После реконструкции

Содержание

Разрешение на реконструкцию нежилого здания: необходимые документы

Чтобы получить разрешение на реконструкцию нежилого здания, требуется четко знать процедуру и собрать все необходимые документы. Ниже рассмотрим, в чем особенности такого разрешения, кем оно выдается, в какой последовательности производится его оформления, и какие бумаги потребуются. Знание этих правил позволяет по закону выполнить реконструкцию в Москве или другом городе с учетом требований действующего законодательства.

Что такое разрешение на реконструкцию нежилого здания?

В Градостроительном кодексе (статье 1, части 14) прописано, что реконструкция — это комплекс работ, направленных на внесение изменений в параметры капстроительства, а именно этажности, показателей объема, качества инженерного и технического обеспечения. Разрешение на реконструкцию — документ, позволяющий выполнить упомянутые работы, а впоследствии без проблем узаконить постройку.

Такие работы часто путают с перепланировкой. Это различные понятия, которые отличаются не только сущностью, но и подходами в оформлении разрешения. В случае с перепланировкой бюрократические процедуры проходят быстрее. В чем различия? Выделим главные моменты:

  • Разрешение на перепланировку позволяет получателю производить изменения во внутренней части помещения. К этой категории работ относится удаление перегородок, установка новых стен и прочие мероприятия, которые не подразумевают выхода за существующие объемы недвижимости. Если площадь объекта и меняется, то незначительно.
  • Разрешение на реконструкцию позволяет выполнять более серьезную работу, связанную с увеличением площади за счет новых этажей, тамбуров или возведения других пристроек. Возможны ситуации, когда площадь объекта остается неизменной, но меняется его назначение. Например, ранее помещение использовалось для склада, но после реконструкции в нем обустроен офис работников. В таком случае требуется получить разрешение не на перепланировку, а на реконструкцию.

Какие полномочия оно дает?

Как отмечалось выше, выполнение работ по реконструкции нежилого помещения требует получения разрешения. После прохождения необходимых процедур открывается возможность для выполнения следующей работы:

  • Изменения этажности здания в сторону увеличения или уменьшения.
  • Обустройства антресольного этажа.
  • Перестройки имеющегося чердака под мансардное помещение.
  • Пристраивания к объекту дополнительного нежилого объекта.
  • Усиления конструкций или установке новых коммуникаций, если речь идет о капитальном ремонте.

Кроме того, если речь идет о реконструкции помещений в жилом доме по отношению к объектам общего пользования, требуется разрешение всех владельцев квартир. Это обязательство прописано в ЖК РФ (ст. 3, ч.3).

Во всех упомянутых случаях согласование реконструкции является обязательным, ведь в ином случае выполненные работы будут признанные незаконными, а результатом станут штрафные санкции (о них ниже).

Порядок согласования

Чтобы согласовать работы по реконструкции нежилого здания, требуется:

  • Пойти в БТИ и взять копии технического плана интересующего объекта. Эта информация лежит в свободном доступе и должна предоставляться по первому требованию владельца сооружения.
  • Отнести собранные документы в отдел архитектуры своего города. Также у специалистов этого органа стоит заказать проектную документацию на работы по реконструкции интересующего объекта. Для этого в нежилое помещение или здание выезжает архитектор, который составляет проект с учетом действующих нормативных актов в пожарной, технической и санитарной сфере.
  • Предать готовый проект на утверждение в городской отдел архитектуры или другую инстанцию, которая уполномочена на выполнение таких работ. В эту категорию органов входит пожарная инспекция, санэпидемстанция, а также коммунальные службы. Одобрение коммунальных служб обязательно в случае, если при выполнении работы затрагиваются системы водо- и теплоснабжения, подводка газа, проводка.
  • Получить одобрение жилищной комиссии, которая по законодательству отвечает за акт выполненных работ. В случае успешного решения вопроса требуется завизировать разрешение у главы администрации, после чего собранные бумаги направить в орган самоуправления.
  • Получить разрешение на строительство — документ, который дает право на проведение реконструкции нежилого объекта капстроительства. Он выдается органом местного самоуправления после предоставления заявления. Вместе с ним требуется предать бумаги, подтверждающие право на объект, согласие правообладателей, заключение госэкспертизы и другие. На рассмотрение выделяется до 10 суток, после чего уполномоченный орган должен выдать разрешение или отказать с объяснением причин.

Что дальше?

Получать разрешение на реконструкцию нет нужды, если интересующий объект не относится к сооружению капитального строительства (навес, киоск и так далее). Кроме того, в получении разрешения нет необходимости, если в реконструируемые объектах капстроительства не затрагиваются конструктивные, а также другие важные элементы, влияющие на безопасную эксплуатацию объекта. Это относится и к работам, которые не затрагивают существующие показатели разрешенного строительства, прописанные в градостроительном регламенте. Бывает так, что разрешение получено, но хозяин участка, на котором находится недвижимость, поменялся. В такой ситуации выданное разрешение остается в силе.

  • Дальше требуется получить разрешение на ввод в эксплуатацию. Бумага закрепляет факт выполненной реконструкции объекта с учетом предоставленного ранее разрешения на выполнение работ. Кроме того, документ свидетельствует о соответствии реконструированного сооружения градостроительному плану участка и проекту. Чтобы ввести объект в эксплуатацию, требуется обратиться в орган, который выдал разрешение на реконструкцию. Здесь потребуется оформить заявление и передать пакет бумаг, указанных в ГсК РФ (ст.55, ч.3).

Орган, выдавший разрешение, имеет 10 суток с момента получения заявления на ввод объекта, чтобы проверить наличие и корректность оформления переданных к рассмотрению бумаг, выехать на реконструируемый объект для проверки и принять решение — выдать разрешение на ввод или отказать. Если принято решение об отказе, обязательно указание причин.

Полученного разрешения на ввод достаточно, чтобы внести необходимые правки в документы госучета реконструируемого объекта капстроительства. После заверения этой процедуры требуется получить техпаспорт на сооружение и оформить право собственности в государственной регистрационной службе.

Стоит учесть, что разрешение на реконструкцию от органов самоуправления удается получить не всегда. В этом случае стоит выяснить причины отказа, после чего пройти процедуру с нуля.

Список необходимых документов

Чтобы сделать реконструкцию в соответствии с действующим законодательством, требуется подготовить полный пакет бумаг:

  • Паспорт лица, которое обращается в уполномоченный орган за разрешением на реконструкцию.
  • Заявления во все инстанции, о которых упоминалось выше (образцы заполнения можно найти в Интернете или непосредственно в офисе организации).
  • Топографический план местности, на которой расположен реконструируемый объект (геоподоснова). Здесь не имеет значения, где именно находится недвижимость — в многоквартирном сооружении или отдельно расположенном доме.
  • Заключение эксперта о техническом состоянии объекта.
  • Проектную документацию и план реконструкции нежилого сооружения.
  • Правоустанавливающие бумаги, которые разрешают пользоваться объектом и выполнять обозначенные работы. Это может быть договор аренды или купли-продажи.
  • План здания (должен быть поэтажным). В состав документа входят чертежи нежилых объектов, нуждающихся в реконструкции.
  • Разрешение всех владельцев квартир на выполнение работ, если помещение расположено в многоквартирном доме.

Ответственность за незаконную реконструкцию

Сбор бумаг и прохождение процедуры получения разрешения — трудоемкий процесс. Чтобы избежать проблем, владельцы нежилых помещений часто идут в обход законодательства и выполняют работы без выполнения оговоренных выше бюрократических процедур. Но это большой риск, ведь действия нарушителей подпадают под статью 9.5:

  • Часть 1. В ней указано, что реконструкция без получения разрешения влечет к наложению штрафа на нарушителя. Если в этой роли выступает обычный гражданин (физическое лицо), придется заплатить от двух до пяти тысяч рублей. Сложнее обстоит ситуация, если нарушителем является компания (юридическое лицо). Здесь штрафные санкции более суровые и составляют от 0,5 до 1 миллиона рублей. Кроме того, законодательно допускается приостанавливать работу такой компании на период до 90 дней. Закон относится к подрядным организациям и застройщикам, которые выполняли незаконную реконструкцию.
  • Часть 5. При отсутствии соответствующего разрешения ввод реконструированного объекта является незаконным. Это, в свою очередь, влечет наложение взыскания в размере до 1000 рублей. Если речь идет о должном лице, взимается штраф до двух тысяч рублей. В случае, когда нарушителем является юридическое лицо, придется заплатить до 20 тысяч рублей.

В каких случаях разрешение не требуется?

Выше отмечалось, что разрешение на реконструкцию необходимо при внесении глобальных изменений в объект (добавлении этажей, увеличении площади, изменении назначения и так далее). Если речь идет о менее масштабных работах, в оформлении разрешения нет нужды. Сюда стоит отнести:

  • Монтаж дверей и окон в уже имеющиеся проемы.
  • Изменение размера помещения за счет сноса одной или нескольких перегородок.
  • Выполнение работ, которые не влекут за собой увеличения или уменьшения площади.

Таким образом, любые изменения в конструкции недвижимости, которые не приводят к корректировке его пределов, можно делать без выполнения рассмотренных выше мероприятий.

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости), рассмотрев письмо относительно реконструкции объектов недвижимости, сообщает.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс):

— строительство — это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);

— реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;

— реконструкция линейных объектов — это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Как установлено статьей 55 Градостроительного кодекса, окончание строительных работ в связи со строительством нового объекта, реконструкцией объекта капитального строительства, оформляется разрешением на ввод в эксплуатацию, на основании которого производится:

— постановка на государственный кадастровый учет построенного объекта;

— внесение изменений в документы государственного кадастрового учета реконструированного объекта.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, законодательство в целом определяет строительство как создание нового объекта, а иные виды строительных работ — реконструкцию, капитальный ремонт, перепланировку и переоборудование — как изменение существующего объекта.

Согласно статье 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) государственный кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее — постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также — снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21, 25-29 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.

Таким образом, при осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости могут быть изменены сведения государственного кадастра недвижимости об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе о площади, местоположении здания, сооружения на земельном участке, а также о дополнительных сведениях государственного кадастра недвижимости, таких как назначение здания (пункт 5 части 2 статьи 7 Закона о кадастре), назначение помещения (пункт 16 части 2 статьи 7 Закона о кадастре), вид жилого помещения (пункт 17 части 2 статьи 7 Закона о кадастре), назначение сооружения (пункт 18 части 2 статьи 7 Закона о кадастре), количество этажей, в том числе подземных этажей (пункт 19 части 2 статьи 7 Закона о кадастре), материал наружных стен (пункт 20 части 2 статьи 7 Закона о кадастре), основная характеристика объекта недвижимости (пункт 25 части 2 статьи 7 Закона о кадастре).

При этом в Законе о кадастре отсутствуют ограничения в отношении допустимых пределов изменения (увеличения или уменьшения) площади здания, сооружения, помещения и объекта незавершенного строительства при осуществлении государственного кадастрового учета изменений, в том числе в связи с реконструкцией такого объекта, или пределов изменения количества этажей. Кроме того, в Законе о кадастре отсутствуют условия при которых не допускается осуществлять государственный кадастровый учет изменений сведений о местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке.

Необходимо отметить, что согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя Российской Федерации от 4 августа 1998 г. N 37, признаками единства здания служат:

— фундамент и общая стена с сообщением между частями, независимо от назначения последних и их материала;

— при отсутствии сообщения между частями одного здания признаком единства может служить общее назначение здания, однородность материала стен, общие лестничные клетки, единое архитектурное решение.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, если в результате реконструкции объекта недвижимости были изменены параметры такого объекта недвижимости, указанные в статье 16 Закона о кадастре, то в орган кадастрового учета представляется заявление об осуществлении государственного кадастрового учета изменений и необходимые для осуществления того учета документы, предусмотренные статьей 22 Закона о кадастре, в том числе технический план.

Вместе с тем реконструкция может проводиться, в том числе с целью раздела объекта недвижимости, выдела из объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, то есть в результате реконструкции происходит преобразование существующего объекта недвижимости (объектов недвижимости), в результате которого образуются новые объекты.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровом номере объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого, реконструкции которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым (далее — преобразуемый объект недвижимости) был образован другой объект недвижимости (далее — образование объекта недвижимости).

В связи с этим, по мнению Департамента недвижимости, если в результате реконструкции объекта недвижимости происходит образование других объектов недвижимости, то в данном случае в орган кадастрового учета представляется заявление и необходимые для постановки на государственный кадастровый учет образованных объектов недвижимости документы, указанные в статье 22 Закона о кадастре, в том числе технические планы в отношении каждого образованного объекта недвижимости.

Учитывая, изложенное, по мнению Департамента недвижимости, при реконструкции объекта недвижимости в зависимости от цели и результатов проведения реконструкции (изменение параметров существующего объекта, образование новых объектов) может быть осуществлен государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости или постановка на учет образованных в результате реконструкции новых объектов недвижимости.

Как получить разрешение на реконструкцию нежилого здания?

Цель любой реконструкции – улучшение состояния и эксплуатационных характеристик здания. Собственники организуют работы в личных целях и за свой счет, но процесс реализации строительных проектов может затронуть интересы и права других граждан. В целях обеспечения законности действий владельцев и безопасности окружающих, государство контролирует этот процесс. Сегодня все без исключения собственники недвижимости обязаны получить разрешение на реконструкцию нежилого здания, причем, документ должен быть на руках до начала запланированных работ. Мы расскажем, как ускорить оформление разрешительной документации и избежать проблем с правосудием.

Для чего собственнику разрешение на реконструкцию

Право собственности предполагает наличие определенных правомочий. Владелец пользуется и распоряжается недвижимым имуществом по своему усмотрению. Об этих привилегиях собственники знают, но некоторые полагают, что с момента покупки и регистрации нежилого задания, они могут делать с ним все, что угодно. Это ошибочное мнение. Пользоваться строительным объектом можно, но любые реконструкционные работы нужно согласовывать и официально оформлять.

Планируя мероприятия по видоизменению здания, владельцы сталкиваются с необходимостью собирать большое количество документов и ходить по кабинетам разных инстанций. Подготовка требует времени и денежных вложений, поэтому многие идут на риск и начинают реконструкционные работы, не заручившись необходимыми бумагами. В этом нет ничего противозаконного, так как пользоваться зданием можно без разрешительных документов, а реконструкцию узаконить позже. Прямые запреты для эксплуатации не действуют, но если собственник собирается сразу продать, заложить и сдать недвижимость в аренду, сделка будет аннулирована.

При реконструкции нежилых объектов меняются технические характеристики сооружения. Они будут существенно отличаться от уже имеющихся данных, которые были ранее зафиксированы в органах Росреестра. Подтвердить свой статус владелец не сможет. Реконструкция будет признана незаконной, а собственнику придется долго доказывать и отстаивать права в судебном порядке. Во избежание подобных проблем рекомендуем следовать законодательным нормам и получать разрешительные документы до того, как реконструкционные мероприятия будут начаты.

Когда разрешения обязательны

Прежде чем тратиться на сложную дорогостоящую реконструкцию и собирать документы для оформления разрешения, выясните, нужен ли документ в вашей ситуации. Часто владельцы путают реконструкционные работы с перепланировкой. Во время реконструкции меняются границы строения. Здание может быть надстроено, увеличено или уменьшено, дополнено тамбурами, этажами, пристройками. Что касается перепланировок, данный вид строительных работ касается только преобразований внутренней части объекта и не предполагает серьезных изменений площади.

Важно знать! Разрешение на реконструкцию не дает права на перепланировку. И наоборот, получение одобрения на перепланировочные работы к реконструкции не имеет отношения.

После получения официального разрешения собственник вправе выполнять следующие виды строительных и монтажных работ:

  • сокращать или увеличивать количество этажей;
  • ремонтировать фасад;
  • пристраивать к объекту дополнительные строения;
  • обустраивать чердак и мансарду;
  • усиливать опорные конструкции;
  • устанавливать и менять расположение коммуникаций;
  • переделывать постройку под коммерческую недвижимость.

Окончательный вариант обновленного объекта необходимо зарегистрировать в Росреестре. Если этого не сделать, собственника могут привлечь к административной ответственности и лишить права распоряжаться недвижимым имуществом в полном объеме.

Какие нужны документы

Чтобы получить разрешение, собственник должен собрать и предоставить в соответствующие органы правильно оформленные документы. В необходимый набор входят:

  • паспорт РФ;
  • правоустанавливающие документы;
  • поэтажный план здания;
  • заявления в инстанции;
  • подробный проект реконструкции;
  • топографический план участка, на котором расположен объект недвижимости;
  • заключение о техническом состоянии;
  • письменное разрешение других собственников, если помещение располагается в многоквартирном доме.

Законодательные акты часто меняются и дополняются. Перечень документов желательно уточнить.

Этапы согласования

Для согласования понадобятся копии тех. плана постройки. Документы доступны любому собственнику и выдаются в БТИ по требованию. Полученные бумаги предоставляют в городской отдел архитектуры. При необходимости здесь же можно заказать проектную документацию. Архитектор выезжает по адресу и составляет проект в соответствии с установленными техническими, санитарными, противопожарными нормативными актами.

После утверждения проекта получают одобрение пожарной инспекции, санэпидемстанции и коммунальных служб. Письменное согласие коммунальщиков не требуется в случаях, когда при реконструкции не планируется вмешательство в системы водоснабжения, отопления, электросети, газоснабжения и другие инженерные коммуникации.

На завершающем этапе собственник должен получить акт выполненных работ и разрешение жилищной комиссии. Документ выдается только после осмотра реконструированного объекта и при отсутствии нарушений технических и строительных норм. Последней инстанцией будут органы местного самоуправления. Сюда направляют всю собранную документацию и ждут решения.

Собственник должен быть готов к денежным расходам. В основном, они связаны с оплатой государственных пошлин, услуг специалистов, составляющих проектную документацию и занимающихся оформлением технического паспорта в БТИ.

Когда в реконструкции могут отказать

Обращение заявителя рассматривается в течение 10 суток. По истечении срока владельцу выдают письменное разрешение на реконструкцию либо сообщают об отказе с указанием причины. Их может быть много:

  • неполный пакет документов;
  • неточности, ошибки в проектной документации;
  • несоответствие планируемых работ требованиям реконструкции;
  • недопустимость выполнения некоторых работ, связанная с нарушениями строительных и санитарных норм и т. д.

При отсутствии причин отказа собственник может обжаловать отрицательное решение через суд. Для этого необходимо собрать справки, подтверждающие, что в проектной документации нет ошибок и собственник прошел все этапы согласования. Если пояснения обозначены, а выявленные несоответствия и ошибки можно устранить, владелец недвижимости имеет право повторно обращаться в уполномоченный орган.

Ответственность за самовольную реконструкцию

Проверяющие инстанции очень серьезно относятся к конструкционным работам нежилых помещений. За самовольные постройки нарушителей наказывают солидными штрафами. По статье 9.5 КоАП физические лица обязаны заплатить от 2 до 5 тыс. руб. Денежные штрафы для юридических лиц составляют от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб. Деятельность компании могут приостановить на 3 месяца.

Если в судебном порядке будет доказано, что реконструкция произведена с нарушениями и без согласования, собственника обяжут вернуть зданию первоначальный вид. В таких случаях судьи руководствуются ст. 222 ГК. РФ о самовольной постройке.

Процедура согласования и получения разрешительных документов нежилых объектов проходит сложнее и дольше, чем жилых помещений. Собственникам предъявляется больше требований. Приходится узнавать, кто выдает документы, ходить по инстанциям, собирать документы, контролировать правильность их оформления, изучать законодательную базу и т. д. На это уходит очень много времени. Если учесть, что возможны неприятные неожиданности в виде отказов, все усилия могут оказаться бесполезными. Чтобы свести риски к минимуму и заручиться гарантиями получения положительного решения, рекомендуем обращаться к юристам. Опыт и практика профессионалов в решении подобных вопросов помогут получить разрешение независимо от масштабности реконструкции.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Перечень реконструкций в многоквартирном доме требующих разрешения

Время чтения: 4 минут

Реконструкция — это изменение параметров объекта капитального строительства, а также замена или восстановление несущих конструкций. Поскольку такие виды работ могут существенно повлиять на целостность здания и его элементов, для проведения реконструкции нужно получить разрешение на строительство. Выдают этот документ органы местной власти после проверки условий проектной документации.

О согласовании уже совершенной реконструкции подробнее в статье.

Что такое реконструкция – юридическим и простым языком

Правовое понятие реконструкции закреплено в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ. Такие работы проводятся на объектах капитального строительства (здания, сооружения) и сопровождаются воздействием на несущие конструкции. Реконструкция может включать в себя:

  • изменение параметров и характеристик объекта или его частей, в том числе высоты, этажности, общего объема и площади;
  • перестройка, надстройка, расширение объекта;
  • замена или восстановление несущих конструкций, кроме случаев восстановления или замены их отдельных элементов для улучшения свойств и характеристик (такие виды работ подпадают под понятие капитального ремонта).

Реконструкция проводится по решению собственника, либо организации, уполномоченной на обслуживание здания. Причиной такого решения могут являться существенный износ или повреждения несущих конструкций, когда замена или восстановление их отдельных элементов не имеет смысла, либо невозможна. Также собственник может провести реконструкцию, чтобы изменить основные характеристики здания – сделать пристройку для новых офисов или расширения производства, увеличить этажность для открытия новых офисов. Проводится реконструкция и в многоквартирных зданиях, если состояние несущих конструкций угрожает целостности объекта и создает аварийную ситуацию для жильцов.

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:

Все консультации бесплатны.

Не нужно получать разрешение на реконструкцию только для объектов и видов работ, прямо указанных в ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Например, для проведения капитального ремонта такой документ не требуется, а проект будет согласовываться в общем порядке.

Комментарий специалиста. Проведение реконструкции без проекта и разрешения на строительство не допускается. При выявлении таких фактов, собственник или подрядчик могут быть привлечены к административной ответственности, а выполнение строительных работ может быть приостановлено. Только проектировщики и эксперты могут учесть фактическое состояние несущих конструкций, предусмотреть меры безопасности при проведении работ, установить пределы воздействия на отдельные элементы здания.

получения разрешения на реконструкцию

Этапы правильного получения разрешения на реконструкцию

Основанием для проведения реконструкции может являться решение собственника, дефектные ведомости о состоянии несущих конструкций и частей здания, иные документы. Для получения разрешения на строительство нужно выполнить следующие действия:

  • выбрать проектную организацию, состоящую в СРО, какой явлется компания Смарт Вэй;
  • предоставить проектировщику доступ для обследования и обмеров, передать техническую и правоустанавливающую документацию;
  • получить проект реконструкции;
  • заказать градостроительный план земельного участка, на котором расположено здание или сооружение;
  • собрать документы, необходимые для подачи заявления в муниципальный орган и получения разрешения на строительство.

Разрешение будет выдано на срок, предусмотренный проектной документацией.

Подготовка проекта на реконструкцию невозможна без проведения инженерных изысканий. Такое правило указано в ст. 47 Градостроительного кодекса РФ. Инженерные изыскания могут проводиться организациями или ИП, состоящими в СРО (отдельные исключения из этого правила указаны в законе).

Изыскания проводятся путем обследования участка и объекта в натуре, изучения технической и правоустанавливающей документации. Целями инженерных изысканий при подготовке проекта являются:

  • получение данных о природных условиях по месту предстоящих работ, выявление техногенных факторов воздействия на окружающую среду;
  • обоснование архитектурных и объемно-планировочных решений, проектирования инженерной защиты, выбор компоновки объекта;
  • расчеты оснований, фундаментов и конструкции объекта, принятие решение о проведении земляных работ.

Итоги инженерных изысканий оформляются единым документом и используются для разработки проекта, его последующего согласования.

Для подачи документов в уполномоченный муниципальный орган, проект должен включать в себя пояснительную записку, схему планировочной организации земельного участка, архитектурные решения, проект организации работ, планы инженерных сетей и иные разделы. Также необходимо провести экспертизу проекта, поскольку без положительного заключения нельзя рассчитывать на получение разрешения.

После изготовления проекта, для получения разрешения на реконструкцию нужно подать заявление в местный орган власти. К заявлению прикладывается следующий комплект документов:

  • проектная документация, утвержденная проектировщиком, руководителем экспертной организации и заказчиком;
  • правоустанавливающие документы на объект капитального строительства и земельный участок;
  • градостроительный план участка, срок выдачи которого не превышает 3 года;
  • положительное заключение экспертизы, копия свидетельство об аккредитации негосударственной экспертной организации;
  • согласие всех собственников здания на проведение реконструкции;
  • иные документы, указанные в нормативных актах.

Подать документы можно не только в муниципалитет, но и через учреждения МФЦ. Срок на рассмотрение заявления и представленных документов составляет 7 дней, однако для реконструкции отдельных видов объектов он может быть увеличен. Также допускается выдача аналогичного разрешения для отдельных этапов реконструкции (это нужно указать в тексте заявления). Если по итогам рассмотрения документов выносится отказ в выдаче разрешения, его можно обжаловать в судебном порядке.

После завершения работ, объект нужно ввести в эксплуатацию и получить акт приемочной комиссии. С этим документом необходимо обратиться к кадастровому инженеру и заказать технический план. В техплане будут отражены новые параметры объекта после реконструкции, которые используют специалисты Росреестра для обновления данных ЕГРН.

Комментарий специалиста. Ключевыми этапами согласования реконструкции являются инженерные изыскание, проектирование и получение положительного заключения экспертизы. Чтобы избежать проблем при последующем рассмотрении документов, обратитесь за оформлением проекта в компанию Смарт Вэй. Наши специалисты обладают большим опытом разработки документации для проведения реконструкции, и окажут сопровождение на всех стадиях согласования.

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:

Все консультации бесплатны.

Разрешение на реконструкцию

Как согласовывается уже произведенная реконструкция

Выполнение реконструкции без оформления разрешения на строительство запрещено законом. За нарушение этого правила наступает ответственность по статье 9.5 КоАП РФ. Юридическим лицам грозит штраф в размере от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб., с административным приостановлением деятельности. Для частных лиц и ИП штрафные санкции будут меньше.

В законе отсутствует упоминание о правила узаконивания уже проведенной реконструкции. Если строительные работы выполнены без оформления проекта и обращения за разрешением в администрацию, можно попробовать узаконить их через суд. Сделать это без поддержки опытных юристов и экспертов в сфере проектирования практически невозможно.

Для узаконивания придется заказывать инженерные изыскания, проект и заключение экспертизы. Готовые документы нужно подать в муниципалитет по общим правилам. В выдаче разрешения на реконструкцию будет наверняка отказано, так как закон допускает согласование только до выполнения работ. Документы, подтверждающие факт обращения в администрацию, нужно приложить к исковому заявлению в суд. Положительное решение суд может вынести, если будет подтверждено соблюдение требований безопасности, строительных норм и правил при выполнении работ.

На заключительном этапе узаконивания нужно внести сведения о новых характеристиках здания в реестре ЕГРН. Для этого нужно заказать технический план и обратиться в Росреестр или МФЦ. После прохождения кадастрового учета, собственник получит на руки новую выписку ЕГРН.

Комментарий специалиста. Обращаясь в компанию Смарт Вэй, вы можете быть уверены в правильном оформлении документации для получения разрешения или узаконивания реконструкции.

Судебная практика по согласованию и узакониванию реконструкции

Отказ в согласовании или узаконивании реконструкции можно оспорить в судебном порядке. Такой отказ может быть вызван:

  • неполным комплектом документов;
  • неправильным оформлением проектной документации;
  • нарушением градостроительных регламентов, нормативных и подзаконных актов;
  • отсутствием полномочий у заявителя, отсутствием у проектировщика членства в СРО;
  • отрицательным заключением государственной или негосударственной экспертизы;
  • иными обстоятельствами.

Учитывая указанные основания для отказа, в судебном процессе нужно подтвердить наличие полномочий у заказчика и проектировщика, соответствие проекта требованиям закона. Для обоснования своей позиции, целесообразно привлечь к участию в деле специалистов проектной организации, которые оформляли документы. На основании судебного акта будет выдано разрешение на строительство, либо проведен кадастровый учет уже состоявшейся реконструкции.

Комментарий эксперта. Обращаясь в нашу компанию, вы можете рассчитывать на поддержку специалистов не только при обычном порядке согласования. Мы поможем оспорить незаконный отказ в выдаче разрешения или выполненную реконструкцию, подготовим полный комплект документов для отстаивания своей позиции, представим ваши интересы в судебных и иных ведомствах.

Реальные сроки согласования

В Градостроительном кодексе РФ предусмотрено, что выдача разрешения на строительство занимает не более 7 дней (для отдельных видов объектов этот срок может быть больше). Однако процедура подготовки документов и прохождения экспертизы будет значительно дольше:

  • срок проведения инженерных изысканий и изготовления проекта будет зависеть от сложности предстоящих работ, характеристик объекта, особенностей земельного участка и мест расположения коммуникаций;
  • экспертиза проекта может затянуться на 2-3 месяца, а максимально сократить этот срок можно только правильном оформлении документации;
  • для подачи заявления в муниципалитет нужно получить градостроительный план земельного участка, что может занять еще 2-3 недели;
  • для реконструкции нужно получить согласования в ресурсоснабжающих организациях, допуск для проведения отдельных видов работ, что также увеличивает общий срок процедуры.

Уже после завершения работ, объект нужно ввести в эксплуатацию, получить акт и заказать технический план, пройти кадастровый учет. Общий срок согласований может достигать 6 месяцев. Для объектов культурного наследия или иных категорий зданий продолжительность согласований будет еще больше.

Комментарий специалиста. В компании Смарт Вэй вы можете заказать услугу по проектированию и согласованию реконструкции под ключ. В этом случае можно заранее учесть и устранить все причины для затягивания процедуры согласования. Чтобы уточнить условия сотрудничества с нашими специалистами, вы можете получить бесплатную консультацию по телефону, либо через форму обратной связи.

Получение разрешения на строительство индивидуального жилого дома больше не требуется

С 04.08.2018 вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с внесенными в Градостроительный кодекс изменениями, под объектом индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС) понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

В соответствии с ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ при строительстве или реконструкции объектов ИЖС и садовых домов больше не требуется выдача разрешения на строительство .

В таких случаях застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома, содержащее следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);

2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;

4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);

5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта ИЖС или садового дома);

6) сведения о планируемых параметрах объекта ИЖС или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;

7) сведения о том, что объект ИЖС или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;

8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;

9) способ направления застройщику уведомлений.

Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (Минстрой РФ).

К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;

3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;

4) описание внешнего облика объекта ИЖС или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта ИЖС или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве после проверки представленных застройщиком документов направит ему уведомление о соответствии либо несоответствии объекта ИЖС (садового дома) установленным параметрам и допустимости (недопустимости) его размещения на земельном участке.

Информационное сообщение «О порядке получения разрешений на реконструкцию многоквартирного дома»

1.1.Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

1.2.В результате надстройки здания мансардным этажом, переоборудования чердачного пространства в эксплуатируемые помещения изменяются параметры всего здания – этажность, общая площадь, в случае углубления подвала – объем здания.

1.3.Возможность проведения реконструкции здания без вывода из эксплуатации предусматривается проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы.

2. Основание для проведения работ по реконструкции многоквартирного дома, предусматривающей надстройку здания мансардным этажом, переоборудование чердачного пространства в эксплуатируемые помещения, углубление подвалов

2.1. Работы по реконструкции многоквартирного дома проводятся с соблюдением требований законодательства на основании разрешения на строительство (реконструкцию) всего здания в установленном порядке.

2.2. Органами, осуществляющими выдачу разрешений на строительство (реконструкцию) в Санкт-Петербурге , являются:

— Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга ;

— Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (в случае, если многоквартирный дом, в котором предусматривается реконструкция, относится к объектам культурного наследия).

2.3. Порядок выдачи разрешений на строительство (реконструкцию) установлен статьёй 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

2.4. В целях реконструкции многоквартирного дома застройщик или уполномоченное им лицо (далее – Заявитель) направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти Санкт-Петербурга непосредственно либо через многофункциональный центр.

К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

2.4.1. Заявление на выдачу разрешения на строительство (реконструкцию);

2.4.2. Правоустанавливающие документы на земельный участок;

2.4.3. Градостроительный план земельного участка;

2.4.4. Материалы, содержащиеся в проектной документации:

2.4.4.1. Пояснительная записка;

2.4.4.2. Схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

2.4.4.3. Схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

2.4.4.4. Схемы, отображающие архитектурные решения;

2.4.4.5. Сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического-обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта реконструкции к сетям инженерно-технического обеспечения;

2.4.4.6. Проект организации строительства объекта реконструкции;

2.4.4.7. Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (в случае, если предусматривается снос или демонтаж);

2.4.5. Положительное заключение государственной экспертизы проектной документации;

2.4.6. Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение);

2.4.7. Разрешение на работы по сохранению объектов культурного наследия, в случае, если многоквартирный дом относится к объектам культурного наследия, в соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», а также согласованную проектную документацию в соответствии с пунктом 2 указанной статьи.

2.4.8. Положительное заключение экспертной организации, проводившей обследование основания и фундаментов многоквартирного дома, в случае углубления подвала при планируемом приспособлении подвала многоквартирного дома для эксплуатации в качестве помещений;

2.4.9. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

2.5. Орган, осуществляющий выдачу разрешений на строительство (реконструкцию), не вправе требовать от Заявителя представление других документов кроме документов, указанных в п.2.4.

2.6. По результатам проверки представленных документов уполномоченный на выдачу разрешений на строительство (реконструкцию) орган исполнительной власти в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) выдает разрешение на строительство (реконструкцию) или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

3. Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию)

3.1. Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) является:

3.1.1. Отсутствие указанных в п.2.4 документов;

3.1.2. Представление документов в ненадлежащий орган;

3.1.3. Несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка;

3.1.4. Несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

3.2. Решение об отказе в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные п.3.1.

3.3. Решение об отказе в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) выдается или направляется Заявителю в течение 10 дней с момента поступления в орган, осуществляющий выдачу разрешений, заявления на выдачу разрешения на строительство (реконструкцию) и может быть обжаловано Заявителем в судебном порядке.

4. Завершение работ по реконструкции многоквартирного дома, предусматривающей надстройку здания мансардным этажом, переоборудование чердачного пространства в эксплуатируемые помещения, углубление подвалов

4.1. Документом, удостоверяющим выполнение реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство (реконструкцию), соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

4.2. Для ввода объекта в эксплуатацию Заявитель обращается в орган исполнительной власти, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию с приложением следующих документов:

4.2.1. Правоустанавливающие документы на земельный участок;

4.2.2. Градостроительный план земельного участка;

4.2.3. Разрешение на строительство (реконструкцию);

4.2.4. Акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);

4.2.5. Документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

4.2.6. Документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);

4.2.7. Документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения;

4.2.8. Схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);

4.2.9. Заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.

4.2.10. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

5. Последствия самовольного проведения работ по реконструкции многоквартирного дома, предусматривающей надстройку здания мансардным этажом, переоборудование чердачного пространства в эксплуатируемые помещения, углубление подвалов

5.1. Строение, сооружение, иное недвижимое имущество, созданное без получения разрешения на строительство (реконструкцию), является самовольной постройкой.

5.2. Лицо, самовольно выполнившее работы по реконструкции, несет предусмотренную законодательством ответственность. Согласно статьям 7.14 и 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проведение реконструкции объекта без разрешения на строительство (реконструкцию) влечет наложение административного штрафа в размере до одного миллиона рублей.

5.3. Согласно части 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Что такое реконструкция объектов строительства, какие виды реконструкции существуют, каким законодательством регламентируются? Всё это и многое другое мы расскажем в нашей статье.

Реконструкция зданий, поврежденных в годы Великой Отечественной войны

Реконструкция объектов строительства в Советский период и сегодня

После Гражданской войны молодая Советская Республика включилась в процесс восстановления народного хозяйства. Была проведена коллективизация в сельском хозяйстве. Ускоренными темпами строились фабрики и заводы, полным ходом шла разработка плана «Гоэрло».

Проводимая в 40-х годах 20 века (1930-1939 г.г.) индустриализация промышленности выделялась своей масштабностью и абсолютно новым подходом к восстановлению и усовершенствованию старых промышленных предприятий. Огромными темпами шла работа по замене перекрытий, усилению фундаментов, металлокаркаса конструктивных элементов и так далее.

Одновременно с этими работами проводилась замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования. Одним словом, весь огромный опыт того времени позволил разработать основы теории проектирования. А также наметил перспективы развития технологии и организации строительного производства работ.

О 70-х годах 20 столетия (1960-1967 г.г.) можно говорить, как о периоде, когда высокими темпами шло возрождение нашей Страны из пепла. Восстанавливалось все, что разрушили годы Великой Отечественной войны. Именно в этот период была разработана система норм и правил строительного производства, применимая к реконструкции. Реконструкция правительственного здания в СССР

Реконструкция объектов строительства: понятие, основные характеристики, виды

Что такое реконструкция объектов строительства и чем данный вид работ регламентирован? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте обратимся к Градостроительному Кодексу РФ. Итак, в статье 1 ГК РФ закреплено, что реконструкция объектов строительства (за исключением линейных объектов) представляет собой изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема).

Качественная организация строительства: как сделать все правильно и сэкономить бюджет

Сюда входит, в том числе, надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства. А также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства. За исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Одним словом, реконструкция (зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций) представляет особую разновидность строительства, при котором комплекс работ и мер направленны на изменения их функционального назначения, замены морально устаревшего и физически изношенного технологического оборудования.

А также для использования зданий, сооружений, коммуникаций, их частей (включая отдельные помещения) по новому назначению.

На заметку! В соответствии Градостроительным кодексом, реконструкция предполагает расширение площади объекта вширь, ввысь, либо замену его несущих опор.

Реконструкция заброшенного здания советской эпохи

С точки зрения Налогового кодекса, реконструкция зданий и сооружений, отнесённая к основным средствам, подразумевает переустройство. При этом полностью совершенствуется производство и повышается уровень технико-экономических показателей.

Данный вид работ осуществляется только по проекту и в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

Виды реконструкции

Необходимость реконструкции жилых, общественных и производственных зданий связана с устранением морального и физического старения, вызванного как объективными причинами и субъективными причинами.

К первым можно отнести естественный износ, изменение представлений о комфортности, научно-технический прогресс. Ко вторым – низкое качество технической эксплуатации, несвоевременное проведение ремонтов и т.п.

То есть, реконструкция осуществляется для изменения основных технико-экономических показателей (высоты, количества этажей, площади, объема).

В данном случае, реконструкция жилищно-гражданских зданий производится для улучшения комфортности потребительских качеств. А также для продления жизненного цикла зданий, тепловой защиты, развития уровня инфраструктуры в соответствии с современными требованиями, увеличения полезной площади жилых домов за счет пристроек, надстроек, сооружения мансард и так далее.

Реконструкция промышленных зданий

Реконструкция промышленных зданий осуществляется для технического перевооружения, модернизации производства. Как правило, она направлена на:

  • изменение номенклатуры и увеличения объема выпускаемой продукции, улучшения условий труда;
  • переустройство или расширение цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения (обычно, без изменения габаритов существующих зданий и сооружений основного назначения);
  • совершенствование производства и повышения его технико-экономического уровня.

Реконструкция промышленного здания

При этом используются достижения научно-технического прогресса, осуществляемые по комплексному проекту реконструкции предприятия. Главная цель – увеличение производственных мощностей, улучшение качества измененной номенклатуры продукции. Как правило, без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды.

Реконструкция действующих предприятий

Хотелось бы подчеркнуть, что при реконструкции действующих предприятий может также осуществляться:

  • расширение отдельных зданий и сооружений основного, подсобного и обслуживающего назначения в случаях, когда новое высокопроизводительное и более совершенное по техническим показателям оборудование не может быть размещено в существующих зданиях;
  • строительство новых и расширение существующих цехов и объектов подсобного и обслуживающего назначения в целях ликвидации диспропорций;
  • строительство новых зданий и сооружений того же назначения в обмен ликвидируемых на территории действующего предприятия по причине нецелесообразности.

Отсюда следует, что реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства.

На заметку! Изменяемые в процессе реконструкции параметры объектов капитального строительства указываются в градостроительных регламентах правил землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений.

Реконструкция торгового павильона

Реконструкция объектов капитального строительства по объемам СМР

По объемам строительно-монтажных работ (СМР) виды реконструкции объектов капитального строительства можно разбить на следующие:

Полная реконструкция

Осуществляется по технико-экономическому обоснованию, либо проекту и сводному сметному расчету стоимости строительства для объектов:

  • промышленного назначения осуществляется комплексное переустройство всех производств и цехов с заменой морально устаревшего и физически изношенного технологического оборудования, а также инженерных коммуникаций и систем;
  • жилищно-гражданского назначения осуществляется комплексное обновление района городской застройки, которая обеспечивает соблюдение современных норм и стандартов для среды проживания, быта, отдыха и трудовой деятельности населения.

Малая реконструкция

Осуществляется при наличии отдельного проекта на здание для объектов:

  • промышленного назначения осуществляется переустройство отдельных зданий (цехов) и сооружений производственных предприятий с заменой морально устаревшего и физически изношенного оборудования и инженерных сетей;
  • жилищно-гражданского назначения осуществляется перестройка (расширение, перепланировка, модернизация) отдельных зданий и сооружений с обновлением всех систем инженерного оборудования.

Реконструкция путем надстройки мансардного этажа

Основные виды реконструкции объектов капитального строительства

В связи с этим, необходимо отметить непосредственно основные виды реконструкции объектов капитального строительства, а именно:

  • без изменения типовых проектных решений, но с восстановлением несущих конструкций и повышением эксплуатационных качеств здания;
  • без обновления типовых проектных решений, но с частичной перепланировкой;
  • при помощи которой осуществляется перепланировка или объединения комнат без увеличения общего объема зданий, то есть меняется структура внутренних помещений;
  • благодаря которой осуществляется пристройка или надстройка, то есть меняется структура здания путем увеличения его площади.

Технология реконструкции жилищно-гражданских зданий

Реконструкция объектов строительства принимает особое значение при увеличении строительного объема путём надстройки этажей, устройстве различных вставок и расширении сооружений.

Необходимо отметить, что реконструкция – очень ответственный и трудоёмкий процесс и, не имея знаний и опыта производства аналогичных работ, осуществить его крайне сложно. В связи с этим, выполняя реконструкцию дома, тем более жилого, важно соблюсти и технологию реконструкции, и строительные нормативы.

Предлагаемый алгоритм решения задач по реконструкции старого дома состоит из следующей определенной последовательности производства работ:

  • реорганизация и переоборудование внутренних помещений здания;
  • изменение полезной площади дома за счёт выполнения строительно-монтажных работ по реализации либо пристройки к зданию, либо надстройки этажей, либо путем строительства и реконструкции мансардного этажа;
  • увеличение площади или размеров (наращивание) цоколя;
  • усиление всех несущих конструкций;
  • восстановление конструкции кирпичной кладки с последующей стяжкой трещин фасада.

Реконструкция частного домовладения

Основные задачи реконструкции жилищно-гражданских зданий

Для жилищно-гражданских зданий и жилой застройки в целом реконструкция позволяет осуществлять решение следующих задач:

  1. Повышение уровня комфортности проживания за счет улучшения планировки и обновления инженерно-технологического оборудования здания.
  2. Повышение численности проживающих, то есть увеличение плотности застройки с помощью настраивания этажей, пристроек и дополнительных объемов.
  3. Облагораживание территорий.

В процессе реконструкции жилищно-гражданских зданий решаются другие, не менее важные задачи. Их цель – сокращение энергопотребления в зданиях с помощью:

  • утепления ограждающих конструкций;
  • усовершенствования или модернизации систем инженерного оборудования и применения различного вида контрольно-измерительных приборов.

Технология реконструкции промышленных зданий

Алгоритм решения задач по реконструкции промышленных зданий подразумевает определенную последовательность производства работ, в частности:

  • усиление (укрепление) фундамента;
  • реконструкция «коробки» здания;
  • увеличение или изменение количества этажей здания;
  • увеличение площади или размеров (наращивание) цоколя;
  • новый дизайн (замена) архитектурного облика;
  • организация ремонтных работ внутри здания (настил полов, отделка потолков, обшивка перегородок, лестничные марши, двери, окна и так далее);
  • организация дополнительных работ по утеплению полов, кровли, по облицовке здания различными материалами (лицевой кирпич, вагонка, сайдинг, природный камень и другие);
  • производство, установка, а также ремонт инженерного оборудования.

Реконструкция объекта социального назначения

Технология реконструкции действующих зданий

При целесообразной реконструкции существующих зданий и сооружений необходим учет многих факторов, определяющих строительную деятельность и появление которых обусловлено следующими причинами:

  • изменение (увеличение) нагрузок на фундаменты;
  • интенсивный рост использования прилегающей территории, при котором практически всегда осуществляется перепланировка;
  • стесненные условия строительной площадки, при которых производятся работы;
  • необходимость модернизации существующих инженерных коммуникаций с последующей прокладкой новых.

Реконструкция и проектная документация

Говоря о реконструкции, нельзя не отметить, какую важную роль в её реализации играет проект. Он разрабатывается на основании сведений, полученных после изучения документации и обследования технического состояния задания.

Проект необходим для получения разрешающих документов и соответствующих согласований. А также для определения особенностей подготовки строительного производства.

В соответствии со СНиП, они подчеркивают, что еще до начала реконструкции в обязательном порядке выполняется комплекс подготовительных работ строительного производства в объеме, обеспечивающем строительно-монтажные работы (СМР) в установленные сроки.

Подготовка строительного производства к реконструкции

Поскольку внеплощадочные подготовительные работы, как правило, отсутствуют, комплекс подготовительных работ объекта должен выполнять Заказчик. Кроме того, любая реконструкция объекта строительства связана с окончанием эксплуатации существующих зданий по функциональному назначениюе.

Поэтому созданный в необходимом количестве резерв продукции позволит отпускать товар потребителям в течение остановки производства.

Большинство объектов реконструкции полностью приостанавливают свою деятельность. Поэтому заказчик четко ограничивает сроки проведения строительно-монтажных работ СМР. В основном, комплекс подготовительных внутриплощадочных работ мало чем отличаются от комплекса подготовительных работ строительного производства на новых объектах.

Но все-таки одно исключительное обстоятельство существует. Необходимо организовать установку различных защитных ограждений для предохранения здания и сооружения от механических и динамических повреждений при работе компрессора, защиты оборудования и служебных помещений от загрязнений и других вредных воздействий. Реконструкция и модернизация концертного зала

Проект организации реконструкции (ПОР)

Помимо подготовки строительного производства, для проведения успешной реконструкции промышленного предприятия крупных масштабов или жилого комплекса в обязательном порядке разрабатывается проект организации реконструкции (ПОР), исходными материалами которого являются следующие:

  • задание на проектирование;
  • принятые технические решения, основа которых использовалась из других частей проекта;
  • результаты данных, полученные при инженерно-строительных изысканиях;
  • ограниченные сроки строительства;
  • согласованные документы с различными организациями по вопросам. Это документы, определяющие выполнение подготовительных работ проекта организации реконструкции (ПОР). Их разработка осуществляется параллельно со строительной частью проекта для увязки объемно-планировочных решений с монтажными работами самого здания и технологического оборудования. А также с требованиями организации и технологии строительного производства.

На заметку! Важно учитывать, что проект организации реконструкции (ПОР) разрабатывается по результатам данных, полученных при инженерно-строительных изысканиях на весь период строительства и для всего объема строительно-монтажных работ (СМР ) или по очередям строительства.

Сам проект организации реконструкции (ПОР) должен содержать следующее:

  • срок или продолжительность реконструкции объекта строительства;
  • методы и способы производства основных видов строительных и монтажных работ$
  • обоснованные потребности, то есть расчёты потребности необходимых трудовых, материальных, энергетических и других ресурсов;
  • текстовая и графическая части проекта организации реконструкции (ПОР), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 87 от 16 февраля 2008 года.

Реконструкция аварийного здания

Календарный план как схема проведения реконструкции зданий

В состав проекта организации строительства обязательно включается календарный план реконструкции зданий на весь комплекс объектов. Основой плана является организационно-технологическая схема проведения реконструкции строительства, в которой устанавливаются:

  • сроки работ подготовительного периода;
  • очередность или поэтапность реконструкции;
  • сроки строительства и ввода в действие основных и вспомогательных зданий и сооружений с распределением капитальных вложений, а также объёмов строительно-монтажных работ по периодам (годам и кварталам).

Разрешение на реконструкцию. Этапы и порядок проведения реконструкции

В Интернете наиболее часто встречаются следующие запросы по теме «Реконструкция объектов строительства»:

  • разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства;
  • выдача разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства;
  • предельные параметры реконструкции объектов капитального строительства;
  • порядок проведения реконструкции объектов капитального строительства.

На заметку! Единственным законным основанием для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, за исключением случаев, установленных Градостроительным кодексом РФ, является разрешение на строительство.

Ответы на все вышеперечисленные вопросы уже озвучены нами в отдельной статье «Разрешение на строительство». Можно констатировать, что ГК РФ, часть 5, статья 51, применимый к строительству, имеет такую же юридическую силу и в отношении реконструкции капитального объекта.

Порядок проведения реконструкции объектов капитального строительства имеет следующую очередность:

  • Подготовительные работы, состоящие из обследований, инженерных изысканий и разработки проектной документации.
  • Экспертиза проектной документации.
  • Оформление и получение разрешения на строительство.
  • Непосредственно осуществление процесса строительства (получение ордера на земляные работы, осуществление различных видов строительного надзора и пр).
  • Оформление и получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Объект культурного наследия, нуждающийся в реконструкции

В заключение, хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что реконструкция любого здания или сооружения – процесс весьма специфический и сложный. Он включает в себя широкий диапазон мероприятий от монтажа/демонтажа отдельных элементов до модернизации, комплексной перестройки или даже сноса части строения.

Меняя эксплуатационные и эстетические свойства объекта, реконструкция может вдохнуть в него и окружающий его ландшафт новую жизнь. Решить массу коммунальных, дизайнерских и прочих вопросов. Однако при неправильном подходе реконструкция может повредить строению. Лишить здание функциональности, индивидуальности. А то и вовсе стереть с земли.

Это особенно актуально для городов с богатым историческим наследием – таких, как Санкт-Петербург.

Поэтому реконструкция объектов строительства обязывает к бережному и осторожному подходу, при котором будет учитываться не только экономическая и техническая эффективность проводимых работ, но и эстетический аспект, социальные и градостроительные задачи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *