Порядок заключения контрактов

Особенности государственного и муниципального контракта, его структуры и исполнения

закупка конкурс государственный электронный

Государственный или муниципальный контракт — договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Главной отличительной чертой государственного контракта является особая цель использования товаров (работ, услуг), а именно их закупка для государственных или муниципальных нужд, в том числе в государственный резерв. Государственными нуждами (федеральными и региональными) являются потребности Российской Федерации в продукции (работах, услугах), необходимой для решения задач жизнеобеспечения организаций и учреждений, обороны и безопасности страны, а также для реализации государственных целевых программ. Специфика предмета видов государственного контракта, в свою очередь, обуславливает и особый состав его участников, структуру договорных связей, порядок заключения и исполнения.

Проект государственного контракта определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика (исполнителя, подрядчика) с государственным заказчиком при выполнении контракта. Также проектом могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику (исполнителю, подрядчику) без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего.

В отношении подряда для государственных и муниципальных нужд для контракта устанавливается специальный правовой режим, в частности, связанный со строительными, проектными и изыскательскими работами, направленными на удовлетворение государственных и муниципальных потребностей и финансирующимися за счет государственных и муниципальных средств.

Важной особенностью государственных контрактов является порядок его заключения — государственный контракт или муниципальный контракт заключается на основе государственного заказа, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Из приведенного в Законе о гос. закупках и Гражданского кодекса РФ определения государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд следует, что он является консенсуальным, возмездным и взаимным.

В соответствии с Законом о гос. закупках государственный и муниципальный контракты являются одной из важнейших составляющих комплекта документации и любая ошибка, закравшаяся в этот документ, может привести к снижению эффективности использования выделенных для закупки бюджетных средств, а также к срыву исполнения самого контракта. Данные контракты заключаются в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений упомянутого Закона.

Договор (контракт) считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В современной практике для бюджетного учреждения важна своевременность исполнения контракта. В государственный и муниципальный контракты, как правило, включены условия конкурсной, аукционной или котировочной документации и содержание заявки участника. Минэкономразвития РФ в своей политике придерживается правила невозможности при подписании изменения какого-либо пункта контракта, состоящего из двух упомянутых частей. Это требование необходимо строго исполнять, если в документации был опубликован текст контракта целиком. Если же в документации были указаны только существенные условия контракта, то они вносятся в него без изменений, а в несущественной части (упаковка, маркировка и т.п.) он может быть дополнительно согласован сторонами. На эту процедуру действующее законодательство дает до 20 дней со дня подведения результатов торгов или запроса котировок.

Обычно контракт состоит из следующих разделов:

  • — вводная часть (преамбула);
  • — предмет контракта;
  • — характеристика товара (количество, качество, комплектность товара);
  • — права и обязанности сторон;
  • — цена контракта и порядок расчетов;
  • — порядок и сроки поставки товара;
  • — ответственность сторон;
  • — изменение, дополнение и досрочное расторжение договора;
  • — сроки действия договора;
  • — порядок рассмотрения споров;
  • — заключительные положения;
  • — реквизиты и юридические адреса, подписи сторон.

Автор отмечает, что данная структура контракта является примерной и может быть изменена и дополнена в зависимости от пожеланий заказчика и особенностей отношений сторон.

Вместе с тем, надо понимать, что при завершении размещения заказа договор между бюджетным учреждением и участником-победителем не трансформируется в государственный контракт, а именуется таковым, сохраняя при этом все присущие договору признаки и включая все необходимые (существенные и несущественные) условия, т. к. главной отличительной чертой является действие одной из сторон от имени Российской Федерации.

Важнейшим условием является то, что при разработке проекта контракта, который должен быть передан участнику размещения заказа, с которым заключается контракт, в обязательном порядке необходимо перенести в него требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом в конкурсной, аукционной, котировочной документации и предложения, указанные в заявке такого участника размещения заказа.

В контракте требования к качеству поставляемых товаров могут определяться путем их описания, которым должно соответствовать качество товара, либо показателей качества товара (количественных характеристик, характеристик надежности, безопасности, энергопотребления, эргономических, эстетических, экологических и др.) или путем отсылки к какому-либо документу в области стандартизации.

Несмотря на то, что по общему правилу заключенный контракт не подлежит каким-либо изменениям, некоторые положения Закона о гос. закупках всё же предусматривает определенную свободу действий при его реализации. В частности, возможность изменения количества поставляемых товаров и цены контракта не более чем на 10% цены контракта. В условиях строгого регулирования деятельности государственного заказчика и возможности возникновения определенных сложностей наличие таких положений, по мнению автора, существенно влияет самым положительным образом на взаимоотношения сторон по исполнению контракта. И такая законодательная позиция, несомненно, отличает государственный контракт от иных гражданско-правовых договоров, которые не обременены такими жесткими ограничениями.

Нельзя обойти вниманием такое важное условие как гарантия. Принимая во внимание, что потенциальные поставщики, пользуясь несовершенством законодательства о гос. закупках зачастую поставляют товары, работы, услуги, не самого лучшего качества особенно важным представляется четкое регулирование условий выполнения гарантийных обязательств контрагентами. Это, в свою очередь, должно способствовать формированию круга участников размещения заказа с преобладанием добросовестных лиц.

В отношении завершающего этапа заключения контракта, его подписания, можно напомнить, что подписи под контрактом должны ставить люди, указанные во вводной части контракта, эти подписи должны быть расшифрованы и заверены гербовой печатью организации.

Однако, в свете введения электронных аукционов, возникает некий дискуссионный момент. Формально, при проведении аукциона в электронном виде обычные подписи не требуются, т. к. для таких случаев предусмотрена процедура использования электронно-цифровой подписи, да и наличие самого контракта в бумажном виде не требуется. Но для наиболее удобного использования его в работе или, к примеру, если дело доходит до судебного разбирательства, стороны зачастую предпочитают иметь в наличии государственный контракт на бумажном носителе.

Кратко остановимся на приложениях к контракту. Существует ошибочное мнение, что итоговый протокол является неотъемлемым приложением. Хотя во вводном тексте (преамбуле) на него и делается ссылка, он является конечным основанием к заключению контракта, а не приложением, даже если стороны выбрали раздельное хранение этих документов. А вот техническое задание, которое являлось частью документации о размещении заказа, спецификация товара, график платежей и поставок, календарный план работ, перечень материалов и оборудования, перечень услуг, сметный расчет, несомненно, будут являться соответствующими приложениями к контракту.

Итак, при заключении государственного и муниципального контрактов:

  • — не должно нарушаться действующее законодательство, в противном случае в результате судебного разбирательства контракт может быть признан недействительным;
  • — в тексте контракта не должно быть взаимоисключающих действий, условий, событий, а также текстовых выражений, допускающих противоречивое толкование и, соответственно, исполнение;
  • — интересы заказчика в контракте должны быть юридически защищены, а обязанности контрагента строго обеспечены его ответственностью. Весь текст контракта, все его пункты, так или иначе, должны отвечать этому требованию.

Грубой ошибкой будет являться, если в контракт не будут включены штрафные санкции за просрочку в поставке товара, исполнении работ, оказание услуг.

ФорумИнститута госзакупок(Москва)

Буравчик писал(а):Государственное бюджетное учреждение выступая заказчиком заключает ДОГОВОР. Согласна:
Ст. 1 Закона № 44-ФЗ:
«1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее — контракт);…»
Ст. 3 Закона № 44-ФЗ:
«Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

5) государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;
6) муниципальный заказчик — муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;
7) заказчик — государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, осуществляющие закупки;
8) государственный контракт, муниципальный контракт — договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;…»
Следовательно, бюджетное учреждение (оно не является гос. или мун.заказчиком) заключает договор. Просто в Законе № 44-ФЗ и гос. (мун.) контракт, и договор по тексту 44-ФЗ именуется как «контракт».

Заключение государственного контракта

  • РусТендер
  • Статьи
  • Как заработать в системе Госзаказа (44 ФЗ и 223 ФЗ)
  • Заключение государственного контракта

В Российской Федерации правовой нормой, регулирующей закупки для государственных нужд, является Федеральный Закон №44. Заключение контракта по 44-ФЗ — результат аукциона, конкурса, запроса котировок или предложений.

Порядок заключения госконтракта 44-ФЗ

Для начала стоит определиться с понятием Государственного контракта — это договор, который заключается между заказчиком от имени государства или муниципалитета (в лице государственного или муниципального органа) и поставщиком услуг, товаров или работ.

Его предметом выступает оказание услуг, поставка товара или выполнение работ в целях обеспечения государственных нужд.

Согласно 44-ФЗ заказчиками имеют право выступать организации, соответствующие ряду правил:

  1. Если организация, проводит закупок в год больше, чем на 100 млн. руб., то в штате должна быть специальная контрактная служба. Данные специалисты отвечают за участие в торгах и составление извещений.

  2. Необходимо планировать закупочную деятельность. Планы составляются на три года и публикуются в открытом доступе в ЕИС.

Финансовая помощь в заключении государственного контракта

Без открытия р/с, без аванса, с оплатой на счет банка

Получить

Риски госзаказа

Также, есть ряд правил для электронного аукциона и подписания контракта по его итогам, которые вступили в силу с принятием ФЗ-44.

Это антидемпинговая политика, она заключается в подтверждении добросовестности поставщика, который в ходе торгов предложил цену ниже, чем на 25%. В этом случае поставщик обязан предоставить обеспечение исполнения договора в полтора раза превышающее установленное извещением и документацией заказчика, а в случае, если НМЦК не превышает 15 миллионов рублей, то добросовестность поставщика можно подтвердить не менее, чем тремя исполненными контрактами, один из которых должен быть по стоимости равен или более 20% от цены, которую предложил участник.

Процесс исполнения договора, также связан с рисками и, согласно закону, могут быть приняты санкции, как в отношении исполнителя, так и заказчика.

При заключении контракта важно учесть тот факт, что его цена устанавливается на весь срок изначально и в дальнейшем изменению не подлежит.

Основной объем госконтрактов заключается на уровне субъектов Российской Федерации, а основными заказчиками выступают органы госвласти.

Сроки заключения контракта по 44 ФЗ по аукциону

Срок подписания контракта по 44-ФЗ зависит от того, в какой именно форме проводилась закупка. Ниже, приведена таблица, в которой отмечены сроки подписания договора исполнителем. Стоит отметить, что заказчик всегда подписывает договор со своей стороны в последнюю очередь, после подрядчика.

Способы определения поставщика Когда заключается контракт
Открытый конкурс в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Конкурс с ограниченным участием в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Двухэтапный конкурс в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Закрытый конкурс в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Электронный аукцион Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Закрытый аукцион в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Запрос котировок в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 7 дней с даты размещения
Запрос предложений в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 7 дней с даты размещения

Исполнение государственного контракта

Одно из условий заключения контракта по 44-ФЗ по аукциону — это предоставление заказчику обеспечения исполнения.

Как правило, это 10-30% от НМЦК. В этой роли может выступать денежные средства в сумме, указанной в договоре, или наиболее распространенный вариант — банковская гарантия. Ее выгода состоит в том, что исполнителю не требуется изымать необходимую сумму денежных средств из оборота для доказательства своей благонадежности.

Для обеспечения контракта по 44-ФЗ принимается документ только тех банков, которые занесены в Реестр банков Минфина, имеющих лицензию на выпуск банковских гарантий.

Стоимость гарантии Вы можете рассчитать уже сейчас:

★ Онлайн калькулятор банковской гарантии

Идентификатор государственного контракта

Ст. 6.1 Федерального закона №275 «О государственном оборонном заказе» устанавливает, что каждому госконтракту должен присваиваться идентификатор.

Только после этого сведения о госконтракте включаются в реестр.

Идентификатор контракта представляет собой 25-значный код, каждый блок которого отображает определенную информацию:

  1. идентификационный код госзаказчика;
  2. способ определения поставщика, по результат которого был подписан контракт;
  3. дата начала и окончания действия контракта.
  4. непосредственно порядковый номер госконтракта, в соответствии с внутренней нумерацией каждого госзаказчика.

В соответствии с вышесказанным – ИГК является уникальным и не может быть присвоен другому контракту заказчика.

Идентификатор государственного контракта присваивается не только контрактам в сфере гособоронзаказа, но и в госзакупках других отраслей.

Порядок присвоения ИГК договорам, заключенным не в сфере ГОЗ подробно изложен в статье 5 части 2 415-ФЗ.

Идентификатор государственного контракта в счетах фактурах

С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения ст. 169 Налогового Кодекса РФ.

НК РФ предписывает изменить список заполняемых полей в счетах-фактурах. Одним из нововведений формы стало поле, где необходимо указывать идентификатор госконтракта при его наличии.

Изменения коснулись и корректировочного счета-фактуры.

Образец формы счет-фактуры 2019

Можно сказать, что принимать участие в конкурсах и аукционах на право заключения и исполнения госконтракта очень ответственное и непростое дело. Чтобы подписание договора прошло без проблем, предлагаем вам воспользоваться услугами компании РусТендер. Наши специалисты не первый год работают с торгами по 44-ФЗ и помогут даже в самых сложных и спорных вопросах.

Этапы заключения контракта по 44-ФЗ

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что представляет собой государственный контракт по 44-ФЗ
  • Что заказчик должен включить в контракт по 44-ФЗ
  • Этапы заключения контракта по 44-ФЗ после проведения аукциона
  • Этапы заключения контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком

Каковы этапы заключения контракта по 44-ФЗ? Тут все строго регламентировано. С одной стороны, это облегчает взаимодействие контрагентов, так как работать по плану всегда легче. С другой – малейшее нарушение правил грозит определенными санкциями.

Как бы то ни было, работа по 44-ФЗ имеет свои нюансы. К примеру, порядок заключения контракта с единственным поставщиком несколько отличается от того, который прописан при взаимодействии с победителем электронного аукциона. Поэтому, чтобы избежать досадных ошибок, необходимо тщательно изучить все положения соответствующего закона.

Что представляет собой государственный контракт по 44-ФЗ

Сделки, заключаемые между хозяйствующими субъектами в сфере государственных закупок, регулируются положениями 44-ФЗ и оформляются документом, который называется государственный контракт. Дело в том, что одной из сторон сделки выступает государственный заказчик, приобретающий товары, услуги и работы для собственных нужд.

В качестве государственных заказчиков могут выступать органы власти, а также казенные учреждения федерального, регионального и местного уровней. Соответственно, они представляют интересы государства, регионов или муниципалитетов.

Второй стороной, которая заключает контракт по 44-ФЗ, выступают любые юридические (кроме представителей офшоров) и физические лица, а также частные предприниматели. Некоторым категориям субъектов в соответствии с законом предоставляется ряд преференций при заключении контрактов. В частности, на льготы могут рассчитывать предприятия малого и среднего бизнеса.

Государственный контракт – это гражданско-правовой договор, отличие которого от обычного договора состоит в наличии некоторых регламентированных законом 44-ФЗ положений по причине того, что одним из контрагентов выступает государственный заказчик.

Выделим конкретные элементы государственного контракта, которые не включаются в обычный договор:

  1. Первым этапом при заключении государственного контракта по 44-ФЗ является конкурсная процедура выбора исполнителя. Этот договор может быть оформлен иногда и без проведения тендера – в случаях, регламентированных вышеуказанным нормативным актом. Закон не запрещает организовывать конкурсные процедуры хозяйствующим субъектам, заключающим сделки вне сферы государственных закупок. Подобный механизм помогает предприятиям снижать затраты, но на практике он используется редко, обычно сделки заключаются путем предоставления одной стороной оферты и ее акцепта контрагентом.
  2. При заключении контракта по 44-ФЗ сроки всех этапов четко расписаны, тогда как в рамках обычного договора стороны устанавливают сроки по собственному желанию.
  3. Гражданский кодекс РФ определяет такое понятие, как существенные условия договора. Применительно к госзакупке они также актуальны, но в перечень вводятся дополнительные положения на основании 44-ФЗ.
  4. Статьей 34 44-ФЗ предусматривается обязательное включение в текст госконтракта пунктов об ответственности сторон за нарушение условий договора, причем данные положения нельзя изменять. При заключении простого договора субъекты вправе сами определить степень ответственности или могут руководствоваться положениями Гражданского кодекса РФ.
  5. Заключая обычное соглашение, стороны договариваются по всем вопросам, в том числе по существенным, а также имеют право в дальнейшем менять условия, составляя дополнительное соглашение. Положения госконтракта изменению не подлежат. Немногочисленные случаи, являющиеся исключением, перечислены в ст. 95 44-ФЗ.
  6. 44-ФЗ допускает оформление протоколов разногласий при заключении госконтрактов при наличии следующих обстоятельств:

  • положения проекта госконтракта не совпадают с информацией, содержащейся в конкурсной документации;
  • условия госконтракта расходятся с предложением потенциального исполнителя, изложенным им в заявке.

Закон не содержит никаких указаний относительно урегулирования разногласий при составлении обычных договоров.

Государственный контракт может быть заключен на любой срок, зависящий от объекта закупки и условий исполнения. Стороны обязаны выполнить все взятые на себя обязательства. Поэтому, даже если срок по договору истек, он будет действовать до тех пор, пока все условия не окажутся выполненными.

После заключения госконтракта по 44-ФЗ наступает стадия его исполнения, состоящая из нескольких этапов, которые также регулируются положениями закона:

  • Заказчик принимает товар или работу и проводит экспертизу, подтверждающую надлежащее качество объекта закупки.
  • Заказчик подтверждает поставку товара или выполнение работ (услуг) и оплачивает их.
  • Если в ходе исполнения контракта возникает необходимость изменения его положений или расторжения, то эти процедуры проводятся в соответствии с нормами ст. 95 44-ФЗ.

Одним из этапов исполнения госконтракта по 44-ФЗ является экспертиза предоставленных исполнителем товаров, работ или услуг. Для этого привлекаются экспертные компании или независимые специалисты, результатом работы которых становится экспертное заключение. Эта информация должна быть опубликована в ЕИС и открыта всем заинтересованным.

Что заказчик должен включить в контракт по 44-ФЗ

Заказчик, инициирующий торги, оформляет документацию, в состав которой должен входить и проект контракта. Таким образом все участники конкурса до начала процедуры имеют возможность получить информацию по условиям закупки, за исключением тех моментов, которые определяются при выборе конкретного исполнителя. Контракт в том числе содержит пункты, касающиеся ответственности сторон, порядка и сроков расчетов, обеспечения исполнения договора, регламента приемки товара и работы, а также прочих существенных условий.

Следующим этапом заключения контракта по 44-ФЗ является уточнение его положений на основании информации, касающейся победителя торгов. А именно в проект вносятся стоимость сделки, реквизиты поставщика, конкретизируется объект закупки.

Любой госконтракт, таким образом, должен содержать следующие положения:

1. Стоимость сделки

Поставщик имеет право заложить в цену поставки все связанные с исполнением госконтракта затраты. Это не только стоимость товара, но и расходы на его упаковку, доставку, включая погрузо-разгрузочные работы и таможенные пошлины. Но заказчик не должен оплачивать прочие издержки поставщика.

Особенностью исполнения государственного заказа являются следующие положения:

  • Цена, заявленная исполнителем, отражается в госконтракте и не подлежит корректировке в течение всего периода его действия.
  • Иногда вместо фиксированной стоимости в договоре указывают формулу образования цены, максимально возможную сумму поставки или стоимость 1 единицы товара (работы, услуги).
  • Необходимо указать источник финансирования.

2. Приемка товара и выполненных работ

Регламент передачи поставщиком товара и работ подробно прописывается в договоре: в какие сроки и в каком порядке осуществляются мероприятия, действия сторон, ответственные лица и их контакты. Сама процедура часто бывает довольно сложной, поэтому в тексте договора следует предусмотреть уведомление о готовности к приемке.

Приемка товара и выполненных работ фиксирует факт исполнения обязательств поставщика по контракту, поэтому оформляется отдельным документом. Можно использовать общепринятые формы актов приемки товаров и актов выполненных работ.

3. Регламент расчетов между сторонами

Оплата поставки – важный этап исполнения госконтракта по 44-ФЗ. После того как подписан акт приемки товаров или услуг (работ), заказчик обязан перечислить деньги поставщику, принадлежащему к СМП, в течение 15 рабочих дней, а прочим категориям предприятий – в течение 30 дней. Весь порядок расчетов – сроки, авансы, этапы оплаты – подробно описывается в тексте договора.

4. Обеспечение госконтракта

Госконтракт должен содержать всю информацию об обеспечении: в каком виде оно вносится (денежный перевод на счет заказчика или предоставление банковской гарантии – на усмотрение исполнителя), в каком порядке и в какой период должно быть возвращено исполнителю.

5. Срок действия госконтракта

Проект контракта должен содержать информацию об общем сроке его действия, а также о продолжительности этапов исполнения. При этом надо учитывать, что стороны несут ответственность за неисполнение обязательств даже после окончания срока действия договора. Это условие должно непременно содержаться в тексте (Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042).

6. Внесение корректировок и расторжение госконтракта

При заключении таких договоров внесение изменений допускается лишь по обстоятельствам, предусмотренным 44-ФЗ. Если закупка небольшая по сумме и срокам, а также несложна по процедуре, то заказчик может не включать это положение в содержание контракта. Также на усмотрение заказчика вписывается пункт, касающийся возможности расторжения договора в одностороннем порядке.

7. Условия контракта

Фиксируются существенные условия:

  • права и обязанности сторон. Эту часть необходимо изложить максимально подробно, так как при возникновении конфликтов их разрешение всегда становится проблемой;
  • критерии качества товара, услуг, работ;
  • требования к соблюдению технологий;
  • режим доставки;
  • условия, касающиеся ввода в эксплуатацию оборудования, его монтажа и наладки;
  • перечень и требования к документам, которые поставщик обязан предоставить одновременно с объектом закупки или после выполнения работ;
  • форс-мажор;
  • заключительные положения;
  • реквизиты и контактные данные поставщика и заказчика.

Этапы заключения контракта по 44-ФЗ после проведения аукциона

При проведении государственных закупок предприятия обычно прибегают к тендеру, по итогам которого с победителем подписывается договор. Этапы заключения контракта строго регламентированы 44-ФЗ, в связи с этим их временные рамки должны быть в точности соблюдены.

Рассмотрим порядок заключения контракта по 44-ФЗ через электронный аукцион (в соответствии со ст. 83.2 44-ФЗ):

  1. Выбирается наиболее выгодное предложение из поступивших заявок, подавший его субъект объявляется выигравшим конкурс.
  2. Оформляется итоговый протокол закупки и публикуется в ЕИС.
  3. Через 5 дней после размещения протокола заказчик публикует в ЕИС проект госконтракта. Предварительно участники тендера уже имели возможность ознакомиться с этим договором, так как он содержится в конкурсной документации (ч. 2 ст. 50 44-ФЗ). Но на этом этапе текст дополняется информацией, имеющей непосредственное отношение к победителю торгов и связанных с ним условиях закупки: стоимость госконтракта, описание объекта, данные о поставщике.
  4. Победитель тендера в течение 5 дней после даты публикации должен ознакомиться с содержанием договора и подписать его, если согласен со всеми положениями. Подписание происходит при помощи ЭЦП на электронной площадке, где в дальнейшем публикуется текст контракта. Если же исполнитель желает внести какие-либо правки в договор, то он оформляет и размещает в системе протокол разногласий.
  5. После публикации подписанного исполнителем договора у заказчика есть три рабочих дня, чтобы поставить свои подписи на документе. Отреагировать на протокол разногласий он также должен в течение 3 дней – изменить содержание контракта либо отказаться. Во втором случае в адрес потенциального исполнителя должен быть направлен письменный мотивированный отказ. Если же в текст госконтракта вносятся изменения на основании протокола разногласий, то исполнителю после публикации второго варианта дается три дня на ознакомление с ним, подписание и размещение в системе.

Последним этапом заключения контракта по 44-ФЗ является его подписание заказчиком. Именно этот момент становится датой начала действия договора.

Читайте также: «Особенности 44-ФЗ: коротко о главном для начинающих»

Если выигравшее тендер лицо не подписало контракт вовремя, то оно признается уклонившимся от исполнения обязательств. За это действие предусмотрены соответствующие санкции.

Этапы заключения контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком

Заключение контракта с единственным поставщиком по 44-ФЗ также подчиняется строгому регламенту, прописанному в законе. Сама процедура значительно проще, чем при конкурсном отборе. Закупка осуществляется в следующем порядке:

  1. Подготовка. На этом этапе заказчик формирует план-график, в котором указываются все закупки у одного поставщика. Также составляется документация, в которой содержится информация об условиях закупки и приводится обоснование необходимости заключения госконтракта с одним поставщиком без использования конкурентной процедуры.
  2. Определение поставщика, с которым будет заключен договор. Закон 44-ФЗ не содержит никаких указаний по поводу того, каким образом должен выбираться исполнитель. Заказчик действует на свое усмотрение по процедуре, принятой в организации.
  3. Направление оферты поставщику. Заказчик излагает в своем предложении желаемые условия сделки. Предложение оформляется письменно в соответствии с правилами делового оборота.
  4. Составление проекта контракта. На этом этапе заказчик формирует документ, включая в него все условия сделки: стоимость контракта с обоснованием, сроки исполнения, обеспечение (на усмотрение заказчика) и прочую существенную информацию. Проект направляется поставщику для ознакомления.
  5. Публикация сведений по закупке в Единой информационной системе. По факту заключения госконтракта в системе размещается извещение о проведении закупки. Сделать это надо как минимум за 5 дней до начала работ по договору. Если проводится внеплановая закупка, информация о которой отсутствует в плане-графике, то сначала потребуется внести изменения в план-график. И только после этого минимум через 3 дня можно публиковать извещение в ЕИС.
  6. Внесение информации по каждому из этапов в ЕИС. На основании этих сведений в дальнейшем формируется итоговый отчет о закупке и исполнении контракта.
  7. Последний этап заключения контракта по 44-ФЗ – непосредственное его подписание. Эта процедура проходит также в соответствии с требованиями закона.
  8. Публикация текста договора в ЕИС.
  9. Заключительным этапом закупки является приемка объекта заказчиком. По результатам составляется итоговый отчет, отражающий данные обо всех стадиях сделки, и размещается в системе.

Предприятия, осуществляющие государственные закупки любого уровня, обязаны направлять информацию в соответствующий контролирующий орган о фактах заключения контрактов по 44-ФЗ и об итогах закупок.

Порядок и сроки заключения государственного контракта

Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика с государственным заказчиком при выполнении государственного контракта. Образец формы государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также инструкция по составлению проекта государственного контракта представлены в приложении.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» государственным контрактом могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказания консультативной и иной помощи поставщику без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего. Федеральный закон Российской Федерации «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» № 58-ФЗ от 17 марта 1997 г. / НПП «Гарант-Сервис». — Последнее обновление 12.10.2008.

По решению Правительства РФ государственный заказчик может вносить необходимые изменения в государственный контракт или прекращать его действие при условии возмещения им убытков поставщиком в соответствии с действующим законодательством.

Порядок заключения госконтрактов и договоров поставки для государственных нужд обладает значительными особенностями и детально регламентирован в ст. 528 и 529 ГК. В этих статьях содержатся правила, определяющие порядок и сроки направления проектов госконтрактов и договоров поставки для государственных нужд, их возвращения другой стороне, согласования разногласий, возникающих при их заключении, и др. Если сторона, для которой заключение госконтракта обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона может о6ратиться в суд с иском о понуждении этой стороны заключить договор. Аналогичное правило действует и в отношении поставщика (исполнителя) по договору поставки для государственных нужд. Если последний уклоняется от заключения договора, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении его к заключению договора на условиях разработанного покупателем проекта договора. Покупателю же предоставлена право полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку (ст. 530 ГК). Яковлев, В.Ф. Государственные и муниципальные нужды. М., 2005. — С. 93.

Порядок заключения государственного контракта:

  • 1. Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.
  • 2. Сторона, получившая проект государственного контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта.
  • 3. Сторона, получившая государственный контракт с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной, и известить другую сторону о принятии государственного контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий или истечении этого срока неурегулированные разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение суда.

  • 4. В случае, когда государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд, государственный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения конкурса.
  • 5. Если сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный контракт.

Данный порядок детально регламентирует заключение государственного контракта. Он содержит правила, определяющие сроки направления проекта контракта государственным заказчиком или поставщиком, возвращения подписанного контракта другой стороной, согласования разногласий, возникающих при заключении контракта и передачи несогласованных разногласий на рассмотрение суда.

Этот порядок применяется независимо оттого, существует ли обязанность одной или обеих сторон заключить государственный контракт, в то время как правила, установленные ст. 445 ГК, определяют порядок заключения договора лишь для случаев, когда заключение договора обязательно для одной из сторон.

П. 3 возлагает на сторону, получившую государственный контракт с разногласиями, обязанность принять активные меры к их согласованию, а также обязанность уведомить сторону, составившую протокол разногласий, о согласии заключить государственный контракт в ее редакции либо об отклонении представленных разногласий.

Нарушение этого требования влечет последствия, предусмотренные п. 2 ст. 507.

Установление ГК порядка и сроков заключения государственного контракта означает, что нормы законов о поставках для государственных нужд о порядке и сроках заключения государственных контрактов, в соответствии с п. 2 ст. 527, применению не подлежат.

Срок является существенным условием и договор, в котором отсутствует условие о сроке, считается незаключенным. Срок в договоре поставке для государственных нужд обычно определяется соответствующим государственным контрактом, а периодичность поставок произвольно устанавливаются самими сторонами договора. Смоленский, М.Б. Гражданское право. Р. н/Д., 2006. — С. 194.

Порядок заключения договора поставки товаров для государственных нужд:

1. Если государственным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому государственным заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных нужд, государственный заказчик не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственного контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю).

Извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), выданное государственным заказчиком в соответствии с государственным контрактом, является основанием заключения договора поставки товаров для государственных нужд. Покровский, И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 2008. — С. 37.

  • 2. Поставщик (исполнитель) обязан направить проект договора поставки товаров для государственных нужд покупателю, указанному в извещении о прикреплении, не позднее тридцати дней со дня получения извещения от государственного заказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен государственным контрактом либо проект договора не представлен покупателем.
  • 3. Сторона, получившая проект договора поставки товаров для государственных нужд, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение тридцати дней со дня получения проекта, а при наличии разногласий по условиям договора в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором другой стороне.
  • 4. Сторона, получившая подписанный проект договора поставки товаров для государственных нужд с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону о принятии договора в её редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия в тридцатидневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда.
  • 5. Если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки товаров для государственных нужд, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.

Стороны могут выбирать один или несколько вариантов порядка поставки товаров для государственных нужд:

  • — передача товаров (поставка) может осуществляться непосредственно государственному заказчику одним из способов, установленных ст. 458, 510 ГК;
  • — товары могут передаваться (поставляться) лицам, указанным в отгрузочной разнарядке государственного заказчика;
  • — поставщик по государственному контракту может осуществлять поставку товаров на основании договора поставки, заключаемого с другим лицом — покупателем, указанным государственным заказчиком в извещении о прикреплении.

Данный порядок заключения договора поставки товаров для государственных нужд предусматривает сроки заключения договора поставки поставщиком с покупателем, указанным государственным заказчиком в извещении о прикреплении, направляемом им поставщику не позднее 30 дней со дня заключения государственного контракта.

Заключение лицом, указанным в качестве покупателя, договора поставки товаров для государственных нужд с поставщиком по государственному контракту способствует согласованию количества и ассортимента товаров и иных условий договора с лицом, являющимся непосредственным исполнителем договора, и позволяет отразить в договоре фактические потребности в товарах. Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1222 «О продукции, закупаемой для государственных нужд без проведения торгов (конкурсов)» / НПП «Гарант-Сервис». — Последнее обновление 12.10.2008.

Извещение о прикреплении покупателя к поставщику по государственному контракту, направленное государственным заказчиком, не порождает обязанности поставщика заключить договор поставки, если государственным контрактом не предусмотрено право государственного заказчика направлять извещение о прикреплении. Таким образом, обязанность поставщика заключить договор поставки товаров для государственных нужд с покупателем, указанным государственным заказчиком в извещении о прикреплении, вытекает из добровольно принятого им на себя обязательства по государственному контракту (см. ст. 421 ГК). Извещение о прикреплении не порождает и обязанности покупателя заключить договор. Таким образом, извещению о прикреплении не присущ характер планового акта.

В случаях, когда из государственного контракта возникла обязанность поставщика заключить договор поставки с лицом, указанным в извещении о прикреплении, однако поставщик уклоняется от заключения договора, или отказывается заключить договор, возможен иск покупателя о понуждении поставщика заключить договор.

Количество товара, подлежащего передаче для государственных нужд, указывается в договоре в объеме, не меньшем, чем определено государственным заказчиком.

В случаях, когда поставка осуществляется непосредственно госзаказчику или по его указанию получателям, названным в отгрузочной разнарядке, оплата товара производится государственным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен госконтрактом. При поставке товаров покупателям на основании договоров поставки товаров для государственных нужд, заключенных непосредственно между поставщиком и получателем, товары оплачиваются покупателями. Государственный заказчик при этом признается поручителем (ст. 361-367 ГК) по этому обязательству покупателя (ст. 531, 532 ГК). Это означает, что при отказе покупателя от оплаты либо при просрочке оплаты государственный заказчик как поручитель несет перед поставщиком солидарную с покупателем ответственность, если госконтрактом не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя (ст. 363 ГК). Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. / НПП «Гарант-Сервис». — Последнее обновление 12.10.2008.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *