Ппвс о контрабанде

Документ предоставлен КонсультантПлюс

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 апреля 2017 г. N 12

О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О КОНТРАБАНДЕ

В целях обеспечения единообразного применения судами норм уголовного закона об ответственности за контрабанду (статьи 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), а также в связи с вопросами, возникшими у судов, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения:

1. При рассмотрении уголовных дел о контрабанде судам необходимо учитывать, что правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

К числу международных договоров, в частности, относится Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Договор и Союз соответственно), а также иные международные договоры, заключенные Российской Федерацией с государствами — членами Союза, другими государствами (например, Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года).

Обратить внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 101 Договора до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года (далее — ТК ТС) и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза (например, Соглашение о порядке перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по таможенной территории Таможенного союза от 24 октября 2013 года).

С учетом положений пункта 2 статьи 101 Договора под используемыми в статьях 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ терминами «таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» («таможенная граница Таможенного союза»), «Государственная граница Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» следует понимать соответственно «таможенная граница Евразийского экономического союза» (далее — таможенная граница), «Государственная граница Российской Федерации с государствами — членами Евразийского экономического союза» (далее — государственная граница).

2. Судам следует принимать во внимание, что порядок перемещения через таможенную границу или государственную границу товаров и иных предметов, а также связанные с таким перемещением запреты и (или) ограничения наряду с законодательством Российской Федерации (о таможенном деле, о Государственной границе Российской Федерации, о валютном регулировании и валютном контроле, об экспортном контроле и другим) устанавливаются правом Союза (статьи 6 и 32 Договора).

К праву Союза в том числе относятся решения и распоряжения постоянно действующего регулирующего органа Союза — Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках ее полномочий (например, решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года N 30 «О мерах нетарифного регулирования»).

При рассмотрении дел о контрабанде культурных ценностей судам надлежит учитывать, что перечень культурных ценностей, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза с таможенной территории Союза, правила их вывоза из Российской Федерации в другие государства, не являющиеся государствами — членами Союза, определяются решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии.

3. При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков составов преступлений, предусмотренных статьями 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ, судам необходимо устанавливать принадлежность незаконно перемещенных товаров или иных предметов к перечисленным в этих статьях предметам контрабанды.

Если при установлении принадлежности незаконно перемещенных товаров или иных предметов к предметам контрабанды требуются специальные познания, то суды должны располагать соответствующими заключениями экспертов или специалистов.

4. При определении размера стоимости незаконно перемещенных через таможенную границу либо государственную границу предметов контрабанды судам следует исходить из государственных регулируемых цен, если таковые установлены; в остальных случаях размер указанной стоимости определяется на основании рыночной стоимости товаров, за исключением перемещенных физическим лицом через таможенную границу товаров для личного пользования, в отношении которых используется таможенная стоимость, определяемая в соответствии с главой 49 ТК ТС. При этом необходимо принимать во внимание правовые нормы, позволяющие не учитывать ту часть стоимости незаконно перемещенных товаров, которая разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована (например, примечание 3 к статье 200.1, примечание 2 к статье 200.2 УК РФ).

При отсутствии сведений о цене товара его стоимость определяется на основании заключения эксперта или специалиста.

5. Перемещение через таможенную границу или государственную границу товаров и иных предметов заключается в совершении действий по ввозу соответственно на таможенную территорию Союза или территорию Российской Федерации или вывозу с этих территорий товаров или иных предметов любым способом.

Под незаконным перемещением товаров или иных предметов через таможенную границу следует понимать перемещение товаров или иных предметов вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам или иным предметам средств идентификации.

При установлении факта незаконного перемещения товаров или иных предметов через государственную границу судам необходимо учитывать, что правовое регулирование ввоза или вывоза товаров и иных предметов с территории одного государства — члена Союза на территорию другого государства — члена Союза имеет свои особенности.

В частности, несмотря на то, что в Союзе обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, пункт 3 статьи 29 Договора допускает возможность ограничения оборота отдельных категорий товаров по основаниям, указанным в пункте 1 данной статьи Договора. При этом порядок перемещения или обращения таких товаров на таможенной территории Союза определяется в соответствии с Договором, а также международными договорами в рамках этого Союза.

Кроме того, на территории Российской Федерации, исходя из положений пункта 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, законом или в установленном законом порядке могут вводиться меры правового регулирования, ограничивающие свободный оборот отдельных веществ или предметов, в частности, представляющих угрозу общественной безопасности.

6. Незаконное перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу при контрабанде может совершаться посредством сокрытия от таможенного контроля товаров или иных предметов, то есть путем совершения любых действий, направленных на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров (предметов) либо утаить их подлинные свойства или количество, в том числе придание одним товарам (предметам) вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу.

7. Недекларирование как возможный способ совершения контрабанды заключается в невыполнении лицом требований права Союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле по декларированию товаров, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара, либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре, либо таможенному органу представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).

Если декларантом либо таможенным представителем в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимые для таможенных целей (например, сведения о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Союза, о стране происхождения, о таможенной стоимости), то указанные действия следует рассматривать как недостоверное декларирование товаров.

При этом следует учитывать, что сведениями, необходимыми для таможенных целей, являются сведения, представляемые таможенным органам для принятия решения о выпуске товаров, помещения их под избранную таможенную процедуру, исчисления и взимания таможенных платежей, либо сведения, влияющие на применение к товарам запретов или ограничений.

8. Судам следует иметь в виду, что при контрабанде, совершенной путем использования документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, таможенному органу в качестве оснований или условий для перемещения (помещения под таможенную процедуру) товаров или иных предметов, указанных в статьях 200.1, 200.2, 226.1, 229.2 УК РФ, могут представляться документы, содержащие недостоверные сведения, в частности, о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, о стране происхождения, отправления, о таможенной стоимости, об описании упаковки (количество, вид, маркировка и порядковые номера).

Использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации при контрабанде является использование поддельных таможенных пломб, печатей, иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

Незаконное перемещение товаров или иных предметов, совершенное с использованием изготовленного другим лицом поддельных официального документа, печати, полностью охватывается составом контрабанды и не требует дополнительной квалификации по статье 327 УК РФ.

Если лицо использует подделанный им же официальный документ или печать, содеянное квалифицируется как совокупность преступлений, предусмотренных статьей 327 УК РФ и статьями 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ.

9. Контрабанда, совершенная при ввозе на таможенную территорию Союза или вывозе с этой территории товаров или иных предметов вне установленных мест (пунктов пропуска через таможенную границу) или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, является оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы.

В тех случаях когда при контрабанде применяются иные способы незаконного перемещения товаров или иных предметов, например, недостоверное декларирование или использование документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, контрабанда признается оконченной с момента представления таможенному органу таможенной декларации либо иного документа, допускающего ввоз на таможенную территорию Союза или вывоз с этой территории товаров или иных предметов, в целях их незаконного перемещения через таможенную границу.

10. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 226.1 и 229.1 УК РФ, в тех случаях, когда незаконное перемещение предмета контрабанды осуществлено не только через таможенную границу, но и через государственную границу, содеянное следует рассматривать как одно преступление при наличии единого умысла лица на совершение перечисленных действий. Если у лица, совершившего контрабанду предметов, указанных в статьях 226.1 и 229.1 УК РФ, через таможенную границу, в дальнейшем возник умысел на перемещение этих же предметов через государственную границу, содеянное образует совокупность преступлений.

11. Обратить внимание судов, что в соответствии с примечанием 4 к статье 200.1 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если им добровольно были сданы денежные средства и (или) денежные инструменты и если в его действиях не содержится иного состава преступления. По смыслу закона, добровольная сдача означает выдачу наличных денежных средств и (или) денежных инструментов представителям правоохранительных органов по своей воле, несмотря на реальную возможность распорядиться ими.

Если лицо наряду с контрабандой наличных денежных средств и (или) денежных инструментов обвиняется в совершении иных преступлений, оно освобождается от ответственности по статье 200.1 УК РФ независимо от привлечения его к ответственности за совершение иных преступлений.

12. Если лицо наряду с незаконным перемещением через таможенную границу либо через государственную границу предметов, перечисленных в статьях 226.1 и 229.1 УК РФ, совершает умышленное противоправное деяние, связанное с незаконным оборотом этих предметов, в том числе их перевозку, то содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 226.1 и (или) 229.1 УК РФ и соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (в частности, статьями 218, 220, 222, 222.1, 228, 228.1, 228.2, 228.3, 228.4, 234, 355 УК РФ).

13. В случае признания контрабанды совершенной организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке или в совершении этого преступления, независимо от их фактической роли следует квалифицировать по части третьей статьи 200.2, части третьей статьи 226.1, пункту «а» части четвертой статьи 229.1 УК РФ без ссылки на статью 33 УК РФ (например, одни участники организованной группы приобретали товар или иные предметы, другие — незаконно их перемещали через таможенную границу, третьи — руководили указанными действиями).

14. Если лицо, владеющее товарами или иными предметами, осуществило их незаконное перемещение через таможенную границу либо государственную границу, использовав в этих целях другое лицо, которое при этом не осознавало незаконности такого перемещения, оно подлежит ответственности по статье 200.1, 200.2, 226.1 и (или) 229.1 УК РФ как исполнитель данных преступлений. В этих случаях действия лица, не осознававшего факта совершения им контрабанды, не являются уголовно наказуемыми.

15. Получатель международного почтового отправления, содержащего предметы контрабанды, если он, в частности, приискал, осуществил заказ, оплатил, предоставил свои персональные данные, адрес, предусмотрел способы получения и (или) сокрытия заказанного товара, подлежит ответственности как исполнитель контрабанды.

16. При решении вопроса о территориальной подсудности уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ, судам следует исходить из положений статьи 32 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) и при этом учитывать пункт 1 статьи 5 Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств — членов Таможенного союза, согласно положениям которого уголовное дело возбуждается и расследуется по месту совершения преступления, а в случае невозможности определения места совершения преступления — по месту обнаружения преступления.

В частности, если предмет контрабанды перемещается на таможенную территорию под видом товара посредством регистрируемого международного почтового отправления (заказным письмом, бандеролью, мелким пакетом), местом совершения такого преступления является место, по которому с таким товаром совершаются операции, связанные с его выпуском (место международного почтового обмена).

Если указанный предмет контрабанды перемещается на таможенную территорию простым (нерегистрируемым) международным почтовым отправлением и установить точное место перемещения через таможенную границу либо государственную границу такого почтового отправления невозможно, то местом совершения преступления следует считать: почтовый адрес получателя — в случае, когда почтовое отправление получено адресатом; адрес почтовой организации — в случае, когда почтовое отправление вручено получателю в почтовой организации или изъято в ней сотрудниками правоохранительных органов.

17. Обратить внимание судов на необходимость применения положений главы 15.1 УК РФ о конфискации предметов незаконного перемещения через таможенную границу либо государственную границу, ответственность за которое установлена статьями 200.1, 200.2, 226.1 и (или) 229.1 УК РФ, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.

Если владельцем предметов контрабанды является лицо, признанное виновным в их незаконном перемещении, то такие предметы контрабанды подлежат конфискации.

18. В соответствии с частью третьей статьи 81 УПК РФ при вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела суд должен разрешить вопрос о признанных вещественными доказательствами предметах контрабанды и транспортных средствах, использовавшихся для незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу либо государственную границу.

Если принадлежащее виновному транспортное средство было оборудовано специальными хранилищами для сокрытия товаров или иных предметов при перемещении их через таможенную границу или государственную границу (тайниками, изготовленными в целях сокрытия товаров, а также оборудованными и приспособленными на транспортных средствах в этих же целях конструктивными емкостями и предметами, предварительно подвергшимися разборке и монтажу), то оно рассматривается в качестве орудия преступления и подлежит конфискации в соответствии с пунктом 1 части третьей статьи 81 УПК РФ.

При прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям лицу должны быть разъяснены юридические последствия такого прекращения, в том числе о возможности конфискации принадлежащего ему имущества, признанного вещественным доказательством.

В случае неустановления законных владельцев предметы контрабанды должны быть обращены по решению суда в собственность государства в установленном законом порядке.

Споры о принадлежности предметов контрабанды, признанных вещественными доказательствами, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Предметы контрабанды, запрещенные к обращению (наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, оружие и т.п.), согласно пункту 2 части третьей статьи 81 УПК РФ подлежат передаче в соответствующие учреждения или уничтожаются.

КонсультантПлюс: примечание.

Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 03.02.1978 N 2 ранее было признано утратившим силу на территории Российской Федерации Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.2008 N 6.

19. Признать не действующим на территории Российской Федерации постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 года N 2 «О судебной практике по делам о контрабанде».

Признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2010 года N 23 «О внесении изменения в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 года N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде».

Постановление Пленума Верховного суда РФ №12 «О судебной практике по делам о контрабанде» от 27.04.2017

27 апреля 2017 г. Верховным судом РФ актуализированы разъяснения по применению норм права об ответственности за контрабанду (статьи 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 Уголовного кодекса РФ).

В частности, Постановлением Пленума Верховного суда РФ судам необходимо принимать во внимание следующее:

  1. Незаконное перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу при контрабанде может совершаться посредством сокрытия от таможенного контроля товаров или иных предметов. То есть, путем совершения любых действий, направленных на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров (предметов) либо утаить их подлинные свойства или количество, в том числе придание одним товарам (предметам) вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу;
  2. Недекларирование как возможный способ совершения контрабанды заключается в невыполнении лицом требований права ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле по декларированию товаров, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара, либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре, либо таможенному органу представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации). Если декларантом либо таможенным представителем в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимые для таможенных целей (например, сведения о наименовании, описании, классификационном коде по ТН ВЭД ЕАЭС, о стране происхождения, о таможенной стоимости), то указанные действия следует рассматривать как недостоверное декларирование товаров (дело об АП в таможне по ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ);
  3. Использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации при контрабанде является использование поддельных таможенных пломб, печатей, иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам. Незаконное перемещение товаров или иных предметов, совершенное с использованием изготовленного другим лицом поддельных официального документа, печати, полностью охватывается составом контрабанды и не требует дополнительной квалификации по статье 327 УК РФ.
  4. Если лицо использует подделанный им же официальный документ или печать, содеянное квалифицируется как совокупность преступлений, предусмотренных статьей 327 УК РФ и статьями 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ;
  5. Контрабанда, совершенная при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС или вывозе с этой территории товаров или иных предметов вне установленных мест (пунктов пропуска через таможенную границу) или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, является оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы.
  6. В тех случаях когда при контрабанде применяются иные способы незаконного перемещения товаров или иных предметов, например недостоверное декларирование или использование документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, контрабанда признается оконченной с момента представления таможенному органу таможенной декларации либо иного документа, допускающего ввоз на таможенную территорию Союза или вывоз с этой территории товаров или иных предметов в целях их незаконного перемещения через таможенную границу;
  7. Если принадлежащее виновному транспортное средство было оборудовано специальными хранилищами для сокрытия товаров или иных предметов при перемещении их через таможенную границу или государственную границу (тайниками, изготовленными в целях сокрытия товаров, а также оборудованными и приспособленными на транспортных средствах в этих же целях конструктивными емкостями и предметами, предварительно подвергшимися разборке и монтажу), то оно рассматривается в качестве орудия преступления и подлежит конфискации в соответствии с пунктом 1 части третьей статьи 81 УПК РФ.
  8. При прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям лицу должны быть разъяснены юридические последствия такого прекращения, в том числе о возможности конфискации принадлежащего ему имущества, признанного вещественным доказательством.
  9. В случае неустановления законных владельцев предметы контрабанды должны быть обращены по решению суда в собственность государства в установленном законом порядке.
  10. Споры о принадлежности предметов контрабанды, признанных вещественными доказательствами, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Постановление Пленума Верховного Суда СССР N 2 «О судебной практике по делам о контрабанде» от 3 февраля 1978 года признано не действующим на территории РФ. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 23 «О внесении изменения в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 года N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» от 28 сентября 2010 года признано утратившим силу.

Постановление Пленума Верховного Суда РБ№ 4 от 17.06.1994. О судебной практике по делам о контрабанде и об административных таможенных правонарушениях

Зарегистрировано в НРПА РБ 11 ноября 1999 г. N 6/153

Рассмотрев материалы изучения практики по делам о контрабанде и об административных таможенных правонарушениях, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Обратить внимание судов, что согласно ч. 1 ст. 228 УК ответственность за контрабанду наступает в случаях, когда перемещение вещей и ценностей, запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь, помимо или с сокрытием от таможенного оформления, осуществляется в крупных размерах.

Перемещение (контрабанда) указанных вещей и ценностей не в крупных размерах влечет административную ответственность в соответствии со ст. 14.4 и ч. 1 ст. 14.5 КоАП Республики Беларусь.

Контрабанда же наркотических средств, ядовитых, отравляющих, сильнодействующих, психотропных, радиоактивных и взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов, специальных материалов и технических изделий военного назначения влечет уголовную ответственность независимо от ее размера.

2. Под сокрытием от таможенного оформления, предусмотренным ст. 228 УК, следует понимать непредъявление к таможенному оформлению вещей, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь способом, затрудняющим их обозрение и обнаружение, либо несообщение в таможенной декларации и иных документах, подлежащих представлению при таможенном оформлении, о перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь вещах, или сообщение в указанных документах ложных сведений о таких вещах, а также совершенное с использованием специально изготовленных тайников, переоборудованных или приспособленных под тайники предметов, или путем придания одним вещам вида других вещей, либо совершенное с представлением таможенному органу в качестве основания для перемещения предъявленных вещей поддельных документов, полученных незаконным путем, либо документов, являющихся основанием для перемещения других вещей.

2-1. Суды должны иметь в виду, что контрабанда совершается только с прямым умыслом, то есть лицо сознает, что оно незаконно перемещает через таможенную границу Республики Беларусь запрещенные или ограниченные к перемещению вещи и ценности в крупном размере и желает совершения таких действий.

3. Судам следует иметь в виду, что в соответствии с примечанием к ст. 228 УК контрабандой в крупных размерах считается контрабанда в сумме, в две тысячи и более раз превышающей базовую величину на момент совершения преступления.

4. Контрабандой, совершенной группой лиц по предварительному сговору, считается контрабанда, в которой участвовали двое или более лиц, заранее договорившихся о совместном совершении преступления.

4-1. Действия лиц, которые непосредственно не перемещали предметы контрабанды через таможенную границу Республики Беларусь, а лишь организовывали или оказывали помощь в совершении этого преступления, надлежит квалифицировать как соучастие в контрабанде со ссылкой на соответствующую часть ст. 16 УК.

5. Исключен. — Постановление Пленума Верховного Суда от 29.03.2001 N 4.

6. Совершение контрабанды должностным лицом с использованием своих служебных полномочий предполагает действия со стороны должностного лица, злоупотребляющего властью или служебным положением, в целях совершения контрабанды.

Контрабанда, которая совершается должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, не требует дополнительной квалификации действий виновного по ст. 424 УК.

7. При рассмотрении дел о контрабанде, совершенной группой лиц по предварительному сговору, судам необходимо иметь в виду, что такие квалифицирующие признаки, как совершение этого преступления лицом ранее судимым за контрабанду, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, должны учитываться при квалификации действий лишь тех участников преступления, к которым эти признаки относятся непосредственно.

8. Суды должны отражать в приговоре, какой из указанных в ст. 228 УК признаков содержится в действиях лица, виновного в контрабанде.

9. Контрабанда считается оконченным преступлением с момента фактического незаконного перемещения вещей и ценностей через таможенную границу. Действия лица, пытавшегося переместить вещи или иные ценности контрабандным путем за пределы Республики Беларусь, следует квалифицировать как покушение на контрабанду.

10. Если лицо наряду с контрабандой совершает другие преступления (незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и камнями, незаконное изготовление, приобретение, хранение или сбыт наркотических средств и др.), то действия виновного следует квалифицировать по совокупности совершенных преступлений.

10-1. В случаях, если лицо по ошибке полагало, что оно помимо или с сокрытием от таможенного оформления перемещает через таможенную границу Республики Беларусь иностранную валюту, которая в действительности является фальшивой, то его действия следует квалифицировать по ст. 228 УК (при наличии крупного размера).

11. Судам необходимо иметь в виду, что предметы контрабанды как вещественные доказательства подлежат конфискации в доход государства в соответствии со ст. 98 УПК.

Перевозочные и другие средства подлежат конфискации как орудия преступления, если они были оборудованы специально изготовленными тайниками для сокрытия вещей и иных ценностей при перемещении их через таможенную границу Республики Беларусь или без такового переоборудования, если они умышленно использовались для перевозки контрабандного груза, который иным способом не мог быть перемещен.

В случае обнаружения предметов контрабанды в автоприцепах или в специальных тайниках, оборудованных в автоприцепах, конфискации подлежит автоприцеп вместе с автомобилем как единое перевозочное средство.

Если предметы контрабанды виновным были реализованы, суд должен решить вопрос о взыскании с осужденного в доход государства их стоимости.

12. Часть исключена. — Постановление Пленума Верховного Суда от 29.03.2001 N 4.

Назначая наказание лицам, совершившим контрабанду, судам надлежит на основании ст. 51 УК решить вопрос о лишении этих лиц права занимать должности или заниматься деятельностью, в связи с осуществлением которых было совершено данное преступление.

13. Судам следует повысить уровень судебного рассмотрения дел об административных таможенных правонарушениях, обеспечивая тщательное всестороннее исследование всех материалов о правонарушении. При этом судьи должны проверять правильность правовой оценки совершенных правонарушителем действий, не допуская случаев привлечения к административной ответственности лиц, совершивших уголовно наказуемую контрабанду.

13-1. При разрешении дел об административных таможенных правонарушениях судам следует иметь в виду, что порядок и условия перемещения через таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный и валютный контроль регулируются законодательством Республики Беларусь о таможенном деле, которое включает Таможенный кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О таможенном тарифе», иные акты законодательства Республики Беларусь, принятые в соответствии с Таможенным кодексом <*>.

——————————-

<*> Далее по тексту ТК.

(сноска введена постановлением Пленума Верховного Суда от 28.06.2002 N 5)

13-3. Разъяснить судам, что субъектом правонарушений, перечисленных в диспозиции ст. 14.1 КоАП, является перевозчик, указанный в ст.ст. 40, 140 ТК. Его ответственность по данной статье наступает только при совершении действий в отношении товаров и транспортных средств, находящихся в соответствии со ст.ст. 191, 192 ТК под таможенным контролем, а также в отношении таможенных и иных документов на такие товары и транспортные средства.

Ответственность за выдачу без разрешения таможенного органа Республики Беларусь и утрату товаров, транспортных средств, а также утрату документов на них могут также нести должностные лица владельцев складов и магазинов беспошлинной торговли, учреждаемых в соответствии с требованиями ТК, и иные лица, ответственные за соблюдение требований таможенного контроля.

13-4. Исключен. — Постановление Пленума Верховного Суда от 29.03.2007 N 4.

13-5. При применении ст. 14.3 КоАП судам необходимо исходить из требований ст. 28 ТК о том, что пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Республики Беларусь, осуществляются в соответствии с таможенными режимами.

Виды таможенных режимов, их требования и условия установлены ст.ст. 23 — 105 ТК.

13-6. Исключен. — Постановление Пленума Верховного Суда от 29.03.2007 N 4.

14. В постановлении по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, ч. 2 и ч. 2-1 ст. 14.4 КоАП, следует указывать, какие вещи являлись непосредственным объектом правонарушения, их стоимость, в чем конкретно выражалось перемещение вещей через таможенную границу помимо или с сокрытием от таможенного оформления, а также какими доказательствами подтверждаются данные обстоятельства.

14-1. Мотивы смягчения административной ответственности, неприменения какого-либо из видов административных взысканий, предусмотренных альтернативными санкциями, либо освобождения от административной ответственности должны быть изложены в постановлении по делу и основаны на фактах, подтвержденных документами. Указанные документы должны быть приобщены к делу.

14-2. Применяя ч. 1 ст. 14.4 КоАП, судам необходимо иметь в виду, что к действиям по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь относятся как фактическое пересечение таможенной границы Республики Беларусь, так и иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения вывезти либо ввезти товары или транспортные средства (п. 10 ст. 18 ТК).

Непосредственным объектом данного правонарушения являются как товары, так и транспортные средства, в том числе и порожние. Транспортные средства, на которых перевозится товар, одновременно являются и орудием правонарушения, что при наложении взыскания исключает возможность применения взыскания стоимости таких транспортных средств вместо их конфискации.

14-3. При решении вопроса об освобождении от ответственности за таможенное правонарушение на основании ст. 8.2 КоАП по его малозначительности необходимо учитывать, в частности, как стоимость непосредственных объектов правонарушения, так и их объем (количество), а также цель, мотив и способ совершения правонарушения.

Во всех случаях к малозначительным могут быть отнесены лишь такого рода правонарушения, когда материальное выражение стоимости их непосредственных объектов позволяет реально отнести ситуацию к малозначительной.

14-4. Тайниками следует считать любые хранилища (места), изготовленные (оборудованные, приспособленные) для сокрытия товаров, в том числе конструктивные полости, емкости и предметы на транспортных средствах, предварительно подвергавшиеся в этих же целях разборке, монтажу и т.д., независимо от их иного функционального предназначения.

Если изготовление (оборудование, приспособление) таких тайников производилось специально для незаконного перемещения товаров через таможенную границу Республики Беларусь, то их необходимо относить к специально изготовленным (примечание к ст. 14.4 КоАП).

14-5. Обманное использование документов или средств идентификации образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.4 КоАП, если оно было осуществлено только при перемещении товаров или транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь и непосредственно направлено на их незаконный ввоз или вывоз.

Действия, связанные с обманным использованием документов во внутренних таможнях, в отношении товаров, перемещение которых через таможенную границу было произведено с соблюдением законодательства о таможенном деле, состава данного правонарушения не образуют. В зависимости от обстоятельств такие деяния могут квалифицироваться по другим статьям КоАП, предусматривающим ответственность за таможенные правонарушения (например, по ч. 1 ст. 14.5 КоАП).

14-6. Исключен. — Постановление Пленума Верховного Суда от 27.09.2007 N 14.

14-7. Ответственность по ст. 14.7 КоАП несут лица, которые совершили действия по транспортировке, хранению, приобретению товаров и транспортных средств, а также пользовались или распорядились этими товарами и транспортными средствами, ввезенными на таможенную территорию Республики Беларусь другими лицами с нарушениями перечисленных в данной статье таможенных правил.

15. Часть исключена. — Постановление Пленума Верховного Суда от 29.03.2007 N 4.

Принимая решение о конфискации вещей, являющихся непосредственными объектами правонарушения, либо о неприменении конфискации в постановлении следует указывать мотивы такого решения.

16 — 16-1. Исключены. — Постановление Пленума Верховного Суда от 29.03.2007 N 4.

16-2. Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами административного таможенного правонарушения, является самостоятельным видом административного взыскания и применяется в случаях, предусмотренных санкциями соответствующих статей КоАП, и в порядке, предусмотренном ст. 6.12 КоАП.

Рекомендовать судам в целях более оперативного разрешения дел и исполнения постановлений применять данное взыскание, как правило, лишь по тем делам, по которым обращение предметов в собственность государства будет по каким-либо причинам затруднено либо невозможно.

17. Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь, областным и Минскому городскому судам усилить надзор за рассмотрением дел о контрабанде и административных таможенных правонарушениях, принять необходимые меры к своевременному устранению допускаемых судами ошибок.

Председатель Верховного Суда

Республики Беларусь В.С.КАРАВАЙ

Секретарь Пленума, член Верховного Суда

Республики Беларусь А.А.ЛУФЕРОВ

ВС РФ о контрабанде

Пленум Верховного Суда РФ 27 апреля 2017 года принял в доработанном виде Постановление о судебной практике по делам о контрабанде. Первоначальная редакция документа была рассмотрена коллегией ВС РФ 18 апреля и вызвала значительные разногласия по ряду пунктов, в связи с чем и была направлена на доработку. Данное постановление очень важно и своевременно, оно решает многие вопросы, стоящие перед судами и правоохранительными органами.

Применение таможенных норм

Разногласия касались, в частности, самого определения контрабанды, характера определения стоимости незаконно перемещенного товара, в зависимости от которого квалифицировалось преступное деяние, момент окончания преступления. Также критике подверглось установленное первоначальной редакцией документа ограничение в отношении круга должностных лиц, которые могут участвовать в контрабанде.

В качестве основной претензии к первоначальной редакции документа было заявлено несоответствие определений и редакций, приведенных в документе, нормам международного права и Таможенного кодекса Таможенного союза, Договора ЕАЭС, который с момента его принятия является основной специальной нормой права, устанавливающей правила перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза.

В сфере таможенных отношений, как и во всех иных сферах законодательства, за последние 10 лет произошли глобальные изменения. В 2009 году утратил силу в значительной части Таможенный кодекс РФ, и в связи с образованием ЕВРАЗЭС в 2009 году был принят Таможенный кодекс Таможенного союза. Далее в связи с заключением Договора о ЕАЭС (в очередной редакции) с 1 января 2015 года вступили в силу новые правила перемещения товара через таможенную границу РФ, из-за чего возник ряд вопросов, касающихся деятельности органов правоохранительных и судебных в области правоприменения (в том числе выбор закона из целого ряда одновременно действующих и противоречащих себе законных и нормативных актов). В связи с интенсивностью внесенных изменений и необходимостью единообразия применения таможенных норм, нарушение которых является в том числе и уголовным преступлением – контрабандой, Пленумом ВС РФ был подготовлен соответствующий проект постановления судебной практики по делам о контрабанде.

В доработанной редакции Постановления особо подчеркивается, что при рассмотрении уголовных дел о контрабанде судам нужно учитывать, что правовое регулирование таможенных отношений в РФ осуществляется в соответствии с международными договорами и законодательством РФ о таможенном деле, которое включает в себя и Таможенный кодекс Таможенного союза, и Договор о ЕАЭС.

Пункт 2 Постановления Пленума обращает внимание судов на то, что порядок перемещения через таможенную границу или государственную границу товаров и иных предметов, а также связанные с таким перемещением запреты и (или) ограничения наряду с законодательством Российской Федерации (о таможенном деле, о государственной границе Российской Федерации, о валютном регулировании и валютном контроле, об экспортном контроле и др.) устанавливаются правом Союза, решениями и распоряжениями постоянно действующего регулирующего органа Союза – Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках ее полномочий. Таким образом, и само определение контрабанды, выраженное в нарушении установленных данными документами правил по перемещению таможенных товаров через границу Таможенного союза, корреспондируется с определениями, принятыми на уровне международного законодательства.

Постановление Пленума ВС РФ содержит прямое указание на то, что перемещение через таможенную или государственную границу товаров и иных предметов, что при достижении указанными предметами определенной стоимости является контрабандой, включает в себя ввоз или вывоз с этих территорий любым способом. Под незаконным перемещением товаров или иных предметов через таможенную границу следует понимать перемещение данных товаров или иных предметов вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля информации и/или документов, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или об иных предметах, и/или с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации (п. 5 комментируемого Постановления).

При установлении факта незаконного перемещения товаров или иных предметов через государственную границу судам необходимо учитывать, что правовое регулирование ввоза или вывоза товаров и иных предметов с территории одного государства – члена Союза на территорию другого государства – члена Союза имеет свои особенности.

В частности, несмотря на то, что в Союзе обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, п. 3 с. 29 Договора допускает возможность ограничения оборота отдельных категорий товаров. Порядок перемещения или обращения таких товаров на таможенной территории Союза определяется международными договорами, включая Договор ЕАЭС. Также в качестве дополнительного ограничения на территории РФ могут быть установлены нормы правового регулирования в отношении отдельных веществ или предметов, например, представляющих угрозу общественной безопасности. Следует отметить, однако, что в настоящее время перечни таких товаров законодательно не определены.

В части товаров, ограниченных в использовании, ВС РФ указывает на необходимость при рассмотрении дел о контрабанде учитывать положения правовых актов, определяющих перечни средств, веществ и предметов, перемещение которых через границу РФ находится под государственным контролем, поскольку для отнесения предметов контрабанды к наркотическим, психотропным веществам или их аналогам; сильнодействующим, ядовитым, отравляющим, взрывчатым, радиоактивным веществам и пр. требуются специальные, экспертные познания.

Это означает, что суды в рамках рассмотрения указанной категории дел в обоснование судебных актов (приговоров) получат соответствующие заключения судебной экспертизы. В случае если для решения вопроса о том, являются ли предметы контрабанды огнестрельным оружием, взрывными устройствами, боеприпасами или орудиями массового поражения, средствами их доставки, иным вооружением, требуются специальные познания, то проведение судебной экспертизы по данному факту также необходимо.

Если товары, незаконно перемещенные через границу РФ (таможенную границу), являются стратегически важными сырьевыми товарами, судам при рассмотрении дел следует учитывать, что перечни данных товаров законодательством не предусмотрены. В связи с чем контрабанда любых товаров, за исключением ограниченных в использовании и перечисленных выше, должна квалифицироваться по ч. 1 ст. 188 УК РФ при отсутствии иных признаков, предусмотренных ч. 3 или 4 указанной статьи. Таким образом, основным критерием для определения категории дела – уголовного или административного является цена перемещенного товара (предмета) или их совокупности.

Таможенная граница и перемещаемые товары

Не менее важным является и определение таможенной границы Российской Федерации. Так, согласно п. 2 Постановления Пленума ВС РФ таможенная граница РФ совпадает с государственной границей РФ, включая континентальный шельф естественного происхождения и искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ осуществляет свою юрисдикцию в соответствии с Конституцией РФ и иными актами федерального законодательства.

Между тем в состав товаров и/или предметов, перемещаемых через таможенную границу РФ, включены также и «не являющиеся товарами предметы», включая используемые для международных перевозок транспортные средства, которые не обладают признаками товаров, либо вещи, на которые лицо, их перевозящее, имеет права собственности или авторские права, например, рукопись научной статьи. В случае если эти предметы не имеют способов установления цены, их стоимость может быть определена экспертами. Данное положение важно как для вновь принятых в состав РФ Республики Крым и города федерального значения Севастополь, так и для объектов, расположенных в районах акваторий и Крайнего Севера.

В качестве способов незаконного перемещения через таможенную границу РФ в проекте постановления Пленума ВС РФ были указаны, помимо привычных способов контрабанды – личного перемещения и почтовых переводов, экзотические. Например, перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи. Именно по этой причине момент контрабанды было предложено поставить в зависимость от формы, способа перемещения товара (ввоза, вывоза, пересылки, перемещения трубопроводом или по ЛЭП). Следует отметить, что, поскольку данный пункт вызвал ряд замечаний, в окончательном варианте Постановления содержится специальное указание на то, что любое перемещение товаров через таможенную границу, совершенное вне правил, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза и Договором ЕАЭС, свыше установленной данными документами стоимости может быть квалифицировано как контрабанда.

Культурные ценности

Отношения, связанные с контрабандой, сопряженной с ввозом и вывозом культурных ценностей, требовали значительных разъяснений, но получили лишь частичное разъяснение в п. 2 Постановления.

В доработанной редакции Постановления содержится указание лишь на то, что при рассмотрении дел о контрабанде культурных ценностей судам надлежит учитывать, что перечень культурных ценностей, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза с таможенной территории Союза, правила их вывоза из Российской Федерации в другие государства, не являющиеся государствами – членами Союза, определяются решениями коллегии Евразийской экономической комиссии.

Этот раздел является ожидаемым и требующим специального разъяснения в связи с рядом судебных процессов, привлекших внимание и российской, и зарубежной прессы. Так, значительный общественный резонанс получило дело с участием немецкого коллекционера русского происхождения А. Певзнера, связанное с обвинением его в контрабанде (незаконном ввозе на территорию Российской Федерации предмета, имеющего культурную и художественную ценность, – живописного полотна русского художника К. Брюллова).

Коллекционер в 2002 году приобрел работу неизвестного художника «Христос во гробе» на одном из аукционов в Брюсселе. Произведение искусства имело большой размер (алтарный образ) и подписи автора не содержало. Решив сделать экспертизу данной работы, в 2003 году имеющий немецкое гражданство Певзнер привез работу в Россию. Работа была перемещена через таможенную границу РФ легально, статус работы был указан «временный ввоз». В ходе проведения экспертизы в Русском музее было установлено и экспертно подтверждено авторство К. Брюллова, работа была удержана Русским Музеем, и коллекционеру было предложено передать работу в фонды музея, с чем последний не согласился и потребовал возврата ему переданной ранее вещи. Промежуточным итогом явилось возбуждение уголовного дела против коллекционера, поскольку, по версии следствия, картина была перемещена через границу Российской Федерации без надлежащего оформления и контроля для последующей продажи. В 2013 году уголовное дело против Певзнера было прекращено по причине истечения сроков давности, суд постановил работу Брюллова Певзнеру вернуть. Однако в последующем судебный акт в части возврата картины коллекционеру был отменен. Фактически судами был применен порядок изъятия культурной ценности не только у А. Певзнера, но и у его супруги в рамках дела, по которому обвинительный приговор вынесен не был. Конституционным Судом РФ 07.03.2017 был принят судебный акт, отменяющий ранее принятые, в связи с чем до настоящего времени судьба культурной ценности, изъятой в качестве предмета преступления, не ясна.

В первоначальной редакции постановления содержалось положение о том, что при рассмотрении дел о контрабанде культурных ценностей судам надлежит учитывать, что основанием для пропуска указанных ценностей через таможенную границу РФ является свидетельство, выданное на основании решения федерального органа (Министерства культуры РФ). Но в итоговый документ оно не вошло.

Вместо него установлена необходимость применения положений главы 151 УК РФ о конфискации предметов незаконного перемещения через таможенную либо государственную границу. Если законным владельцем предметов контрабанды является лицо, признанное виновным в их (предметов) незаконном перемещении, то такие предметы контрабанды подлежат конфискации. Решение о конфискации судами должно приниматься при вынесении соответствующего приговора или определения (постановления) о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. По этой причине при прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям лицу должны быть разъяснены юридические последствия такого прекращения, в том числе возможность конфискации принадлежащего ему имущества, признанного вещественным доказательством.

В случае если законный владелец предметов контрабанды неизвестен, указанные предметы обращаются в государственную собственность соответствующим решением суда. Споры о принадлежности предметов контрабанды, признанных вещественными доказательствами, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Следует отметить, что ни в первоначальной, ни в доработанной редакциях документа не раскрыт порядок временного ввоза культурных ценностей на территорию РФ, который может осуществлять гражданин РФ. В результате издания значительного количества различных по составу и содержанию нормативно-правовых актов возникает правовая коллизия, предусматривающая возможность временного вывоза культурных ценностей для граждан РФ, что нашло свое отражение в п. 15 проекта постановления Пленума ВС РФ. Вместе с тем временный ввоз объектов, представляющих культурную ценность для граждан РФ, на территорию РФ документально не предусмотрен, а на практике – запрещен. Субъектами, осуществляющими временный ввоз на территорию РФ культурных ценностей, могут быть только юридические лица, а не физические, что создает не объяснимый логически законодательный пробел. Но некоторые пробелы законодательства восполнены. Пленум ВС РФ по делам о контрабанде разъясняет состав должностных лиц, в который включены сотрудники таможенных органов РФ, иные должностные лица, постоянно или временно или по специальному уполномочию осуществляющие функции представителя власти или наделенные правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля и осуществлять надзор за перемещением грузов. При этом контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ.

Кто виноват и в чем?

Важными с точки зрения правоприменения являются разъяснения, содержащиеся в п. 14, 15 Постановления. Судам надлежит принимать во внимание, что если лицо, владеющее товарами или иными предметами, осуществило их незаконное перемещение через таможенную либо государственную границу, использовав в этих целях иное лицо, которому было не известно о незаконности такого перемещения, то собственник этих товаров должен быть привлечен к ответственности по ст. 200.1, 200.2, 226.1 и/или 229.1 УК РФ как исполнитель данных преступлений.

Действия фактического исполнителя (например, сотрудника службы международного почтового отправления или иного лица), осуществившего это перемещение, не могут быть квалифицированы в качестве преступного деяния и, как следствие, не являются уголовно наказуемыми.

Получатель международного почтового отправления, содержащего предметы контрабанды, если он по совокупности имеющихся в деле доказательств понимал, что содержание отправления представляет собой контрабанду, напротив, подлежит привлечению к ответственности как соучастник преступления и исполнителя контрабанды.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *