Постановление пленума 5 от 10 октября 2003

Содержание

Права человека

Что такое права человека?

Права человека являются неотъемлемым достоянием всех людей, без какого бы то ни было различия на основании расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения или любого иного аспекта. Права человека включают право на жизнь и свободу, свободу от рабства и пыток, свободу убеждений и их свободное выражение, право на труд и образование и многие другие. Этими правами должны обладать все люди, без какой-либо дискриминации.

Международное право в области прав человека определяет правовые обязанности государств, в соответствии с которыми они обязаны действовать определенным образом или воздерживаться от определенных действий с целью поощрения и защиты прав человека и основных свобод отдельных лиц или групп людей.

Одним из важнейших достижений Организации Объединенных Наций является создание всеобъемлющего свода законов в области прав человека — универсального и защищаемого на международном уровне кодекса, к которому может присоединиться любое государство и к реализации которого стремятся все люди. Организация определила широкий круг признаваемых на международном уровне прав, включая гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права. Она также создала механизмы поощрения и защиты этих прав и содействия государствам в выполнении взятых на себя обязательств.

Основой этого свода законов являются Устав ООН и Всеобщая декларация прав человека, принятые Генеральной Ассамблеей в 1945 и 1948 годах соответственно. С тех пор ООН постепенно расширяла законодательство в области прав человека, включая в него конкретные нормы в отношении женщин, детей, инвалидов, меньшинств и других уязвимых групп, которые в настоящее время обладают правами, защищающими их от дискриминации, долгое время существовавшей во многих обществах.

Всеобщая декларация прав человека

Всеобщая декларация прав человека является основополагающим документом исторической важности. Текст Декларации явился результатом тесного взаимодействия специалистов в области права, представлявших все регионы планеты. Декларация была принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Париже 10 декабря 1948 года в качестве документа, принципам которой обязаны следовать все народы и страны. В ней, впервые в истории человечества, были определены основные права человека, которые необходимо защищать на международном уровне.

С момента своего принятия в 1948 году Декларация была переведена на более 500 языков, став самым переводимым документом в мире, и послужила ориентиром для конституций многих новых независимых государств и многих молодых демократий. Вместе с Международным пактом о гражданских и политических правах и двумя факультативными протоколами к нему (о процедуре подачи и рассмотрения жалоб и о смертной казни) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах эти три инструмента образуют так называемый Международный билль о правах человека.

Экономические, социальные и культурные права

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах вступил в силу в 1976 году; по состоянию на октябрь 2016 года участниками Пакта являются 164 государства. Права человека, на поощрение и соблюдение которых направлен Пакт, включают, в частности:

  • право каждого на справедливые и благоприятные условия труда;
  • право каждого человека на социальное обеспечение, право на достаточный жизненный уровень и право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья;
  • право на образование, право на участие в культурной жизни и на пользование результатами научного прогресса.

Гражданские и политические права

Международный пакт о гражданских и политических правах и первый факультативный протокол к нему вступили в силу в 1976 году. По состоянию на конец 2010 года его участниками являлись 167 государств. Второй факультативный протокол был принят в 1989 году.
Пакт признает право на свободное передвижение; равенство перед законом; справедливое и публичное судебное разбирательство; свободу мысли, совести и религии; свободу убеждений и их свободное выражение; мирные собрания; свободу ассоциации с другими; участие в ведении государственных дел, а также права меньшинств. Он запрещает произвольное лишение жизни; пытки и жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания; рабство и принудительный труд; произвольные аресты и содержание под стражей; произвольное вмешательство в личную жизнь; пропаганду войны; дискриминацию; и выступления в пользу расовой или религиозной ненависти.

Конвенции в области прав человека

Целый ряд международных договоров в области прав человека и других документов, принятых начиная с 1945 года, расширили нормы международного права в области прав человека. К ним относятся Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 год), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год), Конвенция о правах ребенка (1989 год), Конвенция о правах инвалидов (2006 год) и другие.

Совет по правам человека

Совет по правам человека, учрежденный 15 марта 2006 года Генеральной Ассамблеей и подотчетный непосредственно ей, заменил функционировавшую в течение 60 лет Комиссию ООН по правам человека в качестве ключевого межправительственного органа ООН, ответственного за права человека. Совет, в состав которого входят представители 47 государств-членов, занимается укреплением системы поощрения и защиты прав человека во всем мире, рассматривает ситуации, связанные с нарушением прав человека, и выносит соответствующие рекомендации, а также реагирует на чрезвычайные ситуации в области прав человека.

Наиболее новаторским механизмом Совета по правам человека является Универсальный периодический обзор (УПО). Посредством этого уникального механизма раз в четыре года осуществляется обзор ситуации в области прав человека во всех 193 государствах-членах ООН. Являясь основанным на сотрудничестве процессом, ведущую роль в котором играют государства-члены, УПО осуществляется под эгидой Совета и предоставляет возможность каждому государству сообщать о мерах, которые были им приняты, и проблемах, которые ему необходимо решить для улучшения положения в области прав человека и выполнения своих международных обязательств. УПО разработан таким образом, чтобы гарантировать соблюдение принципов универсальности и равного подхода для каждой страны.

Верховный комиссар ООН по правам человека

Верховный комиссар ООН по правам человека несет основную ответственность за осуществление деятельности в области прав человека в рамках всей системы ООН. Согласно своему мандату, Верховный комиссар реагирует на случаи нарушения прав человека и принимает превентивные меры.

Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) координирует усилия ООН по обеспечению прав человека. УВКПЧ выполняет функции секретариата Совета по правам человека, договорных органов (комитеты экспертов, которые контролируют выполнение основных международных договоров в области прав человека) и других органов ООН по правам человека. Он также обеспечивает проведение мероприятий в сфере прав человека на местах.

Для основных международных договоров в области прав человека существуют надзорные органы, которые наблюдают за выполнением соответствующих договоров ратифицировавшими их государствами. Лица, чьи права были нарушены, могут направить жалобу непосредственно в соответствующий комитет.

Права человека и система ООН

Права человека являются сквозной темой всех программ и стратегий Организации в таких ключевых областях, как мир и безопасность, развитие, гуманитарная помощь и экономические и социальные вопросы. В результате практически любое учреждение или специализированное агентство ООН в определенной мере участвует в защите прав человека. В качестве примеров можно привести право на развитие, лежащее в основе целей в области устойчивого развития; право на питание, на реализацию которого направлены усилия ФАО; трудовые права, которые определяет и защищает Международная организация труда; вопросы гендерного равенства, которые активно пропагандирует структура «ООН-женщины», права коренных народов и права инвалидов.

День прав человека отмечается каждый год 10 декабря.

Ресурсы:

  • Положение с ратификацией 18 международных договоров в области прав человека
  • Показатели в области прав человека
  • База данных Универсального индекса по правам человека

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5 (ред. от 05.03.2013) «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 октября 2003 г. N 5

О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОБЩЕПРИЗНАННЫХ ПРИНЦИПОВ И НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО

ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций, в том числе с участием субъектов национального права, включая физических лиц. Международным договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав человека и основных свобод. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование судебной деятельности, связанной с реализацией положений международного права на внутригосударственном уровне.

В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами международного права при осуществлении правосудия Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать следующие разъяснения:

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Исходя из этого, а также из положений части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.

2. Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).

Частью правовой системы Российской Федерации являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства — продолжателя Союза ССР.

Согласно пункту «а» статьи 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» под международным договором Российской Федерации надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.п.).

Международные договоры Российской Федерации могут заключаться от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера).

3. Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.

К признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора Российской Федерации, относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств.

При рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», часть 2 статьи 7 ГК РФ ).

4. Решая вопрос о возможности применения договорных норм международного права, суды должны исходить из того, что международный договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами. При отсутствии такого положения или договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора (статья 24 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года).

Судам надлежит иметь в виду, что международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в статье 6 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» (путем подписания договора; обмена документами, его образующими; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны), а также при условии, что указанный договор вступил в силу для Российской Федерации (например, Конвенция о защите прав человека и основных свобод была ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ, а вступила в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 года — в день передачи ратификационной грамоты на хранение Генеральному секретарю Совета Европы согласно статье 59 этой Конвенции).

Исходя из смысла частей 3 и 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» судами непосредственно могут применяться те вступившие в силу международные договоры, которые были официально опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации, в Бюллетене международных договоров, размещены на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в порядке, установленном статьей 30 указанного Федерального закона. Международные договоры Российской Федерации межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций, от имени которых заключены такие договоры, в официальных изданиях этих органов.

Международные договоры СССР, обязательные для Российской Федерации как государства — продолжателя Союза ССР, опубликованы в официальных изданиях Верховного Совета СССР, Совета Министров (Кабинета Министров) СССР. Тексты указанных договоров публиковались также в сборниках международных договоров СССР, но эта публикация не являлась официальной.

Официальные сообщения Министерства иностранных дел Российской Федерации о вступлении в силу международных договоров, заключенных от имени Российской Федерации и от имени Правительства Российской Федерации, подлежат опубликованию в том же порядке, что и международные договоры (статья 30 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).

5. Международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации, применимы судами, в том числе военными, при разрешении гражданских, уголовных и административных дел, в частности:

при рассмотрении гражданских дел, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем законом Российской Федерации, который регулирует отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения;

при рассмотрении гражданских и уголовных дел, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила судопроизводства, чем гражданским процессуальным или уголовно-процессуальным законом Российской Федерации;

при рассмотрении гражданских или уголовных дел, если международным договором Российской Федерации регулируются отношения, в том числе отношения с иностранными лицами, ставшие предметом судебного рассмотрения (например, при рассмотрении дел, перечисленных в статье 402 ГПК РФ, ходатайств об исполнении решений иностранных судов, жалоб на решения о выдаче лиц, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства);

при рассмотрении дел об административных правонарушениях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.

Обратить внимание судов на то, что согласие на обязательность международного договора для Российской Федерации должно быть выражено в форме федерального закона, если указанным договором установлены иные правила, чем Федеральным законом (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 2 статьи 5, статья 14, пункт «а» части 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», часть 2 статьи 1 ГПК РФ, часть 3 статьи 1 УПК РФ ).

6. Международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредственно, поскольку такими договорами прямо устанавливается обязанность государств обеспечить выполнение предусмотренных договором обязательств путем установления наказуемости определенных преступлений внутренним (национальным) законом (например, Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года, Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года, Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года).

Исходя из статьи 54 и пункта «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также статьи 8 УК РФ уголовной ответственности в Российской Федерации подлежит лицо, совершившее деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации.

В связи с этим международно-правовые нормы, предусматривающие признаки составов преступлений, должны применяться судами Российской Федерации в тех случаях, когда норма Уголовного кодекса Российской Федерации прямо устанавливает необходимость применения международного договора Российской Федерации (например, статьи 355 и 356 УК РФ ).

7. В силу части 4 статьи 11 УК РФ вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права (в частности, в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 года, Конвенцией о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 года, Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года, Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года).

В круг лиц, пользующихся иммунитетом, входят, например, главы дипломатических представительств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания. К иным лицам, пользующимся иммунитетом, относятся, в частности, главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства, члены их семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.

8. Правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов Российской Федерации.

Правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти или уполномоченной организацией, заключившими данный договор (часть 4 статьи 15, статьи 90, 113 Конституции Российской Федерации).

9. При осуществлении правосудия суды должны иметь в виду, что по смыслу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статей 369, 379, части 5 статьи 415 УПК РФ , статей 330, 362 — 364 ГПК РФ неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации может являться основанием к отмене или изменению судебного акта. Неправильное применение нормы международного права может иметь место в случаях, когда судом не была применена норма международного права, подлежащая применению, или, напротив, суд применил норму международного права, которая не подлежала применению, либо когда судом было дано неправильное толкование нормы международного права.

10. Разъяснить судам, что толкование международного договора должно осуществляться в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров от 23 мая 1969 года (раздел 3; статьи 31 — 33).

Согласно пункту «b» части 3 статьи 31 Венской конвенции при толковании международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования.

Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

11. Конвенция о защите прав человека и основных свобод обладает собственным механизмом, который включает обязательную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека и систематический контроль за выполнением постановлений Суда со стороны Комитета министров Совета Европы. В силу пункта 1 статьи 46 Конвенции эти постановления в отношении Российской Федерации, принятые окончательно, являются обязательными для всех органов государственной власти Российской Федерации, в том числе и для судов.

Выполнение постановлений, касающихся Российской Федерации, предполагает в случае необходимости обязательство со стороны государства принять меры частного характера, направленные на устранение нарушений прав человека, предусмотренных Конвенцией, и последствий этих нарушений для заявителя, а также меры общего характера, с тем чтобы предупредить повторение подобных нарушений. Суды в пределах своей компетенции должны действовать таким образом, чтобы обеспечить выполнение обязательств государства, вытекающих из участия Российской Федерации в Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Если при судебном рассмотрении дела были выявлены обстоятельства, которые способствовали нарушению прав и свобод граждан, гарантированных Конвенцией, суд вправе вынести частное определение (или постановление), в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на обстоятельства и факты нарушения указанных прав и свобод, требующие принятия необходимых мер.

12. При осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. При исчислении указанных сроков по уголовным делам судебное разбирательство охватывает как процедуру предварительного следствия, так и непосредственно процедуру судебного разбирательства.

Согласно правовым позициям, выработанным Европейским Судом по правам человека, сроки начинают исчисляться со времени, когда лицу предъявлено обвинение или это лицо задержано, заключено под стражу, применены иные меры процессуального принуждения, а заканчиваются в момент, когда приговор вступил в законную силу или уголовное дело либо уголовное преследование прекращено.

Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.

Таким образом, по смыслу статьи 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства». С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.

При определении того, насколько срок судебного разбирательства являлся разумным, во внимание принимается сложность дела, поведение заявителя (истца, ответчика, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого), поведение государства в лице соответствующих органов.

13. При рассмотрении гражданских и уголовных дел судам следует иметь в виду, что в силу части первой статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, имеет право на суд, созданный на основании закона.

Исходя из постановлений Европейского Суда по правам человека применительно к судебной системе Российской Федерации данное правило распространяется не только на судей федеральных судов и мировых судей, но и на присяжных заседателей, которыми являются граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в осуществлении правосудия.

14. При разрешении вопросов о продлении срока содержания под стражей судам надлежит учитывать, что согласно пункту 3 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждое лицо, подвергнутое аресту или задержанию, имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда.

В соответствии с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека при установлении продолжительности срока содержания подсудимого под стражей учитывается период, начинающийся со дня заключения подозреваемого (обвиняемого) под стражу и заканчивающийся днем вынесения приговора судом первой инстанции.

Следует учитывать, что наличие обоснованного подозрения в том, что заключенное под стражу лицо совершило преступление, является необходимым условием для законности ареста. Вместе с тем такое подозрение не может оставаться единственным основанием для продолжительного содержания под стражей. Должны существовать и иные обстоятельства, которые могли бы оправдать изоляцию лица от общества. К таким обстоятельствам, в частности, может относиться возможность того, что подозреваемый, обвиняемый или подсудимый могут продолжить преступную деятельность либо скрыться от предварительного следствия или суда, либо сфальсифицировать доказательства по уголовному делу, вступить в сговор со свидетелями.

При этом указанные обстоятельства должны быть реальными, обоснованными, то есть подтверждаться достоверными сведениями. В случае продления сроков содержания под стражей суды должны указывать конкретные обстоятельства, оправдывающие продление этих сроков, а также доказательства, подтверждающие наличие этих обстоятельств.

15. Принимая решение о заключении обвиняемых под стражу в качестве меры пресечения, о продлении сроков содержания их под стражей, разрешая жалобы обвиняемых на незаконные действия должностных лиц органов предварительного расследования, суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

При разрешении ходатайства об освобождении из-под стражи или жалобы на продление срока содержания под стражей суду необходимо принимать во внимание положения статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой никто не должен подвергаться пыткам и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.

Следует учитывать, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.

Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.

При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.

16. В случае возникновения затруднений при толковании общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации рекомендовать судам использовать акты и решения международных организаций, в том числе органов ООН и ее специализированных учреждений, а также обращаться в Правовой департамент Министерства иностранных дел Российской Федерации, в Министерство юстиции Российской Федерации (например, для уяснения вопросов, связанных с продолжительностью действия международного договора, составом государств, участвующих в договоре, международной практикой его применения).

17. Рекомендовать Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации:

в координации с Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека обеспечивать информирование судей о практике Европейского Суда по правам человека, в особенности по поводу решений, касающихся Российской Федерации, путем направления аутентичных текстов и их переводов на русский язык;

регулярно и своевременно обеспечивать судей аутентичными текстами и официальными переводами международных договоров Российской Федерации и иных актов международного права.

18. Рекомендовать Российской академии правосудия при организации учебного процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов обращать особое внимание на изучение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, регулярно анализировать источники международного и европейского права, издавать необходимые практические пособия, комментарии, монографии и другую учебную, методическую и научную литературу.

19. Поручить Судебным коллегиям по гражданским и уголовным делам, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации подготовить совместно с Российской академией правосудия предложения о дополнении ранее принятых постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации соответствующими положениями о применении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда

Российской Федерации

В.М.ЛЕБЕДЕВ

Секретарь Пленума,

судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.В.ДЕМИДОВ

Законы и конституция Австрии: основные документы, регулирующие все сферы жизни общества и положение власти страны

Законодательство Австрии по-своему уникально. Оно имеет богатую историю возникновения, становления и развития.

На сегодняшний день – это уже сформировавшаяся система, которой следуют все подконтрольные федеральные земли страны. Основным законом является Конституция, закрепляющая основы политического устройства государства.

Отдельные же категории права, регулирующие жизнь общества и позицию власти закреплены в кодексах и прочих нормативных документах.

Что представляет собой австрийская Конституция и система законодательство страны

Немного из истории законодательства Австрии

Первая Конституция Австрии датируется 1848 г. Именно она стала первым набором законодательных актов, провозглашавших государственное территориальное устройство, форму правления и режим.

В 1948 годы было созвано конституционное собрание для принятия первой в истории Конституции страны

С течением времени конституция ни один раз переиздавалась, а в 1920 был провозглашен первый Федеральный конституционный закон. В соответствии с ним страна была провозглашена как парламентская республика.

Высшим органом законодательной власти было объявлено федеральное собрание, состоящее из двух палат. Высшим исполнительным органом стало правительство, возглавляемое федеральным канцлером. Он был подотчетен Национальному собранию, являющемуся нижней палатой федерального собрания.

Главой государства стал федеральный президент. Он обладал, можно сказать, относительно символическими функциями. Избирался обеими палатами законодательного органа на общих собраниях.

О конституции 1920 г.

Скачайте: Федеральный конституционный закон Австрии на русском

1929 г. ознаменовался существенными изменениями, которые коснулись значительного расширения полномочий как президента, так и исполнительной власти в целом. Первый получил право распускать Федеральное собрание, а также назначать членов Правительства.

Основная причина внесенных в законодательство изменений кроется в расширении влияния уже развивающихся в то время военизированных националистических организаций, крупнейшей из которых было Хеймвер. Представители ее умудрились даже попасть в Правительство, после получения 6% голосов на выборах.

Собрание Хеймвер

В 1932 году в Австрии активно стал распространяться австрофашизм. Новый канцлер, установивший в стране авторитарный режим, приостановил действие тогдашней Конституции.

Всего через несколько лет была провозглашена новая редакция, которая получила название майской. Она была основана на принципе корпоративного государства подобно тому, что было характерно для фашистской Италии.

Начиная с 1938 года и до самого окончания Второй мировой войны Австрия не существовала как независимое государство вследствие аншлюса, поэтому о действии какой-либо Конституции не могло быть и речи.

В конце 1945 года было восстановлено действие редакции 1920 года. Это событие фактически завершает историю австрийского Федерального закона.

Основные положения Конституции страны

На сегодняшний день, в соответствии с действующей Конституцией, Австрия так и осталась парламентской республикой. Первый раздел закона провозглашает ее как демократическую страну, приветствующую и декларирующую равенство всех граждан не зависимо от пола, возраста, вероисповедания и классовой принадлежности.

Также раздел содержит описания символики государства и разграничения компетенции федеральных земель и федерации. После вступления страны в ЕС в первую часть был включен подраздел В, определяющий правила участия Австрии в органах Союза.

Форма правления: законодательная и исполнительная власть

Как и ранее, главным органом законодательной власти сейчас является парламент или как его еще называют Федеральное собрание. Оно состоит из двух палат, Нижней из которых является Национальное собрание, а верхней – Бундесрат.

Первая избирается населением сроком на пять лет путем проведения выборов. Вторая, являясь представительством земель, избирается ландтагами, или парламентами земель. Каждая земля может направлять своих представителей в ландтаг. Численность их варьируется в промежутке 3-12 человек.

Результаты парламентских выборов 2019 года

Палаты проводят заседания раздельно друг от друга. Исключением являются лишь случаи объявления войны и приведение присяги президентом.

Современное здание парламента в Австрии

Что касается принятия законов, то глава государства не обладает правом вето. Все законы проходят последовательно через национальное собрание, а затем Бундесрат. И только потом попадают на подпись президенту.

Теперь немного об исполнительной власти, главным органом которой является Правительство. Его возглавляет канцлер, назначаемый президентом. Как правило, он должен поддерживаться Национальным советом, поэтому по обыкновению главой становится лидер партии, которая одержала победу на выборах.

Члены австрийского правительства

Сам же президент является верховным главнокомандующим, назначает госслужащих, осуществляет функции представительства, обладает правом помилования. Как уже упоминалось выше, единоличных решений принимать он не может. Они в обязательном порядке должны быть одобрены хотя бы одним министром.

Президент избирается путем тайного голосования на основе прямого и равного избирательного права. В случае, если выдвинута только одна кандидатура, то при голосовании гражданам необходимо будет указать «за» или «против».

Право голоса имеют все подданные Австрии, которые могут принимать участие в выборах в нижнюю палату парламента.

Президент современной страны

Кандидат считается избранным, если он сумел набрать более 50% всех голосов. В ситуации, когда 2 лица набирают равное их количество, проводится второй тур.

Австрийская государственная система управления

Скачайте:

  • Избирательный кодекс Австрии
  • О выборах в Национальный совет Австрии
  • Общая информация об избирательном праве
  • Правила выборов в Национальный совет Австрии
  • ФЗ о президентских выборах в Австрии

Форма территориального устройства и власть земель

Как гласит Конституция, в отношении территориального устройства Австрия является федерация. То есть государство состоит из отдельных, относительно обособленных земель, представляющих собой вместе единую державу.

К ним относятся:

  • Нижняя Австрия;
  • Бургерланда;
  • Штирия;
  • Верхняя Австрия;
  • Зальцбург;
  • Вена;
  • Каринтия;
  • Форарльберга.

Земли Австрии

Заправляют землями ландтаги, являющиеся их главным законодательным органам. Стать его членами можно путем участия в выборах, которые проводятся в виде того же тайного голосования. В нем принимают участие все жители земли обоих полов, которым разрешено голосование в соответствии с законодательством.

В каждой земле должна быть принята своя конституция, утвержденная ландтагом. Последний может быть распущен главой государства, но с позволения Бундерсрата и одобрения правительства.

Исполнительным органом земель являются местные правительства. Они возглавляются губернаторами, а избираются ландтагами. Низшая единица — это общины, которые по своей сути и функциям являются органами местного самоуправления.

Правозащита граждан

Конституция провозглашает демократическую направленность государство и равенство всех граждан перед законом. Также она сообщает о существовании так называемого Федерального органа правозащиты, призванного проводить проверки в сфере поступающих от граждан жалоб и петиций.

Основной его функцией является защита интересов всех подданных Австрии. В своей деятельности орган является независимым и обладает правом проведения проверок на факт обнаружения недостатков в федеральном управлении по собственной инициативе.

На заметку! Каждый гражданин может написать жалобу, касающуюся нарушений либо каких-либо недостатков в федеральном управлении. В этом случае, после проведения расследования, лицо уведомляется о результатах его проверки в письменной форме. Такое право, равно как и существование защищающего органа, трактуется властями как проявление демократичности.

Основные законодательства страны

Конституция, как мы выяснили, в большей степени регулирует политическое устройство государства. А общественные отношения относятся к отдельными отраслями права, о которых мы и поговорим.

Гражданский и уголовный кодексы

Итак, двумя крупнейшими отраслями права являются гражданское и уголовное. Всеобщий гражданский кодекс, принятый еще в далеком 1811 году действует в Австрии до сих пор.

Всеобщий гражданский австрийский кодекс

Скачайте:

  • Гражданский кодекс Австрии на немецком
  • Гражданский кодекс Австрии, перевод на русский

Уголовный кодекс несколько раз модернизировался. Сейчас граждане страны живут по редакции 1975 года.

  • Все законы государства разделяют на две большие группы: гражданские и административные. Первые регулируют взаимоотношения между гражданами: с их помощью разрешают споры в независимых судах, заключают контракты и прочее;
  • Административное законодательство применяется непосредственно к власти, играя ключевую роль во взаимоотношениях между второстепенными и высшими органами;
  • Административное право включается в себя: военное, таможенное, экономическое, социальное и финансовое право, а также право государственной безопасности и внешних отношений. Его межотраслевыми институтами являются: институт государственной службы, гражданства и административной ответственности;
  • Говоря об уголовной ответственности, стоит отметить, что преступлением в Австрии называют умышленное деяние какого-либо лица. Наказание его зависит от его тяжести содеянного и может составлять от трех лет лишения свободы до пожизненного заключения. Все остальные противоправные действия принимают за проступки.

Так выглядит первый уголовный кодекс Австрии

Скачайте:

  • Уголовный кодекс Австрии на немецком
  • Уголовный кодекс Австрии на русском

Вообще в Австрии достаточно законопослушное население. Граждане чтут законы, даже при общении друг с другом.

Люди всегда приветливы, совершенно не агрессивны. Они живут с твердой уверенностью, что закон однозначно на их стороне, и свято в это верят.

Правовая система

Отдельной от всех судебных органов инстанцией является Конституционный суд. Он назначается по представлению парламента и правительства и формируется под предводительством президента.

Конституционный суд обладает правом решать возникающие между землями споры и выносить обвинения чиновникам и высшим должностным лицам (импичмент).

Австрийский Конституционный суд

Высшей судебной инстанцией является Верховный суд. Следующая ступень – суды апелляционной инстанции, в качестве которых выступают верховные суды земель. К судам первой инстанции относятся земельные, а самым низким звеном считаются окружные.

Верховный суд

Начиная с 2008 г. свою работу начал суд по делам беженцев. В 2014 были учреждены административный федеральный, земельный и финансовый суды.

Структура судебной системы

Миграционное законодательство

Миграционное законодательство Австрии регулируется несколькими актами, главным из которых является «Закон о гражданстве». В соответствии с ним и иными прилагающимися актами, каждый иностранец, приезжающий в страну с целью постоянного проживания, должен исполнять требования и основные правила принимающей стороны.

Сводятся они к следующему:

  • Каждый чужеземец обязан пройти регистрацию в магистрате в течение первых трех дней пребывания;
  • Иностранцы, планирующие проживать на территории Австрии свыше полугода, должны оформить ВНЖ;
  • Вид на жительство следует продлевать ежегодно. Документы подаются не позже чем за три дня до окончания срока действия ВНЖ;
  • Иностранец обязан всегда иметь при себе удостоверение личности. Это может быть загранпаспорт или ВНЖ;
  • Обязательным требованием для всех является наличие медицинской страховки.

Австрийский ВНЖ

Австрия гостеприимна по отношению к туристам, а вот что касается иммигрантов, то тут все обстоит в корне наоборот. Страна неохотно принимает новых подданных, устанавливая высокие требования, в особенности в отношении ценза оседлости.

Для того, чтобы гарантировано получить австрийское гражданство, иностранцу необходимо прожить на ее территории в течение 30 и более лет.

Согласитесь, срок баснословный. Однако он может быть сокращен до 6-10 лет при достаточной интеграции в австрийское общество.

Потенциальный подданный должен:

  1. Быть обладателем ВНЖ (бланки можно скачать ниже);
  2. Хорошо владеть государственным языком (уровень В1-В2);
  3. Соблюдать законы страны;
  4. Чтить историю и культуру;
  5. Не иметь судимости;
  6. Быть финансово обеспеченным;
  7. Не состоять в террористических группировках и не находиться в связи с враждебными государству странами;
  8. Отказаться от прежнего гражданства.

Скачайте:

  • Требования к знанию языка в Австрии
  • Паспортное законодательство Австрии
  • Заявление на предоставление удостоверения личности в Австрии
  • О визе в Австрию
  • Визовый закон Австрии
  • Визовые требования в Австрии
  • Виза С Австрии, бланк
  • Виза Д Австрии, бланк
  • Закон о поселении и проживании в Австрии
  • Документы для предоставления ВНЖ Австрии (удостоверения личности)
  • ВНЖ в Австрии для всех
  • ВНЖ в Австрии студенту
  • ВНЖ в Австрии при воссоединении с семьей
  • ВНЖ в Австрии для ученых
  • ВНЖ в Австрии для ИП
  • Бланк ВНЖ в Австрии для сотрудника

Всего существует 4 основных способа, которые можно использовать для получения австрийского паспорта:

  • Право рождения;
  • Натурализация;
  • Брак;
  • Инвестиции.

Некоторые актуальные основания получения австрийского гражданства

На заметку! Инвестиции – единственный способ для иностранцев, не являющихся кровными австрийцами, получить подданство страны в относительно очень короткий срок (1-1,5 года).

Совсем недавно Австрия проявила удивительную снисходительность и гостеприимность по отношению к беженцам из Ливии, Ирака, Афганистана и Сирии. Она оказалась на четвертом месте мирового рейтинга по количеству принятых иностранцев.

Скачайте:

  • Закон об убежище в Австрии на русском
  • О предоставлении убежища в Австрии, приложение
  • Информационная брошюра представление убежища в Австрии
  • Буклет о правах и обязанностях просителей убежища в Австрии

Однако пользу стране это не принесло, за счет новоиспеченных жителей сильно пострадала криминальная обстановка в государстве. По стране прогремели несколько громких дел с участием беженцев в качестве обвиняемых в уголовных преступлениях против личности.

В заключение

Австрийская правовая система во многом схожа с ведущими европейскими странами. Однако имеется и ряд принципиальных отличий. Это касается, например, наличия первого в мире отдельно и независимо действующего Конституционного суда, а также отдельных законов, относящихся к уголовному и административному праву.

Одним из самых строгих по праву считается миграционное законодательство, требовательно относящееся к иммигрантам в особенности, претендующим на подданство.

Вынесение международных конвенций (трактатов, договоров, соглашений) на второе (после обычаев) место в рассмотренном нами ранее определении международного торгового (коммерческого) права объясняется тем, что это — пожалуй, наиболее «традиционный», изученный и понятный источник международного торгового права.

Но таким он стал далеко не сразу. Первоначальный международный договор определяет отношения договаривающихся государств друг с другом, а не между частными лицами, подлежащими их юрисдикции.

Даже договоры Древней Руси с «греками», «с Ригою и Готским берегом», затрагивающие вопросы защиты прав иностранных купцов здесь, в России и русских — на чужбине, имели целью урегулировать действия самих государств по предоставлению такой защиты участникам международной торговли, но не саму эту торговлю.

Затем появились и получили распространение международные договоры еще двух особенных типов: о создании международных (межправительственных) организаций (коалиций, торговых объединений, военно-политических блоков и др.) и об унификации коллизионных норм.

Лишь после этого мы встречаем международные договоры современного (нас интересующего) типа — многосторонние межгосударственные и межправительственные соглашения, направленные на унификацию материально-правовых норм.

Перед нами явление по историческим меркам довольно молодое. Более-менее широкое распространение практики заключения таких договоров приходится на конец 1920-х — начало 1930-х гг.

Первые примеры унификации международного торгового права

Уже русские дореволюционные цивилисты имели достаточно материала для того, чтобы подвести первые итоги делу международной унификации торгового права при помощи международных договоров и сходных с ними документов межгосударственного характера.

Профессор Г.Ф. Шершеневич в 1908 г. упомянул именно в этом качестве такие акты, как Германское торговое уложение 1869 г. (объединившее германские земли), Швейцарский обязательственный закон 1881 г. (объединивший швейцарские кантоны) и Бернскую конвенцию 1890 г. о перевозке грузов по железным дорогам.

Следует отметить пропущенные классиком (видимо — из-за их опосредованного отношения к торговому праву) Парижскую, Бернскую и Мадридскую конвенции 1883, 1886 и 1891 гг. в сфере интеллектуальной собственности. Сюда же стоит причислить:

  • Брюссельские конвенции об унификации правил о столкновении судов, об оказании помощи и о спасении на море 1910 г.,
  • Гаагская конвенция об объединении законоположений о векселях переводных и простых и утвержденный ею Общий устав о векселях (1912),
  • Женевская конвенция (1923) о технической эксплуатации железных дорог,
  • Гаагские правила о коносаментах (1924),
  • Брюссельские конвенции по ограничению ответственности владельцев морских судов (тоже 1924 г.) и о морских ипотеках (1926),
  • Кодекс международного частного права — Кодекс Бустаманте (1928),
  • Варшавская конвенция по воздушным перевозкам (1929),
  • Женевские вексельные (1930) и чековые (1931) конвенции, а также
  • Римские конвенции о железнодорожных перевозках (1933) и др.

Приведенный перечень имеет целью лишь проиллюстрировать выше высказанный тезис об относительной молодости международных конвенций и материально-правового содержания, и унифицирующего назначения как источника международного торгового права.

Быть может, именно этим обстоятельством отчасти объясняется то невнимание к международным конвенциям, которое традиционно характеризует наши учебники гражданского права.

Римляне о таковых вообще понятия не имели, немецкие и российские классики о них ничего не писали — не нужно, значит, и нам. Естественно, «не писали» — в эпоху Г.Ф. Шершеневича и Г. Дернбурга и писать-то было почти не о чем…

Правовое значение международных конвенций и договоров

Попробуем понять, почему же международные конвенции все-таки заняли то место в системе источников международного торгового (коммерческого) права, которое они занимают сегодня.

Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо принять во внимание исторические условия, в которых происходили соответствующие процессы. Что такое конец XIX (железного) —и начало ХХ (ядерного) столетия?

С макроэкономической точки зрения это была эпоха обнажения и обострения противоречия между только-только оперившимся и более-менее победившим внутриевропейским национальным самосознанием и требованиями экономик развитых государств, вступивших на империалистический путь развития, о свободном перемещении товаров, финансовых ресурсов и рабочей силы безотносительно к любым национальным границам.

Победа национального самосознания — это победа объединительных тенденций, замешанных на принципах крови, а значит —победа внутринациональных кодификаций.

Вспомним гражданские уложения ряда североамериканских штатов, германские гражданское и торговое уложения 1898 г., швейцарское гражданское уложение 1906 г. и новую редакцию швейцарского же обязательственного закона 1911 г., наконец, проект русского гражданского уложения 1905-1913 гг.

Но рыночной экономике или (как сказали бы в советское время) экономике государственно-монополистического капитализма (империализма) — экономике, центральной фигурой в которой становятся транснациональные акционерные монополии, стремящиеся к тому, чтобы срастись с государственными институтами — национальных кодификаций оказывается недостаточно.

Рыночная экономика конца ХIХ — начала ХХ в., имея в качестве одной из своих центральных составляющих систему всеобщей конвертируемости валют (системы золотого стандарта, «золотых точек» и вексельных курсов), а значит — всеобщей конвертируемости товарных цен и, следовательно, самих товаров, потребовала и чего-то, похожего на всеобщую конвертируемость права — тех правил, по которым монополисты могли бы перешагивать границы собственных стран, завоевывать новые рынки сбыта своих товаров и приобретения ресурсов, словом, становиться международными монополиями.

Думается, что именно неспособность к осознанию этого обстоятельства правительствами ряда ведущих европейских держав, особо опьяненных победами на ниве национальной самоидентификации и потому считавших вполне посильным совмещение протекционистской защиты своего внутреннего рынка от «чужих» (иностранных) монополий и товаров с расширением экспансии собственных монополий на чужие рынки, вызвало заметное отставание в создании системы международно-конвертируемого материального частного права — права рыночной торговли и рыночного хозяйства.

Невозможность конкурировать за все рынки сбыта и ресурсы (как отечественные, так и иностранные) по прозрачным и единым правилам быстро привела к тому, что бороться стали без всяких правил, то есть к Первой мировой войне.

«Буржуазные» международные конвенции

Обилие международных конвенций 1920-х гг., направленных именно на унификацию различных разделов материального торгового права, выглядит как запоздалое осознание давно назревшей необходимости, как стремление по возможности догнать и восполнить то, что следовало бы сделать еще до войны.

Оценка коллективом советских цивилистов в 1949 г. возможностей по унификации материального буржуазного торгового права, которые предоставляли международные конвенции, как «весьма ограниченных», имеющих место «лишь в отношении отдельных правовых институтов и преимущественно с их технической стороны», выглядит, пожалуй, слишком пессимистической.

Международный договор оказался инструментом, как нельзя лучше соответствующим характеризуемой эпохе. Он — как и всякий договор — будучи результатом компромисса, политически никогда не мог признаваться в полной мере соответствующим интересам только одной из его сторон, какой бы сильной в экономическом отношении она ни была и какую бы прочную переговорную позицию ни занимала.

Подчиниться воле конкретного лица (например, другого государства) куда унизительнее и в политическом отношении, следовательно, гораздо сложнее, чем принять к руководству «результат компромисса» — документ, который в равной степени может быть приурочен к любому из участвовавших в его заключении государств (а значит, в точно такой же мере не может быть приурочен них одному из них).

Политически в договоре все равны — одно это уже весьма тешит национальное самосознание — тешит тем сильнее, чем мельче и слабее государство-участник международного договора.

Кроме того, самый факт участия в нем еще не делает договор юридически обязательным для государства, подписавшего таковой, — необходима еще и его ратификация. А это — уже сугубо внутреннее дело, то есть опять-таки простор для национального самовыражения.

В то же время международный договор с точки зрения своего содержания остается собственно международным — интернациональным, космополитическим.

Под лозунгом соблюдения национальных интересов международный договор уверенно делает свое дело — устанавливает единые для всех частных лиц, без различия национальностей, международные правила поведения на рынках товаров и ресурсов.

При сколько-нибудь универсальном содержании международного договора есть неплохой шанс, что к нему присмотрятся и прислушаются даже такие государства, которые его по тем или иным причинам формально никогда не ратифицируют.

Ну а в том, что его примут во внимание частные лица, в том числе резиденты и таких государств, для которых он не обязателен, сомневаться и вовсе не приходиться — торговать-то им предстоит во всем мире.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *