Позиция по делу

Выработка позиции по делу представляет собой принятие оптимального решения о том, с помощью каких норм закона можно максимально надёжно обосновать заявляемые требования и защитить права клиента, а также выработку наиболее эффективной последовательности действий по защите прав и интересов клиента.

Наличие твёрдой позиции по делу необходимо вне зависимости от того, разрешается ли проблема клиента вне суда или же заканчивается судебным разбирательством. Правовая позиция формируется по результатам интервьюирования клиента (уяснения его позиции и пожеланий по данному вопросу), анализа и оценки всей совокупности представленных клиентом и дополнительно собранных (истребованных) нами доказательств, анализа законодательства и судебной практики по аналогичным делам. Однако в процессе дальнейшей работы с делом может обнаружиться новая информация, вследствие чего позиция по делу корректируется в соответствии с изменившимися условиями.

Таким образом, главное качество правовой позиции по делу – она должна быть обоснованной, убедительной и не должна противоречить доказательствам. В реальной юридической практике навыки анализа дела и выработки позиции по делу неразрывно связаны друг с другом. Результаты анализа влияют на выработку позиции, но позиция по делу, в свою очередь, требует вновь и вновь возвращаться к анализу. Анализ дела и выработка позиции, а затем реализация позиции фактически составляют суть работы адвоката по делу. Анализ дела проводится, как правило, для того, чтобы выработать наиболее эффективную позицию, определить стратегию и тактику ведения дела и спланировать всю работу по делу.
Для этого необходимо прежде всего определить, что такое позиция по делу, от чего она зависит и из чего складывается. Необходимо понять, почему в судопроизводстве возникает такая ситуация, когда об одних и тех же фактах объективной реальности совершенно по-разному, но с одинаковой уверенностью в своей правоте, говорят процессуальные противники. В процессе работы адвокат делает достаточно много предварительных оценок, и было бы неразумно отмахиваться от возникающих у него интуитивных догадок, если они приводят к более углубленному исследованию обстоятельств дела.

Таким образом, процесс анализа дела можно определить как мыслительную, творческую деятельность адвоката, связанную с изучением частей и элементов целого и их взаимосвязей, с последующим преобразованием целого, для достижения наиболее благоприятного результата для своего доверителя.

ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЛА

Понятие и место юридического анализа в исследовании дела клиента

Особенность исследования дела клиента состоит в том, что в процессе работы по нему применяется специальный вид анализа — юридический анализ.

Юридический анализ — это мысленная операция по разложению общественных отношений, содержания документов, фактов, правовых норм, интересов клиента, а также отношений между всеми или несколькими этими составляющими на отдельные элементы в целях уяснения их содержания, определения взаимосвязей между ними, установления соотношения с нормативно-правовым регулированием и выработки юридической позиции.

Таким образом, объектами юридического анализа являются: 1) общественные отношения; 2) содержание документов; 3) факты; 4) правовые нормы; 5) интересы клиента; 6) взаимосвязи между всеми или несколькими этими составляющими.

Юридический анализ далеко не всегда предполагает исследование всех этих объектов. Например, в процессе правовой экспертизы договора могут не исследоваться факты. Однако юридический анализ дела клиента включает в себя анализ всех вышеуказанных объектов, поскольку дело клиента — это не только отношения клиента с конкретными субъектами права, но также и определенные события его прошлого (факты), документы, которые подтверждают или опровергают факты, правовые нормы, которые регулируют отношения клиента с конкретными субъектами права, интересы клиента и, наконец, взаимосвязи между этими составляющими (между нормами права и фактами, между интересами клиента и нормами права и т.п.).

Дело включает в себя определенный круг фактов и других элементов, границы которого определяются запросом клиента и его интересом. При этом запрос клиента и его интерес могут далеко не всегда совпадать. Например, клиент может сообщить о том, что он желает судиться с родственниками наследодателя по поводу наследства, но в ходе разговора может сообщить также о своем желании сохранить с родственниками хорошие отношения. В этой ситуации перед консультантом будет стоять нелегкая задача: в ходе беседы с клиентом определить его подлинный интерес и соответствующим образом выстроить консультацию.

Юридический анализ дела — это во всех случаях исследование ситуации клиента с точки зрения права. Право понимается в объективном и субъективном смыслах. Соответственно, и юридический анализ дела происходит, во-первых, с позиции правовых норм. Например, когда консультант мысленно сопоставляет норму права с фактами в деле с целью установить, регулирует ли она данные отношения. Во-вторых, с позиции признаваемого правом притязания клиента на благо или форму поведения. Например, когда консультант исследует возможности и последствия реализации права клиента на обращение в суд для его ситуации. Если дело клиента не будет исследовано с каждой из этих позиций, юридический анализ не будет завершен. Неисследование дела клиента с точки зрения правовых норм не позволит консультанту установить правовое положение клиента, а следовательно, и возможности реализации его прав. Неисследование дела клиента с точки зрения его правовых притязаний хотя и позволит установить правовое положение клиента, не позволит консультанту предоставить клиенту информацию о последствиях реализации субъективных прав, а следовательно, клиент так и не узнает, как ему поступить.

Цель юридического анализа дела заключается в выработке юридической позиции по нему, т.е. в построении логичной и убедительной истории о том, что произошло и (или) произойдет с клиентом с точки зрения права.

Юридическая позиция — это то, за чем клиент приходит к консультанту, независимо от того, есть ли у клиента своя юридическая позиция по делу или нет. Если нет необходимости в выработке юридической позиции но делу (например, если клиент до консультации отказался от решения своего вопроса юридическими средствами), юридический анализ теряет всякий смысл.

Помимо цели можно выделить следующие задачи юридического анализа дела.

  • 1. Определение фактических обстоятельств дела и их соотношения друг с другом. Фактические обстоятельства дела — это те события в жизни клиента, которые имели место в прошлом и которые стали основанием его обращения за юридической помощью. При этом факты имеют неодинаковое значение для разрешения дела клиента. Например, факт присвоения лицу звания «Ветеран труда» едва ли будет иметь какое-либо значение в деле о защите его права (права потребителя) на безопасность товара. А вот факт смены иностранным гражданином имени в России может иметь определенные последствия для процедуры его вступления в гражданство Российской Федерации. Поэтому консультанту необходимо соотнести все факты, сообщенные клиентом, для определения их относимости к делу клиента и их удельного веса в нем. Эта задача решается путем всестороннего опроса клиента и анализа полученной от него информации о событиях, послуживших основанием его обращения за юридической помощью.
  • 2. Установление круга доказательств по делу и путей их получения. Любые факты должны быть подтверждены доказательствами. Это общее правило для любого юридического процесса. Если какой-либо факт в деле не доказан, это может стать основанием к принятию судебного или административного акта не в пользу клиента. Эта задача решается путем: 1) исследования законодательства на предмет того, какими доказательствами могут подтверждаться конкретные факты; 2) получения от клиента копий документов, доказывающих факты дела; 3) определения круга доказательств, которыми не обладает клиент, и анализа нормативно-правового регулирования и информации из общедоступных источников на предмет порядка их получения.
  • 3. Нахождение правовых норм, регулирующих отношения клиента в его ситуации. Эта задача решается в два этапа: 1) путем поиска правовых норм, гипотезы которых по своему содержанию сопоставимы с фактами дела клиента, а также путем поиска правовых позиций органов международного правосудия, акты которых могут быть обязательны в отношении России, правовых позиций органов государственной власти (судебной, исполнительной) для определения смысла найденных правовых норм, придаваемого им на практике; 2) путем соотнесения фактов дела клиента с правовыми нормами.
  • 4. Установление возможности и оптимальных путей реализации интереса клиента в свете нормативно-правового регулирования. Эта задача решается в три этапа: 1) путем исследования всех возможных неюридических механизмов реализации интереса клиента (например, примирение с другой стороной и воздержание клиента от предъявления судебного иска); 2) путем исследования нормативно-правового регулирования па предмет того, какими юридическими механизмами может воспользоваться клиент для реализации своего интереса; 3) путем прогнозирования и анализа возможных результатов реализации этих механизмов для интереса клиента.

При решении четвертой задачи консультанту следует учитывать, что наличие у клиента юридического средства реализации его интереса (например, средства правовой защиты) само по себе не означает, что клиент должен непременно воспользоваться им и что оно будет лучше и эффективнее любого другого неюридического средства, — все зависит от интереса клиента.

Пример

Если интерес клиента состоит в том, чтобы сохранить хорошие отношения с соседом, который является собственником соседнего с земельным участком клиента участка и который зимой присматривает за дачей клиента, и чтобы сосед при этом срубил дерево, которое отбрасывает тень на грядки, расположенные на участке клиента, то едва ли здесь оптимальным путем реализации интереса клиента будет подача иска в суд с требованием понудить соседа срубить дерево.

Кроме того, далеко не все юридические средства реализации интереса клиента одинаково оптимальны — использование некоторых может влечь для клиента дополнительные финансовые или временные издержки либо риски, которых можно избежать, использовав другое юридическое средство. Таким образом, прогнозирование и анализ возможных результатов реализации как юридических, так и нсюридических механизмов реализации интересов клиента, является одной из наиболее важных составляющих процесса юридического анализа дела клиента.

Юридический анализ дела, с одной стороны, можно рассматривать как одну из стадий работы по делу клиента, поскольку в работе над ним отчетливо выделяется период, когда консультант занят преимущественно мысленным разложением дела клиента на отдельные его составляющие и их соотнесением друг с другом. С другой стороны, юридический анализ дела — это составляющая всего процесса работы по делу клиента, поскольку даже на стадии выработки юридической позиции консультант продолжает анализировать дело клиента. Независимо от того, какой из этих подходов ближе тебе, дорогой читатель, ясно одно: только поэтапный и качественный анализ дела клиента позволит тебе как консультанту выстроить эффективную юридическую позицию по делу.

21.2. Виды правовых позиций

Правовая позиция — явление сложное и многогранное, и если учесть то обстоятельство, что эта проблема в юридической литературе только начинает разрабатываться, то очевидны и трудности с основаниями классификации и делением этого понятия на виды.
Представляется, что в основу классификации правовых позиций можно положить правовую систему, ее основные компоненты. О структуре правовой системы общества, ее компонентах в юридической литературе высказаны разные точки зрения. Однако большинство авторов исходят из того, что правовую систему составляют правотворчество и правоприменение, юридическая наука и правосознание*(162). В этой связи можно говорить о нормотворческих, доктринальных и правоприменительных правовых позициях.
Нормотворческие правовые позиции. Их следует рассматривать в связи с формированием права и непосредственно правотворчеством. Формирование права представляет собой процесс, в результате которого в действующую систему права вводятся новые (а также изменяются или отменяются уже существующие) юридические нормы. Завершает право-образовательный процесс (формирование права) правотворчество как целенаправленная деятельность по подготовке и принятию нормативных правовых актов.
Правовые позиции имеют место как на стадии формирования права, так и на стадии ее результата — правотворчества. Причем правовые позиции могут появиться и «жить» как на начальном этапе формирования права, так и на завершающей стадии — правотворчестве. Здесь важно видеть общее между ними. Общим является их цель — правовое урегулирование фактического отношения. Дело в том, что субъект нормотворчества, субъект законодательной инициативы, любой, полагающий необходимым включить в предмет правового регулирования какое-либо общественное отношение, могут высказать свою правовую позицию по этому вопросу. Она может существовать в единственном числе либо конкурировать с аналогичной, высказанной иным субъектом и не совпадающей по содержанию. Как отмечалось, правовая позиция — это идея, на основе которой что-то утверждается, предлагается, образно говоря «расставляется». Другими словами, правовая позиция в правотворческой деятельности представляет собой некий «стержень», на который «нанизываются» положения, нормы, объединенные единой мыслью.
Правовая позиция может быть в форме концепции законопроекта. Именно здесь можно усмотреть «игру» всех признаков правовой позиции. Концепция (от лат. conception) означает систему взглядов, единое понимание чего-то; определяющий замысел, главная мысль, конструктивный принцип*(163). Концепция законопроекта как правовая позиция — это предложение, идеальная модель, юридическая конструкция урегулирования фактической ситуации. Концепция законопроекта, подчеркнем, достаточно выверенная конструкция и не есть произвольное соотношение прав и обязанностей, полномочий, ответственности. Это макет будущих правовых отношений. Качество правовой позиции, ее отточенность — условие эффективности концепции законопроекта.
Правовые позиции могут быть оформлены в две и более концепции законопроекта, исключать друг друга по замыслу. Какой правовой позиции отдать предпочтение, решает представительный (законодательный) орган. Если речь идет о судьбе проекта нормативного правового акта, то и будущность правовой позиции решается вместе с ним.
Идея законопроекта и его концепция во многом совпадающие вещи, но это не одно и то же. Квинтэссенция концепции законопроекта, ее ядром является идея законопроекта, которая предшествует созданию концепции, где с помощью концепции идея предстает в развернутом виде, материализуется в системе конкретных тезисов и суждений. В дополнение скажем, что идея есть техническое средство правовой позиции, ее основа.
Н.В.Витрук не только не отрицает возможности существования правовых позиций законодателя, но и указывает на возможность их конкуренции: «Правовая позиция Конституционного Суда может совпадать с правовой позицией законодателя и в этом случае закон либо отдельное его положение признается соответствующим Конституции, либо в случаях, если правовая позиция Конституционного Суда не совпадает с правой позицией законодателя, то Конституционный Суд формулирует собственную правовую позицию, которую он, естественно, аргументирует»*(164).
Итак, правовая позиция — явление многофункциональное, в определенной мере — показатель демократичности современного российского общества. Правовая позиция не удел лишь правоприменительной деятельности, в том числе судебной, хотя до настоящего времени именно в рамках этого направления данная проблема и находила свое разрешение. Между тем развитие современного российского общества, его правовой системы и юридической практики явилось условием появления феномена правовой позиции в нормотворчестве.

Реализация права

Там, где есть любовь, в мире сияет свет;
там, где ненависть, мир остается в темноте.
Папа Римский Бенедикт XVI

Понятие и виды реализации права

Реализация норм права — это воплощение их предписаний в реальное поведение субъектов права. В то же время реализация права имеет две стороны. Во-первых, это следование праву со стороны государства, его органов и должностных лиц. Во-вторых, — осуществление права в поступках граждан, должностных лиц, органов государства. Исходной формой реализации права государством является правотворчество.

Толкование нормативных актов также можно отнести к форме реализации воли законодателя. Следует обратить внимание на социальную природу правомерного поведения, значение гражданского долга и социальной ответственности в его механизме, уяснить требования, предъявляемые к деятельности должностных лиц, государственных органов и общественных объединений по реализации предоставленных им полномочий и возложенных на них обязанностей.

Существуют следующие формы реализации норм права:

Осуществление прав это использование возможностей, предоставленных правовыми нормами. Исполнение обязанностей есть обязательное совершение активных действий, предписываемых нормами права. Соблюдение обязанностей (запретов) это воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами.

Применение норм права

Применение норм права — это деятельность властных органов, состоящая в реализации правовых предписаний в отношении конкретных жизненных обстоятельств и индивидуально определенных субъектов.

Применение права необходимо в тех случаях, когда:

  • закон должен действовать с учетом тех или иных конкретных обстоятельств, требующих установления и контроля (например, при назначении пенсии, выдаче паспорта);
  • есть спор о праве, правах и обязанностях;
  • не исполняются обязанности, имеются препятствия в осуществлении права и при иных правонарушениях, в особенности уголовно наказуемого деяния.

Во всех этих случаях требуются установление и анализ конкретных обстоятельств и такое понимание и применение закона, при котором нередко приходится рассматривать и решать сложные юридические вопросы.

Конкретный жизненный случай, в отношении которого осуществляется применение закона, именуется юридическим делом (с юридической стороны «делом» называется также совокупность документов, комплектуемая «в одной папке» в ходе применения закона к данному случаю).

Стадии правоприменительного процесса:

  1. Установление фактических обстоятельств, на которые рассчитана правовая норма.
  2. Выбор (отыскание) правовой нормы, подлежащей применению к данным фактическим обстоятельствам.
  3. Проверка подлинности текста статьи нормативного правового акта и ее анализ с точки зрения законности.
  4. Проверка действия норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц.
  5. Разрешение возможных коллизий между нормами права и преодоление пробелов в праве.
  6. Издание акта применения нормы права (вынесение решения) и доведение его до исполнителей.

Цель этого процесса заключается в установлении объективной истины по делу, а в конечном счете в обеспечении правопорядка.

К основным принципам правоприменения относятся: законность, истинность, уважение и соблюдение прав и свобод человека, справедливость и целесообразность.

В практической работе выделяются стадии разбирательства уголовных и гражданских дел, когда в эту работу включаются наряду с судом другие юридические органы. Так, в уголовном процессе выделяются стадии предварительного следствия, судебного разбирательства, исполнения приговора. В гражданском процессе — стадии судебной подготовки, судебного рассмотрения спора, исполнения решения.

Установление фактических обстоятельств дела

Фактические обстоятельства — это жизненные факты, явления действительности, образующие фактическую основу применения права. Установление фактических обстоятельств дела осуществляется с помощью доказательств.

Доказательства — это данные (сведения) о фактических обстоятельствах. Доказательством являются именно сведения о фактах, информация о них, а не логические аргументы, доводы в споре. Причем понятие доказательств охватывает и сами факты, и источники сведений о доказательственных фактах — документы, акты, свидетельские показания.

Источники сведений о фактах требуют известных процессуальных форм закрепления, удостоверения. Например, протокол о предметах, обнаруженных при обыске, должен быть подписан понятыми.

Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания. Это логическая деятельность по установлению и предоставлению доказательств, участию в их исследовании и оценке. В результате логической деятельности с помощью доказательств воспроизводится тот или иной фрагмент действительности, осуществляется реконструкция обстоятельств, необходимая в соответствии с требованием объективной истины для применения права. Особенности доказывания связаны с такими категориями, как презумпция и бремя доказывания.

Презумпции в области доказательств и доказывания — это предположения о фактах. Определяющее значение при доказывании по уголовным делам и делам об административных правонарушениях имеет презумпция невиновности, т.е. предположение о невиновности лица, даже тогда, когда против него говорит множество фактов: лицо должно признаваться невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, и установлена приговором суда.

От презумпции невиновности зависит распределение бремени доказывания, т.е. обязанностей предоставления и обоснования доказательств по уголовным делам и делам об административных правонарушениях; это бремя возложено на обвинителя. Обвиняемый же не обязан доказывать свою невиновность.

При установлении фактических обстоятельств дела существенное значение имеет еще одна юридическая категория. Это преюдиция, т.е. юридическое предрешение наличия и истинности определенных фактов. Если юрисдикционный орган уже установил определенные факты, т.е. уже проверил и оценил их в установленном порядке, то они признаются преюдициальными — такими, которые при новом рассмотрении дела считаются установленными, истинными, не требующими новой проверки и оценки.

Установление юридической основы дела — выбор и анализ юридических норм

Выбор и анализ юридических норм образуют правовую основу дела. Соответствующие действия касаются прежде всего нормативного акта. Они могут быть обозначены как «критика» нормы (акта). Это значит, что перед применением нужно проверить возможность применения юридических норм к данному случаю. Такая критика подразделяется на «высшую» и «низшую».

«Высшая» критика относится к самому закону, иному акту — правомерен ли сам закон, не приостановлено ли его действие (допустим Конституционным Судом), распространяется ли он на данных лиц. Например, распространяется ли Закон «О залоге» на граждан по их частным делам, на коммерческие банки.

Сюда же включается «высшая критика» подзаконного нормативного акта с точки зрения его соответствия закону. Его нельзя применять, если несоответствие обнаружено.

«Низшая» критика законодательного акта выражается в устранении возможных погрешностей полиграфического или машинописного характера, допущенных при напечатании текста. Основное правило здесь — пользоваться официальным текстом нормативного акта.

Правоприменительный акт

Правоприменительный акт — это официальное предписание (веление), представляющее собой решение по юридическому делу на основе норм права в отношении конкретных обстоятельств и персонально определенного круга лиц.

Правоприменительный акт обладает следующими признаками:

  • не является нормативным актом, т.е. не создает, не изменяет и не отменяет норм права;
  • содержит властное предписание (веление);
  • имеет разовое значение.

Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.

По своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточения решения определенных вопросов в руках компетентных органов.

Эта деятельность связана с особыми примерами разрешения жизненных ситуаций путем профессиональных знаний, навыков. Государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности: государственные органы (суд, прокуратура и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации и т.д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы).

Применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Правовое положение участников в подобных отношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в конкретном отношении властными полномочиями.

Правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.

Применение права — это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание. Он состоит из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т.д.).

Применение права всегда сопряжено с вынесением индивидуального правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.

Решение юридического дела — это завершающая фаза, итог применения права. С формально-логической стороны оно представляет собой умозаключение, в котором конкретные факты (фактические обстоятельства) подводятся под норму права. При этом правоприменительный орган в силу властно-государственных правомочий распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на своеобразные жизненные обстоятельства, осуществляет «привязку» юридических норм к данным обстоятельствам и говорит на основе всего этого свое «властное слово».

Результат решения юридического дела — индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа — приговора, решения, определения, заключения и т.д.

Государственно-властное веление является результатом решения юридического дела. Оно может иметь двоякую правовую функцию:

Юридическая констатация, т.е. в признании существования определенных фактов, их правомерности или неправомерности. В том числе в признании того или иного права за данным лицом, или, напротив, в констатации по данному событию факта правонарушения;

Юридическое обременение — налагать наказание, устанавливать обязанность совершить определенные действия в установленный срок, передавать имущество, уплатить сумму долга и др.

Во втором случае после вынесения решения необходима дополнительная деятельность компетентных органов по исполнению решения — приговора суда.

Среди актов применения права различают: основной акт, в котором выражено решение юридического дела в целом; вспомогательные (промежуточные, сопутствующие, дополнительные и др.) акты, совершаемые при установлении фактических обстоятельств дела, в ходе судебного процесса, на иных стадиях.

Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона, его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важный элемент правовой системы государства.

Каждый акт применения права является актом-документом. В нем (как и в нормативном юридическом акте) есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций.

Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов-документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках процессуального права — уголовного, гражданского, административного.

Существуют многообразные средства обеспечения эффективности правоприменительных актов. Основными из них являются:

1. Материально-техническое обеспечение

Это фактические условия для реализации закона. Отсутствие соответствующих материальных предпосылок — свидетельство преждевременности принятия закона. (Закон о статусе военнослужащего; …затяжки с зарплатой; кредитование и обеспечение ГСМ и запчастями фермеров…)

2. Организационное обеспечение

Изучение проблемы показывает, что эффективное организационное обеспечение действия закона в нынешних условиях возможно лишь при коренном реформировании государственных структур (штаты, зарплату госслужащих целесообразно поставить в прямую зависимость от качества обслуживания интересов предприятий и организаций).

Реализуя закон о земле, необходимо иметь землеустроителей, почвоведов, знающих фермеров, крестьян…

3. Идеологическое обеспечение

4. Специально-юридические механизмы (средства) обеспечения реализации закона

  • Нормотворческая деятельность (конкретизация законодательных предписаний…)
  • Средства индивидуальной правовой регуляции (они включают акты распорядительного и правоприменительного характера…)
  • Социально-правовой контроль (меры принудительного и поощрительного характера…)

В правоприменительном процессе нередко применяется такая форма, как делегированное законодательство или делегирование полномочий на определенных условиях. В некоторых случаях государство делегирует часть своих полномочий органам местного самоуправления или распределяет их по различным уровням органов государственной власти. Например, Московская городская Дума в сентябре 2005 г. приняла Закон «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве полномочиями города Москвы по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».

Необходимость в этом объясняется сложившейся в Москве практикой формирования и организации работы комиссий. Ранее эти функции выполнялись на уровне местного самоуправления, а затем с изменением законодательства о разграничении полномочий они перешли к органам исполнительной власти города. В то же время органы опеки и попечительства по-прежнему остались в ведении органов местного самоуправления. Принятие этого Закона направлено на оптимальное объединение деятельности двух взаимодействующих структур — районных комиссий по делам несовершеннолетних, а также органов опеки и попечительства.

Уровни обеспечения закона:

  • парламент;
  • президент;
  • правительство;
  • субъекты федерации.

Пробелы в праве

Самостоятельное значение в реализации норм права имеет вопрос о пробелах в праве. Пробелы в праве — это те случаи, когда определенные общественные отношения, находящиеся в сфере правового регулирования, оказываются по каким-то причинам не урегулированными нормами права. Причинами пробелов в праве являются: отставание законодательства от жизни; некачественность нормативных правовых актов. Иногда законодатель сознательно допускает возможность аналогии закона.

Пробелы в праве устраняются изданием соответствующего нормативного правового акта или компенсируются использованием либо аналогии права (когда решение по конкретному делу принимается исходя из общих принципов права, смысла и целей действующего законодательства), либо аналогии закона (когда в какой-либо конкретной ситуации применяются нормы права, регулирующего сходные общественные отношения). Аналогия применяется довольно часто, но это запрещено законом в сфере уголовных и административных правоотношений, когда последние связаны с наказанием.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *