Порядок досудебного урегулирования налоговых споров

Горячая линия: Досудебное урегулирование налоговых споров

Газета «Учет. Налоги. Право — Северо-Запад» № 41/2008

На вопросы отвечает Елена Пастухова, начальник отдела налогового аудита Управления ФНС России по Санкт-Петербургу.

Жалобу можно подать по доверенности

– Решение налоговой инспекции о привлечении организации к ответственности вступило в законную силу. Налогоплательщик будет подавать жалобу в налоговое управление. Примут ли к рассмотрению жалобу, если она будет подписана не директором фирмы, а начальником ее юридического отдела, имеющим на это доверенность?

– Примут, если в доверенности будут указаны необходимые полномочия, которыми компания наделяет своего представителя. В вашем случае это право начальника отдела подписывать жалобу. Доверенность, выданная от имени юридического лица, должна содержать дату, место выдачи, паспортные данные представителя, перечень полномочий, срок выдачи (срок действия доверенности не может превышать трех лет, а если срок в доверенности не указан, то она сохраняет силу в течение года). Доверенность подписывается руководителем организации и скрепляется печатью.

Сроки подачи жалоб регламентированы

– В какой срок и где компания может обжаловать решение налоговой инспекции?

– Жалоба на акт инспекции, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу (п. 1 ст. 139 НК РФ). Такая жалоба подается, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом, в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Решения инспекции о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные по результатам налоговых проверок (выездных или камеральных), могут быть обжалованы как в обычном, так и в апелляционном порядке.

Порядок апелляционного обжалования установлен статьей 101.2 Налогового кодекса. В соответствии с ним вы можете подать жалобу на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьями 120, 122 и 123 Налогового кодекса, до момента вступления в силу обжалуемого решения (т.е. в течение 10 рабочих дней с даты получения).

Обращаться с жалобой следует в инспекцию, которая вынесла обжалуемое решение. Данный налоговый орган обязан в течение трех дней со дня ее поступления направить жалобу со всеми материалами (оспариваемое решение, акт, возражения, экспертное заключение на них, протокол рассмотрения материалов проверки, уведомление о времени и месте рассмотрения материалов проверки, документы, подтверждающие дату вручения акта и уведомления, другие материалы) в вышестоящий налоговый орган.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в какой-то определенной части. Подача жалобы приостанавливает вступление решения в силу и взыскание начисленных сумм: недоимок, пеней и штрафов.

– Есть решения, по которым не предусмотрен апелляционный порядок обжалования?

– Да, есть и такие. Это решения налогового органа, вынесенные в порядке статьи 101.4 Налогового кодекса (кроме правонарушений, за которые предусмотрена налоговая ответственность по ст. 120, 122 и 123 НК РФ), а также иные ненормативные акты налоговых органов (решения о взыскании налога, пени, налоговых санкций за счет денежных средств на счетах; решение об обращении взыскания на иное имущество; постановление об обращении взыскания на имущество; решение об отказе в возмещении НДС из бюджета и т.д.). Они не могут быть оспорены путем подачи апелляционной жалобы. Указанные решения обжалуются в общеустановленном порядке – путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

– А если решение инспекции вступило в силу, но в апелляционном порядке мы его не успели обжаловать?

– Вы можете подать жалобу на вступившее в законную силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, в письменной форме соответствующему вышестоящему налоговому органу или должностному лицу. Сделать это можно в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

– Если был пропущен срок, его могут восстановить?

– Да, если причина будет признана уважительной. Четкого перечня таких причин нет, в каждом случае это решается индивидуально.

Повторная проверка возможна

– Я работаю бухгалтером у индивидуального предпринимателя. По результатам проведения выездной проверки его оштрафовали по статье 122 Налогового кодекса. Мы хотим обратиться в Управление с жалобой. Может ли оно назначить повторную проверку деятельности предпринимателя или будет руководствоваться материалами, представленными районной инспекцией?

– Если предприниматель обратится к нам с жалобой, то мы, конечно, будем рассматривать те сведения, которые вы представите. Также мы запросим материалы у инспекции, которая проводила проверку. Жалобу мы будем рассматривать именно в этом ключе – по представленным обеими сторонами документам. После рассмотрения жалобы и вынесения решения по ней, если будет необходимость, Управление может назначить повторную выездную проверку.

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ. Что касается повторных проверок, то проверять снова те же налоги за тот же период, независимо от времени предыдущей проверки, сейчас допускается только в двух случаях. Во-первых, когда вышестоящий налоговый орган контролирует нижестоящий. И, во-вторых, когда налогоплательщик подает «уточненку» за тот период, который ранее проверяли, и сумма налога уменьшается по сравнению с указанной в предыдущей декларации (п. 10 ст. 89 НК РФ).

Если повторная камеральная проверка декларации проводится на основе документов, полученных в рамках выездной проверки, то у судей имеются основания признать недействительным принятое по результатам такой проверки решение инспекции о доначислении налогоплательщику соответствующих сумм налога, штрафов и пеней (см. постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.06.07 № А56-43007/2006).

В постановлении от 07.06.07 № А05-12661/2006-26 арбитражные судьи Северо-Западного округа также признали недействительным вынесенное по итогам камеральной проверки решение. По мнению судей, инспекция превысила предоставленные ей законодательством полномочия, нарушив права и законные интересы налогоплательщика, поскольку проведение камеральной проверки на основе документов, полученных в рамках выездной, свидетельствует о фактическом проведении повторной выездной проверки.

Должностному лицу срок обжалования восстановить легче

– По результатам проверки, проведенной инспекцией, организация и генеральный директор были привлечены к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ. По причине болезни (у директора имеется больничный лист) был пропущен срок обжалования. Может ли быть в связи с подтвержденным фактом болезни удовлетворено ходатайство генерального директора о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении?

– Здесь надо рассматривать два направления – привлечение к ответственности организации и ее должностного лица. Что касается обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в отношении юридического лица, то здесь, скорее всего, строк обжалования не будет восстановлен. Если, конечно, кроме болезни директора не обнаружатся в совокупности какие-то дополнительные причины.

По жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенном в отношении должностного лица – директора, могу сказать, что при наличии больничного листа срок может быть восстановлен. При этом не следует забывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление об административном правонарушении обжалуется в течение 10 суток, то есть 10 календарных, а не рабочих дней.

В суды ходить не перестанем

– С 2009 года, прежде чем обратиться в суд, компания должна будет в обязательном порядке пройти процедуру досудебного урегулирования. Это будет касаться всех налоговых споров?

– Есть некоторые нюансы. Это будет касаться только тех решений налоговых органов, которые можно обжаловать в апелляционном порядке, то есть принятых на основании статьи 101 Налогового кодекса. Это решения, принятые по результатам выездных и камеральных проверок, по которым предусмотрен апелляционный порядок обжалования. По таким решениям в суд можно будет обратиться только после подачи жалобы в Управление, и с 2009 года суды не будут принимать иски без использования налогоплательщиками института досудебного урегулирования.

– Все же останутся налоговые споры, по которым можно будет сразу обращаться в суд?

– Да. Это касается всех остальных жалоб. Так, иски на решения по статье 101.4 Налогового кодекса (например, на решение о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 118 НК РФ за нарушение срока представления в инспекцию информации об открытии и закрытии счетов; на действия и бездействие инспекции; на требования о предоставлении документов; на решения о взыскании налогов, пеней и налоговых санкций) можно будет подавать напрямую в суд, минуя налоговое Управление.

Решения об отказе в возмещении НДС полностью или частично, вынесенные на основании статьи 176 Налогового кодекса, также можно сразу обжаловать в судебных органах, без обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Но вот по решениям о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности, которые принимаются одновременно с ними на основании статьи 101 кодекса, необходимо будет соблюсти процедуру досудебного урегулирования.

Отмечу, что это не лишает налогоплательщика права сначала обратиться в Управление ФНС с любой жалобой, прежде чем идти в суд.

В соответствии с приказом ФНС России от 13.09.2016 N ММВ-7-4/484@ «О структуре центрального аппарата Федеральной налоговой службы» приказываю:

1. Утвердить Положение об Управлении досудебного урегулирования налоговых споров Федеральной налоговой службы согласно приложению к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 11.12.2015 N ММВ-7-9/569@ «Об утверждении Положения об Управлении досудебного урегулирования налоговых споров Федеральной налоговой службы».

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы С.А. Аракелова.

Исполняющий обязанности
руководителя Федеральной
налоговой службы
С.Н. Андрющенко

Положение
об Управлении досудебного урегулирования налоговых споров Федеральной налоговой службы
(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2016 г. N АС-7-9/598@)

1.1. Управление досудебного урегулирования налоговых споров (далее — Управление) является самостоятельным структурным подразделением Федеральной налоговой службы (далее — Служба).

1.2. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, Положением о Федеральной налоговой службе, приказами и распоряжениями Службы, решениями руководства Службы, а также настоящим Положением.

2. Основные задачи Управления

Основными задачами Управления являются:

2.1. Подготовка проектов решений (ответов) по результатам рассмотрения следующих жалоб (апелляционных жалоб), обращений налогоплательщиков (плательщиков сборов, страховых взносов, налоговых агентов), ответственных участников (участников) консолидированных групп налогоплательщиков, организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, заинтересованных лиц, лиц, участвующих в делах о банкротстве (далее — налогоплательщики) (за исключением разъяснения вопросов, связанных с применением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законодательства о государственной регистрации, Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», рассмотрения обращений, содержащих вопросы достоверности сведений по учету организаций и физических лиц, представляемых в налоговые органы в рамках статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, а также обращений, связанных с определением, установлением и применением кадастровой и/или инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, предоставлением государственных услуг (за исключением обжалования заявителем решений и действий (бездействия) налоговых органов, связанных с предоставлением государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств), ведением Федеральной налоговой службой личных кабинетов налогоплательщиков, обращений, содержащих только предложения по совершенствованию законодательства о налогах и сборах, иных нормативных правовых актов, деятельности налоговых органов, применению мер дисциплинарного характера, указание недостатков в работе налоговых органов, критику налоговых органов и их должностных лиц, а также за исключением жалоб на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов при осуществлении ими полномочий уполномоченного органа в делах о банкротстве и процедурах банкротства):

подпадающих под определение, предусмотренное в статье 138 Налогового кодекса Российской Федерации, на акты налоговых органов Российской Федерации ненормативного характера, а также на действия или бездействия их должностных лиц, которые, по мнению налогоплательщиков, нарушают их права, а также обращений налогоплательщиков, в которых содержится указание на акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц и основания, по которым налогоплательщик считает, что его права нарушены;

связанных с внесением в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, об аккредитации (прекращении аккредитации) филиалов, представительств иностранных юридических лиц, на акты налоговых органов Российской Федерации ненормативного характера, а также на действия или бездействие их должностных лиц, которые, по мнению налогоплательщиков, нарушают их права, в частности на решение о государственной регистрации, об отказе в государственной регистрации, об отказе в аккредитации филиала (представительства) иностранной организации;

связанных с процедурой проверки налоговыми органами соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, на акты налоговых органов Российской Федерации ненормативного характера, а также на действия или бездействие их должностных лиц, которые, по мнению налогоплательщиков, нарушают их права;

на акты налоговых органов Российской Федерации ненормативного характера, а также на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов, которые, по мнению налогоплательщиков, нарушают их права при участии в делах о банкротстве.

2.2. Участие во взаимосогласительной процедуре в случае несогласия организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, с мотивированным мнением налогового органа.

2.3. Координация работы налоговых органов по рассмотрению жалоб (обращений) в досудебном порядке.

2.4. Методологическое обеспечение работы налоговых органов по досудебному урегулированию споров.

2.5. Осуществление контроля качества работы налоговых органов по рассмотрению жалоб (обращений) в досудебном порядке, в том числе посредством анализа информации, образующейся по итогам проведенного внутриведомственного аудита в части вопросов, отнесенных к компетенции Управления.

2.6. Мониторинг, обобщение и анализ результатов работы налоговых органов по рассмотрению жалоб (обращений) налогоплательщиков на акты налоговых органов Российской Федерации ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц.

2.7. Эффективное внедрение, обеспечение стабильной работы и результативности технологических процессов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, и закрепленных за Управлением решением руководителя Федеральной налоговой службы.

3. Основные функции Управления

Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

3.1. Подготавливает проекты решений (ответов) по жалобам (обращениям) налогоплательщиков на акты ненормативного характера управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и иных налоговых органов, входящих в централизованную систему Службы, на действия (бездействие) должностных лиц указанных налоговых органов.

3.2. Принимает участие во взаимосогласительной процедуре в случае несогласия организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, с мотивированным мнением налогового органа.

3.3. Координирует работу налоговых органов по рассмотрению жалоб (обращений) в досудебном порядке.

3.4. Осуществляет мониторинг по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в том числе мониторинг судебной практики, образующейся по результатам рассмотрения споров по ранее рассмотренным в досудебном порядке жалобам (обращениям).

3.5. Обобщает и анализирует практику рассмотрения жалоб (обращений) в досудебном порядке в налоговых органах и вносит предложения по ее совершенствованию, по изменению методических указаний и рекомендаций Службы по данному вопросу.

3.6. Выявляет и анализирует типичные причины возникновения жалоб (обращений), рассматриваемых в досудебном порядке, представляет руководству Службы по результатам анализа обзоры, содержащие рекомендации в целях совершенствования правоприменительной практики.

3.7. Анализирует и обобщает имеющийся зарубежный опыт и разрабатывает предложения по совершенствованию административных процедур по рассмотрению налоговых споров в досудебном порядке.

3.8. Принимает участие в разработке проектов законодательных и иных нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

3.9. Разрабатывает проекты форм статистической отчетности для обеспечения мониторинга результатов работы по рассмотрению жалоб (обращений). Анализирует данные статистической отчетности.

3.10. Рассматривает запросы налоговых органов по процедуре рассмотрения жалоб (обращений) в досудебном порядке.

3.11. Участвует в планировании и организации обучения гражданских служащих в рамках своей компетенции, проводит совещания, семинары, оказывает практическую помощь территориальным органам Службы по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

3.12. Осуществляет методическую деятельность по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

3.13. Представляет интересы Службы в федеральных органах государственной власти по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

3.14. Осуществляет методологическое и организационное обеспечение ведения специализированных информационных ресурсов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

3.15. Обеспечивает базовый, расширенный и специальный уровни профессиональных знаний и навыков государственных гражданских служащих в области информационно-коммуникационных технологий в части деятельности Управления.

3.16. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную, налоговую и иную охраняемую законом тайну.

3.17. Обеспечивает контроль исполнения законодательства и нормативных правовых актов по противодействию коррупции, соблюдению государственными гражданскими служащими запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения в части деятельности Управления.

3.18. Подготавливает материалы по вопросам, находящимся в компетенции Управления, для публикации в средствах массовой информации и размещения на интернет-сайте Службы.

3.19. Ведет в установленном порядке делопроизводство и осуществляет хранение документов Управления, а также их передачу на архивное хранение.

3.20. Участвует в обеспечении мобилизационной подготовки центрального аппарата и территориальных органов Службы к деятельности в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.

3.21. Организует и выполняет мероприятия по мобилизационной подготовке Управления к деятельности в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.

3.22. Участвует в организации и обеспечении выполнения предусмотренных законодательством Российской Федерации мероприятий по поддержанию готовности налоговых органов к ведению гражданской обороны.

3.23. Организует и выполняет предусмотренные законодательством Российской Федерации мероприятия по вопросам поддержания готовности Управления к ведению гражданской обороны.

3.24. Осуществляет иные функции по поручению руководства Службы в соответствии с действующим законодательством.

4. Права при реализации основных функций Управления

4.1. Управление для осуществления своих основных функций имеет право:

4.1.1. Вносить руководству Службы предложения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

4.1.2. Знакомиться с документами, необходимыми для выполнения возложенных на Управление задач, в подразделениях Службы.

4.1.3. Запрашивать и получать в установленном порядке от подразделений центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций, независимо от их организационно-правовой формы, заключения и материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Управления.

4.1.4. Привлекать в установленном порядке специалистов научно-исследовательских и иных организаций, готовить материалы для заключения договоров с этими организациями на проведение и выполнение работ по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

4.1.5. Вести в установленном порядке переписку с организациями по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

4.1.6. Готовить проекты нормативных правовых актов, приказов и других документов по функциям Управления и направлять их на заключение соответствующим подразделениям Службы.

4.1.7. Привлекать в установленном порядке специалистов структурных подразделений Службы к подготовке проектов документов, справочной информации и других материалов по поручению руководства.

4.1.8. Участвовать в формировании заказов, проработке контрактов на осуществление необходимых для выполнения своих задач закупок программных, технических средств и расходных материалов.

4.1.9. Изучать зарубежный опыт по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

4.1.10. Осуществлять иные полномочия, входящие в компетенцию Управления.

5. Организация деятельности Управления

5.1. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями Службы, с соответствующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями на основе планов, составленных в соответствии с основными направлениями работы Службы, приказов Службы, мероприятий, утверждаемых руководством Службы.

5.2. Структура Управления и численность его работников устанавливаются руководителем Службы в соответствии с утвержденной структурой и численностью работников центрального аппарата Службы.

Для выполнения задач, возложенных на Управление, в его составе создаются соответствующие отделы.

5.3. Работники Управления несут персональную ответственность за выполнение обязанностей, возложенных на них в установленном порядке.

5.4. Руководство Управлением осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем Службы в соответствии с действующим законодательством.

5.5. Назначение на должности работников Управления осуществляется руководителем Службы по представлению начальника Управления в соответствии с действующим законодательством.

Освобождение от замещаемой должности работников Управления осуществляется руководителем Службы в соответствии с действующим законодательством.

5.6. Начальник Управления:

5.6.1. Осуществляет общее руководство Управлением, организует его работу, устанавливает круг вопросов, относящихся к компетенции его заместителей, утверждает положения об отделах и должностные регламенты работников, осуществляет контроль за их выполнением.

5.6.2. Вносит в установленном порядке предложения о назначении, перемещении и увольнении работников Управления, наложении дисциплинарных взысканий на лиц, допустивших должностной проступок, а также о поощрении работников за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей.

5.6.3. Принимает участие в совещаниях, проводимых руководством Службы, вносит предложения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

5.6.4. Организует в установленном порядке совещания и семинары с участием территориальных органов и находящихся в ведении Службы организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, принимает участие в работе совещаний и семинаров, организуемых другими подразделениями центрального аппарата Службы.

5.6.5. Дает работникам Управления обязательные для них письменные и устные указания по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в пределах их должностных обязанностей и требует от них отчет об исполнении этих указаний.

5.6.6. Представляет в установленном порядке Службу по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в федеральных органах государственной власти, органах власти субъектов Российской Федерации.

5.6.7. В установленном порядке отвечает на письма структурных подразделений центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, организаций и граждан, организует прием граждан и должностных лиц организаций, и в соответствующих случаях осуществляет их личный прием.

5.6.8. В установленном порядке получает от других подразделений центрального аппарата, территориальных органов Службы и организаций, находящихся в ведении Службы заключения, материалы, документы и данные статистической отчетности, необходимые для деятельности Управления.

5.6.9. Проводит служебные совещания с работниками Управления.

5.6.10. Подписывает служебную документацию в пределах своей компетенции.

5.6.11. Организует делопроизводство в Управлении.

5.6.12. Осуществляет сотрудничество с государственными органами, научными, учебными, общественными и другими организациями, внебюджетными фондами, ассоциациями, представителями государств — участников СНГ, с зарубежными экспертами и международными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

5.7. Начальник Управления несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Управление настоящим Положением, за соблюдение действующего законодательства, приказов и распоряжений Министерства финансов Российской Федерации и руководства Службы, сохранность имущества и документов, находящихся в ведении Управления, обеспечение соблюдения работниками Управления внутреннего трудового распорядка Службы и исполнительской дисциплины.

5.8. Заместители начальника Управления несут персональную ответственность за работу курируемых отделов Управления, координируют их деятельность по поручениям начальника Управления или руководства Службы, обеспечивают своевременную подготовку соответствующих материалов.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Начиная с 2014 г. действует обязательный порядок досудебного урегулирования налоговых споров (в т.ч. споров, связанных с несогласием налогоплательщиков с решениями налоговых органов по результатам налоговых проверок, актами налоговых органов ненормативного характера и действием или бездействием его должностных лиц). Обозначим основные этапы досудебного обжалования.

Благодаря действию Федерального закона от 02.07.2013 г. №153-ФЗ, с 1 января 2014 г. действует досудебный порядок обжалования для всей категории налоговых споров.

Алгоритм действия налогоплательщика заключается в следующем

1 этап. Составление жалобы (апелляционной жалобы)

В зависимости от процедуры обжалования жалобы подразделяются на апелляционные и общие жалобы. Если налогоплательщик обжалует решение налогового органа, не вступившего в силу, такая жалоба называется апелляционной (п.9 ст.101 HК РФ), а если решение вступило в силу — жалобой.

В какие строки должна быть составлена жалоба (апелляционная жалоба)?

Для апелляционной жалобы такой срок установлен — один месяц со дня вручения обжалуемого решения налогового органа. Для вступившего в силу решения налогового органа жалоба подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (п.2 ст.139 НК РФ).

Важно!

В соответствии с пп.2 п.1 ст.139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного НК РФ и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано.

Пример

Оспариваемое налогоплательщиком решение вынесено налоговой инспекцией 18.02.2013 г., а вручено 20.02.2013 г. представителю налогоплательщика.

Следовательно, оспариваемое решение вступает в законную силу в течение месяца со дня вручения, то есть 20.03.2013 г. В этом случае налогоплательщик может подать в вышестоящий налоговый орган апелляционную жалобу в срок до 20.03.2013 г. или жалобу на вступившее в законную силу решение инспекции в срок до 18.02.2014 г. Налогоплательщик направил жалобу бандеролью с объявленной ценностью 11.12.2014 г.

Таким образом, налогоплательщиком нарушен срок обжалования решения инспекции, установленный положениями ст.139 НК РФ. Учитывая изложенное, а также отсутствие ходатайства со стороны налогоплательщика о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы Управление ФНС России по г. Москве оставило жалобу без рассмотрения (решение АС г. Москвы от 07.05.2015 г. №А40-211031/2014).

Отсутствие причин к восстановлению срока может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления в судебном заседании в суде первой инстанции, поскольку в силу п. 1 ст.115 АПК РФ, лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков.

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка (решение АС Ямало-Ненецкого АО от 30.01.2015 г. №А81-6309/2014).

При этом суды могут признать пропуск срока уважительным ввиду незначительности его нарушения, а также, если ранее уже оспаривалось подобное решение (решение АС Краснодарского края от 25.01.2016 г. №А32-30739/2015).

Как провести досудебное обжалование решения налоговой?

Далее налоговая инспекция по месту регистрации налогоплательщика в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляет ее в вышестоящий налоговый орган (п.1 ст.139 НК РФ).

Это заключительный этап мирного урегулирования налогового спора. Принятое решение вышестоящим налоговым органом (для крупнейших налогоплательщиков — ФНС РФ, для остальных налогоплательщиков — УФНС по соответствующему субъекту РФ) вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу, в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Сроки рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом также зависят от вида жалоб

Так, жалобы на решения, вынесенные по результатам налоговых проверок, рассматриваются в течение одного месяца со дня их получения. Но при определенных обстоятельствах (например, если возникает необходимость в получении дополнительной информации от нижестоящих налоговых органов) данный срок рассмотрения может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не более чем на один месяц.

По иным жалобам решения принимаются налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня их получения. В этом случае срок продления рассмотрения такой жалобы составляет не более 15 рабочих дней, а основания для продления те же, что и для рассмотрения жалоб по налоговым проверкам (абз. 2 п.6 ст.140 НК РФ).

Жалоба на решение либо иной акт ненормативного характера, принятые вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы заявителя, может быть подана в ФНС РФ в течение трех месяцев со дня принятия такого решения по жалобе.

Если досудебное урегулирование спора не принесло желаемых результатов, налогоплательщик обращается в судебные органы.

Отметим, что с практической точки зрения подавать апелляционную жалобу для налогоплательщика выгодней, чем обычную жалобу. Это связано с тем, что налогоплательщик «оттягивает» срок исполнения обжалуемого решения налогового органа, поскольку пока не будет рассмотрена апелляционная жалоба, решение налогового органа не вступит в законную силу (абз.2 п.9 ст.101, ст.101.2 НК РФ). А в случае подачи обычной жалобы налоговый орган имеет право на принудительное взыскание, начисленной по итогам вынесенного решения, недоимки.

Досудебное разрешение налоговых споров

Статья актуальна на 27.02.16

«Официальный сайт ФНС России www.nalog.ru», 2014

ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

Досудебное урегулирование налоговых споров

Порядок досудебного урегулирования налоговых споров предусмотрен в гл. 19, 20 Налогового кодекса Российской Федерации.

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Обратите внимание! Под актом ненормативного характера понимается документ, поименованный в Налоговом кодексе Российской Федерации и касающийся конкретного налогоплательщика (например, требование об уплате налогов, решение о взыскании налогов, решение об отказе полностью или частично в возмещении налога на добавленную стоимость и т.д.).

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Пример. Наиболее типичные претензии о нарушений прав лица, рассматриваемые в жалобах:

— нарушение сроков исчисления имущественного налога;

— неправомерное выставление требования об уплате налогов;

— отказ в предоставлении налоговых вычетов;

— вынесение решения о приостановлении операций по банковским счетам;

— отказ в возврате налога.

Решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принимается налоговым органом в двух случаях:

1. В результате проведения камеральной или выездной налоговой проверки лица (группы налогоплательщиков).

В связи с тем что принятое по результатам налоговой проверки лица решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение, срок на подачу апелляционной жалобы составляет один месяц.

2. В результате обнаружения фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена Налоговым кодексом Российской Федерации.

Принятое налоговым органом решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение вступает в силу с момента его вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно принято.

Сроки обжалования решений налогового органа,
действий или бездействия его должностных лиц

Апелляционная жалоба в отношении не вступившего в силу решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения лица (группы налогоплательщиков) может быть подана в течение одного месяца со дня вручения соответствующего решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.

Закон и порядок. Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Обратите внимание! Возможность восстановления вышестоящим налоговым органом срока подачи апелляционной жалобы, пропущенного по тем или иным причинам лицом, в отношении которого вынесено решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подается в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Принятое вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) решение или иной акт ненормативного характера могут быть, в свою очередь, обжалованы в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения или иного акта ненормативного характера.

Обратите внимание! В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Порядок обжалования решений налогового органа,
действий или бездействия его должностных лиц

Налоговым законодательством закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, в соответствии с которым решения налоговых органов, вынесенные по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

С 1 января 2014 г. обязательный досудебный порядок обжалования применяется ко всем налоговым спорам, в том числе в отношении обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия их должностных лиц.

Налогоплательщикам в целях соблюдения обязательного порядка досудебного обжалования достаточно в установленные Налоговым кодексом сроки обратиться с апелляционной жалобой на не вступившее в законную силу решение по результатам камеральной или выездной налоговой проверки либо с жалобой на вступившее в законную силу решение или иной акт ненормативного характера либо подать жалобу на действия или бездействие должностных лиц налогового органа.

Решения вышестоящего налогового органа или иной акт ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы как в Федеральную налоговую службу, так и в суд.

Решения или иные акты ненормативного характера, вынесенные Федеральной налоговой службой, действия или бездействие ее должностных лиц обжалуются в судебном порядке.

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.

+—————————+ +—————————+ | Территориальный налоговый | | Вышестоящий налоговый | | орган | | орган | +—————————+ +—————————+ +—————————+ +—————————+ |Инспекции ФНС России по | | | |-|районам, районам в городах,|—>| | | |городам без районного | | | | |деления | |Управление ФНС России по | | +—————————+ |соответствующему субъекту | Местный | +—————————+ | | уровень | | | |межрайонного уровня | | | | +—————————+ +—————————+ | +—————————+ +—————————+ | |Инспекция ФНС России по | |Управление ФНС России по | |-|городу и космодрому |—>|Московской области | |Байконур | | | +—————————+ +—————————+ +—————————+ +—————————+ |Управления ФНС России по |—>| | |-|субъектам | | | | +—————————+ | | | +—————————+ | | | |Межрегиональные инспекции | | | Региональный | |ФНС России по крупнейшим |—>| | уровень | | |ценообразованию для целей | | | |налогообложения | | | +—————————+ +—————————+

С учетом того что апелляционная жалоба подается до вступления обжалуемого решения в силу, обжалованное в апелляционном порядке решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по данной жалобе.

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и (или) примет новое решение, то решение вышестоящего органа вступит в силу со дня его принятия.

Если вышестоящий налоговый орган примет решение об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока на подачу апелляционной жалобы.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение, вступившее в силу, не приостанавливает исполнение обжалуемого решения.

Содержание, оформление и правила подачи жалобы

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в налоговый орган в письменной форме и подписывается лицом, которое заявляет о нарушении его прав, или его представителем, полномочия которого должны быть документально подтверждены.

Закон и порядок. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его законного представителя в соответствии с нормами гражданского и семейного законодательства (родители, усыновители, опекуны, попечители).

Уполномоченным представителем организации (физического лица) может быть другое юридическое или физическое лицо, наделенное этой организацией (физическим лицом) соответствующими полномочиями на основании доверенности.

Доверенность, выданная уполномоченному представителю организации, должна быть подписана ее руководителем или иным лицом, уполномоченным на это учредительными документами, и заверена печатью данной организации.

Полномочия представителя физического лица или индивидуального предпринимателя должны быть подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью или доверенностью, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством.

Жалоба (апелляционная жалоба) может быть подана в налоговый орган:

— лично, а также через законного или уполномоченного представителя в канцелярию налогового органа или окно приема документов, получив при этом отметку о принятии на втором экземпляре жалобы;

— по почте (например, ценным письмом с описью вложения, в которой фиксируются перечень отправленных документов и дата направления корреспонденции).

Обратите внимание! Законодательством не предусмотрена уплата государственной пошлины при обжаловании решений налогового органа в досудебном порядке.

В жалобе (апелляционной жалобе) указываются:

1) фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;

2) обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;

3) наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;

4) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

5) требования лица, подающего жалобу.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

Закон и порядок. В случае подачи жалобы (апелляционной жалобы) уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя (п. 4 ст. 139.2 Налогового кодекса).

Обратите внимание! Образцы жалобы (апелляционной жалобы) на решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения представлены на страницах 18 и 19 брошюры, образец жалобы на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц — на странице 20.

________________________________ Наименование налогового органа и адрес места его нахождения ________________________________ Наименование лица, подающего жалобу, ИНН (при наличии), адрес места его нахождения (места его жительства) Апелляционная жалоба на решение от ____________ 20__ г. N _____ о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения _____________________________________ в отношении _________________________ Наименование налогового органа Наименование лица, в ___________________________________________________________________________ отношении которого принято решение о привлечении (об отказе в привлечении) ___________________________________________________________________________ к ответственности за совершение налогового правонарушения проведена ______________________________ налоговая проверка, по результатам (камеральная, выездная) которой вынесено решение от _____________ 20__ г. N _____ о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Считаю, что _______________________________________________________________ указываются доводы о причинах несогласия с решением ___________________________________________________________________________ На основании изложенного прошу отменить решение от _______________ 20__ г. N _____ о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения полностью (или в части _______________ в случае ___________________________________________________________________________ обжалования решения в части указывается, в какой части решение подлежит отмене Приложения: 1. Документы (заверенные надлежащим образом их копии), подтверждающие обоснованность доводов, изложенных в жалобе. 2. Документы, подтверждающие полномочия представителя в случае подписания жалобы представителем по доверенности. Должность, Ф.И.О. _____________________ Подпись ___________________ ____________________ 20__ г. дата ________________________________ Наименование налогового органа и адрес места его нахождения ________________________________ Наименование лица, подающего жалобу, ИНН (при наличии), адрес места его нахождения (места его жительства) Жалоба на решение от ____________ 20__ г. N _____ о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения _____________________________________ в отношении _________________________ Наименование налогового органа Наименование лица, в ___________________________________________________________________________ отношении которого принято решение о привлечении (об отказе в привлечении) ___________________________________________________________________________ к ответственности за совершение налогового правонарушения проведена ______________________________ налоговая проверка, по результатам (камеральная, выездная) которой вынесено решение от _____________ 20__ г. N _____ о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Считаю, что _______________________________________________________________ указываются доводы о причинах несогласия с решением ___________________________________________________________________________ На основании изложенного прошу отменить решение от _______________ 20__ г. N _____ о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения полностью (или в части _______________ в случае ___________________________________________________________________________ обжалования решения в части указывается, в какой части решение подлежит отмене Приложения: 1. Документы (заверенные надлежащим образом их копии), подтверждающие обоснованность доводов, изложенных в жалобе. 2. Документы, подтверждающие полномочия представителя в случае подписания жалобы представителем по доверенности. Должность, Ф.И.О. _____________________ Подпись ___________________ ____________________ 20__ г. дата ________________________________ Наименование налогового органа и адрес места его нахождения ________________________________ Наименование лица, подающего жалобу, ИНН (при наличии), адрес места его нахождения (места его жительства) Жалоба на ________________________________________________________________________ (действия (бездействие) должностных лиц конкретного налогового органа либо название и реквизиты обжалуемого акта и наименование налогового органа, его принявшего) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (излагаются обстоятельства, способствовавшие, по мнению заявителя, нарушению его прав и законных интересов со стороны должностных лиц налогового органа либо в случае обжалования конкретного акта налогового органа, излагаются доводы заявителя в свою защиту со ссылкой на нормы законодательства, документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства) В связи с изложенным прошу: ___________________________________________________________________________ (излагается просьба заявителя разобраться в сложившейся ситуации в случае обжалования действий (бездействия) должностных лиц налогового органа и признать действия или бездействие должностных лиц незаконным либо отменить обжалуемый акт налогового органа) Приложения: 1. Документы (заверенные надлежащим образом их копии), подтверждающие обоснованность доводов, изложенных в жалобе. 2. Документы, подтверждающие полномочия представителя в случае подписания жалобы представителем по доверенности. Должность, Ф.И.О. _____________________ Подпись ___________________ ____________________ 20__ г. дата Оставление жалобы без рассмотрения

Вышестоящий налоговый орган может оставить жалобу (апелляционную жалобу) без рассмотрения полностью или в части по следующим основаниям:

1) жалоба (апелляционная жалоба) не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;

2) жалоба (апелляционная жалоба) подана после истечения срока для ее подачи и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

3) до принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы (апелляционной жалобы) полностью или в части;

4) ранее подавалась жалоба (апелляционная жалоба) по тем же основаниям.

Налоговый орган, рассматривающий жалобу (апелляционную жалобу), принимает решение об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения полностью или в части в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части.

О принятом решении в течение трех рабочих дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу).

Обратите внимание! Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой (апелляционной жалобой) в сроки, установленные налоговым законодательством для ее подачи, за исключением случаев, когда жалоба уже подавалась по тем же основаниям или заявитель отзывал жалобу полностью или в части.

Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней

Порядок подачи и рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) включает в себя следующие этапы:

Этап 1. Подготовка и подача жалобы (апелляционной жалобы).

Жалоба (апелляционная жалоба) оформляется в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.

Обратите внимание! Лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу) до принятия по ней решения, может отозвать ее полностью или в части на основании письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу. При этом отзыв лишает лицо права на повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) по тем же основаниям.

Апелляционная жалоба на не вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается в течение одного месяца со дня вручения решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подается в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на решение или иной акт ненормативного характера, принятые вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), подается в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

Этап 2. Передача налоговым органом жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба (апелляционная жалоба) подается через налоговый орган, чьи документы, действия или бездействие обжалуются, который в течение 3 дней со дня поступления такой жалобы (апелляционной жалобы) направляет ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Этап 3. Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом.

Жалоба (апелляционная жалоба) на решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное по результатам проведения налоговой проверки, рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения такой жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен не более чем на один месяц.

Жалоба на иные решения налогового органа, а также действия и бездействие рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней.

Обратите внимание! Жалобу (апелляционную жалобу) и документы, представленные вместе с жалобой или в процессе ее рассмотрения, вышестоящий налоговый орган рассматривает без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

Решение налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Закон и порядок. Сроки рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) могут быть продлены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении дополнительных документов лицом, ее подавшим.

По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган принимает одно из следующих решений:

— оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;

— отменяет акт налогового органа ненормативного характера;

— отменяет решение налогового органа полностью или в части;

— отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;

— признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Этап 4. Уведомление лица о принятом вышестоящим налоговым органом решении по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы).

Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Этап 5. Исполнение или обжалование принятого вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

Принятое вышестоящим налоговым органом решение по жалобе (апелляционной жалобе) вступает в силу со дня его принятия и подлежит исполнению.

Принятое вышестоящим налоговым органом решение по жалобе (апелляционной жалобе) или иной акт ненормативного характера могут быть, в свою очередь, обжалованы в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения и (или) в суд в соответствии с процессуальным законодательством.

Всю необходимую информацию о ходе и результатах рассмотрения жалобы, поданной как в управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации, так и в Федеральную налоговую службу, можно узнать с помощью электронного сервиса «Узнать о жалобе», размещенного на сайте ФНС России www.nalog.ru.

+————++—————————++——————————-+ | ||Не вступившее в силу ||Вступившее в силу решение, | | Предмет ||решение налогового органа, ||вынесенное по результатам | |обжалования||вынесенное по результатам ||налоговой проверки, иные акты | | ||налоговой проверки ||налогового органа, действия или| | || ||бездействие его должностных лиц| +————++—————————++——————————-+ \|/ \|/ +————++—————————++——————————-+ | ||Подготовка и подача ||Подготовка и подача жалобы, | | ||апелляционной жалобы ||рассматриваемой в общем | | ||в течение одного месяца со ||порядке, в течение одного года | | ||дня вручения обжалуемого ||со дня вынесения обжалуемого | | Этап 1 ||решения о привлечении или ||решения | | ||об отказе в привлечении к || | | ||ответственности за || | | ||совершение налогового || | | ||правонарушения || | +————++—————————++——————————-+ ——————————— \|/ +————++————————————————————+ | ||Передача налоговым органом жалобы (апелляционной жалобы) в | | Этап 2 ||вышестоящий налоговый орган | | ||в течение 3 рабочих дней с момента поступления в налоговый | | ||орган решения, действие или бездействие которого обжалуется | +————++————————————————————+ \|/ +————++————————————————————+ | ||Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим | | ||налоговым органом | | ||жалоба (апелляционная жалоба) на решение, вынесенное по | | ||результатам налоговой проверки, подлежит рассмотрению в | | Этап 3 ||течение одного месяца со дня ее получения (с возможностью | | ||продления срока рассмотрения жалобы на 1 месяц); | | ||иные жалобы подлежат рассмотрению в течение 15 дней со дня | | ||их получения (с возможностью продления срока рассмотрения | | ||жалобы на 15 рабочих дней) | +————++————————————————————+ \|/ +————++————————————————————+ | ||Уведомление лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), о| | Этап 4 ||принятом решении | | ||направляется в течение 3 рабочих дней со дня принятия | | ||решения по жалобе (апелляционной жалобе) | +————++————————————————————+ —— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — \|/ \|/ \|/ +————++—————++ — — — — — — — — — — -+ + — — — — — — — — -+ | ||Исполнение | Обжалование принятого | Обжалование | ||принятого ||вышестоящим органом |принятого решения | | ||вышестоящим | решения в ФНС России в| в судебном порядке | ||органом решения||общем порядке >|в соответствии с | | Этап 5 ||по жалобе | в течение 3 месяцев со| процессуальным | ||(апелляционной ||дня принятия решения |законодательством | | ||жалобе) | по жалобе | | || ||(апелляционной жалобе) | | +————++—————++ — — — — — — — — — — -+ + — — — — — — — — -+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *