Поправки в конституции

Президент России Владимир Путин во время оглашения послания Федеральному собранию предложил внести в Основной закон страны несколько поправок. Какую процедуру по закону должны пройти поправки перед их внесением — в материале “Ъ”.

Конституция РФ предусматривает возможность пересмотра ее положений. Предложения о поправках могут вносить президент РФ, Совет федерации, Госдума, правительство РФ, парламенты субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой сенаторов или депутатов Госдумы.

В соответствии с законом, в тексты глав 3–8 Конституции вносятся поправки, а положения глав 1, 2 и 9 пересматриваются. При этом Федеральное собрание РФ не наделено правом пересмотра положений глав 1, 2 и 9. Если предложение о пересмотре этих глав будет поддержано тремя пятыми голосов общего числа сенаторов и депутатов Госдумы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное собрание.

Так, одно из нынешних предложений Владимира Путина (о приоритете Конституции РФ над международным правом) как раз предусматривает пересмотр положений статьи 15, главы 1. Но закон о Конституционном собрании в России до сих пор не принят, принцип его формирования не определен.

Правила принятия поправок к главам 3–8 определяются Конституцией РФ, а также федеральным законом от 4 марта 1998 «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Поправки требуют одобрения не менее трех четвертей голосов общего числа членов Совета федерации и не менее двух третей голосов общего числа депутатов Госдумы.

Для вступления поправок в силу необходимо их одобрение парламентами не менее чем двух третей субъектов РФ. Региональный законодательный орган обязан рассмотреть закон о поправках к Конституции не позднее одного года со дня его принятия.

Если закон не получит одобрения двух третей субъектов РФ, то внесение предложений о данной поправке допускается не ранее чем через год.

Одобренный региональными парламентами закон о поправках в течение семи дней направляется президенту РФ для подписания и официального опубликования. В месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке осуществляется официальное опубликование Конституции РФ с изменениями, а также с указанием даты вступления поправок в силу.

Содержание

Изменение Конституции в 2020 году: 10 поправок, предложенных Президентом РФ

Действующая Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году в совершенно иных рыночных и политических реалиях. По мнению Президента, Основной закон до сих пор справляется со своими функциями и не подлежит кардинальным изменениям, но некоторые положения необходимо привести в соответствие с текущими потребностями и целями развития страны. Изменения, которые предложил В. В.Путин, уже назвали революционными.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Всероссийское голосование по поправкам в Конституцию пройдет 22 апреля, в среду.

Хронология

  • 15 января — Президентом предложены поправки в Конституцию. Сформирована рабочая группа для подготовки предложений о внесении поправок. Состав группы можно посмотреть в документе на сайте Кремля.
  • 20 января — законопроект о поправках вынесен на рассмотрение нижней палаты парламента.
  • 23 января — Госдума единогласно приняла в первом чтении президентский законопроект о поправке к Конституции.
  • 03 февраля. Опубликован опрос ВЦИОМа. Около 80% россиян считают поправки, предложенные президентом страны Владимиром Путиным важными и поддерживают их.
  • 11 февраля. Кремль объявит дополнительный выходной для голосования по Конституции. Голосование пройдет в среду 22 апреля.
  • 4 марта – предложение принять законопроект во втором чтении с учетом новых поправок.
  • 10 марта – законопроект принят Госдумой во втором чтении.
  • 10 марта – внесение текста законопроекта к третьему чтению.
  • 11 марта – принятие закона Госдумой и его направление в Совет Федерации.

По результатам работы были приняты два важных решения:

  1. Обнуление президентских сроков действующего Президента. Это означает, что после принятия поправок к Конституции РФ и при согласии Конституционного суда РФ нынешний Президент будет иметь возможность вновь дважды избираться на свой пост, согласно действующему законодательству, но без учета его предыдущих президентских сроков. При этом данная поправка не означает отмену ограничения по количеству президентских сроков.
  2. В Конституции РФ появится упоминание бога: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». При этом РФ все так же останется светским государством. Упоминание бога в Конституции не означает наличия официальной государственной религии.

Ознакомиться со всеми изменениями можно на сайте Государственной Думы.

Какие поправки предложил Президент

В ходе Послания Федеральному собранию Президент предложил закрепить в Конституции изменения по 10 пунктам:

  1. Приоритет Конституции РФ над международным правом на территории страны. Фактически это означает, что международные договоренности, подписанные РФ, действуют только в той части, в которой они не ограничивают права и свободы граждан и не противоречат Конституции. В настоящее время международное право по Конституции выступает составной частью правовой системы. Если международный договор устанавливает отличные от российских законов правила, то применяются нормы международного договора. Таким образом, данная поправка направлена на укрепление российского суверенитета.
  2. Ужесточение требований к кандидатам на президентский пост. Теперь для того, чтобы претендовать на президентский пост, кандидат должен проживать в стране в течение не менее 25 лет и не иметь иностранного гражданства. Пока же в числе требований к кандидатам в президенты значатся возраст не менее 35 лет и постоянное проживание в РФ не менее 10 лет.
  3. Запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство для представителей власти. Такие запреты предполагается распространить на глав регионов, депутатов Госдумы, министров, судей и ряд других должностных лиц («критически важные» должности). Указанный запрет действует и сегодня, но предполагается закрепить его на конституционном высшем уровне.
  4. Изменение статуса и полномочий Госсовета (действует с 2000 года) и усиление позиций губернаторов. Эксперты полагают, что данный губернаторский институт доказал свою эффективность, в связи с чем его роль и значение нужно повышать. Президент предложил повысить роль губернаторов в процессе принятия значимых для федерального уровня власти решений.
  5. Изменение роли парламента. Теперь кандидатура Премьера должна пройти утверждение Госдумой, а Президент не вправе отклонить одобренного кандидата. Помимо утверждения кандидатуры Председателя Правительства, предполагается, что Госдума примет участие в формировании Правительства. Сейчас эти полномочия, которые передаются Парламенту, являются прерогативой Президента. Тем не менее за главой государства сохранится право на отстранение главы Правительства или иных министров при утрате доверия или ненадлежащем исполнении должностных функций. За Президентом также будет сохранено право руководства ВС и силовыми структурами.
  6. Изменения в назначении руководителей силовых ведомств и прокуроров регионов. Теперь такие назначения Президент сможет сделать только по результатам предварительных консультаций с Советом Федерации.
  7. Закрепление в Конституции РФ социальных гарантий. Законодательно закреплено условие, по которому МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума. Предлагается ввести это правило в Конституцию. Еще одна «косметическая поправка» – это закрепление норм об индексации пенсий и достойного пенсионного обеспечения. Пенсия в настоящий момент индексируется 2 раза в год, но Конституция этот вопрос не регулирует.
  8. Усиление роли Конституционного суда. К новым правам Конституционного суда отнесут право проверки законопроекта на конституционность по запросу Президента.
  9. Наделение Совета Федерации полномочиями отрешать от должностей судей КС РФ и ВС РФ. Снятие с должности судей такого уровня допускается по представлению Президента и при совершении ими грубых проступков, порочащих честь и достоинство.
  10. Закрепление принципов единой системы власти. Предлагается также убрать ограничение «не более двух президентских сроков подряд» и заменить на «не более двух президентских сроков». Хотя сам Президент подчеркнул, что этот вопрос не является принципиальным. По действующей редакции один Президент не может находиться у власти более двух сроков подряд. Именно это положение Конституции позволило самому В. В. Путину получить пост Президента в третий раз в 2012 году и в четвертый раз в 2018 году.

Президент уже создал рабочую группу по подготовке конституционных поправок, в которую вошли 75 человек.

История изменений Конституции РФ

Действующая Конституция была принята на референдуме в 1993 году. В нем приняли участие свыше 58 млн россиян.

Конституция за время своего действия неоднократно корректировалась. Так, в период с 1996 по 2008 г. в нее были внесены изменения, связанные с укрупнением субъектов РФ, а также их переименованием.

В 2009 году были внесены более существенные коррективы, когда был расширен срок избрания Президента до 6 лет (ранее он избирался на 4 года), а депутатов Госдумы стали выбирать на 5 лет (ранее – на 4 года). Также в обязанности Правительства включили регулярную отчетность перед Госдумой по результатам работы.

В 2014 году в Конституцию внесли изменения, связанные с объединением ВС и ВАС РФ, а также с принятием в состав РФ Крыма и Севастополя, введением должности федерального сенатора.

В Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года Президент указал на то, что со времени принятия Конституции прошло уже более 25 лет, и текущие российские реалии сегодня изменились. Конституция 1993 года принималась в кризисный период российской истории, который существенно отличается от текущей конъюнктуры. Хотя налицо ряд острых экономических и социальных проблем, в целом ситуацию в стране можно охарактеризовать, как стабильную.

Именно такие причины Президент озвучил в качестве оснований для изменения Конституции. Озвученные предполагаемые поправки в Конституцию не затрагивают ее базовых основ, поэтому они могут быть утверждены Парламентом. Но с учетом того, что коррективы предполагают существенное изменение действующей конфигурации политической системы, а также изменение деятельности законодательной и судебной властей, то Президент посчитал необходимым провести всероссийский референдум по вопросам изменения Конституции. Таким образом, В. В. Путин анонсировал всеобщее голосование по конституционным поправкам, которое может состояться уже весной 2020 года.

Бюллетень 1993 года для голосования по конституции. Источник: wikipedia.org

Как повлияют поправки на конституционный строй РФ

Принимаемые поправки призваны сделать политическую систему РФ более сбалансированной, с более дифференцированной системой сдержек и противовесов между ветвями и уровнями власти. Отдельного внимания заслуживает именно усиление роли регионов через повышение значимости института губернатора. Это идет в противовес с ранее доминирующей тенденцией на централизацию власти. Некоторые эксперты предположили, что сам В. В. Путин может занять определенный пост в Госсовете и сохранить за собой важнейшие властные рычаги.

Важное значение имеет усиление законодательной ветви власти через передачу Госдуме отдельных полномочий по утверждению Правительства. Но это не означает перехода РФ к парламентской республике, так как глава государства сохраняет за собой статус ключевой фигуры в политической системе, и именно у него сконцентрированы ключевые функции.

Что касается закрепления ряда социальных обязательств в Конституции в части зарплат и пенсий, то они не окажут существенного влияния на социально-экономическую ситуацию, так как эти нормы и в текущий момент находятся в рамках федеральных законов.

Можно предполагать, что вынесение конституционных поправок на референдум призвано придать легитимность измененному политическому строю и дать возможность рядовым гражданам ощутит сопричастность с принимаемыми важнейшими решениями на федеральном уровне.

Таким образом, изменения в Конституцию, которые предложил Президент РФ, распространили свое действие на социальные обязательства государства перед гражданами, на положение чиновников и главы государства, а также на конфигурацию политической системы. С учетом важности и значимости поправок предполагается, что окончательное решение по их дальнейшей судьбе примут российские граждане на референдуме.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-31-84. Это бесплатно.

Светлана Асадова Эксперт в сфере права и финансов Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Поправки в Конституцию принимают по очень странной процедуре, которая нигде и никогда не использовалась. Она вообще законна? 

Кирилл Зыков / Агентство «Москва»

11 марта Госдума и Совфед приняли закон о поправках к Конституции РФ. Вторая и третья его статьи посвящены механизму принятия поправок. Эта процедура очень необычна и включает в себя оценку поправок Конституционным судом и общенародное голосование — ни того ни другого раньше не делалось, и этот механизм ранее не был записан ни в каких законах. Тем временем ЦИК уже принял за основу проект «Порядка подготовки и проведения общероссийского голосования». «Медуза» попросила кандидата юридических наук, члена совета движения «Голос» Аркадия Любарева оценить, насколько все это соответствует российской Конституции и общепринятым демократическим стандартам.

Что предлагается

Статья 136 Конституции РФ гласит, что поправки к главам 3–8 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Это значит, что для их принятия требуется не менее двух третей голосов депутатов Государственной думы и не менее трех четвертей голосов членов Совета Федерации. Далее в статье 136 говорится, что поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее двух третей субъектов РФ.

Между тем принятый закон о поправках предусматривает, что после его одобрения органами законодательной власти не менее двух третей субъектов РФ вступает в силу только третья статья этого закона. В ней говорится, что президент направляет в Конституционный суд (КС) запрос о соответствии закона первой, второй и девятой главам Конституции. КС, в соответствии с данной статьей, обязан дать заключение в семидневный срок.

Если суд даст отрицательное заключение, поправки в силу не вступают и общероссийское голосование не проводится. Если заключение окажется положительным, вступает в силу вторая статья закона, предусматривающая общероссийское голосование, которое президент и назначает. Если за поправки проголосуют более половины граждан от числа принявших участие в голосовании, поправки, изложенные в статье 1 закона (то есть основные, в том числе об обнулении президентских сроков Путина), вступят в силу. Если меньше — не вступят.

Какие есть юридические проблемы

Время голосования

Сама по себе идея проведения общероссийского голосования по поправкам, вероятно, не противоречит статье 136. А вот конституционность конкретного алгоритма, который предложен в законе, сомнительна. Принципиальный вопрос: в какой момент проводится голосование? Если бы оно проводилось, скажем, после одобрения Советом Федерации, но до голосования в региональных парламентах, никакого противоречия с Конституцией не было бы заметно. Люди голосуют, выражают свое мнение. И на основе волеизъявления жителей каждого региона законодательные органы этих регионов принимают решения — одобрить или нет. Было бы и демократично, и юридически безупречно.

Но голосовать предлагается тогда, когда свое слово скажут уже все органы, в чьей компетенции одобрение поправок. Если народ проголосует за, то проблемы не будет. А если против? Ведь мы хотя бы теоретически должны предполагать такую возможность. Закон говорит, что в этом случае поправки в силу не вступят. Но статья 136 Конституции не предполагает возможность невступления в силу поправок, одобренных Госдумой, Советом Федерации и двумя третями региональных парламентов.

Роль Конституционного суда

Проблема с заключением Конституционного суда аналогична: оно тоже предусмотрено на слишком поздней стадии. Но с КС есть и другая проблема. Его деятельность регламентируется статьей 125 Конституции РФ и соответствующим федеральным конституционным законом, которые не дают суду таких полномочий. К тому же сомнительно требование о недельном сроке. Вопрос слишком серьезный, чтобы диктовать такие сжатые сроки.

Общероссийское голосование вместо референдума

Статья 3 Конституции говорит, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. А что такое «общероссийское голосование»? Нигде не сказано, что оно является выражением власти народа.

На самом деле общероссийское голосование по поправкам к Конституции подпадает под признаки референдума, которые содержатся в российском законодательстве. То есть по сути оно является референдумом. Но законодатели не называют его референдумом по вполне понятной причине: предлагаемые правила его проведения сильно расходятся с нормами Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации». Поэтому и придумали новую сущность, Конституцией не предусмотренную.

Российское законодательство содержит довольно обширные гарантии прав граждан на участие в референдуме — и граждане их лишаются. А эти гарантии касаются и проверки вопроса, выносимого на референдум, и правил агитации за и против, и правил финансирования такой агитации, и порядка проведения голосования и подсчета голосов под наблюдением представителей разных политических сил, и ответственности за нарушение закона. Вместо этого депутаты наспех придумали коротенькие правила проведения голосования и запихнули их во вторую статью закона о поправках.

Подробно процедура голосования должна быть прописана в документе, который называется «Порядок подготовки и проведения общероссийского голосования» и который должна принять ЦИК. В том проекте, который уже принят ЦИК за основу, сильно усечены многие нормы, которые есть в законах о выборах и референдумах и которые обеспечивают контроль за проведением голосования. В первую очередь это касается контроля за досрочным голосованием и голосованием на дому. На это обращали внимание несколько экспертов при обсуждении проекта в Центризбиркоме. Что решит в конечном счете ЦИК, неизвестно, но пока желания обеспечить такой контроль не заметно.

Голосование за не связанные между собой поправки

Еще одна проблема — соответствует ли предлагаемый порядок не букве Конституции, а демократическим принципам. Поправки представляют собой набор никак не связанных между собой норм (или блоков норм). Сам президент в своем послании Федеральному собранию разделил предложенные тогда поправки на семь блоков. Но позже добавились еще поправки, с этими блоками не связанные.

Тем самым президент явно нарушил положение Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», которое требует, чтобы одним законом о поправке к Конституции охватывались взаимосвязанные изменения конституционного текста (так, между прочим, было в 2008 году, когда два не связанных друг с другом блока поправок вносились двумя разными законопроектами). Из-за этого гражданам предлагается голосовать либо за, либо против всего пакета поправок. И те, кто поддерживает одни поправки, но не приемлет другие, будут лишены возможности выразить свою волю.

В ЦИК голосование за весь пакет поправок уже сравнили с комплексным обедом. Но это не совсем точная аналогия. Все-таки человек, пришедший на комплексный обед, чаще всего четыре блюда и желает. А если не съест одно, то никто насильно засовывать его в рот не будет. Кремлевские политтехнологи, наоборот, стараются прицепить то, что не пользуется поддержкой, к предложениям, имеющим популярность. Возможности отказаться от чего-то не предполагается. Но в этом случае ни общество, ни власть не узнают, какие именно поправки действительно поддержаны гражданами сознательно, а какие пошли, что называется, в нагрузку.

Аркадий Любарев

  • Напишите нам

Какие поправки планируется внести в Конституцию РФ

Общество находится в состоянии постоянного развития. Экономические, политические, социальные, культурные процессы постоянно меняются. Учитывая этот факт, законотворческий процесс тоже не может стоять на месте. Ежедневно представители власти занимаются решением новых вопросов, издавая или корректируя уже имеющиеся постановления, законы, указы, распоряжения и тд.

Основным документом, на основании которого издаются все остальные нормативно-правовые акты, является Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году общенародным голосованием и подписаная Президентом РСФСР Б. Н. Ельциным.

Какие поправки в Конституцию предлагает внести Президент РФ

В апреле 2020 года в России состоится голосование за внесение поправок в действующую Конституцию РФ.

Важно: 1,2 и 9 главы нельзя менять, в остальные же можно вносить изменения.

В голосовании за нововведения могут принять участие все граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. На ежегодном послании Федеральному собранию Владимир Владимирович Путин предложил изменить отдельные статьи и дополнить некоторые главы новыми статьями:

Государственные вопросы

  1. Запретить изменения границы РФ;
  2. Разрешить расположение органов государственной власти вне территории Московской области;
  3. Обозначить федеральные территории и ввести там местную власть;
  4. Подчинить Федеральным законам местное самоуправление

Культурные и социальные вопросы

  1. Ввести вопросы о Боге, не лишая страну статуса светского государства;
  2. Признать русский язык образующим государство;
  3. Обозначить национальную культуру уникальным наследием;
  4. Ввести указ о самобытности различных народностей;
  5. Муниципальная власть должна обеспечивать качественной медицинской помощью;
  6. Обеспечить повышение уровня жизни инвалидов, нуждающихся семей
  7. Развивать молодежные вопросы.

Экономические вопросы

  1. Сделать заработную плату уровнем не ниже прожиточного минимума;
  2. Осуществлять индексацию пенсии 1 раз в год или чаще;
  3. Индексировать все социальные пособия;
  4. Создать условия для повышения экономического роста;
  5. Повысить экономическое состояние путем создания доверительных отношений между гражданами и государством;
  6. Передать сельское хозяйство в управление субъектами РФ.

Вопросы внешней экономики

  1. Вывести приоритет Конституции над международным правом;
  2. Сохранить меры по установлению дружественных отношений с другими странами.

Вопросы законодательной, исполнительной и судебной власти

  1. Ужесточить отношения к депутатам;
  2. Ввести неприкосновенность представителей власти;
  3. Председатель Правительства будет нести личную ответственность перед Президентом;
  4. Президент может убирать с должности генерального прокурора;
  5. Усилить власть Государственного Совета Федераций, разрешать ему снимать с должностей судей;
  6. Государственная дума может самостоятельно выбирать председателя правительства;
  7. Усилить требования к судьям и прокурорам;
  8. Вписать в Конституцию Верховный и Федеральный суд, арбитраж и мировой суд.

Вопросы о главе государства

  1. Изменить условия для возможности вступать в должность (человек должен являться гражданином Российской Федерации не менее 25 лет, замещать не более двух сроков и не должен иметь гражданства других стран);
  2. После отставки сохранить за Президентом личную неприкосновенность;
  3. Усложнить механизмы отстранения от должности;
  4. Увеличить силу воздействия.

Порядок внесения изменений в Конституцию

Внесение поправок в конституцию означает изменение содержания закона. Способ введения изменений в Конституцию описан в 9 главе «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» от 4 марта 1998 года и в 137 Конституции РФ и законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». Там описаны формы и порядок внесения поправок к конституции РФ.

Как изменить Конституцию и кто может вносить изменения в Конституцию РФ:

  • Государственная дума
  • Президент РФ
  • Совет Федерации
  • Правительство
  • Группы от пяти и более человек из Правительства и Совета Федерации

Какие этапы проходят законы, чтобы попасть в Конституцию?

  • Создается проект, отвечающий всем критериям законодательной политики. Проекту дается название и описывается его основной смысл.
  • Предложение на пересмотр передается в Государственную думу.
  • Рассмотрение проекта проходит в три чтения. Если за него голосует более двух третьих от всего числа депутатов, он считается одобренным. Если согласия не происходит, Совет Федерации может внести в Госдуму варианты создания комиссии.
  • После одобрения, в течение пяти дней, проект отправляется в законодательные органы и рассматривается не более года.
  • После принятия представительными органами конституционных поправок есть две недели на отправление постановления в Совет Федерации.
  • На ближайшем заседании Совет Федерации рассматривает нововведения и делает вывод об их принятии.
  • На данном этапе орган законодательной власти, Президент в течение недели могут обжаловать постановление, Верховный суд рассматривает спорные вопросы, опираясь на гражданско-процессуальный кодекс.
  • Если проблем не возникает, то закон направляется Президенту для принятия, подписания и официального оформления.
  • На последнем этапе правовой акт официально печатается в бумажном издании, выставляется на сайтах и афишируется средствами массовой информации.

Как менялась Конституция со дня ее принятия

К началу 19 века существовало уже несколько проектов нового документа – Конституции, однако представители власти не спешили вводить его в действие: это ограничит власть правителя и может подорвать его авторитет.

Несколько столетий потребовалось для того, чтобы в России появилась первая официальная Конституция. В июле 1918 года на 5 Всероссийском Съезде Советов был утвержден первый документ, который официально назывался «Основной закон РСФСР».

Он сразу был напечатан в «Собрании Узаконений РСФСР». В то время политика страны была направлена исключительно на улучшение условий труда, повышение их квалификации и производительности, поэтому основные статьи включали в себя права и обязанности работников.

Вторая Конституция РСФСР пришла на смену первой в 1925 году. Была принята в мае на 7 Всероссийском Съезде Советов. Небольшие поправки были связаны с изменением территориального деления страны, а основные статьи остались в прежнем виде.

«Конституция Сталина» — нормативно-правовой акт, принятый в 1936 году частично менял идеологию, и его суть заключалась в описании процесса построения социализма. В феврале 1935 года И. В. Сталин созвал Конституционную комиссию с целью описания нового закона, суть которого заключалась в изменении политического строя.

Более демократичная версия могла привлечь внимание мировой общественности для совестного противостояния набиравшему популярность движению – фашизму. Здесь появились такие понятия как свобода слова, совести, чести, достоинства, обеспечение старости работавших людей.

Предпоследней редакцией современного варианта стал закон, подписанный я в 1978 году. Одновременно с ней вступила в силу Декларация Верховного Совета РСФСР. Изменилась структура документа, и появились новые главы.

Понятие «развитый социализм» превращало государство в общенародное, но классовое разделение так и продолжало считаться актуальным. Политический режим был назван «социалистической демократией», появились новые права на жилище, образование и бесплатную медицину. В Конституции 1978 года впервые было указано, что РСФСР – суверенное государство.

Самые последние изменения Конституции

Для того чтобы документ, принятый в 1993 году оставался актуальным в современной России, необходимо постоянно осовременивать его и вносить поправки. Первые изменения производились по причине оформления нового наименования субъекта и состава Федерации.

Следующие поправки вводились по вопросам регулирования управления страной. Далее нововведения коснулись судебной власти: прокуратуры, судов, уголовно-исполнительных вопросов, гражданских и процессуальных статей. Последние поправки установились в 2014 году и меняли вопросы о Совете Федерации.

Полезное видео

Предлагаем вашему вниманию разбор поправок к Конституции РФ, которые планируется принять в ближайшее время:

Постоянное развитие общества нуждается в редактировании документов, регулирующих все сферы жизни. Просто необходимо заниматься обновлением Конституции РФ, так как наиболее актуальное формулирование законов, будет давать ответы даже на самые сложные вопросы.

Подписан Закон о поправке к Конституции Российской Федерации

Федеральный закон одобрен Государственной Думой и Советом Федерации 11 марта 2020 года, одобрен по состоянию на 14 марта 2020 года законодательными (представительными) органами 85 субъектов Российской Федерации.

Справка Государственно-правового управления

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (далее – Закон) предусматривает внесение изменений в главы 3–8 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция) в целях совершенствования организации и функционирования публичной власти как инструмента достижения конституционно значимых целей, следующих из положений глав 1 и 2 Конституции.

Законом, в частности, предусматривается следующее.

В Российской Федерации гарантируются уважение и защита человека труда. Государством также гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России.

Устанавливается, что система пенсионного обеспечения формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений. Закрепляется обязательная индексация пенсий не реже одного раза в год.

В Российской Федерации гарантируется обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.

Приоритетом государственной политики России являются дети. В Российской Федерации обеспечивается приоритет семейного воспитания. В случае если воспитание детей в семье невозможно, государство берёт на себя обязанности родителей в отношении таких детей.

Государство берёт на себя обязанность по поддержке и охране культуры как уникального наследия многонационального народа России.

Провозглашается, что Российская Федерация обеспечивает защиту исторической правды, чтит подвиг защитников Отечества. Умаление подвига народа при защите Отечества не допускается.

Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечивает защиту их интересов и сохранение общероссийской культурной идентичности.

В соответствии с Законом к ведению Российской Федерации дополнительно отнесены: организация публичной власти; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области научно-технологического развития; информационные технологии, обеспечение безопасности личности, общества и государства при их применении; космическая деятельность; сельское хозяйство; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования; обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирование культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.

Устанавливается, что Российская Федерация является правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР, признаётся преемственность в развитии Российского государства и сложившееся на протяжении тысячелетней истории нашей страны государственное единство.

Всем лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, должности руководителей федеральных государственных органов, запрещается иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства, а также открывать и иметь счета (вклады), хранить денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Законом устанавливается, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.

Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.

Изменения Конституции Российской Федерации затрагивают конституционный статус Президента Российской Федерации. Повышаются требования к кандидату на должность Президента Российской Федерации. Так, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков. Данное требование предлагается распространить на Президента Российской Федерации, занимающего эту должность на момент вступления в силу Закона, без учёта числа сроков, в течение которых он занимал и (или) занимает эту должность на тот момент.

Согласно Закону Президент Российской Федерации обязан назначить заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, за исключением министров силового блока, в отношении которых предусматривается согласование с Советом Федерации.

За Президентом Российской Федерации закрепляется полномочие назначать на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождать от должности Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров субъектов и приравненных к ним прокуроров, а также назначать на должность и освобождать от должности иных прокуроров, если это установлено федеральным законом.

Предусматривается возможность внесения Президентом Российской Федерации в Совет Федерации представления о прекращении полномочий председателей, заместителей председателей и судей судов, входящих в судебную систему Российской Федерации, в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи.

Законом устанавливается право Президента Российской Федерации формировать Государственный Совет Российской Федерации, определяются цели его формирования, а также цели формирования Совета Безопасности Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации.

В Конституции закрепляются элементы статуса Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, ему устанавливаются конституционные гарантии, а также определяется порядок лишения его неприкосновенности.

Законом предлагается новый подход к формированию Совета Федерации. Так, Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации. В его состав входят представители от каждого субъекта Российской Федерации, представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, а также Президенты Российской Федерации, прекратившие исполнение своих полномочий, в случае их согласия.

В Конституции закрепляется право Совета Федерации, Государственной Думы осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления.

Закрепляется персональная ответственность Председателя Правительства Российской Федерации перед Президентом Российской Федерации за осуществление возложенных на Правительство Российской Федерации полномочий. На Правительство Российской Федерации дополнительно возлагаются следующие полномочия: обеспечение проведения в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики; обеспечение государственной поддержки научно-технологического развития России, сохранение и развитие её научного потенциала; обеспечение функционирования системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, улучшение качества их жизни; поддержка институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечение их участия в выработке и проведении государственной политики; поддержка добровольческой (волонтёрской) деятельности; содействие развитию предпринимательства и частной инициативы; осуществление мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным, создание условий для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Законом устанавливается количество судей Конституционного Суда Российской Федерации – 11 судей. Закрепляются полномочия Конституционного Суда Российской Федерации разрешать дела о соответствии Конституции Российской Федерации проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых законов до их подписания Президентом Российской Федерации; разрешать вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации; проверять конституционность законов субъектов Российской Федерации до их обнародования.

Органы местного самоуправления для наиболее эффективного решения задач в интересах населения во взаимодействии с органами государственной власти включаются в соответствии с Законом о поправке к Конституции Российской Федерации в единую систему публичной власти в Российской Федерации.

Все указанные изменения вступают в силу в случае соблюдения двух условий. Законом о поправке к Конституции Российской Федерации предусматривается обязательное направление в Конституционный Суд Российской Федерации запроса для оценки соответствия предлагаемых изменений положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации. В случае дачи Конституционным Судом заключения о соответствии Конституции Российской Федерации предлагаемых изменений проводится общероссийское голосование.

Если по результатам общероссийского голосования изменения в Конституции Российской Федерации поддержат более половины граждан, которые примут в нём участие, то изменения, предусмотренные Законом о поправке к Конституции Российской Федерации в главы 3–8 Конституции Российской Федерации, вступят в силу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *