр авто он имеет право выполнять на свое усмотрение (прикасаться к нему он не может при этом). А вот досмотр – только с привлечением понятых в установленном порядке.

Принудительная остановка транспортных средств

Принудительная остановка транспортного средства выполняется на основании отказа от выполнения законодательных требований инспектора об остановке.

Невыполнение требования об остановке транспортного средства– это достаточный повод для применения всего возможного инструментария (указанного в регламенте МВД, в том числе и огнестрельного оружия) с целью принудительной остановки транспортного средства и составления протокола на водителя (или его привод в участок для последующего оформления дорожного происшествия).

За невыполнение первичного требования об остановке на водителя также будет выписан протокол об административном правонарушении(впоследствии может быть переквалифицирован в криминальное, если, например, водитель сбежал ранее с места ДТП и поэтому игнорировал законные требования инспектора).

Обжалование действий инспектора

Если водитель считает, что не согласен с решением инспектора, то об этом следует сделать сноску в протоколе. В некоторых случаях есть возможность потребовать вызова более старшего инспектора (имеется ввиду, по званию), но это – не лучшее решение ситуации.

Гораздо проще – подать жалобу непосредственно по месту работы инспектора. Её обязаны принять и впоследствии сообщить о решении и принятых мерах.

Если и это ничего не принесет, то можно смело обращаться в суд. Помимо заявления, необходимо также предоставить:

  • копию свидетельства о регистрации;
  • копию протокола (выданного инспектором) и постановления (если было);
  • данные свидетелей или понятых (если имеются);
  • любые другие документы и материалы, которые прямо и косвенно могут подтвердить неправомерность действий сотрудника ГИБДД.

Полезное видео

Здесь вы можете посмотрить в каких случаях могут остановить ваше транспортное средство сотрудники ДПС:

Заключение

Итого, останавливать транспортное средство инспекторы могут только при наличии основания. И сотрудник обязан назвать причины остановки транспортного средства, а водитель может проверить достоверность этих данных. Принудительная остановка – несколько иной аспект и применяется только в том случае, если водитель предварительно проигнорировал такое требование.

MAPAT-AKA ›
Блог ›
Что делать если Вас остановил инспектор ДПС.

Что делать, если вас остановило ГАИ?

1. Для начала успокойтесь, научитесь правильно реагировать на остановку — главное не забывать, что инспектор ГАИ стоит на страже закона, и не имеет права выходить за его рамки. Он может вас остановить в двух случаях — за какие-либо нарушения, либо «просто так». А «просто так» — это обычная проверка документов, могут попросить «дыхнуть» и т.д.

2. Не выходите из машины. Разговаривать с инспектором можно через опущенное стекло. Перед тем, как дать свои документы, убедитесь, что этот инспектор на самом деле является работником ГАИ. Вы вправе потребовать предъявить вам удостоверение работника полиции. Номер удостоверения, фамилию вы можете переписать. Так своим поведением вы покажете, что в случае каких-либо разногласий, вы точно будете знать, на кого жаловаться.

3. Вы можете попросить предъявить вам постовую ведомость. Это документ, согласно которого патруль в этом конкретном месте несет дежурство. А может инспектор после работы выехал на «халтурку». И в случае составления протокола вы можете указать на отсутствие постовой ведомости.

4. Четко выясните причину остановки. «Проверка документов» – это лишь желание инспектора, а для водителя – процедура, которая отнимает время и нервы.

5. Порой у инспектора появляется желание посмотреть, что находится у вас в багажнике. Не забывайте, что это не может быть требованием. Инспектор имеет право произвести лишь внешний осмотр, но не обыск. По-закону он даже открыть дверь вашей машины не может, не то что проверять салон, бардачок или багажник. Правда, во время проведения каких-то операций, могут потребовать провести осмотр багажника. Чтобы избежать лишних проблем, вы можете потребовать составить вначале протокол об административном задержании и обыске. Присутствие двух понятых обязательно. Это ваши законные требования. После таких требований желание осматривать ваш багажник может отпасть.

6. Инспекторы иногда «работают» в свое свободное время. Вы можете поинтересоваться наличием у него жетона, постовой ведомости. Не мешает посмотреть, на каком автомобиле работает инспектор? Если авто частное, тогда кому оно принадлежит? Безусловно, инспектор совсем не обязан отвечать на такие вопросы. Но при случае вы можете и через прокуратуру выяснить, о чем инспектору и сообщаем.

7. По телефону доверия вы можете позвонить даже со своего мобильного и указать на свои подозрения. Вывод прост: если все делать исключительно по закону, то инспектор тратит нервов, больше вашего, останавливая вас. Итак, если попробовать хотя бы раз произвести процедуру полностью: попросить посмотреть документы инспектора, обратить внимание на его автомобиль, позвонить по телефону доверия, поинтересоваться причиной остановки. Буквально через неделю вашу машину будут видеть в страшном сне все работники ГАИ города. Это мы описали возможные ваши действия, если вас остановили «просто так».

8. Никогда не давайте инспектору взятку. Составленный протокол внимательно изучите. Обратите внимание: все ли верно записано, все ли заполнено? А в комментариях напишите фразу «С протоколом я не согласен, ничего я не нарушал, свои доводы приведу в суде». Советуем так написать, даже если нарушили и согласны. Изюминка в том, что за каждый такой протокол инспектор обязан писать пояснения, или ему устраивают разнос. Такие протоколы могут и «не доехать» до инспекции.

9. Если вы превысили скорость, на приборе не указано, что это ваша скорость. А вот доказать факт превышения скорости без фото-видео съемки невозможно. Виноваты вы или нет – решает суд. Вот по этой причине инспектора не нужно бояться, а если надо, то можно и поспорить. У них нет полномочий, чтобы забрать номера или машину. Правда, если вы вовремя прошли техосмотр. В протоколе обязательно укажите, если вас запугивали, что заберут номера или отправят машину на штрафную стоянку. Это стоит указать даже в случае если машина не ваша, а едете без документов.

10. Не забудьте указать в протоколе марку и номер автомобиля в случае, если инспектор использовал частный автомобиль. Вы вправе требовать протокол, чтобы подписать и оставить свои комментарии. А в случае отказа вы имеете право позвонить по телефону доверия. Это заставит работников ГАИ от греха подальше не тормозить вашу машину.

Будьте аккуратны и внимательны на дорогах!

Что такое вынужденная остановка?

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про термин «вынужденная остановка» из правил дорожного движения. Несмотря на то, что данное понятие находится в самом начале Правил, многие водители не могут отличить такую остановку от прочих вариантов прекращения движения.

Ниже Вы узнаете, чем отличается вынужденная остановка от обычной, как действовать в случае возникновения неисправности транспортного средства и какие штрафы можно получить при неправильном выполнении маневра.

Приступим.

Рассмотрим пункт 1.2 правил дорожного движения:

«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

Итак, вынужденной остановкой являются следующие варианты прекращения движения:

  • из-за технической неисправности;
  • из-за опасности, создаваемой перевозимым грузом;
  • из-за опасности, создаваемой состоянием водителя;
  • из-за опасности, создаваемой состоянием пассажира;
  • из-за опасности, создаваемой появлением препятствия на дороге.

Рассмотрим примеры, соответствующие каждому из перечисленных пунктов:

1. У автомобиля прокололось колесо или из-под капота начал валить дым.

2. Груз сместился в кузове и может вывалиться на дорогу через борт.

Другой вариант. В салоне легкового автомобиля перевозилась картошка и она рассыпалась. Если картошка попадет под ноги водителю, он не сможет управлять машиной. Т.е. имеет место опасность.

3. У водителя неожиданно закружилась голова и он не может продолжать движение.

4. Пассажир такси ведет себя неадекватно и угрожает водителю, пытается вмешаться в управление автомобилем.

5. На дорогу во время сильного ветра упала ветка дерева и водитель не может ее объехать.

Обратите внимание, к вынужденной остановке не относятся ситуации, в которых водителю очень сильно нужно остановиться именно в этом месте.

Если водитель решил высадить пассажира поближе ко входу в офисное здание, то это будет обычная остановка.

Другой пример. Начальник требует, чтобы водитель остановился на пешеходном переходе. Хотя с точки зрения русского языка начальник и вынуждает водителя остановиться, остановка все равно не является вынужденной.

Еще одно замечание. Если водитель прекратил движение для того, чтобы выполнить требования правил дорожного движения, то маневр не является вынужденной остановкой. Например, речь идет о прекращении движения перед пешеходным переходом, если по нему идет пешеход:

Действия водителя при вынужденной остановке

7.1. Аварийная сигнализация должна быть включена:

  • при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;

7.2. При остановке транспортного средства и включении аварийной сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:

  • при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.

12.6. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест.

Итак, при вынужденной остановке транспортного средства водитель должен:

  • Включить аварийную сигнализацию (аварийку).
  • Выставить знак аварийной остановки (красно-оранжевый треугольник).
  • Принять меры для отвода транспортного средства. То есть нужно оттолкать или отбуксировать машину туда, где остановка разрешена.

При этом все перечисленное нужно сделать лишь в том случае, если остановка в данном месте запрещена:

Если остановка разрешена, то водителю ничего дополнительного предпринимать не следует. Нужно просто заняться устранением причины, вызвавшей прекращение движения.

На железнодорожном переезде

15.5. При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда. Одновременно водитель должен:

  • при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;
  • оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги;
  • при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.

Примечание. Сигналом остановки служит круговое движение руки (днем с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью — с факелом или фонарем). Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.

В случае остановки на железнодорожном переезде в первую очередь нужно обеспечить безопасность людей, т.е. высадить всех из транспортного средства. После этого нужно попытаться оттолкать автомобиль или остановить поезд.

Обратите внимание, остановка на переезде в любом случае крайне опасна, поэтому ее следует избегать. Для этого пересекать железнодорожные пути лучше на такой скорости, чтобы даже в случае неожиданной поломки автомобиля он накатом выехал с переезда.

На автомагистрали

16.2. При вынужденной остановке на проезжей части водитель должен обозначить транспортное средство в соответствии с требованиями раздела 7 Правил и принять меры для того, чтобы вывести его на предназначенную для этого полосу (правее линии, обозначающей край проезжей части).

В отличие от остальных дорог, при вынужденной остановке на автомагистрали автомобиль нужно вывести за пределы проезжей части (на обочину). Напомню, что на обочинах автомагистралей останавливаться нельзя. Однако для вынужденной остановки сделано исключение.

Т.е. на автомагистрали не нужно выполнять требования пункта 12.6 и пытаться оттолкать автомобиль к ближайшему обозначенному месту стоянки, которое может располагаться в нескольких десятках километров от места возникновения неисправности. Нужно просто разместить автомобиль на обочине.

Штрафы за вынужденную остановку

В первую очередь еще раз обратимся к пункту 1.2 ПДД:

«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

В данном случае важно заметить, что понятия «остановка» и «вынужденная остановка» обозначают совершенно разные случаи. И там, и там речь идет о прекращении движения, однако причины для него указаны разные. Т.е. вынужденная остановка не является частным случаем остановки, эти понятия применяются в разных ситуациях.

Напомню, что статьи 12.16 и 12.19 КоАП предусматривают наказания именно за остановку, а не за вынужденную остановку.

Таким образом, если вынужденная остановка произошла в месте, где запрещена остановка транспортных средств, и водитель выполнил требования правил о включении аварийки, выставлении знака аварийной остановки и отводе автомобиля, то штраф за остановку в неположенном месте не должен быть наложен.

Тем не менее иногда такие штрафы накладываются, т.к. инспектор не всегда может понять, что имеет место вынужденная остановка.

Еще один вариант получения штрафа — вынужденная остановка в поле зрения камеры, автоматически накладывающей штрафы. Камера гарантированно не умеет отличать обычную остановку от вынужденной, поэтому впоследствии водитель получит штраф по почте. Поэтому при вынужденной остановке рекомнедую сразу же собрать какие-то доказательства в свою защиту. Хотя бы сделайте пару фотографий, на которых видно Ваш автомобиль, включенную аварийку и выставленный знак.

Однако при выполнении вынужденной остановки водитель может нарушить требования раздела 7 Правил, т.е. не включить аварийную сигнализацию или не выставить соответствующий знак. Статья 12.20 КоАП:

Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

В данном случае штраф составит 500 рублей. Также может быть вынесено и предупреждение.

Тем не менее данный штраф накладывается крайне редко. Связано это со следующим. Если сотрудник ГИБДД видит автомобиль, который стоит в запрещенном месте и который не обозначен знаком и аварийкой, то он вправе считать, что имеет место обычная остановка, а не вынужденная. Т.е. штраф накладывается за нарушение правил остановки.

Если Вам доводилось слышать о штрафах именно за отсутствие знака аварийной остановки или за невключенную аварийную сигнализацию, то прошу написать об этом в комментариях.

Удачи на дорогах!

Максим Калашников Последнее обновление: 1 марта 2019 Раздел: Правила Дорожного Движения

Добрый день. Машина стояла за 2 метра от пешеходного перехода, на территории парковки перед бизнес центром. У Авто неисправно сцепление. Была вынужденная остановка. Аварийка не включена, знака нет. Машину забрали на штраф стоянку на эвакуаторе. Правомерны ли действия сотрудников ГИБДД?

Юрий, здравствуйте.

Если Вам удастся в суде доказать, что остановка была вынужденной, то штраф должны отменить.

Удачи на дорогах!

День добрый.

Остановился на дублере Ленинградского шоссе из-за плохого самочувствия. Включил аварийку. Пришел штраф 3000р.

Стоял три минуты(видно по фото) с 22:15:11 до 22:18:02.

Вопрос: платить или обжаловать.?

Вадим, здравствуйте.

Указанный штраф можно попробовать обжаловать. Однако было бы неплохо, чтобы были какие-то доказательства, подтверждающие Ваши слова. Например, если с Вами в автомобиле были свидетели, которые могут подтвердить плохое самочувствие, то имеет смысл привлечь и их.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте. Закончился бензин, и пришлось оставить авто под знаком » остановка запрещена» выставил знак, включил аварийку. Пришёл штраф с автоматической камеры, обжаловал его. Получил отказ с формулировкой » остановка не является вынужденной». Насколько это правомерно?

Александр, здравствуйте.

В данном случае имеет смысл попробовать оспорить указанный штраф в вышестоящих судах. При этом желательно иметь какие-то доказательства того, что в автомобиле действительно закончился бензин.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте, остановился под знаком «остановка запрещена», чтобы проводить беременную жену в туалет ближайшего здания. Физиологически беременным отложить это почти невозможно. Отсутствовали три минуты, итог — машина на штрафке. Какие могут быть доказательства в данной ситуации?

Они там че, спортсмены? Успеть составить протокол, сфотографировать, погрузить на автовоз… И всего за 3 минуты??? Или вы к ним прям на погрузочную платформу заехали?

Какие могут быть доказательства в данной ситуации?

Егор-23, здравствуйте. Чтобы остановка под знак не считалась правонарушением, необходимы «доказательства» того, что Вы нарушали в состоянии крайней необходимости (КоАП РФ статья 2.7.) В Вашем случае «крайнюю необходимость» — провожать в туалет — вряд ли докажете. Платим штраф и не нарушаем.

Добрый день!

Во время движения по автомагистрали в крайней левой полосе, из впереди идущего грузового а/м выпал большой камень, который повредил колесо. Машина частично потеряла управление, поэтому был вынужден включить аварийную сигнализацию. Сзади идущие автомобили меня объехали, после чего вышел из автомобиля, чтобы поставить знак аварийной остановки. Однако не успел это сделать, т.к. сзади врезался другой автомобиль. Скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, кто виноват:

1) Автомобиль, совершивший вынужденную остановку

2) Автомобиль, врезавшийся сзади

P.S. автоинспекторы направили к дознавателю.

Михаил, здравствуйте.

А какое нарушение Вы видите в действиях водителя, который совершил наезд?

И что произошло с Вашим автомобилем? Он мог ехать своим ходом или нет?

Здравствуйте!

Мы ехали по шоссе 11.06 было жарко и ездили машины устраивающие дождь, у меня соскочила щетка, я включила аварийку и съехала на полосу для движения маршрутного транспорта для устранения неисправности, пришел штраф с автоматической камеры (на фото видны и включенная аварийка и поливальные машины). Могу ли я обжаловать штраф и где?

Ольга, здравствуйте.

Попробовать можно. Обратиться следует в то подразделение, сотрудник которого вынес постановление. Данные подразделения должны быть указаны на самом постановлении.

Удачи на дорогах!

Ехал почувствовал неисправность — включил аварийку и переехал на обочину ! Пришел штраф с камеры — движение по обочине 1500р

На фото видно что аварийная сигнализация включена — Подал Жалобу в ГИБДД но не удовлетворили! Есть шанс в суде???

Алексей, рекомендую Вам для суда запастись какими-нибудь дополнительными доказательствами неисправности автомобиля. Сам по себе факт включения аварийной сигнализации подтверждением неисправности не является.

Удачи на дорогах!

Правила общения с инспектором ГИБДД

Многие соотечественники слабо разбираются в законодательстве, что дает поводы для работников государственных органов безнаказанно нарушать их, а также не учитывать законные права и интересы граждан. И если в большинстве ситуаций нарушения регламента деятельности государственных органов встречаются очень редко, то со случаями неправомерных действий работников ГИБДД сталкивался практически каждый водитель. Что делать в таком случае?

В таком случае на помощь придет памятка водителю при общении с ДПС в 2020 году, где рассмотрены основные правила проведения процессуальных действий, правила поведения сотрудников ГИБДД, а также административный регламент, которым руководствуются представители ДПС в 2020 году.

В данной статье мы рассмотрим конкретные ситуации, в которых оказываются автолюбители на дорогах. По данным ситуациям будут даны не только полезные советы по общению с работниками ГИБДД, но и специальные знания, благодаря которым можно выстроить правильную тактику общения с правоохранителями и избежать возможных конфликтов.

Водителя останавливают

Согласно с требованиями, изложенными в Приказе МВД №185, а также в Приказе №329, к основаниям, из-за которых инспекторы ДПС имеют право останавливать транспортное средство, относятся:

  • Визуально установленные, или определенные с помощью специальных технических средств, признаки нарушений требований безопасности дорожного движения на транспортном средстве;
  • Наличие объективных данных (служебной ориентировки, информация от третьих лиц, других постов ДПС или дежурных) о том, что лица, находящиеся в транспортном средстве, причастны к совершению преступления, ДТП или другого административного правонарушения;
  • Данные о том, что автомобиль, который останавливают работники ГИБДД, находится в розыске или может использоваться для противоправных целей;
  • Необходимость опроса водителя и пассажиров автомобиля в качестве очевидцев преступления или ДТП, при котором они присутствовали;
  • Привлечение пассажиров транспортного средства в качестве понятых;
  • Необходимость использования автомобиля или водителя для оказания помощи работникам ДПС или участникам дорожного движения;
  • Проверка водительских документов на право транспортировки определенных грузов, на право управления транспортным средством, самой документации на автомобиль, а также документов, которые удостоверяют личности пассажиров, находящихся в транспортном средстве. Отметим, что общение с ГАИ по поводу проверки документов может проводиться исключительно на полицейских контрольных пунктах, КПП или стационарных постах ГИБДД;
  • Проведение специальных мероприятий, санкционированными распорядительными актами высших руководителей МВД и ГИБДД, направленных на проверку и установление личностей водителей транспортных средств и грузов, которые транспортируются.

Иные случаи остановки

Остановки в других случаях, кроме перечисленных, расцениваются как нарушение служебной дисциплины, согласно с «Наставлениями по службе ДПС ГИБДД». Согласно с данным документом, остановка и проверка документов, а также иные действия, не мотивированные вышеперечисленными пунктами, проводятся вне зоны ответственности поста ДПС.

Водителя остановили

Как должно проходить общение с сотрудниками ГИБДД в случае непосредственной остановки транспортного средства? Согласно с п.67 Приказа №185, а также главы 4 Приказа МВД №6, после остановки инспектор ДПС обязан подойти к автомобилю, представиться (указать свои ФИО, а также должность и звание), вкратце объяснить причину, по которой транспортное средство остановлено, а также объяснить суть проблемы и необходимые для этого действия со стороны водителя.

При проверке документов не обязательно передавать их непосредственно в руки инспектору — достаточно лишь показать их (например, приложить к стеклу), а в случае требования передачи документов на руки можно опровергать такие требования на основании вышеназванных Приказов. После проверки документов не следует бежать за инспектором для «общения» в служебном автомобиле: выход из транспортного средства — это право, а не обязанность водителя.

Согласно с п.70 Приказа №185, а также п.18.4 Приказа №6, инспектор ДПС вправе требовать от водителя выхода из транспортного средства в следующих случаях:

  • Устранить существующие неисправности, которые имеются на автомобиле, или же устранить существующие нарушения правил перевозки грузов.
  • При наличии оснований для вывода о том, что водитель находится в состоянии опьянения (токсического, алкогольного или наркотического), или же при наличии признаков болезненного состояния.
  • Проведение проверки узлов и агрегатов на ТС, а также бортовых номеров в присутствии водителя.
  • В случае необходимости проведения досмотра автомобиля.
  • В случае, если водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления и/или представляют опасность для инспектора ДПС.
  • При необходимости оказания помощи или сотрудникам полиции, или участникам дорожного движения.

Видео: Юрист о правилах общения с сотрудниками ГИБДД

На водителя оформляют протокол

Наиболее конфликтная, запутанная и непонятная для многих автолюбителей процедура — это оформление административного протокола. Тут также необходимо знать, как проходит общение с сотрудниками ДПС.

В административном праве существует небольшая хитрость, которая играет на руку водителю — презумпция невиновности, согласно с которой никто не может быть виновным до тех пор, покуда его вина не будет фактически доказана (согласно с основными положениями ст. 49 Конституции). Водитель должен требовать прямые доказательства собственной вины в любом случае, вне зависимости от нарушения — будь-то пересечение двойной сплошной или же совершение наезда на пешехода. Нужно помнить главное правило: кто обвиняет, тот и доказывает вину обвиняемого.

Часто, при составлении административного протокола, инспекторы требуют от водителей или пересесть к ним в служебное авто, или проследовать в «стакан» или пикет — этого можно и не делать, поскольку такой обязанности за водителями не закрепляется. Обязанность будет только в том случае, если будет оформляться протокол задержания лица, согласно с требованиями ст. 27.3 КоАП. Подчеркиваем, что задержание лица может проводиться только в единичных, исключительных случаях. А административный протокол, его форма, содержание, все сведения и правила заполнения определяются ст. 27.4 КоАП.

Необходимо запомнить следующие советы при заполнении протокола:

  • Объяснения и подпись водителя — это его право, но снова не обязанность. Поэтому: водитель должен внимательно прочитать протокол, найти строчку, где написано «Подпись нарушителя», а далее необходимо зачеркнуть слово «нарушителя» и вписать поверх слово «водителя». Это важный нюанс — водитель тем самым опровергает, что является нарушителем.
  • Обязательно на свободном месте в протоколе необходимо сделать надпись «не согласен» — позже, при рассмотрении обращения на неправомерные действия сотрудника ГИБДД, будет ясно, что водитель с первых минут не соглашался с действиями инспектора.
  • Водителю должна быть передана копия составленного протокола, после чего, в протоколе сотрудника ДПС, необходимо оставить пометку «требую юридической помощи» (согласно со ст. 25.5 КоАП). Такая пометка может ставится на любых протоколах — именно данное действие поможет водителю в позднем времени обжаловать вынесение решения по протоколу. И, как правило, данная запись при рассмотрении дела в суде позволяет отменить решение работника ГИБДД по причине нарушения регламента процессуальных действий.
  • Чтобы в графе «свидетели» не появились случайные лица, которые были привлечены позже инспектором, необходимо в пустой графе поставить широкий росчерк.

Одно из самых главных условий, которое дополняет правила общения с сотрудником ГИБДД: не следует поддаваться на какие-либо провокации со стороны работников полиции. Водитель должен помнить, что около 80% всех составленных протоколов содержат в себе существенные нарушения по КоАП, поэтому в большинстве случаев водитель должен доказывать только свою позицию.

Протокол за превышение скорости

Как мы уже отмечали, инспекторы ДПС должны доказывать виновность водителя, но никак не водитель собственную невиновность. Следует запомнить этот главный секрет общения с ГИБДД и никаких проблем возникать не будет.

Что касается составления протокола за превышение скорости, то следует руководствоваться следующими правилами: радар, с помощью которого замерялась скорость автомобиля, должен продемонстрировать, что эта скорость принадлежит именно остановленному водителю и показатели сняты именно перед остановкой. В остальных случаях, когда инспекторы ДПС показывают «фен» с непонятными цифрами, можно смело оспаривать протокол.

Протокол за загрязненные знаки

В принципе невозможно составление протокола о правонарушении, поскольку самого правонарушения и его ключевого фактора — вины, не было. Конечно, согласно с ГОСТом 50577-93 нельзя управлять транспортным средством, номерные знаки которого в темное время суток не видны с 20 метров при освещении фонарем инспектора.

Но для того, чтобы зафиксировать данное нарушение, необходимо создавать условия, приближенные к заданным, что на практике никогда не применяется. Поэтому на практике обычно водителя просят просто протереть номера и не выписывают штрафы.

Протокол за непристегнутый ремень

У инспектора ГИБДД закончились аргументы? Тогда последний шанс — это привлечение водителя за непристегнутый ремень безопасности. На это можно дать простой и резонный ответ: «нельзя управлять транспортным средством без пристегнутых ремней во время езды, а я, как водитель, снял ремни буквально только что, пока вы ко мне подходили».

Можно сделать следующий вывод: практически любая ситуация, возникшая на дороге, требует доказательств со стороны инспекторов ГИБДД. Водители в большинстве случаев защищены законом, но не имеют представлений о том, как воспользоваться своими правами. Отметим, что в последние несколько лет важные изменения, которые внес Приказ №185, дают больше прав для водителей, а при наличии знаний и в предыдущих Приказах и должностных инструкциях, водитель может умело общаться с представителями ГИБДД, при этом избегая конфликтных ситуаций и не лишаясь собственных денег.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *